Семейная династия: описание, родовое древо. Семейные профессиональные династии — это хорошо или плохо Профессиональные династии

Конкурс «Волшебное перышко »

О педагогической семейной династии Юдиных делится собранным материалом Анастасия Юдина, ученица 6 класса МАОУ СОШ №19 с. Новоипатово, 11 лет, в соавторстве с мамой, Колобовой Людмилой Викторовной (бывшая Юдина), педагогом МАОУ «СОШ №19», с. Новоипатово Сысертского района Свердловской области.

Предисловие

Человек становится Человеком благодаря любви. Сначала благодаря любви тех и к тем, кто дал жизнь, а уж от родителей ниточка любви тянется к отчему дому и краю, где родился и вырос, где посадил свое дерево и возделывал свое поле. Любовь, укрепленная трудом во благо тех, с кем рядом живешь, вырастает в огромное чувство ни с каким другим не сравнимое, неразрывной связи с Родиной.

Это чувство делает нас гордыми - мы понимаем, что нужны своей Отчизне, ибо только наши любовь и труд помогут ей стать богаче и независимее.

Это чувство делает сильными - нас всех, живущих в одной стране, сплачивает обоюдная поддержка.

Это чувство делает нас гуманными - мы готовы отдать свою любовь каждому, нуждающемуся в ней, прийти на помощь без зова, по своему сердечному отклику.

Это чувство делает нас справедливыми и объединяет в борьбе с теми, кто нарушает порядок в нашем общем доме. И это чувство вырастает вместе с нами с детства. Но, чтобы оно выросло в истинно человеческий рост, ему надо помочь расти.

Отчий край - колыбель нашего детства - выводит каждого в большой мир по своей тропе.

Учить трудиться, думать смело,
Шагать - дороги хороши…
Нет в мире радостнее дела,
Чем воспитание души.
Наставникам - стихи и песни,
Сверканье вдохновенных строк -
Мудрейшей изо всех профессий,
Величью званья педагог!

Не случайно в начале моей конкурсной работы стоит это стихотворение. Разговор пойдет о династии учителей средней общеобразовательной школы № 19 села Новоипатово - Юдиных, то есть о моем прадяде, дедушке, бабушке, папе, маме, тёте.

«Всё начиналось с чистого листа…»

Человеческая судьба порой представляется механизмом, который кем-то заведен и пущен. Хочется отыскать «руку», «ключик», которым она заведена. И если рука добрая, неторопливая - гарантия бессрочная. А если злая и равнодушная - сплошные поломки, ремонты, которые всем в копеечку обходятся.

Так чьей же рукой заведен и пущен механизм династии Юдиных? Кто, когда и каким образом положил ей начало?

Я узнала, что все началось в далеком 1914 году, когда в семье простых крестьян Федора и Федосьи Трубниковых родился мальчик Саша. Отец Саши - Федор, попав на фронт во время Первой мировой войны, попал под газовую атаку противника и был после этого демобилизован.

Там, на фронте, оказавшись под влиянием большевиков, слушал их идеи и лозунги, а затем и сам принимал участие в сходках. Конечно, это повлияло на мировоззрение Федора. После демобилизации из царской армии он воюет на стороне Красной Армии и вскоре пропадает без вести. Жену же его Федосью Кузьминовну власть царская не простила за измену мужа, и несколько раз ее пытались расстрелять, но всякий раз Господь Бог приходил на помощь. Жена местного попа сберегла и саму Федосью и ее ребят - Витю, Зою, Лиду и Сашу.

Двое из ребятишек - Лида и Саша получили очень хорошее для того времени - 7 классов - образование, что позволило им поступить и закончить училища. Лиде - медицинское, а Саше - педагогическое в Осе Пермской области.

Свою педагогическую карьеру Александр Федорович начал в Иргише учителем начальных классов. Надо отметить, что всю свою недолгую жизнь он проработал в этой должности, был пионервожатым, все время возился с детьми. Следуя лозунгам коммунистической партии, участвовал в ликвидации безграмотности не только в Иргише, но и в окрестных деревнях, куда он ходил учительствовать.

Обувь была одна на все времена года - лапти, а, как известно, от сорокоградусных морозов такая обувка не спасает. Вот и обморозил себе ноги Александр Федорович. Долго болел, и тут еще одна болезнь пристала - туберкулез. Как он сумел его вылечить - остается загадкой, но сумел и продолжил учительствовать до 1939 года. А в 1939 году в 25 лет его забрали в армию.

Трудные годы наставали для Отчизны… Фашистская Германия близко уже протянула «руки» к границам Родины, поэтому вместо положенных двух лет военной службы, служил он до 1944 года.

