Корабли на лесоповале. В современном российском флоте некому забивать гвозди

До начала Второй мировой войны, зная, что они не могут конкурировать с численностью ВМС США, Императорский флот Японии тайно приступил к строительству двух крупнейших военных кораблей в истории войны «Мусаси» и «Ямато».

Происхождение этих двух гигантов можно проследить до выхода Японии из Лиги Наций в 1934 году. Среди прочего, это позволило Японии игнорировать правила, установленные Вашингтонским морским соглашением от 1922 года и Лондонским морским договором от 1930 года, оба из которых были нацелены на то, чтобы ограничить размер линкоров, а также права стран-участниц на их строительство.

Почти сразу же после выхода Японии из Лиги Наций команда, работавшая на Японский военно-морской технический департамент под руководством инженера по имени Кейджи Фукуда, представила проекты для класса линкоров, которые превосходили по размерам и огневой мощи всё, что когда-либо было создано.

И хотя первоначально планировалось построить пять таких линкоров, в итоге были завершены только два из них, а третий был преобразован в авианосец в середине строительства.

Два завершённых корабля, «Мусаси» и «Ямато», весили около 73 тысяч длинных тонн при полном оснащении. Для сравнения: американские линейные корабли типа «Айова», созданные примерно в то же время, имели такую же длину, однако весили на 40% меньше.

Как писал один японский офицер Наоёси Исида: «Какой же он огромный! Когда вы заходите внутрь, вы видите стрелки, указывающие, где передняя часть корабля, а где задняя в противном случае вы не разберётесь. За пару дней я так и не успел запомнить путь до своей каюты. И я был не один такой Я понимал, что это был очень мощный линкор. Пушки были огромными».

Линейные корабли «Мусаси» и «Ямато» также обладали девятью крупнейшими в мире орудиями с 460-миллиметровыми стволами, каждое из которых весило 3000 тонн. Все девять пушек, вместе взятых, весили примерно столько же, сколько и американские линкоры типа «Вайоминг», «Нью-Йорк» и «Невада».

Эти орудия были способны стрелять снарядами, которые весили 1450 килограмм иными словами, столько, сколько весит типичный полноразмерный седан. Они были способны поразить цель на расстоянии более 40 километров, при этом они стреляли со скоростью примерно один раз в 40 секунд.

Ударная волна, создаваемая одним из таких орудий, как отмечалось, была достаточно мощная, чтобы сорвать кожу с тела человека, которому не повезло оказаться в 15 метрах от него без надлежащей защиты. Эта ударная волна также могла повредить близлежащие зенитные орудия, которые, ввиду этого, нуждались в специальной брони.

Если говорить о зенитных орудиях, то в конечном итоге эти корабли были оснащены примерно 150 25-миллиметровыми пушками. Помимо них, линкоры также имели шесть 155-миллиметровых и 24 127-миллиметровых пушки.

Кроме того, в случае, если не было необходимости поражать корабли, находившиеся на расстоянии, 460-миллиметровыми пушками, эти линкоры могли использовать так называемые «улейные снаряды». В двух словах, эти снаряды были заполнены почти тысячей зажигательных трубок и сотнями стальных осколков. Снаряд также включал фитиль и взрывчатку. После взрыва воспламенялись зажигательные трубки, создавая стену из пламени и расплавленной стали для полного уничтожения вражеских самолётов. По сути, идея заключалась в том, чтобы превратить эти орудия в нелепые огромные пушки, способные подстрелить в воздухе любую вражескую «птичку».

Что касается брони, каждый корабль имел внешний защитный слой толщиной около 40 сантиметров.

В то время как вы можете подумать, что всё это, вместе взятое, сильно замедляло корабли, оказывается, они могли развивать максимальную скорость до 31 километра в час. И хотя это был не самый быстрый линкор в мире, его, к примеру, можно было сопоставить с вышеупомянутыми военными кораблями класса «Айова», которые весили на 40% меньше, но могли двигаться всего на шесть узлов быстрее.

Несмотря на внушительную мощь и полную уверенность японских военачальников в том, что каждый корабль был «несравнимым и непотопляемым», ни один из них так и не был опробован в бою. На самом деле «Ямато» провёл так много времени, защищая японские порты, что его прозвали «Отелем Ямато».

Нежелание японского военно-морского флота принимать на вооружение любой из кораблей было мотивировано как нехваткой топлива в Японии во время войны, так и тем фактом, что военное руководство считало, что потеря этих линкоров нанесёт огромный удар по моральному духу армии страны.

Конечно, в последние месяцы Второй мировой войны, когда её силы были практически полностью уничтожены, Япония неохотно начала подключать оба линкора к военно-морским сражениям. К сожалению, на тот момент вражеские линкоры во много раз превосходили эти супер-корабли по численности в сражениях, поэтому они в основном функционировали как сидячие утки.

В частности, они были особенно уязвимыми для воздушных атак. Даже вышеупомянутые «улейные снаряды», которые, по мнению японцев, должны были истреблять авиацию на раз, оказались не более чем визуальным сдерживающим фактором.

Более того, на тот момент у Японии осталось очень мало боевых самолётов, которые не могли обеспечить хорошее воздушное прикрытие и защитить массивные линкоры.

В конечном счёте, «Мусаси» был потерян во время битвы в заливе Лейте в октябре 1944 года. Потребовалось 19 торпед и 17 бомбовых ударов, чтобы потопить его.

Что касается «Ямато», то его последний бой состоялся в апреле 1945 года. Это была операция «Тен-Го», которая оказалась преднамеренной самоубийственной миссией. «Ямато» был последней надеждой на то, чтобы отразить американское наступление. Его экипажу было приказано посадить корабль на мель вблизи Окинавы и использовать его как основную батарею для уничтожения как можно большего количества сил вторжения. По сути, корабль должен был функционировать как база на острове, а члены экипажа численностью около 3000 человек должны были вести наземный бой с противником.

Однако план миссии изначально содержал много недочётов и был встречен протестом со стороны военнослужащих японского флота, которые отметили, что они не смогут даже достичь целевого острова ввиду отсутствия поддержки с воздуха и времени суток, когда они должны были выполнить задание (средь бела дня).

Они были правы: 7 апреля 1945 года «Ямато» и горстка сопровождавших его кораблей были полностью и быстро уничтожены в результате атаки шести крейсеров, 21 эсминца, семи линкоров и нескольких сотен самолётов.

Один из оставшихся в живых членов экипажа «Ямато», младший офицер Йосида Мицуру, так высказался о битве, которая была самоубийственной миссией с самого начала: «Сколько раз во время учений мы проводили такой мониторинг Меня охватила иллюзия, что мы уже сталкивались с такими же условиями, с такими же боевыми позициями и даже с таким же настроем.

То, что происходит на моих глазах, бесспорно, является настоящим боем но как я могу убедить себя в этом факте

Яркие точки на экране радара это не воображаемый враг, а враг, готовый убивать. Местоположение: не наши тренировочные воды, а враждебные воды.

Более сотни вражеских самолётов атакуют нас! Это кричит навигационный офицер

Битва начинается

Моё тело охватывает трепет, я наблюдаю за собственным возбуждением; стиснув зубы, я расплываюсь в улыбке. Матрос, который стоял рядом со мной, убит шрапнелью. Посреди оглушительного шума я различаю звук его черепа, ударяющегося о перегородку; посреди запаха пороха вокруг я чувствую запах крови

Торпеды оставляют красивые белые следы на поверхности воды; они летят на Ямато с разных направлений и бесшумно пересекаются. Оценивая расстояние и угол, мы меняем курс, и нам едва удаётся уворачиваться от них.

Сначала мы справляемся с ближайшей и наиболее срочной угрозой; когда мы избегаем столкновения с одной торпедой, мы переходим к следующей. Это требует бдительности, правильных расчётов и принятия чёткого решения То, что эти пилоты повторяли свои атаки с точностью и хладнокровием, было явным проявлением непостижимой, невообразимой силы наших врагов».

