Тема любви в творчестве (Есенин С. )

Тема любви в лирике Есенина занимает особое место. Настоящих ценителей русской литературы никак не могут оставить равнодушными эти проникновенные строки, наполненные живым светлым чувством. Читаешь их и, кажется, прикасаешься к вечности, поскольку они пробуждают в душе самые сокровенные чувства. Адресаты любовной лирики Есенина - это женщины, которыми он восхищался и которых боготворил. Надо заметить, с какой искренней нежностью он обращается к ним, насколько чарующие эпитеты подбирает. Стихи Есенина про любовь невероятно мелодичны и красивы. Их хочется читать вслух, вдумываясь в каждое слово.

Никто не может остаться равнодушным к этим потрясающим строкам. В данной статье мы рассмотрим тему любви в лирике Есенина. Чем она отличается? Что в ней можно найти по-настоящему удивительного обычному человеку?

Особенности любовной лирики Есенина

Когда знакомишься с этими завораживающими стихами, создается впечатление, что они затрагивают каждую струну вашей души. Происходит полное погружение в процесс созерцания этих проникновенных строк. Читаешь их и наполняешься какой-то величественной красотой, приносящей радость и моральное удовлетворение. Особенности любовной лирики Есенина заключаются в том, что она очень легко ложится на музыку.

Вот почему так много прекрасных и душевных песен появилось на стихи этого замечательного поэта. Сергея Есенина литературоведы справедливо называют «стихотворным певцом», который умел сказать многое, выразив свои чувства в рифме.

«Заметался пожар голубой»

Одно из самых красивых лирических произведений. Стихотворение проникнуто нежными чувствами и отражает переоценку ценностей, которая происходит в душе лирического героя. Кажется, он готов безраздельно покориться судьбе, отказаться от вредных привычек и даже «перестать скандалить». Сердце лирического героя наполнено светлыми эмоциями, он чувствует в себе возможность многое изменить в жизни, исправить ошибки прошлого.

Сергей Есенин использует очень красивые средства художественной выразительности для выражения своего состояния: «пожар голубой», «злато-карий омут», «волос цветом в осень». По всему видно, что переживание чувства пробуждает в его душе чувства, ведущие к изменению. Стихотворение оставляет приятное ощущение нежной грусти по нереализованным мечтам и помогает вспомнить настоящие цели.

«Ты меня не любишь, не жалеешь»

Стихотворение достаточно известное и красивое. Эти строки пленяют воображение, заставляют душу сжиматься от восторга. Лирический герой находится в состоянии смятения. Ключевой здесь является строка «Кто любил, уж тот любить не может». Сердце лирического героя еще не готово к переживанию новой любви. Слишком много рубцов в душе, которые не дают возможность почувствовать себя по-настоящему счастливым. Может показаться, что он слишком замкнут и опасается наступления дополнительных переживаний. Моральные терзания доставляют много душевной боли, от которой иногда невозможно найти избавления. Лирический герой в какой-то степени разочарован в жизни.

Он одновременно и хочет что-то изменить, и боится принять в свою судьбу значимые события, вот почему в стихотворении появляются слова: «Кто любил, уж тот любить не может». Ведь всегда есть вероятность того, что окажешься обманутым и покинутым. Именно такие чувства испытывает лирический герой, боясь наступления нового разочарования.

«Руки милой - пара лебедей»

Стихотворение невероятно нежное, трепетное и исполненное душевной теплоты. Лирический герой Сергея Есенина восторгается женской красотой, оказывается пленен ею. Он хочет обрести свое истинное счастье, однако конфликт неизбежен: в его душе слишком много сожалений, которые препятствуют счастливому самоощущению. Велика сосредоточенность на проживании субъективного чувства.

«Я не знаю, как мне жизнь прожить» - это выражение растерянности, тревоги и незримого одиночества. Лирического героя беспокоит мысль о том, что большая часть жизни прожита напрасно. Ему трудно определиться с выбором направления, в котором ему нужно следовать. Чувство любви манит его покорять неизведанные вершины, однако он опасается испытать разочарование, боится оказаться обманутым. Лирический герой часто обращается к своему прежнему опыту для того, чтобы сопоставить некоторые вещи, понять, как следует поступить.

