Природное качество детской воды. Природное качество человека Природные качества как таковые

Природные качества

Все мы рождаемся в лоне нашего прекрасного мира и проживаем в нём свою жизнь. Соответственно, всеобщая имматериальность природы непосредственным образом проникает в наши души и откладывается в них. В силу этого душа человека обладает:

  • а) природными качествами как таковыми ;
  • б) естественными состояниями ;
  • в) способностью к ощущению .

Природные качества как таковые

Всеобщие природные качества . Растения и животные находятся в непосредственном единстве с космической и метеорологической жизнью планеты. У людей непосредственная связь с природой также присутствует, но в меньшей степени. Чем более люди образованны и отделены от неё благами цивилизации, тем менее они зависимы от происходящих в ней процессов.

Смена времён года . У людей смена времён года проявляется в форме перемены предрасположенностей души. Условия зимы располагают к самоуглублению, к обучению, к сосредоточению наших сил на творчестве и домашней жизни. Весна усиливает чувство природного единства индивида с родом, что, с одной стороны, выражается в повышении влечения к противоположному полу, а с другой - в обостряющемся чувстве одиночества. Лето - время суетливое, когда человек чувствует себя вырвавшимся (или вытолкнутым) из привычного ритма трудовых будней на свободу. Оно располагает к активному отдыху, к сближению с природой, к путешествиям. Осенью нарастает предрасположенность к восстановлению трудового и жизненного ритма, к упрочению достигнутых результатов, к переключению внимания человека на творчество, на созидание.

И с каждой осенью я расцветаю вновь.

Здоровью моему полезен русский холод.

Желания кипят - я снова счастлив, молод,

Я снова жизни полн...

А.С. Пушкин

Чередование времени суток обусловливает перемену настроенности души. Утром душа ещё находится в состоянии погруженности в себя, в сущностный мир человека. Поэтому утром в нас господствует настроение сосредоточенности и серьёзности в отношении предстоящих дел. Днём душа предаётся работе, в процессе которой она интенсивно воспринимает разнообразный материал окружающей нас действительности. Вечером душа пребывает в состоянии рассредоточенности. Она настроена на отвлечённые размышления и развлечения. Ночью душа человека переходит в состояние сосредоточенности в себе самой. Во время сна вся разномастность дневных впечатлений погружается в глубины души и чувственно переживается ею.

Перемена погоды . Растения и животные задолго предчувствуют перемену погоды, что наглядно отражается на их поведении. Перемена погоды влияет и на самочувствие людей. Если температура за сутки изменяется на 15-20 градусов и, соответственно, меняется атмосферное давление, то это сказывается на состоянии всех людей. Менее резкие перемены погоды ощущают на себе метеочувствительные люди. Но в отличие от смены времён года и чередования частей суток, которые подвержены определённой закономерности, изменения погоды менее предсказуемы.

Особенные природные качества определяются следующими факторами:

  • - религиозным;
  • - национальным;
  • - семейным (родовым);
  • - зодиакальным.

Религии . Являясь базовым элементом культуры народов, религия накладывает свой отпечаток на душевный склад людей, её исповедующих. Первое различие проходит между представителями мировых религий: буддизм, иудаизм, христианство, мусульманство. Далее различия наблюдаются уже внутри самих религий. Христианский мир делится на католиков, протестантов, православных и другие конфессии. Исламский мир - на суннитов и шиитов. В буддизме - махаяна, ламаизм, тантризм.

Все содержащиеся в религиях различия отражаются на душевных качествах людей. Но с разной степенью интенсивности, что зависит от условий воспитания, уровня образования, идеологии общества в отношении церкви. У одних людей они могут проявляться больше, у других - меньше, но если брать в целом весь народ, исповедующий ту или иную религию, то эти различия проступают весьма отчётливо: христианская Европа, мусульманский Ближний и Средний Восток, буддистский Китай и Юго-восточная Азия.

Нации. При формировании национальных качеств того или иного народа сказывалось влияние географических особенностей территории его проживания: море, степь, тундра, горы... Мы выделяем характер горских, степных , северных народов. Территория проживания великих народов включает в себя, как правило, разнообразный рельеф: леса, степи, горы, море, что также отражается на их национальном характере.

Помимо внешних факторов, в ходе формирования национального духа народов существенную роль играет их рефлексия в отношении друг друга. Каждый народ, стремясь реализовать свою самобытность, развивает в себе те особенные качества, которые менее развиты у других. Иначе говоря, черты национального характера развивались по принципу "что одному любо, то другому не годится". В результате сегодня при упоминании таких слов, как англичанин , француз , итальянец , немец , русский , китаец и т.д., в нашем представлении возникает вполне определённый образ человека, отличающийся от всех остальных набором своих национальных душевных качеств.

Семейные (родовые) качества . Они также имеют место быть и передаваться по наследству. Говорят, например: "У нас в роду все хорошо поют". Или: "У них вся семья помешана на кошках".

Зодиакальные типы . Помимо религиозных, национальных и семейных качеств, люди различаются также по зодиакальным особенностям своего душевного склада. Кто-то учитывает эти различия, кто-то нет, но почти никто не отрицает их наличие.

Религиозные , национальные, родовые и зодиакальные различия образуют особенные природные качества людских душ. Они проявляются через внешний облик, образ жизни, их предрасположенность к определённым видам деятельности, к профессиям и т.д. Однако, выделяя эти качества, важно помнить, что все они относятся лишь к ступени природных определений души . Сознание людей свободно от этих качеств и не зависит от них. А это значит, что теоретикам сегрегации всех мастей - расистам, националистам и религиозным фундаменталистам - следует уяснить себе, что все рассуждения о духовном превосходстве одной расы, нации или религии над другими не содержат в себе никакой истины! Главным в человеке является разум, для которого не существует никаких ограничений, связанных с природными качествами души.

К единичным природным качествам относятся:

  • а) природные задатки: талант и гениальность ;
  • б) темперамент;
  • в) характер.

К природным задаткам принадлежат талант и гениальность . Оба слова выражают определённую предрасположенность, которую человек получает от природы, но гениальность шире таланта. Гениальность порождает нечто новое в сфере всеобщего , тогда как талант порождает новое только в сфере особенного . Иначе говоря, гений создаёт (разрабатывает) новый принцип, тогда как талант действует в пределах уже открытого.

Если талант и гениальность проявляются через тот или иной вид деятельности, то темперамент не имеет никакой непосредственной связи с различием видов деятельности людей. Нельзя сказать, что все музыканты - сангвиники, а библиотекари - флегматики. Главное отличие общепринятых типов темперамента - сангвинического , флегматического , холерического и меланхолического - заключается в том, каким образом субъективный мир человека интегрируется в объективные процессы . Один человек легко настраивается на работу и сразу же приступает к её исполнению. Другому, наоборот, требуется время, чтобы внутренне подготовиться к ней. Одни футболисты перед игрой усиленно разминаются, разогревают себя. Другие, наоборот, сидят в расслабленном состоянии. Одному человеку необходим размеренный образ жизни, где у него всё идёт "по графику", и при этом ни о чём не забывает и всё успевает. Другой человек легче перестраивается с одной работы на другую, но именно поэтому он менее предсказуем и надёжен. природный ощущение чувство

Контраст различных типов темперамента в древности и в средние века проступал в поведении людей более резко и непосредственно, чем в настоящее время. В современном урбанизированном и технологичном мире параметры поведения человека задаются уже преимущественно со стороны общества - воспитанием и действующими в нём нравственными нормами.

В отличие от темперамента характер человека представляет собой то, что отличает его от всех других людей. Только через характер человек приобретает свою устойчивую определённость, свою индивидуальность. Характер - это процессуальная сторона деятельности человека, в ходе которой он, не давая сбить себя с выбранного пути, преследует свои цели и интересы, сохраняя во всех действиях согласие с самим собой. Человек с характером импонирует другим людям, поскольку они знают, с кем в его лице имеют дело. От каждого человека следует требовать, чтобы он проявлял характер.

Если задатки и темперамент человека имеют природное происхождение, то характер , как говорят, дело наживное. И тем не менее нельзя отрицать, что и характер имеет под собой природную основу, что одни люди уже от рождения предрасположены к обладанию более сильным характером, чем другие.

К более уникальным качествам душ людей относятся идиосинкразии : боязнь высоты, склонность к воровству, умение двигать ушами, способность легко садиться на шпагат, перемножать в уме большие числа, испытывать симпатии к одним словам и именам и неприязнь к другим и т.п. Данные свойства имеют единичную, случайную природу и потому не могут обладать всеобщим значением.