В конце концов, американским войскам потребовалось всего два часа, чтобы уничтожить самый мощный корабль, построенный во время Второй мировой войны, а также большую часть крошечного флота, сопровождавшего его. Когда дым рассеялся, оказалось, что японцы потеряли около 4000 человек, в то время как количество погибших со стороны Америки составляло всего около десятка.

Бонусный факт:

В начале Второй мировой войны Императорский флот Японии планировал построить линкоры, которые были бы ещё больше, чем «Ямато» и «Мусаси», и принадлежали бы к классу кораблей под названием «Супер Яматос». Эти корабли, если бы их построили, обладали бы 510-миллиметровыми пушками, весили бы до 82 тысяч тонн и двигались бы со скоростью, приближающейся к 30 узлам. Однако нехватка ресурсов помешала Японии построить эти корабли.

Линкор… С этим словом ассоциируется огромный бронированный корабль, всей массой глубоко осевший в воду. Он щетинится стволами пушек, которых может быть более 200. Наиболее впечатляющи циклопические башни главного калибра.

Достаточно вспомнить японский «Ямато». При водоизмещении более 72 тысяч тонн он нес в качестве главного калибра девять 457-мм орудий в трех башнях. Длина ствола была 20 метров. Вес башни превышал 2500 тонн. Этот исполин мог послать снаряды весом около 1,5 тонны на 45 километров. На этом фоне знаменитая «кувалда Сталина» – 203-мм Б-4 («Гаубица-долгожительница») – стреляла семечками: какие-то 100 килограммов на дальность около 17 километров. Соответствующим было и бронирование мастодонта. Главный пояс достигал 650 миллиметров. Толщина броневых палуб, боевой рубки, башен главного калибра измерялась сотнями миллиметров. Система конструктивной противоторпедной защиты также выглядела внушительной – более восьми метров суммарной глубины.

“ Лишь отсутствие на линейных кораблях фугасных снарядов для орудий главного калибра спасло американские авианосцы от полного уничтожения ”

Под стать «японцу» были его противники – линкоры США. Наиболее совершенный из них – тип «Айова» при 65 тысячах тонн полного водоизмещения имел девять 406-мм орудий главного калибра. В конструктивной защите «американец» уступал японскому гиганту не более чем на 10–20 процентов, если брать ее глубину и толщину брони.

Но Вторая мировая, как считается, поставила точку в истории линкоров. Их могильщиками, утверждают военно-морские специалисты, стали авианосцы, начавшие господствовать на морских и океанских просторах. Хотя началом ухода линкоров в историю следует считать Первую мировую. То, что классического генерального сражения флотов, решающего исход борьбы на море, больше в мире не будет, стало очевидным по итогам знаменитой Ютландской битвы, когда в ограниченном по размеру районе (так сложилась обстановка) сошлись основные линейные силы двух флотов – английского и германского. Результат оказался ничтожным в сравнении с масштабом участвующих сил: несколько потопленных крупных кораблей с каждой стороны. Время классических сражений флотов, когда противники, выстроившись в линию друг напротив друга, в ходе артиллерийской дуэли (в ту пору еще говорили «состязания») решали, кто будет господином на море, прошло. А ведь именно для такого боя и создавались линкоры. Само название линкор – сокращение от линейный корабль, то есть предназначенный для артиллерийского боя в линии.

Кто на море главный

Однако альтернативы линкорам военные специалисты в межвоенный период не видели. Авиация в целом, палубная в особенности, была еще очень слаба и не рассматривалась как серьезный противник для свободно маневрирующего корабля. Поэтому линкоры как класс продолжали развиваться во всех наиболее развитых странах. Естественно, речь уже не шла о генеральном сражении и классическом линейном бое. Но линкор как наиболее мощный надводный корабль, определяющий исход любого по масштабу боя надводных сил, оставался главным во всех флотах. Удар британской палубной авиации по базе итальянского флота в Таранто, сражение в Коралловом море, потопление «Бисмарка» и другие баталии показали: появился иной главный игрок – его величество авианосец. И от линкоров сразу отвернулись. Придавать большое значение этим кораблям стало признаком дурного тона, ретроградством.

Между тем линкоры отошли на второй план только в части решения одной из задач флота – завоевания превосходства на море путем уничтожения сил флота противника, да и то не полностью. Десантные операции американского и британского флотов шли при активнейшем участии линейных сил, которые своей крупнокалиберной артиллерией крушили мощные фортификационные сооружения противника. И далеко не всегда заменой могла стать авиация – бомбы сопоставимого с линкоровскими снарядами веса поднимали только тяжелые бомбардировщики. Однако в точности они значительно уступали первоклассной артиллерии линейных кораблей. Авиация далеко не всегда могла «работать» и по метеоусловиям, а линкоры вели огонь в любую погоду.

Их роль осталась значимой в морских сражениях. Линкоры обеспечивали боевую устойчивость авианосных и иных корабельных соединений. Отсутствие такого крупного артиллерийского корабля иногда заканчивалось фатально даже для авианосцев. Так, в ходе попытки англичан отразить немецкое вторжение в Норвегию 8 июня 1940 года был потоплен огнем главного калибра «Шарнхорста» и «Гнейзенау» британский авианосец «Глориес», охраняемый двумя эсминцами. Сражение 25 октября 1944 года у острова Самар, где главные линейные силы японского флота вышли в район, в котором располагались прикрытые эсминцами авианосцы США, едва не закончилось гибелью большей их части. Лишь отсутствие на линейных кораблях японского флота фугасных снарядов для орудий главного калибра и ошибочные решения командующего адмирала Курита спасли американское соединение от полного уничтожения.

“ Вес 16 залпов линкора «Айова» соответствует суточной работе авиагруппы «Нимица» ”

Линкоры Второй мировой имели мощное вооружение ПВО – от 16 до 24 орудий универсального калибра (105–127 мм) и от 40–60 до 120–150 стволов МЗА (20–40 мм). Именно зенитная артиллерия в сочетании со средствами ПВО других крупных артиллерийских кораблей – крейсеров была главным средством отражения прорвавшихся сквозь истребительные заслоны вражеских бомбардировщиков и торпедоносцев. Эсминцы той поры имели несопоставимо менее мощное вооружение – от 4–8 до 12–18 орудий МЗА и существенного влияние на исход противовоздушного боя оказать не могли. В США эту роль линкоров очень хорошо понимали, поэтому основные оперативные авианосные соединения американского флота (38 и 58-е) включали в свой состав линкоры.

Тем не менее после окончания Второй мировой строительство линкоров прекратилось. Некоторым исключением стала консервативная Англия, которая после войны завершила постройку линкоров типа «Вэнгард». Однако эти корабли были выведены из состава британского флота к 1958 году и разделаны на металл. К 1961-му линкоров не осталось. Лишь Турция сохраняла в боевом составе флота линейный крейсер «Явуз», бывший «Гебен», постройки 1911 года без существенных модернизаций, впрочем он имел скорее музейное значение. Правда, США наиболее совершенные из линкоров (тип «Айова») сохранили, переведя в резерв.

Окончательный крест на судьбе линкоров поставили два обстоятельства: ядерное оружие, управляемые противокорабельные и зенитные ракеты. Первое сделало бессмысленным создание мощной конструктивной защиты корабля. Ракеты обесценили артиллерию крупного калибра. Не у дел остались все классы крупных артиллерийских кораблей. Вместе с линкорами уходили в прошлое и классические крейсеры. В США последними стали «Сейлем», в СССР – проект 68-бис («Свердлов»), законченные постройкой к началу 60-х. Хотя именно линкоры продемонстрировали исключительно высокую устойчивость к поражающим факторам ядерного взрыва. Так, «Пенсильвания» постройки времен Первой мировой удержалась на плаву, находясь всего в километре от эпицентра подводного ядерного взрыва на атолле Бикини. Да и боевые части ПКР в обычном снаряжении для линкоров были не настолько разрушительными, как для кораблей других классов, включая авианосцы.