«Пой же, пой. На проклятой гитаре...»

Стихотворение невероятно чувственное и посвящено проживанию страстного чувства. Лирический герой ощущает себя безоружным рыцарем, который пустился в захватывающее приключение. Его манят прекрасные порывы и в то же время настораживают. Это одно из самых проникновенных произведений Сергея Есенина.

«Я не знал, что любовь - зараза» - эта строка показывает, насколько мы иногда оказываемся не готовы к проживанию чувства любви. Многих оно страшит, потому что приходится сталкиваться с чем-то доселе неизведанным, отправляться в непознанные дали. Лирический герой понимает любовь как «погибель», которая неизбежно наступает, когда речь идет о красивой женщине. Он уже внутренне готов к разочарованию.

«Глупое сердце, не бейся»

Стихотворение отражает состояние лирического героя, переживающего экзистенциальный кризис. Лирический герой не верит в любовь, называет ее обманом, потому что само чувство всегда заставляет его страдать. Он уже прошел через многочисленные испытания в результате прошлых отношений и не желает повторять совершенные когда-то ошибки. Произведение окутано нотой печали, однако в ней не чувствуется безысходность. Тема любви в лирике Есенина занимает центральное место.

«Я помню, любимая, помню»

Стихотворение проникнуто нотой ностальгии. Лирический герой тоскует по тому времени, когда он был другим: не задумываясь ни о чем, заводил отношения, при этом не накладывал на себя определенных обязательств. Он тоскует по прошлому и, кажется, на мгновение хочет в него вернуться. Вместе с тем какие-то обстоятельства жизни не позволяют туда возвратиться.

Герой сожалеет о каких-то ошибках прошлого, но в то же время понимает, что уже не остается дополнительного времени для того, чтобы попытаться их исправить. Стихи Есенина про любовь проникнуты небывалой нежностью, воодушевлением и светлой печалью. Сильные чувства охватывают душу читателя и долго не отпускают. Эти лирические произведения хочется перечитывать вновь, чтобы ощутить всю их прелесть и величие.

Вместо заключения

Таким образом, тема любви в лирике Есенина - это особенное направление в творчестве поэта. Здесь большое значение имеют чувства и их развитие. Лирический герой раскрывается с неожиданной и прекрасной стороны. Ему предстоит многое узнать о самом себе, научиться принимать собственное эмоциональное состояние.

С. А. Есенин известен как поэт, воспевший красоту русской природы и любовь к женщине. Как ни у кого другого, тема любви звучит у него очень ярко, завораживающе и, в большинстве случаев, печально. Особенность любовной в том, что она показывает две стороны чувства: счастье и следующие за ним грусть и разочарование. Любвеобильный поэт посвящал стихи многим женщинам, каждая из ни была для него неповторимой, поэтому по-особому звучит и каждое стихотворение.

Объекты стихотворений любовной тематики

Особенность любовной лирики Есенина невозможно понять, не узнав о женщинах, которым поэт посвящал свои стихи. Есенин имел репутацию не только разгульного хулигана, но и Дон Жуана, у которого было много женщин. Безусловно, поэтическая натура не может жить без любви, таким и был Есенин. В собственных стихах он признавался, что его любила ни одна женщина, да и он тоже не раз был влюблен. Одним из первых ярких увлечений поэта стала Анна Сардановская. Тогда еще 15-летний Сережа влюбился и мечтал, что, достигнув определенного возраста, женится на ней. Именно о доме Анны поэт сказал: "Низкий дом с голубыми ставнями, не забыть мне тебя никогда".

Следует сказать о том, что не всегда по лирике поэта можно было точно определить, какая женщина стала адресатом. К примеру, героиня поэмы "Анна Снегина" имеет сразу три прототипа: Анна Сардановская, Лидия Кашина, Ольга Сно. С именем последней у Есенина были связаны очень яркие воспоминания о его первых шагах на литературном поприще. Поэт посещал салон этой писательницы, где участвовал в дебатах и спорах, постепенно привыкая к столичной жизни литераторов.

Нельзя не сказать о жене поэта, Ее образ стал важен не только при создании любовных стихотворений. Ей также была посвящена поэма "Инония". О Зинаиде говорится в стихотворении Есенина "Письмо от матери": "Свою жену легко отдал другому". Именно Райх является лирической героиней стихотворения "Собаке Качалова".

