«Березка» Надежды Надеждиной. Биография надеждиной надежды сергеевны Биография, история жизни Надеждиной Надежды Сергеевны

Книги Надежды Надеждиной легко читать, а если в них есть ещё и цветные картинки, интересно рассматривать . Много из написанного Надеждой Августиновной осталось в архивах разных журналов или стало библиографической редкостью. Если увидите книгу писательницы, обязательно возьмите в руки.

Доверительное повествование откроет вам мир необычных предметов среди самых обычных вещей. По книгам Надеждиной можно научиться разыскивать ягодные и грибные адреса, слушать майские птичьи трели, завтракать на зелёной скатерти природы и не пачкать её.

Детство Надежды Августиновны Надеждиной (1905-1992) прошло в Могилёве, её родители были учителями, в свободное время отец любил работать в саду, а Надя постоянно помогала ему. Семья была многодетной, и в Гражданскую войну большим подспорьем для неё стал огород за городом. Чтобы он не оставался без присмотра, на вышке амбара поселились трое младших братьев и Надя. Дети ходили в лес за хворостом, собирали грибы, варили под открытым небом на костре обед, ухаживали за овощами, поливали, рыхлили землю, удаляли сорняки. Всё, что сажали ребята, приживалось и росло.

По признанию писательницы, она каждую весну скучала по влажной земле, в которую так радостно опускать семена.

«В детстве я разговаривала с деревьями, как разговаривают с людьми. Они были красивые, высокие и добрые. Они сбрасывали к моим ногам яблоки, груши, сливы, до которых я сама дотянуться не могла...» Н.А. Надеждина

Окончив школу, Надежда поступила в высший литературно-художественный институт имени В.Я. Брюсова, потом перешла на литературный факультет МГУ, увлечённо писала стихи.

Во время Великой Отечественной войны, в 1943 году, вышла первая книга Надеждиной «Чудеса на грядках», занимательно рассказывающая о картошке, огурцах и капусте, про которые, кажется, и писать-то нечего да и незачем. В книге ребята выращивали полезные овощи для нужд тыла и фронта, приносили плоды своего урожая раненым бойцам в госпитали.

Другая книга «Во саду ли, в огороде» представляла собой целую энциклопедию овощей и состояла из сорока коротких рассказов от А до Я. В 1972 году в издательстве «Детская литература» появился однотомник «"Моревизор" уходит в плавание», который состоял из трёх частей: в первой речь шла о путевом дневнике, найденном в одном из ленинградских скверов в снегу, автором его был Юрий Казанцев, участник экспедиции загадочного корабля М-5а. Эта потерянная рукопись содержала описания подводной охоты, встречи с акулами, рыбой-луной, спрутом и многие захватывающие приключения во время удивительного плавания по пяти морям и Тихому океану.

Во второй части «Каждой былинке - брат» писательница говорит о нерасторжимой связи человека и природы. Именно человек отвечает за чистую воду, свежий воздух, за плодородную землю. Позже эта часть была дополнена главой «Красная книга тревоги», в которой говорилось о судьбе белых журавлей-кликунов, о гепарде и снежном барсе, о тех животных, которые стали редкими, исчезающими видами, нуждающимися в защите человека. Писательница рассказывала о людях, которые посвятили свою жизнь защите животных. Это и зоолог Лев Капланов, отправившийся в поход по следам уссурийского тигра, и Джой Адамсон, учредившая фонд в память о погибшей львице Эльсе и написавшая книгу о ней «Рождённая свободной», и Джеральд Даррел, устроивший на острове зоопарк для зверей и птиц, которым угрожало вымирание.

В третьей части «Полное лукошко» Надеждина призывала защищать природу родного края: степной тюльпан, лесной подснежник, чернику, муравьиные и птичьи домики.

Писательница много лет сотрудничала с детскими газетами и журналами, была журналистом «Пионерской правды», автором очерков, статей и заметок в «Мурзилке», «Вожатом», «Пионере», «Юном натуралисте».

Надежда Августиновна, человек жизнерадостный и увлечённый, учила детей смотреть на мир добрыми глазами, любить всё живое и защищать его. В журнале «Мурзилка» Надеждина предложила собирать лекарственные травы и растения, рассказала, как за лето заготовить лекарственное сырьё.

Читая книги писательницы о природе, ребята и взрослые узнавали интересные истории: про мухоловку-пеструшку, которая живёт на Бульварном кольце в Москве и собирает троллейбусные билеты, чтобы выстлать ими своё гнездо, про допотопную рыбу латимерия, которая считалась вымершей, а потом вдруг выяснилось, что мальчишки на Колюрских островах чистят жесткой чешуей этой рыбины свои велосипедные камеры.

На многие вопросы Надеждинаа давала исчерпывающие, точные сведения. Можно было узнать, например, кто бегает задними ногами вперёд, сколько лет майскому жуку, зачем волки и лисицы воруют арбузы, почему королевский гепард развивает такую скорость, что за ним не угонишься и на машине. Такие викторины, игры, сказочные путешествия заставляли деятельно относиться к миру в своём дворе, на улице, в парке, в лесу, на лугу.

Герой повести «Я вижу море» – смешной мальчишка Денис Кутиков – часто оказывается без вины виноватым, но, пройдя сквозь невзгоды, остаётся верным своей мечте и в конце концов обязательно побеждает.

После книги «Партизанка Лара», в которой было собрано всё, что удалось узнать о юной героине, расстрелянной фашистами в 1943 году, эта замечательная девочка словно получила вторую жизнь: появились отряды, дружины, школы «имени Лары Михеенко», слёты, собиравшиеся под девизом: «Нас сдружила Лара».

В последние годы жизни Надежда Августиновна писала книгу для детей «Вокруг света по стране Легумии». Овощ по-французки - «легум», по-испански - «легумус». Название страны «Легумия» само указывало, что в стране культ овощных культур. Вместе с автором читатель мог узнать об истории появления разных овощей и оказаться и на празднике индейцев, и на балу у французской королевы, и в африканской пустыне, и на пиратском корабле, и в походе с рыцарями-крестоносцами. Книга вышла только через два года после кончины Надежды Надеждиной.

Предлагаем прочитать с детьми рассказы писательницы о лесной аптеке и лекарственных растениях, о лесной осени и лете, о зоопарке в дни войны. А ещё вы узнаете, как лечились в старые времена в разных странах, выясните, что у каждого месяца - весеннего, летнего, осеннего - есть свой аптекарский товар.

