Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. Оноре домье Оноре домье краткая биография и творчество

Среди французских мастеров, оставивших след в мировой истории, Оноре Домье занимает почётное место. Его творческий путь всегда был тесно связан с революционной борьбой. Выходец из народа, Домье всегда сохранял с ним тесную связь. Его картины выражали стремления простых французов - любовь к народу и веру в его силу художник пронёс через всю свою жизнь.

Домье родился в Марселе, в семье стекольщика. Едва достигнув сознательного возраста, он уехал в эпицентр революционной борьбы - в Париж, жители которого трижды в течение XIX века поднимались на борьбу со своими правителями. В 1830 году, в результате Июльской революции, французы наконец-то покончили с династией Бурбонов. В феврале 1848 года в Париже вновь вспыхнула революция, когда пролетарии бились с буржуа, а в 1871 году к власти впервые пришёл революционный пролетариат и наступили дни Парижской Коммуны. Работы Домье (а он был не только талантливым живописцем, но и графиком-карикатуристом, и скульптором) - это полотна, запечатлевшие эпоху. Он сам был живым участником борьбы.

Французский художник-график, живописец и скульптор Оноре Домье

"Восстание" (1848)

В искусстве всегда для Домье всегда был важен человек - художник создал целую серию работ, воспевающих человеческий труд. Сострадая простым людям, он разоблачал пресытившееся буржуазно-дворянское общество. Именно поэтому социально-битовая карикатура занимает в творчестве художника ведущее место. Домье всегда стремился быть человеком своего времени, говорить на языке, понятном современникам. Творчество наследие художника включает в себя около 4000 литографий, более 900 гравюр, свыше 700 живописных произведений (масло, акварель) и рисунков, более 60 скульптур.


" , отправляющийся на свадьбу" (1851)

Из живописных произведений Домье наиболее известны: "Восстание" (1848), "Мельник, его сын и осёл" (1849), "Дон-Кихот, отправляющийся на свадьбу" (1851) и "Прачка" (1861). Картины он писал до самой смерти. Даже когда совсем ослеп, он продолжал рисовать на ощупь. Его гротескные, утрированные и нарочито грубые образы вызывали восхищение Эдуарда Мане и Эдгара Дега , а многие импрессионисты называли его своим учителем.

"Вечерняя Москва" предлагает вашему вниманию несколько интересных историй из жизни художника.

1. Однажды Домье попросил своего друга, имевшего свой домик в деревне, порисовать его уток. Специально к приезду художника со всего птичьего двора согнали уток. Пока они барахтались в лужицах и бегали по двору, Домье не обращал на них совершенно никакого внимания, курил трубку и разговаривал с другом о чём-то постороннем. Друг был разочарован, однако через несколько дней он зашёл в мастерскую художника и был удивлён одним этюдом. - А, узнали уточек? - спросил художник, - ваши! Очень они были хороши.

2. В одной из мастерских Парижа, которую снимал Домье с друзьями, раньше располагалось бюро по найму работниц. Художники не стали менять вывеску, только немного её раскрасили и подправили. Однажды к ним зашла дама, которая сказала, что работает акушеркой и хочет такую же вывеску, как у них - яркую, приятную и привлекающую клиентов. Так Домье получил один из своих первых живописных заказов, и заработал за"приятную" вывеску пятьдесят франков. По тем временам - неплохие деньги, к тому же, многим художникам и этого не удавалось выручить за свои работы.

