Качества личности человека. Волевые, социально-психологические, профессиональные и нравственные качества личности

"Кадровик. Рекрутинг для кадровика", 2012, N 6

ВЫЯВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ КАНДИДАТА

Что важнее при подборе персонала и оценке соискателя на вакантную должность - его профессиональные навыки, опыт работы или же личностные качества? Автор статьи считает, что личностные качества важнее, и обосновывает свою позицию. Он предлагает свой "набор" наиболее значимых качеств и способы их выявления.

Как правило, руководители, HR-менеджеры, принимая решение о приеме на работу нового сотрудника, в первую очередь обращают внимание на профессиональные навыки, опыт и наличие значимых записей в резюме соискателя. Очень часто можно встретить в требованиях к вакансии обязательный опыт в тех или иных областях. Я же, в первую очередь, ищу в кандидатах определенные личностные качества. Понимание того, что качества личности важнее профессиональных навыков, пришло далеко не сразу. Ваш выбор - навыки или качества - зависит от того, на что вы ориентируетесь. Если вам нужен быстрый эффект - выбирайте навыки. Хотя в таком случае проще нанять консультанта. Если же вы хотите создать эффективную, устойчивую команду - ищите личностные качества.

Составление списка нужных качеств в потенциальном члене команды заняло у меня некоторое время. В итоге этот список принял следующий вид:

1. Любознательность и пытливый ум.

2. Уверенность в себе.

3. Стремление к переменам.

4. Наивность.

5. Честность.

6. Критический образ мышления.

7. Дерзость.

8. Жизнерадостность.

9. Способность вставать с колен.

10. Устремление в будущее.

11. Решение вопросов "по-своему".

Словарь рекрутинга. Меритократия (букв. "власть достойных", от лат. meritus - достойный и др.-греч. kpatos - власть, правление) - принцип управления, согласно которому руководящие посты должны занимать наиболее способные люди независимо от их социального происхождения и финансового достатка. Используется преимущественно в двух значениях. Первое значение термина соответствует системе, противоположной аристократии и демократии, в которой руководители назначаются из числа специально опекаемых талантов. Второе, более распространенное, значение предполагает создание начальных условий для объективно одаренных и трудолюбивых людей, чтобы они в будущем имели шанс занять высокое общественное положение в условиях свободной конкуренции. Термин введен в употребление английским социологом М. Янгом.

Любознательность и пытливый ум

Этим людям интересно все на свете. И в своем любопытстве они всегда стараются постичь суть вещей. Если они берутся за новое дело, то стараются узнать о нем как можно больше. Стараются вникнуть во все детали и нюансы. При этом для них может быть одинаково интересно вникать в суть финансового планирования и процесс укладки напольной плитки. Они не могут успокоиться, пока не поймут и не узнают достаточно об интересующем их предмете.

Признаки наличия качества. Широкий кругозор. Различные хобби. Навыки в различных сферах деятельности. На протяжении жизни занимался в различных секциях и кружках. Если человек разбирается в истории древних шумеров, умеет резать по дереву, увлекается чтением научной фантастики, играет на губной гармошке и гитаре, умеет дрессировать собак и танцевать джигу - он явно обладает этим важным качеством.

Уверенность в себе

Уверенность, граничащая с самоуверенностью. Они считают, что им все по плечу. "Трудное можно сделать сейчас, невозможное - потребует времени" - это про них. Они готовы браться за сложные проекты и не боятся трудностей. Они считают, что нет ничего непреодолимого.

Признаки наличия качества. Опишите кандидату все сложности предстоящей работы и задайте один вопрос: "Вы уверены, что справитесь?". Если ответ - твердое "Да", можете не сомневаться, человек уверен в себе.

Стремление к переменам

Для них жизнь - это постоянное движение вперед, и застой смерти подобен. Они не просто не боятся перемен, они их ищут. Построенное однажды должно быть разрушено и построено по-новому. Они открыты всему новому и легко скользят по волнам изменений.

Признаки наличия качества. Смена сфер деятельности в карьере, широкий кругозор, различные навыки, постоянное обучение.

Наивность

Порой они наивны, как дети. Они смотрят на мир широко открытыми глазами. Любимый вопрос - почему? Они не приемлют таких ответов, как "Так принято", "Так сложилось исторически" и т. д. Благодаря своей наивности они способны совершенно по-другому смотреть на мир и замечать то, что многие не видят.

Честность

В первую очередь они честны с самими собой. Если они чего-то не знают, они говорят об этом смело. Выявленное незнание дает им точку приложения усилий. Они также честны с окружающими и рассчитывают на взаимность. Эти люди очень близко к сердцу принимают обман. Честность порой может принимать форму излишней прямолинейности. Честность также означает то, что они не будут умалчивать проблемы.

Признаки наличия качества. Спросите, как поступит кандидат в случае, если видит, что его руководитель - очень строгий, авторитарный и жесткий человек - допустил ошибку. Если человек умолчит об ошибке, он не честен.

Критический образ мышления

Они все подвергают сомнению. Для этих людей нет истины в последней инстанции. Они считают, что все может быть сделано лучше, чем сейчас, и ищут пути лучших решений. Эти люди - профессиональные скептики.

Признаки наличия качества. Спросите, согласен ли кандидат, что, к примеру, в какой-то задаче может быть только одно решение. Если нет, то, скорее всего, присутствует критический образ мышления.

Дерзость

Они не будут молчать и терпеть то, что идет вразрез с их убеждениями. Они не боятся начальства просто потому, что это начальство. Они отстаивают свою точку зрения, и им наплевать, чью точку зрения оспаривать. Для них нет общепризнанных авторитетов. Это значит, что авторитет для них должен иметь обоснованную подоплеку. Они признают только один вид власти - меритократию. Они готовы бросить вызов всему миру, если на то будет необходимость.

Признаки наличия качества. Готов ли спорить и отстаивать свою точку зрения кандидат? Провоцируйте его. Если готов - дерзость присутствует.

