Сухов а н социальная психология учебное пособие. Сухов

С современных позиций излагаются основы социальной психологии и главные направления прикладной социальной психологии. Рассматриваются социально-психологические теории личности, система отношений и общения, конфликты, дается характеристика общностей и социальных институтов, раскрывается сущность социально-психологической диагностики и развития. Соответствует ФГОС СПО последнего поколения. Для студентов учреждений среднего профессионального образования. Может быть полезно психологам, социологам, социальным работникам и менеджерам.

Произведение относится к жанру Образовательная литература. Книга входит в серию "Среднее профессиональное образование (Кнорус)". На нашем сайте можно скачать книгу "Основы социальной психологии" в формате fb2, rtf, epub, pdf, txt или читать онлайн. Здесь так же можно перед прочтением обратиться к отзывам читателей, уже знакомых с книгой, и узнать их мнение. В интернет-магазине нашего партнера вы можете купить и прочитать книгу в бумажном варианте.


РАЗДЕЛ I. ВВЕДЕНИЕ В СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКУЮ ТЕОРИЮ

Глава 1. ПРЕДМЕТ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ, ЕЕ ЗНАЧЕНИЕ И МЕСТО В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ

РАЗДЕЛ II. СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ

Глава 2. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ

Глава 3. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ

Глава 4. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ЛИЧНОСТИ

Раздел III. СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ ОТНОШЕНИЙ И ОБЩЕНИЯ

Глава 5. СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ И ОБЩЕНИЯ

Глава 6. ДЕФОРМАЦИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ И ОБЩЕНИЙ

Раздел IV. СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ ОБЩНОСТЕЙ И СОЦИАЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ

Глава 7. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОБЩНОСТЕЙ И СОЦИАЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ

Глава 8. МАЛЫЕ НЕФОРМАЛЬНЫЕ ГРУППЫ, ИХ СТРУКТУРА И ДИНАМИКА

Глава 9. СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ СЕМЬИ

Глава 10. КУЛЬТУРА И КЛИМАТ СОЦИАЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Глава 11. СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ОБЩНОСТЕЙ

Глава 12. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕСТУПНЫХ ОБЩНОСТЕЙ

Глава 13. ПСИХОЛОГИЯ БОЛЬШИХ СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП И ДВИЖЕНИЙ

Глава 14. ПСИХОЛОГИЯ ТОЛПЫ

Глава 15. КУЛЬТУРА И ОБРАЗОВАНИЕ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ

Глава 16. СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ БЕЗОПАСНОСТИ

Раздел V. СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ НАПРЯЖЕННОСТИ И КОНФЛИКТОВ

Глава 17. СОЦИАЛЬНАЯ НАПРЯЖЕННОСТЬ

Глава 18. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОНФЛИКТОВ

Глава 19. ТЕХНИКА СНЯТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ НАПРЯЖЕННОСТИ И УРЕГУЛИРОВАНИЯ КОНФЛИКТОВ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Глава 20. ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ

Глава 21. СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ МОДЫ И ПРОПАГАНДЫ

Часть II. ОСНОВЫ ПРИКЛАДНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Раздел VI. ВВЕДЕНИЕ В ПРИКЛАДНУЮ СОЦИАЛЬНУЮ ПСИХОЛОГИЮ

Глава 22. ПРЕДМЕТ, СТРУКТУРА И ЗАДАЧИ ПРИКЛАДНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Раздел VII. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ

Глава 23. ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ

Глава 24. ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ МЕТОДОВ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ, ОСОБЕННОСТИ ИХ ПРИМЕНЕНИЯ В ПРИКЛАДНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Глава 25. ДИАГНОСТИКА КОНКРЕТНЫХ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ

Глава 26. ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ МЕТОДОВ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ

Раздел VIII. ГРУППОВОЕ И ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ

Глава 27. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ГРУППОВОГО И ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ

Раздел IX. ОРГАНИЗАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ

Глава 28. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ

Раздел X. СФЕРЫ ПРИМЕНЕНИЯ ПРИКЛАДНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Глава 29. ПРАКТИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ В РАЗЛИЧНЫХ ОБЛАСТЯХ

Предисловие

Несколько поколений отечественных социальных психологов сформировалось под влиянием социально-психологических теорий, изложенных в учебниках и учебных пособиях, авторами которых являлись Е. С. Кузьмин, Г. М. Андреева, Б. Д. Парыгин, Г. П. Предвечный, А. Г. Ковалев и др. Но если оценивать эту учебную литературу с современных позиций, то можно установить некоторое несовершенство ее содержания. Объясняется это, разумеется, не квалификацией авторов, а наличием идеологического фильтра, отсутствием эмпирической базы, не позволяющей говорить об истинных закономерностях социально-психологических явлений. Учебники и учебные пособия по социальной психологии готовились в определенной идеологической ситуации, к которой так чувствительна именно эта наука.

По мере возникновения благоприятных социально-политических условий отечественная социально-психологическая теория из мифологии, своеобразной социальной «служанки» стала превращаться в науку как таковую. Но преодолеть кризис в области социально-психологической теории оказалось непросто. Дело в том, что здесь невозможно ограничиться отказом от одних принципов, теорий, терминов и переходом к использованию других. Это лишь смена вывесок, не более того. Например, можно заменить слова «марксистская психология» на «гуманистическую психологию», однако суть проблемы останется прежней. Кризис связан с глубинными процессами в обществе, с закостеневшим менталитетом. Поэтому необходимо освобождение общества и науки от догм, изменение взглядов на жизнь и отношения к человеку, понимание его непреходящей ценности.

Отечественную социальную психологию как направление научного знания могут создать те, кто знает действительность не теоретически, а изнутри. Это не отрицание мировой социально-психологической теории, а констатация фактов. Нельзя в современных социально-исторических условиях исходить из сложившихся в прошлом теоретических схем. Наложение их на реалии нередко приводит к казусам. При этом нужно понять и то, почему социологизируется социально-психологическая теория. В настоящее время не обойтись без анализа тех факторов, зачастую социологических, которые определяют содержание социально-психологических явлений. Когда произойдет смена социальных институтов, сложится новая система отношений, утвердится новый образ жизни, тогда наступит время для более тонкого и корректного социально-психологического анализа. Пока обстоятельства позволяют создать лишь «каркас» социально-психологической теории, адекватной сегодняшней действительности, вычленить круг проблематики, относящейся к ее компетенции.