В 1941 году 27 летний мужчина защищал столицу под деревней Крюково. Помните песню:

«…Шел в атаку яростно 41 год…
У деревни Крюково погибает взвод.
Все патроны кончились,
Больше нет гранат,
И в живых осталось
Только семеро молодых солдат.
Лейтенант израненный прохрипел: «Вперед!»
У деревни Крюково погибает взвод…»

Не о нем ли сложены слова? Может это он - один из семи? Точно мы не знаем. Все смешалось: небо и земля, свои и чужие, огонь и дым. Стоял кромешный ад… А сколько жизней приняла матушка земля! А Александр выжил, но был сильно ранен. В военной неразберихе родным выслали похоронку. Слезы, горе…

И …о, чудо! - письмо из госпиталя. Жив!!! Недолго длилось счастье. Снова фронт после выздоровления, снова бой, снова смерть лицом к лицу… Участвуя в боях под Витебском, Александр Федорович погиб… Шел 1944 год…

И вот Победа! Как долго ее ждали. Мир, счастье и любовь на родной земле! Сестра Александра Федоровича - Зоя еще до войны вышла замуж за Андрея Николаевича Юдина. Родилась в 1941 году дочь Маргарита, а после войны - Нина, и еще спустя три года - сын, которого решили назвать в честь Александра Федоровича - Сашей.

Призвание

Дочка Ниночка, моя тётя, росла слабенькой, но в школу ходила с большой охотой. Активистка, участвовала во многих школьных делах: агитбригада, художественная самодеятельность и т.д. Но самой большой страстью были танцы, особенно русские народные.

В детстве во всех девичьих играх принимал участие ее брат Саша, мой дедушка. И с «парашютом» с крыши сарая прыгали, и в куклы играли (вплоть до 10 класса она и брат до 8 класса), но самая любимая игра - «в голубец». Играли так. Накрывали табурет покрывалом и ставили в темное место. Брали ухват и выгоняли чертей с криками и присказками из-под одеяла. Был случай, что и роль «спасателя» она выполняла. Прыгал Саша по бревнам в воде, поскользнулся и бултых в воду! Еле вытащила бедолагу!

Школу тётя Нина любила. Училась замечательно. Обладая вредным характером, могла и не приготовить уроки, если уже отвечала накануне. Учителя все же любили ее, особенно учительница математики и иностранного языка. Эти предметы давались ей особенно легко.

Однажды летом, плывя на теплоходике, Нина познакомилась с девушкой, которая училась в Осинском педучилище и очень его хвалила. Закончив 8 классов, Нина решила поступить в училище, как когда-то ее дядя Александр Федорович. Складывая книжки в коричневый чемоданчик, взяв деньги у мамы, она отправляется в путь.

Блестяще сдав экзамены по проверке слуха, нотной грамотности и русскому языку, Нина перед последним экзаменом решила прогуляться. Вернувшись, она обнаружила, что ее обокрали. Денег лишь оставалось на дорогу домой и булочку за 3 копейки, а ведь надо было еще платить за общежитие, да и вообще на что-то жить.

Нина Андреевна решает завалить экзамен - математику - по ее любимому предмету, так как иного выхода она не видела. А какой легкий билет достался «Сектор и сегмент», но на все вопросы экзаменаторов Нина упорно отвечала «Не знаю». Комиссия очень удивлялась, предыдущие экзамены на «5», а за этот ей поставили «2». Счастливая, что она поедет домой, Нина выбежала из аудитории. Никто не понимал, почему это завалив экзамен, она такая радостная и веселая. Она вернулась в родной дом.

Закончив 11 классов, тётя Нина едет в город Пермь, поступать в Пермский пединститут на физико-математический факультет. К экзаменам готовиться не стала, ходила в кино, гуляла по городу. Знания ее не подвели, сдав вступительные экзамены на «5» она поступила. Как «богатой» (хотя мама работала санитаркой в больнице, а папа - плотником) ей не дали стипендию и общежитие. После долгих мытарств тётя Нина попадает к тете Дусе и живет у нее два с лишним года. Для тети Дуси Нина стала первой учительницей, т.к. та была безграмотная, ни читать, ни писать, ни считать не умела.

О студенчестве, как и положено любому человеку, Нина Андреевна отзывается с большой теплотой. Еще бы! Туристические походы, студенческие вечера, выступления в художественной самодеятельности. Здесь же она встречает своего будущего мужа.

А дело было так. Учившись к тому времени уже на третьем курсе, в этот же пединститут на этот же факультет поступил ее брат Саша. А с ним еще один паренек по имени Вова. Саша был транжирой, мог сразу спустить все деньги, которые присылали родители. И поэтому Нина выдавала ему деньги один раз в неделю. В студенчестве кушать хотелось всегда да и другие развлечения требовали денег, а сестра больше, чем положено не давала. Пришлось Саше подговорить Вову съездить к Нине и попросить рубль. Приехав к ней, Вова не обратил внимания на Нину. Чем больше они общались, тем больше нравились друг другу. В 1968 году они поженились.

Попав по распределению в село Русский Сарс, три года работала без своего мужа. Он заканчивал учебу. Отработав вместе еще два года, уехали в село Тауш Чернушенского района этой же Пермской области, где проработали в школе 18 лет.

А Владимир Яковлевич признался, что случайно стал учителем. Дважды он пытался поступить в Пермский университет на математический факультет, но всякий раз не хватало бала. В третий раз из-за подружки решил поступить в Пермский пединститут на физико-математический факультет, конечно, он поступил. Учась в институте, а также после него он активно занимался туризмом и ловлей рыбы.

В 1991 году тётя Нина с мужем и детьми переезжает учительствовать в наше село Новоипатово. Сейчас она уже на пенсии и этой осенью отметила 70 летний юбилей. А дядя Володя продолжает работать в школе, но теперь уже не в качестве учителя, а инженера по информационным технологиям.

