Конспекты занятий по технологии. Планирование уроков технологии "как составить план-конспект урока по технологии"

«Согласовано»

Руководитель практики

от базового учреждения

____________________

___________________

«Утверждаю»

Методист практики

____________________

____________________

Конспект

пробного урока по технологии,

МОУ «Оршанская средняя общеобразовательная школа»

у учителя Петровой Анны Сергеевны

студентом 3 курса группы «НК»

ГБПОУ Республики Марий Эл «ОМК им. И.К. Глушкова»

Осиповой Анжелой Валерьевной

Оценка: ________________

учителя: _______________

Паспорт урока

1. Класс: 2 «А»

2. Место проведения: учебный кабинет

3.Продолжительность: 45 мин

4.Предмет: технология

5.Тема: Работа с тканью. Пришивание пуговиц

6. Изделие: салфетка

7.Тип урока: формирование и совершенствование умений и навыков

8.Цель (дидактическая): формирование и совершенствование умений работы с тканью при пришивании пуговиц с 4я отверстиями.

9.Задачи:

Образовательные:

    Ознакомить с видами, назначением пуговиц.

    Формировать умения пришивать пуговицы с 4я отверстиями.

    Развивать умения учащихся оформлять салфетку из ткани пуговицами

    Актуализация знаний учащихся о работе с иглой и швейными нитками при обработке ткани

Развивающие:

Коммуникативные УУД:

1. Совершенствовать умение оформлять свои мысли в устной форме.

2. Слушать и понимать речь учителя

Регулятивные УУД:

    Развивать умение готовить свое рабочее место.

    Развивать потребность выполнения правил поведения на уроке.

    Формировать умение определять и формулировать тему урока совместно с учителем.

    Развивать у детей способность следовать устным инструкциям учителя;

    Стимулировать и развивать зрительную и слуховую память.

    Познавательные УУД:

1. Формировать умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Формировать умение прогнозировать предстоящую работу.

4. Формировать умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Познавательные УУД:

1. Добывать новые знания в процессе обсуждения.

2. Формировать умение извлекать информацию из схем, иллюстраций.

3. Формировать умение выявлять сущность и особенности объектов.

4. Формировать умение на основе анализа объектов делать выводы.

Воспитывающие:

Личностные УУД:

    Воспитывать чувство взаимопомощи, товарищества;

    Воспитывать уважительное отношение друг к другу;

    Слушать речь учителя

4. Уважительно относятся к мнениям других людей о произведениях искусства.

10.1. Основной метод: практический

10.2. Частные методы:

1)словесные: беседа, объяснение;

2) наглядные: показ образца изделия;

3) методы поощрения: похвала, одобрение;

4) методы контроля: контроль учителя и самоконтроль;

11. Ресурсы урока:

11.1 Дидактические средства обучения:

Для учащихся: инструменты: ножницы, швейная игла, материалы: салфетка, пуговицы с 4я отверстиями, швейные нитки

Для учителя: приспособление для показа, образцы пуговиц, образец изделия, презентация

11.2 Технические средства обучения: ноутбук, проектор, интерактивная доска, флэш-карта.

11.3 Консультация методиста и учителя: консультация с методистом Яспаровой Т.И., учителем начальных классов Петровой А.С.

План урока

    Организованное начало урока

    1. Приветствие

      Проверка рабочего места

      Настрой учащихся на урок

    Вступительная часть

    1. Вступительная беседа (о пуговицах)

      Сообщение темы урока

    Основная часть

    1. Показ и анализ образца

      Планирование предстоящих операций

      Показ и объяснение изготовления изделия

      Правила работы

      Повторение последующего изготовления

      Самостоятельная работа

    Заключительная часть

    1. Показ и анализ выполненной работы

      Подведение итогов урока

      Рефлексия

    Организационное завершение урока

    Уборка рабочего места

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Предметные результаты

Метапредметные и личностные результаты

    Организация начала урока

1.1 Приветствие

Здравствуйте! Меня зовут Анжела Валерьевна. Сегодня урок технологии у вас проведу я.

Садитесь.

Приветствуют учителя

Личностные УУД:

Воспитывать уважительное отношение к учителю и друг другу.

1.2 Проверка рабочего места

Проверьте свое рабочее место. Для работы вам необходимы: ножницы, иголка и пуговицы с 4я отверстиями

Проверяют глазами, не трогая руками.

Поднятой рукой предупреждает учителя об отсутствии чего – либо из оборудований.

Достают недостающее оборудование.

Знание об инструментах и материалах

Личностные УУД:

Воспитывать взаимопомощь, товарищество;

Регулятивные УУД:

Развивать умение готовить свое рабочее место.

1.3 Настрой учащихся на урок

Сегодня на уроке мы будем выполнять интересную работу, но не простую. Поэтому вам необходимо быть очень внимательными и аккуратными в работе.

Внимательно слушают учителя, настраиваются на урок.

Готовы воспринимать материал урока.

Личностные УУД:

Воспитывать уважительного; отношения друг к другу

Регулятивные УУД:

Развивать потребность выполнения правил поведения на уроке.

    Вступительная часть

2.1 Вступительная беседа

Слайд

Первые застёжки, напоминавшие пуговицы, появились примерно в III тысячелетии до н.э. На раскопках в долине Инданайдена самая настоящая пуговица с двумя дырочками для пришивания.

Слайд

В Европе первые пуговицы появились в IV веке до н.э. у греческих воинов, но широкое распространение пуговицы получили лишь в XVIII веке. Причём вначале интерес к новым застёжкам проявили мужчины. Женщины же продолжали пользоваться булавками.

Пуговицы изготавливались из благородных металлов, часто украшались драгоценными камнями.

Слайд

До русских модников пуговица, XV – в начале XVI века.

Слайд

Для чего на одежде пуговицы?

Все ли они одинаковые?

Какие и чем отличаются?

Внимательно слушают

Чтобы застёгивать.

Нет, пуговицы бывают разные.

Одни большие, другие маленькие, бывают с узорами; Отличаются тем, что на некоторых пуговицах два отверстия. Есть с четырьмя отверстиями.

Знание о пуговицах, где и когда появились.

Личностные УУД:

Воспитывать уважительного отношения друг к другу;

Слушать и понимать речь учителя.

Познавательные УУД:

2.2 Сообщение темы

Слайд

Как вы думаете, какая будет тема сегодняшнего урока?

Пришивание пуговиц

Определение темы урока

Регулятивные УУД:

Формировать умение определять и формулировать тему урока совместно с учителем.

Коммуникативные УУД:

Совершенствовать умение оформлять свои мысли в устной форме.

    Основная часть

3.1 Показ и анализ образца

На доске образец изделия

На прошлом уроке вы делали аппликацию из ткани. Я тоже приготовила такую аппликацию, но дополнила ее пуговицами.

Какое дерево я изобразила с помощью пуговиц?

Какого цвета я использовала пуговицы?

Можно ли использовать пуговицы другого цвета?

Вам, ребята, можно пришивать пуговицы к аппликации любого цвета, т.е те, которые вы принесли.

Смотрят образцы изделия.

Красны, зелёные.

Можно, например, желтого цвета или оранжевого

Знание о материалах и инструментах, и их видах.

Коммуникативные УУД:

3.2 Планирование предстоящих операций

Есть определенные правила пришивания пуговиц. Послушайте внимательно, их нужно будет обязательно выполнять, иначе работа будет ошибочной.

Слайд

Правила вышивания пуговиц:

1. Узелок должен находится под пуговицей, т.е. шить начинаем с лицевой стороны, выходим на изнаночную, с изнаночной вновь на лицевую, надеваем на иголку пуговицу и шьём дальше по определенной схеме

2. На изнаночной стороне должно быть столько же проколов, сколько отверстий в пуговице.

3. Завершающий узелок закрепляем на изнаночной стороне под стежком.

Внимательно слушают учителя

Внимательно слушают, смотрят и запоминают правила пришивания пуговиц

Актуализация знаний о правилах работы при пришивании пуговиц.

Коммуникативные УУД:

Совершенствовать умение оформлять свои мысли в устной форме.

Регулятивные УУД

В диалоге с учителем вырабатывают критерии качества выполненной своей работы и других учеников

Познавательные УУД:

Добывать новые знания в процессе обсуждения.

3.3 Показ и объяснение изготовления изделия

На первом образце стежки, которыми пришита пуговица, напоминают квадрат. Всегда в работе только 2 отверстия, например, два верхних, делается несколько стежков в

этих 2х отверстиях, при этом нужно обращать внимание и на изнаночную сторону, там также только в двух точках проколы. Точно также делаются стежки в верхнем и нижнем отверстиях с правой стороны, затем в 2 нижних отверстиях, затем в нижнем и верхнем отверстиях слевой стороны. Получается квадрат и с лицевой стороны и с изнаночной стороны.

На втором образце стежки,

которыми пришита пуговица,

напоминают параллельные линии.

Здесь тоже в работе только 2 отверстия, например, два верхних, делается несколько стежков в этих 2х отверстиях, и два нижних, делается тоже несколько стежков в этих 2х отверстиях, при этом нужно обращать внимание, что на изнаночной стороне есть переход – один стежок от верхних отверстий к нижним. На лицевой стороне получаются параллельные линии.