Одновременно надо очистить, говоря образно, авгиевы конюшни нашей науки, т.е. освободить социально-психологическую теорию от идеологии и наполнить ее соответствующим содержанием. Задача не из простых. Поначалу решить ее можно преимущественно на описательном уровне.

Псевдонаучными, а точнее, несостоятельными оказались многие принципы, целые так называемые научные школы, получившие свою известность в прошлом в результате политических спекуляций. Самое же печальное заключается в том, что теория социальной психологии пока не готова дать достойный ответ на запросы социальной практики. Во многих случаях на практике она оказалась неприменимой.

Так получилось, что из поля зрения теории социальной психологии выпал ряд явлений, без учета которых нельзя понять ни общество, ни личность.

Значительный урон теории отечественной социальной психологии в начале 90-х годов нанесла внутрицеховая борьба, которая привела социальных психологов к размежеванию. В основе этой борьбы лежала политическая конъюнктура со стороны представителей отдельных научных школ. Вместо консолидации усилий, конструктивного взаимодействия, так необходимого для преодоления теоретического кризиса, возникла конфронтация, не позволившая плодотворно работать ведущим социальным психологам. Она усугубила ситуацию, связанную с традиционным соперничеством между московскими и санкт-петербургскими социальными психологами.

Как правило, учебники и учебные пособия по социальной психологии в прошлом публиковались под одноименным названием. И только одно учебное пособие, подготовленное профессором Б. Д. Парыгиным, называется «Основы социально-психологической теории». Еще в 70-е годы он понял, что невозможно объять необъятное и объединить под одной крышей и теоретическую, и прикладную социальную психологию.

Включение в данное учебное пособие социально-психологической теории в качестве самостоятельной части объясняется рядом причин: прежде всего насущной потребностью в «инвентаризации» социально-психологической теории, ее критической переоценке с учетом мирового опыта в этой области, в освобождении от идеологических догм и развитии на основе последних научных достижений.

Кроме того, это вызвано и необходимостью преодоления наметившейся конфронтации между теоретиками и практиками в среде социальных психологов. Надо признать, что виной этому -во многом скомпрометировавшая себя в прошлом социально-психологическая теория. Говоря точнее, не теория, а оторванные от жизни теоретизирование, схоластика, предосудительный академизм, боявшийся практики и отгораживавшийся от ее запросов. Но это не значит, что нужно вообще отказаться от социально-психологической теории. Наоборот, без тесной связи с теорией невозможно нормальное развитие прикладных направлений социальной психологии: социально-психологической диагностики; социально-психологического консультирования; организации различных видов социально-психологической помощи.

Без фундаментальной теории неосуществимо и плодотворное исследование социально-психологических явлений в области политики, экономики, национальных отношений, управления, а также развитие таких психологических отраслей, как политическая психология, этнопсихология, экономическая психология. Сегодня, как никогда, общество нуждается в социально-психологических знаниях. При этом следует подчеркнуть, что только тогда, когда будет создана капитальная, научно фондированная и по-настоящему практичная социально-психологическая теория, она сможет быть серьезным подспорьем в решении жизненно важных проблем.

Концепция первой части предлагаемого учебного пособия основывается на определенном подходе к освещению социально-психологических явлений - показывать их не только в нормальных, но и в сложных условиях. Кроме того, авторы предприняли попытку профилировать социально-психологическую теорию, использовать ее для лучшего понимания криминогенных проблем.

В настоящее время во многих учебных заведениях функционируют психологические факультеты. В первую очередь учебное пособие предназначено для их слушателей. Но оно может представить определенный интерес и для слушателей других факультетов, а также для специалистов, работающих с людьми и с их различными объединениями.

Социальная ориентированность кадров - одно из условий успеха реформ, проводимых в России. Авторский коллектив надеется, что данное учебное пособие поможет большему осознанию и необходимости такой ориентированности и ее реализации в практических делах. Это пособие перестроечного периода, отражающее состояние социальной психологии при переходе от тоталитаризма к нормальному устройству жизни. Естественно, что его авторам, профессиональное сознание которых тоже претерпевает перестройку, не все социально-психологические явления, связи между ними, а также причины, их порождающие, удалось проанализировать достаточно глубоко и полно. Особенность пособия состоит также в том, что оно критично и содержит примеры, иллюстрирующие реальную социальную психологию, а не только теоретические схемы.

Учебное пособие в отдельных случаях напоминает психологическую публицистику, что объясняется стремлением отказаться от академической манеры письма, сложившейся в отечественной социальной психологии. Это не противоречит традиции мировой социальной психологии. Напротив, именно в таком стиле уже подготовлено и опубликовано немало книг по вопросам психологии.

В определенной степени материал учебного пособия подан с криминологическим уклоном. Работники правоохранительных органов найдут в нем ответы на вопросы об организованной и общеуголовной преступности. Но специальный акцент на этом не ставится. Срез реальных социально-психологических явлений сделан прежде всего на норме и только затем - в сфере социальной патологии. Поэтому главное назначение учебного пособия состоит в том, чтобы помочь читателю разобраться во всем многообразии психологических процессов общественной жизни. Авторский коллектив выражает признательность всем тем, кто советом и конструктивными замечаниями помог в подготовке данного учебного пособия.