Взвешиваем залпы

Между тем выяснилось, что завоевание господства на море – далеко не единственная задача флотов. За ними огневая поддержка приморского фланга армии, высадка морских десантов, нанесение ударов по военно-морским базам и иным важным объектам в прибрежной полосе. В США полагали решать эти задачи главными силами палубной авиации. В СССР делали ставку на морскую авиацию берегового базирования, действия которой на этом направлении по сути ничем не отличались от фронтовой и дальней. Однако ограничения, связанные с располагаемым летным ресурсом, возможностью действий по погодным условиям, точностью применяемого оружия, временем реакции и организацией взаимодействия с наземными силами заставили вернуться к крупным надводным артиллерийским кораблям. В СССР крейсеры проекта 68-бис оставались в составе флотов почти до начала 90-х. А США несколько раз вводили линкоры в боевой состав из резерва для действий в локальных войнах и вооруженных конфликтах. Эти корабли отметились во Вьетнаме. Разрушительная сила снарядов по 1200 килограммов весом поражала. Бронебойный пробивал до девяти метров бетонных перекрытий. А фугасный создавал воронку в плотном грунте глубиной шесть и диаметром 15 метров. При стрельбе по джунглям взрыв такого снаряда валил деревья в зоне до 180 метров, образуя площадку для посадки вертолетов. Американские линкоры участвовали и в других локальных войнах, в частности против Ирака в 1991 и 2003-м, обеспечивая высадку оперативного морского десанта.

Интересно сопоставить огневую производительность линкора типа «Айова» с возможностями авиакрыла «Нимица» («Битва авианосцев»). Последний несет 60 ударных F/A-18С. С учетом выделения ресурса самолетов на решение задач ПВО АУГ остается возможность двух ударов в сутки силами 40 палубников. Применяя бомбы свободного падения с нагрузкой по четыре тонны на штурмовик и сосредоточив половину ударной авиагруппы на задачах боевого обеспечения, авианосец способен обрушить на противника 160 тонн бомб. А один залп линкора весит около 10 тонн (9 снарядов по 1200 кг). Делая один выстрел в две минуты, он такую огневую задачу решит за полчаса. При этом цена двух налетов с авианосца более чем в 20 раз выше (и это без учета возможных потерь), чем 32 залпов линкора. Правда, и глубина воздействия несопоставимо больше – 800 километров против 42.

Не лучше дело с высокоточным оружием большой дальности при ударах по хорошо защищенным объектам. Это продемонстрировала сирийская ПВО, отражая удары американских и израильских ракет. А ведь каждый «Томагавк» стоит около двух миллионов долларов. Так что применение ВТО и авиации в современных условиях сопряжено со значительными материальными потерями. И на них приходится идти, если нет иного способа решить боевую задачу.

Однако есть задачи, выполнить которые применением такого оружия все равно, что забивать гвозди компьютером: дорого, а главное – неудобно. Речь идет о площадных целях – аэродромах, опорных пунктах обороны частей сухопутных войск, районах сосредоточения ударных группировок и резервов, расположения соединений и частей тылового обеспечения, представляющих собой множество объектов, относительно легко поражаемых, но распределенных на большой площади и часто способных маневрировать с различной интенсивностью. Размеры таких целей колеблются в больших пределах: от 1–1,5 квадратного километра, (ротный опорный пункт в обороне) до 10–20 (аэродром или батальон в районе сосредоточения).

Для подавления роты в обороне потребуется выделение до двух звеньев ударных самолетов, что составляет 10 процентов суточного ресурса авиакрыла. Подавление батальона в районе сосредоточения потребует привлечения 20–30 машин или 50–70 процентов суточного ресурса палубной авиации. И надо иметь в виду, что будут потери самолетов. Расход КРМБ и КРВБ для поражения подобных целей огромен. Об этом можно судить по Сирии – по аэродрому Шайрат американцы выпустили 59 «Томагавков» стоимостью порядка 120 миллионов долларов («Бородатые «Томагавки»). Линкор «Айова» такие огневые задачи решает с расходом боекомплекта главного калибра два-три и 10–15 процентов соответственно.

Что мы имеем сегодня в российском ВМФ? Самый крупный калибр корабельной артиллерии – 130 миллиметров на эсминцах проекта 956. Вес снаряда – около 30 килограммов при дальности стрельбы до 30 километров. Этим оружием самый мощный в артиллерийском отношении российский корабль способен в лучшем случае решить задачу подавления двух ротных опорных пунктов на глубину тактической противодесантной обороны от уреза воды. Это прямо вытекает из сопоставления площади зоны поражения 130-мм фугасного снаряда, боекомплекта эсминца и размеров ротного опорного пункта американской или иной иностранной армии. Такой снаряд не может поразить фортификационные сооружения из толстого железобетона и иные сильно защищенные объекты, в частности танки. Стало быть, необходимо говорить о том, что наш флот (как, впрочем, и любой другой, за исключением США, которые сохраняют свои линкоры как музеи, но готовые в любой момент вернуться в строй) не имеет кораблей, способных оказать действенную огневую поддержку приморскому флангу армии или десанту при высадке, тем более осуществлять сопровождение последнего в оперативной глубине. А необходимость в этом есть.

115 лет назад началась Русско-японская война 1904-1905 гг. Война, оставшаяся в тени последующих переломных в истории России событий, - нескольких революций, Первой мировой войны и войны Гражданской. Катаклизмы ХХ столетия привели к тому, что память об участниках войны на Дальнем Востоке стала активно восстанавливаться только в наши дни.

1126 павших

Всего тогда погибли и умерли 52,5 тысячи русских солдат и офицеров. Среди них более тысячи ста офицеров армии и Отдельного корпуса пограничной стражи. На протяжении целого столетия имена многих из них оставались забытыми. И только в 2018 году, наконец, удалось увековечить память практически всех офицеров, павших на Русско-японской войне в биографическом справочнике, а, по сути, в полноценной Книге Памяти 1 . Историки, краеведы, генеалоги, потомки участников тех событий получили уникальное справочное издание, меняющее представления о событиях того конфликта.

Произошло это благодаря кропотливой работе специалистов Российского государственного военно-исторического архива (РГВИА) - главного хранилища документов по истории Русской императорской армии. Ведущая роль в проекте принадлежит исследователю истории Русско-японской войны и героической обороны Порт-Артура, автору "Родины" Дмитрию Николаеву. Работа потребовала больших усилий и растянулась на несколько лет, причем в подготовке книги приняли участие даже потомки офицеров.

Это не просто новое, общественно значимое справочное издание. Это настоящая книга судеб целого поколения носивших погоны образованных людей начала прошлого столетия. Всего в справочнике приведены биографии 1126 офицеров.

Архивные поиски

Идентификация офицеров напоминала детективное расследование. После войны в 1907-1909 гг. на страницах журнала "Военный сборник" публиковались списки погибших, но они содержали множество неточностей, вплоть до того, что некоторые из упомянутых оказались живы, а у других были искажены имена. Еще одну сложность представляло установление личных данных некоторых офицеров. Как правило, в документах того времени указывались лишь чин офицера и фамилия, что при наличии однофамильцев вело к ошибкам. Составители справочника сумели исправить неточности, подготовили полные биографические справки на каждого, а, кроме того, обнаружили 47 ранее неизвестных офицеров. Немаловажно и то, что более пятисот биографий павших офицеров снабжены портретами, что позволяет представить образы погибших участников войны. Часть портретов ранее не была известна даже специалистам, эти изображения удалось обнаружить в фондах РГВИА и в семейных архивах потомков. К сожалению, в справочник не вошли сведения об офицерах флота (таковых в Русско-японскую войну погибло и умерло 284 человека 2).