Естественное состояние как состояние войны характеризуется еще одной особенностью: здесь нет понятий справедливого и несправедливого - "там, где нет общей власти, нет закона, а там, где нет закона, нет несправедливости" . Справедливость - это не природное качество человека, это добродетель, которая утверждается самими людьми в процессе их самоорганизации. Законы и соглашения суть действительная основа ("причина", как местами говорит Гоббс) для различения справедливости и несправедливости. В естественном состоянии вообще нет "ничего общеобязательного, и каждый может делать то, что ему лично представляется добром" . В таком состоянии люди действуют по принципу нравится или не нравится, хочется или не хочется; и их личные влечения оказываются действительной мерой добра и зла.

Естественное право. В естественном состоянии действует так называемое естественное право (right of nature, jus naturale). Гоббс настаивает на разделении понятий "право", которое обозначает всего лишь свободу выбора, и "закон", которое обозначает необходимость действовать определенным установленным образом. Закон тем самым указывает на обязательство; свобода - по ту сторону обязательства. Очевидно, что это - не либеральное понимание свободы, права и обязательства. Естественное право, по Гоббсу, выражается в "свободе каждого человека использовать собственные силы по своему усмотрению для сохранения своей собственной природы, т.е. собственной жизни" . Согласно естественному праву, каждый поступает в соответствии со своими желаниями и каждый сам решает, что правильно, а что неправильно. "Природа каждому дала право на все" .

1 Левиафан // Указ. соч. С. 97.

2 Тамже[ХLVI].С. 511.

3 Там же . С. 98.

4 Гоббс Т. О гражданине // Гоббс Т. Соч. Т. 1. С. 290.

Хотя война есть следствие природных устремлений человека, озабоченного лишь собственным благом, и в естественном состоянии есть предпосылки, способные удержать человека от постоянной войны и склонить к миру. Эти предпосылки воплощены в тех же природных страстях человека; но это особенные страсти - "страх смерти, желание вещей, необходимых для хорошей жизни и надежда приобрести их своим трудолюбием" . Это страсти того же эгоистического природного индивида, однако среди них одна несет в себе антиэгоистическое начало - это надежда обеспечить собственное благополучие своим трудом. Трудолюбие по меньшей мере неэгоистично, если под эгоизмом понимать установку удовлетворять свои потребности и интересы за счет потребностей и интересов других. Развитие труда приводит к потребности в кооперации. Труд сам по себе содержит в себе, таким образом, потенциал солидарности.

Но как этот потенциал открывается человеку? Человек изначально несет в себе это знание, и оно открывается ему благодаря разуму, данному Богом. Бог же запечатлел в сердцах людей свой высший завет. Наделенный разумом, человек открывает в сердце своем путь, ведущий к предотвращению войны . Это путь естественных законов.

Естественные законы. Разум изначально содержит в себе некое предписание, или общее правило: "Всякий человек должен добиваться мира, если у него есть надежда достигнуть его" . Такой надежды может не быть, и тогда опять начинает говорить природа: защищай себя, как можешь. Таково установление естественного права. Названное же общее правило представляет собой первый естественный закон. Если право говорит о том, что можно делать, то закон говорит о том, что должно делать.

Из первого естественного закона вытекает второй: "В случае согласия на то других человек должен согласиться отказаться от права на все вещи в той мере, в какой это необходимо в интересах мира и самозащиты, и довольствоваться такой степенью свободы по отношению к другим людям, которую он допустил бы у других людей по отношению к себе" . Как можно видеть, второй закон оказывается ограничением индивидуального права: Гоббс прямо говорит, что он лишает человека свободы (хотя точнее следовало бы сказать: своеволия), ставя возможность исполнения права одним человеком в зави-

Нормативы качества окружающей среды устанавливаются для оценки состояния окружающей среды в целях сохранения естественных экологических систем, генетического фонда растений, животных и других организмов.

Человек в процессе своей деятельности до 80 % своего времени проводит в закрытом помещении и около 20 % - на открытом воздухе. Поэтому оценка окружающей среды должна проводиться по критериям, характеризующим состояние как внешней окружающей среды, так и внутренней (помещения промышленных и гражданских зданий). Не вызывает сомнений, что между указанными средами имеется теснейшая связь (рис. 1.3).

Оценка качества окружающей природной среды проводится на основании установленных нормативов. Чем меньше пороговая величина нормативов, тем выше качество окружающей природной среды. Однако более высокое качество требует, соответственно, больших затрат, эффективных технологий и высокочувствительных средств контроля. Поэтому нормативы качества окружающей природной среды по мере подъема уровня общества имеют тенденцию к ужесточению.

Соблюдение установленных норм качества окружающей среды обеспечивает:

  • экологическую безопасность населения;
  • сохранение генетического фонда человека, растений, животных;
  • рациональное использование и воспроизводство природных условий устойчивого развития хозяйственной деятельности.

Рис. 1.3.

В основу нормативов качества положены три показателя (рис. 1.4):

  • 1) медицинский - санитарно-гигиеническое назначение (пороговый уровень угрозы здоровью человека, его генетической программе);
  • 2) технологический - экологическое назначение (способность технически и экономически обеспечить выполнение установленных нормативов);
  • 3) научно-технический - вспомогательное назначение (наличие и возможности средств контроля величин, установленных нормами).

Медицинский показатель нормирует предельные допустимые значения параметров, негативно влияющих на человека и его окружение. В первую очередь сюда относятся предельно допустимая концентрация вредных веществ и предельно допустимый уровень вредных физических воздействий. Как уже говорилось, предельно допустимая концентрация (ПДК) - это количество вредного вещества в окружающей среде, которое при постоянном или временном контакте за определенный период времени практически не влияет на здоровье человека и его потомство. В последнее время при определении ПДК учитывают не только воздействие на человека, но и на биоту в целом. ПДК не являются раз и навсегда установленными нормами: по мере развития общества их количество увеличивается, значения уточняются.


Рис. 1.4.

В основу токсикологической характеристики технологических процессов положены рекомендаций по изменению производственных процессов для уменьшения или исключения количества вредных выделений, санитарно-технические требования к планировке производственных помещений, технологическому оборудованию, в том числе очистному, а в случае необходимости и к индивидуальным средствам защиты. Данные требования и рекомендации основаны на понятии предельно допустимой концентрации вредных веществ в различных средах.

Воздушная среда:

ПДК р1 - предельно допустимая концентрация вещества в воздухе рабочей зоны , мг/м 3 . Это такая концентрация, которая при ежедневной (кроме выходных дней) работе в пределах 8 часов в течение всего рабочего стажа не должна вызывать заболеваний или обнаруживаемых современными методами исследования отклонений в состоянии здоровья настоящего и последующего поколений (рабочей зоной считается пространство высотой до 2 м над уровнем пола или площадки, на которой находятся места постоянного или временного пребывания работающих);

ПДК сс - предельно допустимая среднесуточная концентрация токсичного вещества в воздухе населенных мест, мг/м 3 , - концентрация, не оказывающая прямого или косвенного неблагоприятного воздействия на настоящие или будущие поколения, не снижающая работоспособность человека, не ухудшающая его самочувствие при неограниченно долгом (годы) вдыхании.

ПДК мр - предельно допустимая максимальная разовая концентрация веществ , мг/м 3 , - концентрация, не вызывающая при вдыхании в течение 20-30 мин рефлекторных реакций в организме человека (при том, что возникновение таких реакций зависит не только от содержания вещества в воздухе, но и от длительности вдыхания).

В настоящее время определены предельно допустимые концентрации в атмосферном воздухе для более чем 500 веществ. Значения ПДК мр и ПДК сс для наиболее часто встречающихся в атмосферном воздухе примесей приведены в табл. 1.4. В правой крайней графе таблицы приведены классы опасности веществ: 1 класс - чрезвычайно опасные, 2 класс - высокоопасные, 3 класс - умеренно опасные и 4 класс - малоопасные. Эти классы разработаны для условий непрерывного вдыхания веществ без изменения их концентрации во времени. В реальных условиях возможны значительные увеличения концентраций примесей, способные в короткий интервал времени привести к резкому ухудшению состояния человека.

Таблица 1.4. Предельно допустимые концентрации (ПДК) в атмосферном воздухе населенных мест

Водная среда:

ПДК в - предельно допустимая концентрация вещества в воде водоема хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования , мг/л. Эта концентрация не должна оказывать прямого или косвенного влияния на органы человека в течение всей его жизни, а также на здоровье последующих поколений и не должна ухудшать гигиенические условия водопользования;

ПДК^ - предельно допустимая концентрация вещества в воде водоема, используемого для рыбохозяйственных целей. Это предельный уровень загрязнения для воды водных объектов, имеющих рыбохозяйственное значение мг/л.

Кроме того, установлены следующие интегральные показатели для воды в водоемах:

БПК - биохимическая потребность в кислороде - количество кислорода, использованного при биохимических процессах окисления органических веществ (исключая процессы нитрификации) за определенное время инкубации пробы (2, 5, 20, 120 суток), мг/л воды (БПК^ - за 20 суток, БПК $ - за 5 суток);

ХПК - химическая потребность в кислороде , определенная бихро- матным методом, то есть количество кислорода окисления всех восстановителей, содержащихся в воде, мг/л.