3. Привратнику мастерской Домье Анатолю по-человечески нравился художник. Он даже прибирался у него бесплатно. Художнику нравилось с ним болтать, но он хотел отплатить за доброту чем-то еще. Анатоль же, когда убирался, распевал оперные арии, и однажды открыл Домье, что мечтал бы попасть на представление в Комическую оперу, но не хватает денег. Домье обрадовался. - Радуйтесь! - сказал он, - я имею право входа в эту вашу Оперу-комик, но ничто в мире не заставит меня переступить порог этого заведения. Так что вы можете ходить туда сколько угодно, хоть каждый день, просто представившись на кассе мной, меня все равно там не знают. Тогда Анатоль сказал, что у него нет фрака, и Оноре с радостью отдал ему свой. С тех пор привратник часто ходил на представления, но он, к сожалению, кроме пристрастия к музыке, имел пристрастие к алкоголю. Тогда по Парижу и расползлись слухи, что Оноре Домье - алкоголик.

4. После карикатуры на Луи Филиппа, которая называлась "Гаргантюа" , Оноре Домье кинули за решетку на полгода. Один из сокамерников, считавший себя великим физиономистом, увидев Домье, решил, что перед ним - закоренелый преступник. Он долго ходил вокруг художника, пытаясь вызнать, за что же того посадили. Однако Домье напускал на себя важный вид и только иногда отвечал, что это великая тайна, что только убеждало воришку в правильности своих выводов. Художника скоро узнали по манере рисования (он делал наброски углем). Однако вор-физиономист отказывался в это верить и всех убеждал, что они сидят вместе с "Важной шишкой".

"Гаргантюа" (1831)

5. Домье не любил многие новшества. Особенно ему не нравилась фотография, которую он не считал за искусство, а тогда многие считали, что фотография заменит живопись. Художник же считал, что фотография изображает всё, но не выражает ничего . В ту пору весь Париж был заставлен трёхногими фотоаппаратами. Фотографы ставили их напротив приглянувшегося объекта, открывали объектив и стояли с часами в руках, порой по несколько минут. Один из приятелей Домье похвалил любителей фотографии за терпение и выдержку. - Терпение - добродетель ослов, - отрезал Домье.

6. У Домье был друг - одноногий художник Диаз, который, несмотря на физический недостаток, отличался буйным нравом. Он был художником-барбизонцем и одно время был очень знаменит. Однажды он вернулся с прогулки в возбуждении, сказав, что встретил юношу в блузе, которые носят художники по фарфору. Он рисовал, а вокруг него крутились какие-то наглецы и издевались над ним. Тогда Диаз схватил поленце и разогнал мерзавцев, а после обратил внимание на то, что юноша неплохо рисует. - И как его зовут?- спросил Домье. - Не помню, кажется, его фамилия Ренуар . У бедняги не хватает денег на краски, и от этого он злоупотребляет жженой костью. Я считаю, нужно ему помочь. А вы? - С радостью, - ответил художник. Так юному и никому неизвестному на тот момент Ренуару достался целое богатство - мешок не совсем засохших красок.

7. Домье хотели наградить орденом Почётного Легиона, одновременно с ним собирались отметить той же наградой . Оба отказались. Курбе написал министру, что не желает принимать знаки отличия от правительства, связанного с монархическим строем. Расчет был верным - письмо опубликовала одна парижская газета, весь о революционере-Курбе разнеслась по Франции, и он стал ещё известнее. Домье же свой отказ никак не пояснил. Вскоре после этого два художника столкнулись на улице. - Ах, как хорошо, - Курбе бросился ему навстречу, - ты отказался от креста, как и я! Но почему ты ничего не сказал? Можно было раздуть целую бурю из этого! - Зачем? - удивился Домье, - я сделал то, что должен был сделать. Зачем еще кому-то об этом знать? После этого Курбе однажды огорченно заметил: - Ничего из Домье не выйдет. Он - мечтатель.

Оноре Викторен Домье (26 февраля 1808-10 февраля 1879) - французский художник-график, живописец и скульптор, крупнейший мастер политической карикатуры XIX века.

Биография Оноре Домье

Домье родился в Марселе в 1808 году в семье стекольщика. Будучи сыном марсельского стекольщика, он вместе с семьей переехал в Париж в 1816 году. Там получил образование у Ленуара, также обучался литографии. С детства увлекался рисованием, освоил мастерство литографа.