К сожалению, дети Нины Андреевны и Владимира Яковлевича - Саша и Инна - насмотревшись тягот учительской жизни, не выбрали профессию педагога, но племянница - дочь Маргариты Андреевны - Синяева Оксана Анатольевна сочла эту профессию самой лучшей на земле. Родилась она в октябре 1968 года. В школе на протяжении всех лет учебы очень любила свою первую учительницу Нину Ивановну, с которой до сих пор поддерживает дружеские отношения. В школьные годы она мечтала быть врачом, но любовь к детям перевесила: была вожатой, всегда возилась с детьми. После окончания школы, поступив и успешно окончив Челябинский педагогический институт, работает в лингво-гуманитарной гимназии г. Челябинска учителем начальных классов. Гимназия готовит учеников для поступления в медицинский и педагогические институты г. Челябинска.

«Вы - учитель с буквы большой…»

Перейдем к брату тети Нины - Александру. Он родился 11 марта 1949 года. И, как было сказано выше, назван именем Саша в честь своего дяди учителя. Кто же мог подумать, что он пойдет по его стопам.

Дедушке не повезло в том, что в ближайшем его окружении были одни девчонки. Пеленать кукол, которых сам же и шил, их кормить, учить он научился очень рано. Играл в них где-то до 8 класса, хотя в это время уже ходил драться с парнями улица на улицу, пока кулачные бои не перешли в спортивные игры. С возрастом игры и затеи менялись. В школе у Саши открылся талант организатора. После окончания школы его сразу же пригласили на работу третьим секретарем райкома комсомола.

В детских и школьных мечтах учителем он себя не видел, а хотел быть то военным, то врачом, то геологом, то артистом. И вот после окончания школы предложил ему друг - Валера Панасенко - ехать поступать в пединститут на физико-математический факультет.

Но, как это порой бывает, поехал деда Саша за компанию. Поехал да и поступил. А Валера не прошел по конкурсу, но зато стал впоследствии артистом. Вот так и стал деда на педагогическое поприще. Закончив в 1970 году ПГПИ, по направлению отправился с молодой женой Галиной учительствовать.

Сделаем небольшое отступление и расскажем, откуда в этой истории взялась Галина, моя бабушка. Она родилась 11 сентября 1949 года в селе Коса Коссинского района Пермской области в семье колхозника. Детей было много: семеро. Галя - третий ребенок, родилась слабенькой, думали, не выживет, но желание жить было сильнее. Большая физическая нагрузка ей была не под силу, поэтому косить, грести сено ее не брали, а оставляли домовничать.

В школу ходила девочка с большим удовольствием. До пятого класса училась на «5», а после только на «4» и «5». Учась в школе, Галя со своей подругой - Любой Кузнецовой - играли в школу, изображали своих учителей. Любимым предметом была математика. После 8 класса Галя хотела поступить в медицинское училище, потому что все ее подруги шли туда, но мама не отпустила. Пришлось ей заканчивать 10 классов. Отзвенел последний звонок, сданы экзамены. Выбрав профессию учителя, Галина поступила в Пермский педагогический институт на физико-математический факультет.

Окончив институт, она поехала на практику в Кишерть Чернушинского района Пермской области. В поезде ехала вместе с подругами и смотрела на красивого, молодого, обаятельного, разговорчивого Александра. Подумала: «Он будет моим мужем». Так и случилось. В июне 1970 года тайно от друзей они поженились. Через год родилась дочь Таня, а еще через полтора месяца Александра забрали в армию. Бабушка Галя осталась одна с маленькой дочкой на руках. Пришлось ей вести уроки за своего мужа. Иначе было нельзя: выпускной класс, выпускные экзамены. Через год вернулся дедушка, и началась жизнь в селе Трун, где они после Кишерти проработали три года.

Трудовую деятельность дедушка начал сразу бурно. Постоянный поиск новых методов работы. Творческая внеклассная работа по математике сочеталась с депутатской деятельностью и актерской (в каком-то роде сбылась детская мечта) в качестве ведущего, а также участника агитбригады.

Закончилась «Чернушинская эпопея» дедушки Саши назначением его директором школы. Вот тут-то и нашла коса на камень. В то советское время, если нужно было что-нибудь для школы, надо было двадцать раз поклониться и большому и малому начальству, чего душа деды не переносит. Кроме того, административная работа очень далека от работы с детьми. Но отказаться от должности директора, сославшись на то, что она тебе не по душе, было невозможно. Поэтому возникает вариант переезда в другую область по семейным обстоятельствам. В Сысерти в то время жила сестра дедушки - Маргарита. И он с семьей попал в Сысертский район. Без трудовой книжки, с отметкой в паспорте, что уволен с работы по собственному желанию, так как ни районное начальство, ни областное заявление ему не подписало.

И вот уже 41 года дедушка Саша с женой бабушкой Галей работает в Сысертском районе в школе № 19 села Новоипатово.

