Творчество марины цветаевой презентация. Жизнь и творчество марины цветаевой

Марина Цветаева Жизнь и творчество поэта

Мари́на Ива́новна Цвета́ева (26 сентября (8 октября) 1892, Москва, Российская империя - 31 августа 1941, Елабуга, СССР) - русская поэтесса, прозаик, переводчик, один из крупнейших русских поэтов XX века.

Марина Цветаева родилась 26 сентября (8 октября) 1892 года в Москве, в день, когда православная церковь празднует память евангелиста Иоанна Богослова. Это совпадение нашло отражение в нескольких стихотворениях поэта. Красною кистью Рябина зажглась. Падали листья, Я родилась. Спорили сотни Колоколов. День был субботний: Иоанн Богослов.

Её отец, Иван Владимирович, - профессор Московского университета, известный филолог и искусствовед; стал в дальнейшем директором Румянцевского музея и основателем Музея изящных искусств.

Мать, Мария Александровна Мейн (по происхождению - из обрусевшей польско-немецкой семьи), была пианисткой, ученицей Антона Рубинштейна. Огромное влияние на Марину, на формирование её характера оказывала мать. Она мечтала видеть дочь музыкантом.

После смерти матери от чахотки в 1906 году Марина с сестрой Анастасией остались на попечении отца. Анастасия (слева) и Марина Цветаевы. Ялта, 1905. …Всё бледней лазурный остров-детство, Мы одни на палубе стоим. Видно, грусть оставила в наследство Ты, о мама, девочкам своим!

Детские годы Цветаевой прошли в Москве и в Тарусе. Из-за болезни матери она подолгу жила в Италии, Швейцарии и Германии. «Дом Тьо » был куплен в 1899 г. дедом М.Цветаевой по материнской линии А.Д. Мейном. После его смерти в доме прожила последние 20 лет своей жизни его вторая жена, которую малолетние Марина и Ася прозвали « Тьо ». Тьо от "тёти", так как не родная бабушка велела звать её тётя. Прозвище « Тьо » перешло и на дом. В этом доме Марина и Анастасия Цветаевы жили во время зимних приездов в Тарусу в 1907-1910 гг.

Начальное образование Марина Ивановна получила в Москве, в частной женской гимназии М. Т. Брюхоненко. Продолжила его в пансионах Лозанны (Швейцария) и Фрайбурга (Германия). В шестнадцать лет предприняла поездку в Париж, чтобы прослушать в Сорбонне краткий курс лекций о старофранцузской литературе.

В 1910 году Марина опубликовала (в типографии А. А. Левенсона) на свои собственные деньги первый сборник стихов - «Вечерний альбом». (Сборник посвящён памяти Марии Башкирцевой, что подчёркивает его «дневниковую » направленность). «Эта книга – не только милая книга девических признаний, но и книга прекрасных стихотворений» Н. Гумилёв

За «Вечерним альбомом» двумя годами позже последовал второй сборник - «Волшебный фонарь». На раннее творчество Цветаевой значительное влияние оказали Николай Некрасов, Валерий Брюсов и Максимилиан Волошин (поэтесса гостила в доме Волошина в Коктебеле в 1911 , 1913, 1915 и 1917 годах). В 1913 году выходит третий сборник - «Из двух книг».

Я с вызовом ношу его кольцо Да, в вечности жена, не на бумаге!- Чрезмерно узкое его лицо Подобно шпаге … Безмолвен рот его, углами вниз, Мучительно-великолепны брови. В его лице трагически слились Две древних крови …В его лице я рыцарству верна, Всем тем, кто жил и умирал без страху! - Такие - в роковые времена - Слагают стансы- и идут на плаху. 3 июня 1914 В 1911 году Цветаева познакомилась со своим будущим мужем Сергеем Эфроном.

27 января 1912 года состоялось венчание Марины Цветаевой и Сергея Эфрона. В этом же году у Марины и Сергея родилась дочь Ариадна (Аля).

Летом 1916 года Цветаева приехала в город Александров, где жила её сестра Анастасия Цветаева с гражданским мужем Маврикием Минцем и сыном Андреем. В Александрове Цветаевой был написан цикл стихотворений («К Ахматовой», «Стихи о Москве» и др. стихотворения), а её пребывание в городе литературоведы позднее назвали «Александровским летом Марины Цветаевой». Сёстры Цветаевы с детьми, С. Эфрон, М. Минц (стоит справа). Александров, 1916 г.