Творчество Домье

Поначалу зарабатывал на жизнь созданием литографий-иллюстраций для музыкальных и рекламных изданий.

В 1832 г. за карикатуру на короля («Гаргантюа», 1831) Домье был на полгода заключен в тюрьму.

С 1848 по 1871 год создал не менее четырёх тысяч литографий и ещё столько же иллюстраций карандашом.

Составил себе в 1840-х годах громкую известность карикатурами на политические обстоятельства, общественную и частную жизнь выдающихся людей Франции того времени. В эпоху Луи-Филиппа начал работать в сатирическом журнале Caricature Шарля Филипона.

Рисунок Домье сух и грубоват; но представляемые им типы и сцены полны жизни, поразительной правды, и, вместе с тем едкой насмешки.

Сатирические рисунки Домье начали появляться в журнале «Charivari». Это были сцены из «Похождений Робера Макера» (с подписями Филипона). За этой серией следовали другие, под заглавиями: «Les Actualites», «Les Divorceuses», «Les Femmes socialistes», «Les Philantropes du jour», «Les Grecs», «Les Gens de justice», «Les Pastorales», «Locataires el proprietaires», «Les beaux jours de la vie» и т. д.

Революция 1848 г. доставила содержание двум любопытнейшим его альбомам: «Idylles parlementaires» и «Les Representants representes». В 1871 г.

Домье записался в члены Парижской коммуны.

Он продолжал писать картины до самой смерти, даже когда совсем ослеп.

Его гротескные, утрированные, нарочито грубо исполненные образы вызывали восхищение Мане и Дега; существует мнение, что Домье был первым импрессионистом.

1. Однажды Домье попросил своего друга, имевшего свой домик в деревне, порисовать его уток. Специально к приезду художника со всего птичьего двора согнали уток. Пока они барахтались в лужицах и бегали по двору, Домье не обращал на них совершенно никакого внимания, курил трубку и разговаривал с другом о чём-то постороннем. Друг был разочарован, однако через несколько дней он зашёл в мастерскую художника и был удивлён одним этюдом. — А, узнали уточек? — спросил художник, — ваши! Очень они были хороши.

2. В одной из мастерских Парижа, которую снимал Домье с друзьями, раньше располагалось бюро по найму работниц. Художники не стали менять вывеску, только немного её раскрасили и подправили. Однажды к ним зашла дама, которая сказала, что работает акушеркой и хочет такую же вывеску, как у них — яркую, приятную и привлекающую клиентов.

Так Домье получил один из своих первых живописных заказов, и заработал за «приятную» вывеску пятьдесят франков. По тем временам — неплохие деньги, к тому же, многим художникам и этого не удавалось выручить за свои работы.

3. Привратнику мастерской Домье Анатолю по-человечески нравился художник. Он даже прибирался у него бесплатно. Художнику нравилось с ним болтать, но он хотел отплатить за доброту чем-то еще.

Анатоль же, когда убирался, распевал оперные арии, и однажды открыл Домье, что мечтал бы попасть на представление в Комическую оперу, но не хватает денег. Домье обрадовался. — Радуйтесь! — сказал он, — я имею право входа в эту вашу Оперу-комик, но ничто в мире не заставит меня переступить порог этого заведения. Так что вы можете ходить туда сколько угодно, хоть каждый день, просто представившись на кассе мной, меня все равно там не знают.

Тогда Анатоль сказал, что у него нет фрака, и Оноре с радостью отдал ему свой. С тех пор привратник часто ходил на представления, но он, к сожалению, кроме пристрастия к музыке, имел пристрастие к алкоголю. Тогда по Парижу и расползлись слухи, что Оноре Домье — алкоголик.