Андреева Г.М. Социальная психология Учебник представляет собой систематический курс социальной психологии . Излагаются фундаментальные проблемы (общение, социальная психология групп, социальная психология личности). Характеризуются предмет социальной психологии , исторические вехи ее развития, методология и методы исследования.

https://www..html

Рационализма. В работах его учеников - Фестингера, Шехтера и др. Эндогенная позиция получила дальнейшее развитие благодаря понятию социальной реальности (противостоящей реальности физической), социального сравнения, мотивированного восприятия, когнитивного диссонанса. Главенствующее положение, которое заняли в социальной психологии исследования подобного рода сделало последующие поколения ученых особо чувствительными к таким явлениям и процессам, как когнитивные...

https://www.сайт/psychology/14336

Незамедлительная помощь психиатра. В России сегодня появился ряд суицидологических центров и кабинетов социально -психологической помощи, где люди оказавшиеся в критической ситуации могут получить профессиональную помощь. Исключительно... ответственным этапом профилактики самоубийств выступает оказание помощи суициденту со стороны социального работника. Как показывает практика, существует три основных способа помощи человеку, думающему о...

https://www.сайт/psychology/15954

Осознают свою принадлежность к этому образованию. При этом подавляющее число исследований в социальной психологии выполнено на материале так называемых малых групп. В психологической литературе приводится много различных подходов... классификаций. В настоящее время известно около 50 различных оснований классификаций групп. Наибольшее распространение в западной социальной психологии получило деление малых групп на: первичные и вторичные; формальные и неформальные; “группы членства” и...

https://www.сайт/psychology/14850

Достойных мужчин, а у другой отношения с противоположным полом никак не складываются? В чем тут дело? Психология отношений помогает посмотреть на ситуацию со стороны. Часто те, кто пользуется популярностью у мужчин, не обладают безупречной внешностью, ... со временем мы начинаем его избегать, даже если не осознаём, что происходит. Теперь давайте перенесем это на психологию отношений мужчины и женщины. Единственная причина, по которой мужчина будет искать общества женщины - это если ему...

Социальная психология: Учебное пособие для вузов (под ред. Сухова А.Н., Деркача А.А.). Серия: Высшее образование. 2001 г. 600 стр. ISBN 5-7695-0627-Х

Часть I. ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ

Предисловие...........................................................................................................

РАЗДЕЛ I. ВВЕДЕНИЕ В СОЦИАЛЬНОПСИХОЛОГИЧЕСКУЮ ТЕОРИЮ

Глава 1. Предмет социально-психологической теории, ее значение и место в психологической науке. 8

§ 1. Предмет социально-психологической теории..........................

§ 2. Структура социально-психологической теории и ее значение............................

РАЗДЕЛ П. СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ

Глава 2. Социально-психологические теории личности..............................

§ 1. Специфика социально-психологического подхода к пониманию личности

§ 2. Характеристика социально-психологических теорий личности........

Глава 3. Социально-психологические аспекты социализации личности......

§ 1. Понятие стадий, институтов и механизмов социализации личности.....

§ 2. Влияние социально-психологических факторов на социализацию личности.........

§ 3. Асоциализация, десоциализация и ресоциализация личности....................................

§ 2. Социально-психологическая компетентность как ведущее свойство профессионала..60 РАЗДЕЛ III. СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

ОТНОШЕНИЙ И ОБЩЕНИЯ

Глава 5. Сущность, структура и функции социальных отношений и общения....62

§ 1. Понятие и виды социальных отношений, их взаимосвязь с общением

§ 2. Понятие и виды общения...........................................................

Функции и трудности общения.................................................

Характеристика профессионального общения........................

Глава 6. Деформация социальных отношений и общений........................

Сущность и виды деформации социальных отношений.......

Деформации общения: криминогенный аспект.....................

РАЗДЕЛ IV. СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ ОБЩНОСТЕЙ И СОЦИАЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ

Глава 7. Социально-психологическая характеристика общностей и социальных ин-

ститутов 116

§ 1. Социально-психологический анализ общества.....................

§ 2. Понятие и классификация общностей и социальных институтов...................

§ 3. Социально-психологическая характеристика стратификации общества.

Образ, качество и стиль жизни.....

Глава 8. Малые неформальные группы, их структура и динамика.........

§ I. Понятие и виды малых неформальных групп.......................

§ 2. Возникновение и развитие малой неформальной группы......

§ 3. Социально-психологические характеристики сложившейся группы...............

Глава 9. Социальная психология семьи.....................................................

Социально-психологическая классификация и функции семьи.....................

Социально-психологические проблемы семьи......................

Глава 10. Культура и климат социальных организаций...........................

Понятие и составляющие организационной культуры........

Характеристика социально-психологического климата

различных социальных организаций.....................................

Глава 11. Социальная психология производственных общностей............

§1.Социально-психологические особенности производственных общно-

стей при переходе к рыночным отношениям..171

§ 2. Психология менеджмента........................................................

Глава 12. Социально-психологическая

характеристика преступных

§ 1. Социально-психологическое понимание организованной преступности....................

§2. Общеуголовная преступность: социально-психологический анализ.......................

Глава 13. Психология больших социальных групп и движений...............

§ 1. Признаки больших социальных групп и движений..............

§ 2. Характеристика массовых социально-психологических явлений.................................

Глава 14. Психология толпы.........................................................................

§ 1. Социально-психологическая сущность толпы.......................

§ 2. Характеристика различных видов толпы..............................

Глава 15. Культура и образование как социальный институт..................

§ 1. Культура как социальный институт......................................

§ 2. Образование как социальный институт.................................

Глава 16. Социальная психология безопасности.......................................

§ 1. Социально-психологическое измерение безопасности.........

§ 2. Безопасная власть....................................................................

§ 3. Общественная безопасность...................................................

СОЦИАЛЬНАЯ

ПСИХОЛОГИЯ

НАПРЯЖЕННОСТИ И КОНФЛИКТОВ

Глава 17. Социальная напряженность........................................................

§ 1. Понятие, уровни, причины и механизмы возникновения социальной напряженно-

§ 2. Формы проявления социальной напряженности..................

Глава 18. Социально-психологическая характеристика конфликтов.......

§ 1. Основы конфликтологии: понятие о конфликтах, их структура, функ-

ции, стадии протекания и виды.. 254

§ 2. Конфликты в различных общностях......................................

Глава 19. Техника снятия социальной напряженности и урегулирования конфликтов:

теоретический аспект.263

§ 1. Техника снятия социальной напряженности..........................

§ 2. Урегулирование конфликтов...................................................

Глава 20. Теория социально-психологического воздействия....................

§ 1. Сущность социально-психологического воздействия...........

§ 2. Характеристика социально-психологического воздействия.....287

Глава 21. Социальная психология моды и пропаганды.............................

§ 1. Понятие и функции моды........................................................

§ 2. Психология пропаганды..........................................................

Заключение...........................................................................................................

Часть II. ОСНОВЫ ПРИКЛАДНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Предисловие.........................................................................................................

ВВЕДЕНИЕ

ПРИКЛАДНУЮ

СОЦИАЛЬНУЮ ПСИХОЛОГИЮ

Глава 22. Предмет, структура и задачи прикладной социальной психологии..