Пожалуй, самое яркое и противоречивое чувство в судьбе поэта - это его любовь к До сих пор не все могут понять, что привлекло совсем молодого русоволосого красавца в уже зрелой женщине Айседоре. Результатом отношений с известной танцовщицей стал цикл кабацкая". "Я искал в этой женщине счастья, а нечаянно гибель нашел", - восклицает поэт.

Анализ поэзии

Уже в самых первых стихах проявляется основная особенность любовной лирики Есенина: любовь для любого человека - это трагедия. В качестве примера можно привести стихотворение "Хороша была Танюша ". Легкий стиль подчеркивает удалую молодую жизнь, но противоречит звучанию стиха его финал. Танюша убивает себя из-за несчастной любви. Безусловно, ранняя лирика поэта - это прежде всего гимн Родине. Большинство произведений этого периода посвящены Руси, деревне, животным. Зато в более поздние годы Есенин реализовал себя как истинный воспеватель любви.

Стихотворения 20-х годов

Удивительно, но тема любви стала одной из основных именно в тот период, когда поэт начал величать себя хулиганом. В цикле стихов "Любовь хулигана" отчетливо слышатся мотивы мимолетности любви, ее недолговечности, но при этом чувство описывается как очень яркий момент в жизни, ради которого человек готов на все. В некоторых текстах Есенин использует вульгарную, грубую лексику, даже порой нецензурную. Несмотря на это, они полны чувства, глубокой боли, в них слышен крик души, жаждущей любви, потерянной и запутавшейся в житейской рутине ("Сыпь гармоника ", "Пой же, пой").

Анализ стихотворения "Заметался пожар голубой"

В этом тексте ярко проявилась такая особенность любовной лирики Есенина, как использование ярких метафор и эпитетов. Поэт выражает сожаление о том, что потратил много времени на кутежи и скандалы, забыв о том, что является в жизни главным. Есенин произносит такую мысль: он отрекся бы даже от поэзии, только бы прикасаться к нежной руке и волосам "цветом в осень". Пожалуй, ни один из поэтов не смог бы настолько трогательно описать чувства удалого хулигана. Стихотворение демонстрирует все важные особенности любовной лирики Есенина (сочинение на данную тему обязательно должно содержать его анализ), одной из которых является жизненность. Прежде всего она обусловлена автобиографичностью. Каждое описанное чувство было пережито самим поэтом.

"Пускай ты выпита другим"

Стихотворение исполнено благородной печали по прошедшему. Автор выражает сочувствие всему тому, что было раньше, и тому, что так и не свершилось. Особенность любовной лирики Есенина в том, что любовь всегда печальна. Поэт акцентирует внимание на том, что в человеческой жизни все происходит не так, как в мечтах. Виной этому человеческая глупость, стремление к мелочным ценностям, беспечность. В этом тексте поэт признается своей лирической героине: лишь она одна могла быть ему настоящим другом и женой, но они оба не сберегли себя друг для друга.

Цикл "Персидские мотивы"

Это настоящая жемчужина любовной поэзии. Красивый восточный стиль, особая музыкальность и яркие образы - таковы особенности любовной лирики Есенина в данном цикле. Одно из самых ярких произведений "Шаганэ ты моя, Шаганэ". Оно необычно благодаря своей композиции. Первые строки стиха звучат рефреном и повторяются в последней строфе. Но главная особенность в том, что каждая строфа строится по принципу кольцевой композиции.

В этом тексте наиболее ярко воплотились особенности любовной лирики Есенина. Сочинение по литературе, написанное на данную тему, непременно должно включать рассмотрение средств художественной выразительности, ведь здесь поэт добился потрясающей красоты именно благодаря необычным речевым оборотам. Как странно и одновременно сильно звучит строка "Я готов рассказать тебе поле". Обилие эпитетов позволяет автору выразить любовь к своей родной стране и тоску по ней.

"Я спросил сегодня у менялы..."

В этом удалось выразить свое отношение к такому загадочному чувству, как любовь, прямо. Лирический герой узнает от персидского менялы о том, что любовь не может быть обозначена никакими словами, ее могут выразить только прикосновения, взгляды и поцелуи. Снова необычная композиция. Первая строка повторяется в каждой строфе, создавая особую ритмичность.