Вот что говорит бабушка о переезде в Новоипатово: «По сравнению с теми школами, в которых пришлось работать мне, эта была похожа на какой-то сарай». Сначала бабушка Галя не соглашалась, но муж уговорил ее остаться хотя бы на год, а там - видно будет. Первое время она была учителем математики, а потом, в связи с переходом завуча в другую школу, была назначена завучем школы № 19. В 1984 году построили новую школу, а через два года последовало ее назначение на должность директора школы, которым она проработала до 2013 года.

Опыт, высокая профессиональная компетентность, непрерывное самосовершенствование, поиск новых способов влиять на людей, увлекая их делом, свежей идеей - вот слагаемые успеха в работе бабушки. Она до сих пор преподает черчение и химию в нашей школе. Бабушка Галя награждена Почетной грамотой Министерства просвещения РСФСР, значком «Отличник просвещения».

А дедушка Саша предложил администрации школы свои услуги в качестве пионервожатого. Сборы, походы, смотры, работа экспедиционных отрядов, поездки по городам страны и зарубеж, во всесоюзные пионерские лагеря «Артек», «Орленок» и многое, многое другое наполнили жизнь учащихся. Одиннадцать раз пионерская дружина имени Володи Дубинина школы № 19 была признана правофланговой. За работу с пионерами он отмечался грамотами всех уровней, значком Центрального Совета пионерской организации, ему присвоено звание «Вожатый-методист».

В то же время деда занимался разработкой внеклассных мероприятий по математике. Порой, приезжают в школу на семинар учителя района и видят странную картину: вся школа - от директора до первоклассника танцует… математические танцы. Он мог приехать с дипломатиком в любую школу и провести внеклассное мероприятие по математике с совсем не знакомыми ему детьми любого возраста (в дипломатике материал был для любого возраста). Затем Александр Андреевич занялся выработкой своих методических приемов преподавания математики, делая упор на психологию развития учащегося, его интересы и способности.

За педагогическую деятельность ему присвоено звание «Старший преподаватель», он награжден Почетной грамотой Министерства просвещения РСФСР. В 2004 году дедушка Саша был награжден отраслевым знаком «Почетный работник общего образования».

С 2003 года занимается по областной программе «Родники» - и все 14 лет подряд школа занимает первое место. За реализацию программы «Родники» он награждался Почетными грамотами и Благодарственными письмами различного уровня. Самый высокий ранг - это два Благодарственных письма Министерства природных ресурсов Свердловской области за подписью министра А.А. Ястребкова.

В настоящее время дедушка Саша руководит с 2013 года школьным краеведческим музеем.

«Молодым у нас дорога…»

По стопам дедушки и бабушки пошел мой папа - Юрий. Вся работа родителей была на виду, они и привили любовь к этой профессии. «Я не знаю другой профессии, сразу знал, что буду учителем» - говорит мой папа.

Родился папа 26 мая 1976 года. В детстве часто болел, поэтому, оставаясь один, изучал географию. Он ее до сих пор очень любит, знает все столицы государств на карте мира. В школе учился до 8 класса на отлично, затем стал ударником. Помимо географии любил биологию и математику. Очень хорошо пел. Одно выступление на конкурсе антифашисткой песни затронуло жюри до глубины души: оно плакало.

Когда пришло время для выбора будущей профессии, он уже знал, что будет учителем. В 1993 году он поступил в Уральский государственный педагогический университет на математический факультет. Как и его родители, считает, что студенчество - замечательный этап жизни. В университетском общежитии он познакомился со своей будущей женой и моей мамой - Людмилой.

Мама Людмила родилась 30 января 1976 года в п. Лосиный Березовского района Свердловской области. В семье до 12 лет росла одна, подружек заменяли куклы. И не потому что, их не было, просто жили на окраине поселка и подружки приходили не часто. В основном играли после школы: в снежки, прыгунки, классики, на портфеле катались с горок. Учась в школе до 9 класса, была отличницей, а 11 классов закончила с одной четверкой. До последнего момента не знала, куда поступить после школы. Дедушка Витя хотел, чтобы она училась в Лесотехнической академии, так как и он сам, и ее бабушка Маша всю свою жизнь посвятили лесу, его защите и охране.

Но подруги выбрали другой ВУЗ - Уральский государственный педагогический университет. Туда и поступила на математический факультет. Через год познакомилась мама с папой Юрой. В 1998 году они поженились. Так сложилось, что мама с папой спустя 10 лет развелись. Но это нисколько не отразилось на мне: я каждые выходные остаюсь в гостях у папы, и мама в дружеских отношениях с папой. А папа Юра теперь уже директор нашей школы, как когда-то бабушка Галя. Мама продолжает работать в школе учителем математики и физики.

Заключение

В представленной конкурсной работе была сделана попытка проследить жизненный путь представителей династии Юдиных.

Я пыталась понять, почему для каждого члена династии профессия оказалось столь привлекательной? Почему в трудное перестроечное время никто не ушел из них из преподавателей? Почему молодые хотят стать педагогами?

Однозначного ответа каждый дать не мог. Кто-то пошел за подружкой, кто-то за компанию. И лишь потом влюбился в профессию. А кто-то сразу знал, что будет учителем.

Папа сказал: «Я стал учителем по примеру родителей, другую профессию я не знал. И никогда не видел себя, занимающимся чем-то другим».

