Что из чего сделано? Урок по окружающему миру "Из чего что сделано" (2 класс) Модель как делают шерстяные вещи.

Совершенство современных технологий помогает человеку в интенсивном использовании проверенного веками опыта. Все так же востребовано использование натуральных материалов, несмотря на открытия в производстве искусственных волокон.

Механизация обработки шерсти и производства тканей пока не переходит привычные границы. Продолжают пастись стада животных, служащих источником сырья для шерстяных тканей, продолжают снимать с них руно руки стригалей, вооруженные усовершенствованными машинками для стрижки.


и одежда из нее: как все начиналось

Первые «костюмы» из шерсти были примитивны и представляли собой накидки, повязки и обмотки для ног из плохо выделанных шкур. Со временем приемы выделки кожи с мехом становились все искуснее и изощреннее, превращая шкуры в подобие мягких тканых материй.

Состриженная шерсть до наступления эпохи прядения валялась, или свойлачивалась (отсюда слово «войлок»), - эта технология до настоящего времени применяется при производстве знаменитых русских валенок или, как они еще , валяльно-войлочных изделий. Изделия получались грубыми, но теплыми.


О «склонности» шерстяных волокон к свойлачиванию и усадке нужно помнить при стирке ткани. Шерсть не любит долгого замачивания, высоких температур, контрастных режимов, щелочных сред и скручивания.

Важнейшим событием для человека, ищущего спасения от холода, стало изобретение ткацкого станка. Шерсть животных вычесывалась или собиралась после линек, сбривалась остро отточенными ножами, а позднее состригалась ножницами. Спутанные клоки шерсти промывались, очищались от мусора, прочесывались специальными гребнями, делясь на отдельные пряди.

Из волокон с помощью прялки на веретено сучилась нитка, более или менее тонкая, в зависимости от качества шерсти. Из полученной пряжи с помощью ткацкого станка собирались полосы ткани, из которой можно было делать одежду. Цвет готовой материи соответствовал исходному сырью, со временем стали использоваться разнообразные органические, минеральные и растительные красители.

Шерсть и современность

Описанный алгоритм действий в основном не изменился и в наши дни. Стали более совершенными чесальные машины, моющие средства, ткацкие станки, путем селекции выведены породы овец, коз и других животных, дающих замечательно красивую, мягкую и тонкую шерсть.

Из состриженного руна делаются экологически чистые ткани для одежды самой разной плотности и толщины. Добавление в шерсть синтетических волокон делает материю немнущейся, более прочной, стойкой к износу.


Узнать, сделана ли ткань из шерсти, просто. Отрезав небольшой лоскут и подпалив его, вы почувствуете запах жженого пера. Волокна ткани спекутся, образовав легко растирающийся черный комочек.

Ткацкие станки программируются на создание сложных переплетений нитей и разнообразных узоров и рисунков на материи, окрашенные ткани не меняют цвет после множества стирок. Вязание из шерстяной пряжи - одно из любимых рукоделий в мире, а вязаные шерстяные изделия - обязательная деталь в каждом гардеробе.

Шерсть — древнейший природный утеплитель — до сих пор остается во многом непревзойденным материалом с уникальным набором полезных для человека качеств

Баран Jan Eufinger

Среди тех, кто убежден в божественном происхождении человека, бытует мнение, что homo sapiens изначально был задуман и воплощен создателем голым. Однако, по мнению ученых, далекие предки современного человека все же имели на своем теле волосяной покров. Начиная разговор о шерсти и ее значении, стоит вспомнить, что в первобытные времена она обильно росла на человеке, являлась его естественной одеждой и лишь много позже стала и первой искусственной.


На длинном эволюционном пути наши предки почти растеряли собственный шерстяной покров, но взамен научились заимствовать его у животных. Еще ничего не зная о теплообмене, они добывали шкуры животных и кутались в них, чтобы согреться. В начале XIX века великий французский математик и физик Жан Батист Жозеф Фурье в своей работе «Аналитическая теория тепла» наконец объяснил, что такое теплопроводность, и благодарное человечество стало кутаться в теплую одежду, используя научный подход. С тех пор наука и технологии заметно продвинулись вперед, но шерсть, как была одним из основных утепляющих материалов, так им и осталась.

В чем же секрет шерсти? Почему она так хорошо сохраняет тепло? В мы подробно рассмотрели механизм удержания тепла одеждой. Напомним, что греющие свойства утеплителя напрямую зависят от того, насколько эффективно он удерживает воздух у поверхности тела. Воздушная прослойка препятствует оттоку тепла, потому что воздух имеет очень низкую теплопроводность. Любой утеплитель, будь то натуральный пух, вата, синтетические волокна или шерсть, «связывает» воздух в своей пространственной структуре и не дает ему перемешиваться с воздухом окружающей среды.

Из чего же «сделана» шерсть? Как ей удается удерживать воздух?

