Профессиональная деятельность специалиста дефектолога. Эссе «Профессия дефектолог-это…

Серьезную тревогу сегодня вызывают проблемы здоровья дошкольников и младших школьников. По данным Государственного доклада «О состоянии здоровья детей в Российской Федерации» 20 % дошкольников имеют отклонения в состоянии здоровья, а в начальных классах этот процент увеличивается до 50%. За период обучения в школе число здоровых детей уменьшается в 4 раза, растет число детей с близорукостью, нервно -психическими расстройствами, нарушениями осанки и т.д.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья на тему «Компетенции дефектолога в профилактике нарушений развития ребёнка»

Введение

Серьезную тревогу сегодня вызывают проблемы здоровья дошкольников и младших школьников. По данным Государственного доклада «О состоянии здоровья детей в Российской Федерации» 20 % дошкольников имеют отклонения в состоянии здоровья, а в начальных классах этот процент увеличивается до 50%. За период обучения в школе число здоровых детей уменьшается в 4 раза, растет число детей с близорукостью, нервно -психическими расстройствами, нарушениями осанки и т.д.

Причины нарушения развития детей во все времена интересовали человечество. Вопрос систематизации этих сведений до сих пор незаслуженно оставался без должного внимания. В настоящее время большая часть этих причин установлена и отражена в медицинской литературе. Но до сих пор нет единого мнения о том, на каком этапе развития индивида и какие причины (или их группы) доминируют. Например, когда речи идёт о нарушениях интеллекта, 90% случаев приписывают пренатальным проблемам, 3% - перинатальным и 7% - постнатальным.

Спектр нарушений развития очень широк. Для биологической полноценности индивида существенны социально - психологические факторы, а с психолого-социальной точки зрения для полноценно развивающейся личности существенны и биологические факторы .

Проблема здоровья детей на сегодняшний день как никогда актуальна. Мы, взрослые, привыкли считать, что для детей самое важное - это хорошо учиться. А можно ли хорошо учиться, если у тебя кружится голова, если организм ослаблен болезнями, если он не умеет бороться с недугом. Очевидно, что только медицинские нововведения не могут в полной мере обеспечить существенного улучшения детского здоровья, если не произойдут определенные изменения на уровне образовательных учреждений в организации учебно-воспитательного процесса.

В настоящее время можно с уверенностью утверждать, что именно педагог в состоянии сделать для здоровья современного ученика больше, чем врач. Это не значит, что педагог должен выполнять обязанности медицинского работника. Просто свою деятельность педагог должен построить так, чтобы обучение и воспитание детей в учреждении не наносило ущерба здоровью. Ведь только здоровый ребенок способен успешно и в полной мере овладеть образовательной программой. А нарушение здоровья, как правило, приводит к трудностям в обучении, особенно если в классе, в группе не созданы условия для нормальной жизнедеятельности организма обучающихся, воспитанников.

В настоящее время учитель-дефектолог не может быть просто источником знаний, т.к. запросы современного общества идут в разрез с тем академическим образованием, которое даёт школа. Поскольку в нашей стране необходимы люди нового качества, способные действовать самостоятельно, обеспечивать себя и других, быть ответственными за своё дело, и прежде всего, должен выступать как организатор и координатор воспитательного процесса и научить детей добывать знания, объективно оценивать себя и свои возможности, работать самостоятельно и отвечать за результаты своего труда. А чтобы добиться уважения и любви со стороны детей, надо доказать, что ты стоишь этого. Как это сделать? Для каждого педагога очень важны эмоционально-ценностная и творческая сфера деятельности, а также, знания компетентностей. У профессионального педагога должна быть внутренняя мотивация к качественному осуществлению своей деятельности. Одним из главных качеств учителя - дефектолога является готовность помочь. Одним из неотъемлемых качеств является и его профессионализм. В настоящее время дети могут получить практически любую информацию самостоятельно, поэтому нам просто необходимо обновлять и расширять свои знания. Образовательная деятельность становится ярче, живее и интереснее, если мимика и пантомимика педагога показывают, что он сам заинтересован в образовательном процессе. Дети чувствуют, что в них заинтересованы. Одним из важнейших факторов, влияющих на профессионализм является - самообразование. Поиск новых приёмов, методов и технологий актуален особенно в наше время. Ребёнка - представителя нового поколения практически невозможно заставить что-то сделать, если с ним не договоришься или не заинтересуешь. Следовательно, необходимо выбирать такие технологии, которые давали бы возможность это осуществить. Технологии должны способствовать развитию ключевых компетенций детей: исследовательских, социально–личностных, коммуникативных, организаторских, личностно–адаптивных, информационных и ключевых компетентностей: способность работать без постоянного руководства, способность брать на себя ответственность по собственной инициативе, способность осваивать какие – либо знания по собственной инициативе, умение анализировать новые ситуации и применять уже имеющиеся знания для анализа и обобщения.

Компетентностный подход – относительно новый ракурс исследования проблем образования. Понятия «компетентность», «компетенция», «компетентностный подход» как системно-образовательные и педагогические категории вошли интенсивно в понятийный аппарат наук об образовании.

Профессиональная компетентность педагога-дефектолога оказывает влияние на все области его педагогической деятельности, содержание которой в значительной степени определяется характером взаимодействия со всеми участниками коррекционно-образовательного процесса. В современных условиях полноценное содействие развитию и образованию ребенка с особыми потребностями возможно только в широком социокультурном и межличностном контексте, следовательно, педагог-дефектолог должен привлекать к учебно-образовательному и воспитательному процессу, как различных социальных партнеров, так и множество узконаправленных специалистов. Успешность коррекционно-развивающего воздействия напрямую связана со способностями педагога-дефектолога строить позитивные отношения с родителями, детьми и коллегами в форме активного взаимодействия, а последнее, обусловлено, в том числе, и степенью сформированности у дефектолога социальной компетентности .

  1. Направления работы дефектолога

Диагностическое направление. Диагностическая работа педагога является составной частью комплексного изучения ребенка специалистами школьного ПМПк. Основная задача этого направления – прогноз возможных трудностей обучения и развития каждого ребенка, определение причин и механизмов уже возникших проблем. Диагностическая деятельность включает: изучение личных дел учащихся (педагогическая характеристика, заключение о нервно-психическом состоянии школьника); посещение семьи (установление контакта с родителями ребенка, изучению условий жизни ребенка, индивидуальных особенностей и положительных сторон ребенка); наблюдение за ребенком в урочное и внеурочное время; изучение продуктов деятельности ребенка (тетрадей, рисунков, поделок); использование стандартизированных методик. Диагностическая деятельность специалиста может решать разные задачи. В связи с этим выделяются: Первичная диагностика учащихся. Цель: определение уровня актуального и «зоны ближайшего развития» ребенка, причин и механизмов трудностей в обучении, выявление детей, нуждающихся в специализированной помощи. Динамическое изучение учащихся. Цель: отслеживание динамики развития ребенка, определение соответствия выбранных форм, приемов, методов обучения и воспитания уровню развития учащегося (2 раза в год).

Этапная диагностика. Цель: констатация результативности и определение эффективности коррекционного воздействия на развитие учебно-познава-тельной, эмоционально-волевой сфер ребенка.

Текущая диагностика. Цель: обследование учащихся по запросу родителей, педагогов, специалистов школьного консилиума (по мере необходимости).

Коррекционное направление. Представляет собой систему коррекционного воздействия на учебно-познавательную деятельность, личностную сферу ребенка с ОВЗ в динамике учено-воспитательного процесса. Основные направления коррекционно-развивающей работы: сенсорное и сенсомоторное развитие; формирование пространственно-временных отношений; умственное развитие (мотивационный компонент, операционный и регуляционный компоненты); нормализация ведущей деятельности возраста; формирование разносторонних представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, обогащение словаря, развитие связной речи. Ориентировочные формы и методы работы могут быть следующими: индивидуальные и групповые коррекционные занятия, беседы; социально-психологический тренинг межличностного общения; имитационные, профориентационные и деловые игры, учебные дискуссии; вовлечение детей в творческие объединения по интересам; вовлечение родителей в работу с детьми. Нет единой, уникально успешной методики, приема или формы работы с учащимися и их родителями. Все зависит от конкретной ситуации, мимо которой нельзя пройти, а иногда следует и специально создать.