4. Домье не любил многие новшества. Особенно ему не нравилась фотография, которую он не считал за искусство, а тогда многие считали, что фотография заменит живопись. Художник же считал, что фотография изображает всё, но не выражает ничего. В ту пору весь Париж был заставлен трёхногими фотоаппаратами. Фотографы ставили их напротив приглянувшегося объекта, открывали объектив и стояли с часами в руках, порой по несколько минут. Один из приятелей Домье похвалил любителей фотографии за терпение и выдержку. — Терпение — добродетель ослов, — отрезал Домье.

5. У Домье был друг — одноногий художник Диаз, который, несмотря на физический недостаток, отличался буйным нравом. Он был художником-барбизонцем и одно время был очень знаменит. Однажды он вернулся с прогулки в возбуждении, сказав, что встретил юношу в блузе, которые носят художники по фарфору.

Он рисовал, а вокруг него крутились какие-то наглецы и издевались над ним. Тогда Диаз схватил поленце и разогнал мерзавцев, а после обратил внимание на то, что юноша неплохо рисует. — И как его зовут?- спросил Домье. — Не помню, кажется, его фамилия Ренуар. У бедняги не хватает денег на краски, и от этого он злоупотребляет жженой костью. Я считаю, нужно ему помочь. А вы? — С радостью, — ответил художник.

Так юному и никому неизвестному на тот момент Ренуару достался целое богатство — мешок не совсем засохших красок.

6. Домье хотели наградить орденом Почётного Легиона, одновременно с ним собирались отметить той же наградой Гюстава Курбе. Оба отказались. Курбе написал министру, что не желает принимать знаки отличия от правительства, связанного с монархическим строем. Расчет был верным — письмо опубликовала одна парижская газета, весь о революционере-Курбе разнеслась по Франции, и он стал ещё известнее. Домье же свой отказ никак не пояснил.

Вскоре после этого два художника столкнулись на улице. — Ах, как хорошо, — Курбе бросился ему навстречу, — ты отказался от креста, как и я! Но почему ты ничего не сказал? Можно было раздуть целую бурю из этого! — Зачем? — удивился Домье, — я сделал то, что должен был сделать. Зачем еще кому-то об этом знать? После этого Курбе однажды огорченно заметил: — Ничего из Домье не выйдет. Он — мечтатель.

При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: vm.ru ,

Если вы нашли неточности или желаете дополнить эту статью, присылайте нам информацию на электронный адрес admin@сайт, мы и наши читатели будем вам очень благодарны.

В 19 веке сын стекольщика не мог рассчитывать на шикарную карьеру. Впрочем, три революции позапрошлого века и не таких людей выбрасывали на самый верх политической и культурной жизни. - великий город, который любит удачливых и упорных и отталкивает бесталанных и заносчивых.

Домье было восемь лет, когда его семья переехала с юга в столицу. У провинциального мальчишки появилось огромное количество соблазнов и интереснейших вещей в жизни. Пропадая целыми днями во дворе, Оноре научился воровать булочки в пекарне, дразнить проституток на углу квартала, часами наблюдать за жизнью парижских подворотен... Очень скоро отец Домье понял, что сына необходимо срочно учить ремеслу, иначе ничего хорошего из него не выйдет.

На удивление, Оноре оказался плохим учеником. Его абсолютно не интересовало отцовское ремесло и стекольщиком он становиться не хотел категорически. Случайное знакомство папаши Домье (он вставлял новые окна одной адвокатской конторе) позволило пристроить Оноре посыльным к адвокату. Шустрый подросток отлично справлялся, у него даже оставалось время для посещения книжной лавки, там он жадно рассматривал альбомы с репродукциями .

Постепенно времени на выполнение своих курьерских обязанностей оставалось все меньше. Адвокат не стал терпеть "выкрутасы" юного Домье - выгнал. Но будущий карикатурист не долго переживал. На следующий день он устроился приказчиком в книжную лавку. Его любимые художники стали ближе...