Что такое шерсть

Шерсть — это волосяной покров на теле животного, который состоит из двух основных типов волос — остевых и пуховых.Их главное отличие в толщине и назначении: остевые — длинные, толстые, грубые — это видимый слой шерстяного покрова, пуховые — тонкие извитые волокна. Остевые волосы формируют пространственную структуру шерсти, определяют степень ее волнистости и выполняют защитные и теплосберегающие функции. А основная задача пуховых волос, также называемых подшерстком, — удерживать тепло у кожи. Крупный остевой волос может иметь индивидуальный мускул, который этот волос поднимает. Шерсть, вставшая дыбом, — заслуга именно этих мускулов. Поднятые волосы не только придают угрожающий вид, но и временно увеличивают общую толщину шерстяного покрова, а значит, и его способность удерживать тепло.

Волосы в слое шерсти расположены густо, они часто бывают извиты и переплетены. Такая пространственная структура шерстяного покрова создает множество замкнутых воздушных карманов, которые и удерживают воздух у тела, не позволяя животному замерзнуть или, наоборот, погибнуть от жары. Кроме этого, воздушные полости могут быть и внутри самих волос. Например, волос белого медведя или верблюда полый, то есть с воздушным каналом внутри. Наличие воздуха внутри волоса существенно увеличивает его теплоизоляционные свойства.

Конечно, никто не видел верблюдов, разгуливающих по арктическим просторам вместе с белыми медведями, а умок никто не встречал в Кара-Кумах. Но воздушная прослойка, которую создает их шерсть, защищает и тех, и других: медведей — от холода, а верблюдов — от жары, благодаря все той же очень низкой теплопроводности воздуха.

Использование шерсти

Наши первобытные предки знали, что шерсть хорошо сохраняет тепло, но еще не могли ее собирать и обрабатывать. Весь нехитрый технологический процесс изготовления одежды в древние времена заключался в снятии шкуры с убитого на охоте животного. Собственно эти шкуры, вместе с покрывающей их шерстью, и становились одеждой для охотников и их собратьев.

Со временем одомашнивание животных и развитие скотоводства привели к тому, что человек научился использовать для изготовления теплой одежды не только шкуры, но и собранную с животных шерсть — преимущественно овечью, козью и верблюжью. Состриженная или вычесанная, она служила сырьем для пряжи — длинных нитей, состоящих из переплетенных волос. Ворсистые нити тоже хорошо удерживают воздух в своих переплетениях, поэтому и вязаные шерстяные изделия сохраняют тепло не хуже шкур животных. Для изготовления шерстяной нити использовались прялки и веретена, и можно сказать, что с этих нехитрых приспособлений началась вся современная легкая промышленность.

Виды шерсти

Овечья шерсть

Среди всех видов шерсти, которые использует человек, наиболее распространена овечья. Из нее производят шерстяную пряжу для вязки трикотажных изделий или нити для изготовления шерстяных тканей. Овечья шерсть упругая и плотная из-за извитости шерстяных волокон. Спиралевидная форма шерстинки защищает от загрязнений и атмосферных осадков. Ее можно вытянуть и выпрямить, но со временем она вернется в исходное состояние. Извитость шерстинки — очень ценное качество, благодаря которому изделия из шерсти объемные, пушистые, прочные, ноские и почти не мнутся. Наиболее высококачественной овечьей шерстью считается мериносовая . Тонкость мериносовой шерсти позволяет использовать ее даже при производстве термобелья.

Волосы овечьей шерсти покрыты мелкими чешуйками, поэтому они хорошо сцепляются друг с другом. На этом свойстве основана технология производства войлока — плотного нетканого материала, который применяется для изготовления одежды или обуви, например валенок. Войлок — отличный пример того, как материал с низкой теплопроводностью может защищать как от холода, так и от жары. О зимних валенках мы уже упомянули, но тот же самый войлок используется, например, и для изготовления головных уборов — панамок, треуголок и буденовок, защищающих головы любителей парилок и саун от перегрева. Да и кочевые жители пустыни — бедуины — до сих пор используют шерстяную одежду как надежную защиту от раскаленного африканского солнца.

Шерсть превосходно поглощает звук. Нередко шерстяные покрытия используют в звукозаписывающих студиях. Ковры из натуральной шерсти издавна пользуются популярностью благодаря разнообразному набору качеств, позволяющему сохранять тепло, создавать уют и комфорт в доме. А из низкосортной шерсти получают строительный войлок — материал для тепло- и звукоизоляции помещений.

Ангорская коза Nico Smit

Козья шерсть и пух

Козья шерсть является довольно однородной, но ее волосы намного более гладкие, чем овечьи, поэтому она не так хорошо свойлачивается и прядется. Наиболее известные и качественные виды козьей шерсти — оренбургская, кашмирская и ангорская. Они обладают самым тонким волосом: 16-18 мкм у оренбургской, 19-20 мкм у кашмирской и 22-24 мкм у ангорской козы. Мягкая и шелковистая пряжа от ангорской козы называется мохером. Любопытно, что шерсть ангорского кролика также называется ангорской , и это вносит некоторую путаницу. Козий пух — тоже вид козьей шерсти, который можно получать как состриганием, так и вычесыванием специальными гребенками. При вычесывании пух получается более нежным, легким и приятным на ощупь. Знаменитый оренбургский пуховый платок изготовлен именно из козьего пуха. А кашмирские козы дают пух, из которого производится тонкий, мягкий и теплый материал — кашемир.