В 1914 году Марина познакомилась с поэтессой и переводчицей Софией Парнок; их романтические отношения продолжались до 1916 года. Цветаева посвятила Парнок цикл стихов «Подруга». Отношения с Парнок Цветаева охарактеризовала как «первую катастрофу в своей жизни».

В 1917 году Цветаева родила дочь Ирину, которая умерла от голода в приюте в Кунцево (тогда в Подмосковье) в возрасте 3-х лет. Ариадна (слева) и Ирина Эфрон. 1919 год Годы Гражданской войны оказались для Цветаевой очень тяжелыми. Сергей Эфрон служил в рядах Белой армии. Марина жила в Москве, в Борисоглебском переулке. В эти годы появился цикл стихов «Лебединый стан», проникнутый сочувствием к белому движению. Дом в Борисоглебском переулке, 6, в котором жила М.Цветаева с 1914 по 1922 год

В мае 1922 года Цветаевой с дочерью Ариадной разрешили уехать за границу - к мужу, который, пережив разгром Деникина, будучи белым офицером, теперь стал студентом Пражского университета. Сначала Цветаева с дочерью недолго жила в Берлине, затем три года в предместьях Праги. Марина Цветаева в 1924-м году Тоска по родине! Давно Разоблаченная морока! Мне совершенно всё равно – Где совершенно одинокой Быть, по каким камням домой Брести с кошелкою базарной В дом, и не знающий, что – мой, Как госпиталь или казарма… 1934 г.

В 1925 году после рождения сына Георгия семья перебралась в Париж. Мур (Георгий Сергеевич Эфрон), сын Марины Цветаевой. Париж, 1930-е. М.И. Цветаева с мужем и детьми, 1925 г.

Большинство из созданного Цветаевой в эмиграции осталось неопубликованным. В 1928 в Париже выходит последний прижизненный сборник поэтессы - «После России», включивший в себя стихотворения 1922-1925 годов. Позднее Цветаева пишет об этом так: «Моя неудача в эмиграции - в том, что я не эмигрант, что я по духу, то есть по воздуху и по размаху - там, туда, оттуда…».

15 марта 1937 г. выехала в Москву Ариадна, первой из семьи получив возможность вернуться на родину. 10 октября того же года из Франции бежал Эфрон, оказавшись замешанным в заказном политическом убийстве. В 1939 году Цветаева вернулась в СССР вслед за мужем и дочерью. По приезде жила на даче НКВД в Болшево (ныне Музей-квартира М. И. Цветаевой в Болшево). М.И. Цветаева, Франция, 1939 г. Фото на паспорт перед возвращением на Родину Дом-музей Цветаевой в Болшево, город Королёв

27 августа была арестована дочь Ариадна, 10 октября - Эфрон. В августе 1941 года Сергей Яковлевич был расстрелян; Ариадна после пятнадцати лет репрессий реабилитирована в 1955 году. В этот период Цветаева практически не писала стихов, занимаясь переводами. Сергей Эфрон с дочерью Ариадной (Алей), 1930-е

31 августа 1941 года Марина Цветаева покончила жизнь самоубийством, повесилась в доме, куда вместе с сыном была определена на постой. Она оставила три предсмертные записки: тем, кто будет её хоронить («эвакуированным», Асеевым и сыну). Дом, где покончила с собой М.И. Цветаева Посмертная записка сыну

Марина Цветаева похоронена 2 сентября 1941 года на Петропавловском кладбище в г. Елабуге. Точное расположение её могилы неизвестно. На высоком берегу Оки, в её любимом городе Таруса согласно воле Цветаевой установлен камень (тарусский доломит) с надписью «Здесь хотела бы лежать Марина Цветаева».

Спасибо за внимание!

Невозможность прокормиться в Москве. Марина Цветаева в Елабуге. 1913 - 1916 годы. Сборники стихов. Свое детство Марина Цветаева провела в Трехпрудном переулке в Москве. Эмиграция. 116 день рождения Марины Цветаевой. Марина Цветаева. 23 декабря 1925 состоялся вечер поэзии Марины Цветаевой. 1 ноября 1925 Эфроны приехали в Париж. С началом войны Цветаева уехала в Елабугу, где она не нашла работы. Юность.

«Чернышевский» - Организатором одной из попыток освобождения Чернышевского (1871) из ссылки был Г. В 1875 освободить Чернышевского попытался И. 19 мая 1864 в Петербурге на Конной площади состоялась гражданская казнь революционера. Н. Мышкин. . Поводом для ареста послужило перехваченное полицией письмо Герцена к Н. Учился дома под руководством отца, многосторонне образованного человека. В 1853 встретил будущую жену О.