Показателем востребованности книги стало то, что после ее выхода составители начали получать отклики потомков и различные дополнения, в том числе более трех десятков новых портретов. Сбор и систематизация сведений продолжаются.

Смерть выбирала молодых

Офицеры на той неудачной для нас войне проявили настоящую жертвенность. После выхода справочника появились точные цифры, ярче всего свидетельствующие об этом. Всего в войне приняли участие не более 10 000 офицеров, следовательно, погибли 11,2% из них. Общие же потери сухопутных сил составили 5,9% от участвовавших в боевых действиях 3 .

Тщательный анализ, который провели авторы справочника, позволил составить коллективный портрет погибших офицеров. В значительной степени это были люди дворянского происхождения или дети обер-офицеров, не имевших прав потомственного дворянства. Около половины были холостяками. Подавляющее большинство служило в пехоте (85,8%), меньшая часть погибших - артиллеристы и представители казачьих и иррегулярных частей.

Появилась возможность оценить, как же распределялись потери. Погибли в боях 725 офицеров, умерли от ран 286, пропали без вести 115. Чаще всего смерть находила самых молодых - обер-офицеров. Именно они обычно оказывались на передовой. Средний возраст погибших 33,4 года. Самым молодым - 19, самым пожилым - 57-58 лет. В списках погибших есть и семь генералов, но только шесть из них погибли от рук японцев. Одного из генералов, инспектора госпиталей 3й Маньчжурской армии В.М. Тимофеева, жестоко убили собственные солдаты (ранен двумя пулями и штыком), когда при отступлении от Мукдена он пытался остановить разграбление армейских складов 4 . Самым кровопролитным сражением войны стало Мукденское, которое унесло жизни практически трети офицеров. Почти столько же погибло в боях на реке Шахэ.

"Моя рука нанесла ему смертельный удар..."

За каждой цифрой - человеческая судьба, принятое или непринятое решение, а нередко - подвиг, самопожертвование.

Сотник 2го Читинского полка Забайкальского казачьего войска Александр Александрович Зиновьев, 24 года, сын петербургского губернатора, выпускник Пажеского корпуса, офицер гвардейской кавалерии, добровольцем пошел на войну в обычный казачий полк. Убит 10 мая 1904 г. в стычке с японцами. Как вспоминал очевидец, "сотник Зиновьев задался целью во что бы то ни стало разведать главные силы японцев под Фынхуанченом, и есть два его донесения, показывающие, что, действительно, ему удалось заглянуть дальше сторожевого охранения. Разъезд был дважды обстрелян; тогда офицер пошел пешком с двумя казаками, приказав остальным рассеяться и собраться вне сферы [огня] противника; сам он все-таки прорвался через линию охранения, но затем был окружен со всех сторон... японцы устроили на него облаву... Зиновьев был обнаружен, отстреливался из револьвера и был убит... разъезд уцелел благодаря заботливости его начальника; рискуя собой, он не хотел напрасно терять меньшую братию... Слава и вечная память настоящему герою! Как сейчас вижу перед собой его благородное лицо... Для этого человека не было компромиссов; начальство приказало разведать, и он мог только или исполнить, или погибнуть" 5 .

О Зиновьеве вспоминал и его однокашник Б.А. Энгельгардт: "Молодой конногвардеец с серьезным бледным лицом. Он тоже отправится на войну в Маньчжурию добровольцем и наденет забайкальский чекмень 6 .

Пойдет в разведку и... не вернется.

Это была своеобразная и трогательная история.

Казаки, бывшие с ним, рассказывали, что сотник поднялся один на сопку, там раздались выстрелы, они не знают, что с ним случилось...

Его родители всеми силами старались собрать сведения о его судьбе, обращались в различные посольства, к православному духовенству в Японии, в Международный Красный Крест...

Неожиданно пришла посылка: ящичек из черного дерева японской работы, а в нем свиток-письмо от японского солдата Миномидани Сатаро: "Ваш сын умер смертью героя - нас было много, он был один и не захотел сдаваться.

Моя рука нанесла ему смертельный удар, но я имел честь быть раненным рукой героя..."

Одновременно пришло письмо от родителей Сатаро. Они тоже писали о доблестной смерти русского воина, выражая уверенность, что его душа, душа героя, обрела на небе заслуженный покой и счастье. Они прислали роскошный, шитый золотом покров, который японцы по обычаю кладут на алтарь, молясь за души убитых на войне.

Наконец, через некоторое время пришла фотография могилы, обнесенной оградой, в горах Маньчжурии и сообщение, что могила находится под покровительством императора и осквернение ее карается смертной казнью" 7 . Тело героя было перевезено в Россию и похоронено в имении в селе Копорье Санкт-Петербургской губернии.

Российский излом начала прошлого века не пощадил эту семью. Младший брат героя, Георгий, погиб в бою под Каушеном в самом начале Первой мировой. Отец и четверо других братьев эмигрировали из России после Гражданской войны. Еще один из братьев покончил с собой.

С револьвером в одной руке и с камнем - в другой

Поразительны обстоятельства гибели штабс-капитана 34го Восточно-Сибирского стрелкового полка Александра Алексеевича Самойлова, отца двоих детей, убитого 18 августа 1904 г. под Ляояном. Рота Самойлова не получила приказ об отступлении, батальон же, в который она входила, отошел. Стрелки оказались в окружении. Самойлов "будучи уже с утра ранен в ногу и в челюсть, не покинул своего поста, не покинул своей роты, остатки которой, в числе 20 человек, оставались в своих окопах, не зная, что окружены неприятелем. Увидя себя отрезанным, шт[абс]-кап[итан] Самойлов приказал своим стрелкам идти за ним - ударить на неприятеля в штыки, и 20 русских стрелков, имея впереди себя дважды раненного офицера, пошли в штыки на сотенные массы врага. Шт[абс]-кап[итан] Самойлов первым выскочил из окопа и бросился вперед с револьвером в одной руке и [с] камнем - в другой, стрелки кинулись за ним, тотчас шт[абс]-кап[итан] Самойлов упал, потом схватился, поднялся, выхватил шашку и опять упал и мертвым покатился в окоп. Японцы, не ожидавшие присутствия в окопах наших стрелков, лежали за бруствером окопа 12-й роты и стреляли по отходившим за гребень остаткам 3-го батальона 34-го В[осточно]-С[ибирского] стр[елкового] полка, поэтому, когда против них вышла горсть наших солдат, сначала крайние попятились, но волна подошедшей пехоты поглотила кучку наших храбрецов" 8 .

Герои забытой войны, благодаря этой удивительной и очень нужной книге, обретают свое место в нашей памяти.

1. Офицеры русской армии, погибшие в войне с Японией 1904-1905 гг. Биографический справочник. Сост. Д.К. Николаев, О.В. Чистяков, М.В. Абашина, Н.Г. Захарова, С.А. Харитонов. М.: Старая Басманная, 2018. 772 с.: табл., ил.
2. Назаренко К.Б. Закат царского флота. Морские офицеры Первой мировой войны. М., 2018. С. 266.
3. Офицеры русской армии. С. 17.
4. Там же. С. 21.
5. Там же. С. 231.
6. Чекмень - мундир казачьего офицера.
7. Энгельгардт Б.А. Воспоминания камер-пажа / публ. В.А. Авдеева // Военно-исторический журнал. 1993. N 12. С. 57.
8. Офицеры русской армии. С. 554.

«Я умру на палубе «Нагато», и к этому времени Токио будет разбомблен 3 раза»
- адмирал Исороку Ямамото


Поражение Японии во Второй мировой войне представляется настолько закономерным, что здесь не может быть каких-либо вариантов и разночтений. Тотальное превосходство США в природных, людских и промышленных ресурсах, помноженное на могучую экономику и высокий уровень развития науки - в таких условиях, победа Америки в войне становилась лишь вопросом времени.