Консультативно-просветительское и профилактическое направление

Консультативно-просветительское и профилактическое направления работы дефектолога проводятся для оказания помощи родителям, педагогам ДОУ в вопросах обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями .

Принципы работы дефектолога:

1) Использование комплексного подхода к мониторингу, коррекции и реабилитации, основанного на соблюдении принципа единства диагностики и коррекции. Мониторинг является составной частью комплексного изучения ребенка специалистами психолого-медико-педагогического консилиума ДОУ. Результаты дефектологического обследования обязательно сопоставляются с психологическими, логопедическими, медицинскими, педагогическими данными и обсуждаются на заседаниях консилиума.

2) Осуществление этиопатогенетического подхода к анализу нарушений. Мозаичность поражения центральной нервной системы при задержке психического развития церебрально-органического генеза приводит к значительной неоднородности нарушенных и сохранных звеньев психической деятельности ребенка, к выраженной неравномерности формирования разных ее сторон и определяет необходимость дифференцированного подхода в работе учителя-дефектолога по преодолению трудностей воспитанников.

3) Учет возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, на основе максимальной активизации «зоны ближайшего развития». Содержание образовательной деятельности строится в рамках ведущей деятельности дошкольного возраста, на материале, соответствующем требованиям дошкольной программы. Коррекционно-развивающие упражнения подбираются таким образом, чтобы, с одной стороны, они были бы доступны для выполнения воспитанниками, а с другой – уровень их сложности позволял бы активизировать потенциальные возможности ребенка. На занятиях широко используются различные виды помощи – от минимальной до максимальной.

4) Осуществление междисциплинарного взаимодействия специалистов, характер которого определяется структурой нарушения и первоочередными задачами коррекционного воздействия. В процессе комплексного мониторинга выявляются стороны ребенка, нуждающиеся в коррекции, составляются комплексные программы его развития, которые должны предусматривать приоритетные направления коррекционной работы каждого специалиста, суммарную нагрузку на воспитанника, рекомендации педагогу и родителям.

5) Организация динамического наблюдения за развитием детей, которое проводится с целью отслеживания динамики развития ребенка, определения соответствия выбранных форм, приемов, методов обучения уровню развития учащегося. В процессе динамического изучения также решаются задачи дифференциации сходных состояний нарушений развития.

6) Систематическое проведение соотносительного анализа состояния сформированности знаний, умений, навыков и психофизического развития ребенка. Сопоставление реальных достижений ребенка с развитием познавательной сферы позволяет корригировать коррекционные программы, намечать «обходные пути» в обучении, варьировать приемы работы педагога, выбирать адекватные формы обучения в каждом отдельном случае.

  1. Содержание и уровни овладения компетенциями

Способность проектировать профилактические и коррекционно-развива-ющие программы для детей с разными типами ОВЗ;

Знание основных принципов разработки профилактических и коррекционно-развивающих программ для детей с ОВЗ;

Понимание сущности, задач, методов профилактической и коррекционно-развивающей работы с детьми с разными типами ОВЗ;

Умение проектировать программы деятельности на основе современных научных подходов к профилактической и коррекционно-развивающей деятельности, отслеживать результаты реализации профилактических и коррекционно-развивающих программ;

Готовность конструктивно взаимодействовать со смежными специалистами по вопросам развития способностей детей и подростков с ОВЗ;

Иметь представление об особенностях работы с детьми с нарушениями развития дефектологов, социальных работников, социальных педагогов, психологов, учителей ИЗО, физкультуры и др. Знание основ психологии группового взаимодействия. Понимание специфики работы педагога-психолога в общей команде специалистов;

Умение организовать взаимодействие специалистов в вопросах развития способностей детей и подростков с ОВЗ, отслеживать эффективность взаимодействия специалистов и вносить соответствующие коррективы;

Знание структуры образовательной среды, методов диагностики компонентов образовательной среды, способов выявления нарушений в поведении и развитии детей и подростков с ОВЗ. Понимание взаимосвязей между особенностями функционирования образовательной среды и затруднений, возникающих у субъектов образования нарушений в поведении и обучении детей и подростков с ОВЗ;

умение проводить мониторинг образовательной среды, анализировать результаты диагностики, выявлять и объяснять причины затруднений в обучении детей и подростков с ОВЗ;

умение оказывать психологическое содействие оптимизации педагогического процесса в коррекционных образовательных учреждениях;

Умение оказывать психологическую поддержку участникам педагогического процесса, проводить обсуждение и анализ существующих проблем для решения задач оптимизации педагогического процесса;

Способность консультировать педагогов, администрацию, воспитанников / обучающихся по вопросам оптимизации учебного процесса в коррекционных образовательных учреждениях:

Знание основ психологического консультирования;

Понимание взаимосвязей использования способов учебно-воспитательного процесса и механизмов учебно-познавательной деятельности ребенка;

Умение подбирать приемы взаимодействия со специалистами, родителями, детьми в ходе консультирования, отслеживать эффективность проводимой работы.

В течение последних десятилетий нарастают негативные явления в состоянии здоровья детей. При аномалиях развития, при длительных заболеваниях раннего возраста могут возникнуть выраженные нарушения, которые приводят к ограничению жизненных и социальных функций, в наиболее тяжелых случаях приводящие к социальной недостаточности. В литературе отмечена высокая распространенность нарушений развития у детей. Этот процент без существенных изменений отмечается по всей протяженности раннего и дошкольного возраста – в среднем по всем параметрам – 65%. Расстройства развития у детей раннего возраста влияют на дальнейшее психическое и интеллектуальное формирование, и проблема приобретает не только медицинскую и педагогическую, но и социальную значимость. Проблема интеграции детей с расстройствами развития в общеразвивающую среду ставит перед специалистами задачу – поиск новых, целостных форм ранней профилактики, одновременно предупреждающей усугубление общего недоразвития и способствующей формированию развивающейся личности человека во всех проявлениях.

В основу концепции профилактики нарушений развития у детей положен принцип дифференцированного подхода с учетом состояния здоровья, комплексности использования медицинских, психологических, педагогических и социальных методов реабилитации с использованием всех возможностей, то есть создание общего коррекционного пространства. Предлагаемая нами система ранней комплексной профилактики структурно является медико-психолого-педагогической. Приступать к комплексной профилактической работе, по нашему мнению, нужно уже в женской консультации, где наблюдается будущая мама. Учитывая ограниченные возможности женских консультаций, отсутствие в этих учреждениях неонатологов–педиатров, неврологов, дефектологов, психологов и детских психиатров необходимо использовать наглядно-стендовые формы просвещения, просветительские буклеты для будущих родителей о нормальном развитии ребенка и возможных отклонениях. Эти стенды и буклеты в доступной форме могут помочь разобраться родителям в следующих вопросах: в чем проявляются отклонения в развитии, почему ребенок может попасть в группу риска, как и когда надо начинать общаться с младенцем, как семейная ситуация может влиять на развитие. Кроме того, они могут выполнять координационную, диспетчерскую функцию и сформировать у взрослых установку на необходимость своевременного обращения к специалистам – логопеду, психологу, психиатру, неврологу , что дает возможность конкретизировать ранние формы абилитации. Чрезвычайно важной задачей в этом плане является предупреждение эмоциональной и сенсорной деприваций.