По следам зверей

Не наедайся перед сном – спать будет беспокойно. Это знает даже медведь. Спать мишке приходится долго, целую зиму, и он не заляжет в берлогу, прежде чем не прочистит желудок, приняв слабительное. Осенью косолапый бродит по лесу, роет землю, ищет медвежью касторку - нужные ему корешки.

Лесной аптекой пользуются и другие звери. Осенью в тайге слышен рёв, это трубит олень марал, вызывая на бой соперника. Наших учёных заинтересовало растение левзея, чьи корни грызут маралы осенней порой. Из левзеи стали приготовлять лекарство, которое придаёт бодрость и силы человеку.

Историй о том, как человек находил лекарственные растения, идя по следу зверя, можно рассказать много.

Триста тридцать лет тому назад из Перу, страны индейцев-инков, вернулся на родину, в Испанию, граф Цинхон. С тех пор как земли, открытые Колумбом за океаном, были объявлены владениями Испании, оттуда не возвращались с пустыми руками: кто привозил золото, кто новые, неизвестные в Европе растения. Колумб подарил королю мешок со стручками красного перца, в столичном саду расцвёл подсолнечник - индейский цветок солнца.

Что же привёз Цинхон, бывший вице-король Перу? Граф показал испанским врачам кусок коры, которой там, в Перу, одна индианка вылечила от малярии его жену, красавицу Франциску.

В память графа растение назвали «цинхона». Лекарство, которое изготовляют из его коры, называется «хинин» от индейского слова «квина», или «хина», что означает «кора». Как же сами индейцы узнали целебные свойства хинного дерева? Они наблюдали за больными животными пумами, которые грызли эту кору.

Не только олени, пумы, козы и другие животные показывали человеку дорогу в лесную аптеку, он знакомился с нею и сам. Иные листья заживляли порезы, приятно холодили кожу, иные, наоборот, обжигали. Одни ягоды бодрили, другие обезноживали. Во время войны Дании с Шотландией шотландцы перебили отряд датчан, оцепеневших после того, как они выпили пива, в которое был примешан сок белладонны-красавки. Не случайно в «Сказке о рыбаке и рыбке» старик спрашивает старуху: «Что ты, баба, белены объелась?» Отравившийся беленой вёл себя как помешанный.

В старые времена из-за недостатка знаний сила, которая кроется в растениях, казалась человеку колдовской, волшебной. Верили, что есть травы, которые могут указать под землёй клад, могут отбить память, приворожить, заставить полюбить нелюбимого. Много легенд было сложено про корни женьшеня и мандрагоры, похожих на человечков. Будто бы женьшень не даётся в руки человеку с нечистой совестью, будто бы корень мандрагоры страшно кричит, когда его вырывают из земли.

Лечились кто как умел. В Древнем Египте в третий день каждого месяца принимали касторку. В Древней Греции больного выносили на улицу: может, прохожий даст ценный совет. В средние века знахарство было опасным. Травозная могли сжечь на костре по обвинению в колдовстве.

Конечно, среди знахарей были и невежды и обманщики, но были и честные, усердные искатели. Однако знание трав, полезных людям, далось не сразу.

Поговорка «лук от семи недуг» сложена русскими давным-давно, но ещё раньше в Индии матери надевали на шею детям, как ладанки, головки чеснока, ещё раньше, в Древнем Египте, говорили: «Клянусь луком, клянусь чесноком!» Двадцать лет десять тысяч рабов строили пирамиду - гробницу царя Хеопса. И каждый день для защиты от болезней строителям выдавали лук и чеснок. Но в чём состоит эта зашита, египтяне объяснить не могли.

Древние греки изображали бога сна со стеблем мака в руках. Один из древнегреческих городов назывался Меконе - «город мака». Стоило человеку, страдающему бессонницей, отведать напиток, приготовленный меконцами из макового сока, как больной засыпал.

Но почему мак навевает сон, древние греки объяснить не могли. Это стало возможным лишь тогда, когда химия заняла одно из первых мест среди наук. Вещества, которые химики обнаружили в соке снотворного мака, сейчас входят в состав многих обезболивающих и успокаивающих лекарств.

Сейчас нам понятно, почему у того, кто чистит лук, на глазах выступают слёзы. В луковице, как в колыбели, спит до поры до времени детка-росток под охраной невидимой стражи. Разрезав луковицу, человек выпустил невидимых стражей наружу, и они атаковали его глаза. Советский учёный профессор Б.П. Токин назвал эти защитные летучие вещества фитонцидами. Профессор Токин доказал, что фитонциды, убивая возбудителей болезней - бактерий, способны охранять не только своего хозяина - растение, но и людей. Из чеснока приготовляют лекарство сативин.

Сейчас нам известен секрет кудрявой мяты, которой в сказке парили пяточки воробышку-воробью. Если ты разотрёшь в руках листья перечной мяты, то услышишь приятный запах и почувствуешь ладонью холодок. Это даёт о себе знать ментол - основная часть мятного масла, чьи капельки попали на твою ладонь. Ментол и освежает и успокаивает. Ты с ним будешь встречаться и в аптеке, и в кондитерской, и в ванной комнате. Он есть в валидоле и других сердечных лекарствах, есть и в карандаше от насморка, и в мятной карамели.

Мир лекарственных растений так разнообразен и богат, что всё время открывается что-нибудь новое.

Тебе ещё рано делать открытия, но, собирая лекарственные растения, ты и людям поможешь, и узнаешь много интересного. С баранчиками, ландышем, чабрецом, земляникой, черникой ты познакомишься в лесу, но отделения лесной аптеки имеются всюду: полынь и солодка растут а степях, росянка - на болоте, девясил, кровохлёбка, тысячелистник и коровяк - на лугах, ромашка аптечная и фиалка трёхцветная - на полях, пустырник - по пустырям, подорожник, цикорий и пастушья сумка - у дорог, мать-и-мачеха - на железнодорожной насыпи.

Среди лекарственных растений есть деревья - липа, берёза, сосна, дуб, тополь, ольха, есть кустарники - крушина, боярышник, есть луговые травы - валерьяна, зверобой, есть садовые цветы - ирис, ноготки, есть сорняки - череда, крапива, лопух.