На третьем образце стежки,

которыми пришита пуговица, напоминают гусиную лапку или стрелку

Последовательность работы следующая:

сначала в работе 1 и 2 отверстие, заканчивается во 2 отверстии и переход в 3, затем делается несколько стежков во 2 и в 3, опять заканчивается во 2 отверстии, дальше переход в 4 и в работе 2-4 отверстии


На четвертом образце стежки,

которыми пришита пуговица,

напоминают крестик.

Как пришивать пуговицу с рисунком - крестик, я вам буду показывать на приспособлении.

Беру нитку с иголкой, завязываю узелок, беру шаблон пуговицы, и шить начинаю с лицевой стороны. Узелок должен находиться под пуговицей, вывожу иглу на изнаночную, с изнаночной вновь на лицевую, надеваю на иголку пуговицу и шьём дальше. От верхнего левого отверстия провожу стежок в нижнее правое отверстие, делаю несколько стежков. Потом переход делаю на изнаночной стороне – один стежок и вывожу иглу на лицевую сторону, дальше у меня в работе другие 2 отверстия, через них я делаю несколько стежков. На изнаночной стороне должно быть столько же проколов, сколько отверстий в пуговице. Далее узелок закрепляю на изнаночной стороне под стежком.

Внимательно слушают, наблюдают за действиями учителя.

Иметь общее представление о материалах, знать их названия.

Коммуникативные УУД:

Слушать и понимать речь учителя

Регулятивные УУД:

Стимулировать и развивать зрительную и слуховую память

3.4 Правила работы

Какие правила работы вы должны соблюдать?

Какой длины должна быть нить?

Как отмерить нитку?

Правила работы с иглой.

1.Хранить иголку в игольнице.

2.Не оставляйте иглу на рабочем месте без нитки.

3.Передавайте иглу в игольнице с ниткой.

4.Не втыкайте иглу в одежду.

5.До и после работы проверяйте количество игл.

6.Во время работы втыкайте иголку в игольницу.

7. Не отвлекайтесь во время работы с иглой.

Нить не должна быть слишком длинной, но и не короткой.

Через локоток или чуть больше, чем ширина плеч

Актуализация знаний о правилах работы с иглой и определения длины нити

Коммуникативные УУД:

Совершенствовать умение оформлять свои мысли в устной форме.

3.5 Повторение последующего изготовления

Ребята, давайте повторим, что нужно сделать во- первых?

А во-вторых?

А в - третьих?

Завязать узелок и начать шить с лицевой стороны, выводить иглу на изнаночную, с изнаночной вновь на лицевую.

Узелок закрепить на изнаночной стороне под стежком.

3.6 Самостоятельная работа

Сейчас вы сами будите пришивать пуговицы, можно выбрать один или два способа, которые вам больше всего понравились или вы их лучше усвоили. Приступайте к работе.

Наблюдаю как выполняют работу, помогаю детям пришивать пуговицы.

Анализирую работу детей, напоминаю правила пришивания пуговиц.

Выполняют самостоятельно задание. (Наблюдаю за ходом работы, оказываю помощь учащимся в случае необходимости.)

Применяют знания о выполнении пришивания пуговиц.

Регулятивные УУД

Развивать у детей способность следовать устным инструкциям учителя;

    Заключительная часть

4.1 Показ и анализ выполненных работ

(Показываю и анализирую работы детей. Говорю об ошибках и плюсах )

Молодцы! У каждого из вас получилась красивая салфетка с яблочками.

Слушают то, что говорит учитель и учитывают свои ошибки

В диалоге с учителем определяют соответствие своей работы критериям качества

Личностные УУД:

Уважительно относятся к мнениям других людей о произведениях искусства.

4.2 Подведение итогов урока

Мы с вами изучали тему «Работа с тканью. Пришивание пуговиц»

Коммуникативные УУД:

Совершенствовать умение оформлять свои мысли в устной форме.

4.3 Рефлексия

– Что нового узнали на уроке?

Чему научились?

Какие знания и умения помогли вам сегодня аккуратно выполнить работу?

Выполнят самооценку своей деятельности.

Повторяют всё то, что было сделано на уроке.

Личностное УУД:

- Формировать умение высказывать свое предположение: оценивать свою деятельность на уроке.

5. Организация завершения урока

Ребята, спасибо вам за урок. Мне с вами очень интересно было работать. Урок окончен. До свидания.

Встают и прощаются с учителем.

Личностные УУД:

Воспитывать уважительного отношения друг к другу.

6. Уборка рабочего места

Уберите своё рабочее место. Сложите свои инструменты и материалы в папочки.

Убирают своё рабочее место.

Урок технологии.

Цели:

Оборудование: Ножницы

Ход урока.

    Организационный момент.

Прозвенел звонок весёлый.

Все готовы? Все готовы.

Мы сейчас не отдыхаем,

Мы работать начинаем.

Отгадайте загадки.

Покружилась звёздочка

В воздухе немножко

Села и растаяла

На моей ладошке.

С неба падают зимой

И кружатся над землёй

Мягкие пушинки

Белые …. (снежинки).

    Постановка учебной задачи.

Сегодня на уроке мы будем вырезать, как вы уже, наверное, догадались - снежинку. Не простую, а вот такую вот красивую и ажурную (показ образца).

    Открытие новых знаний.

Новый год - это зимний праздник. Наверное, это самый любимый праздник всех взрослых и детей. У всех он ассоциируется с ёлкой, Дедом Морозом, Снегурочкой и конечно со снегом. Все стараются украсить свой дом. Сейчас в магазинах продаётся много украшений. Но самые лучшие - это те, что сделаны своими руками. И одним из таких украшений является вырезанная из бумаги снежинка.

Вырезание узоров из бумаги - очень древнее искусство, встречающееся у разных народов. Зародилось оно по-видимому в Китае, где ещё в105году до нашей эры Цэй Лунем и была изобретена бумага. Так как новый материал был чрезвычайно дорог, то первоначально вырезание из него являлось развлечением исключительно императорского дворца. Китайские модницы и придворные красавицы вырезанными из бумаги картинами украшали свои лица и причёски.

    Анализ образца.

Физминутка: (текст проектируется на доске)

Покружиласьзвёздочка

В воздухе немножко.

Села и растаяла

На моей ладошке.

    Практическая работа.

Этапы изготовления снежинки .

    Вырезаем лепестки.

    Разворачиваем заготовку.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по технологии»

Урок технологии.

Тема урока: Вырезание из бумаги. «Снежинка»

Цели: Знакомство с новым видом декоративно- прикладного искусства. Освоение технологией вырезания из бумаги, с техникой безопасности при работе с ножницами и клеем. Совершенствовать умение работать с различными материалами.

Оборудование: Ножницы

Ход урока.

    Организационный момент.

Прозвенел звонок весёлый.

Все готовы? Все готовы.

Мы сейчас не отдыхаем,

Мы работать начинаем.

    Актуализация и фиксирование знаний.

Отгадайте загадки.

Покружилась звёздочка

В воздухе немножко

Села и растаяла

На моей ладошке.

С неба падают зимой

И кружатся над землёй

Мягкие пушинки

Белые …. (снежинки).

    Постановка учебной задачи.

Сегодня на уроке мы будем вырезать, как вы уже, наверное, догадались – снежинку. Не простую, а вот такую вот красивую и ажурную (показ образца).

    Открытие новых знаний.

Новый год – это зимний праздник. Наверное, это самый любимый праздник всех взрослых и детей. У всех он ассоциируется с ёлкой, Дедом Морозом, Снегурочкой и конечно со снегом. Все стараются украсить свой дом. Сейчас в магазинах продаётся много украшений. Но самые лучшие – это те, что сделаны своими руками. И одним из таких украшений является вырезанная из бумаги снежинка.

Вырезание узоров из бумаги – очень древнее искусство, встречающееся у разных народов. Зародилось оно по-видимому в Китае, где ещё в105году до нашей эры Цэй Лунем и была изобретена бумага. Так как новый материал был чрезвычайно дорог, то первоначально вырезание из него являлось развлечением исключительно императорского дворца. Китайские модницы и придворные красавицы вырезанными из бумаги картинами украшали свои лица и причёски.

Позднее в ХIII- ХVII веках, когда стоимость бумаги существенно снизилась, искусство вырезания распространилось и среди простого народа, превратившись в один из видов традиционного народного декоративно-прикладного искусства Китая, которое называется «цзяньчжи».

Одно из направлений «цзяньчжи» называется «си-хуа». Оно заключается в изготовлении из бумаги праздничных украшений, ритуальных предметов, символов-пожеланий на разные случаи жизни и т.д..

Китайское искусство вырезания из бумаги распространилось по всей Европе по Шёлковому пути и полюбилось во многих странах. Его стали считать своим исконным ремеслом многие народы.

Искусство вырезания из бумаги не требует большой затраты сил и средств, т.к бумага стала относительно дешёвым материалом. Зато оно прекрасно украшала жилища. Бумажные шторы, салфетки, занавеси особенно были популярны в маленьких городах Польши, России, Литвы, Украины, Белоруссии.

Искусство вырезания из бумаги передавалось из поколения в поколение, развиваясь и совершенствуясь. У каждого народа появились свои собственные традиции и узоры. Инструментами для работы служили ножницы, складные ножи, скальпели или лезвия для бритья.

    Анализ образца.