«Поэтесса Марина Цветаева» - Эмоциональный настрой. Цели урока:. Цели. Марине Цветаевой. Ариадна и Георгий. Затем в «Стихах к родному сыну» черёд твоим стихам настал. Систематизация нового материала. Синквейн. Бракосочетание. Чтение и анализ стихотворений. Что есть чтение, как не разгадыванье, толкование, извлечение тайного. «Старшую у тьмы выхватывая, младшей не уберегла». Трудно говорить о такой безмерности, как поэт.

«Рассказы Чарушина» - Наблюдения. Союз поэтов. Жизнь и творчество писателя. Анималист. Детские годы. Творчество в годы войны. Годы учебы. Художник. Писатель и художник. Книги. Иллюстрации Чарушина. Линия в рисунках. Евгений Иванович Чарушин. Чарушин. Волчишко. Первые книжки. Удивительный мир. Дом детства. Писатель. Мать.

«Жизнь и творчество Цветаевой» - Цветаева. Город Александров. Последний прижизненный сборник. Детские годы. Мать. Первый сборник стихов. Марина Цветаева. Арестована дочь Ариадна. Цветаева родила дочь. После смерти матери. Я родилась. Париж. Расположение её могилы неизвестно. Марина Цветаева покончила жизнь самоубийством. Начальное образование. Отец. Отношения с Парнок. Марина Ивановна Цветаева. Венчание. Второй сборник. Цветаевой с дочерью Ариадной разрешили уехать.

«Евгений Иванович Чарушин» - Книги. Писатель. Евгений Иванович Чарушин. Литография. Художник наблюдал за животными. Любовь к природе. Друзья. Скульптор. Рисунки. Медвежата. Перескажи по плану рассказ. Интересные эпизоды. Такими видел художник «деток в клетках». Томка. Иллюстратор. Строки. Волчишко. Воробьишко. Произведения. Попугаи. Кот Епифан. Художник. Мишки. Бобка.

Cлайд 1

Cлайд 2

Родилась 26 сентября 1892 года в самом центре Москвы Был абсолютный слух, превосходно играла на фортепиано Огромное влияние матери(много читала детям, занималась музыкой, языками) Начала рифмовать с четырех лет Учеба в гимназии, затем –за границей После смерти матери - одиночество, взросление

Cлайд 3

Марину готовили в пианистки: У нее был абсолютный слух и пластичные руки. Не чувствуя любви к музыкальным занятиям, она никог да не пыталась от них увильнуть. Позже поэтесса писала, что собствен ные «экзерсисы» не доставляли ей радости, потому что она рано научи лась любить музыку в прекрасном исполнении матери. Но она делала большие успехи и признавалась, что, проживи мать дольше, стала бы пианисткой.

Cлайд 4

Марина Цветаева и музыка... Тема, ждущая своего исследователя. Марина занималась музыкой лет с шести. С семи уже выступала в школьных концертах в Москве, в частной музыкальной школе в Мерзляковском переулке. После смерти матери, пианистки выдающегося таланта, ученицы Рубинштейна, в 1906 году занятия музыкой прекратились. Но знание музыки, ее понимание, создание музыки словесной - сохранились на всю жизнь. Разве мог бы написать такого "Крысолова" поэт, чуждый музыке?..

Cлайд 5

И.В. Цветаев с дочерью Мариной. «Семейная жизнь мне не удаласьуд удалась, зато удалось служение < Родине» И.В. Цветаев с дочерью Мариной. Мос

Cлайд 6

КОЛЫБЕЛЬНАЯ ПЕСНЯ АСЕ Спи, царевна! Уж в долине Колокол затих, Уж коснулся сумрак синий Башмачков твоих. Чуть колышутся березы, Ветерок свежей. Ты во сне увидишь слезы Брошенных пажей. Тронет землю легким взмахом Трепетный плюмаж. Обо всем шепнет со страхом Непокорный паж. Будут споры... и уступки, (Ах, нельзя без них!) И коснутся чьи-то губки Башмачков твоих.

Cлайд 7

"Кто для Аси нужнее Марины? Милой Асеньки кто мне нужней?" - Так вопрошала юная Марина в 1911 году. Марина всегда говорила о сестре "моя неразлучная". Гибель прежней России и связанные с этим события жизни в 1927 году навсегда разлучили сестер. Марина жила в Париже, Ася в Москве. Когда Марина Цветаева вернулась в Россию, Анастасия Цветаева находилась в лагере на Дальнем Востоке. Несмотря на отсутствие связи наяву, сестры душами - бесконечно родными - чувствовали друг друга. *** Не в споре, а в мире - Согласные сестры. Одна - меч двуострый Меж грудью и миром Восставив: не выйду! Другая, чтоб не было гостю обиды - И медом и миром.