С детства Домье любил рисовать шаржи на всех подряд. Иногда ему попадало от старших мальчишек, но уже тогда он понимал, что злятся его "модели" потому, что изображение было слишком "реалистичным"...

Общительный, живой и немного нахальный характер Оноре позволил ему быстро найти себе друзей среди самых известных мастеров Парижа. Он познакомился с Коро, Гранвиль. Когда рисунки молодого Домье увидел Бальзак, то восторгам не было конца: "В этом парне живет !"

Живописцем Домье так и не стал. Его стихия - рисунок, гравюра, литография. А любимый жанр - карикатура. В 1832 году за карикатуру на короля, яркую, точную, едкую, Домье получает 6 месяцев тюрьмы. Выходит оттуда счастливым и известным... Теперь его приглашают сотрудничать все сатирические журналы.

Около полувека Домье рисовал карикатуры. Парижане ждали его работы, хохотали, радовались, восхищались, но... Его никто не знал. Ну кто станет читать подписи художника под карикатурой. Домье знали художники, и очень уважали его. Великий художник, он каждую работу превращал в истинное произведение искусства. Обладая острым глазом, неповторимой манерой, умением разбираться в людях, четкой гражданской традицией и бесстрашием гасконца, Оноре Домье создавал карикатуры поднимавшие парижан на революции в 1830-м, 1848-м, 1871-м годах.

Карикатуры великого мастера не требовали никаких подписей. Всякий мог узнать в персонажах художника прототипов. Худощавые нищенки становились аллегорическим изображением голода, толстые мясники - сытыми роялистами.

Революционная пора - золотое время для карикатуристов. Но революции проходят, и сатирики остаются не у дел... Так случилось и с Домье. Не сумев накопить на безбедную жизнь, Домье к старости остался совершенно один. Ко всему добавилась слепота... Жизнь могла закончиться трагически. Помогли друзья. Камиль Коро снял для Домье домик и нанял сиделку... Удивительным было то, что даже практически полностью ослепнув, Домье продолжал рисовать. По-другому он уже не мог.

Одна из самых известных работ Домье - Дон-Кихот. Испанский рыцарь Печального образа, воюющий с ветряными мельницами и свято верящий в правду... Таким и останется Оноре Домье в истории мирового искусства.

Домье (Daumier) Оноре Викторьен (1808 – 1879) – французский график, живописец и скульптор. Сын мастера-стекольщика.

С 1814 г. жил в Париже, где в 1820-х гг. брал уроки живописи и рисунка, овладевал ремеслом литографа, выполнял мелкие литографские работы. Творчество Домье Оноре Викторьен сложилось на основе наблюдения уличной жизни Парижа и внимательного изучения классического искусства. Домье, по-видимому, участвовал в Революции 1830, а с установлением Июльской монархии стал политическим карикатуристом и завоевал общественное признание беспощадной острогротескной сатирой на Луи Филиппа и правящую буржуазную верхушку. Обладая политической проницательностью и темпераментом борца, Домье Оноре Викторьен сознательно и целеустремлённо связал своё искусство с демократическим движением.

Карикатуры Домье распространялись в виде отдельных листов или публиковались в иллюстрированных изданиях, где сотрудничал Домье Оноре Викторьен (в «Силуэт», «Silhouette», 1830–31; в основанных издателем Ш. Филипоном «Карикатюр», «Caricature», 1831–35, и «Шаривари», «Charivari», 1833–60 и 1863–72). Смело и точно вылепленные скульптурные эскизы-бюсты буржуазных политических деятелей (раскрашенная глина, около 1830–32, сохранились 36 бюстов в частном собрании) послужили основой для серии литографических портретов-шаржей («Знаменитости золотой середины», 1832–33).