Верблюжья шерсть

Верблюжья шерсть кардинально отличается от овечьей и козьей полым волосом. Как и в случае с белым медведем, полый волос значительно снижает теплопроводность шерсти верблюда. В производстве изделий из верблюжьей шерсти используется верблюжий пух — подшерсток. Изделия из верблюжьей шерсти гигроскопичны, легки, обладают низкой теплопроводностью и хорошо дышат.


Альпака Oliver Nowak

Экзотические виды шерсти

Самой дорогой и качественной шерстью считается шерсть ламы, альпака и викуньи. Это животные семейства верблюдовых, обитающие в Южной Америке в Андах. Шерсть альпака в семь раз теплее овечьей, она легкая, мягкая, шелковистая и при этом очень прочная. А шерсть викуньи собирается вручную в труднодоступных местах высоко в горах, зачастую в сложных климатических условиях. Цена за килограмм шерсти викуньи может доходить до тысячи долларов.

Польза шерсти

Природное происхождение и тысячелетия эволюции сделали шерсть отличным средством естественного утепления для многих теплокровных животных, но ею успешно пользуется и человек. Шерсть биологически дружественна человеку, поэтому она не только согревает его, но и оказывает терапевтическое воздействие. В шерсти также содержится ланолин, который по составу близок к кожному салу человека и благотворно действует на его кожу.

В отличие от многих синтетических волокон, которые способствуют размножению бактерий, вызывающих запах пота, волокна шерсти, наоборот, препятствуют бактериальному загрязнению. Считается, например, что волокна , имеющие положительный электрический заряд, притягивают к себе бактерии, которые заряжены отрицательно. Эти бактерии задерживаются в волокнах полиэстера, и именно их взаимодействие с потом приводит к возникновению неприятных запахов. Для уменьшения этого эффекта производители синтетических материалов обрабатывают волокна полиэстера или полипропилена солями серебра. С шерстью такой проблемы не возникает, точнее ее решила сама природа — она придала волокнам шерсти отрицательный заряд, благодаря чему шерсть отталкивает бактерии, сохраняет чистоту, препятствует возникновению запахов и даже «собирает» с кожи человека вредные положительные заряды.

Ангорская шерсть, пух кашмирских и оренбургских коз, а также мериносовая шерсть, помимо сухого тепла, создают комфортное ощущение мягкости. Однако шерсть с включениями более грубых волокон может быть колкой и вызывать раздражение. Кроме того, некоторые люди имеют аллергию на шерсть.

Характеристики шерсти

Теплопроводность

Среди всех волокон естественного происхождения волос шерсти, состоящий в основном из кератина, обладает наименьшей теплопроводностью — 0,033 Вт/(м·К ). Но это мало что говорит о теплосберегающих характеристиках той или иной шерстяной одежды, ведь лучше всего защиту от холода обеспечивает не сам материал, а воздушная прослойка, которую он в себе удерживает. Тем не менее благодаря малой теплопроводности кератина, а также способности шерстяных волокон создавать огромное количество микроскопических воздушных полостей, шерсть является одним из лучших натуральных теплоизоляторов.

Сравнительная теплопроводность некоторых материалов
Материал Коэффициент теплопроводности, Вт/(м·К )
Вакуум 0,0
Пух гаги 0,008
Воздух 0,026
Шерсть 0,033
Хлопок 0,049
Лен 0,067
Дерево 0,15
Вода 0,6
Сталь 47

Гигроскопичность

Шерсть отлично впитывает воду — до 30-35% от собственного веса — и хорошо дышит. Поэтому при относительно небольшом объеме поступающей влаги (пота) шерсть выводит часть этой влаги в виде испарений, а оставшуюся часть впитывает, не становясь при этом мокрой и холодной. Более того, при увлажнении шерсти выделяется даже некоторое количество тепла. Однако высокая гигроскопичность шерсти может дать и отрицательный эффект. Если шерсть все-таки намокает, то она становится тяжелой и очень долго сохнет, что может стать проблемой в походе или экспедиции.

Механические свойства шерсти

Прочность шерсти в значительной степени зависит от ее типа, породы животных, с которых она получена, и еще от многих параметров, описываемых специальными профессиональными терминами. На практике полезно знать, что шерсть упруга и эластична, и именно эти качества делают изделия из нее прочными и износоустойчивыми при достаточно малом удельном весе. Одежда из тонкой шерсти относится к наиболее легкой, по весу она может уступать лишь изделиям из капрона или эластана.

Часто от тех или иных изделий требуются характеристики, которые сама по себе шерсть обеспечить не может, и тогда в процессе производства нитей к волокнам шерсти могут добавлять другие волокна искусственного или естественного происхождения. Такие ткани носят название смесовых, но часто усиление одних достоинств смешиваемых материалов приводит к ослаблению других. На сегодняшний день наиболее передовыми являются технологии послойного соединения разнородных материалов. Так, к примеру, поступает компания .

К сожалению, шерсть обладает одним специфическим недостатком — она нравится не только людям, но и моли. При несоблюдении правил хранения шерстяных изделий моль способна привести их в полную негодность, а проще говоря — съесть, или хотя бы изрядно понадкусывать.