§1. Структура и предмет прикладной социальной психологии....

§ 2. Теоретические основы прикладной социальной психологии: состояние

и перспективы развития... .....

§ 3. Функции и задачи прикладной социальной психологии......

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ

МЕТОДИЧЕСКИЕ

ПРОБЛЕМЫ

СОЦИАЛЬНОПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ

И ВОЗДЕЙСТВИЯ

Глава 23. Организация социально-психологической диагностики...........

§ 1. Программное обеспечение социально-психологической диагностики. ...............

2. Организация и процедура проведения социально-

психологической

диагности-

Глава 24. Характеристика основных методов социально-психологической диагности-

ки, особенности их применения в прикладной социальной психологии............

§ 1. Наблюдение и эксперимент как методы социально-психологической

диагностики.

Аппаратурные

диагностирования

социально-

психологических явлений.....

§ 2. Использование опросов в социально-психологической диагностике..........................

§ 3. Контент-анализ как метод социально-психологической диагностики...

§ 4. Тестирование социально-психологических явлений.............

§ 5. Нетрадиционные методы социально-психологической диагностики.........

Глава 25. Диагностика конкретных социально-психологических явлений...............

1. Социально-психологическая

диагностика социальных отношений

ния...................

§ 2. Диагностика массовых социально-психологических явлений.......................

Глава 26. Характеристика основных методов воздействия на социально-

психологические явления..411

§ 1. Понятие, виды и организация социально-психологического тренинга..................

§ 2. Понятие и основные техники социально-психологического консультирования.......

РАЗДЕЛ VIII. ГРУППОВОЕ И ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ

Глава 27. Социально-психологическая диагностика группового и личностного разви-

§ I. Социально-психологическая диагностика проблем семьи.....

§ 2. Социально-психологическая диагностика малых неформальных групп....

§ 3. Социально-психологическая диагностика личности............

§ 4. Немедицинская групповая психотерапия: сущность, этапы и

РАЗДЕЛ IX. ОРГАНИЗАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ

Глава 28. Социально-психологические аспекты организационного развития...........

§ I. Функции и эффективность социальных организаций..........

§ 2. Социально-психологическая диагностика социальных организаций..........

§ 3. Формирование имиджа социальных организаций...............

§ 4. Социально-психологический тренинг делового общения......

§ 5. Организационное консультирование, его сущностные характеристики............

§ 6. Базовый алгоритм организационного консультирования.....

РАЗДЕЛ X. СФЕРЫ ПРИМЕНЕНИЯ ПРИКЛАДНОЙ

СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Глава 29. Практика использования социальной психологии в различных облас-

§ 1. Прикладная социальная психология и политика.................

§ 2. Прикладная социальная психология в сфере экономики.....

§ 3. Прикладная социальная психология в образовании............

§ 4. Прикладная социальная психология в здравоохранении....

§ 5. Экстремальная прикладная социальная психология............

Заключение..........................................................................................................

ВВЕДЕНИЕ В СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКУЮ ТЕОРИЮ Глава 1

ПРЕДМЕТ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ, ЕЕ ЗНАЧЕНИЕ И

МЕСТОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ § 1. Предмет социально-психологической теории

Практически любой учебник по психологии начинается с расшифровки понятия «психология». При этом непременно указывается, что оно греческого происхождения и состоит из двух слов: «psyche» - душа и «logos» - учение. Понятие «душа» неоднозначно,оно имеет несколько толкований. Материалисты под понятием«душа» понимают психику человека. Что же касается идеалистического понимания души, то здесь оно трактуется в божественном, теологическом, смысле. Однако такое понимание психологии, основанное на четком разделении материализма и идеализма, осталось в прошлом. Вновь, как когда-то, встала во весь рост проблема души, духовности. Сегодня сложилось несколько подходов к пониманию духовности:

1) традиционно материалистический;

2) идеалистический, религиозный;

3) основанный на использовании религиозного опыта в психологической практике. Позиция авторов учебника состоит в отходе от вульгарногопонимания связи психологии с

религией, в признании сложныхотношений между ними и в недопустимости подмены психологиирелигией. Связь между ними существует, она должна быть признана полезной, но в определенных рамках, а не во всех без исключения случаях. В. В. Знаков и А. В.Брушлинский правы, когдаговорят о том, что «дух, душа, духовное, духовность и т.д. – это не надпсихическое».

Если использовать традиционный подход к пониманию социальной психологии, то получается, что это учение «о социальной душе», или о психике. Возникает вопрос, что означает слово «социальный»? В данном случае нужно иметь в виду следующее. Лю-|м)с социальное явление возникает в результате взаимодействиячеловека и человека, человека и общности, общности и общности. Именно в этом состоит природа социального.

В результате взаимодействия возникают социально-психологические явления, т.е. взаимодействие образует тот круг явлений, который в конечном счете и составляет предмет социальной психологии. Известный отечественный психолог К.К.Платонов подчеркивал, что далеко не все профессиональные психологи понимают, чем отличается социальная психология от других отраслей психологии. Говоря о специфике социальной психологии, он имелв виду именно те эффекты («плюс» или «минус»), которые рождаются в результате взаимодействия.

В процессе уточнения предмета социальной психологии какнауки можно выделить несколько периодов:

1. Накопление социально-психологических знаний в сфере философии и общей психологии (VI в. до н.э. -середина XIXв.).

2. Выделение описательной социальной психологии из философии, социологии и общей психологии в самостоятельную область знания (50-60-е годы XIX в. - 20-е годы XX в.).

3. Оформление социальной психологии как науки со всеми присущими ей атрибутами

(20-е годы XX в.).

Своеобразной датой рождения социальной психологии считается 1908 г., когда одновременно появились на свет работы В. Мак-Чаугалла и Э. Росса, в названия которых был включен термин «социальная психология».

Процесс формулирования предмета социальной психологии можно рассматривать не только в хронологическом, но и в концептуальном, а точнее, в хронолого-концептуальном плане. Такой подход целесообразнее, так как позволяет рассмотреть процессмшпфовки предмета науки и во времени, и в рамках различных научных ШКОЛ.