Сентябрь-аптекарь

У каждого месяца - весеннего, летнего, осеннего - свой аптекарский товар. Что же предложит тебе аптекарь сентябрь? Корни аира, алтея, цикория, папоротника, валерьяны, которую в народе называют «кошачья трава». Полизав её корень, кошки прыгают, катаются по земле, а вот на людей валерьяна действует успокаивающе.

У аптекаря сентября найдётся и другой товар - целебные, богатые витаминами ягоды.

На болоте поспела клюква, по опушкам и берегам рек издали видны кроваво-красные плоды боярышника.

В лесу подёрнулись сизым налётом черные шишко-ягоды можжевельника, на рябине пируют дрозды-рябинники, пылают огнём оранжево-красные плоды шиповника.

В русских старинных книгах часто упоминается «свороборин» - шиповник. Его употребляли при «вертиголове» (головокружении), при «во ушах гремлении и пищании», им натирали дёсны при цинге, когда «кишки кровью налиты и зубы вылазят», а чаще всего им лечились ратные люди, потому что «он раны заживляет», «растения дикому мясу на ранах не даёт».

Во время русско-турецкой войны в первом военном госпитале раненым давали «патоку свороборинную». Плоды шиповника собирали для раненых бойцов пионеры в дни Великой Отечественной войны.

Но и в мирное время людям нужны лекарственные растения, и хорошо, если ты откликнешься на приглашение аптекаря сентября.

ЛЕСНАЯ ОСЕНЬ

Одинокий клён

На опушке леса одиноко стоит большой, раскидистый клён. В его листве уже засверкала золотая проседь. Когда дует ветер, с клёна сыплется осенний, огненный лист. Кажется, будто с веток слетают, кружатся над опушкой жар-птицы.

А немного поодаль, в лесу, такие же клёны ещё зелёные. В лесу лето, а на опушке осень.

Почему же клён на опушке стал ронять лист раньше своих сверстников? Те растут под защитой леса, в большой семье, а он стоит один, бобылём. Одинокое дерево раньше желтеет, к одинокому раньше приходит осень.

Палый лист

С каждым днём слышней и слышней в осеннем лесу горьковатый запах палого листа.

Всё лето работали листья, кормили дерево, добывали ему питание из воздуха. А теперь они стали ненужными. Зелёное лето окончилось. У деревьев наступает пора зимнего покоя.

И вот лист, который шумел в поднебесье, который там, на вершине, первым в лесу встречал восходящее солнце, теперь лежит на земле. Осенний ветер сделал своё дело.

Но и этот палый, отброшенный деревом лист ещё будет служить лесным жителям долгую службу. Еж устроит себе из него зимнее гнездо, укроется в нём от холода. Шумный ворох сухих листьев потащит в нору барсук, утеплит свои подземные хоромы.

Не пропадает даром и лист, который остался лежать под деревьями. Лесная подстилка будет беречь в земле влагу. Она не позволит траве разрастись, заглушить всходы лесных семян.

Источенный ветром и каплями дождя, лист истлеет, удобрит землю. В эту жирную, богатую перегноем землю войдут корни лесной молоди - смены старого леса. И палый лист, превратясь в чёрные соки земли, будет кормить молодые деревца, на ветках которых зашумят другие, новые листья.

Синичий расчёт

Многие птицы к осени собираются в стаи. Вместе летают, вместе кормятся: скворцы со скворцами, дрозды с дроздами. И только в синичьей стае особый порядок. Здесь часто встречаются чужаки: и поползень, и пищуха, и дятел с красным пятнышком на затылке.

Он, красноголовый, и верховодит стаей. Куда полетит - следом за ним вся си- ничья компания: и хохлушка, и гаечка, и московка, и желтогрудая синица-большак.

Трудно синицам осенью разыскивать добычу. Попрятались насекомые в зимние убежища. Под корой дерева, как в блиндаже, укрылись жирные личинки. Синичьему слабому клюву такую броню не пробить.

Зато у дятла клюв длинный, крепкий.

Разбил дятел клювом козявкин блиндаж, покормился, перелетел на другое дерево. А синицы - тут как тут. Обшаривают пробитую дятлом щель: не осталось ли чего на нашу долю? Осмотрят и труху у подножия дерева. Подберут личинку, обронённую дятлом.

Перекусили синицы и снова с ветки на ветку скок-поскок - догонять дятла.

Ци-ци-гэ-э... ци-ци-гэ-э... (где же он?) - беспокойно выкрикивает пухленькая гаечка в чёрной бархатной шапочке. А самая маленькая из всех синиц - московка - откликается:

Тюй-пи... тюй-пи... (вот он, вот он!)

Значит, не зря принимают синицы дятла в свою стаю. Есть у них на это свой синичий расчёт.

ЛЕТОМ В ЛЕСУ

Белые фонарики

Цветы живут в самом нижнем этаже леса. Над ними нависают ветки кустарников. А над кустами и травами возвышаются деревья. Их огромная тень ложится на землю, закрывая солнечный свет тем, кто живёт внизу.

Ранней весною, когда листва на деревьях ещё только распускается, в лесу пестреет много цветов. Все они пахнут весенней свежестью и чуть-чуть мёдом. Пока лес светел, цветку не нужно своим ароматом заманивать насекомых. Его и так заметят и шмель и пчела.

Но вот большими, широкими стали листья деревьев. Листва сомкнулась: в верхнем этаже закрылись зелёные ставни, сумрачно стало в лесу. Теперь уже не зацветёт здесь ни голубой, ни лиловый цветок. Можно различить в темноте только один цвет - белый. У любки, калины, малины, крушины, рябины - у всех растений, которые летом цветут в лесу, цветы белые.

Первым встречает лесное лето ландыш. Его цветы, точно белые фонарики, светятся в чаще, указывая мушке путь в темноте: сюда! лети сюда! Если фонарик запутался в траве и мушке его не разглядеть, она и вслепую отыщет ландыш по аромату.

Липы гудят

В золотистом цвету стоят липы. И столько на них пчёл, что кажется, будто бы дерево гудит: всё - от нижних ветвей до макушки.

Пчёлы берут взяток и с ивы и с вербы, но из всех лесных деревьев самое медовое - липа.

Я замечаю: стали ребята ластиться к колхозному пчеловоду. Они, конечно, в лесу побывали, послушали, как липы гудят. А раз липы загудели, значит скоро на пасеке будут качать молодой липовый мёд.