Особенности любовной лирики Есенина (кратко)

Рассмотрим основные черты любовных стихотворений поэта:

  1. Любовь как наваждение, болезнь, описание чувства, которое губит человека - вот особенности любовной лирики Есенина. И Маяковского, и некоторых других поэтов того времени. В начале 20 века такой взгляд на это чувство был очень актуальным среди писателей.
  2. Любовное чувство способно на мгновение вытащить человека из повседневной рутины, но, к сожалению, оно не вечно. А после остаются лишь приятные, но в то же время и мучительные воспоминания, щемящие грудь.
  3. Использование ярких поэтических образов (сравнений, метафор и эпитетов). Кстати, это особенности любовной лирики Есенина, Блока, Маяковского и других поэтов Серебряного века, которые искали поиски нового стиха, новой формы и слова.

Таковы особенности любовной лирики Есенина. Краткое сочинение должно отразить все три пункта, причем их необходимо подтвердить конкретными примерами. Это сделать легко, ведь практически в каждом из стихотворений так или иначе затрагивается эта тема. В качестве материала для создания работы по теме "Особенности любовной лирики Есенина" (сочинение или эссе) можно взять такие запоминающиеся тексты, как "Руки милой - пара лебедей", "Письмо к женщине", "Собаке Качалова", "Никогда я не был на Босфоре".

Есенин раскрывается в своих стихах. Он дает возможность каждому, кто читает поэмы, заглянуть прямо в душу одному из самых гениальных людей России того времени.

Биография поэта

Сергей Есенин (3 октября) в 1895 году в Рязанской губернии, а умер 28 декабря в 1925 г. в Ленинграде. Всю жизнь он страстно любил свою родину, что, безусловно, прослеживается во многих его стихах. Страна вдохновляла его на лирику.

Жители России становились героями в поэмах. Зачастую он описывал простую крестьянскую жизнь.

В отличие от того же Некрасова, Сергей Александрович знал о крестьянских проблемах не понаслышке, поскольку и сам был в том же положении.

Судьба была к нему благосклонна, и в 1904 году мальчик отправился постигать основы наук в земское училище Константинова. Затем продолжил обучение в церковноприходской школе. Закончив ее, Есенин собрал вещи и переехал в Москву. Там он поначалу работал в лавке у мясника, потом в типографии. При этом не забывал про обучение. Был вольнослушателем в Народном университете им. Шанявского, где посещал курсы истории и философии.

Начало поэтической жизни

Работа в типографии позволяла знакомиться с писателями и поэтами, которые приходили издаваться. Его первые стихотворения опубликовал журнал “Мирок” в 1914 году. Его не смутило то, что пришлось писать на детскую тематику. Любовь в лирике Есенина проявилась позже.

В 1915 году его впервые услышали Городецкий и Блок. А годом позже его забрали в армию. Шла война, на которой он стал санитаром. В то же время вышел первый сборник стихов «Радуница», принесший ему популярность.

Есенина любила императрица Александра Федоровна и ее дети. Он выступал перед ними в Царском Селе.

Новая эра

В начале 20-х годов молодой Сергей Александрович открывает для себя имажинизм и становится его представителем.

После поездки по Средней Азии увлекся восточными мотивами, песнями, стихами.

В двадцать первом году происходит событие, которое меняет его жизнь. Он влюбляется в Айседору Дункан, танцовщицу, на которой через полгода женится. После свадьбы они уехали за границу и там провели В Америке пара задержалась на четыре месяца.

Вскоре по возвращении брак распался.

Есенин посвятил себя издательскому делу и небольшому книжному магазинчику. До самой смерти много путешествовал.

Последние годы

В последние годы на него заводили несколько уголовных дел за драки, пьянство, неприличное поведение.

Советское правительство старалось поддерживать Есенина, считая его гением того времени. Раковский советовал Дзержинскому отправить поэта в санаторий, где того вылечат от пьянства.

В 1925 году Сергея Александровича удалось заставить лечь в больницу. Но в декабре того же года он выписался, взял все деньги из своих сбережений и уехал в Ленинград. Там он встречался с видными писателями и литераторами, жил в дорогой гостинице.