Первоначально социальная психология не могла точно обозначить свой предмет. Одни авторы, считая ее отраслью социологии, ограничивали социальную психологию задачами дополнительной психологической интерпретации изучаемых социологами явлений. Другие полагали, что социальная психология является частью общей психологии, а ее назначение сводится к привнесению социальных поправок в общепсихологическое знание. Третьи утверждали, что социальная психология - это промежуточное связующе звено между социологией и общей психологией. Такое толкование предмета социальной психологии нашло отражение в ее положении среди других наук. В частности, в США секция социальной психологии входит как в Американскую социологическую ассоциацию, и в Американскую психологическую ассоциацию. Подобная ситуация сложилась и в отечественной социальной психологии.

Не случайно защита диссертаций по социологии и социальнойпсихологии проходила в рамках одной и той же научной специальности. Все это говорит о том, что предмет социальной психологии однозначно до сих пор не определен.

Признание факта, что социальная психология основывается, содной стороны, на социологии, с другой - на общей психологии, никак не проясняет понимание ее предмета.

В зарубежной социальной психологии каждая научная школастаралась по-своему определить ее предмет, исходя из собственного понимания вопроса. Своеобразный подход к выделению основной проблематики социальной психологии проявили представители таких научных направлений, как психология народов имасс, теория инстинктов социального поведения и групповой динамики, социал-дарвинизм и бихевиоризм, гештальтпсихология и психоанализ, интеракционизм и когнитивизм, экзистенциальная психология и трансактный анализ и др.

В отечественной социальной психологии можно выделить несколько этапов, которые связаны с дискуссией о ее предмете. Наиболее остро эта дискуссия происходила в 20-е годы. В результате сформировалось псевдонаучное понимание социальной психологии. На судьбу отечественной социальной психологии повлияла точка зрения основателя и директора психологического института Г. И.Челпанова, предложившего разделить психологию на две части: социальную и собственно психологию. Социальная психология, по его мнению, должна разрабатываться в рамках марксизма, а собственно психология обязана оставаться эмпирической. Не отрицая значения марксизма для социальной психологии, тем не менее нельзя его фетишизировать. В эти годы свое понимание предмета социальной психологии высказали представители коллективной реактологии и рефлексологии. Так, предмет коллективной рефлексологии определялся следующим образом: «Изучение возникновения, развития и деятельности собраний и сборищ»,проявляющих свою соборную соотносительную деятельность как целое благодаря взаимному общению друг с другом входящих в них индивидов».

В 50-60-е годы вновь была развернута дискуссия о предмете социальной психологии. В то время имелись три подхода к решению этого вопроса. Представители первого понимали под социальной психологией науку о «массовидных явлениях психики». Сторонники второго подхода видели в качестве основного ее предмета личность, а третьи пытались синтезировать два предыдущих, т. е. социальная психология рассматривалась ими как наука, изучающая и массовые психические процессы, и положение личности в группе.

Странно, но факт, что ни в одном учебнике по социальной психологии не было определения ее предмета. Авторы, как правило, добросовестно перечисляли точки зрения других ученых на этот счет, но сами уходили от ответа на вопрос, что изучает социальная психология. Во многом это объяснялось тем, что социальные психологи в силу объективных причин не могли откровенно высказываться по поводу предмета своей науки. Над ними довлел партийно-классовый подход, согласно которому исторический материализм и политическая экономия рассматривались в качестве ведущих наук в области изучения социальных явлений. Что же касалось социальной психологии, то она при рассмотрении многих вопросов строго следовала историческому материализму. Она обязана была «знать» свое место и конкретно заниматься изучением общественной психологии как явления менее значимого, чем идеология. Не случайноныла опубликована брошюра под названием «Что изучает общественная психология?» Отдельные области социальной психологии превратились в своеобразный катехизис, мифологию. Это прежде всего касалось больших социальных групп. Социальная психология снималась в основном изучением школьных коллективов .

Ясно, что идеологический подход ограничивал предмет отечественной психологии, уводил

ее в сторону от исследования социальных явлений, входящих в сферу ее компетенции.

В значительной степени затрудняло определение предмета социальной психологии и то обстоятельство, что она долгое время развивалась как описательная наука, в русле житейских представлений. Отсюда вместо четкого понятийного аппарата в социальной психологии сложился терминологический конгломерат на основе некритического заимствования из социологии, общей психологии и других наук. Все это затуманивает вопрос о предмете социальной психологии. Однако главная трудность связана с неоднозначным пониманием парадигмы, единицы анализа.

В психологии под единицей анализа подразумевается универсальное понятие, общая составляющая различных психических процессов. В общей психологии за единицу анализа берутся

ощущение, образ и т.д. В социальной психологии к единице анализа относятразличные явления. Одни ученые считают, что это совместная деятельность, другие - общение, третьи - личность и т. п.

Однако, как отмечалось выше, универсальным понятием считается «взаимодействие», в результате которого и образуются социально-психологические явления. По существу, они есть эффектом взаимодействия. И именно они выступают в качестве универсального понятия социальной психологии, единицы ее анализа.

По существу, это интеракционистский подход к объяснениюсоциально-психологических явлений. С точки зрения социального психоанализа или когнитивной психологии природа последних выглядит несколько иначе. Социально-психологические явленияипи.чя представить без учета «коллективного бессознательного» и г. д. Тем не менее роль взаимодействия в их происхождении трудно переоценить.

Социально-психологические явления -это феномены, возникающие в результате взаимодействия субъектов (индивидов и общностей) в определенных условиях, отражающие их в различных формах, выражающие отношение к ним, побуждающие и регулирующие поведение людей, осуществляющие обмен сообщениями и переживаниями, а также способствующие организации как социально полезной, так и преступной деятельности.

К числу основных социально-психологических явлений относятся: общение, мнение и настроение, общность, стратификация, стереотип, конфликт, образ жизни и пр. Социальнопсихологические явления находят свое отражение в соответствующем понятийном аппарате, тезаурусе. Они классифицируются по различным основаниям: содержанию, устойчивости и т.д. Так, по содержаниюони делятся на нормальные и деформированные. Критерияминормальных социально-психологических явлений выступают их позитивные, стабилизирующие влияния на состояние политики, экономики и общества, на жизнеощущения и деяния личностей.Что же касается деформации социально-психологических явлений, то их отличия состоят в негативных, дестабилизирующих, дезорганизующих влияниях. Это обстоятельство создает предпосылки для создания экстремальной социальной психологии. В зависимости отсубъекта возникновения различаются следующие социально-психологические явления: межличностные; групповые; межгрупповые; массовидные. Выделяются осознаваемые и неосознаваемые социальнопсихологические явления.