Жизнерадостность

Законченные оптимисты. У этих людей стакан всегда наполовину полон, а если быть точным, то он всегда полон. Они умеют радоваться мелочам, и каждое утро для них уже повод для радости. В жизни они подмечают мелочи, составляющие саму жизнь. В самых тяжелых ситуациях они ищут положительные стороны и никогда не перестают улыбаться. "Что ни делается - все к лучшему" - вот их девиз.

Признаки наличия качества. Улыбка, горящие глаза и хорошее настроение.

Способность вставать с колен

Эти люди ошибаются чаще других. Просто потому, что пробуют и делают больше других. Они бывали в неприятностях, и жизнь их не раз ставила на колени. Но, и это самое важное, они всегда поднимались с колен и продолжали свой путь. Они знают, что не бывает побед без поражений. Для них трудности - это не повод отказаться от своей цели. Более того, они часто выбирают наиболее сложные цели в жизни.

Признаки наличия качества. Ищите примеры в историях жизни кандидата.

Устремление в будущее

Эти люди не живут прошлым. Из прошлого они выносят уроки и продолжают двигаться вперед. Пустые переживания, рассуждения на тему "а если бы..." - это не про них. Они смотрят вперед, а не назад. Также они видят свою цель далеко впереди. Они готовы ждать и упорно идти к цели вне зависимости от того, сколько времени на это понадобится. Они живут сегодняшним днем, но знают, что завтра наступит и будет еще лучше. Они сами создают свое будущее.

Признаки наличия качества. Попросите рассказать о том, как кандидат пережил те или иные потери, и о том, как он их переживал. Если человек говорит, что сделал выводы и в будущем не будет допускать подобных ошибок, - все в порядке. Попросите рассказать о целях в жизни. Посмотрите, как далеко планирует кандидат свои действия.

Решение вопросов "по-своему"

У них свой подход к решению задач. Порой экстравагантный, порой экспрессивный, но эти подходы работают. Эти подходы порой работают только для них, и никто другой не сможет работать подобным образом. У этих людей присутствует свой стиль, который базируется на их личностных качествах и образе мышления.

Признаки наличия качества. Лучше всего выявляется специальными тестами.

Итак, если вы знакомы с людьми, у которых есть все эти качества или хотя бы большинство из них, - держите этих людей рядом и никогда не отпускайте. Они - залог успеха вашей компании/команды. Да, с ними нелегко. Да, они требуют тщательного подхода к мотивации. Но то, что они готовы дать вам взамен, стоит любых усилий.

Информация для размышления. Если кандидат не соответствует...

Откликаться на вакансии, требованиям которых они не полностью соответствуют, приходилось подавляющему большинству россиян (83%), однако работу в результате подобного обращения получали только 29% из них. Такие результаты показал опрос, проведенный Исследовательским центром рекрутингового портала SuperJob. ru. Отправляя свои резюме на вакансии, требованиям которых они не полностью соответствуют, кандидаты (83%) считают, что подходящие вакансии можно прождать месяцы и годы, что у работодателей завышенные требования к кандидатам, а впоследствии они готовы снизить планку. По утверждению 29% респондентов, решившихся на этот шаг, их смелость привела к трудоустройству. Получили приглашение на собеседование, но так и не были приняты на работу 37% респондентов (в основном молодежь). Попытки 18% соискателей "пробиться" на вакансию, требованиям которой они не соответствовали, не увенчались даже приглашением на интервью. Что касается отношения работодателей, то только 10% из них всегда приглашают на собеседование претендентов, чьи знания, навыки и стаж отличаются от требований вакансии: "Нормальный человек быстро подтянется до нужного нам уровня". Большинство же представителей компаний (79%) сообщают, что таких кандидатов они приглашают на интервью лишь время от времени, к примеру, когда найти специалиста долгое время не удается. Категоричную позицию в отношении соискателей, не подходящих под требования вакансии, занимают 9% работодателей.

(Р. Кеттелл, модификация А.Г. Грецова)

Инструкция: перед вами 42 вопроса и по три варианта ответа на каждый из них: «А», «Б» или «В». Отвечая на каждый вопрос, выберите один из этих вариантов – тот, который в большей мере соответствует вашим представлениям о вас самих. Старайтесь как можно реже прибегать к промежуточному, неопределенному варианту «Б». Помните, что здесь нет и не может быть правильных или неправильных ответов, – все люди различны, и каждый может высказать индивидуальное мнение. Отвечайте искренне и точно, не тратя много времени на обдумывание: давайте тот ответ, который первым приходит в голову.

Текст опросника

Вопросы

Варианты ответов

А

Б

В

Я бы вполне мог жить в одиночестве, далеко от людей

Когда я ложусь спать, то я

засыпаю быстро

нечто среднее

засыпаю с трудом

Если бы я вел машину по дороге, где много других автомобилей,

то я бы предпочел

пусть, кто хочет, меня обгоняет

обогнал бы все идущие впереди машины

Находясь в компании,

я предоставляю другим возможность шутить и рассказывать всякие истории

нет, лучше сам расскажу

Большинство людей, с которыми

я общаюсь, несомненно, рады меня видеть

Я часто замечаю: то, что люди делают, совсем не похоже на то, что они потом рассказывают

Если мне кто-нибудь нагрубит,

я могу быстро забыть об этом

когда как

Я скорее раскрыл бы свои сокровенные мысли

моим хорошим друзьям

в личном дневнике

Когда это необходимо,

у меня всегда хватает энергии

трудно сказать

Меня больше

раздражают люди, которые

грубыми шутками застав-ляют других покрас-неть

затруд-няюсь ответить

опаз-дывают на услов-ленную встречу со мной

Мне очень нравится приглашать друзей и развлекать их

Мне очень часто приходится преодолевать смущение

возможно

Если знакомый обманывает меня в мелочах, то я скорее предпочту сделать вид, что не заметил этого, а не «разоблачать» его

Меня часто волнуют мои прошлые поступки

время от времени

Думаю, что мне была бы интереснее работа, связанная с

техничес-кими устрой-ствами

трудно сказать

Если что-то отвлекает мое внимание от того, чем я занимаюсь, эта ситуация

раздражает меня

когда как

не беспокоит меня

Если я сильно разбогатею, то я позабочусь о том, чтобы

не вызывать к себе зависти

жить, ни в чем себя не стесняя

Худшее наказание для меня

тяжелая работа

быть запертым в одино-честве

Мне говорили, что ребенком

спокойным, любил оставаться один

живым и подвиж-ным, общи-тельным

Я думаю, что большинство свидетелей говорят правду, даже если это нелегко для них