Есенин страдал от депрессии. И в той же гостинице, написав пару строчек нового стихотворения, он повесился.

Тема любви в лирике Есенина

Сергей Александрович был не просто поэтом, он был художником и даже музыкантом. Такая чувственная натура артиста страдала от одиночества. Он был женат три раза. Менял одну любовницу за другой. Ни одна не принесла ему долгожданного счастья.

Но все они были в свое время откровением для поэта. Каждая становилась музой.

Тема любви в лирике Есенина не была похожа на те же переживания у других. Автор сделал ее актуальной и очень интимной.

Эта тема начала звучать с самого начала в его поэмах. В первых стилизованных под фольклор произведениях вроде «Подражания песне» он наслаждается желанием быть любимым, возможностью украсть поцелуй девушки. Стихотворение больше напоминает лирический напев.

Юная любовь в творчестве Есенина

Первые произведения он посвящал Анне Сардановской. В них Есенин предчувствует радость предстоящей встречи.

Тема любви в творчестве Есенина позже стала смешиваться с восторгом от природы его страны. Он наделяет цветы, деревья, природные явления характерными женскими обличьями. К примеру, Кашину он сравнивает с невинной юной березой. Длинные косы ее причесывает луна. И в то же время в стихотворении рассказывается о том, как пастушок приходит к дереву, что превращается метафорически в девушку. Он обнимает ее за оголенные коленки. Но ухаживания эти невинны.

Книга Есенина «Стихи о любви» тоже пропитана целомудренными чувствами. Она не получила должного внимания и не была опубликована. А затем тема любви в стихотворениях Есенина начала преображаться. Она видоизменилась.

Есенин на перекрестке

Меняется его настроение в «Москве кабацкой». Мало того что Есенин переживал трудности в личном плане. Менялась Россия. Возникало абсолютно новое государство, с другими моральными ценностями. Ему казалось, что больше никому его творчество не понадобится.

В то же время поэт начал искать утешения в алкоголе. Он попробовал заглушить боль, и ему ненадолго стало легче. С тех пор Есенин не мог себе отказать.

Опьянелый от вина, он утратил свою невинность взглядов. Поэт пишет «Письмо к женщине», ставшее его исповедью, признанием в том, что напивается из-за страданий.

Тема любви в творчестве Есенина превращается отныне из божественного знака в чуму, в болезнь. И он становится циником, видящим лишь плотские проявления чего-то ранее святого.

Женщины превращаются в собачью свору, готовую загрызть его. Но в конце стихотворения поэт описывает, что не в силах сдерживать слезы, и просит прощения.

Сергей старается заглушить собственную боль любовью. Тема любви в поэзии Есенина становится лекарством. И снова его произведения становятся окрыленными и преисполненными надежд.

Новая любовь

У него появляется новая муза - Августа Миклашевская. Она исцеляет Есенина, дает возможность творить. У поэта рождается цикл стихов «Любовь хулигана». Он опять идеализирует некогда ненавистное чувство.

Ярким примером этого периода жизни можно назвать стих «Заметался пожар голубой». Есенин уверяет, что для него это чувство возникло как впервые, и он теперь не хочет скандалов и ссор. Алкоголь забыт. Жизнь окрасилась в яркие краски. Тема любви в лирике Есенина преобразилась. Себя поэт сравнивал с хулиганом, которого приручили.

Августа стала его новым смыслом. Он сравнивал ее даже с Богоматерью.

А в 1924 году у поэта наступает новый виток в жизни. Он знакомится в Батуми с другой музой, Шаганэ. Ей лирик посвятил множество стихов. Для нее создал «Персидские мотивы». Все они словно одно признание своих чувств.

Он писал о том, что не знает персидского, но язык не помеха. Тема любви в поэзии Есенина понятна для всех. В этом сборнике светлое чувство смешивается с ностальгией по родному дому.

В нем сражаются две стороны. Одна из них сходит с ума по девушке, вторая не может оставить Родину.

Финальные аккорды лирики

Есенин после многих попыток обрести любовь, окончательно в ней разочаровывается. Последние стихи больше пропитаны ненавистью к светлому чувству, иронией, цинизмом. Он подмечает лишь неискренность в женском поле, видит его лукавство. В одном из стихов Есенин называет дам пустыми.