Если с общими причинами поражения Японской империи все предельно очевидно, то неподдельный интерес представляет чисто техническая сторона морских боёв на Тихом океане: Императорский флот Японии, некогда один мощнейших флотов в мире, погибал под ударами численно превосходящих сил противника. Погибал в страшной агонии, страданиях и муках. Корежилась броня, и вылетали заклёпки, лопалась обшивка, и потоки хлынувшей воды сталкивались в ревущем водовороте на палубах обреченного корабля. Японский флот уходил в бессмертие.

Тем не менее, перед своей трагической гибелью, японские моряки отметились рядом ярких побед. «Второй Перл-Харбор» у острова Саво, погром в Яванском море, дерзкий рейд авианосцев в Индийский океан…

Что касается знаменитого нападения на ВМБ Перл-Харбор, то роль данной операции в значительной мере преувеличена американской пропагандой: руководству США потребовалось сплотить нацию перед лицом врага. В отличие от Советского Союза, где каждый ребенок понимал, что страшная война идет на территории его собственной страны, Соединенным Штатам предстояло вести морскую войну на чужих берегах. Вот здесь и пригодилась сказка об «ужасном нападении» на американскую военную базу.


Мемориал на корпусом погибшей "Аризоны" (линкор был спущен на воду в 1915 году)


В реальности Перл-Харбор стал чистым провалом японской палубной авиации – весь «успех» заключался в потоплении четырех дряхлых линкоров времен Первой мировой (два из которых были подняты и восстановлены к 1944 году). Пятый поврежденный линкор – «Невада» был снят с мели и возвращен в строй уже к лету 1942 года. Всего в результате японского налета были потоплены или повреждены 18 кораблей ВМС США, при этом, значительная часть «пострадавших» отделалась лишь косметическими дефектами.

В то же время, ни одна бомба не упала на:

Электростанцию, судоремонтные предприятия, портовые краны и механические мастерские. Это позволило янки начать восстановительные работы уже через час после окончания налета.

Гигантский сухой док 10/10 для ремонта линкоров и авианосцев. Непростительная ошибка японской палубной авиации станет роковой во всех последующих сражениях на Тихом океане: с помощью своего супердока американцы будут в считанные дни восстанавливать поврежденные корабли.

4 500 000 баррелей нефти! Ёмкость резервуаров заправочного пункта ВМС США в Перл-Харборе на тот момент превышала все топливные запасы Императорского флота Японии.

Топливо, госпитали, причалы, хранилища боеприпасов – японские летчики «подарили» ВМС США всю инфраструктуру базы!

Существует легенда об отсутствие в Перл-Харборе в день нападения двух авианосцев ВМС США: дескать, если бы японцы потопили «Лексингтон» и «Энтерпрайз», исход войны мог быть иной. Это абсолютное заблуждение: за годы войны промышленность США сдала флоту 31 авианосец (многим из которых даже не пришлось участвовать в боях). Уничтожь японцы все авианосцы, линкоры и крейсера в Жемчужной гавани, вместе с Перл-Харбором и Гавайскими островами – исход войны был бы прежним.

Следует отдельно остановиться на фигуре «архитектора Перл-Харбора» - японском адмирале Исороку Ямамото. Спору нет, это был честный военный и грамотный стратег, не раз предупреждавший руководство Японии о бесперспективности и губительных последствиях грядущей войны с США. Адмирал утверждал, что даже при самом благоприятном развитии событий, Императорский флот Японии продержится не более года – далее последует неминуемый разгром и гибель Японской Империи. Адмирал Ямамото остался верен своему долгу – если Японии суждено погибнуть в неравном бою, он сделает все, чтобы память об этой войне и подвигах японских моряков навечно вошли в .

Японские авианосцы на пути к Гавайям. На переднем плане - "Дзйкаку". Впереди - "Кага"


Некоторые источники называют Ямамото одним из самых выдающихся флотоводцев – вокруг фигуры адмирала сформировался образ «восточного мудреца», чьи решения и поступки преисполнены гениальности и «непостижимой вечной истины». Увы, реальные события показали обратное – адмирал Ямамото оказался совершенно бездарен в тактических вопросах управления флотом.

Единственная спланированная адмиралом успешная операция – нападение на Перл-Харбор – продемонстрировала полное отсутствие логики при выборе целей и отвратительную координацию действий японской авиации. Ямамото планировал «оглушающий удар». Но почему оказались нетронутыми топливохранилище и инфраструктура базы? – важнейшие объекты, уничтожение которых могло действительно затруднить действия ВМС США.

«Они не держат удар»

Как и предрекал адмирал Ямамото, японская военная машина неудержимо двигалась вперед в течение полугода, яркие вспышки побед одна за другой освещали Тихоокенский ТВД. Проблемы начались позже – непрерывное усиление ВМС США замедлило темпы японского наступления. Летом 1942 года ситуация едва не вышла из-под контроля – тактика адмирала Ямамото с дроблением сил и выделением «ударных» и «противокорабельных» групп палубной авиации привела к катастрофе при Мидуэе.

Но настоящий кошмар начался в 1943 году – японский флот терпел поражения одно за другим, все острее сказывался дефицит кораблей, самолетов и топлива. Дала о себе знать научно-техническая отсталость Японии – при попытке прорваться к эскадрам ВМС США, японские самолеты осыпались с небес, словно лепестки вишни. В это же время, американцы уверенно летали над самыми мачтами японских кораблей. Не хватало радаров и гидроакустических станций – все чаще японские корабли становились жертвами американских подлодок.

Трещал по швам японский оборонительный периметр – колоссальные резервы позволяли американцам высаживать десанты одновременно в разных регионах Тихого океана. А тем временем … на просторах Тихоокеанского ТВД появлялись все новые и новые корабли – промышленность США ежедневно сдавала флоту по паре новых боевых единиц (эсминцев, крейсеров, подлодок или авианосцев).

Открылась безобразная правда об Императорском флоте Японии: ставка адмирала Ямамото на авианосный флот потерпела крах! В условиях тотального превосходства противника, японские авианосцы гибли, едва достигнув зоны боевых действий.

Японская палубная авиация добивалась заметных успехов в набеговых операциях - рейд на Цейлон или Перл-Харбор (если не принимать во внимание упущенные возможности). Фактор неожиданности и большой боевой радиус действия авиации позволяли избежать ответного огня и вернуться на базу после успешного выполнения задания.

Японцы имели равные шансы на победу в эскадренных с ВМС США (Сражение в Коралловом море, Мидуэй, Санта-Крус). Здесь все решало качество подготовки летчиков, экипажей кораблей и, самое главное, Его Величество Случай.

Но в условиях численного превосходства противника (т.е. когда вероятность попасть под ответный огонь была равна 100%) японский авианосный флот не имел даже призрачной надежды на сколь-нибудь благоприятный исход ситуации. Принцип «побеждать не числом, а умением» оказался бесполезен – любой огневой контакт заканчивался скорой и неминуемой смертью авианосного корабля.

Оказалось, что некогда грозные авианосцы совершенно «не держат удар» и топятся, как щенки, даже при слабом воздействии огня противника. Порой, для потопления авианосца было достаточно нескольких попаданий обычных авиабомб. Это был смертельный приговор Императорскому флоту – авианосцы и палубная авиация оказались крайне неэффективны в оборонительной войне.

Об отвратительной живучести авианосцев лучше всего поведало сражение при атолле Мидуэй: прорвавшаяся группа из 30 пикирующих бомбардировщиков «Донтлесс» под командованием капитана Мак-Класки буквально за минуту сожгла два японских ударных авианосца «Акаги» и «Кага» (выгоревшие насквозь коробки корпусов затонули к вечеру). Аналогичная участь постигла в тот же день авианосцы «Сорю» и «Хирю».