Сегодня на уроке мы тоже приобщимся к этому древнему искусству и научимся вырезать снежинки. Посмотрите на образцы. Нравятся ли они вам?

Какой материал вам потребуется для работы?

Какие инструменты вам понадобятся? Давайте вспомним правила безопасности при работе с ножницами. (Повторение правил безопасности при работе с ножницами).

Снежинка у нас объёмная и при её изготовлении нам потребуется клей ПВА или клей-карандаш.(Повторение правил Т/Б при работе с клеем).

Физминутка: (текст проектируется на доске)

Покружиласьзвёздочка

В воздухе немножко.

Села и растаяла

На моей ладошке.

    Практическая работа.

Чтобы сделать объёмную снежинку нам понадобится бумага формата А4 или А5, ножницы и клей.

Этапы изготовления снежинки .

    Лист формата А4 складываем пополам и разрезаем, либо берём сразу 2 листа формата А5.

    Каждый лист складываем по диагонали и отрезав лишнее получаем 2 квадрата.

    Получившиеся квадраты не разворачивая, складываем ещё раз по диагонали.

    Вырезаем лепестки.

    В каждом лепестке делаем по 2надреза, немного не доходя до сгиба.

    Разворачиваем заготовку.

    Среднюю часть приклеиваем к серединке.

    Повторяем тоже самое с остальными лепестками.

    Тоже самое проделываем и со второй заготовкой.

    Осталось склеить заготовки между собой задними сторонами крест-накрест. И вот наша двусторонняя, объёмная снежинка готова.

    Включение нового знания в систему знаний.

Удивительно но в природе нет двух одинаковых снежинок. Каждая капелька воды, замерзая принимает свою, уникальную форму. Каждый из бесчисленных цветков, падающих с небес имеет свою душу, свой характер.

Бумажная снежинка - тоже одна из бесчисленного множества вариантов. Измени цвет, размер бумаги, толщину надреза и получится другая, такая же красивая.

    Рефлексия учебной деятельности.

Какую задачу мы ставили на уроке?

Достигли мы поставленной задачи?

Что нового вы сегодня узнали?

\ Для учителя технологии и трудового обучения

При использовании материалов этого сайта - и размещение баннера -ОБЯЗАТЕЛЬНО!!!

Конспект урока по технологии (девочки) 6 класс по теме: "Натуральные волокна животного происхождения"

Материал разработала и прислала: Байдакова Елена Борисовна, учитель технологии, ГОУ СОШ № 1955 г.Москвы

Тип урока: комбинированный

Тема урока: Натуральные волокна животного происхождения.

Цели урока:

  • Обучающие: ознакомить учащихся с натуральными волокнами животного происхождения; научить различать волокна по своему составу; научить определять ткани из натуральных шерстяных и шелковых волокон;
  • Развивающие: развить пространственное представление, логическое мышление, исполнительские умения;
  • Воспитывающие: воспитывать эстетический вкус и внимательность, дисциплинированность; прививать навыки аккуратности;

Оборудование: таблица "Волокна", коллекция образцов тканей, ножницы, клей, нитки, игла, учебник, инструкционные карты для учеников, рабочая тетрадь

Ход урока:

I.Организация урока

Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку

II.Повторение пройденного материала.

Устный опрос учащихся по темам "Общие правила техники безопасности", "Натуральные ткани растительного происхождения"(5класс)

Вопросы для повторения:

  • 1.Каковы правила поведения учащихся в кабинете "Технология"?
  • 2.Что надо помнить учащимся во время работы?
  • 3.Что должны сделать учащиеся по окончании работы?
  • 4.С какими натуральными волокнами мы познакомились в прошлом году?

III.Изучение нового материала.

Объяснение учителя.

С первых дней появления на свет человек сталкивается с различными тканями. Если выдернуть ниточку из ткани, расщепить ее, то можно увидеть, что она состоит из крошечных тонких икоротких волосков-волокон. Из волокон получают нити, а из нитей и пряжи - ткань.

В 5 классе мы с вами познакомились с волокнами натуральными растительного происхождения.

Сегодня мы с вами изучим волокна натуральные животного происхождения-шерстяные и шелковые. Ткани из этих волокон являются экологически чистыми и поэтому представляют определенную ценность для человека и положительно влияют на его здоровье.

Шерсть - издавна известна людям. Это волосяной покров животных: овец, коз, верблюдов. Основную массу шерсти(95%) дают овцы. Шерстяной покров снимают с овец специальными ножницами или машинками. Длина шерстяных волокон от 20 до 500мм. Состригают почти цельной неразрывной массой, которая называется руном.

В 9-10 тысячелетие до н.э. люди уже разводили овец на территории современной Европы и Азии и производили из их шерсти ткани. В отличии от других волокон, история производства которых была связана с конкретной страной или местом, история шерсти принадлежит всему миру.

Овцеводство было широко развито в Др. Египте-там из шерстяной ткани изготавливали свободные белые плащи, котрые носили поверх льняной одежды. В Индии, наравне с х/б одеждой, были распространены изделия из шерсти, а в Китае на высоком уровне шерстоткачество было развито уже в IIIв. до н.э.

Кроме овец, использовали шерсть и других животных. В Америке это были кролики, ламы, опоссумы, бизоны, в Азии-верблюды и козы. Из тонкого волоса верблюда производили мягкие и красивые ткани, а и грубого волоса делали приводные ремни, долго считавшиеся самыми прочными. Древние греки для изготовления одежды применяли мягкие, прекрасно драпирующиеся ткани из шерсти. Например, в Спарте самой распространенной одеждой был шерстяной гиматий-прямоугольный кусок ткани размером 1,7*4м., который драпировался прямо на голом теле. Чтобы ткань не соскальзывала, сзади в нее зашивали груз-кусочки свинца. Одежда ремесленников и рабов обычно состояла из грубого шерстяного хитона: куска ткани, свисающего вдоль туловища и скрепленного на плечах пряжкой с булавкой-фибулой. Военачальники носили одежду пурпурного цвета.

Главными центрамисредневекового суконного производства в Европе были Флоренция и Брюгге. Известно, что во Флоренции производством шерстяных тканейзанимались 30 тысяч человек. Главным центром по продаже тканей из шерсти были ярмарки в Шампани. Кроме того, европейское сукно шло в порты Египта, Сирии, Малой Азии, Крыма, далее-в Персию, на Кавказ, на Волгу, в среднюю Азию и даже в Китай.

На Руси кустарное производство тканей из шерсти существовало издавна-во всяком случае, в Киеве и Новгороде оно было уже с Хв. В древних летописях неоднократно упоминается о выработке на Руси шерстяных тканей. Из сукна шили сермяги (кафтан из грубого неокрашенного сукна), епанчи (длинный и широкий плащ), сарафаны, шапки. Из пуха коз делалось легкое сукно для женской одежды.

Грубые шерстяные ткани ткали дома, но уже с XIв. их производили мастера шерстоткачества в монастырях и при княжеских дворах. Тонкие сукна поступали из-за границы; они стоили очень дорого и доставались в основном князьям в виде награды.

В1630г. В Москве была создана первая мануфактура по изготовлению тонкого сукна, но выдержать конкуренцию с привозными товарами она не смогла и вскоре закрылась. Петр I, заботясь о снабжении армии, поддерживал создание суконных фабрик. Первая фабрика армейского сукна была создана в 1698г., а в 20-х гг. XVIIIв. В России насчитывалось уже около 18 шерстоткацких предприятий.

Виды шерстяных волокон - это волос и шерсть, они длинные и прямые, и пух - он более мягкий и извитый.

Перед отправлением на текстильные фабрики шерсть подвергают первичной обработке: сортируют, т.е. подбирают волокна по качеству; треплют - разрыхляют и удаляют засоряющие примеси; промывают горячей водой с мылом и содой; сушат в сушильных машинах. Затем изготавливают пряжу, а из нее на текстильных фабриках-ткань. В отделочном производстве ткани красят в различные цвета или наносят на ткани различные рисунки. Ткани из шерсти вырабатываются гладкокрашенными, пестроткаными и напечатанными.

Шерстяные волокна имеют следующие свойства: обладают высокой гигроскопичностью, т.е. хорошо впитывают в себя влагу, стойкие к воздействию солнца. Шерсть считается самым "теплым" волокном. Шерстяные ткани мало пачкаются и не слишком мнутся. Они обладают хорошими гигиеническими свойствами, в одежде из таких тканей комфортно, тело "дышит".

Из шерстяных волокон изготавливают платьевые, костюмные, пальтовые ткани. В продажу шерстяные ткани поступают под такими названиями: драп, сукно, габардин, кашемир и др.

Шелк , а точнее, шелковая нить - это продукт деятельности тутового шелкопряда, насекомого, известного в Китае с незапамятных времен (по мнению Конфуция, с 3 тысячелетия до нашей эры).

Легенда гласит, что китайская императрица Xен-Линг-Чи (2600 лет до н.э.) первая открыла это замечательное волокно. Она случайно уронила кокон в горячую воду и увидела, что из размягченного кокона отделились шелковые нити. Императрице пришла в голову мысль о том, что нить, которой гусеница обматывает себя, можно размотать и соткать из нее полотно. Что она и сделала. Ткань получилась на славу тонкая, легкая практичная, красивая. Так родилась древнейшая культура шелководства, основанная на жизнедеятельности тутового шелкопряда, питающегося листьями белой шелковицы (тутовник).