Современные технологии обработки шерсти

Несмотря на то что шерсть является древнейшим утеплителем, используемым человеком, способ производства шерстяных изделий мало изменился — совершенствовались лишь технологии.

Как и ранее, процесс начинается со стрижки или вычесывания животных. На следующем этапе шерсть сортируется, моется, прессуется в тюки и отправляется на фабрики. Там на особых станках она расчесывается и разделяется на волокна. После расчесывания шерсть отправляется в смесительную камеру, где мощные воздушные потоки смешивают волокна шерсти разных сортов для придания ей нужных характеристик. В этой же камере шерсть может смешиваться и с синтетическими волокнами, например полиэстером.

После смесительной камеры шерсть поступает в следующую машину, которая называется кардочесальной. Эта машина распутывает и разделяет волокна на параллельные пряди, а также очищает их от остатков грязи. Из кардочесальной машины шерсть выходит в виде тонкого ровного полотна, которое на следующем этапе разделяется на полосы, скручивается и преобразуется в так называемые ровницы, которые уже напоминают шерстяную нить. Для придания нити необходимой прочности ровницу сучат — растягивают и плотно скручивают.

Шерстяная пряжа используется для вязки трикотажного полотна, а из нити на ткацких станках производят шерстяные ткани. Трикотажные шерстяные полотна и ткани используются затем для производства различной одежды и предметов быта.

Шерстяные изделия высокого качества маркируются знаком “Woolmark”, который ранее принадлежал Международному секретариату по шерсти (International Wool Secretariat). Сейчас торговым знаком владеет австралийская ассоциация производителей шерсти Australian Wool Innovation Limited, занятая продвижением и увеличением мирового спроса на качественную шерсть. Наличие на изделии ярлыка “Woolmark” говорит о том, что в составе ткани не менее 93 % высококачественной натуральной шерсти и материал произведен с соблюдением всех норм добычи и обработки сырья.

Страна, лидирующая по поставкам шерсти на мировой рынок, — Австралия. За ней следуют по убывающей Новая Зеландия, Китай, США, Аргентина, Турция, Иран, Великобритания, Индия, Судан и Южная Африка.

Резюме

    Шерсть является древнейшим утеплителем, используемым человеком. Ее можно назвать дружественным человеку материалом благодаря природному животному происхождению.

    Из-за низкой теплопроводности шерсть является одним из лучших утеплителей, применяемых в одежде.

    Изделия из шерсти хорошо дышат и могут впитать большое количество влаги.

    Шерсть оказывает благотворное воздействие на организм человека, обладает антибактериальными свойствами и может оказывать лечебный эффект.

    Наиболее мягкие и приятные на ощупь шерстяные изделия производятся из руна овец мериносовых пород и козьего пуха.

    Шерсть упруга, эластична, имеет малый удельный вес. Она обладает достаточной прочностью и износостойкостью.

    Биологическое происхождение шерсти может являться причиной аллергии. Грубая шерсть колется и способна вызывать раздражение кожи.

  • Основным источником шерсти для легкой промышленности являются овцы, козы и верблюды.

Урок окружающего мира во 2»В» классе


Тема: Из чего что сделано

Цель : узнать из чего и как люди изготавливают различные изделия.

Задачи :

  • формировать элементарные представления о некоторых производственных процессах, начиная с добычи сырья в природе и кончая получением готового продукта;
  • научиться изображать производственные цепочки с помощью моделей; исследовать предмет по заданным свойствам;
  • воспитывать бережное отношение к природным богатствам.

Планируемые результаты : научить детей различать свойства предметов, веществ из которых они сделаны, исследовать эти вещества по заданным свойствам, учить рассуждать, делать выводы, доказывать свою точку зрения, способствовать развитию интереса в познании окружающего мира.

Личностные УУД : формирование учебно-познавательного интереса к учебному предмету, способность к самооценке.

Регулятивные УУД: самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия.

Познавательные УУД: использовать таблицы, плакаты, отчёты, осуществлять анализ предметов по заданным свойствам, проводить сравнение, группировку, обобщение.

Коммуникативные УУД: сформировать собственное мнение, приходить к общему решению в совместной деятельности (при работе в группе)

Оборудование: различные предметы (варежки, шарф, ложка, вилка, ножницы, кувшин, чашка, горшок, книга, тетрадь, линейка, карандаш), презентация, конверты с карточками, «Рефлексия».

Ход урока

I. Организационный момент.

Прозвенел звонок весёлый.

Всех зовёт он на урок.

Ну-ка, дети, все готовы?

Начинаем точно в срок.

На места все тихо сядем,

Не нарушим тишину.

Приготовились все слушать,

Я урок сейчас начну.

II. Проверка домашнего задания.

Какой раздел мы с вами начали изучать? (« Жизнь города и села»)

С каким понятием познакомились на прошлом уроке? (Экономика)

Что такое экономика? (Это хозяйственная деятельность людей.)

Из каких частей состоит экономика? (Сельское хозяйство, промышленность, транспорт, строительство, торговля.)