По отношению БПК/ХПК судят об эффективности биохимического окисления веществ.

ПДК п - предельно допустимая концентрация вещества в пахотном слое почвы , мг/кг. Эта концентрация не должна вызывать отрицательного прямого и косвенного влияния на здоровье человека, а также на самоочищающую способность почвы;

ПДК пр (ДОК) - предельно допустимая концентрация (допустимое остаточное количество) вещества в продуктах питания , мг/кг.

Если величина ПДК в различных средах не установлена, то действует временный гигиенический норматив ВДК (ОБУВ) - временно допустимая концентрация (ориентировочно безопасный уровень воздействия) вещества. Временный норматив устанавливается на срок не более 2-3 лет. Для токсичных веществ безопасная концентрация может быть определена в долях единицы:

где с - фактическая концентрация вещества в среде, с пдк - предельно допустимая концентрация.

Различные вещества могут оказывать сходное неблагоприятное (однонаправленное) воздействие на человека или его окружение. Например, существует эффект суммации для диоксида азота и формальдегида, фенола и ацетона, этанола и целой группы органических веществ. В этом случае степень влияния нескольких веществ S определяется так:

где с, с пдю. - соответственно, фактическая и предельно допустимая концентрация /-го вещества.

Если S > 1, то общее загрязнение превышает допустимые нормы.

Пример: допустим, что в воздухе концентрация фенола с. = 0,345 мг/м 3 , ацетона с ац = 0,009 мг/м 3 , а с^. = 0,35 мг/м 3 , с ПДКац = 0,01 мг/м 3 . Таким образом, для каждого из веществ указанное соотношение меньше 1:

но поскольку эти вещества обладают эффектом суммации, то общее загрязнение фенолом и ацетоном превысит предельно допустимое, так как

V I «44" 1ЩМЦ

Возможны случаи, когда источники выбросов и сбросов не превышают нормативов и ПДК отдельных, не однонаправленных загрязняющих веществ в окружающей среде, но в целом экологическая обстановка оценивается как критическая. Это происходит в случае усиления эффекта токсичности воздействия при взаимодействии различных веществ. Такой эффект называется синергизмом. Вопросы синергизма еще мало изучены, хотя необходимость этих знаний для защиты окружающей природной среды очевидна.

Технологический показатель определяет экологичность используемых технологий, применяемого сырья и готовой продукции. Его воздействие на окружающую среду определяют нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду (НДАН). Эти нормативы устанавливаются в соответствии с величиной допустимого совокупного воздействия всех источников на окружающую среду или на ее отдельные компоненты, и при их соблюдении обеспечивается устойчивое функционирование естественных экологических систем.

Нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду и нормативы качества окружающей среды определяют нормативы предельно допустимых выбросов (ПДВ) для воздуха и предельно допустимых сбросов (ПДС) для водных объектов. ПДВ и ПДС устанавливаются путем расчета с учетом технологических нормативов и фонового загрязнения окружающей среды.

В исключительных случаях, когда по объективным причинам нельзя установить ПДВ или ПДС (освоение на действующих предприятиях новых видов производств, реконструкция предприятий и т. п.)> вводят временные лимиты на выбросы - временно согласованный выброс (ВСВ), и сбросы - временно согласованный сброс (ВСС) вредных веществ и микроорганизмов. Лимиты устанавливаются на период поэтапного достижения предельно допустимых выбросов и предельно допустимых сбросов при условиях соблюдения технологических нормативов и наличия утвержденного плана уменьшения выбросов вредных веществ в атмосферный воздух. Технологический норматив - норматив допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, который устанавливается для стационарных, передвижных и иных источников, технологических процессов, оборудования и отражает допустимую массу выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов в окружающую среду в расчете на единицу выпускаемой продукции.

Технологический показатель тесно связан с градостроительными нормами и прежде всего с санитарными территориальными разрывами. Технологический показатель обобщенно можно представить в виде схемы взаимоувязанных и взаимоподчиненных связей (рис. 1.5).


Рис. 1.5.

Третью группу нормативов - научно-технический показатель (см. рис. 1.4) составляют вспомогательные мероприятия, включающие нормативы терминологии, организационные и правовые нормативы.

Когда в доме появляется маленький ребенок, требования к качеству продуктов, вещей и предметов, окружающих его, значительно повышаются. Ведь от того, что малыш ест, какую одежду носит, чем играет, в значительной мере зависит его здоровье и развитие. И это особенно касается воды, которую пьют дети. Поэтому водичка для них должна быть особенной.

Почему именно детская?

Вода участвует во всех жизненно важных процессах в детском организме, и ни сок, ни молоко не могут ее заменить. Но какая вода необходима ребенку? Вод много (питьевая, минеральная, столовая, газированная), но если она не сертифицирована как детская («с первых дней жизни») — значит, она исключительно для взрослых и такая вода не подойдет для ребенка, потому что содержит слишком большое количество минералов и микроэлементов. У малышей же пищеварительная и иммунная системы еще не полностью сформированы, и неверно подобранная вода может спровоцировать различные проблемы со здоровьем.

Поэтому, при выборе детской воды помните, что для малышей самой лучшей считается первозданная вода, которая добывается только из природных источников с натуральным неизмененным составом, с пониженным содержанием минеральных веществ, которая разливается в бутылки вблизи места добычи. Также важно особое внимание обращать, в каком регионе находится источник воды.

Найти скважину с подходящей водой непросто, поэтому при производстве детской воды часто добывается обычная вода, которая впоследствии проходит через систему обратного осмоса. Однако при этом происходит не только полное разрушение природной структуры воды, но и сама вода становится подобной простому раствору солей в дистилляте. И, конечно, искусственно созданная (или обработанная) вода не имеет никакого отношения к природным натуральным водам, особенно полезным для детей и взрослых.

Из Закарпатья с любовью

Детская вода Bebivita — это уникальная детская вода с натуральным не измененным минеральным составом. Добывают ее в Закарпатье. Вода Bebivitа имеет природное оптимальное для детского организма содержание минералов и солей, поэтому не нуждается в системе обратного осмоса, а при ее очистке полностью сохраняется природная структура и натуральный состав для максимальной пользы ребенку.

Детская вода Bebivita

  • Натуральная артезианская вода с природным составом.
  • Артезианское месторождение в селе Кибляры — один из немногих в Украине уникальных источников воды, у которой идеально сбалансирован для детского организма минеральный состав.
  • На пути от скважины до бутылки вода проходит только через механические фильтры очистки, а от бактерий очищается самым современным методом при помощи бактерицидной ультрафиолетовой лампы с дополнительным стерильным фильтром.
  • Разливается вода в бутылки непосредственно на месте добычи.

Природные качества как таковые

§541 . Природные качества предшествуют всему тому богатому содержанию, которое душа каждого человека наживает самостоятельно в процессе всей его жизни.

Первую группу составляют те природные качества, которые откладываются в душе под воздействием космического и метеорологического процесса планеты и потому имеют всеобщий характер:

  • смена времён года,
  • чередование частей суток,
  • изменения погоды.

Вторую группу составляют те природные качества, которые обусловлены разделением всей массы человечества на особенные части:

  • религиозные,
  • национальные,
  • зодиакальные.

Третья группа природных качеств имеет единичный характер:

  • врождённые задатки человека,
  • темперамент,
  • характер.

§542 . ВСЕОБЩИЕ КАЧЕСТВА. Растения и животные находятся в непосредственном единстве с космической и метеорологической жизнью планеты. Можно поэтому сказать, что они стоят ближе к ней, но это выражение лишено смысла, поскольку растения и животные сами являются частью природы. У людей непосредственная связь с космической и метеорологической жизнью планеты также присутствует, но в меньшей степени. Чем более люди образованны и отделены от природы благами цивилизации, тем менее они зависимы от происходящих в ней процессов.

Смена времён года . Растения всецело зависят от смены времён года. Весной они оживают и расцветают, летом идут в рост и формируют плоды, осенью плодоносят, а зимой у них происходит приостановка развития. Поведение животных также напрямую зависит от смены времён года, в соответствии с которыми у них существуют периоды спаривания, сезоны миграций, время спячки и т.п.