Cлайд 8

Марина с Сережей нашли друг друга мгновенно и на- всегда. Встреча с Эфроном была тем, чего жаждала душа Цветаевой: ее влекли героизм, романтика, жертвенность, не- обыкновенные люди, высокие чувства…

Cлайд 9

Cлайд 10

Возможно, и не сознавая этого, Ма Марина сразу взяла Сережу в сыно сыновья. Она взяла его за руку и повела по жизни. Сережа стал ей не только мужем, но и самым трудным из ее детей…

Cлайд 11

Аля была достойной дочерью своей матери. В семь лет она писала стихи, рисовала, переписывалась с Анной Ахматовой,Волошиным…

Cлайд 12

Аля…И похожа на меня и непохожа. Похожа страстью к слову, жизнью в нем…непохожа – гармоничностью, даже идилличностью всего существа.

Cлайд 13

Аля очень помогает…Хорошая, здоровая,красивая девочка- Очень красивая, хорошеет день ото дня.

Cлайд 14

Ты будешь невинной, тонкой, Прелестной - и всем чужой! Стремительной амазонкой, Пленительной госпожой, ……………. И многих пронзит царица, Насмешливый твой клинок, И все, что мне только снится, Ты будешь иметь у ног.

Cлайд 15

В 1937 году Ариадна Эфрон попала из Парижа в Сибирь. На ее долю выпали тюрьмы, пытки, лагеря, ссылки. Она вернулась к жизни только через 17 лет.

Cлайд 16

В 1922 году Цветаева уез жает в Берлин, через два месяца – в Прагу. В ноябре 1925 года Марина с детьми приехала в Париж.

Cлайд 17

Цветаева относилась к нему так, что Мур рос в ощущении, что он - центр мирозданья. По- сторонним он часто казался несносным, но она этого не по- нимала и не хотела понять.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Марина Ивановна Цветаева 26.09.1892 – 31.08.1941 Русская поэтесса, прозаик, переводчик

2 слайд

Описание слайда:

Марина Цветаева родилась в Москве. Отец, Иван Владимирович Цветаев, филолог-классик, профессор, возглавлял кафедру истории и теории искусств Московского университета, был хранителем отделения изящных искусств и классических древностей в Московском Публичном и в Румянцевском музеях. В 1912 по его инициативе в Москве был открыт Музей Александра III (ныне Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина). В 1930-х, она посвятила отцу несколько мемуарных очерков. Мать, Мария Александровна Цветаева (урожденная Мейн) была пианисткой, ученицей Николая Рубинштейна. В детстве из-за болезни матери (чахотка) Цветаева подолгу жила в Италии, Швейцарии, Германии, она свободно владела французским и немецким языками.

3 слайд

Описание слайда:

В юном возрасте, по настоянию матери Марина Цветаева посещала музыкальную школу и брала уроки музыки на дому. В 1903 году она училась во французском интернате в Лозанне (Швейцария), осенью 1904 – весной 1905 годов обучалась вместе с сестрой Анастасией в немецком пансионе во Фрейбурге (Германия), летом 1909 года одна отправилась в Париж, где слушала курс старинной французской литературы в Сорбонне. Цветаева начала писать стихи в шестилетнем возрасте. В 1906 – 1907 написала повесть Четвертые, в 1906 перевела на русский язык драму французского писателя Э.Ростана Орленок. В литературе ей были особенно дороги произведения А.С.Пушкина.

4 слайд

Описание слайда:

В 1910 году Марина опубликовала на свои собственные деньги первый сборник стихов – «Вечерний альбом». Её творчество привлекло к себе внимание знаменитых поэтов – Валерия Брюсова, Максимилиана Волошина и Николая Гумилёва. В этот же год Цветаева написала свою первую критическую статью «Волшебство в стихах Брюсова». За «Вечерним альбомом» двумя годами позже последовал второй сборник –«Волшебный фонарь». Начало творческой деятельности Цветаевой связано с кругом московских символистов. После знакомства с Брюсовым и поэтом Эллисом (настоящее имя Лев Кобылинский) Цветаева участвует в деятельности кружков и студий при издательстве «Мусагет».