Без чего не может работать современная экономика? (Без денег)

III . Самоопределение к деятельности

- Назовите предметы, которые вы видите на столе. (Предметы рукотворного мира)

Какие части экономики помогли этим предметам попасть к нам? (Промышленность, транспорт, сельское хозяйство, торговля.)

Кто изготовил эти предметы? (Эти предметы сделаны руками человека.)

Я предлагаю подумать, из чего сделаны эти предметы? (Из природных материалов: шерсть, металл, глина, бумага)

Какова же тема нашего урока? («Из чего что сделано») Слайд 1.

- Какие учебные задачи мы поставим перед собой?

IV. Работа над новой темой

Сегодня на уроке мы узнаем, как рождается книга, как делают шерстяные вещи, откуда берутся ложки, вилки и ножи. Слайд 2.

А для того, чтобы узнать, что из чего и как это делается, отправимся в Страну Мастеров .
Первый город – это
Город Гончаров .

В этот город отправится 1 группа. Они выяснят: - Кто такие гончары?
На с. 109. рассмотрите рисунки и расскажите, как глина превращается в самые разные изделия.

Второй город – Город Книгоиздателей . Туда отправится 2 группа.

Для того чтобы узнать, как к нам в дом приходят тетради и книги, откройте учебники на с.110 и рассмотрев иллюстрации, подготовьте рассказ по рисункам.

Как рождается книга?

Третий город – Город Ткачей .

В город ткачей совершат путешествие наши ребята из 3 группы. Они расскажут, из чего делают одежду и как к нам попадают шерстяные вещи.


Четвертый город, в который отправится 4 группа – Город Металлургов.

Они попытаются найти ответ на вопрос – откуда берется железо?

Самостоятельная работа в группах

Давайте повторим правила работы в группе.

В ходе работы вы должны построить производственную цепочку с помощью слов, находящихся в конверте.

Отчет групп

  1. Как из глины делают посуду.


- Можем ли мы изготовить такую посуду? (Нет)
- Почему?
- Как называют человека, который делает глиняную посуду? (Гончар)

2. Как и из чего делают бумагу.

Физминутка

Мы похлопаем в ладоши

Дружно, веселее.

Наши ножки постучали

Дружно, веселее.

По коленочкам ударим

Тише, тише, тише.

Наши ручки поднимайтесь

Выше, выше, выше.

Наши ручки закружились,

Ниже опустились,

Завертелись, завертелись

И остановились.

  1. Кака делают шерстяные вещи.
  2. Откуда берётся железо.

V. Закрепление изученного

Самостоятельная работа по «Рабочей тетради» с.39-40 №1,2,3

Покажите стрелками разного цвета разные производственные цепочки.

Напишите, во что люди могут превратить эти материалы.

Работа в паре.

Зерно,мельница, хлеб.

Железная руда, завод, ножницы и т. д.

На что должны обращать внимание люди, добывая в природе различные материалы для изготовления всевозможных изделий?

Ребята, помните, что в каждую вещь вложены знания и труд многих людей, поэтому к вещам надо относиться бережно.

VI. Итог урока
Мы совершили путешествие в Страну Мастеров.

На какие вопросы отвечали на уроке?
- Кто теперь знает из чего можно сделать посуду, одежду, шерстяные вещи?
VII. Рефлексия

Командиры групп возьмите у вас на столе конверты, и раздайте карточки каждому.

Выбери, очень хорошо или не очень хорошо ты знаешь и умеешь то, что записано в таблице слева, и поставь рядом цветной кружок. (Дети ставят в таблицу кружок: зелёный, если всё получилось хорошо, всё понял;

жёлтый, если что-то вызвало затруднение; красный, если было трудно.)

VIII. Домашнее задание

Задания с. 71, №4 (Рабочая тетрадь)

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Из чего что сделано Окружающий мир 2 класс

Как рождается книга? Как делают шерстяные вещи? Откуда берутся ложки, вилки и ножи? Всё это сделано руками человека из природных материалов – древесины, металла, шерсти. Но чтобы природные материалы превратились в разнообразные вещи, нужны знания и большой труд людей.

Работа по учебнику Проследи путь от глины, добытой в карьере, до нашей вазы (с. 109)

Расскажи по рисункам, как из глины делают вазы, кувшины и другие предметы. 1 2 3 4 5 6

Людей, которые изготавливают глиняную и керамическую посуду, называют гончарами.

Работа по учебнику. Рассмотри рисунки на с. 110 и ты узнаешь, как родились наши учебники, книги, тетради. ?

Составь по этим рисункам рассказ о том, как делают книгу. 1 2 3 4 5

Откуда взялась бумага на изготовление тетрадей и книг. Сегодня бумагу делают на огромных бумажных комбинатах, где людям во всём помогают машины. Машины принимаются за помощь тогда, когда будущая бумага в лесу растёт.

Электрические пилы пилят, валят деревья. Машины-лесовозы везут брёвна к реке или на железнодорожную станцию.

До ворот цеха плывут брёвна по реке или их везут в специальных вагонах. А здесь за дело берутся другие машины: многопильный станок распиливает брёвна на чурбаки, а машина-корообдирка сдирает с них кору.