В138-126 гг. до н. э. сановник императора У-ди во время соей поездки в Ср. Азию увидел красивых породистых лошадей. Он же доложил императору об отсутствии в других странах шёлкоткацкого ремесла и надоумил императора вывозить за границу шёлк в обмен на прекрасных коней, а также сладкие плоды, вино и др. В 121 г. до н. э. был отправлен первый верблюжий караван с шёлком и бронзовыми зеркалами. Шелковый путь - это система караванных путей, связывавших на протяжении более тысячи лет культурные центры огромного пространства материка между Китаем и Средиземноморьем. Со II в. н.э. шелк стал главным товаром, который везли китайские купцы в дальние страны. Легкий, компактный и поэтому особенно удобный при транспортировке он привлекал внимание покупателей по всему маршруту следования караванов, несмотря на очевидную дороговизну. Шелковые ткани давали необычное ощущение мягкости, изысканности, красоты и экзотики. Им стремились обладать и любоваться. Он высоко котировался в Восточном Туркестане и Средней Азии, Индии и Парфии, Риме и Александрии. Так, египетская царица Клеопатра любила роскошные одеяния из этого материала.

Любовь древних к шелку вызвана его исключительными природными и техническими особенностями. При помощи шелка покупали мир, заключали союзы, шелк посылали с посольствами правителям далеких стран.

Таким образом, шелк играл очень важную роль, как в древности, так и в средневековье.

В Китае было под страхом смертной казни запрещено вывозить гусениц шелкопряда или их личинки за пределы страны.

Цена шелковой нити была равна весу золота, поэтому шелк был доступен очень богатым вельможам. Более 3тыс. летКитаю удавалось сохранять тайну разведения шелкопряда.

В 555 году двум монахам удалось вывезти несколько личинок к византийскому царю. Благодаря этим личинкам, а также, знаниям, приобретённым монахами в Китае о разведении шелкопрядов, производство шёлка стало возможным и вне Китая.

С XIIв. шелк. нити начинают производить в Италии (Генуе, Флоренции, Венеции). К XVIII веку шёлковое дело получило распространение по всей Западной Европе.В России производство шелка началось еще при Петре1.

Самка бабочки откладывает 500-700 яиц и спустя 18-20 дней погибает. Развитие яиц продолжается 10-12 дней, за это время яйца становятся из белых серо-фиолетовыми и из них появляются гусеницы длиной около 3мм., которые начинают питаться свежими листьями тутового дерева. Через 25 дней гусеница увеличивается в массе и размере (становится длиною с палец, массу увеличивает в 10000 раз), Созревшие гусеницы перестают, есть и обматывает себя шелковой нитью, образуя коконы. В коконе гусеница за 3-4 дня развивается в куколку, а затем через 10дней в бабочку.

Шелк прекрасно "холодит" в жару. Как ни странно, это свойство вытекает из его способности держать тепло. Не менее ценно и то, что шелковое волокно, не становясь влажным на ощупь, способно впитывать влагу до 50% от собственного веса! Катышков, основных врагов прочих видов пряжи, на шелковой ткани практически не образуется. Шелковая нить очень крепка, но в некоторых случаях требует особо бережного обращения: изделия из шелка можно стирать только мягкими моющими средствами и нельзя сушить на солнце. Существует много сортов шелка (штоф, муслин, газ и т.д.)

IV.Закрепление изученного материала.

Практическая работа: Распознавание волокон шерсти и натурального шелка"

Практическая работа выполняется в рабочей тетради. (Каждая группа получает карточку-задание и набор образцов тканей. Сравнивают образцы и записывают свои наблюдения в рабочую тетрадь)

Во время выполнения практической работы учитель обходит рабочие места, контролирует технику безопасности, правильно ли организованно рабочее место, комментирует встречающиеся ошибки, пути их исправления.

V.Анализ и оценка работы.

Фронтальная беседа с учащимися:

Что нового узнали на уроке?

Что научились делать на уроке?

Что мы узнали о свойствах шелковых тканях?

Что узнали о свойствах шерстяных тканей?

Проанализировать урок, сделать необходимые замечания, проверить выполненную работу, выставить оценки.

Комбинированный урок.

Тема. Подарочный этикет. Упаковка для подарка.

Цель.

    познакомить учащихся с подарочным этикетом,

    научить выбирать подарки, правильно их дарить, упаковывать.

    Научить изготавливать подарочную упаковку.

    развитию технического мышления и пространственно воображения, творческих и коммуникативных способностей;

    овладению информационными способностями (работа технологической картой);

    воспитывать эстетический и художественный вкус у учащихся.

Формы работы учащихся: работа в парах, групповая.

Оборудование урока : компьютер, мультимедийный проектор, подарочные упаковки, упаковочный материал, ленты, скотч двусторонний, заготовки в технике «квиллинг», ленты, кружево, бусины, декоративный материал, инструкционные карты, материал для рефлексии.

Планируемые результаты обучения.

Регулятивные

Планирование собственной деятельности, оценка качества и уровня усвоения.

    Познавательные

Извлечение необходимой информации из беседы, рассказа. Выработка алгоритма действий.

    Коммуникативные

Учебное сотрудничество, умение работать в паре, команде.

Ход урока.

Этапы

урока

Цель

этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

Приёмы, УУД

Организационный момент

Активация учащихся.

Добрый день!
Вот прозвенел для нас звонок – начинается урок. Ровно встали, подтянулись и друг и другу улыбнулись.

Приветствуют учителя, контролируют готовность к уроку, выполняют задание.

Личностные: мобилизация внимания, уважение к окружающим.
Регулятивные:

целеполагание

. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Мотивация учебной деятельности учащихся

Создать условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Сегодня я бы хотела начать урок с показа картинки (Слайд 1)
Подводит учащихся к осознанию темы занятия (Си-Финк-Уандэ)

Вы рассмотрели картинку, подумайте и постарайтесь описать свои ощущения (не только по предмету, но и то, что вы испытываете) Вам дается 30 сек.

Передайте свои впечатления партнеру по плечу (начинает тот у кого длиннее волосы) 30 сек.

- Как вы думаете о чем мы сегодня будем с вами говорить?

(Слайд 2)

Какова же цель нашей работы на уроке? Для чего нам это необходимо?
Чтобы достичь нашей цели, какую работу мы должны выполнить? (Слайд №3).
Активизирует знания учащихся. Создает проблемную ситуацию.
Помогает, советует в планировании.

Отвечают на вопросы учителя, обсуждают их. Формулируют тему, цели урока. Составляют план достижения цели и определяют алгоритм действий.

Регулятивные:

целеполагание; планирование.
Познавательные: общеучебные – логические – решение проблемы, построение логической цепи рассуждений

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

Актуализация знаний

Выявить уровень знаний и систематизировать их.

Предлагает ответить на вопросы:
- Скажите, много ли подарков вы получили на 8 марта?

Что вы любите больше получать или дарить подарки?

О чем, по вашему мнению может рассказать подарок? Давайте вместе подведём итог собранной информации.

А знаете ли вы как правильно нужно выбирать и дарить подарок?
Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации.

Участвуют в обсуждении поставленных вопросов, формулируют собственное мнение и аргументируют его.

Личностные: осознание своих возможностей.
Регулятивные: умение регулировать свои действия.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
Познавательные:

логические – анализ объектов с целью выделения основных признаков.

Первичное усвоение новых знаний.

Организовать осмысленное восприятие новой информации

Побуждает учащихся к теоретическому объяснению фактов.
Демонстрирует презентацию

Задает вопросы:

Какое слово мы произносим когда говорим о правилах дарения или получения подарков? (Слайд.4)

Знаете ли вы историю возникновения этого слова? На какие виды подразделяется этикет? (Слайд 5-6)

Существуют золотые правила подарочного этикета. Вот некоторые из них. (слайд 7)

Существует пословица «Человека встречают по одежке ….», так вот первое впечатление подарок производит свой упаковкой. Она также важна как одежда для человека.(Слайд 8)

Участвуют в беседе; формулируют выводы.

Познавательные:

извлекать необходимую информацию из прослушанного, структурировать знания.
Коммуникативные: Предметные:

давать определения новым понятиям темы, называть правила этикета.

Первичная проверка понимания

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Руки в стороны - в полёт

Отправляем самолёт, Правое крыло вперёд, Левое крыло вперёд. Раз, два, три, четыре -Полетел наш самолёт.

Сегодня мы с вами изготовим упаковку из картона без использования клея, в которую можно упаковать небольшой подарок, а также использовать как шкатулку для необходимых вещичек.(Слайд 9)

Осуществляют учебные действия по намеченному плану,

Регулятивные: устанавливать последовательность действий по выполнению задания.
Коммуникативные: слушать и слышать участников группы, учителя.
Познавательные:

применять полученные знания по изготовлению упаковки.

Первичное закрепление

Практическая работа.

Вызвать эмоциональный настрой и познавательный интерес к теме.

Предлагает задания на «новое» знание.

Вводный инструктаж по технике безопасности, организации рабочего места. Инструктаж по выполнению работы в заданном алгоритме (инструкционные карты). Наглядная демонстрация приемов.
Организует деятельность по применению новых знаний, консультирует.