5 слайд

Описание слайда:

В 1911 году Марина Цветаева познакомилась со своим будущим мужем Сергеем Эфроном (российский публицист, литератор, офицер Белой армии, агент НКВД), в январе 1912 – вышла за него замуж. В этом же году у Марины и Сергея родилась дочь Ариадна (Аля). Она была достойной дочерью своей матери. В семь лет она писала стихи, рисовала, переписывалась с Анной Ахматовой, Волошиным… «Аля…И похожа на меня и непохожа. Похожа страстью к слову, жизнью в нем…непохожа – гармоничностью, даже идилличностью всего существа.»

6 слайд

Описание слайда:

В 1913 году выходит третий сборник – «Из двух книг». Цикл стихов «Подруга», посвященный Софье Парнок, увидел свет в 1916 году. Стоит отметить, что писала Цветаева всего и много, ежедневно посвящая творчеству несколько часов. В 1917 году Марина Цветаева родила дочь Ирину, которая умерла от голода в приюте в Кунцево в возрасте 3-х лет. Ее смерть отражена в стихотворении «Две руки, легко опущенные…» Годы Гражданской войны оказались для Цветаевой очень тяжелыми. Сергей Эфрон служил в рядах Белой армии. Марина жила в Москве, в Борисоглебском переулке. В эти годы появился цикл стихов «Лебединый стан», проникнутый сочувствием к белому движению. В 1918 – 1919 годах Цветаева пишет романтические пьесы; созданы поэмы «Егорушка», «Царь-девица», «На красном коне».

7 слайд

Описание слайда:

В мае 1922 года Цветаевой с дочерью Ариадной разрешили уехать за границу – к мужу, который, пережив разгром Деникина, будучи белым офицером, теперь стал студентом Пражского университета. Сначала Цветаева с дочерью недолго жила в Берлине, затем три года в предместьях Праги. В Чехии написаны знаменитые «Поэма Горы» и «Поэма Конца», посвященные Константину Родзевичу. В 1925 году после рождения сына Георгия семья перебралась в Париж. Большинство стихов Цветаевой в эмиграции остались неопубликованными. В 1928 году в Париже выходит последний прижизненный сборник поэтессы – «После России», включивший в себя стихи Марины Цветаевой 1922 – 1925 годов.

8 слайд

Описание слайда:

В отличие от стихов, в эмиграции пользовалась успехом ее проза. В это время изданы «Мой Пушкин» 1937 год, «Мать и музыка» 1935 год, «Дом у Старого Пимена» 1934, «Повесть о Сонечке» 1938, воспоминания о Максимилиане Волошине «Живое о живом»,1933 год, Михаиле Кузмине «Нездешний вечер», 1936 год, Андрее Белом «Пленный дух», 1934 год и др. С 1930-х годов Цветаева с семьёй жила практически в нищете. 15 марта 1937 г. выехала в Москву Ариадна, первой из семьи получив возможность вернуться на родину. 10 октября того же года из Франции бежал Эфрон, оказавшись замешанным в заказном политическом убийстве.

9 слайд

Описание слайда:

18 июня 1939 года Цветаева вместе с сыном вернулась в СССР, жила на даче НКВД в Болшеве. 27 августа была арестована дочь Ариадна, 10 октября – Эфрон. 16 октября 1941 года Сергей Яковлевич был расстрелян на Лубянке, Ариадна после пятнадцати лет репрессий реабилитирована в 1955 году. В этот период Цветаева практически не писала стихов, занимаясь переводами. Подготовленный в 1940 году сборник стихов Цветаевой напечатан не был. Денег катастрофически не хватало. После начала Великой Отечественной войны, 8 августа 1941 Цветаева с сыном эвакуировались из Москвы и оказались в Елабуге.

10 слайд

Описание слайда:

В Чистополе, где в основном находились эвакуированные литераторы, Цветаева получила согласие на прописку и оставила заявление: «В совет Литфонда. Прошу принять меня на работу в качестве посудомойки в открывающуюся столовую Литфонда. 26 августа 1941 года». 28 августа она вернулась в Елабугу с намерением перебраться в Чистополь. 31 августа 1941 года покончила жизнь самоубийством (повесилась) в доме Бродельниковых, куда вместе с сыном была определена на постой. Оставила три предсмертные записки: тем, кто будет её хоронить («эвакуированным», Асеевым и сыну). Оригинал записки «эвакуированным» не сохранился (был изъят в качестве вещественного доказательства милицией и утерян).