Муравьиная печка

Ещё в детстве меня занимало: как это муравьи живут? Вон какой дом большущий построили! Сколько дверей в нём, сколько окошечек! А печка где ж?

И оказалось, что есть и печка. Очень чудная: без дыма, без огня, корнями в землю уходит, ветвями в небе шумит. Эта печка, как объяснил мне один старый лесник, - ствол дерева, к которому муравейник пристроен.

Люди по-разному отапливают свои дома: кто дровами, а у кого трубы в комнате согреваются паром. В лесу только одно Отопление - солнечное. Нагрело солнце ствол дерева, и пошло тепло от ствола по всем этажам муравьиного дома.

Самая тёплая сторона ствола - южная. Её сильней всего накаляет солнце. Вот к ней-то и пристраивают муравьи своё жилище. Их дом всегда смотрит на юг. Кто это знает, тот не закружится в лесу. Муравьиная печка укажет ему, в каком направлении идти.

Летом я часто хожу за грибами. Бывает, что и заблужусь в незнакомом лесу. Ну и что ж? Везде муравейников много. Разыщу муравьиную печку, подойду к ней, послушаю, как она от ветра шумит, и спрошу, как в детстве меня лесник научил:

Печка, печка, покажи мне, где север, где юг. Как мне дорогу найти?..

И не было случая, чтобы муравьиная печка меня обманула.

По ягоды

Поспела черника. Поутру лесная мамаша тетёрка повела своих малышей на черничную полянку. Пошли тетеревята по ягоды.

Самой мамаше и поклевать некогда. Всё озирается, детей сторожит. Зато цыплятам - раздолье. Вокруг тетёрки так и бурлит густая трава. В зелёной чаще стеблей шныряют тетеревята, аукаются по- своему: пну... пну...

Выше поднялось солнце. На той же полянке, где утром паслись тетеревята, перекликаются другие голоса.

Лёнь! - кричит девочка в пёстром платочке. - Ты где? Лёнь! Ты тут?

Тут! - откликается белоголовый малыш. Он присел на корточки, и у него мурашки забегали в глазах: сколько в траве чёрных бусин.

Лёнь! - беспокоится девочка. - Ты не всё в рот, ты в кувшин клади.

А у самой губы черным-черны от черники.

Пошли ребята по ягоды.

Богат лес: ребятам, тетеревятам, медвежатам - всем ягод хватит. 

ЗООПАРК В ДНИ ВОЙНЫ

Шанго - пожарный

О том, как надо тушить зажигательные бомбы, писали и в листовках, и в газетах, и в журналах. Но слон, как ты знаешь, читать не может. Никто слона Шанго правилам пожарной охраны не обучал. И всё-таки он прославился как пожарный на весь зоопарк.

Вот как было дело.

В ту ночь фашисты сбросили на зоопарк много зажигательных бомб. Всю ночь работники зоопарка были на ногах: кто тушил пожар, кто охранял и успокаивал животных. Хлопотливее всего было тем, кто дежурил возле обезьянника.

Оказалось, что из всех зверей зоопарка самые отъявленные трусы - это обезьяны. Что с ними делалось во время бомбёжки! Они, как полоумные, метались по клетке. Повиснут гроздью на решётке, толкают друг друга. Иная сорвётся, упадёт на пол и сейчас же снова карабкается на решётку.

Здорово струсил и страус. Рванулся бежать, позабыв, что он в огороженном загоне, и с размаху ударился грудью о решётку. Но в зоопарке есть для животных своя скорая помощь. Тут же к пострадавшему страусу пришёл врач.

Что касается хищников - они во время воздушной тревоги держались с достоинством. Белый медведь так же мерно взад и вперёд шагал по своей клетке. Может, он и волновался, но виду не подавал.

А храбрей всего показали себя слоны - Шанго и Манька. Когда на их участок упала зажигательная бомба, они набрали в хоботы воды и окатили её струей, как из брандспойта.

В Индии, в тропических лесах, где живут дикие слоны, часто случаются лесные пожары. И стадо слонов смело прокладывает себе путь сквозь огонь. Могучие животные хоботами ломают загоревшиеся ветки деревьев, топчут ногами дымящуюся траву. В крови у индийского слона - не бояться огня. И Шанго и Манька не посрамили своего славного рода.

Как тигр эвакуировался

А тигр эвакуировался. Эвакуировали и других животных. Отправили их водным путём. Плыла по реке баржа. А на ней самое удивительное общество: тигры, антилопы, медведи, лисицы, попугаи. Все в клетках, кроме одного четвероногого путешественника-слона. Он стоял на палубе, прикованный за ногу цепью к столбу. Взрослый слон весит четыре тонны. Подумай сам: что бы случилось, если бы такой 250-пудовый пассажир вздумал подойти к краю палубы? Он бы перевернул баржу и всех бы потопил. Вот его и приковали, чтоб не разгуливал.

На пристанях во время остановок собиралось много ребят. А когда баржа со зверями снова трогалась в путь, ребята с берега махали шапками и кричали вслед:

Лев, до свиданья! Слон, до свиданья! Счастливо доехать!

Гибель Володи

Белый медведь холода не боится. Но бегемот, африканец родом, на морозе жить не может. И жирафа не может. И попугаи и обезьяны-все тропические животные. Для них холод - это смерть.

Работники зоопарка сумели сберечь тропических животных в трудную военную зиму 1941/42 года. Доценты и профессора на время отложили свои книги, взяли пилы и топоры и стали вместе с рабочими заготовлять дрова. И в трескучие морозы в помещении у тропических животных было тепло.

Но вот однажды снова завыла над зоопарком сирена воздушной тревоги. А потом грянул взрыв. Брызгами вылетели все стёкла в попугайнике.

И ночью на морозе, в темноте, работники зоопарка забивали фанерами окна. Сняли со своих постелей одеяла - утепляли ими. Никто из попугаев не замёрз.

Погиб только один молуккский какаду «Володя». Помните его, ребята? Он косил на посетителей чёрным, блестящим, круглым, как бусинка, глазом и кричал: «Во-олодя... Во-олодя...» Но погиб Володя не от холода, а от раны. Его ранило осколком. Через два дня какаду скончался.

Переезд бегемота

Все вы знаете стихи Чуковского:

Ох, не лёгкая это работа-
Из болота тащить бегемота...