Рубильная машина рубит чурбаки на щепки, и едут щепки на самодвижущейся дорожке в котёл. В котле в специальном растворе варится… каша –деревянная.

Вот эта каша, когда она готова, и становится бумагой.

Работа по учебнику. Рассмотри рисунки на с. 111 и ты узнаешь о том, как делают шерстяные вещи.

Расскажи по рисункам о том, как делают шерстяные вещи. 1 2 3 4 5 6

Откуда берётся железо? вода песок Красно-бурая глина Коричневый камень - кремень

Больше всего железа в железных рудах. Из них и добывают металл- железо. Иногда рудные пласты скрываются глубоко в толще земли, и тогда приходится строить шахты.

Как добывают железную руду? 1. Взрыв горной породы

После взрыва тонны земли, камней взметнутся в воздух, и откроется спрятанная под ними руда.

Шагающий экскаватор зачерпнёт ковшом-черпаком руду, повернётся- и нагружен целый вагон или гигант-самосвал.

2. На самосвалах или по железной дороге попадает руда на завод. В огромных, словно высотные дома, печах-домнах, день и ночь бушует пламя. В эти домны поступает железная руда. Она плавится, оседает руда, капли металла собираются в струйки, ручейки.

3.Путь этого ковша- в соседний цех. Тут чугун выльют в формы. В них жидкий металл застынет и примет ту или иную форму. Это: чугунные сковородки, чугунки, батареи отопления.

4. Из чугуна в специальных печах - мартенах сталевары варят сталь. Затем сталь поступает в прокатный стан, а затем из листа кузнец-штамповщик изготовит ножи, ложки.

Работа в паре. На что должны обращать внимание люди, добывая в природе различные материалы для изготовления всевозможных изделий? 1. Добывать материалов не больше, чем их требуется. 2. Расходовать экономно. 3. Сажать новые деревья. 4. Восстанавливать земли на месте карьеров.

Помни! В каждую вещь вложены знания и труд многих людей, поэтому к вещам надо относит ь ся БЕРЕЖНО.


Цель: Расширение представлений о предметах и материалах, используемых для их изготовления.

Продолжить формирование компетенций.

Развивать логическое мышление.

Воспитывать бережное отношение к предметам.

Организационный момент

Доброе утро. Вы любите мультфильмы? Давайте посмотрим один из них. (Просмотр отрывка из мультфильма “Чудо-дерево”)

Бывает ли так в нашей жизни? Видели ли вы такое дерево? Почему?

Актуализация знаний.

Вокруг нас большое количество предметов сделанных руками человека. Для их изготовления используются различные материалы.

Можете ли вы с полной уверенностью сказать, что вы знаете, что из чего сделано?

Проверим.

Работа в группе

На столах - карточки с набором предметов. В каждом ряду зачеркни лишний предмет. Подумай, что общего между оставшимися предметами. Сделайте вывод, вставив пропущенное слово.

Отвечаем с места. Называете лишний предмет. Сообщаете о том, что объединяет оставшиеся предметы.

Можете назвать тему урока?

Как вы думаете, что необходимо для того чтоб эти разные материалы стали вещами столь для нас необходимыми?

Чтобы глина, бумага, шерсть и металл превратились в разнообразные вещи, нужны знания и большой труд людей. Рада, что вы знаете это. Но есть дети, которые думают по - другому.

Проблемный ввод

Девочка Мурочка после просмотра мультфильма “Чудо-дерево” сделала вот что. (Стихотворение).

Как выдумаете, сможете ли вы, при встрече, объяснить девочке, что она не права?


Попробуем? Какие вопросы Мурочка может нам задать при встрече?

Организация поискового пространства.

Сейчас вы поработаете в группах. Задания записаны на карточках. Будьте внимательны, не забывайте правил работы в группе.

Желаю вам успешной работы. Начнём. (10-15мин)

2 группа.

1) Прочти информацию.

3 группа.

4 группа.

Физминутка

Выступление групп .

Организация рефлексивного пространства

Закрепление.

Вернёмся к вопросам.

Ответили ли мы на них? Мы действительно готовы к встрече с Мурочкой и сможем ей всё объяснить?

У меня здесь ящик с вещами Мурочки. Один из группы выходит и достаёт 1 вещь.

На столе у вас лежат цветные полоски. Если вещь сделана из шерсти покажите зелёный цвет, из металла - синий, из глины - красный, из древесины - белый.

Рефлексия

-Что для вас было самым интересным на уроке? Что показалось самым трудным?

-Какое д/з вы для себя выберете?

Компетентностно-ориентированное задание.

Предмет: Ознакомление с окружающим миром (человек, природа, общество). 2 класс

Тема: Из чего что сделано.

Групповая работа.

компетентность

аспект

уровень

Компетентность разрешения проблем (Самоменеджмент)

Идентификация (определение) проблемы

Коммуникативная

Продуктивная групповая коммуникация

Публичное выступление

Информационная

Планирование информационного поиска

Источники информации : отрывок из мультфильма “Чудо-дерево” или книга, рисунки, таблица с картинками, картинки с предметами, текст письма, информация из книги.

А у наших у ворот
Чудо-дерево растёт.