11 слайд

Описание слайда:

В 1970 году на этом месте было сооружено гранитное надгробие. С начала 2000-х годов место расположения гранитного надгробия, обрамлённое плиткой и висячими цепями, по решению Союза писателей Татарстана именуется «официальной могилой М. И. Цветаевой». Марина Цветаева похоронена 2 сентября 1941 года на Петропавловском кладбище в г. Елабуге. Точное расположение её могилы неизвестно. На южной стороне кладбища, у каменной стены, в 1960 году сестра поэтессы, Анастасия Цветаева, «между четырёх безвестных могил 1941 года» установила крест с надписью «В этой стороне кладбища похоронена Марина Ивановна Цветаева».

12 слайд

Описание слайда:

«Дом-музей Марины Цветаевой» находится в Москве, в Борисоглебском переулке, в центре города. Музей открыт в 1992 году благодаря общественным организациям и частным лицам, в особенности учёному Лихачёву. Экспозиция музея рассказывает о жизни поэтессы и её семьи.

Слайд 1

Марина Цветаева
Выполнила: Сурина Александра

Слайд 2

Если душа родилась крылатой - Что ей хоромы - и что ей хаты! Что Чингис-Хан ей и о - Орда! Два на миру у меня врага, Два близнеца, неразрывно-слитых: Голод голодных - и сытость сытых! 5 августа 1918

Слайд 3

Слайд 4

Иван Владимирович Цветаев
Профессор, возглавлял кафедру истории и теории искусств Московского университета
Мария Александровна Цветаева (урожденная Мейн)
Пианистка, ученица А. Г. Рубинштейна

Слайд 5

В 1903 Цветаева училась во французском интернате в Лозанне (Швейцария), осенью 1904 – весной 1905 обучалась вместе с сестрой в немецком пансионе во Фрейбурге (Германия), летом 1909 одна отправилась в Париж, где слушала курс старинной французской литературы в Сорбонне.
Образование

Слайд 6

Начало творчества
Начало литературной деятельности Цветаевой связано с кругом московских символистов; она знакомится с В. Я. Брюсовым, оказавшим значительное влияние на ее раннюю поэзию, с поэтом Эллисом (Л. Л. Кобылинским), участвует в деятельности кружков и студий при издательстве "Мусагет".
Л. Л. Кобылинский
В. Я. Брюсов

Слайд 7

В 1910 году еще не сняв гимназической формы, тайком от семьи и на свои деньги, выпускает довольно объемный сборник “Вечерний альбом”, посвящённый памяти Марии Башкирцевой. Его заметили и одобрили такие влиятельные и взыскательные критики, как В. Брюсов, Н. Гумилев, М. Волошин.
«Первая моя книга «Вечерний альбом», - вспоминала Марина Цветаева, - вышла, когда мне было 17 лет,- стихи 15-ти, 16-ти и 17 лет. Издала я ее по причинам, литературе посторонним, поэзии же родственным, взамен письма к человеку, с которым я была лишена возможности сноситься иначе».

Слайд 8

"Вечерний альбом"
Стихи Вечернего альбома отличались «домашностью», в них варьировались такие мотивы, как пробуждение юной девичьей души, счастье доверительных отношений, связывающих лирическую героиню и ее мать, радости впечатлений от мира природы, первая влюбленность, дружба со сверстницами-гимназистками. Раздел Любовь составили стихотворения, обращенные к В.О.Нилендеру, которым тогда была увлечена Цветаева. Стихи сочетали темы и настроения, присущие детской поэзии, с виртуозной поэтической техникой.

Слайд 9

Зимой 1910–1911 М.А.Волошин пригласил Марину Цветаеву и ее сестру Анастасию провести лето 1911 в Коктебеле, где он жил. В Коктебеле Цветаева познакомилась с Сергеем Яковлевичем Эфроном.

Слайд 10

В Сергее Эфроне Цветаева увидела воплощенный идеал благородства, рыцарства и вместе с тем беззащитность. Любовь к Эфрону была для нее и преклонением, и духовным союзом, и почти материнской заботой.
Я с вызовом ношу его кольцо - Да, в Вечности - жена, не на бумаге.- Его чрезмерно узкое лицо Подобно шпаге.
Встречу с ним Цветаева восприняла как начало новой, взрослой жизни и как обретение счастья.

Слайд 11

В январе 1912 произошло венчание Цветаевой и Сергея Эфрона.