Зоопарковцы шутят, что это написано про весенний переезд их бегемота. Когда приходило время переводить животных из зимних помещений в летние, самым трудным был переезд бегемота.

Вот как переезжал бегемот до войны. Сажали его в клетку. Чтоб поднять клетку на грузовик, нужно было пятьдесят рабочих: сто двадцать пудов весит бегемот- не шутка! Опасно было ехать такой тяжёлой машине по дорожкам зоопарка. Там в иных местах под дорожками проходят подземные реки. Не выдержит земля-грузовик с бегемотом провалится. И приходилось ехать в объезд, кругом, по мощёной улице. Выезжал бегемот утром, прибывал на новоселье вечером.

А теперь в зоопарке стало меньше работников. Многие ушли на фронт. Некому и некогда было целый день возиться с перевозкою. И подумали: «А нельзя ли попроще? Время военное. Ничего, пойдёт бегемот и пешком. Не всё на машинах ездить».

По краям аллейки, ведущей из зимнего помещения в летнее, поставили скамейки. За этим барьером из скамеек встали сотрудники зоопарка.

И вот дверь зимнего помещения распахнулась. На дорожку, тяжело ступая, вышел бегемот. За ним шёл заместитель директора зоопарка профессор Петряев. В руках у него был всего-навсего хлыстик. Он подгонял бегемота, как гнал бы свиней пастух.

Так бегемот пешком притопал на новоселье.

Долго ли продолжалось путешествие?

Всего пятнадцать минут!

Четвероногие артисты

Для морского льва недаром в пруду рыбу ловят. Он её честно заслужил. Лёвочка - артист. Вместе с собакой Чинкой и учёной лисицей он выступает на сцене перед посетителями зоопарка.

Обычно зверей дрессируют молодыми. Но опытный дрессировщик Николай Петрович Волков выучил восьмилетнего Лёвочку искусно ловить носом брошенный ему мяч. Поймает Лёва мяч и осторожно поворачивает голову, чтоб не уронить его.

Но особенно интересует ребят собака-математик Чинка. Подумать только: она решает задачи на все четыре действия! Дрессировщик раскладывает по сцене большие квадраты картона, на которых крупно написаны цифры.
- Пусть решит на вычитание! - кричат ребята. - Чинка, сколько будет вычесть из пяти три?

И Чинка, побегав по сцене, подаёт дрессировщику квадрат с цифрою 2.

Ещё не было случая, чтоб Чинка ошиблась. Но в чём тут секрет, я не могу рассказать. Иначе Николай Петрович очень бы на меня рассердился.

Чинка, Лёвочка и лисица выступают только у себя дома, в зоопарке. Но есть и выездные артисты. Вечером можно видеть, как по московской улице рядом с красивой рослой лошадью трусит маленький ушастый ослик. Это со спектакля Большого театра возвращаются домой Эмир и Шалунья. И не явись они в театр, балет «Дон-Кихот» пришлось бы отменить. Ведь артист, который играет роль Дон-Кихота, должен выезжать на сцену на живой лошади, а Санчо Пансо - на настоящем осле.

Значит, без Эмира и Шалуньи не обойтись.

Литература

1. Брусиловская М. В лес пришёл друг (О писательнице Надежде Августовне Надеждиной) // Костёр. - 1977. - №12.

2. Разгон Л. Лесная путёвка на всю жизнь // Надеждина Н. «Моревизор» уходит в плавание. Каждой былинке брат. Полное лукошко: Сборник научно-художественной литературы. – М.: Детская литература, 1986.

3. Надеждина Н. А. Её жизнь и творчество // http://aktinoya.ru/

Надеждина Надежда Августиновна (1905-1992)

Настоящее имя - Надежда Адольфовна Адольф.
Детская писательница. Автор познавательных книг:
"Чудеса на грядках" (1943),
"Полное лукошко" (1947),
"Я вижу море" (1959),
"Моревизор" уходит в плаванье" (1960),
"Партизанка Лара" (1963),
"Каждой былинке брат" (1966),
"Во саду ли в огороде" (1972),
"Про матушку Тыкву и ее замечательное семейство" (1987),
"Где щи, там и нас ищи" (1989),
"Вокруг света по стране Легумии" (1994).
Большинство из них посвящено природе, миру растений.
Родилась в 1905 г. в семье учителя Могилевской гимназии Августина Ивановича Адольфа (отец происходил из обрусевших латышей). В детстве Надежда - третья по счету в семье девочка - была любимицей отца, ждавшего мальчика (само имя Наденьке дали "в надежде" на то, что вслед за нею появится наконец мальчик, что и случилось через пять лет).
Окончив школу, поступила в высший литературно-художественный институт имени В.Я.Брюсова, потом перешла на литературный факультет МГУ. В институте влюбилась в поэта Николая Дементьева и вышла за него замуж.

В своих воспоминаниях Надеждина писала: "Окончив учебу, мы поехали отдыхать на Урал. Видели в Златоусте плавку стали. Пару недель жили в Ильменском минералогическом заповеднике. Он тогда еще только строился, но разведка самоцветов уже велась.
Помню свое впечатление всю жизнь. В одном из шурфов мерцал драгоценный зеленоватый камень, как глаз великого чуда, именуемого Недра Земли.
С Урала мы вернулись молодоженами".

В доме Дементьева и Надеждиной читали свои стихи Э. Багрицкий, О. Берголльц, Б. Корнилов, Н. Ушаков.
Надеждина и сама писала стихи.
Как автор для детей она начала работать в журнале "Юный натуралист".

Из воспоминаний тех лет: "В ЦИТе — Центральном институте труда, которым руководил поэт А. Гастев — поэт Дементьев получил диплом слесаря-лекальщика. На экзамене спрашивали: какая из двух бутылок тяжелей? Обе бутылки были одинакового веса, но одна маленькая, а другая большая. Тот, кто говорил, что большая тяжелей, забраковывался экзаменаторами. У слесаря-лекальщика должны быть чуткие руки. Лучший ответ: большая легче. Это означало, что, прицеливаясь к бутылке глазом, экзаменуемый напрягал мускулы, но, взяв ее рукой, ощущал, что такого напряжения она не заслуживала.
Дома Коля с увлечением занимался химией, считая ее величайшей из наук. Это определило его выбор: он поехал на Бобриковский химкомбинат.
Правда, слесарем-лекальщиком он там не работал. В местной газете печатались его очерки о рабочих и инженерах. Строителям и монтажникам он посвятил научно-популярную книгу «Рассказы атома азота».
...
Можно ли найти любимую поэтом романтику в заводских буднях? Одна из глав во второй Колиной книге «Овладение техникой» (1933) называется «В поисках темы». В Бобриках тема была найдена. Это труд, в который человек вкладывает свои силы, опыт, знания, любовь к делу, свою душу.
Стихотворение «Закон» - рассказ о радости мастера, на которого

Каждый раз, как в мартене металл
Доходил до готовности -
снисходило
Благоволение и благолепие.
Словно с души отвалили грех.
Цех становился тихим и пепельным,
Радостным вдруг становился цех.