Вместе с тем, положительные результаты комплексного коррекционного воздействия непосредственно связаны с правильной организацией коррекционного воздействия в домашних условиях. В первую очередь – это налаживание под руководством специалистов партнерских отношений: врач – родители, коррекционный педагог – родители, психолог – родители, с целью активного участия родителей в активизации психического и общего развития ребенка . Во-вторых, комплексность и целостность воздействия позволяют стимулировать, «наблюдать» и направлять развитие ребенка не только в организованной форме, но и в естественных, домашних условиях. Разработанная, апробированная в различных организационных формах система и методологические подходы разрешают не только получать адекватную адаптацию, коррекционный эффект, но, что особенно важно – устранять диагностические ошибки в оценках познавательной деятельности, приводящие к ограничению социальной перспективы ребенка и его семьи. При этом фармакологическое воздействие и психотерапевтическая поддержка, – необходимые звенья общей коррекционной программы, способствующей восстановлению или улучшению состояния речевой деятельности, коммуникативной сферы, нервно-психических процессов, эмоциональных и поведенческих реакций.

Поведенческие трудности у детей этой группы связаны с нарушениями нервной системы и высших психических функций, с имеющимся эмоциональным дискомфортом. Неправильный стереотип поведения ребенка закрепляется неправильным и неадекватным отношением взрослых к нему. Родителям необходимо понять, почему ребенок развивается нетипично, отличается от остальных детей поведением, отставанием в развитии. Такие дети доставляют своим поведением много неприятностей взрослым. Родители, как правило, тяжело переживают негативную реакцию окружающих на поведение своих детей. Они испытывают чувство беспомощности, растерянности, стыда за своего ребенка. Это оборачивается раздражением против ребенка, приводит к конфликтам в семье на почве воспитания. Каждый член семьи начинает обвинять других в баловстве, излишней строгости и т.д. В дальнейшем это приводит к неровному поведению взрослых по отношению к ребенку, что усугубляет ситуацию и пагубно сказывается на состоянии ребенка, приводя к закреплению патологических поведенческих реакций. Именно поэтому психотерапевтическая поддержка требуется как перестройка, реконструкция факторов риска у ребенка, как воссоздание гармоничных отношений в семье. Психотерапевтической поддержке подвергаются все составляющие факторов риска и связи между ними; нормализуется психологический климат семьи, реконструируются родительские позиции в отношении к детям, расширяется осознание родителями мотивов семейного воспитания, происходит гармонизация самого хода психического развития детей в семье, развиваются и гармонизуются самосознание и самооценка ребенка.

В свою очередь, оригинальная коррекционно-педагогическая программа структурно включает две части: 1 – подготовка родителей к сотрудничеству со специалистами; 2 – непосредственные (с коррекционным педагогом) и опосредованные (с родителями) занятия с ребенком.

Работа с родителями условно делится на пропедевтический и основной периоды. Цель пропедевтического периода не только в подготовке ребенка к новым формам воспитания, обучения и интеграции (полной, неполной или частичной) в социальную среду, но и адаптация родителей к состоянию ребенка. Воздействие родителей на ребенка в основной период может иметь опережающий, параллельный и закрепляющий характер. В связи с этим разработка содержания программы комплексного медико-психолого-педагогического воздействия включает моделирование адекватного социального и ролевого поведения, как взрослого, так и ребенка; обучение новому модусу интрапсихических, межличностных и коммуникативных взаимоотношений. Оригинальность программы заключается в том, что вся жизнедеятельность ребенка с отклоняющимся развитием охвачена стимулированием появления речи, развитием развернутого высказывания, языкового чутья, языковой компетенции, формирования творческих форм речевой и познавательной деятельности. Важная особенность программы – стимулирование появления речи у детей путем обучения чтению.

Программа построена из взаимодополняющих методических блоков, построенных по концентрическому принципу. Содержание блоков динамично, что позволяет включать не только постепенное усложнение материала, но и учитывать индивидуальные особенности ребенка и когнитивный стиль восприятия, осознания и усвоения информации. Каждый блок предполагает параллельность работы логопеда, других специалистов и родителей. Эффективность и оптимальность применения предложенных подходов подтверждена положительными результатами нашей работы с детьми, страдающими тяжелыми нарушениями развития: расстройствами развития экспрессивной и импрессивной речи, задержками темпов речевого и интеллектуального развития, задержками психического развития.

Для предупреждения нарушений развития у детей специалистам и особенно будущим родителям следует знать основные направления профилактики данного феномена.

При планировании семьи полезны генетические консультации. Такие консультации необходимы родителям, входящим в так называемые группы риска. Факторы, обуславливающие риск:

Наследственные заболевания у родителей или у членов их семей;

Врожденная умственная отсталость;

Врожденные нарушения слуха или зрения;

Нарушения физического развития: деформации костей, изменения подвижности суставов;

Первичное бесплодие или аменорея (отсутствие месячных);

Два или больше выкидышей;

Хотя бы одна беременность была прервана из-за нарушения развития плода;

Внезапная смерть младенца из-за неясных причин;

Возраст матери свыше 35 лет;

Кровные браки и др.

Родителям из группы риска следует посещать медико-генетические консультации, специалисты которых информируют их о возможностях рождения детей с наследственными нарушениями развития, а также о рисках рождения детей с патологией развития.

Всем женщинам необходимо пройти пренатальную диагностику, которая имеет важнейшее значение для решения проблемы планирования семьи.

По возможности беременным женщинам целесообразно посещать прена- тальные центры по психологическому сопровождению беременности.

Весьма важное значение имеет иммунопрофилактика детей. Своевременная иммунизация детей предупреждает опасные инфекционные заболевания, приводящие к нарушению развития.

Одна из немногих причин нарушения развития, предупреждение которой прямо зависит от родителей и педагогов, - это травмы детей. Опасными являются все виды травм, как бытовые, так и уличные, и спортивные. Самые опасные - открытые и закрытые травмы головы, которые вызывают не только сотрясение мозга, но и могут быть причиной повреждения центров (зрения, речи и т.п.), из-за чего могут быть нарушены определенные функции. Семьям, имеющим маленьких детей, мы посоветовали бы не приобретать двухэтажных детских кроваток. В таких кроватках не должны спать дети до 6 лет. Дети этого возраста еще спят неспокойно, поэтому могут упасть с кровати. Шотландские врачи-травматологи отмечают, что в течение месяцев в этой стране их пациентами стали 85 тыс. малышей, из которых лишь 85 получили легкие ушибы, остальные оказались в больнице из-за сотрясения мозга, переломов костей или других ранений. Половина пострадавших детей были младше лет. Даже если дошкольник и не спит на втором ярусе, такая мебель остается фактором риска, так как она очень привлекательна для игры. Даже в обыкновенную детскую кроватку не следует класть большие игрушки и подушки, так как, встав на них, малыши могут выпасть.

Когда малыши начинают ходить, во избежание несчастных случаев, родителям следует продумать безопасность каждого жилого помещения, так как дети этого возраста становятся настоящими исследователями.

Лишь при рациональном подходе к профилактике причин нарушения развития родителями и воспитателями детских учреждений удастся свести к минимуму часть приобретенных нарушений развития у детей .

Заключение

Первоначальной задачей сегодняшнего дня становится задача разработки стратегии и тактики создания единой государственной системы профилактики раннего выявления и специальной помощи детям с отклонениями в развитии и их семьям.