Слайд 12

В сентябре этого же года у них родилась дочь Ариадна

Слайд 13

Сергею Эфрону Цветаева посвящает второй сборник своих стихов “Волшебный фонарь“(1912 г)
Спи, царевна! Уж в долине Колокол затих, Уж коснулся сумрак синий Башмачков твоих. Чуть колышутся березы, Ветерок свежей. Ты во сне увидишь слезы Брошенных пажей. Тронет землю легким взмахом Трепетный плюмаж. Обо всем шепнет со страхом Непокорный паж. Будут споры… и уступки, (Ах, нельзя без них!) И коснутся чьи-то губки Башмачков твоих. (Колыбельная песня Асе)

Слайд 14

Стихотворения 1916, отражают роман Цветаевой с О.Э.Мандельштамом (1915–начало 1916). Мандельштам посвятил Цветаевой несколько стихотворений.

Слайд 15

Имя твое - птица в руке, Имя твое - льдинка на языке. Одно-единственное движенье губ. Имя твое - пять букв. Мячик, пойманный на лету, Серебряный бубенец во рту. Камень, кинутый в тихий пруд, Всхлипнет так, как тебя зовут. В легком щелканье ночных копыт Громкое имя твое гремит. И назовет его нам в висок Звонко щелкающий курок. Имя твое - ах, нельзя! - Имя твое - поцелуй в глаза, В нежную стужу недвижных век. Имя твое - поцелуй в снег. Ключевой, ледяной, голубой глоток… С именем твоим - сон глубок.

Слайд 16

На протяжении 1913–1915 совершается постепенная смена цветаевской поэтической манеры. В поэтический мир Цветаевой проникают страшные и трагические темы, а лирическая героиня наделяется и чертами святости, сравнивается с Богородицей, и чертами демоническими, темными, именуется «чернокнижницей».
Собирая любимых в путь, Я им песни пою на память - Чтобы приняли как-нибудь, Что когда-то дарили сами. Зеленеющею тропой Довожу их до перекрестка. Ты без устали, ветер, пой, Ты, дорога, не будь им жесткой! Туча сизая, слез не лей,- Как на праздник они обуты! Ущеми себе жало, змей, Кинь, разбойничек, нож свой лютый. Ты, прохожая красота, Будь веселою им невестой. Потруди за меня уста,- Наградит тебя Царь Небесный! Разгорайтесь, костры, в лесах, Разгоняйте зверей берложьих. Богородица в небесах, Вспомяни о моих прохожих!

Слайд 17

Первую мировую войну Цветаева восприняла как взрыв ненависти против дорогой с детства ее сердцу Германии. Она откликнулась на войну стихами, резко диссонировавшими с патриотическими и шовинистическими настроениями конца 1914.
Ты миру отдана на травлю, И счета нет твоим врагам, Ну, как же я тебя оставлю? Ну, как же я тебя предам?

Слайд 18

Февральскую революцию 1917 она приветствовала, как и ее муж. Октябрьскую революцию восприняла как торжество губительного деспотизма. Сергей Эфрон встал на сторону Временного правительства и участвовал в московских боях, обороняя Кремль от красногвардейцев. Известие об Октябрьской революции застало Цветаеву в Крыму, в гостях у Волошина. Вскоре сюда приехал и ее муж. 25 ноября 1917 она выехала из Крыма в Москву, чтобы забрать детей – Алю и маленькую Ирину, родившуюся в апреле этого года.

Слайд 19

Фронты Гражданской войны разлучили Цветаеву с мужем и с Волошиным. С Волошиными она больше никогда не увиделась. Сергей Эфрон сражался в рядах Белой армии, и оставшаяся в Москве Цветаева не имела о нем никаких известий. В голодной и нищей Москве в 1917–1920 она пишет стихи, воспевающие жертвенный подвиг Белой армии.
Белая гвардия, путь твой высок: Черному дулу - грудь и висок. Божье да белое твое дело: Белое тело твое - в песок.
К концу 1921 эти стихотворения были объединены в сборник Лебединый стан, подготовленный к изданию. (При жизни Цветаевой сборник напечатан не был, впервые опубликован на Западе в1957).

Слайд 20

В мае – июле 1921 она написала цикл Разлука, обращенный к мужу. Она и дети с трудом сводили концы с концами, голодали. В начале зимы 1919–1920 Цветаева отдала дочерей в детский приют в Кунцеве. Вскоре она узнала о тяжелом состоянии дочерей и забрала домой старшую, Алю, к которой была привязана как к другу и которую исступленно любила. Выбор Цветаевой объяснялся и невозможностью прокормить обеих, и равнодушным отношением к Ирине. В начале февраля 1920 Ирина умерла. Ее смерть отражена в стихотворении Две руки, легко опущенные… (1920) и в лирическом цикле Разлука (1921).