У людей смена времён года проявляется в форме перемены предрасположенностей души. Условия зимы располагают нас к самоуглублению, к обучению, к сосредоточению своих сил на творчестве и домашней жизни. Весна усиливает чувство природного единства индивида с родом, что, с одной стороны, выражается в повышении влечения к противоположному полу, а с другой – в обостряющемся чувстве одиночества. Именно на весну приходится как массовый расцвет любовных чувств, так и наибольшее число суицидов. Лето – время суетливое, когда человек чувствует себя вырвавшимся (или вытолкнутым) из привычного ритма трудовых будней на свободу. Оно располагает к активному отдыху, к сближению с природой, к путешествиям. Осенью нарастает предрасположенность к восстановлению трудового и жизненного ритма, к упрочению достигнутых результатов, к переключению внимания человека на творчество, на созидание.

И с каждой осенью я расцветаю вновь.
Здоровью моему полезен русский холод.
Желания кипят – я снова счастлив, молод,
Я снова жизни полн... 26

Смена времён года не вызывает у человека никаких неподконтрольных его сознанию проявлений. И если, к примеру, многие религиозные праздники привязаны к тому или иному периоду года, то сделано это не по природному инстинкту, а по вполне сознательному расчёту.

Чередование времени суток обусловливает перемену настроенности души. Утром душа ещё находится в состоянии погруженности в себя, в сущностный мир человека. Поэтому утром в нас господствует настроение сосредоточенности и серьёзности в отношении предстоящих дел. Днём душа предаётся работе, в процессе которой она интенсивно воспринимает разнообразный материал окружающей нас действительности. Вечером душа пребывает в состоянии рассредоточенности. Она настроена на отвлечённые размышления и развлечения. Ночью душа человека переходит из утомляющего состояния дневной суеты к состоянию уединённости в самой себе. Во сне вся разномастность дневных впечатлений погружается в её глубины и чувственно переживается ею.

Перемена погоды . Растения и животные задолго предчувствуют перемену погоды, что наглядно отражается на их поведении. Перемена погоды влияет и на самочувствие людей. Если температура за сутки изменяется на 15-20 градусов и, соответственно, меняется атмосферное давление, то это сказывается на состоянии всех людей. Менее резкие перемены погоды ощущают на себе метеочувствительные люди. Но в отличие от смены времён года и чередования частей суток, которые подвержены определённой закономерности, изменения погоды менее предсказуемы. Но, опять-таки, влияние погоды на состояние души имеет только процессуальный характер и не затрагивает самой сути человеческой деятельности.

§543 . ОСОБЕННЫЕ ПРИРОДНЫЕ КАЧЕСТВА. Антропологические различия человеческих рас (негроидной, европеоидной, монголоидной) связаны с географическими особенностями тех территорий планеты, где они формировались. Но сами по себе они не влияют на природные качества человеческих душ. Неважно, к какой расе принадлежит человек, важно, в какой среде он вырос, какое воспитание и образование получил. Особенные природные качества наших душ определяются следующими факторами:

  • религиозным,
  • национальным,
  • зодиакальным.

§544 . Религии . Являясь базовым элементом культуры народов, религия накладывает свой отпечаток на душевный склад людей, её исповедующих. Первое различие здесь имеет место между представителями мировых религий: буддизм, иудаизм, христианство, мусульманство. Далее различия наблюдаются уже внутри самих религий. Христианский мир делится на католиков, протестантов, православных и другие конфессии. Исламский мир – на суннитов и шиитов. В буддизме – махаяна, ламаизм, тантризм.

Все содержащиеся в них различия отражаются на качествах, присущих людским душам, но с разной степенью интенсивности, что зависит от условий воспитания, уровня образования, идеологии общества в отношении церкви. У одних людей они могут проявляться больше, у других – меньше, но если брать в целом весь народ, то эти различия проступают весьма отчётливо: христианская Европа, мусульманский Ближний Восток и Средняя Азия, буддистский Китай и Юго-восточная Азия.

§545 . Нации . Особенные качества души получают дальнейшую спецификацию через национальный дух , или национальный характер того народа, которому принадлежит человек. При формировании национальных качеств сказывалось влияние географических особенностей территории проживания народа: море, степь, лесостепь, тундра, горы. Мы выделяем характер горских народов, характер степных народов, характер северных народов. Территория проживания великих народов включает в себя, как правило, разнообразный рельеф: и леса, и степи, и горы, и море, что также отражается на их национальном характере.

Помимо внешних факторов, при формировании национального духа народов существенную роль играет их рефлексия в отношении друг друга. Каждый народ, стремясь осуществить себя в своей национальной самобытности, развивает в себе те особенные качества, которые менее развиты у других. Иначе говоря, черты национального характера развивались по принципу "что одному любо, то другому не годится". В результате сегодня при упоминании таких слов, как англичанин , француз , итальянец , немец , русский , китаец и т.д., в нашем представлении возникает вполне определённый образ человека, отличающийся от всех остальных набором своих национальных качеств.

§546 . Знаки Зодиака . Помимо религиозных и национальных качеств, люди различаются также по зодиакальным особенностям своего душевного склада. Данные различия описываются по двум схемам: по европейской, где год разделён на 12 периодов, и по восточной, где разделение проводится по годам 12-летнего цикла.

Различия психологических типов людей, рождённых под разными знаками Зодиака, столь очевидны и, более того, столь обстоятельно исследованы, что не учитывать их невозможно. Другой вопрос: чем они определяются? Здесь можно указать на три фактора.

  1. Влиянием периодически изменяющихся комбинаций звёзд, на чём настаивают сами астрологи.
  2. Различием времён года, в течение которых шёл период внутриутробного развития человека. Уж если яровые посевы отличаются от озимых, то надо полагать, что и души людей, рождённых в разные периоды года, тоже могут чем-то отличаться друг от друга.
  3. Между всеобщими качествами людей, которые у отдельных народов проступают в форме национальных черт их характера, и единичными качествами каждого конкретного человека должна находиться связующая их особенность . Так вот, такой природной особенностью могут являться как раз зодиакальные различия психических типов людей. Иначе говоря, разделение всей массы людей на несколько зодиакальных типов необходимо для гармонизации жизнедеятельности самого общества. Благодаря им обеспечивается необходимое богатство особенных душевных качеств составляющих ткань общества индивидуумов.

Таковы три фактора, которые можно рассматривать как причины существования зодиакальных различий. Что же касается более подробной характеристики данных различий, то по этому вопросу следует обращаться к соответствующей литературе.

§547 . Религиозные , национальные и зодиакальные различия составляют особенные природные качества людей. Они проявляются через внешний облик людей, образ их жизни, их предрасположенность к определённым видам деятельности, к профессиям и т.д. Однако, выделяя эти качества, нам необходимо помнить о том, что все они относятся лишь к ступени природных определений души и не затрагивают самой сути человеческого духа. Сознание людей свободно по отношению к природным качествам их душ и не зависит от них. А это значит, что теоретикам сегрегации всех мастей – расистам , националистам и религиозным фундаменталистам – следует уяснить себе, что все рассуждения о духовном превосходстве представителей одной расы, нации или религии над другими не содержат в себе никакой истины. Главным в человеке является его разум, для которого не существует никаких ограничений, связанных с природными качествами души.

§548 . ЕДИНИЧНЫЕ ПРИРОДНЫЕ КАЧЕСТВА. Всеобщие и особенные качества получают своё действительное проявление только через души конкретных людей. Душа каждого человека содержит в себе определённую меру всех рассмотренных выше качеств. К ним присоединяются его индивидуальные природные качества, каковыми являются:

  1. природные задатки,
  2. темперамент,
  3. характер.

§549 . Под природными задатками следует понимать совокупность тех качеств человека, которые даны ему от рождения, в отличие от всех тех знаний и умений, которые он приобретает по ходу своей жизни. К природным задаткам принадлежат талант и гениальность . Оба слова выражают определённую предрасположенность, которую душа человек получает от природы, но гениальность шире таланта .

Гениальность порождает нечто новое в сфере всеобщего , тогда как талант порождает новое только в сфере особенного . Иначе говоря, гениальность порождает новый принцип, тогда как талант действует в пределах уже открытого принципа. Например, гениальностью обладал сам Вильгельм Гегель, поскольку он впервые развил в своей энциклопедии принцип логической систематизации всего арсенала определений нашего разума. Все последующие комментаторы его учения являются в лучшем случае только талантами.

Но природные задатки сами по себе, без претворяющей их в жизнь воли человека, мало чего стоят. Для того чтобы талант и гениальность получили своё развитие и воплотились в реальные дела, соответствующие их мере, человек должен много трудиться. Как говорил прирождённый изобретатель Томас Эдисон: "Во мне 1% гения и 99% потения". В религии же эта мысль выражена иначе: "Кому много дано, с того много и спросится".

Помимо большого труда, талант и гениальность предполагают также необходимость овладения человеком всеми теми достижениями, которые уже накоплены человечеством в соответствующей сфере деятельности. Без этого природные задатки человека обречены либо погибнуть, либо выродиться в пустую оригинальность.