Список используемой литературы

  1. Аксёнова, Л.И., Архипов, Б.А., Белякова, Л.И. Специальная педагогика: Уч. Пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений [Текст] / Л.И. Аксёнова, Б.А. Архипова, Л.И. Белякова и др.: Под ред. Н.М. Назаровой. – 2 –е изд.,- М.: Издательский центр «Академия», 2001.-400с.
  2. Байденко, В. И. Болонский процесс: проблемы, опыт, решения. − М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006. Борытко, Н. М. Человек как предмет воспитания: современные подходы // Педагогическая антропология: концептуальные основания и междисциплинарный контекст. Материалы Межд. науч. конф. (Москва, 30 сентября–2 октября 2002 г.) / Сост. В. Г. Безрогов − М.: Изд-во УРАО, 2002. − С. 40−43.
  3. Гудонис, В.П. Анализ причин нарушения развития детей и некоторые пути их профилактики. [Тест] / В.П. Гаврилов // Дефектология. – 2004. №4. – с. 16-17.
  4. Сунцова, А. С. Теории и технологии инклюзивного образования: учебное пособие. − Ижевск: Удмуртский университет, 2013.
  5. Профессиональный стандарт педагога. − Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации № 544н от «18» октября 2013 г.
  6. Профилактика, диагностика и коррекция нарушений развития / Под ред. Лынской М.И., Покровской Ю.А. – М.: ЛОГОМАГ, 2012. – 284 с.
  7. К.п.н., доцент МПГУ, Давидович, Л.Р . Комплексная профилактика нарушений развития детей раннего возраста [Текст] / Л.Р. Давидович [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://pik100.ucoz.ru/konf/patologia/davidovich.htm

  • III. Анализ результатов психологического анализа 1 и 2 периодов деятельности привел к следующему пониманию обобщенной структуры состояния психологической готовности.
  • III. Психические свойства личности – типичные для данного человека особенности его психики, особенности реализации его психических процессов.
  • IV. Особенности правового регулирования труда беременных женщин
  • IV. Приоритетные направления деятельности Правительства Республики Карелия на период до 2017 года
  • VII. Вопросник для анализа учителем особенностей индивидуального стиля своей педагогической деятельности (А.К. Маркова)
  • «Чем ниже уровень психического развития ребенка, тем выше должен быть уровень образования учителя», – писал в начале ХХ века известный немецкий педагог-дефектолог П.Шуман. Как и обычные дети, ребенок с особыми образовательными потребностями имеет право на получение квалифицированной педагогической помощи, которую может оказывать только специально подготовленный педагог-дефектолог. Для успешной педагогической деятельности в структуре специального образования абсолютно недостаточно обычной педагогической подготовки.

    Профессиональная деятельность педагога-дефектолога выходит за рамки традиционной учительской деятельности, тесно взаимодействуя и переплетаясь с различными видами социально-педагогической, реабилитационной, консультативно-диагностической, психотерапевтической, собственно коррекционной и другими видами «не учительской» деятельности, будучи направленной к одной цели – содействию человеку с ограниченными возможностями жизнедеятельности в его социальной адаптации и интеграции средствами специального образования. Сфера профессиональной деятельности педагога-дефектолога такова, что ему часто приходится быть инициатором и активным участником социальных акций милосердия, благотворительности, защиты прав лиц с ограниченными возможностями жизнедеятельности.

    Педагог-дефектолог проводит работу в тесной связи с медицинским персоналом, реализуя комплексный медико-педагогический подход к устранению нарушений у лиц с ограниченными возможностями жизнедеятельности и проводя коррекцию патологии на благоприятном фоне. Учитывая необходимость участия в коррекционной работе с детьми с особенностями психофизического развития учителей, воспитателей и родителей, педагог-дефектолог уделяет большое внимание работе с педагогическим коллективом школы и родителями по пропаганде специальных знаний.

    Профессиональная деятельность педагога-дефектолога относится к числу тех, которые сопряжены с профессиональными вредностями, оказывающими отрицательное влияние на состояние здоровья. В связи с этим существуют противопоказания к данному виду труда для тех, кто имеет отклонения в состоянии здоровья и значительное несоответствие личной психограммы профессиональной психограмме педагога-дефектолога. Труд педагога-дефектолога предъявляет повышенные требования к состоянию здоровья органов зрения, слуха, нервной, сердечно-сосудистой и иммунной систем. Необходимы физическая выносливость, высокая сопротивляемость инфекционным заболеваниям, устойчивое психическое здоровье. Специалистам и, безусловно логопедам, необходимо иметь правильную речь и бездефектное произношение звуков.

    Педагог-дефектолог – это человек с особым складом души. Важнейшие черты профессионального характера педагога-дефектолога – доброта, ответственность, оптимизм, терпение, эмпатия, энергичность, увлеченность своей работой, верность жизненным интересам людей с ограниченными возможностями жизнедеятельности, уважение и любовь к своим воспитанникам, профессиональная честность и порядочность. Для него характерна гуманная оценка человека в современном мире, в том числе и человека с ограниченными возможностями жизнедеятельности.

    Немного найдется профессий, результаты деятельности которых приравнивались бы к чуду. Когда, словно по волшебству, отступают трагизм и безысходность жизненной перспективы для ребенка и его семьи, когда ребенок может жить нормальной детской жизнью – играть и учиться, общаться с родителями и дружить со сверстниками, выступать на школьной сцене, мастерить и рисовать, готовиться быть взрослым, нужным своей стране человеком.

    Профессиональная деятельность педагога-дефектолога сродни тому чуду, о котором написано в Новом Завете:

    «Привели к Нему глухого косноязычного и просили Его возложить на него руку.

    Иисус, отведши его в сторону от народа, вложил персты Свои в уши ему и, плюнув, коснулся языка его;

    И воззрев на небо, вздохнул и сказал ему: «еффафа», то есть «отверзись».

    И тотчас отверзся у него слух, и разрешились узы его языка, и стал говорить чисто...

    И чрезвычайно дивились и говорили: все хорошо делает:

    И глухих делает слышащими и немых – говорящими» (Новый Завет // От Марка, гл. 7; ст. 32, 33, 34, 35, 37).

    Контрольные вопросы и задания

    1. В чем сущность образования как общественного явления?

    2. Какова роль образования в обществе и его развитии?

    3. Раскройте смысл основных функций современного образования.

    4. Дайте определение понятия «образование».

    5. Что представляет собой основное звено образовательно-педагогического процесса, каковы его педагогические составляющие и в чем проявляется их взаимодействие?

    6. Каковы конституционные и законодательные положения об образовании?

    7. В чем специфика понимания образования как системы? Дайте общую характеристику системы образования в современной Беларуси.

    8. Какими общими и профессиональными характеристиками должен обладать выпускник образовательного учреждения?

    9. Составьте «Памятку начинающему учителю-дефектологу»: напишите 10 – 15 проблем, которые затрудняют профессиональную педагогическую деятельность начинающему специалисту. Затем оцените по шкале потребностей А.Маслоу, к какому уровню относится каждая из проблем. Какой уровень преобладает? Как вы объясняете такое распределение?

    10. Составьте терминологический словарик по теме лекции, постарайтесь дать краткие, четкие, ясные определения понятиям, приведенным в лекции.


    | | | 4 | | | | | | |

    Спасибо

    Сайт предоставляет справочную информацию исключительно для ознакомления. Диагностику и лечение заболеваний нужно проходить под наблюдением специалиста. У всех препаратов имеются противопоказания. Консультация специалиста обязательна!

    Записаться к Дефектологу

    Чтобы записаться на прием к врачу или диагностику, Вам достаточно позвонить по единому номеру телефона
    +7 495 488-20-52 в Москве

    Или

    +7 812 416-38-96 в Санкт-Петербурге

    Оператор Вас выслушает и перенаправит звонок в нужную клинику, либо примет заказ на запись к необходимому Вам специалисту.

    Или же можно нажать зеленую кнопку «Записаться Онлайн» и оставить свой телефон. Оператор перезвонит Вам в течение 15-ти минут и подберет Вам специалиста, соответствующего Вашему запросу.

    В данный момент запись ведется к специалистам и в клиники в Москве и Санкт-Петербурге.

    Кто такой дефектолог?

    Дефектолог – это специалист, обладающий профессиональной подготовкой в такой области как дефектология (также называется коррекционной педагогикой ). Следует отметить, что дефектолог не является врачом, но эта специальность находится на пересечении медицины и педагогики. Дефектология занимается особенностями развития детей с недостатками со стороны психического или физического здоровья. Также эта отрасль специализируется на разработке и внедрении принципов воспитания и обучения таких детей. Соответственно, дефектолог – это специалист, в компетенцию которого входит работа с детьми, обладающими теми или иными психическими или физическими недостатками.