трудно сказать

Я никогда не чувствую себя таким несчастным, что хочется плакать

Я скорее предпочел бы работать

там, где мне пришлось бы все время быть среди людей

затруд-няюсь ответить

там, где буду трудиться один, в тихой комнате

То, что я делаю, у меня не получается

В большинстве дел я

предпо-читаю рискнуть

предпо-читаю дейст-вовать

наверняка

Вероятно, некоторые люди считают, что я слишком много говорю

скорее, это так

думаю, что нет

Я принимаю решения

быстрее, чем большин-ство людей

когда как

медлен-нее, чем большин-ство людей

Я считаю, что я человек, склонный к сотрудничеству

нечто среднее

Если человек не отвечает мне сразу, после того как я что-нибудь сказал ему, то я чувствую, что, должно быть, сказал какую-нибудь глупость

Мне приятно сделать человеку одолжение, согласившись назначить встречу с ним на время, удобное для него, даже если это немного неудобно

в зависи-мости от того, что это за человек

Иногда у меня бывают непродолжительные приступы тошноты или головокружения без определенной причины

очень редко

Я предпочту скорее отказаться от своей просьбы, чем доставить лишнее неудобство тому, к кому хочу с ней обратиться

Я в большей мере, чем многие люди, живу сегодняшним днем

трудно сказать

Я высказываю свое мнение независимо от того, сколько людей могут его услышать

Иногда мне очень хочется влезть в чужие дела, которые меня не очень-то и касаются

Если я вижу, что мой старый друг холоден со мной и избегает меня, я обычно думаю:

«У него плохое

настро-ение»

«Ну, всякое бывает...»

«Интерес-но, чем я его

Бывает, что все утро я не желаю ни с кем разговаривать

Мне бывает скучно

время от времени

Мне нравится делать все по-своему, оригинальным способом

когда как

Я с осторожностью отношусь к завязыванию дружбы с новыми людьми

Я подозреваю, что люди, которых я считаю своими друзьями, на самом деле могут оказаться отнюдь не друзьями

да, в боль-шинстве случаев

У меня бывают необоснованные страхи (неопасных животных, каких-либо мест и т. п.)

Обработка результатов

Результаты подсчитываются отдельно по семи шкалам. Каждый ответ «Б» оценивается в 1 балл по той шкале, к которой относится соответствующий номер вопроса. Варианты «А» или «В» оцениваются в 2 балла, если они совпадают с приведенным ниже «Ключом», или в 0 баллов, если не совпадают.

Ключ к методике

Шкала 1: 1–В, 8–А, 15–В, 22–А, 29–А, 36–В

Шкала 2: 2–А, 9–А, 16–В, 23–А, 30–В, 37–В

Шкала 3: 3–В, 10–В, 17–А, 24–А, 31–В, 38–А

Шкала 4: 4–В, 11–А, 18–В, 25–А, 32–А, 39–В

Шкала 5: 5–А, 12–В, 19–В, 26–А, 33–А, 40–В

Шкала 6: 6–А, 13–В, 20–В, 27–В, 34–А, 41–А

Шкала 7: 7–В, 14–А, 21–В, 28–А, 35–В, 42–А

Интерпретация результатов

Показатели по каждой шкале могут быть от 0 до 12. Показатели от 0 до 4 – низкие, 5-8 – средние, 9-12 – высокие. А теперь обсудим, что это за шкалы, о каких качествах личности они говорят и как связаны с профессиями.

Шкала 1: «Замкнутость общительность». При низких показателях человек характеризуется необщительностью, замкнутостью, иногда излишне строг в оценке окружающих. Любит бывать один, не склонен к откровенности даже с друзьями. Работа такого человека продуктивнее протекает в одиночестве, для него больше подходят профессии, предметом труда в которых служат техника или знаковые системы. При высоких показателях человек общителен, открыт и добродушен. Ему присущи мягкосердечность, непринужденность в поведении. Он охотно взаимодействует с людьми, активен в устранении конфликтов, не боится критики, живо откликается на любые события. Такой человек успешно реализует себя в профессиях, подразумевающих интенсивные межличностные контакты (а это практически все профессии, предмет труда в которых другие люди), работу в команде.

Шкала 2: «Эмоциональная неустойчивость устойчивость». При низких показателях человек подвержен чувствам, бурно реагирует на препятствия, которые возникают па пути к достижению целей, настроение переменчиво. При высоких показателях человек выдержанный, реалистически настроенный. Он способен лучше следовать требованиям группы, характеризуется постоянством интересов, но иногда может проявлять недостаточную гибкость, некоторую невосприимчивость к переживаниям окружающих. Эмоциональная устойчивость – важное качество во всех тех профессиях, где работа протекает в условиях повышенной эмоциональной напряженности, могут возникать неожиданные повороты событий, на которые необходимо адекватно реагировать.

Шкала 3: «Склонность к подчинению к доминированию». При низких оценках человек склонен уступать другим, брать вину на себя, тревожиться о своих возможных ошибках. Ему свойственны тактичность, почтительность, иногда – застенчивость. Такие люди продуктивно работают в ситуациях внешнего управления, но необходимость проявлять собственную инициативу, отсутствие руководства может поставить их в тупик. При высоких оценках человек властный, независимый, самоуверенный, напористый, упрямый, иногда склонен проявлять агрессивность. Независим в суждениях и поведении, не признает давления со стороны, своенравен. Такой человек активно отстаивает личные цели, но ему довольно сложно приспособиться к жестким требованиям со стороны начальства и коллег. Поэтому такие люди часто находят себя в таком труде, где они «сами себе начальники»: например, становятся индивидуальными предпринимателями.