Возможно, я тоже продолжу путь папы или мамы - стану учителем. Мне нравится с младшей сестрой Дианой готовить уроки, учить брата Эмиля писать буквы (он ходит в детский сад) и рисовать палочки и кружочки. А вдруг это и моё призвание? Ответ на вопрос даст время…

Список, используемых материалов: В работе использованы воспоминания Юдина А.А., Юдиной Г.А., Пастуховой Н.А., Пастухова В.Я., Юдина Ю.А., Колобовой (Юдиной) Л.В.

Приложения к конкурсной работе

4 выбрали

На выбор профессии многих из нас повлияли наши родители. Причем как положительным, так и отрицательным образом. Одни дети говорят: "Хочу быть как папа", и идут подавать документы на механико-математический факультет. Другие своенравно восклицают: "У меня все будет по-другому!" , и сдают экзамены, скажем, на филфак. Сегодня свой день рождения отмечает человек, на профессию которого совершенно очевидно повлиял его отец. Речь идет об Александре Маслякове-младшем . Предлагаю сегодня вспомнить примеры знаменитых династий и, наоборот, знаменитостей, которые вырвались из династической колеи. А заодно поговорить о том, что лучше: идти проторенной дорожкой, которую проложили родители, или выбирать свой путь самостоятельно.

Легкий путь династии

В студенчестве я ходила в зимние походы на лыжах. Там очень быстро понимаешь, что сложнее всего идти первому человеку в группе, который прокладывает дорогу в полуметровом снегу – тропит. Остальным идти куда легче по уже проложенной лыжне.

Так же и с трудовыми династиями. Идти по пути своих родителей всегда проще – они помогут, подскажут, поправят. Проще найти первую работу, проще решать первые рабочие проблемы, всегда есть, к кому обратиться с вопросом. Династия – это и багаж знаний, и знакомства в профессиональной среде. Именно поэтому многие родители так хотят направить детей по своим стопам – они считают, что именно в своей области смогут лучше защитить ребенка, позаботиться о нем. Хотя встречается и другая мотивация – некоторые родители пытаются навязать детям свою профессию, надеясь, что они реализуют их нереализованные амбиции.

В любом случае, выбор в пользу династии – это более легкий и удобный путь. Но если у ребенка нет ни интереса, ни склонностей к профессии родителей, идти по нему не стоит. Ведь в будущем он будет чувствовать себя несчастным на нелюбимой работе и винить в своем несчастье родителей.

Разные лики протеста

Выбирать свой путь самостоятельно всегда приятней, хоть идти по нему будет и сложнее – помочь-то некому. Но если человек точно знает, чего хочет (или хотя бы точно знает, чего не хочет), нужно смело отказываться от роли продолжателя династии.

Правда, подобный протест не всегда связан с реальными склонностями и интересами подростка. Порой молодые люди делают выбор "от противного". Причин для такого поведения может быть множество.

  • Юношеское желание вырваться из-под родительской опеки, изменить привычную модель отношений с родителями, найти собственные пути самореализации.
  • Негативный пример родителей, который не вдохновляет ребенка на то, чтобы заняться тем же видом деятельности.
  • Наоборот, чрезмерный успех родителей. Ребенок опасается, что, выбирая тот же путь, он навсегда останется в их тени.

Человеку важно разобраться самому, что стоит за его нежеланием продолжать династию: действительно его собственные цели и интересы или психология протеста. Ведь протест ради протеста обычно ни к чему хорошему не приводит.


Примеры из жизни

Существует множество положительных примеров знаменитых профессиональных династий. Например, актриса Дрю Бэрримор продолжает старейшую актерскую династию Голливуда. Ее прапрадед играл на сцене еще в середине XIX века. Неудивительно, что в первый раз она снялась в рекламе в 11 месяцев, а свою первую роль в кино получила в пять лет. К несчастью, неуправляемый характер и ранняя слава чуть не поломали девочке всю жизнь. Но сейчас это осталось в далеком прошлом.

В нашей стране знаменитая актерская династия носит фамилию Боярских. Елизавета Боярская – актриса в третьем поколении. Кстати, идти по стопам знаменитых родителей девушка изначально не собиралась, она готовилась к поступлению на факультет журналистики. Но во время подготовки поняла, что это – не ее, и поступила в академию театрального искусства. Родители ее не отговаривали, но честно предупредили обо всех трудностях профессии.

По поводу того, насколько удачен пример династии Масляковых , можно поспорить. Не всем телезрителям нравится Александр Александрович в роли ведущего. Кстати, Масляков-младший не только КВН ведет – он закончил МГИМО и получил кандидатскую степень по экономике. Иногда создается впечатление, что президент союза КВН Масляков-отец привел сына в игру для того, чтобы, как настоящий президент, подготовить себе преемника. Только вот боюсь, "Александру второму" сложно будет когда-нибудь выйти из тени "Александра первого". Может быть, в экономике получилось бы лучше.

Впрочем, понятно, почему именно представители творческих профессий – актеры, музыканты, ведущие – создают профессиональные династии. Ведь их дети с самых ранних лет живут этой жизнью: выходят на сцену, снимаются в кино, появляются на телеэкранах, общаются с друзьями родителей – представителями творческой интеллигенции.