    Чтобы работать дефектологом, необходимо получить высшее педагогическое образование по специализации «дефектология». Во время обучения будущие дефектологи кроме педагогических дисциплин получают подготовку в психологии и некоторых сферах медицины. Специалист с таким образованием может работать в учреждении как обучающего (детские сады, школы ), так и лечебного (поликлиники, больницы ) профиля. Также дефектологи могут состоять в штате различных реабилитационных заведений, центров социальной защиты и психологической помощи.

    Учитель-(педагог )-дефектолог

    Учитель-дефектолог – это специалист, который состоит в штате учебного учреждения (детского сада, школы ) общего или специального профиля. Работать такой педагог может как с отдельными пациентами, у которых присутствуют те или иные проблемы, так и со всеми воспитанниками или учащимися (например, в профильных учреждениях для детей с нарушениями зрения или слуха ).

    Основной задачей этого специалиста является коррекция и компенсация недостатков, которые существуют у ребенка. Под коррекцией подразумевается исправление проблемы, которая нарушает нормальное восприятие окружающего мира. Компенсация – это возмещение существующего недостатка за счет развития других, аналогичных возможностей и навыков у малыша.

    Эта специальность объединяет много направлений, так как принцип работы с ребенком, который обладает проблемами со слухом, отличается от подхода к малышу с отклонениями в умственном развитии. На сегодняшний день существует 4 основные направления в дефектологии.

    Дефектолог может обладать одной из следующих специализаций:

    • Сурдопедагогика. Этот специалист работает с теми детьми, у которых в той или иной степени страдает (от слабых проблем до полного отсутствия ) слух и/или речь с рождения или вследствие перенесенных заболеваний, травм. Сурдопедагог обучает ребенка жестовому и тактильному языку, развивает остаточный слух и навыки, необходимые для лучшей адаптации к окружающим условиям. При операциях на уши сурдопедагог занимается послеоперационной реабилитацией ребенка.
    • Тифлопедагогика. Этот специалист работает со слепыми или плохо видящими детьми. В задачи тифлопедагога входит улучшение (по возможности ) остаточной функции зрения, а также развитие других навыков, которые помогут ребенку стать полноценной личностью при существующей проблеме. В своей работе дефектолог использует специальные технические приспособления, при помощи которых проводятся манипуляции по коррекции зрения .
    • Логопедия. Логопед работает с теми пациентами, у которых присутствуют проблемы в целом с речью или с произношением конкретных звуков. Под компетенцию логопеда попадают дети с такими проблемами как заикание , задержка развития речи, дислексия (трудности с чтением ), дизартрия (неясная, смазанная речь ), афазия (утрата речи по причине поражения головного мозга ). Дефектолог исправляет существующие недостатки (по возможности ), а при полном отсутствии речи у больного стимулирует ее развитие. Он работает не только над постановкой речи, но и обучает пациента правильно пользоваться интонацией, логично отвечать на вопросы, составлять правильные предложения.
    • Олигофренопедагогика. Представитель этой профессии занимается детьми, у которых диагностирована задержка развития, умственная отсталость (олигофрения ), аутизм (психическое расстройство ). Также он работает с теми пациентами, у которых присутствует не одно, а несколько нарушений со стороны умственного развития, речи и/или слуха. Кроме этого олигофренопедагог оказывает помощь детям, которые не страдают какими-либо психическими заболеваниями, но испытывают трудности с адаптацией в коллективе. Этот специалист по коррекции работает над развитием интеллектуальных навыков (при необходимости ), учит пациента выражать свои эмоции и желания (особенно важно в случаях, когда у больного присутствуют проблемы с речью ), помогает находить общий язык со сверстниками.

    Работа дефектолога с детьми

    Характер работы дефектолога с детьми во многом зависит от направления, в котором он специализируется. В то же время, существуют и общие принципы, на которые опирается коррекционный педагог в своей практике, вне зависимости от его специализации. Так, единой целью для всех дефектологов является мотивация детей к обучению (как по общеобразовательной программе, так и отдельно с дефектологом ). У многих детей с нарушениями слуха, зрения или умственного развития отсутствует стремление к обучению (например, из-за явной разницы между успехами сверстников и личными достижениями в учебе ). В задачу дефектолога входит объяснить ребенку важность обучения и сделать все возможное, для того чтобы стимулировать интерес и уменьшить трудности, которые испытывает малыш.

    Работа педагога по коррекции начинается с обследования учащихся с целью выявления детей с теми или иными проблемами. Затем проводится идентификация (по виду, по степени выраженности ) дефектов и последующее объединение детей со схожими нарушениями в группы. Впоследствии дефектолог проводит как индивидуальные, так и групповые занятия. Работа строится на основе различных современных методик, выбор которых зависит от типа отклонений у учащихся.

    Всю работу с детьми, которую проводит дефектолог, можно условно разделить на несколько этапов, последовательность выполнения которых определяется самим специалистом.

    Существуют следующие этапы в работе дефектолога с детьми:

    • Ознакомление с окружающим миром. Эта ступень необходима, для того чтобы у ребенка сформировалось максимально полное восприятие окружающей его действительности. Такие занятия расширяют детский кругозор, учат быть внимательным и нести ответственность за свои действия (например, если не воспользовался зонтом под дождем – промокнешь ).
    • Обучение математике. На таких занятиях дети учатся различать формы и величину предметов, их цвет, количество и другие характеристики. Они сравнивают и классифицируют разнообразные предметы или события, устанавливая те или иные закономерности, причинно-следственные связи.
    • Сенсомоторное развитие. Базовым элементом таких занятий являются различные игры, направленные на совершенствование мелкой моторики (пальцев рук ). Дети выполняют разные действия руками (рисуют, лепят, конструируют ), повторяют за педагогом упражнения для кистей, пальцев. Большое внимание уделяется выполнению различных действий (чистке зубов, расчесыванию ), целью которых является соблюдение личной гигиены .
    • Обучение игре. Часто дети с нарушениями в психическом развитии не владеют навыками командной или любой другой игры. На таких занятиях дефектолог организовывает разнообразные игры, объясняя детям их правила и принципы. Обучение игре помогает ребенку познавать окружающий мир и находить общий язык со сверстниками.
    На таких занятиях ребенок получает знания общего характера, поэтому чаще всего они проводятся групповым образом. На индивидуальных уроках дефектолог работает более основательно над развитием и совершенствованием тех навыков и функций, которые актуальны для конкретного случая. Так, если у ребенка полностью утрачен слух, нет смысла работать над его улучшением. В данном случае специалист по коррекции направляет усилия на то, чтобы обучить ребенка, например, тактильному общению. Также на индивидуальных занятиях закрепляются полученные в ходе группового обучения знания, стимулируется познавательная активность (стремление к учебе ), отрабатывается пропущенный материал.

    Большим значением в профессиональной деятельности этого специалиста является консультирование родителей. Помощь дефектолога направлена на то, чтобы научить взрослых создавать и поддерживать здоровую внутрисемейную атмосферу. Часто дефектолог проводит занятия, на которые приглашаются не только дети, но и их родители.

    В чем заключается разница между дефектологом и логопедом?

    Разница между логопедом и дефектологом, который специализируется на работе с детьми, обладающими дефектами речи, заключается в целевой аудитории и целях проводимых занятий. Так, если к логопеду направляются дети без отклонений в психическом или физическом развитии, то дефектолог работает с пациентами, которые обладают теми или иными нарушениями. Работа обычного логопеда сводится к тому, чтобы устранить существующие нарушения речи (неправильное произношение звуков, слов ). В цели же дефектолога-логопеда входит обучить ребенка высказывать свои мысли и восстановить пробелы в знаниях, провоцирующие сложности в общении. Наглядно объясняет разницу между этими специалистами следующий пример. Так, пациентом логопеда может быть ребенок, который неправильно произносит слово «коробка» из-за неверного произношения звука р. К дефектологу-логопеду же направляют ребенка, который не только не умеет произносить, но и неуместно использует слово «коробка» из-за того, что не знает его значения.