Чудо, чудо, чудо, чудо
Расчудесное!

Не листочки на нём,
Не цветочки на нём,

А чулки да башмаки
Словно яблоки!

Мама по саду пойдёт,
Мама с дерева сорвёт
Туфельки, сапожки,
Новые калошки.

Папа по саду пойдёт,
Папа с дерева сорвёт
Маше - гамаши,
Зинке - ботинки,
Нинке - чулки,
А для Мурочки такие
Крохотные голубые
Вязаные башмачки
И с помпончиками!
Вот какое дерево,
Чудесное дерево!

Эй вы, ребятки,
Голые пятки,
Рваные сапожки,
Драные калошки,
Кому нужны сапоги,
К чудо-дереву беги!

Лапти созрели,
Валенки поспели.
Что же вы зеваете,
Их не обрываете?

Рвите их, убогие,
Рвите, босоногие,
Не придётся вам опять
По морозу щеголять
Дырками-заплатками,
Голенькими пятками!

Стимул:


А вы знаете что сделала Мурочка, после того как она посмотрела мультфильм “Чудо-дерево”?

Послушайте…

Вырастет ли у девочки дерево чудесное? Почему? Попробуем объяснить Мурочке что вещи не могут расти на деревьях.

Задачная формулировка:

1)Прочти информацию о том, как рождается глиняная посуда.

2) Расположи картинки по порядку, подпишите этапы изготовления посуды.

3)Приготовь выступление на тему “Как глина превращается в разные изделия?”.

2 группа.

1) Прочти информацию.

2) Рассмотри этапы рождения книги.

3) Заполни пропуски в картинном плане.

4)Приготовь выступление на тему “Как рождается книга?”

3 группа.

1)Рассмотри демонстративные материалы.

2)Прочти инфомацию о том, как изготавливают шерстяные вещи.

3)Приготовь выступление по теме “Как делают шерстяные вещи? ”

4 группа.

1)Посмотри презентацию на ноутбуке.

2) Прочти информацию и выбери текст к каждому слайду.

3) Приготовь выступление на тему “Путь металлических предметов в наш дом”.

Бланк

Источники информации.

Как появился глиняный кувшин

Глина добывается экскаваторами . Её смешивают с водой до состояния густой массы . Из этой мягкой глины умелые руки гончар а лепят вазы, кувшины, кружки.

Высыхая глина затвердевает и становится очень прочной.

Теперь за работу берутся художник и. Они рисуют разные узоры на кувшинах и вазах.

Изделия обжигают в печах при 450 градусах. После этого глина уже не сможет стать мягкой.

После этого посуду отправляют в магазины.

Глиняная посуда долго хранится. Она может разбиться, но черепки не гниют и не ржавеют.

Самая чистая глина находится в Китае. Её используют для изготовления китайского фарфора. При обжиге она становится чистейшего белого цвета.

Откуда берётся железо

Железо никто не делает, оно сотворено самой природой, как вода, глина, песок. А люди его лишь добывают и превращают в чугун или сталь.

Железа на земле много. Больше всего железа в железных рудах. Из них и добывают этот самый главный металл.

Иногда её добывают с поверхности земли при помощи экскаватора . А иногда приходится рыть шахты глубоко в земле.

Привозят руду на завод . Тут помогает людям жаркий огонь.

На заводе в огромных печах из железной руды (домнах) варят чугун . Жидкий чугун заливают в формы. Из чугуна делают обычные сковородки, чугунки, батареи отопления.

А в другом цехе из чугуна в специальных печах (мартенах) сталевары варят сталь и заливают её в формы .

Чтобы смастерить любой предмет, нужен труд людей. Шахтёры, металлурги, сталевары, кузнецы потрудились хорошенько и в нашем доме появились ложки, ножи и вилки.

Как делают шерстяные вещи

Древние люди заметили, что шерсть овец хорошо сохраняет тепло. Они догадались, что шерсть и пух животных можно использовать для получения тёплых тканей.

Шерсть состригают , потом очищают и моют специальными растворами. После этого очищенную шерсть отправляют на чесальные машины .

Чесаную шерсть красят в разные цвета.

Чтобы из этой шерсти получились нитки , придется изрядно потрудиться. Для этого потребуется специальное приспособление. На него надевают шерсть, вытягивают небольшой пучок и постепенно скручивают из него нитку, наматывая её на бобину.

Затем шерстяные нити отправляют на ткацкий станок . Там получают ткань.

На эту ткань наносится рисунок .

Потом за работу берётся портной . Он шьёт для нас вещи из шерстяной ткани. Эти вещи продают в магазинах.

Как рождается книга

В каждом доме есть книги. Прежде чем книга попала в ваш дом, её кто-то сделал. Как же она делается?

Писатель придумывает историю, записывает её и приносит в издательство. Редактор оценивает работу и если всё правильно рукопись отправляется в типографию.

Огромные рулоны бумажной ленты привозят в типографию (фабрику по изготовлению книг).

В печатном цеху машины с краской и рулонами бумаги принимаются за работу. Одни машины разматывают ленту бумаги, другие вытягивают её, а третьи наносят краску.