Шкала 4: «Сдержанность экспрессивность». При низких показателях для человека характерны благоразумие, осторожность, рассудительность. Он бывает обеспокоен будущим, стремится не проявлять яркие эмоции, в силу чего окружающим может казаться несколько скучным, вялым. При высоких оценках человек жизнерадостен, импульсивен, беспечен, весел, активен. Он эмоционален, верит в удачу, в компаниях часто становится лидером, энтузиастом совместной деятельности. Сдержанность – профессионально важное качество там, где работник должен быть всегда вежлив, невозмутим, беспристрастен (например, секретарь-референт или дипломат). Экспрессивность, напротив, важна для представителей большинства творческих профессий.

Шкала 5: «Робость смелость». При низких оценках человек робок, сдержан, проявляет осторожность, не вполне уверен в своих силах, отличается повышенной чувствительностью к угрозе. При высоких оценках смел, активен, склонен к риску, готов иметь дело с незнакомыми обстоятельствами и людьми. Такой человек может выбирать для себя профессии, предполагающие, что деятельность осуществляется в условиях повышенного риска (военный, милиционер, пожарный и т. п.). Кстати, иногда страх служит и прямым противопоказанием к определенным профессиям: например, некоторых людей отчисляют из летных училищ потому, что они из-за страха не могут прыгать с парашютом.

Шкала 6: «Доверчивость подозрительность». При низких оценках человек характеризуется откровенностью, доверчивостью, благожелательностью по отношению к окружающим. Обычно он легко ладит с людьми и хорошо работает в коллективе, независтлив, однако окружающие могут злоупотреблять его доверчивостью. Получивший высокие оценки характеризуется повышенной подозрительностью, относится к окружающим настороженно, склонен видеть в их действиях подвох. Его интересы обычно обращены на самого себя, он осторожен в своих поступках и словах. Такой работник по своей натуре в большей степени индивидуалист. Ему часто оказывается близка работа, связанная с контролем кого- или чего-либо (инспектор ГАИ, менеджер по качеству в торговой сети, аудитор, сотрудник отдела технического контроля па производстве и т.п.).

Шкала 7: «Уверенность в себе тревожность». При низких показателях человек уверен в себе, безмятежен, хладнокровен, спокоен. Это позволяет результативно и уверенно работать в ситуациях, связанных с повышенной ответственностью, в стрессогенной обстановке (врач-хирург, брокер, управленец высшего звена – топ-менеджер). При высоких показателях человеку свойственно переживать по самым разным поводам, он впечатлителен и раним, испытывает трудности в принятии решений. Такие люди комфортнее чувствуют себя на более спокойной работе, где не требуется незамедлительно принимать решения, от которых зависят чья-то жизнь и здоровье, финансовое благополучие организации и т.п.

Какие качества человека, кроме положительных и отрицательных, выделяют в психологии и где применяется эта классификация? Зачем нужна осведомленность в этом вопросе и какие преимущества она несет? Что включает в себя понятие «личные качества»? Какими они бывают? Ответ ниже, в этой статье.

Разум во многом определяет качества человека

Что дает знание о качествах человека

Осведомленность и грамотность в – это своего рода оружие. Умение пользоваться им помогает избегать неприятностей и бороться со своими врагами – и внутренними, и внешними.

Овладение знаниями в области качеств личности позволяет:

  • повысить собственный уровень самосознания;
  • более глубже понять социум;
  • научиться верно устанавливать приоритеты
    и строить с ними отношения.

При поступлении на работу, при знакомстве с человеком противоположного пола, при взаимодействии с людьми на улицах вечернего города всегда стоит первая задача: узнать, кто перед тобой находится, что это за человек, каков он. Как с ним необходимо взаимодействовать. И что в итоге принесет та или иная тактика поведения. Невозможно понять другого не поняв сначала себя. С другой стороны, оценка личных качеств других людей позволяет сравнить себя с ними.

Как классифицируются личные качества человека

Личными качествами называют комплекс сложных составляющих как биологических, так и обусловленных социально компонентов личности. Полный список можно найти . В этой статье рассмотрим основные качества человека. Они демонстрируют все особенности внутренних психических свойств:

  • индивидуальные прохождения внутренних внутри человека
  • комплекс состояний и свойств отдельно взятой личности;
  • особенности характера;
  • тип темперамента;
  • особенности поведения;
  • характер общения и ;
  • отношение к самому себе и проч.

Также в личные качества человека входит система ЗУН: знаний, умений, навыков.

Личностные свойства имеют разные классификации:

  • положительные;
  • отрицательные;
  • волевые;
  • и нравственные качества.

Прежде чем приступить к разбору тех или иных сторон личности, необходимо помнить, что любые классификации в это вопросе и оценка личных качеств – весьма условны. Объясняется это тем, что все в мире относительно, даже понятие добра и зла. Разделение базируется на общепринятых моральных и нравственных нормах. Условимся, что к каждому определению будем приписывать слово «условно»: условно положительные, условно отрицательные и т. д. К примеру, агрессивность – условно отрицательная характеристика. Она будет иметь неприятные последствия в одной ситуации, но в ситуации необходимости постоять за себя будет единственно верной.


Отрицательные качества человека

Отрицательные качества личности – это свойства, являющиеся нежелательными для самого человека и его окружающих и требующие исправления которые являются нежелательными и . Их – крайне много. Полный список мог бы составить небольшую брошюру. Здесь будет приведено лишь несколько из них:

  • лживость;
  • лицемерие;
  • грубость;
  • леность;
  • склонность к депрессиям;
  • агрессивность;
  • ненависть;
  • нетерпеливость;
  • пассивность;
  • слабоволие;
  • трусость;
  • обидчивость;
  • неряшливость.

Эти и подобные личные качества человека определяют и соответствующее их подведение: неряшливый будет выглядеть неопрятно и воссоздавать вокруг себя соответствующий атмосферу. Безответственный – плохо работать и подводить себя и коллектив.


Положительные качества человека

Положительные качества личности – это категория внутреннего блага человека, которая приносит как ему самому, так и окружающим положительные переживания и чувство удовлетворенности. Полный список положительных качеств будет не менее внушительным. Также упомянем лишь некоторые:

  • доброта;
  • отзывчивость;
  • трудолюбие;
  • терпеливость,
  • ответственность;
  • миролюбие;
  • дружелюбие;
  • верность;
  • бескорыстие;
  • честность;
  • уверенность в себе.