Спелая сталь — детище мастера, его торжество, его победа. И сталевар начинал всех любить, старый брюзга становился ласковым.
Коля не из тех поэтов, у которых пингвины живут на Северном полюсе. Работая над стихотворением «Новый метод», он досконально изучил мастерство каменщика. Вся стройка наблюдает за соревнованием двух каменщиков — у них разные приемы. Если Петр Пчелин работал по старинке:

Припер черенком. И улегся кирпичик,
Как в люльку, навеки каюк: баю-бай,
то его соперник и победитель, бывший хулиган:
Там Лешка Завадцев - как в ЦИТе учили,

Работал и шел, работал и шел,
Кирпич по стене расстилая, как шелк".

И еще: "Мы вместе по заданию журнала «Юный натуралист», где я продолжала работать, написали очерк о научном сотруднике Ботанического сада Марии Павловне Нагибиной, матери писателя Ю. Нагибина. Ее проекты различных цветников — протест художника против стандарта и казенщины в озеленении столицы. Она учитывала профессию, возраст, вкус тех, кому предназначались эти цветники. Для детской площадки анютины глазки, настурции, ноготки. Малыши любят яркие низкорослые цветы. Перед аэровокзалом — дельфиниум, цветок летчика. Его лепестки передают все оттенки неба, от лазурного и нежно-голубого до темно-синего, почти лилового, каким бывает небо перед грозой".

Когда началась война, Надеждина пришла в «Пионерскую правду», где проработ ала все военные и послевоенные годы. Была репрессирована в 1950 году - через три года после выхода книги "Полное лукошко". В 1956 году вернулась в Москву.

Из воспоминаний: "В «Пионерке», где от бомбежки было разбито несколько окон, зимой мы ежились от холода и, прежде чем начать писать, отогревали руки над электрической лампочкой. Весной в разбитое окно залетел стриж, ударился грудью о нижнюю доску, упал и не мог подняться. Взлететь эта длиннокрылая птица может только с выступа. Мы были настолько худыми, что наша машинистка Клавочка, пройдя на высоте восьмого этажа между рамами, подобрала трепыхавшегося стрижа и передала мне. Зажав крохотное тельце в руке, я вышла на балкон, чувствуя, как в моей ладони стучит птичье сердце. На балконе я разжала пальцы, и стриж спикировал с моей руки.
Перед комбинатом вместо цветов росли кусты картошки, и не только перед комбинатом, но и перед многими московскими домами. Картошку сажали на лужайках парка культуры в Сокольниках, на забытых могилах Новодевичьего кладбища. И это понятно, ведь голодала вся страна. И я написала в 1943 году свою первую книгу для детей «Чудеса на грядках» о приключениях картошки, морковки, лука и огурца, о том, как самому вырастить овощи в помощь семье и лежащим в госпитале раненным бойцам. Отрывки из этой книги печатались в «Пионерке».
Я благодарна «Пионерке» за многое. Частые командировки помогли мне лучше узнать родную страну. Я смогла оценить силу печатного слова. На мой очерк о девочке Тане откликнулись и дети, и взрослые. У Тани появилось множество добрых друзей. Ей писали письма, посылали деньги, работницы швейной фабрики сшили Тане платье.
В «Пионерке» печаталась моя третья по счету детская книга «Я вижу море», про которую С. Я. Маршак сказал, что он слышит, как в ней море шумит. Я думала, буду писать еще, но мое комсомольское прошлое не было забыто - в три часа ночи раздался стук и в мою дверь".

Из статьи Л. Кузнецовой: "В последние годы жизни Надеждина работала над книгой для детей под названием «Вокруг света по стране Легумии». «Легумия» — по-латыни овощ. Это была книга об овощах, которые известны повсюду и каждому. Во вступлении, обращаясь к своим юным читателям, Надежда Августиновна писала: «Ты побываешь на празднике индейцев, на балу у французской королевы, в африканской пустыне, где высятся пирамиды, поплывешь по морям на корабле с пиратами, отправишься с рыцарями-крестоносцами в поход на Восток».
Рукопись писательница сдала в Детгиз. А вскоре заболела и слегла. Зная, что до выхода книги долгий путь, сотрудники Детгиза привезли макет Надежде Августиновне домой. Оформление порадовало писательницу. Большой формат, прекрасная бумага, красочные с выдумкой рисунки. Роскошно оформленная «Легумия» вышла в 1994 г., через два года после кончины Надежды Надеждиной…"

Балетмейстер, создатель и художественный руководитель государственного академического хореографического ансамбля «Берёзка»
Народная артистка СССР (1966)
Лауреат Государственной премии (1950)
Герой Социалистического Труда (1978)
Кавалер ордена Ленина (1978)

«Я всегда повторяю своим девушкам - три условия необходимы для того, чтобы быть артистом: нужно любить свою Родину, нужно любить искусство, нужно увидеть глазами поэта жизнь своего народа, искусство которого ты преподносишь публике». Надежда Надеждина

Ее дед Яков Иехильевич Выгодский был врачом, писателем и общественным деятелем, министром по еврейским делам Литовской республики и депутатом польского сейма, погибшим в Вильнюсском гетто. Мама Надежды была писательница Александра Яковлевна Бруштейн, а ее отец Сергей Александрович Бруштейн был заслуженным деятелем науки РСФСР, профессором кафедры физиотерапии Ленинградского института усовершенствования врачей, основателем и директором Государственного физио-терапевтического института в Ленинграде, и одним из основоположников советской физиотерапии.