В 1832 Домье за карикатуру на короля (литография «Гаргантюа», 1831) был заключён на полгода в тюрьму, где общение с арестованными республиканцами укрепило его революционные убеждения. Высокой степени художественного обобщения, мощной скульптурности форм, эмоциональной выразительности контура и светотени Домье Оноре Викторьен добился в литографиях 1834; в них обличаются бездарность и своекорыстие власть имущих, их лицемерие и жестокость (коллективный портрет Палаты депутатов – «Законодательное чрево»; «Все мы честные люди, обнимемся», «Этого можно отпустить на свободу»); глубоким трагизмом проникнуто изображение расправы с рабочими («Улица Транснонен 15 апреля 1834 года»); в литографиях «Свобода печати» и «Современный Галилей» Домье Оноре Викторьен создал героический образ рабочего-революционера.

Запрещение политической карикатуры и закрытие «Карикатюр» (1835) вынудили Домье Оноре Викторьен ограничиться бытовой сатирой. В сериях литографий «Парижские типы» (1839–40), «Супружеские нравы» (1839–1842), «Лучшие дни жизни» (1843–1846), «Люди юстиции» (1845–48), «Добрые буржуа» (1846–49) Домье едко осмеивал и клеймил лживость и эгоизм мещанской жизни, духовное и физическое убожество буржуа, раскрывал характер буржуазной социальной среды, формирующей личность обывателя. Типический образ, концентрирующий пороки буржуазии как класса, Домье создал в 100 листах серии «Карикатюрана» (1836–38), рассказывающей о похождениях авантюриста Робера Макера. В сериях «Древняя история» (1841–43), «Трагико-классические физиономии» (1841) Домье зло пародировал буржуазное академическое искусство с его лицемерным культом классических героев. Виртуозно сочетая гротескную фантазию и точность наблюдения, Домье придал публицистическую обличительную заострённость самому графическому языку: язвительная, жалящая выразительность линии как бы срывала с буржуа маску благопристойности, обнаруживая под ней бездушие и пошлое самодовольство. Зрелым литографиям Домье Оноре Викторьен присущи динамика и сочная бархатистость штриха, свобода в передаче психологических оттенков, движения, света и воздуха. Домье Оноре Викторьен создавал и рисунки для гравюр на дереве (главным образом книжные иллюстрации).

Новый недолгий подъём французской политической карикатуры связан с Революцией 1848–49. Приветствуя революцию, Домье Оноре Викторьен разоблачал её врагов; олицетворением бонапартизма стал образ-тип политического проходимца Ратапуаля, созданный сперва в гротескной динамичной статуэтке (1850, бронзовый экземпляр в Лувре, Париж), а затем использованный в ряде литографий. В 1848 Домье Оноре Викторьен выполнил для конкурса живописный эскиз «Республика 1848 года» (вариант в Лувре). С этого времени Домье Оноре Викторьен всё больше отдавался живописи маслом и акварелью. В новаторской по тематике и художественному языку живописи Домье Оноре Викторьен нашли воплощение пафос революционной борьбы («Восстание», около 1848; «Семья на баррикадах», Национальная галерея, Прага) и неудержимое движение людских толп («Эмигранты», около 1848–49, Музей изящных искусств, Монреаль), уважение и сочувствие художника трудящимся («Прачка», около 1859–60, Лувр; «Вагон 3-го класса», около 1862–63, Метрополитен-музей, Нью-Йорк) и злая издёвка над беспринципностью буржуазной юстиции («Защитник», акварель,частное собрание). Особенно увлекала Домье Оноре Викторьен тема искусства: его роль и положение в обществе, психология творчества и восприятия; излюбленные мотивы живописи Домье Оноре Викторьен - театр, цирк, лавки эстампов, зрители, актёры, бродячие комедианты, художники, коллекционеры («Мелодрама», около 1856–60, Новая пинакотека,Мюнхен; «Криспен и Скапен», около 1860, Лувр; «Совет молодому художнику», 1860-е гг., Национальная галерея искусства, Вашингтон).