Идеальных людей не бывает: обладатели только положительных качеств существуют только в сказках. Однако тех, в ком положительные качества человека преобладают, очень много. Часто наличие перечисленных свойств – это личные качества лидера. Благодаря им лидеры способны расположить к себе, завоевать доверие и повести за собой.

Для тех, у кого в характере преобладают отрицательные качества человека, есть хорошие новости: недостатки могут сыграть роль «пинка» к стремительному рывку вперед и внутреннему росту. Это доступно каждому.

Волевые качества личности

Волевыми качествами лично
составленных целей. Коснемся основных.

Целеустремленность – нацеленность человека выбранный результат деятельности. Это свойство делится на стратегическую разновидность и тактическую. Первая – это в целом поступки человека с подачи своих нравственных позиций, ценностей и идеалов. Вторая – это движение личности «по шагам», от одной микроцели до другой до достижения результата.

Инициативность – нацеленность человека на проявление какого–либо . Обычно предшествует началу волевого акта. Этим свойством обладают самостоятельные личности. Инициативность связана с самостоятельностью.

Самостоятельность – добровольная и активная установка человека принимать решения, согласно своим принципам и убеждениям.

Воля – не считается врожденным качеством, а рассматривается как качество, становление которого происходит на основе личного выбора человека.

Профессиональные качества личности

На влияют такие качества человека, которые можно назвать: личные качества лидера. Выделяют несколько категорий:

  • вербальная составляющая – отвечает за умение понимать смысл информации, передаваемой словами;
  • числовая – умение быстро решать в уме арифметические примеры;
  • тригонометрическая – умение мысленно видеть а 2-3 измерениях;
  • визуальная – внимательность к деталям, равное детской игре “найди 10 отличий»;
  • корректорская – умение быстро корректировать слова, числа;
  • координационная – умение оперативно координировать мелкую и крупную моторику рук, ног, а также падать хорошей моторной координации;
  • зрительная – умение согласовывать направление взгляда с движением ног, рук;
  • сравнивающая – восприимчивость к цвету и его оттенкам, умения их видеть и отличать;
  • обучаемость – умение схватывать смысл, способность к рассуждению, умение делать верные выводы (общий интеллект).

Специальные профессиональные качества

Каждое из этих свойств рассматривается в соответствии с профессиональной значимостью. К примеру, человеку, не способному различать цвета (дальтонизм), противопоказано вождение. Ведущим экономистом не возьмут человека, с низким показателем числовой способности.

Также необходимо перечислить такие качества личности, без которых овладение профессиями в принципе будет невозможно:

  1. Свойства индивидуально –типологического характера (выносливость, физическая сила, лабильность нервной системы) – проще говоря, стрессоустойчивость.
  2. Аналитические свойства, позволяющие со временем приобретать уникальные способности. Пример: «технический слух» – умение без приборов, только в опоре на опыт понять причину неисправности механизма.
  3. Внимательность – впрямую зависит от заинтересованности и желания человека иметь актуальную информацию о действительности, адекватно ее оценивать.
  4. Психомоторика – особые свойства и восприятие человека, которыми он руководствуется при выборе направления действий для осуществления . К ней же относят скорость анализа и умение быстро анализировать ситуацию и принимать решения. Как показывает практика, это умение хорошо тренируется..
  5. Мнемические качества. Связаны с памятью. Профессиональная память тоже свободно тренируется.
  6. Особенности имажинитивные – способность к воображению и сложным мыслительным процессам
  7. Волевые качества – не для каждой профессии они обязательны, но они всегда необходимые для преодоления сложностей в процессе .

Нравственные качества личности

Нравственность – это свод добровольно принятых для себя правил человека, которые имеет определяющее значение в поведении человека и его к себе и окружающим.

Ее формирует влияние многих составляющих:

  • семейные ценности;
  • индивидуальный опыт;
  • влияние школы;
  • социума.

В рамках определения существует дифференциация на такие подвиды, как:

  • расовая;
  • религиозная;
  • гуманистическая.

Роль нравственных позиций важна для любых общественных групп. Существует мнение, что у расистов, фанатиков и прочих отсутствуют моральные устои и нравственные качества. Это суждение ошибочно и ненаучно. Также согласно исследованиям, такие общественные группы имеют генетические корни и не всегда могут контролироваться человеком.

Личные качества человека – это сложные, биологически и социально обусловленные компоненты личности. Собрав воедино все личностные качества человека, можно получить его полный психологический портрет.

Качества личности принято разделяются на положительные и отрицательные . Что же это за качества и может ли личность состоять из одних только положительных качеств?

Качества личности выражают особенности психических процессов, состояний и свойств индивида, его черты характера, особенности темперамента, специфику поведения, взаимодействия с другими людьми, окружающей средой, самим собой, то есть все индивидуально-психологические особенности личности. Кроме того, личные качества человека включают имеющиеся у него знания, умения и навыки.

Существует немало классификаций качеств личности и еще больше типологий личности, основанных на этих классификациях. Психологов всегда интересовала загадка человеческой личности и они старались разложить ее “по полочкам”.

Но зачем обычному человеку (не профессиональному психологу) знать о том, какие бывают личностные качества? Дело в том, что знания порождают самосознание, повышают осознанность . Человек, знающий какие существуют качества личности, может определить их у себя , а после обозначить пути и направления работы над собой .

Также, зная о качествах личности, можно больше понять об окружающих людях , научиться правильно выстраивать и сохранять отношения.

Первый этап отношений любого рода предполагает узнавание друг друга, что по сути и является прояснением личностных качеств. При первой встрече двух людей (будь-то собеседование при приеме на работу или первое свидание мужчины и женщины), всегда есть потребность узнать , что за человек перед тобой. Неспроста в резюме требуется указывать не только свой опыт работы и основные данные, но и перечислять личные качества, знания, умения и навыки.

Итак, если свои личные качества нужно знать для того, чтобы понимать как дальше развивать свою личность, то знание личностных особенностей другого человека, важно постольку, поскольку оно позволяет определить совместимость с ним и предположить, какого рода отношения могут сложиться.