Когда Надежда после окончания школы сказала, что хочет учиться танцевать, ее мама Александра Бруштейн была недовольна, и сказала: «Нет». Потом менее сурово добавила: «Надя, получи образование, профессию, а танцы от тебя никуда не денутся». Но Надежда настояла на своем, и в 1918 году поступила во Вторую Государственную балетную школу в Петрограде, где ее педагогами были Агриппина Ваганова, Николай Легат и Александр Монахов. Надежда ежедневно оттачивала свое мастерство, и уже в процессе учебы умела, как никто другой, донести смысл каждого движения своего танца до зрителей. К концу ее обучения педагогам стало ясно, что их ученицу ожидает большое будущее, и они не ошиблись. Уже на первом экзаменационном показе Надежде предложили работу в Большом театре. «Мамочка, - радостно воскликнула Надя, - я уезжаю в Москву. Я - артистка балета!». Александра Яковлевна грустно ответила: «Значит, твоя мечта сбылась?». Надежда задумалась, и сказала: «Сбудется, обязательно сбудется».

В 1925 году Надежда Бруштейн стала самой молодой артисткой, принятой в труппу Большого театра. В ней она проработала до 1934 года, и девять лет упорного труда в Большом театре принесли свои результаты. Надежда участвовала в балетах «Конек-Горбунок», «Лебединое озеро», «Дон Кихот», «Баядера» и «Раймонда». Ее страсть к танцам была оценена зрителями по достоинству. Она танцевала в театре русские, украинские, испанские и венгерские танцы. Зрителям очень нравилось смотреть, как лихо молодая девушка отплясывает озорные и веселые танцевальные мотивы. Во время работы в Большом театре Надежда познакомилась с сотрудником «Сатирикона» и одним из основателей «Окон РОСТА» художником Владимиром Лебедевым, и вышла за него замуж.

В середине 1930-х годов она начала свою карьеру как хореограф-постановщик и начала ставить свои первые номера на эстраде. В годы Великой Отечественной войны Надежда Сергеевна стала балетмейстером ансамбля Сибирского военного округа и Карельского фронта, где во фронтовых бригадах ставила танцы, выезжая с ними на фронтовые концерты в части действующей армии. Спустя три года ей предложили работу в балетном отделении Московской эстрады, и она с присущей ей энергией практически полностью обновила коллектив, поменяла репертуар.

После окончания войны ее пригласили в коллектив народного хора в город Калинин (Тверь) на должность руководителя для постановки танцев, она согласилась, и начала заниматься изучением фольклора народного танца разных областей России. Надежду привлекло в этой работе то, что ей предстояло работать не с балетной труппой, а с танцевальным коллективом.

После длительной работы поставленные Надеждой номера ждал грандиозный успех, полные залы и хвалебные статьи в газетах. В 1948 году в Москве во время первого послевоенного сельского фестиваля народного танца на сцене Большого театра Надежда поставила для колхозников Калининской области танец, назвав его «Березка». Этот танец был настолько необычен и интересен, что Надеждину попросили возобновить этот номер силами профессиональных артистов, и исполнить его на сцене театра «Эрмитаж». Собирая свой собственный коллектив, Надеждина много времени проводила в учебных заведениях и танцевальных коллективах. 15 мая 1948 года хоровод «Березка» был впервые исполнен ее коллективом на профессиональной сцене, и эта дата стала днем рождения нового ансамбля. Зрители приняли хоровод с радостью. Их покорили лиричность и неспешный, как потом он стал называться, «плывущий шаг» исполнителей. После этого выступления хоровод стал называться «Березка», а его руководитель взяла себе псевдоним Надеждина. «В 40 лет все начинать с нуля? - спрашивали знакомые, узнав о решении Надежды, - зачем? У тебя сейчас слава, успех, награды. Как от всего этого разом отказаться?». Только муж Владимир Васильевич заметил: «А знаешь, Надя, я даже рад за тебя. У меня все позади, а у тебя все только начинается».

Надежда Сергеевна сама придумывала танцы. Ее «Карусель», «Березка», «Прялица», «На осенней ярмарке», «Лебедушка», «Сибирская сиюта», «Сударушка» и многие другие постановки были настоящими хореографическими новеллами. По сути, Надеждина создала особую танцевальную школу. Через несколько лет Надеждина пригласила в «Березку» мужчин-танцоров, а со временем у нее появился и свой оркестр народных инструментов. Тогда же Надежда Сергеевна обратила внимание на ученицу хореографического училища при Большом театре Кольцову, и скоро Мира Кольцова стала солисткой знаменитого ансамбля.

Особый танцевальный стиль русского танца, созданный Надеждой Надеждиной, открыл совершенно новое направление в сценическом воплощении поэтического образа русской женщины. Сущность нового стиля заключалась в синтезе народного танцевального фольклора и школы классического танца. Этот сплав давал возможность передать со сцены подлинную поэзию, внутреннюю силу и красоту русского народного танца. Когда Надежду Сергеевну спрашивали, откуда у нее появилось такое глубокое и тонкое понимание содержания русского танца, она рассказывала, что оно сложилось из ярких детских воспоминаний. Надеждиной довелось много лет подряд наблюдать сельские народные гуляния и праздники, во время которых она вместе с семьей проводила лето на живописном берегу Камы. Там она была свидетельницей красочных деревенских гуляний с песнями, плясками и хороводами деревенских парней и девушек. Маленькой Наде в то время так понравилась и запомнилась сказка русского танца, что вернувшись в город, она вдохновенно ставила русские танцы для всех своих школьных подружек. А спустя много лет, став профессиональной артисткой, Надеждина вернулась к постановке русского танца, и ее детская мечта воплотилась в создании ансамбля «Березка».

Хороводы Надеждиной стали настоящими шедеврами русской народной хореографии, и обладали мистическим очарованием. Надежда Сергеевна создавала художественный образ при помощи танцевальных движений и красивого рисунка. Все элементы, из которых состояли созданные ей хороводы - музыка, костюм, хореография, актерское мастерство, были подчинены раскрытию того или иного образа русской девушки. Исполнителю танцевать в коллективе Надеждиной всегда предстояло образ. Соприкасаясь с творчеством Надеждиной, танцоры не просто изучали рисунки хороводов и танцевальные движения - они обогащались духом ее творчества, проникая в мир искусства русского народного танца.