Слайд 21

Две руки, легко опущенные На младенческую голову! Были - по одной на каждую - Две головки мне дарованы. Но обеими - зажатыми - Яростными - как могла! - Старшую у тьмы выхватывая - Младшей не уберегла. Две руки - ласкать - разглаживать Нежные головки пышные. Две руки - и вот одна из них За ночь оказалась лишняя. Светлая - на шейке тоненькой - Одуванчик на стебле! Мной еще совсем непонято, Что дитя мое в земле.

Слайд 22

Наступивший НЭП Цветаева, как и многие ее литераторы-современники, восприняла резко отрицательно, как торжество буржуазной «сытости», самодовольного и эгоистического меркантилизма.

Слайд 23

11 июля 1921 она получила письмо от мужа, эвакуировавшегося с остатками Добровольческой армии из Крыма в Константинополь. Вскоре он перебрался в Чехию, в Прагу. После нескольких изнурительных попыток Цветаева получила разрешение на выезд из Советской России и 11 мая 1922 вместе с дочерью Алей покинула родину. 15 мая 1922 Марина Ивановна и Аля приехали в Берлин.
«…я не эмигрант… я по духу, то есть по воздуху и по размаху - там, туда, оттуда…»

Слайд 24

В Берлине она отдает в печать новый сборник стихотворений – Ремесло (опубл. в 1923) – и поэму Царь-Девица. Сергей Эфрон приехал к жене и дочери в Берлин, но вскоре вернулся в Чехию, в Прагу. Цветаева с дочерью приехала к мужу в Прагу в августе 1922. В Чехии она провела более четырех лет. В феврале 1925 у нее родился долгожданный сын, названный Георгием (домашнее имя – Мур).

Слайд 25

Цветаева его обожала. Стремление сделать всё возможное для счастья и благополучия сына воспринимались взрослевшим Муром отчужденно и эгоистично; вольно и невольно он сыграл трагическую роль в судьбе матери.

Слайд 26

Слайд 27

В Праге у Цветаевой впервые устанавливаются постоянные отношения с литературными кругами, с издательствами и редакциями журналов. Ее произведения печатались на страницах журналов «Воля России» и «Своими путями», Цветаева выполняла редакторскую работу для альманаха «Ковчег». В 1928 в Париже выходит последний сборник- «После России»

Слайд 28

В 1930 году написан поэтический цикл «Маяковскому»
Превыше крестов и труб, Крещенный в огне и дыме, Архангел-тяжелоступ - Здорово, в веках Владимир! Он возчик и он же конь, Он прихоть и он же право. Вздохнул, поплевал в ладонь: - Держись, ломовая слава! Певец площадных чудес - Здорово, гордец чумазый, Что камнем - тяжеловес Избрал, не прельщась алмазом. Здорово, булыжный гром! Зевнул, козырнул и снова Оглоблей гребет - крылом Архангела ломового.

Слайд 29

В сентябре 1937 Сергей Эфрон оказался причастен к убийству советскими агентами И.Рейсса – также бывшего агента советских спецслужб, попытавшегося выйти из игры. Вскоре Эфрон был вынужден скрыться и бежать в СССР. Вслед за ним на родину вернулась дочь Ариадна. Цветаева осталась в Париже вдвоем с сыном, но Мур также хотел ехать в СССР. Не было денег на жизнь и обучение сына, Европе грозила война, и Цветаева боялась за Мура, который был уже почти взрослым. Она опасалась и за судьбу мужа в СССР. Ее долгом и желанием было соединиться с мужем и дочерью.

Слайд 30

12 июня 1939 на пароходе из французского города Гавра Цветаева с Муром отплыли в СССР, 18 июня вернулись на родину. На родине Цветаева с родными первое время жили на государственной даче НКВД в подмосковном Болшеве, предоставленной С.Эфрону. Однако вскоре и Эфрон, и Ариадна были арестованы.
Душа – птица, которая не может жить в клетке. Она должна парить. В неволе душа умирает.
Любовь – трагедия, всегда рядом с разлукой. Любовь – поединок роковой, за которым чаще всего следует разрыв.

Слайд 37

В истории отечественной литературы поэзия Марины Цветаевой всегда будет занимать свое особое место. Ее лирика уникальна, поэтому она так влечет читателя своей неповторимостью, мятущейся, вечно ищущей истины, беспокойной душой.

Поделиться