§550 . Если талант и гениальность проявляются через тот или иной вид деятельности человека, то темперамент , напротив, не имеет никакой непосредственной связи с различными видами деятельности людей. Нельзя, например, сказать, что все музыканты – сангвиники, а все библиотекари – флегматики.

Трудно определить, что именно следует понимать под темпераментом. Он не относится ни к содержанию поступков, ни к способностям человека, ни к страстности его отношения к делу. Главное различие общепринятых типов темперамента – сангвинического , флегматического , холерического и меланхолического , заключается, видимо, в том, каким образом субъективный мир человека интегрируется в объективные процессы .

Один человек легко настраивается на работу и сразу же приступает к её исполнению. Другому, наоборот, требуется некоторое время на то, чтобы внутренне подготовиться к ней, сосредоточиться на её исполнении. Одни футболисты перед игрой усиленно разминаются, разогревают себя. Другие, наоборот, сидят на траве в расслабленном состоянии. Одному человеку необходим размеренный образ жизни, где у него всё идёт "по графику", согласно которому он методично переходит от одного дела к другому и при этом ни о чём не забывает и всё успевает. Другой человек более импульсивен. Он легче перестраивается с одной работы на другую, но именно по этой причине он менее предсказуем и надёжен.

Можно предполагать, что сангвиники и холерики легче вовлекаются в работу, тогда как меланхолики и флегматики более зависят от своей субъективности, им требуется больше времени для того, чтобы настроиться на неё. С другой стороны, сангвиники и холерики более подвижны и легче переходят от одного дела к другому, тогда как флегматики и меланхолики, наоборот, более углубляются в суть работы и труднее выходят из неё.

Темперамент – это неустойчивое качество, которое меняется в зависимости как от возраста человека, так и от перемены внешних обстоятельств его жизни. Чем более цивилизованной делается наша жизнь, тем менее проявляются те манеры поведения людей, которые диктуются их естественной (животной) природой. Контраст различных типов темперамента в древности и в средние века проступал в поведении людей более резко и непосредственно, чем в настоящее время. В современном урбанизированном и технологичном обществе это различие теряет своё былое значение. Параметры поведения человека задаются уже преимущественно со стороны общества – воспитанием и действующими в нём нормами.

§551 . В отличие от темперамента характер человека представляет собой то, что отличает его от всех других людей. Только через характер человек приобретает свою устойчивую определённость, свою индивидуальность. Характер – это процессуальная сторона деятельности человека, в ходе которой он, не давая сбить себя с выбранного пути, преследует свои цели и интересы, сохраняя во всех действиях согласие с самим собой. Человек с характером импонирует другим людям, поскольку они знают, с кем в его лице имеют дело. От каждого человека следует требовать, чтобы он проявлял характер.

Однако для того, чтобы характер человека оказался востребованным, требуется ещё и насыщенное содержание его целей. Великие цели порождают великие характеры. И наоборот, если человек цепляется за мелочные и бессодержательные цели, то вместо характера он проявляет упрямство , которое имеет лишь форму характера, но не его содержание. В упрямстве – этой пародии на характер – индивидуальность человека становится отталкивающей, препятствующей налаживанию его отношений с другими людьми.

Если задатки и темперамент человека имеют природное происхождение, то характер , как говорят, дело наживное. И тем не менее нельзя отрицать, что и характер имеет под собой некоторую природную основу, что одни люди уже от рождения предрасположены к обладанию более сильным характером, чем другие. Поэтому мы рассматриваем характер именно здесь, в учении о природных качествах души.

§552 . К более уникальным качествам душ людей относятся идиосинкразии : боязнь высоты, склонность к воровству, умение двигать ушами, способность легко садиться на шпагат, перемножать в уме большие числа, испытывать симпатии к одним словам и именам и неприязнь к другим и т.п. Данные свойства имеют единичную, случайную природу и потому не могут обладать всеобщим значением.

Таковы природные качества души:

  1. всеобщие – зависимость от времён года, времени суток, погоды;
  2. особенные – религиозные, национальные, зодиакальные;
  3. единичные – талант и гениальность, темперамент, характер.

Естественные состояния

Естественные состояния души человека обусловлены:

  1. возрастом ;
  2. половым отношением ;
  3. сном и бодрствованием .

В разделе, посвящённом живому веществу, мы говорили об этих состояниях как о положенных биохимическим процессом, который осуществляют индивидуальные живые организмы. Здесь же нам предстоит рассмотреть их с точки зрения их духовного содержания, каковое они имеют в человеке.

§553 . ВОЗРАСТ. Возрастной ряд начинается с непосредственного отделения индивидуума от рода, т.е. с момента рождения человека, и заканчивается духовным слиянием человека с обществом и отрицанием его природной единичности – смертью. Но то, что в биологии представлено противоположностью индивид – род , в человеческом мире существует как противоположность человек – общество . В основе рода лежит генетическое единство людей, в основе общества – их духовное единство. Слияние природной и духовной основ общества проявляется в душе каждого конкретного человека тем образом, что последовательность физических изменений его организма синхронизирована с последовательностью развития его духовного облика. Отсюда развивающийся ряд возрастных состояний человека: детство – отрочество – юность – зрелость – старость.

§554 . Детство – это период непосредственного единства индивида со своим родом. Новорождённый малыш – это ещё не человек в собственном смысле этого слова, это природный материал для дальнейшего формирования из него человека. Задача ребёнка в этот период состоит в том, чтобы отделиться от породившего его рода и осознать себя в своём наличном бытии.

На пути к этому ребёнок первым делом осваивает свои органы чувств. Он учится узнавать свои ощущения и доверять им. (Попробуйте вспомнить, уважаемый читатель, свои самые первые ощущения цвета, запаха, вкуса и то удивление, с которым Вы их находили в себе.) Слившись со своими ощущениями, ребёнок начинает воспринимать окружающий мир как нечто внешнее по отношению к себе. Обретая чувство внешности реального мира, он и самого себя учится воспринимать в качестве реального предмета.

Предметное отношение к самому себе порождает у ребёнка потребность в применении своих сил. Через овладение ходьбой он получает доступ к перемещению в пространстве, что порождает у него чувство самостоятельности. Овладевая своими руками, он начинает проявлять свою самостоятельность в действии. Через общение с другими людьми он обретает своё Я, благодаря чему освобождается от безраздельной погруженности в процедуру чувствования самого себя. По мере становления самосознания ребёнок переходит к формированию своей индивидуальности.

§555 . Отрочество – это период развития индивидуальности человека, его природного своеобразия. В этом возрасте у детей формируется интеллект, они делаются любознательными. Им уже недостаточно воспринимать только те предметы, которые встречаются непосредственно в опыте. Развивающееся мышление подростка требует отвлечённых образов, что обусловливает появления в этом возрасте влечения к чтению книг и слушанию рассказов о далёких мирах, о заморских странах, о необычных явлениях, о страшных и героических историях, чтобы представляемые образы не просто пассивно входили в сознание подростка, а захватывали всё их существо, помогая им тем самым ощущать свою индивидуальность.

В отроческие годы дети движимы мыслью, что они ещё не являются тем, чем они должны быть в этой жизни. Поэтому подростки хотят учиться. Но чему именно они должны учиться, они не знают. В этом возрасте дети ещё не способны разумно проявлять свою волю, поэтому во всех своих занятиях они нуждаются в наставлениях взрослых. И коль скоро их формирующийся рассудок в этот период ещё сосредоточен преимущественно в сфере образных представлений, то для удержания стремления подростков к развитию в правильном направлении им необходимы примеры для подражания: образы пророков, народных героев, исторических деятелей, современных кумиров. С наступлением половой зрелости у молодых людей просыпается мощное чувство рода. Мальчики и девочки становятся юношами и девушками.

§556 . Юность – это возраст, когда дух человека входит в отношение противоположности к обществу. С одной стороны, сознание юношей устремлено к постижению этого мира и к отысканию своего места в нём. С другой стороны, они ещё видят этот мир не таким, каков он есть, а таким, каким они его хотят видеть, исходя из своих возросших и основанных на чувственности представлений и идеалов. Юноши поэтому склонны к предъявлению завышенных требований как по отношению к обществу в целом, так и по отношению к тем его сферам, которые вызывают у них наибольший интерес. Положительной стороной наличия таких идеалов является осознание юношами необходимости получения специального образования.

Исходя из своих идеалов, юноше может казаться, что весь мир пребывает во зле и что его надо непременно перестроить. Однако по мере предпринимаемых им попыток по преобразованию мира он, погружаясь в реальные дела , постепенно всё дальше отходит от своих идеалов. Он начинает осознавать, что всё обстоит как раз наоборот, что это он существует со своими идеалами лишь благодаря тому, что существует этот мир. Что он может найти сферу приложения своих сил и задатков только в этом, пусть далеко не совершенном, но всё же единственно данном нам мире. Достигнув такой точки зрения, юноши и девушки становятся взрослыми .