Но даже в этом случае профессия родителей не всегда становится определяющей. Вспомним хотя бы Родиона Газманова . Знаменитый отец вывел парня на сцену, когда тому было всего шесть лет. Но в конце концов эта удивительная для ребенка жизнь ему надоела. Родион ушел со сцены и даже бросил музыкальную школу. Во время учебы в финансовой академии он жил, как обычный студент, даже подрабатывал барменом. После окончания занялся бизнесом. К музыке он, кстати, все же вернулся и создал свою группу, с которой иногда выступает. Но сам Родион называет свой проект убыточным, так что это, скорее, хобби. По крайней мере, пока.

В Голливуде самый известный бунтарь против династической предопределенности – это Эдвард Нортон . Его отец – юрист, работавший в администрации президента Картера, дед – владелец огромной строительной корпорации. Естественно, родители и в страшном сне не могли представить, что их сын займется каким-то там лицедейством. Он долго и не занимался. Как послушный сын окончил Йельский университет, выучил японский язык, поработал в Японии, в 25 лет стал членом совета директоров крупной компании. А в один прекрасный день просто не пришел на работу. Вместо этого Нортон начал играть в одном из нью-йоркских театров, подрабатывая официантом. Подобный выбор требует серьезной смелости. Но как же здорово, что он его сделал! Не знаю, какой из него управленец, но актер он просто замечательный.

Бывают и совсем удивительные истории, когда дети продолжают дело своих родителей не благодаря, а вопреки их воле. К примеру, так было с Кирком Дугласом и его сыном Майклом. Знаменитый актер не только отговаривал сына от актерской профессии, но и деятельно ему мешал, посылая то в военную школу, то в Йельский университет. Так что, когда Майкл Дуглас решил вопреки воле своего отца связать свою жизнь с кино, помощи ему никто не оказывал. Но, как видно, он справился сам.

Как ни странно, Энрике Иглесиас тоже скрывал работу над своим первым альбомом от знаменитого отца. Хулио Иглесиас настаивал, что его сын должен стать бизнесменом. Энрике действительно поступил на факультет экономики и бизнеса, но тайком продолжал писать песни. Когда молодой человек рассылал свои демозаписи, он даже подписывался другой фамилией, чтобы никто не догадался о его родственных связях. Но все тайное рано или поздно становится явным. Энрике Иглесиас бросил институт, разругался с отцом и отправился в Канаду, чтобы заниматься музыкой. Почему именно в Канаду? Наверное, чтобы быть подальше от папочки.

Так что родители, конечно, оказывают сильное влияние на наш выбор. Но в конечном итоге только от нас самих зависит, каким он будет. К тому профессия – это не приговор , и в любом случае ее всегда можно поменять.

А как вы считаете, родители сильно повлияли на ваш выбор профессии?

Изучение семейных профессиональных династий представляется научно продуктивным и перспективным. Социологические исследования профессиональных династий могут быть полезными при изучении развития профессиональных отраслей и общностей, особенностей социальной стратификации в различные периоды развития общества. Зачастую индивидуальный выбор профессионального пути был обусловлен социальным окружением человека.

Профессиональная принадлежность является одним из базовых показателей социального статуса личности и семейно-родственного коллектива. Даже если в роду не наблюдается прямой профессиональной преемственности, вид деятельности отдельных ее членов сказывается на семейном самосознании и ценностных установках, образе жизни и формах общения.

Обратившись к словарям, мы можем зафиксировать, что слово «династия» перешло в русский язык из греческого (греч. династ - власть имущий) и первоначально, по определению В.И. Даля, означало «род, дом, говоря о государстве, поколение, из которого вышло несколько последовательно царствовавших лиц». Этим словом греки называли небольших восточных владетелей, князьков, недостаточно сильных, чтобы титуловаться царями. В самой Греции династиями называли тех, которые насильно захватывали в свои руки власть. Таким образом, термин «династия» употреблялся применительно к внутрисемейному межпоколенческому наследованию высших, властных социальных позиций в монархиях. В дальнейшее смысл данного понятия изменялся, его содержание стало отражать специфику новых социальных отношений. В современности термин «династия» - многопоколенная профессиональная преемственность. Таким образом, в обозначенном ключе профессиональные династии встречаются в различных областях: в сфере образования, медицины, спорта, искусства, военного дела и т.д.

Примеры династий в различных социальных средах

Власть и политика Династия фараонов в Древнем Египте, императорские династии в Китае и Японии, Рюриковичи - правители Древней Руси, Романовы - правители Российской Империи, французские и английские королевские династии, семья Рузвельт, давшая двух американских президентов, по два президента также в семьях Адамсонов, Гаррисонов и Бушей.
Бизнес Рокфеллеры, Ротшильды, многочисленные купеческие династии в России - Морозовы, Елисеевы и др.
Наука В Англии семья Дарвиных - от Эразма Дарвина, ученого и философа, до внука Чарльза Дарвина - основателя современной теории эволюции. В семье Кюри рекордное число лауреатов Нобелевской премии. Мария Складовская-Кюри - единственный ученый, получивший две Нобелевские премии в разных областях (физика и химия). Три брата Орбели, крупные ученые, создавшие в разных областях знания самостоятельные, оригинальные направления. Рубен Орбели был основоположником подводной археологии (гидроархеологии) в СССР. Леон Орбели - автор нового направления - эволюционной физиологии. Иосиф Орбели - выдающийся востоковед-арменист, археолог, историк искусства и филолог
Музыка Семья Бах - законодатель музыкальной моды на протяжении двух веков, давшая около пятидесяти музыкантов и композиторов, в числе которых Иоганн Себастьян Бах; семья Штраусов - в ней четыре всемирно известных композитора, в том числе Иоганн Штраус.
Цирковое искусство Дрессировщики Дуровы, акробаты и укротители тигров Запашные, фокусники Кио.