Положительные качества личности обычно поддерживаются, подкрепляются и развиваются, а отрицательные люди стараются исправить, изменить или искоренить.

Но разделение качеств личности на положительные и отрицательные условное ! Оно основано на общепринятых правилах и нормах морали и нравственности. Нужно понимать, что такую тонкую материю, как личность человека, на самом деле, невозможно разложить на “черное” и “белое”.

Качества личности, которые принято называть отрицательными, не абсолютно, а относительно отрицательные, точно так же, как и положительные качества. К примеру, в ситуации, когда требуется постоять за себя, агрессивность (которую принято считать отрицательной чертой) становится нужной и просто необходимой.

Личные качества человека могут быть как врожденными , так и приобретенными . Вырабатываются те или иные качества личности либо под влиянием окружающей среды и социума (воспитание ) либо являются следствием самовоспитания .

Многие качества, черты, особенности поведения, способности, умения человек в себе может как развить, выработать, так и искоренить .

Безусловно, есть такие особенности личности, которые практически не поддаются изменениям, но все же вешать “ярлыки” (что на себя, что на других) не стоит!

Человек всегда может, если не измениться кардинально, то хотя бы научиться компенсировать одни свои качества за счет развития других.

Отрицательные качества человека , которые являются нежелательными и требующими коррекции, все вместе сложились бы не просто в большой, а в огромный список. Поэтому далее перечислены лишь некоторые из них:

Все эти черты личности порождают и соответствующее поведение .Так, лживый человек все время и всем врет, ленивый и халатный не торопится выполнять работу, а безответственный постоянно подводит себя и других.

Наличие того или иного негативного качества портит жизнь самому человеку и/или другим людям, но во всяком случае, это не приговор . Поработав над собой, можно улучшить качество своей жизни, отношения с окружающими, стать счастливее.

Положительные качества человека

Список положительных качеств человека такой же бесконечный, как и список отрицательных черт. Пожалуй, более всего почитаются и приветствуются такие положительные качества , как:

Эти положительные качества порождают и соответствующие умения и навыки : умение дружить, любить, учиться, творить, трудиться и так далее.

Как можно заметить, и список отрицательных качеств человека и список положительных, включает не только те качества, что выражают отношение личности к другим людям и социуму, но и к себе, труду, вещам, миру в целом. Все потому, что личные качества человека проявляются во всем : от того, кем он работает, до того, каким цветам в одежде отдает предпочтение.

Редко можно встретить человека, в личности которого присутствуют только положительные человеческие качества. Но есть множество людей, в структуре личности которых преобладают такие качества.

В любом человеке всегда есть условно отрицательные особенности личности, те, над которыми стоит поработать, но наличие их должно быть не проблемой, а стимулом к развитию и росту.

Сделать так, чтобы отрицательного было меньше, а позитивные черты личности преобладали, под силу каждому человеку !

В каком направлении Вам чаще приходится работать над собой?

Существует множество методов оценки кандидатов: тестирование, интервью, отборочная беседа.

Собеседование по своей сущности представляет общение двух людей, где один оценивает другого. Предполагается, что специалист по управлению персоналом, проводящий собеседование владеет базовыми основами психологической науки и способен применить их на практике.

В то же время остановимся на концептуальных основах психологии, в область исследования которой включен анализ личности и характера человека, применимых при проведении собеседования. Например, замкнутому и погруженному в себя человеку проблематично участвовать в собеседовании, но это не является выводом о его профессиональной некомпетентности. Так, наиболее способны и склонны к самоанализу, сдержанности, избегают суеты. В противовес им экстраверты ориентированы на внешнюю сторону деятельности, открыты, эмоциональны, испытывают большую потребность в общении. Здесь речь идёт о преимущественной принадлежности к тому или иному типу, т.к. сугубо интровертов или экстравертов не существует.

Также в область изучения психологии входит анализ невербальной составляющей человеческого общения. Зачастую, невербальные знаки оказывают значительное влияние на сложившееся мнение о человеке в отличие от речи. Исследования относительно степени влияния говорят о том, что на невербальные средства коммуникации приходится 60% воздействия, а речь занимает 10%.

Анализ невербальной коммуникации позволяет оценить степень соответствия реальности и информации, выдаваемой говорящим. В рамках собеседования можно рекомендовать внимательно оценивать не только речь кандидата, но и его невербальные знаки. Тем самым необходимо сопоставлять информацию, полученную по различным каналам, а на её основании принимать решения о том насколько кандидат соответствует предполагаемой должности.

В данном случае, если в ситуации речевой коммуникации, можно исказить информацию, а именно передать заведомо ложную, то при невербальной коммуникации это реализовать практически невозможно. Это связано с тем, что речь находится в поле контроля сознанием, а невербальная составляющая коммуникации в большой степени производится на неосознанном уровне. Она прямо отражает процессы, происходящие на сознательном и бессознательном уровне личности. Причем уровень контроля такого коммуникационного канала, как невербальный, зависит от степени развития личности, его профессиональных навыков и умений. Многие люди не могут контролировать его более чем на 20 %, соответственно, специалисту по управлению персоналом целесообразно предполагать, что в некоторых случаях кандидат может обладать возможностью передачи через данный канал заведомо ложной или искаженной информации. Поэтому однозначная оценка мимики, жестов и прочего не может быть признана абсолютно объективным источником информации для анализа кандидата.

Следует отметить, что кандидаты, испытывающие сомнение, не могут в процессе собеседования достаточно полно контролировать тембр и высоту своего голоса. Кроме того, их речь характеризуется неуверенностью, слабостью, заиканием, которые они пытаются маскировать с помощью длинных и запутанных фраз, лишних слов, словосочетаний.

Относительно лиц с высокой самооценкой можно сказать, что они характеризуются сильной жестикуляцией, богатой мимикой и словарным запасом, соответствием смысла речи и невербальной коммуникации, а также прямым взглядом в глаза собеседника.

Необходимо отметить, что прямой взгляд в глаза собеседнику продолжительностью более 12 секунд вызывает дискомфортное состояние, а поэтому не стоит его использовать часто.