    Врач-дефектолог

    Как было сказано выше, дефектолог не является врачом, так как не обладает медицинским образованием. В то же время, такой специалист может работать в штате поликлиники, больницы или другого лечебного учреждения, чаще всего детского профиля. Причинной для посещения дефектолога могут быть подозрения на отклонения в психическом или физическом развитии ребенка. Этот специалист проведет диагностический тест, который подтвердит или опровергнет предположение об отставании ребенка.

    Диагностика (анализы ) дефектолога

    Дефектолог не проводит и не назначает какие-либо лабораторные исследования (типа анализа крови или анализа мочи ). Этот специалист использует диагностический тест, который позволяет оценить уровень развития ребенка как в целом, так и отдельных его навыков. Для этого дефектолог задает вопросы, просит выполнить некоторые действия, а также оценивает внешний вид ребенка. Иногда он специально делает положительные или отрицательные замечания, для того чтобы оценить детскую реакцию на негатив или одобрение. Также могут быть искусственно смоделированы обстоятельства, позволяющие определить отношение ребенка и его поведение в сложных, нетипичных ситуациях. Для более полной оценки могут быть опрошены родители, а также использованы документы, показывающие успеваемость ребенка в школе или дошкольном учреждении. В некоторых случаях может быть использована диагностическая карта, которая предварительно разрабатывается дефектологом.

    Диагностическая карта дефектолога содержит следующие рубрики:
    • данные о ребенке и родителях (возраст, фамилия/имя/отчество и другие сведения );
    • заболевания родителей и близких родственников, в том числе и те, которые передаются по наследству;
    • данные о рождении ребенка (какая беременность по счету, были ли осложнения при вынашивании или рождении ребенка, на каком сроке родился малыш );
    • информация о раннем развитии (когда ребенок начал самостоятельно держать голову, сидеть, ходить );
    • как развивались речевые навыки (когда появился первый лепет, первые слова, первые фразы );
    • перенесенные ребенком болезни и тяжелые состояния;
    • занимался ли малыш с другими специалистами, и каковы были результаты;
    • выражает ли ребенок интерес к игре, к обучению.

    Справка (заключение ) дефектолога

    Заключение дефектолога – это подтвержденный документально вердикт, который выносит этот специалист после обследования ребенка. Следует уточнить, что дефектолог не делает заключение о наличии каких-либо конкретных психических или физических отклонений, а лишь предоставляет оценку тех или иных навыков ребенка. Другими словами, этот специалист не ставит диагноз, а только описывает состояние малыша.
    Характер данных, которые указываются в справке дефектолога, зависит от возраста и проблемы ребенка. Но существуют также и общие характеристики, указывающиеся во всех заключениях, которые выносит дефектолог.

    В справке дефектолога указываются следующие данные о ребенке:

    • каким образом ребенок предоставляет сведения о себе (быстро или после нескольких просьб, в развернутом виде или называет только имя );
    • умение идти на визуальный, тактильный, словесный контакт (насколько быстро и непринужденно контактирует ребенок с окружением, испытывает ли он при этом интерес );
    • характер общей деятельности ребенка (присутствует ли мотивация, устойчивость и сохранение желания заниматься каким-нибудь видом занятий длительное время );
    • адекватен ли подход к игровой деятельности, к игрушкам (использует ли ребенок игрушки по назначению, разбирается ли в правилах самых простых игр, испытывает ли интерес к такой деятельности );
    • как ребенок реагирует на одобрение, похвалу, замечание, собственные неудачи;
    • оценка таких детских качеств как внимание, зрительное восприятие, память, мышление;
    • понимает ли ребенок картины/выражения со скрытым смыслом, выявляет ли бессмысленные/нелепые сюжеты;
    • насколько развита и согласована у него двигательная активность рук;
    • насколько скоординирована у ребенка походка, движения всего тела;
    • соответствуют ли учебные навыки (письмо, чтение ) требованиям программы и возрасту;
    • различает ли ребенок предметы в соответствии с их цветом, размером и другими характеристиками;
    • ориентируется ли он в пространстве и времени.
    Перед применением необходимо проконсультироваться со специалистом.

    Дети - цветы жизни! Именно со своими чадами связаны самые заветные мечты каждого родителя. И первое, чем должны обеспечить ребенка родители - правильный рост и развитие, поэтому при выявлении малейших отклонений надо сразу же обращаться за помощью к специалистам.

    Кто такой дефектолог?

    Существует профессия, которая объединяет медицину и дефектология. Специалист в области дефектологии должен стать лучшим другом и советчиком для особенных деток и их родителей.

    Дефектолог - это преподаватель, специализирующийся на занятиях с детьми, которые отстают в физическом или психическом развитии.

    Какими качествами должен обладать дефектолог

    Дефектолог - это в первую очередь человек, получивший соответствующее образование. Педагог должен уметь диагностировать имеющиеся отклонения у детей и искать способы их компенсации, а также проводить определенный курс занятий, направленных на развитие проблемного ребенка. Возрастной барьер между ребенком и специалистом должен отсутствовать. Последний должен уметь входить в доверие к младшему поколению и стать для ребенка другом.

    Среди которыми должен обладать учитель-дефектолог, выделяют следующие:

    • Высокий уровень интеллекта. Является необходимостью при овладении профессией дефектолога. У педагога должна быть грамотно и внятно поставлена речь, он должен иметь отличную память, уметь правильно выстраивать и структурировать занятия.

    • Интуитивные способности. Интуиция необходима для идентифицирования методики, которая подойдет для конкретного случая.
    • Наблюдательность и внимательность. Два эти качества помогут установить с ребенком контакт, определить специфику его поведения и дать этому логическое объяснение.
    • Коммуникабельность. Специалист должен уметь находить с детьми и быть общительным с ними, всегда уметь разговорить ребенка и спровоцировать на двусторонний диалог.
    • Эмоциональная непоколебимость и терпеливость. Крепкая нервная система - залог эффективности и продуктивности занятий дефектолога с детьми, имеющими физические или психические отклонения. Нужно понимать, что работа дефектологом - сложный труд.
    • Отзывчивость. Дефектолог - это первый человек, который должен прийти на помощь нуждающимся, он не должен быть равнодушным к чужим проблемам.
    • Тактичность. Специалист должен проявлять максимальную вежливость и осторожность в общении с особенными детками и их родителями.

    Дефектологические специальности

    Наука дефектология включает несколько основных направлений:

    Профессия дефектолога: цели и задачи

    Цели, которые ставит перед собой педагог-дефектолог:

    1. Вызвать желание учиться посредством мотивации.
    2. Компенсировать дефицит общих знаний, восполнить развитие речевого аппарата, обучить грамоте, чтению, моделированию, игре.

    Ориентируясь на цели, специалист по работе с особенными детьми решает следующие задачи:

    • Проводит коррекционную работу относительно имеющихся отклонений в развитии учеников.
    • Осуществляет обследование детей с целью идентифицирования структуры и степени выраженности свойственных им дефектов.
    • Объединяет учащихся с идентичным психофизическим состоянием в группы.
    • Проводит занятия (в группе или в индивидуальном порядке), которые направлены на исправление отклонений в развитии и восстановление функциональных особенностей. Занятия с проблемными детьми строятся на основе применения определенных методик и приемов. Выбор той или иной методологической программы зависит от специфики имеющихся отклонений у учащихся.

    • Проводит консультации и детей, которые находятся у него на реабилитации.

    Кроме того, детский дефектолог систематически должен повышать свою профессиональную квалификацию.

    Функции педагога-дефектолога

    1. Проводит детальное обследование ребенка, исходя из которого диагностирует его способности к обучению. Если отклонения в развитии выявлены, организуется работа, направленная на максимальное восполнение и восстановление недостатков в развитии.
    2. Проводит занятия, целью которых является развитие основных психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мыслительных процессов и т. д.).
    3. Развивает коммуникативные
    4. Развивает кульминационный вид деятельности для ребят определенной возрастной категории. Так, для компенсации в развитии дошкольников дефектолог в детском саду делает упор на игровую деятельность, для школьников - на чтение, письмо и т. д.