Но и после этого человек ещё долгое время продолжает нести в своей душе мечты и идеалы своей юности. И где-то лишь на четвёртом десятке лет жизни он начинает постепенно забывать о них. В этом возрасте человек как существо конечное, которому отпущен определённый срок жизни на этой земле, становится подобным двуликому богу Янусу, который в мифологии древних римлян был богом входов, дверей, переходов. Он имел два лица, одним из которых обозревал уже пройденный этап жизни, другим созерцал грядущее. Так и человек в возрасте 30-40 лет, с одной стороны, ещё продолжает нести в себе свои юношеские идеалы и мечты, а с другой – начинает усматривать всё более явно проступающие очертания своей дальнейшей жизни. То, чего он успел достичь к этому возрасту, позволяет ему в определённой степени судить о том, чего ещё он может ждать от своей дальнейшей жизни. "Первый тайм мы уже отыграли..." . Конечно же, будет ещё и второй тайм, и что-то ещё можно будет успеть поправить, но уровень игры, на который ты оказался способен, уже определён. Вот только в этом возрасте исчезают последние иллюзии юности и дух человека наконец смиряется с тем, на что он действительно оказался способен в этой жизни. Такое примирение с реальностью даётся всем по-разному. Кто-то никого не винит за победившую его идеалы прозу жизни, кто-то начинает винить в этом своего ближнего, кто-то – дальнего.

§557 . В зрелом возрасте место идеалов занимает реальное дело , практическая деятельность людей. Это возраст мужа , когда человек живёт уже преимущественно интересами того дела, которому служит. За счёт своей деятельности (работы) человек интегрирует себя в общество, где, с одной стороны, он реализует самого себя в своей особенности, весь свой творческий потенциал, а с другой – осуществляет развитие своей страны. Только через практическую деятельность человек обретает свою значимость для общества и оправдание своей жизни.

Но так как успехи общественного развития становятся заметными только при весьма значительной сумме сделанного, то, соответственно, и человек лишь в конце всего жизненного пути, оглянувшись назад, сможет увидеть свой вклад в общее дело. Осознание этого вклада освобождает человека от грусти по поводу его несостоявшихся юношеских идеалов. То истинное, что содержалось в них, получило своё претворение, ну, а то вздорное, что с ними соседствовало, безвозвратно ушло, как и должно было уйти, в реку забвения, в Лету.

В каждой частной жизни, в каждой профессии есть нечто закономерное, устойчивое, повторяющееся. И чем дольше человек живёт и трудится, тем в большей мере из всего богатства их содержания для него проступают их основные черты. Благодаря им он полностью овладевает своей профессией и всей своей устоявшейся жизнью. Он внутренне сращивается с ними, в результате чего у него постепенно угасает интерес и к делу, и к повседневной жизни вообще. Дойдя до вершины своего духовного развития, равно как и в силу физического износа организма, человек переходит в последний свой возраст – старость.

§558 . Старость . Прожитая жизнь в снятом виде представляет собой состоявшийся акт слияния индивида с обществом. Пожилой человек всё освоил в этой жизни: было детство, была учёба, была удаль и любовь, было супружество и дети, была работа и творчество, были взлёты и падения, было здоровье, и пришла немощь... Пройдя через все эти определения своей жизни, старик в итоге срастается с ними. Изначальная противоположность к данному содержанию жизни теперь уже снята им, и у него постепенно затухает интерес к тому, чем он жил. Из всего того, что ему может ещё встретиться, существенное он уже знает. Ум старика обращён только к этому существенному содержанию и к тем прошедшим временам, когда он овладевал им, осваивал его.

Конец – делу венец. Это состоявшееся единство с внешним миром возвращает душу человека в исходное состояние, к ещё не знающему противоположности младенчеству. Впадание в детство и выживание из ума свидетельствуют о том, что дух старика стремится начать новую жизнь. Но поскольку его тело уже исчерпало все свои ресурсы, то наступает смерть.

Таким образом, последовательный ряд возрастов образует единый цикл жизни человека:

  1. Детство – период отделения ребёнка от рода.
  2. Отрочество – становление индивидуальности.
  3. Юность – вхождение в состояние противоположности к обществу.
  4. Зрелость – единство противоположности, достигаемое посредством деятельности человека во благо себе и обществу.
  5. Старость – слияние индивида с обществом.

Завершается ряд возрастных состояний тотальным отрицанием дальнейших изменений – смертью человека.

§559 . ПОЛОВОЕ ОТНОШЕНИЕ. Второй вид природных состояний души человека обусловлен половым отношением.

  1. Половая принадлежность . Первая фаза развития полового отношения – это вхождение индивида в состояние половой самоидентификации, ощущение им своей половой особенности. Казалось бы, само собой разумеется, что я всегда являюсь мужчиной, а та или иная особа – женщиной. Но то, что само собой разумеется, делается привычным настолько, что нередко забывается само собой. Только в период гиперсексуальности, который приходится на молодые годы, чувство половой принадлежности неотступно сопровождает человека. В последующие годы человеку приходится периодически вспоминать об этом. Лишь ощущая в самом себе недостаток своей противоположности, мы становимся способными осознавать самих себя в своём половом отличии.
  2. Состояние противоположности . Второе состояние, вызываемое половым отношением, – появление в душе человека влечения к особе противоположного пола. В этом состоянии абстрактная противоположность полов принимает конкретные очертания. Причём объект полового влечения определяется не столько нашим сознанием, сколько нашими душами. Чувственный интерес к определённому лицу возникает не на основе доводов разума, а на почве неподвластных сознанию симпатий души. Справедливо говорят, что любовь слепа, поскольку она является делом наших душ, а не сознания.

    Мне не к лицу и не по летам...
    Пора, пора мне быть умней!
    Но узнаю по всем приметам
    Болезнь любви в душе моей ...
    Когда я слышу из гостиной
    Ваш лёгкий шаг иль платья шум,
    Иль голос девственный, невинный,
    Я вдруг теряю весь свой ум ...
    Вы улыбнётесь – мне отрада;
    Вы отвернётесь – мне тоска;
    За день мучения – награда
    Мне Ваша бледная рука... 27

  3. Единство противоположности . При совокуплении души любовников переходят в состояние ощущения своего единства с родом, которое сохраняется после этого ещё какой-то срок, по истечении которого они вновь входят в состояние половой самоидентификации.

На первый взгляд может показаться, что род – это так далеко от нас, от пары его представителей, которые в эти моменты всегда думают только о себе. Однако бесчисленное количество совершаемых нами за свою жизнь половых актов несёт в себе, тем не менее, и некоторый реальный результат – рождение (двух, трёх и более) детей. Тем самым чувственный эгоизм индивидов содержит в себе и всеобщий интерес продолжения рода человеческого.

§560 . СОСТОЯНИЯ СНА И БОДРСТВОВАНИЯ. Третий вид естественных состояний души – это чередование сна и бодрствования . К состоянию бодрствования относится всякая отмеченная признаком самосознания деятельность человека В период бодрствования душа человека активно воспринимает в себя всё ощущаемое им богатство красок окружающего мира. При погружении в сон деятельность самосознания человека прекращается. Вместо неё активизируется чувственная жизнь души.

В состоянии сна происходит закрепление воспринятых душой в период бодрствования многообразных ощущений внешнего мира. Пробуждение души есть акт суждения человека о самом себе: "Я открыл глаза; я проснулся". В этом суждении мы из бессознательного состояния сосредоточенности во внутренней жизни своей души переходим в состояние активной сознательной жизни.

Поскольку дневной свет способствует обнаружению содержания внешнего мира, а ночь, наоборот, затемняет его, постольку для людей вполне естественным является бодрствовать днём и спать ночью. Период бодрствования, в течение которого душа пребывает в напряжённом состоянии по отношению к внешнему миру, имеет в себе некоторую меру. Деятельность бодрствующего духа вызывает утомление и влечёт человека к переходу в состояние сна. Сон, в свою очередь, также имеет известную границу в самом себе и переходит в свою противоположность – в состояние бодрствования духа.

Таковы естественные состояния души: возрастные , половые , а также состояния сна и бодрствования . В отрицательном отношении бодрствование определяется через сон , и наоборот. В положительном отношении отличие бодрствования от сна состоит в активизации ощущающей деятельности человека.

Ощущения

§561 . В момент перехода человека из состояния сна в состояние бодрствования полностью восстанавливается его способность к ощущению внешнего мира. Проснувшись, мы первым делом открываем глаза и активизируем деятельность своих органов чувств: слуха, обоняния, осязания, вкуса, зрения. Потягиваясь, мы тем самым прощупываем своё тело и убеждаемся в том, что всё у нас по-прежнему на месте. Тем самым мы удостоверяем свою пробуждённость, свой переход в состояние бодрствования.