Осуществляют учебные действия по намеченному плану
Обсуждают в группах,

обосновывают выбор своего решения или несогласие с мнением других.
Объясняют, анализируют, формулируют.

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция.
Познавательные: общеучебные – умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.
Коммуникативные: организовывать учебное взаимодействие в группе.

Контроль усвоения, обсуждение ошибок и их коррекция

Предлагает ученикам рассказать о результатах выполнения работы.
Консультирует, советует, помогает
Обучает способам контроля и самооценки деятельности. Умение учащихся самостоятельно находить и исправлять ошибки, определять степень успешности.

Предлагает способы украшения подарочной упаковки.

Предъявляют результаты самостоятельной работы в группах, осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля), формулируют затруднения и осуществляют коррекцию, самостоятельно адекватно воспринимают предложения учителя и товарищей по исправлению допущенных ошибок.

Регулятивные: контроль, коррекция, осознание качества и уровня усвоения.
Личностные:

самоопределение.
Коммуникативные: управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера.

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Определить типичные ошибки и пробелы в знаниях и умениях, путем их устранения и совершенствования.

При всем многообразии подарков, которые можно приобрести в магазине, всегда цениться подарок, сделанный своими руками. А если этот подарок будут еще и красиво упакован, то будет ценно вдвойне, а также расскажет о хорошем вкусе человека, который преподносит подарок.

Домашнее задание: 1.украсить подарочную упаковку, используя различные декоративные материалы.

2. Подготовить необходимый материал для создания подарочного пакета.

Выбирают из предложенных учителем способов украшения упаковки с учётом индивидуальных возможностей.

Регулятивные: умение выбрать задание по силам и возможностям.
Коммуникативные: планирование сотрудничества с учителем.

Рефлексия

Организовать самооценку учениками собственной учебной деятельности

Анализируют свою деятельность, деятельность одноклассников и т.д. на уроке. Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

Регулятивные: умение соотнести результат своей деятельности с эталоном.
Коммуникативные: вступать в диалог, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Личностные: осознавать успешность своей деятельности.

Новые социальные запросы, отражённые в ФГОС, определяют главную цель образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию образования, как «научить учиться».

Как же построить уроки русского языка и литературы, чтобы реализовать требования Стандартов второго поколения? Для этого необходимо знать критерии результативности урока, требования к его подготовке и проведению, анализу и самоанализу деятельности учителя и учащихся.

Известно, что наряду с общими подходами к планированию уроков по всем предметам (продуманные цели и задачи; оптимальные методы, приёмы и формы работы с классом; грамотное использование новых педагогических технологий, в том числе ИКТ; сотрудничество учителя и учащегося, основанное на проблемно-поисковых формах работы и т.д.) преподавание каждого предмета имеет свою специфику, свои особенности. В условиях введения ФГОС основного общего образования всё большую актуальность в школьном образовании приобретает проблема деятельностной модели урока, содержащей определённые структурно-содержательные этапы.

Что касается уроков литературы , то требования, предъявляемые к их построению, в принципе не устарели: триединство целей (обучающая, развивающая и воспитывающая) – обязательный компонент любого урока, урока литературы в том числе. Однако современная действительность вносит свои коррективы в методику преподавания литературы. Чтобы урок был интересен детям, учителю приходится осваивать новые методы подачи материала, использовать в своей практике нестандартные приёмы и инновационные технологии.

При анализе повести М.Булгакова «Собачье сердце» использовала материалы из книги Т.В.Рыжковой «Путь к Булгакову».

Конспекты уроков литературы по повести М.А.Булгакова «Собачье сердце»

Цели урока:

1.Образовательная: проведение композиционного и стилистического анализа текста повести; сопоставление образов Шарика и Шарикова; постижение авторской концепции.

2.Развивающая: развитие навыка работы с художественным текстом; развитие умений характеризовать героев повести; совершенствование навыка групповой и самостоятельной работы; совершенствование логического и творческого мышления.

3.Воспитательная: осмысливание, что значит воспитание и самовоспитание, культура, традиции в жизни и судьбе человека и общества; формирование системы ценностей.

Формы работы: коллективная, групповая, индивидуальная

Тип урока: открытие нового знания

Урок №1 Спор о собачьем сердце.

Цель этапа : включение учащихся в деятельность на личностно значимом уровне.

Создание установки на анализ произведения.

Слайд 1 (портрет писателя, название повести)

Слово учителя .

К сегодняшнему уроку вы прочитали повесть М.Булгакова «Собачье сердце».

Март 1925 года. Михаил Булгаков заканчивает работу над сатирической повестью «Собачье сердце». Писал он ее по заказу журнала «Недра». Но повесть пришла к читателю в нашей стране только в 1987 году…

Слайд 2

Как вы думаете, почему повесть, написанная в 1925 г., была опубликована в России лишь в 1987 году? Что было такого в этой повести, что не понравилось правительству Советского Союза?

Ученики высказывают предположения (запретили печатать потому, что повесть – сатира на современность)

Учитель: Действительно, советская эпоха преследовала инакомыслие, и даже с высоких трибун было иронически сказано: «Мы за смех, но нам нужны подобрее Щедрины и такие Гоголи, чтобы нас не трогали». Булгаковский взгляд на современность был очень острым, сатирические выпады считались крамольными. М.А Булгаков писал:

Слайд 3: «На широком поле словесности российской в СССР я был один – единственный литературный волк. Мне советовали выкрасить шкуру. Нелепый совет. Крашеный ли волк, стриженный ли волк, он всё равно не похож на пуделя». Известный критик, исследователь творчества писателя Всеволод Иванович Сахаров (род. В 1946г., член Союза писателей России, Доктор филологических наук) дал такую оценку повести:

Слайд 4:

«Собачье сердце»- шедевр булгаковской сатиры.

Сатира Булгакова — умная и зрячая». В. Сахаров

Эти слова станут эпиграфом к сегодняшнему уроку.

Подберите контекстуальный синоним к слову зрячая.

Ученики: (честная )

УУД: личностные, смыслообразование

Этап 2 Актуализация знаний

Цель этапа

Закрепление понятия о сатире, преодоление однозначности в восприятии персонажей и событий.

Учитель: Действительно, сатира всегда бывает честной, но редко дозволенной. Вспомним, что такое сатира. Против чего направлена сатира? Что является источником сатиры?

Ответы обучающихся

Учитель открывает слайд, ученики сверяют свои ответы с правильным

Слайд №5.

(Сатира — вид комического. Предметом сатиры служат человеческие пороки.

Источник сатиры – противоречие между общечеловеческими ценностями и действительностью жизни.)

Попытаемся разобраться, какие человеческие пороки и противоречия между общечеловеческими ценностями и реальной жизнью стали предметом сатиры М.Булгакова.

УУД: познавательные

Этап 3 Постановка учебной задачи

Цель этапа: постановка целей учебной деятельности, выбор способа средств их реализации.

Учитель : Повесть посчитали крамольной в 1925 году и запретили.

Однако в 1988 году на экраны выходит фильм режиссера В.Бортко «Собачье сердце», который до сих пор с удовольствием смотрят зрители, а в театрах не перестают ставить спектакли по повести Булгакова.

Чем же повесть привлекает кино- и театральных режиссеров?

Ученики: Предполагаемые ответы:

    Повесть очень современна. Наше время и время Булгакова похожи.

Учитель: Итак, повесть актуальна и в наше время, потому ее читают, снимают фильмы и ставят в театрах спектакли. Предположим, что проблемы, волновавшие писателя, небезразличны и нам. Какие это проблемы?

Ученики: Предполагаемые ответы:

    Шариковы живут среди нас, а писатель предупреждал, как они опасны.

    Сейчас клонируют животных и говорят о клонировании человека.

Учитель: Возможно, вы правы. Попытаемся разобраться.

Моделирование проблемной ситуации и выход на проблему урока.

Включить кинофрагмент из фильма режиссера В.Бортко «Собачье сердце», где Борменталь спорит с профессором Преображенским.

Как вы думаете, какова будет сегодня тема урока?

Ученики.

Предполагаемые ответы: спор о собачьем сердце.

Учитель: Запишите тему урока: «Спор о собачьем сердце».

Давайте подумаем, какую главную проблему мы с вами должны решить на уроке?

Ученики. Кто прав: доктор Борменталь, считающий, что у Шарикова собачье сердце, или профессор Преображенский, утверждающий, что у Шарикова «именно человеческое сердце»?

Учитель: Можем мы сразу ответить на этот вопрос?

Нет.

Какие цели своих будущих действий нам необходимо обозначить, чтобы дать ответ на этот проблемный вопрос?

Ученики.

Провести анализ текста и сопоставить образы Шарика и Шарикова.

Понять, какой бы ответ на этот вопрос дал автор повести, что думал автор, что его тревожило.

УУД: регулятивные (целеполагание, планирование); коммуникативные

(умение слушать, вступать в диалог)

Этап 4 Построение проекта выхода из затруднений

Цель этапа

Аналитическая беседа.

а) Приём «погружения в текст».

Учитель: Повесть открывается картинами Москвы середины 20-х годов. Представьте и опишите Москву. Чьими глазами мы видим жизнь?