Для выделения семейных династий из общего числа семей можно использовать следующие признаки:

1. Принадлежность к тому или иному классу, слою общества. Скажем, в семье дед был рабочим. Его сын тоже рабочий (даже по другой профессии). С рабочим классом связал свою трудовую судьбу и внук. 2. Сохранение из поколения в поколение семейной традиционной профессии: дед - кузнец, отец - кузнец, сын - кузнец. 3. Традиционная приверженность к конкретному предприятию, конкретному трудовому коллективу. Общим для данных критериев является тот факт, что семья своим влиянием, активным участием дает определенное направление началу трудовой деятельности детей, родственники помогают выбрать сферу трудовой деятельности, профессию.

Существование семейных профессиональных династий отвечает запросам общества. В традиционных обществах наличие династий служило трудовой социализации подрастающих поколений, они являлись фактически единственным источником получения знаний и навыков в том или ином ремесле. Представители династий являлись носителями традиции и преемственности профессионального знания. Вместе с профессиональным мастерством от отцов к сыновьям передавались и такие нравственные ценности, как любовь и уважение к труду, к старшим и т.д. Кроме того, зачастую по профессии именовали всю семью, отличали ее от других семей. Благодаря этому в России есть фамилии Кузнецовых, Плотниковых, Столяровых, Токаревых, Пивоваровых, Рыбаковых и т.д.

В советский период династийность связана с широким распространением феномена заводской династии как пример межпоколенческого воспроизводства социальной позиции. Заводская династия определяется как семья, члены которой на протяжении нескольких поколений работают на одном промышленном предприятии в качестве наемных работников. Исследователи рабочих династий полагают: они были особым сегментом идеологически сконструированного и реально существовавшего рабочего класса и коллектива предприятия.

Каковы возможности семьи передавать детям профессиональный опыт в современном, динамично развивающемся обществе? Довольно невелики, родители уже не являются единственными учителями в обретении профессии для своих детей. Профессиональным обучением подрастающих поколений занимается общество. Ныне режим производства не позволяет детям находиться у работающих родителей, пытаться перенять трудовые навыки старших. Но возможность такой преемственности имеется, когда в «домашних» условиях родители приучают своих детей к труду, который приносит радость, удовольствие, например, отец-шофер может посадить сына рядом со своим рабочим местом, дать ему «порулить». Мама может научить своих детей швейному и т. д. Нередко такие «домашние профессиональные университеты» определяют дальнейшую трудовую биографию молодых людей. Кроме того, профессиональный опыт одного из родственников, если он оказался удачным, может послужить своего рода «пробным камнем», образцом для подражания другим членам семейного коллектива.

Таким образом, социальная востребованность семейных профессиональных династий существует и в настоящее время. Тогда, когда необходимо «воспользоваться» силой имеющихся традиций, происходят трансформации социальных явлений. Любопытное наблюдение: в Санкт-Петербурге, главным образом, в центре города, или исторической части города, функционируют фирмы, предлагающие различные услуги населению города. Все они используют символику такого феномена, как «семейная династия». У них общее имя - «Династия». Некоторые из них прописывая концепцию, обращаются к положительному традиционному опыту династий. Приведу лишь несколько примеров:

· Гостиница «Династия» - «В отреставрированном четырехэтажном особняке XIX века расположено 39 номеров, оборудованных современной мебелью и сантехникой. Название «Династия» выбрано не случайно. Гости смогут ощутить атмосферу старинного петербургского дома в сочетании с современным комфортом. В оформлении интерьера отеля использованы геральдические символы знатных родов Российской империи и Европы».

· Стоматологическая клиника «Династия».

· Компания «Династия», предлагающая услуги профессиональной свадебной видеосъемки и фотосъемки, лимузины, букеты для невест, визажистов и все для свадьбы и торжества.

· «Семейный ресторан Dinastya - полностью оправдывает своё название. Это небольшой уютный ресторан, который отлично подходит для отдыха в кругу родных и близких. Интерьер ресторана выполнен в классическом петербургском стиле Екатерины Великой. Период её правления часто считают «золотым веком» Российской империи. Сенат Российской империи, с подачи Григория Орлова, хотел присвоить ей почётный титул Великой, Премудрой и Матери Отечества. Заходя внутрь ресторана, попадаешь в атмосферу уюта и тепла: здесь много тёплого света, декоративные балюстрады украшены небольшими лампами, а оконные проёмы прикрывают волнистые кремовые портьеры…»

· Центр домашнего сервиса «Династия» - агентство по подбору нянь, репетиторов и т.д.