В бодрствующем состоянии наши органы чувств активно воспринимают предметы окружающего мира. В ходе этого в наши души непрерывным потоком вливаются многообразные ощущения.

§562 . Ощущение – это положительное отношение человека к окружающему миру. Например, простое прикосновение представляет собой отношение между мной и чем-то внешним по отношению ко мне – тем предметом, к которому я прикоснулся. Воспринятые органами чувств импульсы ощущений снимаются душой и становятся её собственным идеальным наполнением. Если, прикоснувшись к какому-либо предмету, я почувствовал это, то тем самым данное ощущение приняло во мне идеальную форму и стало достоянием моего духа. Если теперь я прекращу само действие прикосновения, то это ощущение тем не менее останется во мне, ибо оно снято и сохранено моей душой.

То же самое происходит и тогда, когда мы вовсе не обращаем внимания на какие-либо свои внешние ощущения, хотя постоянно испытываем их. Наша душа так же преобразует их в идеальную форму и делает их своим достоянием. Например, на фоне всех тех дел, которыми Вы, уважаемый читатель, занимались на протяжении всего сегодняшнего дня, вокруг Вас постоянно бурлила жизнь. Пока Вы утром приводили себя в порядок, по радио или телевизору передавали какие-то сообщения, где-то по соседству хлопали двери, лаяли собаки... Когда Вы вышли на улицу, Вас обдувал ветерок, плывущие по небу облака то заслоняли, то открывали солнце. Мимо Вас проносились какие-то машины, мелькали лица людей, менялись фасады зданий и интерьеры помещений, где-то играла музыка, доносились какие-то разговоры, ощущалось разнообразие запахов и т.д. И хотя на всё это Вы не обращали никакого внимания, поскольку Ваше сознание было занято другими проблемами, тем не менее Ваша душа восприняла в себя все эти ощущения, идеализировала их и сохранила в своих сокровенных глубинах.

§563 . ДУША – БЕЗДОННАЯ ШАХТА ОЩУЩЕНИЙ. Глаза, уши, нос, рецепторы языка и кожи открыты и функционируют в нас в течение всего дня и на протяжении всей нашей жизни. Через них нескончаемым потоком в наши души вливается масса внешних ощущений, которые становятся их собственным наполнением. Если для нашего сознания существуют только те ощущения, на которые мы обращаем своё внимание (внимание своего Я), то для нашей души важны все ощущения вообще, которые где -либо, когда -либо и как- либо были восприняты нашими органами чувств. Все они поглощаются ею и становятся её собственным содержанием.

Душа человека – это бездонная шахта, в которую уносятся все бессознательно воспринимаемые нами ощущения. Человек никогда не может знать, сколько ощущений он действительно имеет в глубине самого себя, хотя бы и забытых им или даже вообще незнакомых ему, поступивших в него, минуя его сознание. Сколько всего человек видел, слышал, обонял, вкушал, осязал, он никогда не знает. Но всё это поступает в глубины его души и сохраняется в ней. Нейроспециалисты утверждают, что у человека в процессе мышления задействовано только 5% объёма мозга. Исходя из этих цифр, можно предположить, что остальные 95% задействованы на восприятие и переработку той бездны ощущений, которая накапливается в каждом из нас за все прожитые нами годы. И эти 95%, как мы узнаем позднее, также представляют собой необходимый компонент деятельности нашего мышления.

§564 . ДУША НЕПОВТОРИМА. Ощущения сиюминутны и конкретны. Они всегда принадлежат тому или иному человеку, в отличие, например, от слов, которые обладают одинаковым значением для всех людей. В силу такой мимолётности и адресной конкретности воспринимаемых нами ощущений в каждом из нас содержится своя уникальная бездна ощущений , накопленных нами за всю нашу жизнь. Поскольку моя бездна моих ощущений составляет содержание моей души, постольку её (бездны ощущений) индивидуальное своеобразие предопределяет собой уникальность и неповторимость моей души в целом.

§565 . Помимо того что душа каждого человека содержит в себе свою уникальную бездну ощущений, она также, в силу своих природных качеств, проявляет своё собственное отношение к ним, определяя их значение для самой себя. Поэтому одно и то же содержание ощущений может восприниматься разными людьми по-разному. Когда один из двух стоящих на улице собеседников говорит: "По-моему, холодно", а другой: "По-моему, нет", то ощущают они при этом одну и ту же температуру воздуха. Но вот то, что эта температура отрефлектировалась в их душах по-разному, позволило каждому из них сказать: по-моему . Поскольку я ощущаю мир по-своему , постольку во всей совокупности воспринятых мною за всю мою жизнь ощущений я имею отличное от всех других содержание своей души.

§566 . Ощущения соединяют душу с телом. Ощущения поступают в наши души с двух сторон. Извне в нас поступают чувственные импульсы, идущие от воспринимаемых нами внешних предметов. Таковыми являются ощущения цвета, звука, запаха, вкуса и осязания. Другой поток ощущений приходит в наши души изнутри, со стороны нашего сознания. Это внутренние ощущения – аффекты. (От лат. affectus – душевное волнение.) К ним относятся: горе, гнев, стыд, досада, страх и другие, которые возникают в нас в результате деятельности нашего сознания.

Как внешние, так и внутренние ощущения души непосредственно связаны с телом и переходят в него. Внешние ощущения поступают в душу через внешние органы чувств, а внутренние ощущения души (волнения, переживания, угрызения) делаются внешними, проступая через тело, воплощаясь в нём.

§567 . ВНЕШНИЕ ОЩУЩЕНИЯ. Способность к ощущению окружающих нас предметов обусловливает наличие в нашем теле соответствующих органов чувств . В них дух человека имеет своих внешних агентов, нацеленных на восприятие содержания окружающего нас мира. Глаза, уши, нос, язык, пальцы и поверхность кожи вообще воспринимают предметы внешнего мира и снимают их ощущения, которые становятся достоянием как души, так и сознания человека.

Внешние органы чувств специализированы следующим образом:

  1. зрение и слух являются чувствами всеобщности окружающего нас мира предметов,
  2. обоняние и вкус – чувствами особенности предметов,
  3. осязание – чувством их единичности .

Глаза и уши воспринимают одновременно все находящиеся вокруг нас в данный момент предметы. Зрение воспринимает освещаемые предметы. Оно имеет дело не со светом как таковым, а со спектром цветов. Соединяясь с тёмными телами, свет омрачается и порождает цвет . Свет есть средство видения, тогда как цвет – это то, что мы собственно видим. Иначе говоря, мы видим не свет как таковой, сам по себе свет невидим, а цвета, возникающие при соединении света с реальными предметами.

Хотя в обычной жизни зрение представляется нам самым важным чувством, но на деле всё обстоит как раз наоборот. Зрение является самым несовершенным чувством. Посредством зрения мы воспринимаем предметы не как объёмные трёхмерные тела, а как плоскостные изображения с присущими плоскости двумя измерениями: ширины и высоты. Глубину предметов мы учимся постигать только при помощи чувства осязания. Ощущая руками объёмную форму предметов, мы замечаем далее, что их глубине соответствует тень , падающая от них. С учётом созерцания теней, нам в дальнейшем начинает казаться, что мы видим также и глубину предметов.

С этим несовершенством зрительного восприятия связано также и то, что расстояние удалённости от нас предметов мы постигаем не за счёт чувства зрения как такового, а лишь за счёт умозаключений своего рассудка. Зная по опыту, что чем дальше от нас находятся предметы, тем более мелкими они нам кажутся, мы по их размерам судим о степени отдалённости их от нас. Подобную картину восприятия глубины пространства мы можем наблюдать у детей раннего возраста (до 1 года), глазам которых и дальние и ближние предметы представляются находящимися на одной линии. По этой причине ребёнок протягивает ко всем предметам руки, желая убедиться в том, находятся они рядом или удалены. Если при этом ребёнок сидит у вас на руках, то от этого первым делом страдают ваши волосы, нос, уши. По этой же причине все транспортные средства оборудуются задними стоп-сигналами, которые синхронно загораются при начале торможения, предупреждая водителей следующих сзади автомобилей, что дистанция начинает сокращаться.

К указанным недостаткам зрения надо добавить ещё тот, что оно даёт нам представление только о внешнем облике предметов и ничего не говорит об их внутреннем содержании. Ощущение внутренности тел нам доставляет слух . Внутреннее колебание сотрясённого тела в самом себе, ритмичное дрожание его частиц порождают его звучание. Благодаря звучанию внутреннее пространство предмета делается внешним, доступным для нашего восприятия. Вспомните, уважаемый читатель, как, держа в руках незнакомый предмет, мы сначала рассматриваем его, а потом, желая выяснить, каков он изнутри, стучим по нему, определяя по частоте звуковых колебаний материал, из которого он состоит.