Американский ударный авианосец "Беллоу Вуд" после атаки камикадзе


Все познаётся в сравнении: в октябре 1944 года японская эскадра из 12 линкоров и крейсеров шла несколько часов под непрерывными атаками более чем 500 американских палубных самолетов. Без какого либо воздушного прикрытия и с примитивными системами ПВО. Результатом стала лишь гибель крейсера «Судзуя» и тяжелые повреждения пары других кораблей. Остальная часть эскадры адмирала Такэо Куриты благополучно покинула зону действия американской авиации и вернулась в Японию.

Даже страшно представить, что бы случилось, будь на месте линкоров «Ямато» и «Нагато» крупные авианосцы – град мелкокалиберных бомб вызвал бы неконтролируемые пожары на полетной и ангарной палубах, а затем скорую гибель кораблей от внутренних взрывов.


Причина плохого состояния надстроек "Нагато" - ядерный взрыв мощностью 23 кт.
Старый японский линкор оказался сильнее ядерного огня!


Эскадра адмирала Куриты счастливо избежала гибели. А в это время на просторах Тихого океана происходила настоящая бойня:

19 июня 1944 года был потоплен тяжелый авианосец «Тайхо». Единственное попадание торпеды с подлодки «Альбакор» не причинило значительных повреждений, но вызвало разгерметизацию топливной магистрали. Мелкая незаметная проблема обернулась катастрофой – через 6,5 часов после торпедной атаки «Тайхо» был разорван в клочья взрывом паров бензина (1650 погибших моряков).
Фокус заключался в том, что новенький авианосец «Тайхо» был уничтожен в своем первом боевом походе, всего через три месяца после спуска на воду.

Через сутки, 20 июня 1944 года, при аналогичных обстоятельствах погиб ударный авианосец «Хийо». С той лишь разницей, что роковую торпеду сбросил палубный самолет.

Фантастическое потопление суперавианосца «Синано» спустя 17 часов после своего первого выхода в море – всего лишь обычный курьез в истории морских сражений. Корабль был не достроен, переборки не герметизированы, а экипаж не обучен. Впрочем, в каждой шутке есть доля шутки – очевидцы докладывали, что одно из торпедных попаданий пришлось точно в район цистерн авиатоплива. Возможно, экипажу авианосца крепко повезло - в момент потопления «Синано» шел порожняком.


Кажется, у авианосца "Секаку" проблемы с полетной палубой


Впрочем, авианосцы выходили из строя и по менее значимым причинам. В ходе сражения в Коралловом море три авиабомбы надолго вывели из игры тяжелый авианосец «Сёкаку».

Песнь о быстрой гибели японских авианосцев была бы не полной без упоминания их противников. Американцы столкнулись с одинаковой проблемой – малейшее воздействие огня противника вызывало страшные пожары на борту авианосных кораблей.

В октябре 1944 года всего от попадания двух 250-кг авиабомб полностью сгорел легкий авианосец «Принстон».

В марте 1945 года был тяжело поврежден авианосец «Франклин» - в корабль попало всего две 250-кг авиабомбы, что стало причиной одной из самых крупных по количеству жертв трагедий ВМС США. Бомбы упали в центре полетной палубы – пожар мгновенно охватил 50 полностью заправленных и готовых к вылету самолетов. Результат: 807 погибших, полностью уничтоженное авиакрыло, неконтролируемые пожары на всех палубах корабля, потеря хода, 13-градусный крен на левый борт и готовность к затоплению авианосца.
«Франклин» спасли лишь благодаря отсутствию поблизости основных сил противника – в реальном бою корабль был бы непременно затоплен.


Авианосец "Франклин" еще не решил - остаться ему на плаву или затонуть
Выжившие пакуют чемоданы и готовятся к эвакуации


Камикадзе достали авианосец "Интерпид"


Пожар на авианосеце "Сент-Ло" в результате атаки камикадзе (корабль погибнет)

Но настоящее безумие началось с появлением японских камикадзе. Падающие с неба «живые бомбы» не могли повредить подводную часть корпуса, но последствия их падения на уставленную самолетами полетную палубу были просто ужасны.

Хрестоматийным стал случай на ударном авианосце «Банкер Хилл»: 11 мая 1945 года корабль был атакован двумя камикадзе близ берегов Окинавы. В страшном пожаре «Банкер Хилл» потерял все своё авиакрыло и более 400 человек экипажа.

Из всех этих историй следует вполне очевидный вывод:

Императорский флот Японии был обречен – постройка тяжелого крейсера или линкора вместо авианосца «Тайхо» не имела бы никакого значения. Противник имел 10-кратный численный перевес, вкупе с подавляющим техническим превосходством. Война была проиграна уже в тот час, когда японские самолеты нанесли удар по Перл-Харбору.

Тем не менее, можно предположить, что имея высокозащищенные артиллерийские корабли вместо авианосцев, Императорский флот, в той ситуации, в которой он оказался к концу войны, мог продлить свою агонию и причинить дополнительный ущерб противнику. Американский флот с легкостью громил японские авианосные группировки, но всякий раз, при встрече с тяжелым японским крейсером или линкором, ВМС США приходилось изрядно «повозиться».

Ставка адмирала Ямамото на авианосные корабли оказалась губительной. Но почему же японцы продолжали строить авианосцы до самого конца войны (даже перестроили последний линкор типа «Ямато» в авианосец «Синано»)? Ответ прост: умирающая промышленность Японии не могла построить ничего сложнее авианосца. Прозвучит невероятно, но 70 лет назад авианосец конструктивно был довольно прост и дешев, гораздо проще, чем крейсер или линкор. Никаких электромагнитных суперкатапульт или ядерных реакторов. Простейшая стальная коробка для обслуживания таких же маленьких и простых самолетов.

Правда, авианосное корыто потонет даже от бомб мелкого калибра, но экипаж авианосца надеется, что им придется воевать только против заведомо слабого и неподготовленного противника. Иначе – манёр «оверкиль».

Эпилог

Низкая живучесть заложена в самой идее авианосца. Авиации нужен ПРОСТОР – вместо этого её загоняют на тесные палубы качающегося корабля и заставляют проводить взлетно-посадочные операции при длине ВПП в три раза короче потребной. Плотная компоновка и скученность авиатехники неизбежно служит источником повышенной аварийности авианосца, а общий недостаток защищенности и постоянная работа с легковоспламенимыми веществами приводят к закономерному результату – авианосцу противопоказан серьезный морской бой.

8-часовой пожар на борту авианосца «Орискани» (1966 год). Взрыв магниевой сигнальной ракеты (!) привел к объёмному пожару в ангаре, с гибелью всей находящийся в нем авиатехники и 44 моряков из экипажа корабля.

Страшный пожар на авианосце «Форрестол» (1967 год), ставший самой крупной трагедий по числу жертв в послевоенной истории ВМС США (134 погибших моряка).

Повторение аналогичных событий на борту авианосца «Энтерпрайз» (1969 год).

Были экстренно приняты меры по повышению живучести авианосных кораблей, появилось автоматические системы орошения палуб и пр. спецоборудование. Казалось бы, все беды позади.

Но … 1981 год, неудачная посадка самолета РЭБ EA-6B «Праулер». На полетной палубе атомного авианосца «Нимиц» гремят взрывы, языки пламени поднимаются выше надстройки корабля. 14 жертв, 48 раненых. В огне, помимо самого «Праулера» и его экипажа, сгорели три перехватчика F-14 «Томкэт». Серьезно повреждены десять штурмовиков «Корсар II» и «Интрудер», два F-14, три противолодочных самолета «Викинг» и вертолет «Си Кинг». «Нимиц» в один момент лишился трети своего авиакрыла.


Аналогичный случай на авианосце "Мидуэй"


Неискоренимая проблема с безопасностью и живучестью будет преследовать авианосцы до тех пор, пока существует цирк под названием «палубная авиация».