Ученики: город, где царят ветер, вьюга и снег, живут озлобленные люди. Конкретизировать общие картины поможет обращение к деталям текста, которые могли бы подтвердить сложившиеся у учеников впечатления (столовая нормального питания и бар, судьба «машинисточки» и ее любовника, повар и швейцар, история Калабуховского дома).

Учитель: Противостоит ли что-нибудь в повести этому хаосу и ненависти? Ученики : расска з о квартире Филиппа Филипповича, где царят уют, порядок, человеческие отношения. Но эта жизнь находится под угрозой, потому что домком во главе со Швондером стремится ее разрушить, переделать по своим законам.

Учитель: что же соединяет эти два мира?

Ученики: Это Шарик, которого подобрал профессор Преображенский. Благодаря Филиппу Филипповичу пес перенесся из мира голода и страдания, мира, обрекавшего его на смерть, в мир тепла и света.

Учитель: М. Булгаков продолжил традиции русских сатириков М.Е. Салтыкова-Щедрина и Н.В. Гоголя. У Салтыкова-Щедрина Булгаков взял злободневное звучание, у Н.Гоголя – своего учителя, фантастичность сюжета, образов и даже композиционное построение произведения. Выполняя домашнее задание, вы должны были понаблюдать за композицией повести. А какова композиция повести?

б)Ученики представляют подготовленную дома презентацию , в которой очевидно разделение повести на две части

1 часть

2 часть

1 гл. Мир глазами собаки, встреча с профессором, выбор имени.

2 гл. Шарик в доме на Пречистенке: «перевязка», прием пациентов, визит домкома

3 гл. Шарик в доме на Пречистенке: обед, «разъяснение» совы, «ошейник», кухня, подготовка к операции.

4 гл. Операция.

5 гл. Дневник доктора Борменталя: превращение.

6 гл. Шариков в доме на Пречистенке: разговор профессора с Шариковым, выбор имени, визит Швондера, «разъяснение» кота.

7 гл. Шариков в доме на Пречистенке: обед, размышления профессора.

8 гл. Шариков в доме на Пречистенке: прописка, кража, пьянство, разговор профессора с Борменталем (поиски выхода), «покушение на Зину».

9 гл. Исчезновение Шарикова, Шариков и «машинисточка», донос на профессора, операция

Эпилог: «предъявление» Шарикова, Шарик после операции, профессор за работой.

(Композиция симметрична. Композиция кольцевая: Шарик вновь стал собакой.)

Учитель: каковы причины такого построения произведения?

Ученики делают вывод: зеркальная композиция повести подчеркивает изменения, происходящие в доме профессора и в людях, его населяющих. Вывод записывается в тетрадь.

в)Прием «словесное рисование»

Учитель : итак, Булгаков многие события первой части дает глазами собаки, возможно, для того, чтобы сопоставить Шарика и Шарикова. Представьте, что вы делаете иллюстрации к повести. Как бы вы изобразили встречу собаки и профессора? Что надо сделать, чтобы точнее нарисовать устную иллюстрацию?

Ученики : надо перечитать 1-ю главу . Перечитывают, уточняют детали. Возможное описание:

    На переднем плане — темная подворотня, змеится вьюга. Вдали мы видим из подворотни улицу, ярко освещенный магазин и кусок плаката, который надут ветром. Из магазина только что вышел человек в темном пальто, он движется по направлению к подворотне в «столбе метели». В подворотне на улицу ползет пес. Это ободранная дворняга, у нее грязная свалявшаяся шерсть, страшный ошпаренный бок. Видно, что движение дается псу с огромным трудом. Его голова приподнята, он следит за человеком, идущим ему навстречу.

Учитель: Какие качества Шарика вам симпатичны, какие нет?

Ученики : ум, остроумие, наблюдательность его ироничность, ненависть к пролетариям, дворникам и швейцарам; способность и сострадать, и ненавидеть, лакейскую угодливость.

УУД: познавательные – общеучебные (смысловое чтение, поиск информации), логические (анализ, классификация, выбор оснований для сравнения); личностные (нравственно – эстетическое оценивание); коммуникативные.

Этап 5 Самостоятельная работа

Цель этапа: совершенствование навыка самостоятельной работы и умения строить сотрудничество в группе.

Работа учеников в группах (самостоятельный анализ текста). Время выполнения – 5-8 минут. Каждая группа готовит выступающего, время ответа – 2 минуты.

I группа , анализируя 1-3-ю главы, должна ответить на вопрос:

— Что замечает Шарик в окружающей его действительности и как на это реагирует?

2 группа , анализируя 2-3-ю главы, отвечает на вопрос:

— Что нравится Шарику в доме профессора Преображенского и что – нет?

3 группа , работая с теми же главами, готовит ответ на вопрос:

— Как воспринимает пес обитателей квартиры?

4 группа (те же главы):

Как относятся к Шарику обитатели квартиры?

5 группа (те же главы):

Ученики (желательные ответы):

I группа:

— Пес очень наблюдателен, он хорошо знает жизнь, особенно то в ней, что связано с питанием. Он знает, что мир делится на голодных и сытых. Тот, кто «вечно сыт», «никого не боится», поэтому «не станет пинать ногой». Опасны голодные, те, кто «сами всего боятся». Шарик ненавидит «холуев». Он говорит, что «человеческие очистки — самая низшая категория». Но он и сочувствует людям, которых обманывают, над которыми издеваются те, кто недавно получил власть.

II группа:

— Шарику нравится в доме профессора, хотя после приема пациентов он называет квартиру «похабной». Но в ней тепло, спокойно. После разговора Филиппа Филипповича со Швондером Шарик убеждается, что профессор обладает большой властью. Шарик решает, что здесь он будет в полной безопасности: «Ну теперь можете меня бить, как хотите, а я отсюда не уйду». Нравится псу и то, что в доме его сытно и вкусно кормят, не бьют. Единственное, что его раздражает, так это сова. Пес боится голода и злых людей, а в доме все наоборот. Любимое место Шарика — кухня: там готовят еду, и там горит огонь.

III группа:

— После того, как Шарик понял, что в доме профессора ему нечего и некого бояться, так как и его хозяин никого не боится, он решил, что профессор — «волшебник, маг и кудесник из собачьей сказки». Во время обеда Филипп Филиппович окончательно получил звание божества. Как уже говорилось, еда, тепло и безопасность — главное для Шарика, и тому, кто ему это дает, он готов преданно служить. Шарик изучил звонок профессора, с лаем его встречает.

Он быстро покорил Дарью Петровну — повариху. Кухня — «главное отделение рая» для Шарика. И поэтому он подлизывается к кухарке. К Зине он относится пренебрежительно, именуя ее «Зинкой»; он не любит ее, так как она все время ругает его и говорит, что «он весь дом обожрал». Доктора Борменталя пес называет «тяпнутый» и совсем с ним не общается.

IV группа:

— Профессор Преображенский в общем жалеет Шарика: он велит его кормить как следует, говоря, что «бедняга наголодался»; он обращается с ним ласково, потому что считает, что ласка — это «единственный способ обращения с живым существом»; он никогда не бьет Шарика, даже когда тот «разъяснил» сову. Для Зины Шарик — причина вечного беспорядка в доме. Она считает, что профессор слишком балует Шарика, и предлагает отодрать собаку. Она не понимает, с чего Шарику оказываются такие любезности. Для нее он — обыкновенная дворняга. А Дарья Петровна сначала называла Шарика «беспризорным карманником» и не пускала в кухню, но пес «покорил ее сердце».

Учитель: Какова же система ценностей необычного пса?

Ученики : Главное для Шарика — это еда, тепло и безопасность. Именно это определяет его отношение к людям. В общем, он «продает свою душу» за кусок краковской колбасы. Отношение Шарика к людям определяется тем же: профессор — хозяин, и ему Шарик готов угождать, Дарья Петровна — «царица кухни», к ней ластится пес, Зина -прислуга в доме, и Шарик считает, что она и ему должна прислуживать. Доктор Борменталь никак не связан в сознании пса с едой и теплом, и поскольку укус его ноги остался безнаказанным, то доктор превращается просто в «тяпнутого».

Учитель : Нравится ли вам такая философия жизни? Почему? Каким словом вы бы могли ее назвать?

Ученики : Рабская

V группа выявила этапы изменения Шарика:

— Во-первых, Шарик изменился внешне. Профессор подобрал умирающего пса, с ошпаренным боком, с грязной свалявшейся шерстью, отощавшего от голода. За неделю он превратился в лохматого и «удивительно-жирного» «пса-красавца». Во-вторых, он изменился и внутренне: сначала он тревожился: «Зачем я понадобился профессору?» (его опыт ему подсказывал, что даром никто ничего не делает). Только что попав в дом, он подумал, что очутился в «собачьей лечебнице», и защищал свою жизнь — у него очень развит инстинкт самосохранения. Но увидев, что ему ничего не грозит, а, наоборот, его кормят и ласкают, Шарик начинает бояться лишиться всего этого и думает: «Бейте, только из квартиры не выгоняйте». Он решает, что Филипп Филиппович выбрал его за красоту. Он наглеет на глазах. Быстро оценив ошейник, потому что ему бешено завидуют все встречные псы, он приходит к выводу, что ошейник — своего рода пропуск в лучший мир и дает ему определенные права, например, лежать на кухне. Он забывает, что недавно был обыкновенной бездомной дворнягой, и уже не сомневается, что ничто не лишит его тепла и еды, и окончательно уверяется в том, что он — «собачий принц-инкогнито». Голодную и полную опасностей свободу он променял на сытую, спокойную жизнь, а гордость — на лакейскую угодливость.