По степени устойчивости социально-психологические явления подразделяются на динамичные (например, различные виды общения), динамико-статичные (например, мнения и настроения) и статичные (например, традиции, обычаи). Обычно в динамике истатике рассматривались только групповые явления. Эта традиция восходит к школе «групповой динамики» К.Левина. Между тем такие явления наблюдаются не только в рамках малых групп.

Д. Майерс выделяет американскую и европейскую социальнуюпсихологию, а также развивающихся стран.

Отечественная социальная психология называлась по-разному: просто социальной психологией, общественной психологией, марксистской социальной психологией.

Марксистская социальная психология имеет право на существование, но не в качестве истины в последней инстанции. Можно сказать, что марксистская социальная психология - одна из ееверсий, но не более того. Есть гуманистическая, когнитивная социальная психология, социальный психоанализ и т.д. Свое место в этом ряду должна занять и марксистская социальная психологиябез претензий на монополию. Здесь содержится ряд правильных вметодологическом отношении постановок вопросов о социальных конфликтах и пр.

Социальная психология имеет право называться наукой в том случае, если она обладает возможностью освещения закономерностей возникновения, развития и проявления социальнопсихологических явлений.

Впервые законы социальной психологии попытался сформулировать А.Г.Ковалев в «Курсе лекций по социальной психологии» (М., 1972). Однако его попытку нельзя в целом признатьудачной, так как при этом были повторены законы историческогоматериализма, в частности закон детерминации социально-психологических явлений (общественное бытие определяет общественное сознание). В 1988 г. аналогичную попытку предприняли авторыТеоретической и прикладной социальной психологии» . Но ихпостигла та же участь. Дело в том, что при отсутст-

вии достаточнобольшого массива эмпирических исследований определить закономерности со- циально-психологических явлений практически невозможно. Для того чтобы вывести закон, нужны широкомасштабные исследования.

Тем не менее, анализ имеющихся данных позволяет сделатьпредварительный вывод о некоторых закономерностях социально-психологических явлений. Об общей социальнопсихологической теории говорить еще рано, так как ее каркас лишь возводится на основе разработки частных теорий (социальной перцепции, малых групп, функционирования общественного мнения, стратификации и пр.). Вместе с тем уже сейчас можно с большей долей вероятно утверждать, что законы в области социальной психологииимеют иерархический, субординационный, нелинейный и замкну-М.1Й характер, что социально-психологические явления относительно независимы (автономны) и к объяснению их природы подхода «S-R» (стимул-реакция) неприемлем. При этом следуетподчеркнуть, что социально-психологические явления возникают и проявляются на разных уровнях (макро-, среднем и микро-), в разных сферах (государства, экономики, общества, отдельной личности) и условиях (нормальных, осложненных и экстремальных).

Один из недостатков социальной психологии в том, что онапытается определить закономерности социально-психологических явлений независимо от уровня, сферы и условий их возникновения и проявления. Так, долго не учитывалось, что формированиеобщественного мнения в нормальных условиях подчиняется одним закономерностям, а в экстремальных - совершенно другим.

В качестве основного механизма возникновения социально-психологических явлений выступает общение. В результате его формируется личность, образуются малые группы и психология более широких общностей, а также происходят изменения различной степени сложности. Если иметь в виду механизмы возникновения и распространения социально-психологических явлений, то они подразделяются на умышленно создаваемые (слухи, различные группировки и т.д.), а также стихийно возникающие и распространяющиеся (мода и пр.). К универсальным механизмам социально-психологических явлений относят:

подражание - следование какому-либо примеру, образу; внушение - процесс воздействия, связанный со снижением сознательности и критичности

при восприятии и реализации передаваемого содержания; заражение - процесс передачи эмоционального состояния от одного индивида к другому; убеждение - метод воздействия на сознание личности;

идентификацию - процесс объединения или, точнее, отождествления.

Именно эти механизмы лежат в основе социального научения иповедения. Яркое описание одного из механизмов социально-психологических явлений содержится в знаменитой сказке Х.Андерсена о голом короле. Эта сказка - пример конформизма, с помощью которого совершается массовый обман. Боязнь быть не «каквсе», получить наказание за несогласие с общим мнением сохраняет ложь и заставляет воспринимать ее как правду.

Таким образом, предметом социальной психологии являетсяизучение закономерностей возникновения, функционирования и проявления социально-психологических явлений на макро-, среднем и микроуровне, в различных сферах, в нормальных, осложненных и экстремальных условиях. Собственно говоря, это предметтолько одной из частей социальной психологии - ее теоретическойобласти. Предмет прикладной социальной психологии складывается из закономерностей психодиагностики, консультирования и применения психотехнологий в сфере социальнопсихологических явлений.

В дальнейшем речь пойдет преимущественно лишь о социально-психологических явлениях, относящихся к компетенции социально-психологической теории.

§ 2. Структура социально-психологической теории и ее значение

Социальная психология состоит из двух частей - теории и практики, в связи с чем выполняет соответствующие функции - теоретическую и практическую. Учебные курсы и учебники по социальной психологии обычно так и называются, хотя и не всегдаимеют право на это. Они, по существу, отражают только основы социально-психологической теории. Учебников по прикладной социальной психологии в общепринятом смысле не было до выхода в свет таких работ, как «Введение в практическую социальную психологию» (МГУ, 1996) и «Прикладная социальная

психология» под редакцией А. Н. Сухова, А. А. Деркача (М., 1998).

Между тем в зависимости от выполняемых функций курс и учебники «Социальная психология» следует подразделять на «Социальнопсихологическую теорию» и «Прикладную социальную психологию».

Социально-психологическую теорию нельзя представить без частных теорий, т.е. без таких теоретико-прикладных дисциплин, как политическая психология, этнопсихология, психология управления, экономическая психология, экологическая психология и др.Что же касается содержания прикладной социальной психологии, то ее «ядро» образуют социально-психологическая диагностика, консультирование, воздействие и психотехнологии в социальнойпрактике. В этом случае социально-психологическая теория является как бы стволом дерева социальной психологии, а ее ветвями, соответственно, - перечисленные отрасли.