· Элитная жилая недвижимость в комплексе «Династия» - «Уникальный жилой комплекс «Династия» находится в исторической части города. До сих пор, строительства элитной недвижимости в этом районе не проводилось. Покупатели квартир в строящемся многофункциональном комплексе получат выгодную возможность стать владельцами престижного жилья».

· Салон красоты «Династия».

· Теннисный корт «Династия».

Таким образом, изучение общественного запроса на семейные профессиональные династии хотя и не новое, но весьма актуальное направление социологических и социально-антропологических исследований.

Секция 6. К 300-летию со дня рождения М.В. Ломоносова (руководитель - Чулков Олег Алексеевич, к.ф.н, доцент)

Бычкова М.А., студентка СПГУВК

Конкурс сочинений о профессиях «Билет в будущее»

Номинация: «Трудовая династия»

Тема:

Где родился, там и пригодился.

Пословица

В жизни каждого человека самым главным и значимым остаются семья, дети, дом. А если это не просто семья, а трудовая династия, где несколько человек выбрали одну и ту же профессию, и она становится доброй семейной традицией, где существует атмосфера взаимопонимания и уважения.

Трудовая династия - череда людей, происходящих из одного рода, где дети продолжают дела своих родителей, идут по их стопам. Династии появляются в тех семьях, в которых старшие поколения действительно любят свою профессию, занимаются своим делом с удовольствием и преданностью, с хорошим настроением идут на работу, одним словом, когда работа им в радость. Тогда и у детей не возникает вопросов при выборе будущей профессии. Династиями учителей, врачей, военных, пожалуй, никого не удивишь. Другое дело – династии аграриев. Тяжелейший труд, передаваемый, как профессия, из поколения в поколение, вызывает безмерное уважение.

Я хочу написать своё сочинение про семью Басориных, где первым звеном династии были дедушка Михаил и бабушка Мария. В этой семье родилось пятеро детей, пятеро сыновей. Так случилось, что дедушка Миша рано ушёл из жизни и воспитание детей легло на плечи бабушки, в то время она работала на ферме животноводом. Приходилось рано уходить на работу, кормить овец. Дети привыкали к самостоятельной жизни. Старшие братья помогали и приглядывали за младшими. Конечно, в сельской семье у каждого человека есть своё хозяйство, а иначе не проживёшь. Работать и помогать матери пришлось сыновьям, где каждый выполнял свои поручения: кто носил в дом дрова и топил печь, кто качал воду, кто кормил корову. Каждый уже с детства привыкал к труду, у каждого закладывались такие качества, как самостоятельность, ответственность, дисциплинированность, трудолюбие. Время шло, ребята росли, учились в школе, проявляли интерес к технике, спорту. По окончании школы каждый поступил и продолжал обучение в средне-специальных заведениях, связанных с сельским хозяйством. Старший сын Иван окончил политехнический техникум, работал мастером производственного обучения в Заинске. А Петр, Александр, Николай и Сергей остались в родной деревне и по сегодняшний день живут и работают в селе. Все сыновья со школьной скамьи работали помощниками комбайнёров. Молодые парни вечером ходили в сельский клуб, но утром без опоздания они должны были быть на работе, потому что не могли подвести старших комбайнёров. Работа в поле на уборке хлеба - это большая ответственность. Дядя Коля среди комбайнёров занимал призовые места, которые даются не просто так, а за плодотворный труд и великое старание. Он ездил в город Казань на слёт передовиков сельского хозяйства. Потом Николаю доверили новый комбайн «НИВА». Александр и Пётр работают трактористами. Младший брат Сергей полюбил спорт, окончил Альметьевский физкультурный техникум, вернулся в село, попробовал себя в преподавательской деятельности. Но тяга к земле оказалась сильнее. Сергей Михайлович занялся фермерством. Он построил свою мини-ферму на 30 голов крупного рогатого скота, выращивает бычков, держит коров. Молоко от коров сдаёт частным предпринимателям. У Сергея Михайловича два сына и дочь, взрослые сыновья пока живут с родителями. Они тоже помогают отцу в хозяйстве, особенно во время сенокоса. Лето для сельчанина - особое время года, от которого зависит развитие частного поголовья каждой семьи. У каждого из братьев своё личное подсобное хозяйство, добротные дома.

Идет время, а профессия механизатора остается важной, почетной и востребованной, но по-прежнему тяжелой и ответственной. Жизнь на селе – не простая штука, те люди, кто остаётся работать в сельском хозяйстве, обладают великим трудолюбием, смелой закалкой, большим терпением, огромной силой воли.

Я учусь в 8 классе. Уже сейчас надо задумываться о выборе профессии. Профессий много… Какую выбрать? Что ближе мне – городская жизнь или сельская? С кого брать пример? Думаю, что на примере братьев Басориных можно учиться трудолюбию и патриотизму, видеть, что и в селе можно жить достойно.

Своё сочинение я хочу закончить стихотворением:

Кто ещё умеет так работать

Как российский сельский человек?

Кто-то скажет: до седьмого пота,

А вернее, весь земной свой век.

Кто ещё умеет жить так дружно

Общиной, большой своей семьёй?

Объяснять, по-моему, не нужно:

Человек наш сельский и простой.

Поделиться