    Работа дефектолога: организационные принципы

    Для диагностирования нарушений развития, их коррекции и восстановления используется комплексный подход, в основе которого лежит принцип единства диагностики и коррекции. Работы по диагностике представляют собой неотъемлемую часть комплексного изучения малыша специалистом. Обстановка при проведении обследования должна быть благосклонной, дружественной, без постороннего шума и третьих лиц, диалог - в спокойном тоне.

    Анализ нарушений в развитии проводится с применением этиопатогенетического подхода. У каждого особенного ребенка поражена центральная нервная система, характер таких поражений различный, что приводит к возникновению неоднородных нарушений в психическом и физическом развитии. Поэтому занятия с дефектологом носят дифференцированный характер. Для каждого отдельно взятого учащегося или дошкольника составляется перечень приоритетных направлений в коррекционной работе.

    При составлении плана занятий нужно учитывать возрастные категории и особенности индивидуального характера детей. Задача, которую ставит перед ребенком специалист, должна быть ему предельно ясна.

    Если ребенок нуждается в помощи одновременно двух и более специалистов, имеет место междисциплинарное взаимодействие врачей-педагогов.

    За каждым проблемным маленьким человечком учитель-дефектолог осуществляет динамическое наблюдение, по результатам которого можно сделать выводы относительно эффективности проведения коррекционных работ по тем или иным методологическим приемам.

    Кроме того, систематически проводится соотносительный анализ состояния сформировавшихся учебных знаний, психического и физического развития крохи.

    Мифы о работе дефектолога

    • Миф 1 . По необъяснимым причинам у людей бытует мнение относительно того, что дефектолог специализируется на работе исключительно с детьми, которые имеют существенные отклонения психических и физических функций. Это не соответствует действительности. Он может оказать помощь любому ребенку, имеющему проблемы с успеваемостью. Дефектолог - это широкопрофильный педагог, умеющий правильно подобрать методику обучения для того или иного ребенка.
    • Миф 2 . Занятия со специалистом в области дефектологии будут длиться вечно. Это далеко не так, точнее, это не совсем так. Если педагог работает со школьником, который имеет проблемы с успеваемостью и не обладает отклонениями психического и физического характера, то таким занятиям свойственен четко установленный срок. Наступает он тогда, когда учитель поможет ребенку заполнить пробелы в знаниях.

    Логопед и дефектолог: в чем состоят основные различия

    Основные отличия дефектолога от логопеда состоят в следующем:

    1. Целевая аудитория. Дефектолог работает с особенными детьми, которые имеют определенные отклонения в психическом и физическом развитии, а логопед - с абсолютно развитыми детьми, которые имеют проблемы с речью и произношением.
    2. Цель занятий. Дефектолог в школе или детском саду стремится помочь крохе научиться высказывать свои мысли, восстанавливает пробелы в знаниях, применяет меры по коррекции умственного развития. Логопед же работает только над развитием речевого аппарата и коррекцией речи.
    3. Ограничения в возрастной категории детей. Специалист дефектологии может проводить занятия и с совсем маленькими детками (начиная от 1 года), а вот с занятиями с логопедом спешить не стоит до исполнения малышу трехлетнего возраста. Кроме того, к логопеду может обратиться и взрослый человек.
    4. Дефектолог - широкопрофильный специалист, чем не может похвастаться логопед, поле деятельности которого значительно меньше.

    Родственные профессии

    Профессия дефектолога близка, по своей сути, с профессией учителя, психолога, врача, логопеда, воспитателя детского сада.

    Известные ученые-дефектологи

    В специальном образовании нуждается немалое количество деток дошкольного и школьного возрастов. Многочисленным исследованиям, касающимся этой проблемы, посвятили свои труды выдающиеся ученые Российской Федерации. В золотой фонд ученых-дефектологов входят: В. М. Бехтерев (русский невролог, психиатр и психолог, основатель научной школы), А. Н. Граборов (основатель системы воспитания сенсорной культуры), Л. В. Занков (отечественный психолог, дефектолог и педагог, ученик Л. С. Выгоского), М. С. Певзнер (российский ученый, врач-психиатр, психолог, дефектолог и педагог), Ф. А. Рау, Ж. И. Шиф, Е. К. Грачева (первый русский педагог-дефектолог), В. П. Кащенко (руководитель первого санатория-школы для особенных детей), И. В. Маляревский, Л. С. Выготский (дефектолог-экспериментатор, исследователь дефектологии), М. Ф. Гнездилов (отечественный олигофренопедагог, методист), Г. Е. Сухарева (автор эволюционно-биологической концепции Г. М. Дульнев.

    Благодаря вышеперечисленным деятелям науки специальное образование в России получило не только утверждение, но и должное развитие.

    «Чем ниже уровень психического развития ребенка, тем выше должен быть уровень образования учителя», - писал в начале XX в. известный немецкий педагог-дефектолог П. Шуман.

    Германия не только первой в истории педагогики начала про.

    Фессиональную подготовку учителей для общеобразовательно школы, когда открылась первая в Европе учительская семинари"" но и первой (1812) открыла курсы подготовки учителей общеоб разовательной школы при Берлинской королевской школе глухо; немых для обучения детей с особыми образовательными потреб " ностями. В России подготовка педагогов-дефектологов (сур;.: допедагогов и логопедов) началась в С.-Петербурге в 1898 г. такж с открытия постоянно действующих годичных курсов. Но прежд понадобилось боле двух столетий практической ледагогическо деятельности энтузиастов, среди, которых были не только педаго? ги, но и врачи, лингвисты, священнослужители, чтобы стала по нятной необходимость дополнительной, специальной профессис! нальной подготовки учителя, обучающего ребенка с отклонение^ в развитии. |

    Сегодня многие высшие учебные заведения предлагают про^і граммы профессиональной подготовки педагогов-дефектологов Щ специальных психологов. Так, в США действует национальна" система (сеть) подготовки, переподготовки и повышения квалификации учителей для специального образования, насчитываю" щая более 230 программ. В западноевропейской системе педагог гического образования помимо программ подготовки специаль;; ных психологов и педагогов в университетах существует обяза тельная подготовка учителя общеобразовательной школы по специальной педагогике (минимальный курс - 100-120 часов), кото," рую должен пройти каждый будущий учитель.

    В России к концу XX в. насчитывалось около 30 подразделени (факультетов, кафедр) в педагогических университетах, предлагав ших программы подготовки в основном по двум специальности «логопедия» и «олигофренопедагогика» с преобладанием специ альности «логопедия».

    Одновременно в системе специального образования Росси работают более 200 тыс. педагогов, из которых (кроме столичньг городов) лишь около 10% имеют образование педагога-дефекто лога (для сравнения: в европейских странах и США 95-98% рабо1 тающих с детьми с особыми образовательными потребностям имеют диплом педагога-дефектолога).

    Как и обычные дети, ребенок с особыми образовательным^ потребностями имеет право на получение квалифицированно^ педагогической помощи, которую может оказывать только спе^ циально подготовленный педагог-дефектолог. Для успешной педагогической деятельности в структуре специального образо* вания абсолютно недостаточно обычной педагогической подго;" товки.

    Профессиональная деятельность педагога-дефектолога выходит ча рамки традиционной учительской деятельности, тесно взаимодействуя и переплетаясь с различными видами социально-педагогической, реабилитационной, консультативно-диагностической, психотерапевтической, собственно коррекционной и другими видами «не учительской» деятельности, будучи направленной к одной цели - содействию человеку с ограниченными возможностями жизнедеятельности в его социальной адаптации и интеграции средствами специального образования.