До последнего момента он верил, что может встретить свою мечту, настоящее чувство. Ему хотелось увидеть идеал. В стихотворении «Листья падают, падают листья» звучит не столько отчаяние, сколько желание быть любимым, отдаться любви, повстречать чистую девушку, с которой можно прожить до конца дней. Есенину хотелось успокоиться. И он искал ту, которая могла бы излечить раны повидавшего многое поэта.

Лирика Есенина передает читателям полную и подлинную гамму его чувств. В ней нет лжи. Она целиком соответствует биографии поэта. Все его эмоции были выплеснуты на бумагу. Казалось, что Есенин ничего не утаивал от других. Он жил, словно открытая рана.

Возможно, именно поэтому его поэзия до сих пор остается такой актуальной. Она всегда будет популярной, любимой многими. Ведь он говорил для людей и о человеческих чувствах.

Поэт понимал это. Тема любви в лирике Есенина доступна и понятна каждому. Все ее переживают. Большинство страдает от каких-то проблем.

Любовь к России

Виды любовной лирики бывают разными. Она может быть адресована к родным, к близким, а может относиться и к целому государству.

Есенин был любимым поэтом для императорской семьи, а позже стал народным достоянием при советском обществе. Как так могло произойти?

Все дело в том, что он говорил общим языком с народом. Тема любви в была наполнена признательностью к своей стране. Он не один раз пожертвовал личным счастьем ради нее.

Чаще всего Родина отвечала ему взаимностью.

Сергей Александрович как-то подметил, что вся лирика его живет только благодаря любви к России. В его поэзии это название встречается, возможно, чаще, чем все остальные.

Есенин не уставал делать признания в своих чувствах к Руси. Эта любовь легла в основу всех его жизненных деяний. Она оказалась сильнее, чем сам поэт.

Все, что ощущал Есенин, что окружало его, и было Родиной. Ему сложно давалось отделить одну тему от другой. Любовь к своему государству вплеталось в другие сюжеты. Очень часто она соединялась с женскими образами и становилась еще более личной.

К примеру, в его строках про осень описывается девушка, «выпитая» другими, с усталостью в глазах.

Природа России всегда была для Есенина чем-то живым, с душой и сердцем. Животные и деревья, времена года становятся такими же важными, как и образы женщин.

Быть может, только эта красота, нежность окружающей среды удерживала долгое время депрессию, которую испытывал Сергей Есенин. Тема стала его отдушиной.

Поэт и политика

В своей любви он не был слеп. Сергей Александрович видел порочность труда крестьян, их нелегкую жизнь. стала для него небывалым достижением, прогрессом. Он надеялся на изменения.

Есенин разочарован тем, что к власти приходят не эсеры, а большевики, и культурой перестают интересоваться.

Со временем поэт предпринимал попытки смириться и полюбить новую власть. У него практически получилось это после поездки в Америку. Но поздние стихи свидетельствуют о том, что он прекрасно помнит те времена, когда власть принадлежала монархии, и ему тяжело угнаться за прогрессом.

Тема любви занимает важное место в лирике Есенина. Раннее творчество Есенина посвящено России, восхвалению родных краев. Стихи Есенина – отражение красоты русской природы, деревенский быт народа. Его поэзия была близка разным слоям общества, потому что он писал о том, что волнует общество. Тема любви к Родине – основа многих произведений поэта. Эти две темы слились воедино в лирике поэта.

(«О родина!» «Где ты, где ты, отчий дом...»)

Поэт восхищался природой России, ее бескрайними полями, лугами. Многие стихотворения о природе стали текстом для песен.("Край любимый! Сердцу снятся...") Он воплощал образ женщины через природные явления, наделял цветы, деревья характерными женскими обличьями. Для ранней лирики характерны фольклорные мотивы. Лирический герой наслаждается красотой, он молод и готов любить. Так, первые произведения Есенин посвящал Анне Сардановской. В них Есенин предчувствует радость предстоящей встречи.