Главная задача социально-психологической теории состоит восвещении основных характеристик социально-психологических явлений, объяснении причин и механизмов, построении прогнозов их развития, а также в научном раскрытии и обосновании существа приемов оказания со- циально-психологической помощи.

Структура социально-психологической теории включает в себя следующие компоненты: 1) методологию; 2) феноменологию; 3) закономерности и механизмы; 4) теоретическое обоснование праксиологии (методики применения различных воздействий или ихсовокупностей с точки зрения их эффективности). Западная социальная психология более свободна от методологии, вместо которой она использует профессиональную «идеологию».

Отечественная социальная психология имеет давние традиции, хотя и не всегда положительные, по взаимодействию с философией. И прошлом развитие социальной психологии тормозили чрезмерно жесткие рамки закостеневшей в своих догматах философии. Сейчасв области философии и социальной психологии ситуация кардинально изменилась.

Следует особо выделить принцип объективности, без соблюдения которого нельзя серьезно говорить о социальной психологии как науке. Своими корнями он уходит к позитивизму, сформулировавшему требования к процессу познания социальных явлений.

Однако в гуманитарных науках все большую популярность приобретает подход к социальным явлениям с позиций понимающей социологии и психологии. Как правильно подметил немецкий философ и историк культуры В. Дильтей, мало фиксировать социально-психологические явления, их нужно еще и «прочувствовать», для того чтобы познать. Социальной психологии необходимо сотрудничество с социальной философией и социологией. В то же время ей не обойтись и без истории, точно так же, как нельзя понять и объяснить историю без социальной психологии.

Изучение любого социально-психологического явления (личности, общности, социальных институтов, в том числе политических, общественных и экономических) невозможно без учета влияния культурно-исторического контекста.

В России подобный подход впервые применил Л. С. Выготский,затем Б. Ф. Поршнев и др. В. А. Шкуратов подготовил докторскую диссертацию, в которойобосновал предмет исто-

рической психологии, а затем издано одноименное учебное пособие.

В настоящее время, по мнению В.А.Шкуратова, в психологии наблюдается переход от есте- ственно-научных парадигм к парадигме (повествованию, сюжетному мышлению, рассказу). Вряд ли с этим полностью можно согласиться. Но исключать данный подход - значит обеднять социальную психологию.

Учет культурно-исторического контекста при изучении социально-психологических явлений важен в теоретико-методическом плане.

Культура, ее элементы имеют непосредственное отношение к базовым социальнопсихологическим явлениям: ментальности, смыслу жизни, социальным ценностям, картинам мира и социальным чувствам.

В свою очередь, знание об историко-культурном развитии социально-психологических явлениях позволяет объяснить современное состояние политических, общественных и экономических институтов.

Как уже отмечалось, в настоящее время проблемами власти, общества и экономики занимаются теоретико-прикладные отрасли социальной психологии: политическая, этническая и эко-

номическая психология .

В то же время следует отметить, что предметы указанных отраслей социальной психологии определены нечетко, что связано с отсутствием концептуального подхода к определению предмета политической, этнической и экономической психологии. С точки зрения содержания эти отрасли представляют собой достаточно абстрактные рассуждения о психологических аспектах политического лидерства и т.д. при отсутствии конкретики.

В качестве концептуальной основы теоретико-прикладных отраслей социальной психологии, а именно политической, этнической и экономической психологии, должны стать современные парадигмы социальной психологии.

С этой точки зрения во главу угла должны быть поставлены культура и социальнопсихологические явления, связанные с нею.

В 1952 г. вышла книга американских культурологов А.К.Либера и К. Клаксона «Культура. Критический обзор концепций и определений». В ней приведено более 150 определений культуры.

Б. С. Ерасов выделяет пять базовых определений культуры:

1) культура как особая сфера и форма деятельности, связаннаяс мышлением и т. д.; 2) культура как общий уровень развития общества; 3) культура как сумма общественных достижений;

4) культура как специфическая система норм, ценностей и смы-слов, отличающая одно общество от другого;

5) культура как духовное измерение всякой деятельности .

Культуру представляют такие социально-психологические явления, как ментальность, смыслы (смысл жизни, жизненные планы и цели), социальные ценности, мотивационная сфера, «Я» и когнитивные характеристики (картины мира, стереотипы, самооценка, самоотношение), понятия «Мы» и «Они», социально-психологическая компетентность, конфликты, социальные чувства и эмоции, общение: язык, стиль, диалектные особенности и т. п.

Между элементами культуры и социально-психологическими явлениями существует взаимосвязь, в отдельных случаях границы между ними практически отсутствуют.

История социальной психологии началась с изучения мифов, обычаев, языка, т.е. психоло- го-исторических, этнопсихологически явлений, проведения кросскультурных, сравнительных исследований.

Но в дальнейшем увлечение позитивизмом без учета историко-культурного контекста при проведении исследования привело к кризису социальной психологии. Это проявилось и в теории,

и на практике. Еще в 1880 г. М.Забылин - составитель книги «Русскийпарод. Его обычаи, обряды, предания и поэзия» писал: «Читая лекции отечественной истории в наших учебных заведениях, преподаватели этого предмета мало говорят об обычаях и образе/кизни наших предков, почему бытовая сторона нашего народа в чьем прошлом почти потеряна для нас. Между тем археологические и этнографические исследования указывают нам на следы и<остатки обычаев, обрядов и образа жизни народа. В сказках, былинах, поверьях, песнях встречается очень много правды о родной старине, и в поэзии их передается весь народный характериска, с его обычаями и понятиями».

Объектом социального психоанализа является сфера бессознательного, но применительно к конкретным социальным субъектам: личности, группе, этносу, нации, народу на основе изучения «коллективного бессознательного» (К. Юнг) и «социального бессознательного» (Э.Фромм). Сюда же относятся исследования структуры душевной жизни социума («психологии народной жизни», «души народа», «души России») . Социальный психоанализ можетныть использован в основном в качестве метода интерпретации социально-психологических явлений.