Цусимское сражение

ТВД Тихий океан
Место остров Цусима, Восточно-Китайское море
Период Русско-японская война
Характер сражения Генеральное сражение

Противники

Командующие силами сторон

Силы сторон

Цусимское сражение (яп. 対馬海戦 ) - крупнейшее в эпохе додредноутного броненосного флота сражение, произошедшее 27-28 мая 1905 г. Сражение закончилось полным разгромом 2-ой эскадры Тихоокеанского флота под командованием З. П. Рожественского силами Объединённого флота Японии под командованием адмирала Х. Того . Итоги сражения окончательно предопределили победу Японии в русско-японской войне , а также значительно повлияли на развитие мирового военного кораблестроения.

Общие данные

Внезапное начало русско-японской войны ночной атакой кораблей 1-ой Тихоокеанской эскадры дало японцам возможность заполучить стратегическую инициативу и превосходство над русскими морскими и сухопутными силами . Чтобы усилить российский флот и затем завоевать господство на море, командование приняло решение сформировать 2-ю и 3-ю Тихоокеанские эскадры.

Подготовка 2-ой ТОЭ затянулась с апреля по сентябрь 1904 г. ввиду различных сложностей, связанных со снабжением, ремонтом, достройкой и вводом в строй новых кораблей программы 1898 г. К концу сентября всё же укомплектованная эскадра сосредоточилась в районе Либавы, заправившись углём, водой и провизией, после чего 2 октября начала переход во Владивосток. Совершив беспримерный переход в 18 тыс. миль, потребовавший многих усилий, эскадра Рожественского в ночь на 14 мая вошла в Корейский пролив.

Характеристики участвующих сторон

Российская сторона

Состав

Военно-морской план действий

З. П. Рожественский поставил эскадре задачу достичь Владивостока посредством прорыва хотя бы части эскадры (это противоречило директиве Николая II, требовавшей «завладеть Японским морем»), почему и выбрал кратчайший путь, пролегавший через Корейский пролив . Вице-адмирал не мог рассчитывать на сколь-нибудь существенную помощь со стороны владивостокской эскадры , а также отказался от проведения разведки. При этом русский командующий не разработал детальный план боя, дав лишь несколько общих указаний отдельным кораблям.Тоесть эскадра должна была обойти Японию и не вступать в бой до прихода во Владивосток.А завладеть Японским морем должна была путем борьбы на коммуникациях уничтожая транспорты.Чего адмирал Рожественский не выполнил и обрек эскадру на гибель.Можно сказать саботировал переход и просто подарил эскадру врагу.

Командующий русским флотом вице-адмирал Зиновий Рожественский критикуется историками за то, что он придерживался в бою против японцев оборонительной тактики. Начиная с отплытия из Балтики, он очень мало уделил времени подготовке экипажа, в частности артиллеристов, и единственный серьезный маневр был совершен лишь накануне сражения. Создается устойчивое впечатление, что он не доверял своим подчиненным и не сообщал им о своих планах сражения, а сам во время боя собирался руководить кораблями со своего флагмана «Суворов» .

Японская сторона

Состав

Военно-морской план действий

Главная цель адмирала Х. Того - уничтожить русскую эскадру. Он, зная о пассивной тактике русских, следующих в кильватерных колоннах , решил действовать небольшими манёвренными соединениями (4-6 кораблей), которые бы, пользуясь своей скоростью, атаковали русскую кильватерную колонну с выгодных курсовых углов . Первоочередные цели этих соединений - головные и концевые корабли колонны. Уверенность японскому адмиралу прибавили данные разведки, благодаря чему он знал, где, в каком составе и как движется русская эскадра.