Изменения в стране отразились в лирике поэта. Любовная лирика становится более откровенной, наполненной переживаниями. («Письмо к женщине»)

Цикл стихов «Любовь хулигана» посвящена Августе Миклашевской. Любовь снова становится чистым и светлым чувством. Лирический герой в произведении смог перебороть себя и заново открыть для себя любовь.

В 1924 г. музой поэта становится Шаганэ, которой он посвятил «Персидские мотивы». Поэма расширяет границы любви, для того, чтобы любить не обязательно знать язык. Поэт отделяет это чувство от материального мира, любовь – состояние души.

Поздняя лирика поэта – отражение разочарований и несбывшихся надежд поэта. Есенин больше не восхищается светлым чувством, видит в женщинах неискренность. Поэт так и не смог найти свой идеал. В конце своей жизни в 1925 году Есенин пишет стихотворение

«Листья падают, падают листья». Это произведение – разочарование в любви, в верности.

Стихотворения Есенина – отражение его личных переживаний. Любовная лирика показывает жизненный путь поэта, изменения в его мировоззрении и идеалах. Есенин - загадочная личность. Высказывание: "Вся жизнь театр, а люди в ней актеры" - раскрывает сущность характера поэта. Он был многолик, отличался особой чуткостью, поэтому его произведения такие искренние.

Его поэзия есть как бы разбрасывание обеими пригоршнями сокровищ его души.
(А. Толстой)
Лирику Есенина нельзя не любить. Все, о чем бы ни писал поэт: о родине,о природе, о любви, переломных моментах истории, - во всем ясно слышится искренность и теплота. Может, именно таким был и сам поэт. Он никогда не скрывал своих мыслей, чувств, тревог и надежд.
Без стихов о любви невозможно представить себе поэзию С.Есенина. Его любовную лирику отличает нетрадиционное, неклассическое выражение "вечного" чувства. Действительно, стихотворения Есенина о любви не переносят нас в мир возвышенных и изящных представлений - любовь в его творчестве зачастую представляет стихией, которая безудержна в своем проявлении.
В ранних стихах Есенина присутствуют мотивы русских народных песен о неразделенной любви и смерти, об утраченной юности. Юношеская любовь лирического героя возникает внезапно, что изображается в виде конкретной картины, предшествующей появлению чувства:
Ты поила коней из горстей в поводу,
Отражаясь, берёзы ломались в пруду.
Я смотрел из окошка на синий платок,
Кудри черные змейно трепал ветерок.
Любовь лирического героя заканчивается трагически, в духе переосмысленных молодым поэтом народных сюжетов:
В пряже солнечных дней время выткало нить:
Мимо окон тебя понесли хоронить.
И под плач панихид, под кадильный канон,
Все мне чудился тихий раскованный звон.
Таким образом, ранняя любовная лирика Есенина носит чувственно-созерцательный, мечтательный характер. Но в ней нашла отражение и стихийная сила чувства, имеющего земную природу и временами даже грубого в своем проявлении. Любовь в есенинских стихах этого периода конкретна и мимолетна. В более поздней лирике возникает собирательный образ любимой, которому поэт придает чувственные, но в то же время идеальные черты.
ПО мере того как в творчество поэта все более ощутимо стали звучать мотивы разочарованности в жизни, претерпел изменения и его женский идеал: с ним теперь, в первую очередь, связываются не надежда на понимание и вдохновение, не душевные порывы, а представления о чувственных радостях жизни: "Да, мне нравилась девушка в белом, но теперь я люблю в голубом..."
Этот период есенинского творчества отмечен максимализмом в проявлении чувств. Стихийная грубость в выражении эмоций сменяется столь же стихийным раскаянием. Такие особенности характерны, например, для цикла стихов "Москва кабацкая". Однако они не свидетельствуют о том, что идеал любви в поэзии Есенина был к этому времени окончательно утрачен. Мне кажется, что представления об этом идеале были связаны у поэта исключительно с юностью, когда даже безответная любовь наполняет душу светом. Об этом Есенин упоминает в своей поздней поэме "Анна Снегина".
Именно своей мимолетностью и неповторимостью ценно для Есенина юношеское чувство. Воспоминание о нем он перенес через свою короткую, но полную бурных событий жизнь. И сегодня стихи поэта о первой любви греют нас отраженным светом его чувства.

Поделиться