    Современное педагогическое образование содержит широкий спектр соответствующих педагогических специальностей:

    тифлопедагогика - с получением квалификации педагога слепых и слабовидящих (тифлопедагог);

    сурдопедагогика - с получением квалификации педагога глухих и слабослышащих (сурдопедагог);

    олигофренопедагогика - с получением квалификации педагога для работы с лицами, имеющими различные виды и формы нарушений умственного развития от незначительных до самых тяжелых (олигофренопедагог);

    логопедия - с получением квалификации логопеда; специальная дошкольная педагогика - с квалификацией педагога для работы с детьми дошкольного возраста с отклонениями в развитии.

    Для обеспечения лиц с ограниченными возможностями здоровья п жизнедеятельности психологическим сопровождением готовятся психологи по специальности специальная психология.

    В педагогических колледжах можно получить специальность воспитателя дошкольного или школьного (школы-интерната) специального образовательного учреждения для детей с особыми образовательными потребностями.

    Приобретение этих педагогических специальностей позволяет работать с разными категориями лиц, имеющими отклонения в развитии в пределах данной типологической группы, начиная с дошкольного возраста и заканчивая социально-педагогической работой со взрослыми.

    Многочисленные специализации в рамках той или иной специальности позволяют оказывать квалифицированную коррекционно-педагогическую помощь детям и взрослым с комбинированными нарушениями.

    Педагоги-дефектологи работают в специальных образовательных учреждениях (дошкольных, школьных, в учреждениях профессионального образования), в психолого-медико-социальных, реабилитационных, консультативно-диагностических центрах, психо- лого-медико-педагогических консультациях, на логопедических пунктах, а также в образовательных учреждениях общего назначе- ния, в детских домах и школах-интернатах для ведения коррекц онно-педагогической работы с разными категориями обучающих и воспитанников; они могут вести индивидуальное обучение и в питание детей с отклонениями в развитии в домашних условиях.

    Особенно возрастает потребность у образовательных учре дений общего назначения в специальных психологах и педаг гах-дефектологах в условиях развития интеграции и диффер цированного подхода к обучающимся в массовом образовательн учреждении. Для педагога-дефектолога (особенно олигофрен педагога) в силу специфики его профессионального образован не составляет труда компетентно организовать процесс обуч ния и воспитания детей в классах коррекционно-развивающего* компенсирующего обучения, особенно тогда, когда учитель м~ совой школы сам испытывает затруднения в обучении детей признаками школьной дезадаптации. Педагог-дефектолог пол чает для этого глубокое и разностороннее образование. Сист мообразующим критерием комплекса научных и практическ: знаний педагога-дефектолога выступает антропологический пр цип. Этот принцип определяет отбор и интеграцию всех необ димых знаний о человеке и его социализации в норме, а затем при отклонениях в развитии в контексте специальной педагогики последующей внутридисциплинарной конкретизацией приме тельно к той или иной специальной предметной области (нап мер, олигофренопедагогика, сурдопедагогика и т.д.), самые об; представления о которых изложены в разделах I и III настоя книги.

    Педагог-дефектолог - это человек с особым складом душ деятельный, инициативный, энергичный, уверенный в успешн результате своей профессиональной деятельности, доброже. тельный и тактичный. Для него характерна гуманная оценка ро человека в современном мире, в том числе и человека с огран ченными возможностями жизнедеятельности.

    Профессиональное мировоззрение педагога-дефектолога яв ется результатом осмысления и личностной оценки процесс происходящих в социальной и духовной жизни и влияющих место и роль людей с особыми образовательными потребностя в жизни общества.

    Оптимизм профессионала проявляется в его социально акт ном отношении и к субъекту педагогического воздействия (ребе ку или взрослому с ограниченными возможностями), и к но мальному большинству общества - среде, в которую должН включаться воспитанники педагога-дефектолога, и к себе само как активной личности и решающему фактору положительн перемен в жизни людей с проблемами. Профессиональный опыт педагога-дефектолога обеспечивает ему квалифицированную профессиональную деятельность в различных коллективах, социальных группах - учащихся, воспитанников и их родителей, студентов, коллег, молодежных групп, конфессиональных и общественных (в том числе родительских) организаций, обществ, объединений и др.

    Сферами профессиональной, деловой компетенции педагога- дефектолога являются: профилактическая работа, педагогическая диагностика и консультирование, специальное педагогическое просвещение, участие в психологической и психотерапевтической помощи, образовательная и социально-педагогическая деятельность, организация и руководство образованием, преподавание в нузе или среднем специальном педагогическом учебном заведении, научно-исследовательская деятельность в области специальной педагогики.

    Педагог-дефектолог никогда не ограничивается рамками своих должностных обязанностей. Сфера его профессиональной деятельности такова, что ему часто приходится быть инициатором и активным участником социальных акций милосердия, благотворительности, защиты прав лиц с ограниченными возможностями жизнедеятельности.

    Педагог-дефектолог учится всю жизнь. Он развивает и совершенствует свой профессиональный опыт и щедро делится им с коллегами, единомышленниками, родителями детей с ограниченными возможностями.

    Профессиональная деятельность педагога-дефектолога относится к числу тех, которые сопряжены с профессиональными вредностями, оказывающими отрицательное влияние на состояние здоровья. В связи с этим существуют противопоказания к данному виду труда для тех, кто имеет отклонения в состоянии здоровья и значительное несоответствие личной психограммы профессиональной психограмме педагога-дефектолога. Труд педагога-дефектолога предъявляет повышенные требования к состоянию здоровья органов зрения, слуха, нервной, сердечно-сосудистой и иммунной систем.

    Необходимы физическая выносливость, высокая сопротивляемость инфекционным заболеваниям, устойчивое психическое здоровье; при наличии нарушения слуха должна быть обеспечена его полная компенсация в социальном плане (речь, мышление, общение). Специалистам и, безусловно логопедам, необходимо иметь правильную речь и бездефектное произношение звуков.

    6 Назарова

    Важнейшие черты профессионального характера педагога-дефектолога - доброта, ответственность, оптимизм, терпение, эмпа- тпя, энергичность, увлеченность своей работой, верность жизнен- ным интересам людей с ограниченными возможностями жизн деятельности, уважение и любовь к своим воспитанникам, пр фессиональная честность и порядочность.

    Немного найдется профессий, результаты деятельности в кот рых приравнивались бы к чуду. Когда, словно по волшебству, о ступают трагизм и безысходность жизненной перспективы ді ребенка и его семьи, когда ребенок может жить нормальной д ской жизнью - играть и учиться, общаться с родителями и др жить со сверстниками, выступать на школьной сцене, мастерить рисовать, готовиться быть взрослым, нужным своей стране чел веком.

    Профессиональная деятельность педагога-дефектолога срод тому чуду, о котором написано в Новом Завете:

    «Привели к Нему глухого косноязычного и просили Его во дожить на него руку.

    Иисус, отведши его в сторону от народа, вложил персты Сво в уши ему и, плюнув, коснулся языка его;

    И воззрев на небо, вздохнул и сказал ему: «еффафа», то ее «отверзись».

    И тотчас отверзся у него слух, и разрешились узы его языка, стал говорить чисто...

    И чрезвычайно дивились и говорили: все хорошо делает:

    И глухих делает слышащими и немых - говорящими» (Нов Завет И От Марка, гл. 7; ст. 32, 33, 34, 35, 37).

    Вопросы и задания 1.

    Когда в истории образования началась подготовка педагогов-дефект логов? Для работы с какими детьми подготавливали сначала педагог дефектологов? Почему? 2.

    Какие педагогические специальности можно сегодня получить для боты в системе специального образования? 3.

    Какими личностными профессионально значимыми качествами дол обладать педагог-дефектолог? 4.

    Какие противопоказания существуют для работы учителем-дефек логом?

    Литература для самостоятельной работы 1.

    Агавелян P.O. Социально-перцептивные особенности личности л еда г. специальной школы в профессиональной деятельности. - Новосибирск, 1999. 2.

    Назарова Н.М. Развитие теории и практики дефектологического образо ния. Сурдопедагог: история, современные проблемы, перспективы професси нальной подготовки. -М., 1992.

    Поделиться