Ход сражения

Время Событие
В ночь на 14 (27) мая 1905 г. русская эскадра подходила к Цусимскому проливу. Она двигалась 5-узловой скоростью тремя колоннами, соблюдая светомаскировку. Впереди в строю клина шёл разведочный отряд. Главные силы шли в двух кильватерных колоннах: слева 3-й броненосный отряд и в кильватер ему отряд крейсеров, справа - 1-й и 2-й броненосные отряды.
04 ч. 45 мин. Адмирал Того, находящийся на борту IJN Mikasa , получает радиограмму от разведчика вспомогательного крейсера IJN Shinano Maru , содержащую информацию о местонахождении и примерном курсе русской эскадры.
06 ч. 15 мин. Адмирал Того во главе Объединённого флота выходит из Мозампо на встречу эскадре З. П. Рожественского, вошедшей в восточную часть Цусимского пролива
07 ч. 14 мин. Русская эскадра замечает японский крейсер 3 класса IJN Izumi . Становится понятно, что русское соединение обнаружено, но Рожественский не отменяет своего приказа и сохраняет радиомолчание.
ок. 11 ч. К русской эскадре, выполнявшей перестроение в боевой порядок, с левого борта на 40 кб приблизился отряд японских крейсеров (IJN Kasagi , IJN Chitose , IJN Otowa , IJN Niitaka ), были обстреляны «Ослябей», «Князем Суворовым» и броненосцами III отряда и поспешно отошли. По приказу Рожественского «не бросать снарядов» безрезультатная стрельба была прекращена.
12 ч. 00 мин. - 12 ч. 20 мин. 2-я ТОЭ меняет свой курс на Владивосток и сохраняет 9-узловую скорость. Японские крейсера-разведчики вновь обнаружены, что заставляет Рожественского отменить начатый манёвр построения фронта из 12 броненосцев.
13 ч. 15 мин. «Сисой Великий» сигналом докладывает об обнаружении главных сил японского флота, пересекающих курс эскадры справа налево.
13 ч. 40 мин. Японские корабли пересекли курс русской эскадры и начали разворот на параллельный ей курс, чтобы не расходиться контркурсами (и избежать кратковременного боя).
Дневной бой 14 мая
13 ч. 49 мин. «Князь Суворов» сделал первые выстрелы по IJN Mikasa с дистанции 32 кб. За ним по японскому флагману открыли огонь «Александр III», «Бородино», «Орёл», «Ослябя» , возможно, «Наварин». Сисой Великий и все три броненосца береговой обороны ведут стрельбу по «Ниссину» и «Касуге», спустя 5-10 мин. открыли огонь и «Николай I» и «Адмирал Нахимов».
13 ч. 51 мин. Первый выстрел с IJN Mikasa , после чего стрельбу начинают остальные японские корабли: IJN Mikasa , IJN Asahi , IJN Azuma - по «Суворову»; IJN Fuji , IJN Shikishima и большинство броненосных крейсеров - по «Ослябе»; IJN Iwate и IJN Asama - по «Николаю I».
ок. 14 ч. Флагман Того IJN Mikasa выходит из-под огня «Бородино», «Орла» и «Ослябя», получив за первые 17 мин. боя 19 попаданий (из них пять - 12-дюймовыми снарядами). С 14 ч. по нему вели огонь не более двенадцати крупнокалиберных орудий. Несмотря на затопление угольной ямы в результате пробития каземата №1, вывести корабль из строя не удалось.
14 ч. 09 мин. В результате артиллерийской стрельбы русских серьёзно пострадал лишь IJN Asama , который на 40 мин. вышел из боя.
ок. 14 ч. 25 мин. «Ослябя», с первых минут боя получивший серьёзные повреждения (уничтожена носовая башня, оторвалась 178-мм бронеплита главного пояса, в носовой части левого борта по ватерлинии образовалась пробоина, вызвавшая затопление), и объятый пожарами «Князь Суворов» вышли из строя. Это привело к потере боевого управления главными силами эскадры.
14 ч. 48 мин. Японские корабли поворотом «все вдруг» перестроились и начали обстреливать «Бородино».
ок. 14 ч. 50 мин. «Ослябя» перевернулся и начал уходить под воду.
15 ч. 00 мин. «Сисой Великий» и «Наварин» получили пробоины вблизи ватерлинии, на последнем корабле смертельно ранен командир.
15 ч. 40 мин. Начало боя между русскими силами во главе с «Бородино» и японцами на дистанциях 30-35 кб, длившийся около 35 мин. В результате все башни «Князя Суворова» выведены из строя, тяжёлое ранение получил командир «Бородино», на «Сисое Великом» начался пожар, из-за чего корабль временно вышел из строя. «Александр III» получил тяжёлые повреждения. От стрельбы русских кораблей тяжёлые повреждения получили IJN Mikasa и IJN Nisshin .
17 ч. 30 мин. Миноносцем «Буйный» сняты с полностью вышедшего из строя «Суворова» оставшиеся в живых офицеры штаба и раненый в голову адмирал З. П. Рожественский.
17 ч. 40 мин. Русская эскадра во главе с «Бородино» была обстреляна нагнавшим её отрядом адмирала Того, что привело к растягиванию строя русских и отставанию от колонны «Александра III».
18 ч. 50 мин. «Александр III», будучи обстрелянным крейсерами Х. Камимуры с дистанции около 45 кб, потерял остойчивость, перевернулся на правый борт и вскоре затонул.
19 ч. 00 мин. Раненый Рожественский формально передал командование эскадрой Н. И. Небогатову с приказанием идти во Владивосток.
19 ч. 10 мин. «Бородино», возможно, в результате попаданий 12-дюймовых снарядов с IJN Fuji , приведших к взрыву боезапаса, перевернулся на правый борт и затонул.
19 ч. 29 мин. «Князь Суворов» был окончательно потоплен в результате четырёх попаданий торпед, выпущенных в упор японскими миноносцами.
ок. 20 ч. Н. И. Небогатов, выполняя последний приказ командующего, взял курс на Владивосток, увеличив скорость до 12 узлов.
В результате дневного боя были потоплены четыре из пяти лучших русских броненосцев; «Орёл», «Сисой Великий», «Адмирал Ушаков» получили серьёзные повреждения, отразившиеся на их боеспособности. Японцы одержали победу в этом бою во многом благодаря своей тактике: общей и применения артиллерии (концентрация огня на головных кораблях русской эскадры, высокая точность стрельбы).
Бой в ночь с 14 на 15 мая
Ночью эскадра Небогатова подверглась атакам японских миноносцев, от которых в основном пострадали уже повреждённые корабли. В целом, русские корабли успешно отразили минные атаки (возможно, из-за неприменения прожекторов и отличительных огней). От огня русских кораблей погибли два японских миноносца (№№34, 35), ещё 4 корабля серьёзно повреждены.
ок. 21 ч. Крейсер «Адмирал Нахимов», обнаружив себя после включения боевого освещения, получил минную пробоину в носовой угольной яме.
ок. 22 ч. Мина Уайтхеда , выпущенная с японского миноносца, попала в корму «Наварина», в результате чего он погрузился до кормовой башни. Попадание мины в носовую часть получил также «Владимир Мономах».
23 ч. 15 мин. В результате взрыва мины «Сисой Великий» потерял рулевое управление.
ок. 02 ч. Повреждённый «Наварин» был обнаружен японскими миноносцами, выпустившими по нему 24 мины Уайтхеда. Получивший попадания броненосец вскоре затонул.
Отдельные бои 15 мая
Днём 15 мая почти все русские корабли, пытавшиеся самостоятельно достигнуть Владивостока к югу от острова Дажелет подверглись атакам превосходящих сил японского флота.
ок. 05 ч. Эсминец «Блестящий» затоплен своей командой южнее о. Цусима.
05 ч. 23 мин. В результате неравного боя с крейсером IJN Chitose и истребителем IJN Ariake , длившегося более часа, потоплен эскадренный миноносец «Безупречный».
08 ч. 00 мин. Броненосец «Адмирал Нахимов» затоплен севернее о. Цусима.
10 ч. 05 мин. «Сисой Великий» затонул в результате попадания японской мины.
10 ч. 15 мин. Отряд кораблей адмирала Небогатова (броненосцы «Император Николай I» (флагман),«Орёл» , «Генерал-адмирал Апраксин» , «Адмирал Сенявин») оказался в полукольце пяти японских боевых отрядов и сдался. Прорваться из японского окружения удалось лишь крейсеру II ранга «Изумруд».
ок. 11 ч. После неравного боя с 2 японскими крейсерами и 1 миноносцем экипажем был затоплен крейсер «Светлана».
14 ч. 00 мин. Экипажем затоплен «Владимир Мономах».
17 ч. 05 мин. Командующий 2 ТОЭ вице-адмирал З. П. Рожественский, находившийся на миноносце «Бедовый», сдался в плен.
18 ч. 10 мин. Японскими крейсерами «Якумо» и «Ивате» потоплен русский броненосец «Адмирал Ушаков».

Хронология на картах-схемах
красный цвет - русские
белый цвет - японцы

Потери и итоги

Российская сторона

Русская эскадра потеряла убитыми и утонувшими 209 офицеров, 75 кондукторов , 4761 нижних чинов, всего 5045 человек. Ранены 172 офицера, 13 кондукторов и 178 нижних чинов. В плен взяты 7282 человека, включая двух адмиралов. На захваченных кораблях остались 2110 человек. Всего личного состава эскадры перед сражением было 16 170 человек, из них 870 прорвались во Владивосток. Из 38 участвовавших с русской стороны кораблей и судов затонули в результате боевого воздействия противника, затоплены или взорваны своими экипажами - 21 (в т.ч. 7 броненосцев , 3 броненосных крейсера, 2 бронепалубных крейсера , 1 вспомогательный крейсер, 5 миноносцев , 3 транспорта), сдались в плен или были захвачены 7 (4 броненосца, 1 миноносец, 2 госпитальных судна). Таким образом, для продолжения боевых действий могли быть использованы крейсер «Алмаз», миноносцы «Бравый» и «Грозный», транспорт «Анадырь».

Японская сторона

По донесению адмирала Того всего на японской эскадре погибло 116 человек, ранено 538. По другим данным 88 человек было убито на месте, 22 умерло на кораблях, 7 - в госпиталях. 50 инвалидов оказались негодными к дальнейшей службе и были уволены. 396 раненых выздоровело на своих кораблях и 136 - в госпиталях. Японский флот в результате огневого воздействия потерял только два маленьких миноносца - № 34, 35 и третий № 69 - в результате столкновения с другим японским миноносцем. Из кораблей, участвовавших в сражении, снаряды и осколки не попали в крейсера „Ицукусима“, «Сума», «Тацута» и «Яэма». Из 21 эсминца и 24 миноносцев, подвергшихся огневому воздействию, в 13 эсминцев и 10 миноносцев попали снаряды или осколки, несколько получили повреждения из-за столкновений.

Основные последствия

Трагедия, произошедшая в водах Корейского пролива, серьёзным образом сказалась на внутриполитическом положении России. Поражение привело к подъёму общественно-политического движения в стране, в том числе и революционно-сепаратистского характера. Одним из самых тяжёлых последствий для Российской империи стало падение её престижа, а также превращение во второстепенную морскую державу.

Цусимское сражение окончательно склонило чашу весов в пользу победы Японии, вскоре Россия вынуждена была заключить Портсмутский мирный договор. Окончательное господство на море осталось также за Японией.

С точки зрения военно-технического влияния на развитие кораблестроения опыт Цусимского сражения еще раз подтвердил, что главным средством нанесения удара в бою являлась крупнокалиберная артиллерия, которая и решила исход сражения. Артиллерия среднего калибра в связи с ростом боевой дистанции не оправдала себя. Это привело к развитию так называемой концепции «только больших пушек». Увеличение пробивной способности бронебойных и разрушительного действия фугасных снарядов потребовало увеличения площади бронирования борта корабля и усиления горизонтальной брони.

Поделиться