Художники рисуют рисунки для книги. Затем эти изображения переносят на страницы будущих книг.

Напечатанные листы разрезаются и сгибаются в правильном порядке. Другая машина сшивает листы нитками. Чтобы книга выглядела нарядно, её одевают в нарядную обложку.

Вот и готова наша книга. Она ждёт своего читателя.

Окружающий мир.

Урок во 2 классе .

Тема: Что из чего сделано. Чудеса из глины.

Цель: Создать условия для расширения знаний детей о свойствах и назначении глины.

Задачи урока:

    Познакомить с основным свойством глины- пластичностью, сортами глины, её назначением, способом добычи, значимости в Кировской области.

    Развивать наблюдательность, любознательность, умение сравнивать, обобщать, делать выводы.

    Учить практической работе на уроке.

    Воспитывать чувство патриотизма, любви к природе родного края.

Ход урока.

1.Организационный момент.

Тихая посадка.

Назовите месяцы года. Назовите дни недели.

2.Наблюдения за природой .

Какой сей час месяц?

Расскажите об этом месяце по плану (на доске).

    К какому времени года относится этот месяц.

    Который это месяц в году.

    Сколько дней в этом месяце.

    Какая погода обычно бывает в этом месяце.

    Какая погода наблюдается в этом году.

Вывод учителя:

Февраль – слово латинское. Этот месяц назван в честь бога Фебруса – покровителя стад. В древней Руси его называли

Начинает пригревать солнце.

Соберите части пословиц.

Как вы понимаете смысл этих пословиц?

Какое сегодня число?

К нам на урок шел Снеговичок, чтобы рассказать о том, какая сегодня погода, но все знаки ему рассыпал злой февральский ветер.

О чём же хотел рассказать Снеговичок? (Дети выбирают нужные знаки).

Итак, какая сегодня погода?

3.Изучение нового материала .

На доске картинки: дерево, солнце, кирпич, ножницы, овца, гриб, варежки, тетрадь.

На какие 2 группы можно разделить эти картинки?

Мог ли человек сделать все эти вещи без помощи природы?

Эти предметы сделаны из природных материалов.

А из чего сделаны все эти предметы?

Цветовое табло:

При помощи цветового табло покажите из каких природных материалов сделаны предметы, которые я вам покажу.

Предметы: ведро, шапка, трактор, рубанок, пенал, глиняная игрушка.

Как вы думаете, какой из этих материалов самый дешёвый?

Глина - самый дешёвый и доступный природный материал, потому что он находится неглубоко на поверхности земли под верхним слоем почвы.

Добывают глину с помощью экскаваторов в карьерах, грузят на машины и доставляют по месту назначения (показ картины).

Если встретишь на дороге,

То увязнут сильно ноги,

А сделать миску или вазу

Она понадобится сразу .

Демонстрация образцов глины.

Глина бывает разных видов: красная (изготавливают кирпич, посуду, игрушки); белая (используется в медицине, делают посуду); голубая (в медицине).

Практическая работа.

У вас на партах кусочки глины. Возьмите их в руки. Какая глина?

Главное свойство глины – пластичность, т. е. ей можно придать любую форму. После высыхания она твердеет, а если её обжечь при высокой температуре, то она становится прочной.

Это свойство заметили ещё древние люди, случайно уронив в костёр кусочек глины. С тех пор стали делать глиняную посуду и обжигать её в огне.(Показ образца глиняной посуды).

Что ещё можно делать из глины?

Кирпичи (показ) стали делать более 5000 лет назад. С той поры способ изготовления кирпича почти не изменился.

Глину измельчают, добавляют воду, размешивают до состояния пасты, заполняют формы и обжигают.

Также из красной глины делают посуду . Раньше её делали гончары на гончарном круге. Из белых сортов глины получается керамическая, фаянсовая и фарфоровая посуда.

Игрушки - дымковские, филимоновские, каргопольские. (Показ).

Этапы работы при изготовлении игрушки.

А ещё из глины делают металл – алюминий . Его называют глиняным серебром. Алюминий – лёгкий металл. Из него делают посуду, электропровода, корпуса самолётов.

В нашей Кировской области 36 месторождений глины.

На весь мир славится Дымковская игрушка. (Включить стихи или сообщения детей).

Красный кирпич к нам в город привозят из Афанасьевского района или из города Глазова. В области есть ещё несколько кирпичных заводов.

Практическая работа .

А сейчас из ваших кусочков глины сделайте любую фигурку, а на уроке рисования мы её раскрасим.

- Какое свойство глины вам поможет в работе? (пластичность).

4.Закрепление.

Разгадайте кроссворд.

5.Итог урока .

Что нового узнали?

6.Рефлексия при помощи цветового табло: красный- было очень интересно, справился со всеми заданиями на уроке; зелёный- было интересно, на некоторые вопросы ответить затруднялся; жёлтый- было неинтересно, т. к. всё это знал раньше; синий- было скучно, ничего не запомнил.

7.Домашнее задание.

Подготовить сообщения по темам «Свойства глины», «Изделия из глины», «Добыча глины», «Дымковская игрушка», «Глина в Кировской области».

Поделиться