Кандидату, уверенному в своих действиях, свойственны свободные позиции, т.е. несомкнутые руки, свободная, несжатая походка, а также независимая осанка. В противоположность им для неуверенных в своем положении соискателей характерны преимущественно закрытые позы, например сомкнутые руки, неуверенная походка, опущенные плечи.

Необходимо отметить, что не всегда следует акцентировать внимание на невербальном канале информации. Например, если кандидат прикасается к носу, слушая специалиста, проводящего собеседование, это не является однозначным основанием для вывода о том, что он не воспринимает говорящего. Может сложиться ситуация, в которой у него элементарно возникла потребность почесать нос. Только оценка мимики, жестов, невербального канала информации в совокупности может послужить основанием для неоднозначных выводов.

Одним из центральных является вопрос достоверности информации, выдаваемой кандидатом, так как это во многом оказывает влияние на его дальнейшую трудовую деятельность. Интуитивно специалист по управлению персоналом может предполагать, что кандидат с ним неискренен, но для такого вывода необходимы определенные основания.

К признакам недостоверности или заведомого искажения передающейся информации можно отнести:

· волнение кандидата. Предпринимая попытку его снизить, он неосознанно совершает хаотичные и нецелесообразные движения. Например, поправляет волосы, потирает руки, прикасается к различным частям тела, вертит в руках различные предметы, кроме того, избегает встречаться взглядом с собеседником - одно из основных отличительных признаков лжи;

· отсутствие соответствия между жестами и речью, например кивок головы во время отрицающего ответа, и наоборот.

Ранее нами были рассмотрены вопросы, которые целесообразно задавать кандидату, поскольку они отражают профессиональную область его личности. В то же время пропускается анализ его личности. Продуцируя (создавая) вопросы в рамках собеседования, специалист по управлению персоналом искусственно моделирует ситуацию, которая позволяет получить о кандидате наиболее полную и достоверную информацию.

Процедура окончательного выбора является во многом субъективным процессом, поэтому требуется максимизировать степень ее объективности. В данном случае необходимо учитывать такие закономерности психики при восприятии кандидата, как:

· формулировка решения на основании только предварительно полученных данных. Принимая решения о результатах отбора, важно оценивать всю имеющуюся информацию. Зачастую бывает ситуация, когда созданное хорошее мнение о кандидате не изменяется, несмотря на другие, полученные позднее данные о нем. Например, следование смысловой формуле « Он добился хороших результатов в сфере государственной службы, значит, он сможет быть отличным торговым представителем » не может считаться объективным решением.

· формулировка решения на основании только личностного подхода. Зачастую полагаться только на свое личностное отношение нецелесообразно, так как повышается вероятность ошибочного вывода. Например, решение, основанное на формуле « Этот симпатичный молодой человек наверняка справится с работой », не может быть признанно объективным.

· формулировка решения только на основании полученной предварительно негативной информации. Зачастую, когда предварительно сложилось негативное мнение о кандидате, не учитываются поступающие в дальнейшем положительные сведения. На самом деле следует учитывать все сведения вне зависимости от сложившегося отношения к кандидату. Например, следование совестной формуле « У него нет образования, значит, он глуп, несмотря на большой опыт работы » не может быть объективным решением.

· формулировка решения исходя из стереотипности убеждений. В данном случае решение принимается на основании убеждений специалиста по управлению персоналом. Стоит признать, что они сложились в результате определенного в жизненного и профессионального опыта, но при этом из всех правил есть исключения. Поэтому целесообразно принимать решение, оставив личные предубеждения. Например, следование формуле « Ему слишком много лет, а поэтому он не сможет быстро адаптироваться к новому коллективу» не является в полной мере объективным решением.

· формулировка решения помощью метода сравнения. Это происходит, когда специалист по управлению персоналом начинает сравнивать кандидатов, т.е. этот кандидат лучший, потому что предыдущий был хуже него.

· поиск самого себя. Каждый человек начинает симпатизировать тем, кто в определенной степени похож на него. Но специалист, проводящий отбор, не может себе этого позволить, так как его ошибка дорого может обойтись.

Рассмотренные в субъективистские характеристики являются обобщающими и унифицированными, но в то же время их необходимо учитывать при сопоставлении полученных данных.

На этапе сопоставления данных формируется определенное количество более подходящих кандидатов. Когда их количество максимально снижено, можно использовать метод проверки рекомендаций. Это позволит провести их дальнейший отбор.

Анализ личности по данному методу и результат его применения следует оформить должным образом. Это способствует систематизированию полученной информации для принятия окончательного решения, а так же позволит использовать информацию о кандидате, а дальнейшем.

Далее необходимо объявить, какой именно характер человека наиболее полно подходит к данной вакансии. При этом специалисту по управлению персоналом необходимо четко проследить основания формирования данного образа, а именно насколько они рациональны или нерациональны. Многие специалисты не учитывают влияния образа, созданного ими, на итог отбора. И хотя понимание этого образа достаточно трудно сформулировать, он должен быть построен в соответствии с логикой, рациональным мышлением, факторами и т.д.

В соответствии с созданным образом требуемого кандидата и происходит процесс отбора персонала. Естественно, что трудно предположить ситуацию, в которой можно обнаружить кандидата, абсолютно соответствующего сложившемуся образу, поэтому целесообразно заранее сформулировать допущения, например в случае отсутствия опыта - это может компенсировать профильное образование.

Тестирование. С точки зрения содержания производимой оценки тестирование в отличии от анкетирования предполагает наличие одновременно нескольких предметов в структуре получаемой информации. Это доказывает обоснованность мнения, заключающегося в том, что комплексный характер, многоаспектность отражения социально-психологических характеристик кандидата позволяет их оценить с помощью текста. Поэтому в большинстве случаев совокупность тестов именуют диагностической системой оценки.

Выделим и другую особенность данного метода, а именно совокупность практически всех используемых в практике работы с кадрами торговых организаций методов тестирования, помогающих объективно оценить профессиональный уровень кандидата и его личностно-деловые характеристики, имеют психологический характер. Целью всего спектра тестирования является определение степени соответствия кандидата будущей работе и выявление качеств, необходимых для ее выполнения.