Учитель : Какие ассоциации вызывает у вас история собаки?

Ученики : Предполагаемые ответы:

После революции многие люди, жившие в нищете и голоде, потянулись к теплой и сытой жизни, поверили многим обещаниям, решили, что мгновенно «станут всем». Революция — это эксперимент, который большевики поставили над всем народом.

УУД: познавательные(поиск информации, умение строить речевое высказывание); коммуникативные (умение сотрудничать в группе, вступать в диалог), личностные (знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения)

Этап 6 Рефлексия

Цель этапа: самооценка обучающимися результатов своей учебной деятельности

Подведем общий итог урока:

Учитель : Изменилось ли ваше отношение к шарику? Как? Почему? (Это письменный вопрос.)

Ученики делают вывод:

Внутренняя речь Шарика, его оценки событий, размышления совместно с авторским описанием его поведения создают для читателя полную картину внутреннего мира пса.

Учитель :

— Ответили ли мы на проблемный вопрос урока: кто прав: доктор Борменталь, считающий, что у Шарикова собачье сердце, или профессор Преображенский, утверждающий, что у Шарикова «именно человеческое сердце»?

Ученики: — Нет.

Учитель: — На какие же вопросы мы получили ответ?

Ученики: — Сопоставили образы Шарика и Шарикова, увидели, какие перемены произошли, поняли, через какие приемы автор выразил свое отношение к персонажу и что его тревожило.

Учитель: следующий урок станет очередным шагом в разрешении проблемной ситуации, обозначенной нами на этом уроке, а для этого вы должны поработать над вопросами домашнего задания. Какие вопросы вы хотели бы задать мне или одноклассникам?

УУД: регулятивные (оценка), личностные (самоопределение), познавательные (решение проблемы), коммуникативные (умение участвовать в коллективном обсуждении)

Домашнее задание:

1. Выделите этапы превращения Шарика в Шарикова и этапы становления Шарикова, подготовив электронную презентацию (задание для всего класса).

2. Сравните поведение Шарика и Шарикова в эпизодах I и II частей: выбор имени (индивидуальное задание), обед (индивидуальное), посещение квартиры домкомом (индивидуальное).

3. Что, по-вашему, в Шарикове от собаки, что от Чугункина? Свое мнение обоснуйте примерами из текста (общее задание).

4. Какова роль Швондера в воспитании Шарикова? Почему профессор Преображенский говорит, что «Швондер и есть самый главный дурак»? (Индивидуальное задание, его выполняют 3-4 человека.)

Урок № 2

Тема: Спор о собачьем сердце (продолжение)

Этап 1 Мотивация к учебной деятельности

Цель этапа : включение учащихся в деятельность на личностно значимом уровне. Создать установку на анализ произведения.

Просмотр фрагмента фильма «превращение Шарика в Шарикова» , отрывок из экранизации повести режиссёром Бортко.

Учитель : прежде, чем мы ответим на ключевой вопрос, подумайте, почему М.Булгакову понадобилось вводить в повесть, делать пружиной интриги превращение собаки в человека. Если в Шарикове проявляются только качества Клима Чугункина, то почему бы автору было не «воскресить» самого Клима? Однако на наших глазах «седой Фауст», занятый поисками средств для возвращения молодости, не создает человека в пробирке, не воскрешает его из мертвых, а превращает в человека собаку.

Этап 2 Актуализация знаний

Цель этапа : подготовка мышления обучающихся, осознание ими внутренней потребности к построению учебных действий и фиксирование в каждом из них индивидуального затруднения.

Учитель : Затрудняетесь ответить?

Напоминаю вам о дневнике доктора Борменталя (обостряю проблемную ситуацию дополнительным вопросом):

Почему дневник ведет именно доктор Борменталь, а не профессор Преображенский?

Поисковая деятельность учеников, ищут реальные объяснения:

— Мы по записям видим, как взволнован доктор. Сначала он радуется успеху операции и новому открытию. Затем ужасается тому, во что превратилась квартира. Признается, что многого не понимает.

— Филиппу Филипповичу некогда вести дневник, он занят гораздо больше, чем доктор.. Ведь профессору не случайно нужен ассистен, то есть помощник. Потом Филипп Филиппович гораздо меньше Борменталя понял, что новое существо имеет отношение к Климу. Булгаков не хочет раньше времени разгадывать загадку — мы-то тоже ничего не знаем о Климе. А если бы дневник вел профессор, то было бы не так интересно.

— Доктор Борменталь в дневнике выдвигает свою гипотезу: «Мозг Шарика в собачьем периоде его жизни накопил бездну понятий», — и, конечно, записывает не только свои предположения на этот счет, но и мнение профессора. А профессор не стал бы записывать гипотезу Борменталя, так как он абсолютно уверен в своей правоте. И не было бы никакой проблемы. Мы бы тоже поверили профессору, а так есть некоторые сомнения

Ученики совместно с учителем приходят к выводу:

— «Устранение» автора и передача повествования молодому ученому, не обладающему опытом и проницательностью своего учителя, питающему радужные надежды на результат эксперимента, создают новую и при этом центральную оппозицию повести (что такое Шариков — собака, сменившая внешнюю форму или «воскресший» Клим?), усиливают читательский интерес, держат его в напряжении, давая возможность строить свои догадки по поводу событий и результатов операции.

Проверка домашнего задания.

    Демонстрация электронной презентации с результатами выполнения задания: Выделите этапы превращения Шарика в Шарикова и этапы становления Шарикова.

(ругань («все бранные слова, какие только существуют в русском лексиконе»);

курение;

семечки (нечистоплотность);

балалайка в любое время дня и ночи (пренебрежение к окружающим);

вульгарность в одежде и поведении;

аморальность;

пьянство;

воровство;

донос;

покушение.)

Список корректируется, совместно с учителем делается вывод: Становление «нового человека» — это утрата человеческого, нарастание безнравственности, то есть не эволюция, а деградация.

    Проверка индивидуальных заданий.

Сравните поведение Шарика и Шарикова в сходных ситуациях. (Один ученик делится своими наблюдениями с одноклассниками, другие при необходимости дополняют его. На сообщение отводится не больше 2-х минут, о чем ребята предупреждаются заранее). Предполагаемый ответ:

Шариком пса впервые назвала машинистка. Сам пес не согласен с таким именем: «Шарик — это значит круглый, упитанный, глупый, овсянку жрет, сын знатных родителей», а он «лохматый, долговязый и рваный, шляйка поджарая, бездомный пес». Во второй раз Шариком собаку называет Филипп Филиппович, наверное, потому, что это обычное собачье имя: Шарик, Тузик… И пес принимает это имя: «Да называйте как хотите. За такой исключительный ваш поступок (за колбасу). Ему на самом деле все равно, как его будут называть, лишь бы покормили.

— «Лабораторное существо» требует у Флиппа Филипповича для себя документ. Тогда и встает вопрос о его имени. Теперь имя выбирают не «создатели» нового существа, а оно само, но по совету домкома. Новая власть приносит в мир и новые имена. Для Филиппа Филипповича имя Полиграф Полиграфович звучит дико, «но лабораторное существо» отстаивает свои права. Скорее всего, ученики не заметят пародийной переклички — обратим их внимание на некоторое сходство имен Шарикова и его создателя, заключающееся в дублировании самого имени отчеством. Шариков творит свое имя по совету домкома, но по аналогии с именем «папаши».

— Шарик после первого обеда в доме профессора произвел его в ранг «высшего божества». У пса дурман в голове от разнообразных запахов. Он, конечно, слышит, о чем говорят профессор и доктор, но главное для него — еда. Когда он объелся, то задремал. Ему теперь хорошо и спокойно. «Песье почтение» к профессору все время растет и сомнению не подвергается. Единственное, что волнует Шарика, так не сон ли все это.

Для Шарикова же обед, с одной стороны, возможность не только вкусно и много поесть, но и выпить. а с другой стороны — это пытка: его все время поучают и воспитывают. И если Шарик уважает Филиппа Филипповича, то Шариков, кажется, подсмеивается. Он говорит, что профессор и доктор «сами себя мучают» какими-то глупыми правилами. Он совсем не желает становится культурным и вести себя прилично, но вынужден это делать, так как иначе ему не дадут есть (так животных в цирке дрессируют!). Шарик сидел у ног профессора и никому не мешал, только Зина сердилась, а Шариков — чужой за этим столом. Булгаков пишет, что «черная голова Шарикова в салфетке сидела, как муха в сметане», — и смешно, и противно. Шариков и профессор все время обмениваются косыми взглядами.

УУД: познавательные (перерабатывать, систематизировать информацию и предъявлять ее разными способами, умение строить речевое высказывание, умение анализировать и делать выводы); личностные (смыслообразование); коммуникативные (умение слушать, вступать в диалог).

Этап 3 Построение проекта выхода из затруднений

Цель этапа : выбор учащимися способа разрешения проблемной ситуации.

Совершенствование умения проводить композиционный анализ текста, активизация воображения и внимания учащихся к деталям текста через словесное рисование, развитие умения характеризовать героя и давать нравственную оценку его поступкам.