Нос и рот предназначены для более близкого контакта с исследуемым предметом. Обоняние воспринимает запахи предметов, образуемые благодаря испарению и улетучиванию их вещества. Для ощущения вкуса необходим уже непосредственный контакт субъекта с предметом. Соприкасаясь с предметом, наш язык обнаруживает в его составе различные химические соединения, что даёт нам ощущения сладкого и горького, солёного и нейтрального, щелочного и кислого.

Осязательные рецепторы пальцев рук и нашей кожи в целом дают нам восприятие единичности предметов. Поскольку в основе осязания лежит непосредственный контакт субъекта с массой и формой предмета, постольку это чувство является конкретнейшим и важнейшим из всех чувств. Строго говоря, только чувство осязания позволяет нам воспринимать единичные предметы в их отдельности. Оно даёт нам сведения о таких свойствах, как тяжесть , форма , упругость , характер поверхности, температура .

Чувство осязания является наиболее важным для живых организмов. Оно первично по своему происхождению. Все другие органы чувств вышли из него и приняли форму его различных модификаций. Поэтому потеря зрения и даже слуха может быть компенсирована посредством осязания, но не наоборот. Хотя едва ли можно представить себе такую ситуацию.

Таким образом, благодаря внешним органам чувств многообразные ощущения предметов окружающего нас мира становятся внутренним достоянием нашей души.

§568 . ВНУТРЕННИЕ ОЩУЩЕНИЯ. Если внешние ощущения поступают в арсеналы души через телесные органы чувств (глаза, нос, уши, язык, кожу), то внутренние ощущения (аффекты), наоборот, появляются в ней благодаря деятельности нашего сознания. Наши мысли бывают различными по своему эмоциональному содержанию: горькими, радостными, грустными, страшными, возвышенными, нежными, злыми и т.д. Сообразно этому они вызывают в наших душах различные ощущения: волнения, переживания, угрызения, обиды и т.д.

Для того чтобы такие внутренние идеальные ощущения души (аффекты) могли быть почувствованы самим человеком, они должны быть положены в нём как нечто отличное от их идеальной формы и вместе с тем как нечто тождественное ей по своему содержанию. Происходит это тем образом, что внутренние ощущения души воплощаются в теле человека.

Наше тело повсеместно проникнуто душой, в силу чего воплощение её внутренних ощущений становится сколь возможным, столь и необходимым явлением. Все идеальные переживания и волнения нашей души переходят в плоть нашего тела, или, говоря иначе, они во-площ(ть )-аются в нём.

И кто во власти ощущений ,
Когда кипит и стынет кровь ,
Не ведал наших искушений:
Самоубийство и любовь! 28

В этом четверостишии Ф.И.Тютчева для нас показательны первые две строчки, говорящие о проявлении в теле "власти ощущений", под воздействием которых в нём "кипит и стынет кровь". Ярчайшим примером воплощения идеальных переживаний души являются стигматы – кровавые раны, проступающие у фанатично верующих людей в тех местах их тела, где они были нанесены во время казни Иисусу Христу. На этом же эффекте основан принцип действия знаменитых детекторов лжи.

§569 . В зависимости от своего идеального содержания внутренние ощущения души воплощаются в различных системах и органах тела человека. Одни – через кожу, другие – через органы кровеносной системы, третьи – через пищеварительные органы, четвёртые – через органы половой системы и т.д. Какую-либо закономерность здесь установить сложно. Действует один и тот же принцип: "Все болезни от нервов!", но проявляется он у всех по-разному.

Горе – это бессильное самозамыкание души в самой себе. Оно находит своё воплощение преимущественно в болезнях нижней части живота (половых органов). Следовательно, переживаемое человеком ощущение воплощается как раз в той системе, которая представляет собой отрицательный момент возврата организма к самому себе – через отрицание его репродуктивной функции.

Радость – это одноактное признание соответствия какого-либо события или какой-либо вещи моему субъективному представлению. Радость восстанавливает положительное отношение человека к миру, возбуждая работоспособность всех его систем. Удовлетворённост ь есть более длительное, спокойное чувство соответствия чего-либо внешнего нашим внутренним представлениям без момента интенсивности.

Чувство гнева мобилизует организм против враждебных сил. Оно воплощается в области груди, в сердце – в средоточии возбудимости и стремления вовне. Когда душа в гневе, у человека учащается сердцебиение, кровь бросается в лицо, мускулы напрягаются. Когда же гнев вынужден оставаться внутри человека, без излияния его вовне, тогда у него появляется близкое горю чувство досады , и в дело вступает система пищеварения. Досада воплощается в форме излития желудочного и панкреатического соков, а также желчи. Через это действие раздражённость организма выплёскивается на находящееся внутри него, но изначально чуждое ему самому содержание желудка.

Родственное гневу чувство стыда воплощается также через кровеносную систему. Стыд – это зачаток гнева на самого себя, это протест против своего неподобающего поведения. При ощущении стыда кровь приливает к лицу, у человека краснеют щёки и уши.

Гордость , наоборот, есть удовлетворительное чувство соответствия поступков человека тому, чем он хочет и обязан быть. Проявляется гордость в напряжении мышц тела, в выпрямлении осанки, во вздёргивании головы, что, в частности, приводит к некоторому задиранию носа.

В противоположность стыду страх – это сжатие души человека в себе самой перед угрозой кажущейся неминуемой потери в форме физического или морального ущерба для себя или для своих близких. Проявляется страх в оттоке крови от лица, в побледнении кожи и дрожи тела. В испуге мы ощущаем внезапное несоответствие чего-либо внешнего (ситуации, предмета) нашему субъективному представлению. Испуг воплощается в нервной системе организма, что приводит к заиканию, к трясучке, к обездвижению конечностей.

Зависть – это чувство непреодолимой зависимости от каких-либо обстоятельств. Завись, следовательно, – это хроническое чувство страха за своё положение, которое также приводит к развитию внутренних заболеваний.

Таким образом, внутренние идеальные ощущения души (аффекты) воплощаются в теле, благодаря чему они делаются ощутимыми как для самого человека, так и для окружающих его людей. У радостного человека лицо светится, глаза сияют, внутри всё поёт, ноги пляшут. У человека, скованного горем, лицо мрачнеет, глаза тускнеют, тело обмякает.

Неужель под душой так же падаешь, как под ношей? 29

§570 . Воплощение внутренних ощущений души происходит также и посредством голоса . В плаче , в смехе , в криках , в причитаниях внутренние ощущения человека находят такой способ своего внешнего проявления, при котором они исчезают с той же скоростью, с которой успевают обнаружить себя. Переходя в звуки, они незамедлительно покидают человека.

Смех вызывается противоречием, непосредственно обнаруживающимся в результате того, что нечто сразу оборачивается своей противоположностью, за счёт которой оно само себя отрицает. При этом предполагается, что сами смеющиеся не находятся во власти такого предмета и не рассматривают его как свой, ибо в противном случае они не смеялись бы, а плакали.

Плач противоположен смеху. В плаче проявляется внутренняя разорванность человека – боль . В слезах боль преобразуется в химически нейтральное соединение – воду. Слёзы представляют собой преодоление критической точки боли. В выделении слёз заключается целебное действие плача.

Язык , членораздельная речь позволяют человеку выражать свои внутренние переживания в словах, благодаря чему они приобретают предметную форму и становятся внешними. Есть большой смысл в том, что в случае смерти читают молитвы, поют погребальные песни и выражают соболезнования. Сколь ни тягостны и ни формальны эти соболезнования, тем не менее они содержат в себе ту хорошую сторону, что в ходе их проговаривания происходит повторное обсуждение случившейся утраты, благодаря чему интимная скорбь души выносится из сферы внутренних переживаний вовне. В таких ситуациях врачи рекомендуют разговорить замкнувшегося в горе человека, помочь ему излить свою душу.

Таковы внешние и внутренние ощущения людей. Внешние ощущения, поступая через органы чувств тела, становятся внутренним идеальным достоянием души, а её внутренние идеальные ощущения (аффекты) воплощаются в теле и тем самым делаются внешними.

§571 . На этом мы завершаем рассмотрение природных качеств души. Они формируются: а) временами года, временем суток, погодой, б) религиозной средой, национальным духом народа, зодиакальной принадлежностью, в) врождёнными задатками, темпераментом и характером человека. Душа также подвержена смене своих естественных состояний, которые проявляются: а) как возраст, б) как половое влечение и в) как чередование сна и бодрствования. И, наконец, в бездне своих внешних и внутренних ощущений душа каждого человека имеет своё собственное неповторимое содержание.

Противопоставляя себе своё собственное содержание, душа делает его предметом своего внутреннего восприятия, благодаря чему у человека формируется его чувство самого себя .

Просмотров: 570
Категория: »
Поделиться