Домье создал ряд портретов, картин на литературные, религиозные, мифологические сюжеты; серия картин посвящена Дон Кихоту , чья комическая внешность лишь подчёркивает духовное величие и трагичность судьбы искателя правды («Дон Кихот», около 1868, Новая пинакотека, Мюнхен). В живописи Домье Оноре Викторьен особенно сильно ощутимы связь художника с романтизмом, переосмысление его традиций: героическое величие переплетается с гротеском, драма с сатирой, острая характерность образов сочетается со свободой письма, смелой обобщённостью, экспрессией, мощью пластической формы и световых контрастов; на протяжении 1850–60-х гг. всё напряжённее и стремительнее становится динамичная композиция, объём лаконично лепится цветовым пятном и энергичным, сочным мазком.

В конце 60-х гг. бытовая сатира стала уступать место в литографиях Домье новым темам: художник с тревогой следил за ростом милитаризма и колониализма, за расправой с национально-освободительными движениями, за происками военщины и церкви. Франко-прусской войне 1870–71 посвящён последний шедевр Домье Оноре Викторьен – альбом «Осада»; аллегорические образы альбома полны потрясающего трагизма и глубокой горечи, язык литографии поражает силой обобщения и лаконичностью точных, упругих линий («Империя – это мир», 1870; «Потрясённая наследством», 1871). Огромное наследие Домье Оноре Викторьен (около 4 тыс. литографий, свыше 900 рисунков для гравюр, свыше 700 картин и акварелей, свыше 60 скульптурных работ), одна из вершин критического реализма в мировом искусстве, характеризует Домье Оноре Викторьен как великого художника-новатора,защитника интересов трудящихся.


Оноре Домье, портрет работы Надара

Домье Оноре Викторьен (Daumier Honore) (1808–1879), французский график, живописец и скульптор. Родился 26 февраля
1808 года в Марселе. С 1814 жил в Париже, с 1820-х годов брал уроки живописи и рисунка. овладевал искусством
литографии. После Революции 1830 года Домье стал виднейшим политическим карикатуристом Франции и завоевал
общественное признание беспощадной острогротескной сатирой на короля Луи Филиппа и правящую верхушку общества.


«Груши». Карикатура на Луи-Филиппа (1831)

Карикатуры Домье распространялись в виде отдельных листов или публиковались в популярных иллюстрированных изданиях
(журналы “Карикатюр”, 1830–1835; “Силуэт”, 1830–1831; “Шаривари”, 1833–1860 и 1863–1872). Основой для серии
литографических портретов-шаржей “Знаменитости золотой середины” (1832–1833) послужили вылепленные Домье
острохарактерные портретные бюсты политических деятелей (раскрашенная глина, около 1830–1832, сохранилось 36
скульптур).


«Законодательное чрево». Литография. 1834.

В 1832 за карикатуру на короля (“Гаргантюа”, 1831) художник был на полгода заключен в тюрьму. В литографиях 1834
Домье обличал бездарность, своекорыстие и лицемерие властей (“Законодательное чрево”, “Все мы честные люди,
обнимемся”), создал героические образы рабочих (“Галилей современности”), проникнутое глубоким трагизмом изображение
расправы с ними (“Улица Транснонен 15 апреля 1834”).


Игроки в шахматы. (1863)

После запрещения в 1835 политической карикатуры Домье обратился к бытовой сатире, осмеивал духовное убожество
парижских обывателей (“Лучшие в жизни”, 1843–1846; “Добрые буржуа”, 1846–1849; серия “Карикатюрана” с собирательным
образом авантюриста Робера Макера, 1836–1838). В период нового подъема французской политической карикатуры, связанного
с Революцией 1848–1849, создал (сначала в гротескной бронзовой статуэтке, 1850, Лувр, Париж, а затем в ряде
литографий) обобщенный образ политического проходимца Ратапуаля. Виртуозно и темпераментно сочетая богатейшую,
язвительную фантазию и точность наблюдения,