Характеристика Шарикова.

    Просмотр отрывка из кинофильма режиссера В.Бортко «Собачье сердце» — эпизод разговора Шарикова и Филиппа Филипповича. (У Булгакова соответствующий фрагмент начинается словами: «Филипп Филиппович сидел у стола в кресле».)

    Аналитическая беседа.

Учитель : сравните образ Шарикова, созданный актером и режиссером в фильме, с булгаковским описанием.

— Таким ли представлялся вам Шариков, когда вы читали повесть?

— Что сохранили и о чем «забыли» создатели фильма?

Предполагаемые ответы :

— внешне Шариков в фильме совсем такой, как у Булгакова, что актер играет свою роль очень талантливо, но фильм не цветной. Может быть, авторы решили делать так потому, что у собаки нет цветного зрения. Но Шарик у Булгакова цвета различал. В повести сказано: «Шарик начал учиться по цветам». Отсутствие цвета в фильме не позволило авторам передать нелепость костюма Шарикова.

— В фильме Шариков постоянно оправдывается, его даже жалко. Действительно, профессор нападает и нападает на него. А в книге Шариков держится уверенно, а иногда и резко: он не оправдывается, а нападает сам: «Дерзкое выражение загорелось в человечке».

Шариков у Булгакова часто бывает ироничным, а в фильме он тупой. И еще, когда читаешь повесть, смешно, а в фильме все как-то серьезно. Трудно объяснить, почему так.

(если ученики не увидят этой немаловажной детали, то учитель сможет подвести их к ней дополнительными вопросами. «Претензии» учеников вески и основательны: они уловили стилистическое и смысловое расхождение трактовки В.Бортко с текстом Булгакова. В фильме действительно не хватает красок, и дело не только в том, что он черно-белый, а в том, что весь фильм решен в серьезном и очень скучном ключе: в нем недостает булгаковской иронии, юмора, сарказма — оттенков смысла!

А что же наследовал Шариков от Клима Чугункина? Что мы знаем о Климе из текста повести?

3) Работа с блок-схемой.

Великая операция свершилась, а кто стал донором для создания нового человека?

(Клим Чугункин)

Что вы можете сказать об этом человеке? Зачитайте. (конец гл.5, с.199)

(«Клим Григорьевич Чугункин,25 лет, холост. Беспартийный, холост, судился три раза и оправдан: в первый раз благодаря недостатку улик, второй раз происхождение спасло, в третий раз- условно каторга на 15 лет. Кражи. Профессия- игра на балалайке по трактирам.

Малого роста, плохо сложен. Печень расширена (алкоголь) Причина смерти- удар ножом в сердце в пивной («Стоп-Сигнал» у Преображенской заставы).

Из дневника доктора Борменталя мы узнаём, что новое существо переняло все худшие качества своих доноров (Шарика и Клима Чугункина). Найдите и прочитайте описание нового существа.

( Безвкусица в одежде: ядовито-небесного цвета галстух, пиджак и брюки порваны и испачканы; лакированные штиблеты с белыми гетрами. гл.6, с.203)

Помимо этого, оно постоянно говорит по матери, курит, соря окурками, ловит блох, ворует, любит спиртное, падок на женщин… (с.194, 195)

Учитель: но это только внешнее проявление. Осталось что-нибудь от нравственной позиции Шарика? Что определяло поведение Шарика и что главное для Шарикова?

Предполагаемые ответы : — Инстинкт самосохранения. И шариков отстаивает право на собственное существование. Если кто-нибудь попробовал отнять у Шарика его «сытую жизнь», то узнал бы силу собачьих зубов. Шариков тоже «кусается», только его укусы гораздо опаснее.

Вывод: шарик не умер в Шарикове: все его неприятные качества мы обнаружили в человеке.

    Беседа

Учитель : Попробуем разобраться, почему для Шарика образцом и силой был профессор, а для Шарикова –Швондер? Почему же профессор говорит, что «Швондер и есть самый главный дурак»? Понимает ли он, с кем имеет дело?

Ученики: Мозг Шарикова развит очень плохо: то что было почти гениальным для собаки — примитивно для человека: Шарик превратился в человека, но опыта человеческого не получил. Швондер же принимает его за нормального взрослого человека и пытается внушить идеи большевизма.

Учитель: Почему же это так опасно?

Ученики: Обычно, когда человек развивается естественным путем, он постепенно знакомится с миром, ему объясняют, что хорошо, что плохо, учат его, передают накопленный опыт и знания. Чем больше человек узнает, тем больше может понять самостоятельно. А Шариков практически ничего не знает: он только хочет есть, пить и развлекаться. Швондер же ему потакает, рассказывая о правах, о том, что нужно все поделить. Швондер сам горячо верит в то, что проповедует, он сам готов отказаться от благ и удобств во имя светлого коммунистического будущего.

Филипп Филиппович и доктор Борменталь пытаются воспитывать, прививать Шарикову нормальные человеческие манеры, поэтому все время запрещают и указывают. Шарикова это чрезвычайно раздражает. Швондер же ничего не запрещает, а, наоборот, говорит Шарикову, что его притесняют буржуи.

Учитель: А сам Швондер и представители домкома — высокоразвитые личности?

Ученики: Очевидно, что нет.

Учитель: Действительно ли Швондер разбирается в сложных политических и идеологических вопросах?

Ученики: Уже из первого разговора членов домкома с профессором видно, что эти люди в своем развитии ушли не намного дальше Шарикова. И они стремятся все поделить, хотя даже руководить работой домкома по-настоящему не могут: порядка-то как раз в доме и нет. Можно петь хором (что бы ни говорил Филипп Филиппович, но и сам он частенько напевает фальшивым дребезжащим голосом), но нельзя петь хором вместо основной своей работы.

Учитель: Почему Шариков и Швондер так быстро находят общий язык?

Ученики : Швондер ненавидит профессора, так как, чувствуя враждебность ученого, не в силах доказать это и «разъяснить» его истинную антиреволюционную сущность (и здесь Швондеру в интуиции не откажешь!) Для Швондера Шариков — инструмент борьбы с профессором: ведь это Швондер подучил Шарикова потребовать жилплощадь, вместе они пишут донос. Но для Швондера — это правильный поступок, а донос — сигнал, потому что врага нужно вывести на чистую воду и уничтожить во имя будущей счастливой жизни. В бедной голове Швондера никак не укладывается, почему человек, по всем приметам являющийся врагом советской власти, находится под ее защитой!

Итак, «крестный отец» Полиграфа Полиграфовича внушает своему воспитаннику идеи о всеобщем равенстве, братстве и свободе. Попадая в сознание, в котором преобладают звериные инстинкты, они лишь умножают агрессивность «нового человека». Шариков считает себя полноценным членом общества не потому, что сделал что-то для блага этого общества, а потому, что он «не нэпман». В борьбе за существование Шариков не остановится ни перед чем. Если ему покажется, что Швондер занимает его место под солнцем, значит, его агрессивность будет направлена на Швондера. «Швондер — дурак», потому что не понимает, что в скором времени он сам сможет стать жертвой монстра, которого так усиленно «развивает».

Учитель: Кто же прав в споре — профессор Преображенский или доктор Борменталь?

Ученики: очевидно, что оба ученые правы лишь отчасти: нельзя сказать, что мозг Шарика — это только «развернувшийся мозг Шарика», но нельзя сказать, что перед нами только возродившийся Клим. В Шарикове совместились качества собаки и Чугункина, причем рабская философия Шарика, его конформизм и инстинкт самосохранения в соединении с агрессивностью, хамством, пьянством Клима породили чудовище.

Учитель: Почему ученые ошиблись в своих предположениях?

Ученики: по воле писателя его герои не знали о Шарике то, что знают сам автор и его читатели.

Предполагаемые результаты:

Эти заключительные выводы разрешают проблемную ситуацию 2-х уроков, при осмыслении которой обучающиеся должны были понять роль композиции, усвоить язык Булгакова, научиться осознавать важность деталей в повести, сопоставлять образы героев; постичь авторскую концепцию. Кроме того, прием сопоставления произведения с его трактовкой в другом виде искусства позволяет школьникам конкретизировать свои впечатления.

УУД: познавательные (логические – анализ, синтез, выстраивание причинно-следственных связей; общеучебные – создание моделей, смысловое чтение, умение строить высказывание); коммуникативные; личностные (нравственно-эстетическая ориентация); регулятивные (коррекция).

Этап 4 Рефлексия

Упражнение «Интересно».

Заполнить таблицу:

В графу «плюс» учащиеся записывают то, что понравилось на уроке, информацию и формы работы, которые вызвали положительные эмоции или могут стать им полезными. В графу «минус» записывают то, что не понравилось, осталось непонятным. В графу «интересно» записывают все интересные факты. При недостатке времени эту работу можно провести устно.

УУД: регулятивные (оценка)

Домашнее задание к следующим 2-м урокам будет таким:

1. Придумайте название для 4-й главы «Собачьего сердца».

3. Составьте «кодекс чести» профессора Преображенского.

4. Изложите теорию воспитания по профессору Преображенскому и по доктору Борменталю.

5. Опишите профессора в сценах приема пациентов, посещения домкомом, за обедом. Подготовьте выразительное чтение этих сцен.

Поделиться