Картина мира представляет собой сложное многоуровневое обшвание, в которое наряду с научным, понятийным знанием входят и религиозный опыт, и виртуальные построения искусства, иидеологии, и глубинные пласты мифологического и коллективного бесссознательного в духе К. Юнга .

В психологии исследование картины мира, в том числе и ее политического аспекта, интенсивно развивается в рамках психосемантического подхода . В психосемантике реализуется парадигма конструктивизма, где картина мира трактуется некак зеркальное отражение

действительности, а как одна из возможных «пристрастных» культурно-исторических моделей мира, которые создает единичный или коллективный субъект. В этомплане психосемантика стоит на позиции признания множественности возможных моделей мира, плюрализма истины и, как следствие, множественности путей развития отдельного индивида, общества, страны, всего человечества.

Дж.Келли ввел понятие личностного (персонального) конструкта как элемента этой конструктивной системы на уровне индивида. Этот термин может быть расширен и применительно к общественному сознанию, впитавшему в себя личностные конструкты, которые стали достоянием культуры.

Феноменология должна включать как общую, так и частную теорию социальнопсихологических явлений, а именно: теорию социально-психологических явлений на микро-, среднем и макроуровне. Что же касается взаимоотношений социальной психологии с ложно понимаемой идеологией, то первой следует оставаться нейтральной, последней же уступить место профессиональной этике социальных психологов.

Вопрос об идеологизации не праздный. Можно спорить о содержании идеологии, но наивно полагать, что какое-либо общество и гуманитарная наука могут обойтись без нее. Еще недавно исторический материализм безапелляционно выступал в роли истинной теории. Именно это обстоятельство низводило социально-психологическую теорию до «полуфабриката», и всем соци- ально-психологическим явлениям требовалось материалистическое обоснование.

В США в 1990 г. Национальная ассоциация социальных работников приняла этический кодекс, в котором изложены основные принципы деятельности социального работника, в частности:безупречное поведение и компетентность, моральная ответственность перед клиентом, коллегами, работодателем, своей профессией и обществом .

В отечественной психологии также разработан и принят этический кодекс . Суть его состоит в том, что основополагающим принципом отечественной социальной психологии должен стать принцип гуманизма: обеспечение личностного роста, самоактуализации «Я», приумножение общечеловеческих ценностей, т.е. критерием оценки теории и социальнопсихологической практики обязан быть тезис: «Человек - мерило всех вещей». Однако при этом нельзя отрицать и сбрасывать со счетов роль политических, идеологических и экономических условий. Не стоит игнорировать и целый ряд положений, сформулированных К.Марксом и его последователями относительно детерминант, определяющих сущность социально-психологических явлений. Вместе с тем необходимо сказать о том, что в качестве методологии отечественной социально-психологической теории более семидесяти лет выступала идеология, превратившаяся из когда-то живого учения в совокупность догм. Следствием псевдометодологии явилось искажение содержания и структуры социальнопсихологической теории. Так, вместо анализа реальной дифференциации общества изучалась только его классовая структура - рабочий класс, крестьянство и интеллигенция, а вместо исследования широчайшего спектра общностей - коллективы. В конечном счете, это привело к тому, что общество, в котором мы живем, оказалось неизученным.

Воинствующая и односторонне разрабатывавшаяся методология привела к абсурдному разделению социальной психологии на буржуазную и марксистскую, в то время как следовало говорить о зарубежной и отечественной социальной психологии. Идеологическое разъединение социальной психологии повлекло за собой ограничения в области теории, создание деформированного и одновременно рафинированного, профильтрованного психологического тезауруса, содержание которого свелось к формуле: «У них все плохо - у нас все хорошо».

В настоящее время набирает силу критическая социальная психология, пытающаяся подвергнуть коррекции идеологизированный понятийный аппарат, превратить описательную социальную психологию в объяснительную, имеющую пусть развивающийся,но достаточно строгий понятийный аппарат, четко сформулированные задачи, которые она призвана решить, свою систему методов, продуманный порядок планирования и координации научныхисследований.

Как ни парадоксально, но несмотря на обилие в недалеком прошлом публикаций по методологическим проблемам, отечественная социально-психологическая теория оказалась

Наука, изучающая закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные фактом их включения в социальные группы, а также психологические характеристики самих этих групп. В течение длительного периода социально психологические идеи… … Большая психологическая энциклопедия

Наука, изучающая закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные их включением в социальные группы, а также психологич. характеристики этих групп. С. п. возникла в сер. 19 в. на стыке психологии и социологии. Ко 2 й… … Философская энциклопедия

СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ - СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ. Раздел психологии, лежащий на пересечении психологии с социологией. Изучает явления психики, существующие только в группе людей или у личности в группе (например, коммуникативные способности, коллективизм, психологическую… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

Современная энциклопедия

Отрасль психологии, изучает закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные фактом их принадлежности к социальным группам, а также психологические характеристики этих групп. Как самостоятельная дисциплина возникла в нач. 20 в.… … Большой Энциклопедический словарь

Раздел психологии, изучающий закономерности деятельности людей в условиях взаимодействия в социальных группах. Основными проблемами социальной психологии следующие: закономерности общения и взаимодействия людей, деятельность больших (нации,… … Психологический словарь

Социальная психология - СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ, изучает закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные фактом их принадлежности к социальным группам, а также психологической характеристики этих групп. Как самостоятельная дисциплина возникла в начале 20 в.… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Для улучшения этой статьи желательно?: Проставив сноски, внести более точные указания на источники. Социальная психология раздел психологии … Википедия

СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ - отрасль психологии, изучающая закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные их включением в социальные группы, а также психол характеристики самих этих групп Первоначально социально психол взгляды разрабатывались в рамках разл… … Российская педагогическая энциклопедия

Наука, изучающая механизмы сознания и поведения социальных общностей, групп и индивидов, а равно и роль этих механизмов в обществ. жизни. В отличие от исследования идеологии, С. п. изучает менее отчетливо сформулированные, систематизированные и… … Советская историческая энциклопедия

СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ - (social psychology) подраздел психологии и социологии, который, согласно олпорту, занимается способами воздействия, оказываемого на мышление, чувства и поведение индивидуума социальными интеракциями, группами и т.д. Социальная психология… … Большой толковый социологический словарь

Поделиться