До настоящего времени психологами разработано большое количество текстов для диагностики личностных черт и способностей, в которых используются стандартизированные оценочные единицы, объясняющие причины реакции испытуемого. Однако практически все тесты не могут быть абсолютно объективными в связи с тем, что, во-первых, уровень их прогностической валидности, уровень предсказания на основе текста успешной работы, относителен. Во-вторых, наблюдается невысокая степень связи тестового материала с профессиональными практическими задачами. В-третьих, при использовании психологических тестов в большинстве случаев результат опроса кандидатом искажаются в соответствии с ожидаемыми потребностями. Поэтому в большинстве торговых организаций для обеспечения наибольшей объективности тестирования используются различные тесты при оценке одного или группы кандидатов на одну вакансию.

Традиционно используют квалификационный тест CPI, Briggs Type Indicator, краткий ориентировочный тест (КОТ), тест Люшера, MMPI. Тесты условно делят на следующие категории: личностные вопросики, IQ-тест, скорости реакции, испытание на детекторе лжи, проективные методики.

Количество и сочетание всех тестовых методик варьируются в зависимости от специфики вакансии и кандидата. Их многообразие можно систематизировать на следующие наиболее используемые виды тестов:

· тест на способности - это шкала Векслера, состоящая из двух групп заданий: словесной, проверяющей словарный запас, и общей информированности, состоящая из заданий, основанных на завершении рисунка, собирании предметов и т.д.

· вопросник Баса, который диагностирует преобладающую направленность личности и специфику мотивов ее деятельности.

· методика Томаса, выявляющая стиль межличностного взаимодействия и поведение кандидата в конфликтных ситуациях.

· тест Роршаха, ориентирован на раскрытие подсознания кандидата. Он заключается в том, что на лист бумаги капают капли чернила, а затем его складывают пополам, а полученную кляксу показывают кандидату. Затем результаты анализируются, и в зависимости от того предмета, который увидел кандидат, оценивается его социально-психологическое состояние

· тесты умственной зрелости, которые позволяют измерить различные личностные параметры человека: тест Кэттела, Миннесотский тест, тесты по типу нервной деятельности и др.

· тесты-опросники, с помощью которых оцениваются интересы и характер кандидата. Так же они используются для определения склонности к тому или иному виду деятельности и применяются в целях профориентации.

· тесты на четкость, стрессоустойчивость и психологическую стабильность. Оценка производится с помощью прибора, который регистрирует изменения в дыхании, кровяном давлении, пульсе, реакции кожи и фиксирующий эти изменения на бумаге. Этот прибор детектором лжи, при использовании которого кандидату сначала задаются нейтральные вопросы, затем очень острые.

В большинстве организаций для вакансий высшего управленческого звена используется методология соционического тестирования. Это связано с тем, что методы соционики позволяют провести тестирование основных неизменных, базовых черт личности кандидата. Результатом соционического тестирования является принадлежность кандидата к тому или иному соционическому типу и четкая характеристика основных его проявлений, в том числе психологическое соответствие предлагаемой вакансии. В этом заключается основные положительные характеристики данного метода, а для проведения такого тестирования нужен хорошо подготовленный специалист-психолог.

Применение принципов построения психограмм и проведения психодиагностики личности, а так же индивидуальное психологическое консультирование являются основными процедурными перспективами практической работы менеджеров по персоналу. Следовательно, в процессе реализации данного механизма кадровым управлениям и службам предоставляется возможность использования всего спектра психологического изучения личности, который может быть дополнен методикой проведения метапрограммного интервью и программой « Автоматизированная система психологического сопровождения деятельности (АСПСД) ».

Методы измерения личности. Хотя термин «личность» употребляется в более широком смысле, в психодиагностике личностные тесты означают методики для измерения эмоциональных, мотивационных, межличностных свойств индивида, а так же характеристик «установок». Число имеющихся личностных тестов приближается к нескольким сотням. Особенно многочисленны личностные опросники и проективные методики. Первые содержат вопросы или утверждения, испытуемого просят дать либо конкретный ответ на вопрос, либо согласиться или отвергнут утверждения. В отличие от проективных методик личностные опросники легко применять и интерпретировать. Они позволяют охватывать разные аспекты личности испытуемого и его жизни.

Многомерные методы диагностики личности. Личностные опросники, измеряющие комплекс различных свойств, традиционный инструмент психологической диагностики. К числу наиболее известных и распространенных в нашей стране личностных тестов относятся «Личностный опросник» Г. Айзенка, «16- факторный опросник» Р. Кеттела и « Миннесотский многопрофильный личностный опросник» (MMPI). Они описаны в большей части пособий по психодиагностики, существуют различные варианты этих методик. Например, было разработано несколько вариантов MMPI, представляющих собой адоптированные к русскому менталитету методики (ММИЛ Березина Ф.Б. и других, СМИЛ Собчик Л.Н., СМОЛ Зайцева В.П.). также на его основе создан ряд новых методик (например, «черты характера и темперамента» Марищука В.Л.).

В подобных тестах очень распространены вопросы, адресованные к самым различным уровням жизнедеятельности. Поэтому анализировать результаты необходимо с осторожностью.

Каждый профессиональный психолог в той или иной мере знаком с этими тестами. В тоже время существуют и другие, менее известные методики многомерной личностной диагностики. Кроме опросных методов также можно указать еще один тип многомерных личностных тестов. Он основан на иных методических принципах и носит название «Репертуарные решетки».

Методов оценки отдельных свойств человека. Кроме многомерных опросников для диагностики свойств личности широко используются и отдельные шкалы, измеряющие степень выраженности конкретных качеств. Грань между этими классами методик весьма условна. Некоторые методики можно отнести и к той и другой группе зависимости от того, какие критерии важны при диагностики личности. Например, тревожность, склонность к риску, импульсивность в совокупности могут исследоваться одним тестом. Либо тестом можно измерить комплекс тесно связанных качеств, таких как самооценка и уровень притязаний, и их проявление в различных сферах.

В данной курсовой работе использовалось популярная методика комплексного исследования личности (многомерная), а именно методика многофакторного исследования личности Р. Кеттела.

Поделиться