Бремя, 1850-1853 Эрмитаж, Санкт-петербург

Домье придавал публицистическую остроту самому языку графики: жалящая выразительность линии как бы сама по себе
обнажала бездушие и пошлое самодовольство объектов его сатиры. Зрелым литографиям Домье присущи бархатистость
штриха, свобода в передаче психологических оттенков, движения, светотеневых градаций. В живописи Домье, новаторски
переосмысляющей традиции романтизма, героическое величие переплетается с гротеском, драма с сатирой, острая
характерность образов сочетается со свободой письма, смелой обобщенностью форм, мощной выразительностью пластики
и световых контрастов.


Певцы, 1860 Рейксмузеум, Амстердам

В 1850–60-е годы все напряженнее и стремительнее становится динамичная композиция, объем лаконично лепится цветовым
пятном и энергичным сочным мазком. Наряду с темами, увлекавшими его и в графике (пафос революционной борьбы в
“Восстании”, 1848; воплощение внутренней значительности и духовной красоты простого человека в “Прачке”, около
1859–1860, Лувр, Париж), излюбленными мотивами живописи Домье становятся театр, цирк, бродячие комедианты
(“Мелодрама”, около 1856–1860, Новая пинакотека, Мюнхен; “Криспен и Скапен”, около 1860, Лувр, Париж). Серия картин
Домье посвящена Дон Кихоту, комическая внешность которого лишь подчеркивает духовную исключительность и трагичность
судьбы великого искателя правды (“Дон Кихот”, около 1868. Новая пинакотека. Мюнхен).


Собиратели гравюр, 1859 Лувр, Париж

Картина Оноре Домье “Собиратели гравюр”.
Два пожилых господина просматривают папку с гравюрами в галерее торговца предметами искусства. Очевидно, что оба
лишь претендуют на то, чтобы слыть знатоками. Картина могла бы служить горьким комментарием к судьбе самого художника,
которому не удавалось найти покупателей для своих работ среди разбогатевших представителей среднего класса. Домье
был превосходным сатириком, способным передать характер человека одним росчерком пера. Были хорошо известны и
воспринимались с опаской его портреты ведущих политических деятелей, полные язвительного сарказма, а также
комментарии к актуальным событиям дня.


Якобы инвалид, 1857 Эрмитаж, Санкт-петербург

Домье обладал редким даром лаконично передать в картине то, что потребовало бы многословного описания. Он был
также превосходным живописцем и скульптором. Его карикатуры в технике литографии, общее число которых насчитывает
около четырех тысяч, собирали известные художники, такие как Эдгар Дега; они поражают изумительной свободой
исполнения, сравнимой лишь с японской каллиграфией.
Скончался Домье 11 февраля 1879 года в Вальмондуа, близ Парижа.


«Восстание» (1848)


«Мельник, его сын и осел» (1849)


Виктор Гюго. (1849)


«Дон Кихот» (1868)


О. Домье. "Прачка". Около 1859 - 1860. Лувр. Париж.


Камиль Демулен в саду Пале-Рояля

Рисунок принадлежит к немногочисленным произведениям Домье на исторические сюжеты. Домье избирает один из эпизодов
Великой французской революции: 12 июля 1789 года в Пале-Рояле адвокат и литератор Камиль Демулен, впоследствии
активный участник первого этапа революции, призвал сограждан к оружию, предложив им приколоть к одежде зеленую
кокарду или зеленый листик в знак готовности победить или умереть.


«Потрясенная наследством». Литография из альбома «Осада». 1871.


«Вагон третьего класса». Ок. 1862-63. Метрополитен-музей. Нью-Йорк.


«Совет молодому художнику». Около 1860. Национальная галерея искусства. Вашингтон.


«Защитник». Акварель. 3-я четв. 19 в. Частное собрание.

Поделиться