Творчество Надежды Надеждиной стало исключительным по силе воздействия на зрителя синтезом народного танцевального фольклора и школы классического танца. Без хорошей классической танцевальной подготовки, которая не сразу просматривается в простых хороводных рисунках, танцорам было просто невозможно танцевать хороводы. За простыми движениями танцоров коллектива Надеждиной всегда скрывалась очень серьезная подготовка, приобретаемая на уроках классического танца. Без правильной постановки корпуса, красивых выразительных рук, одухотворенного лица невозможно раскрыть на сцене тот поэтический образ, ради которого создавались эти гениальные танцы. Но гораздо сложнее уроков классического и народного танца - постижение внутреннего художественного образа. Хороводы Надежды Надеждиной - это гимн красоте и величию русской женщины. Пушкинские, тургеневские, некрасовские женщины, женщины Шукшина и Шолохова - все разные, но все - русские, как и хороводы Надеждиной. «Весенний хоровод», «Северный хоровод», «Лебедушка», «Цепочка», танец «Воротца» - даже из названия этих номеров понятно, какие разные по своему содержанию художественные образы осмысливались и раскрывались в этих танцах. Мало технически безукоризненно исполнить номер, его надо пережить изнутри, осмыслить, или, как говорила Надежда Сергеевна, «протанцевать образ», через танцевальные движения передать всю драматургию образа, трепетного, чистого, который потом обязательно останется в душе зрителя.

В 1950 году Надежде Сергеевне Надеждиной была вручена Государственная премия СССР, а в 1959 году возглавляемому ею коллективу была присуждена Золотая медаль Мира имени Жюлио Кюри. Одна из парижских газет опубликовала статью под названием «Русский характер «Березки». Журналисты писали о том, что достаточно увидеть хотя бы один концерт «Березки», чтобы узнать Россию…

Надежда Надеждина умерла 11 октября 1979 года, и была похоронена в Москве на Новодевичьем кладбище.

«Мы всегда помним нашу создательницу Надежду Сергеевну Надеждину, - сказала преемница Надежды Надеждиной на посту художественного руководителя коллектива, народная артистка СССР Мира Кольцова. — Она сотворила уникальный ансамбль и совершенно новый жанр — танцевальную новеллу. Дала жизнь нескольким поколениям исполнителей и оставила бесценное наследие — гениальные композиции и танцы».

С 2000 года ансамбль «Берёзка» носит имя своего создателя — Надежды Сергеевны Надеждиной.

Текст подготовил Андрей Гончаров

Краткая биография

Поэтесса, прозаик, узница ГУЛАГа. Латышка по отцу, русская по матери. (Надеждина - по второму мужу.) Как поэтесса выступила в 20-е годы. Вышла замуж за поэта Николая Дементьева, с которым вместе училась в Литературно-художественном институте имени Брюсова, а затем в Первом МГУ. После замужества оставила поэзию и перешла на прозу, решив,

Краткая биография

Поэтесса, прозаик, узница ГУЛАГа. Латышка по отцу, русская по матери. (Надеждина - по второму мужу.) Как поэтесса выступила в 20-е годы. Вышла замуж за поэта Николая Дементьева, с которым вместе училась в Литературно-художественном институте имени Брюсова, а затем в Первом МГУ. После замужества оставила поэзию и перешла на прозу, решив, по собственным словам, что «нельзя писать двоим стихи в одной маленькой комнате». Как многие студенты-комсомольцы двадцатых годов, бредившая мировой революцией, поддерживала левую оппозицию Троцкого и Зиновьева. Ей припомнили это 23 года спустя, в 1950 году, когда она была арестована как «троцкистка», и на шесть лет оказалась в мордовских лагерях (Потьма). Там она вернулась к поэзии, тайно создав цикл «Стихи без бумаги», опубликованный только в 1990 году в антологии поэтов-узников ГУЛАГа «Средь других имен» (М., Московский рабочий, 1990). Скончалась Н.А. Надеждина в 1992 году, похоронена в Москве на Новодевичьем кладбище рядом с Николаем Дементьевым.На нашем книжном сайте Вы можете скачать книги автора Надеждиной Надежды в самых разных форматах (epub, fb2, pdf, txt и многие другие). А так же читать книги онлайн и бесплатно на любом устройстве – iPad, iPhone, планшете под управлением Android, на любой специализированной читалке. Электронная библиотека КнигоГид предлагает литературу Надеждиной Надежды в жанрах поэзия, природа.

Надежда Августиновна Надеждина

Партизанка Лара

Повесть

1905–1992

Надежда Августиновна Надеждина родилась в 1905 году в белорусском городе Могилеве в семье учителя. Детей было пятеро: у Надежды Августиновны были три сестры и брат. В семье царила атмосфера доверия, дружбы, теплоты. В доме была огромная библиотека, все любили читать. Детей учили музыке. Около дома был небольшой сад с огородом, в котором любил работать отец семейства, и дети, особенно Надя, всегда ему помогали. Эти навыки пригодились в годы Гражданской войны, когда от голода спасали только огород, сад и лес.

Именно привязанность к земле, к лесу, к цветам и деревьям и детские впечатления помогли будущей писательнице Надеждиной создать для детей замечательные книги о природе. Одна из ее книг «Каждой былинке брат» начинается такими словами: «В детстве я разговаривала с деревьями, как разговаривают с людьми. Мне хотелось с ними дружить, они были красивые и высокие. По их вершинам еще издали, с улицы, я узнавала наш дом. И они были добрые. Они сбрасывали к моим ногам спелые яблоки, сладкие груши и сливы, до которых я дотянуться не могла. Осенью я попросила у мамы нитки, чтобы покрепче привязать к веткам желтые листья. Я не хотела, чтобы листья падали, мне было скучно без них».

В 15 лет Надежда окончила школу, сдав экстерном экзамены. Она с детства писала стихи и любила литературу, поэтому, переехав в 16 лет в Москву, она поступила в Высший литературно-художественный институт имени Валерия Брюсова, откуда перешла на литературное отделение Московского государственного университета, которое окончила в 1929 году.

Многие годы Н. А. Надеждина работала в детской печати, в журналах «Дружные ребята», «Юный натуралист», во время Великой Отечественной войны – в газете «Пионерская правда». В 1956 году она стала членом Союза советских писателей. Кроме того, в течение всей своей жизни Надежда Августиновна писала стихи, некоторые из которых были опубликованы в сборнике «Средь других имен» (1990).

Всего писательница создала двадцать три книги для детей, которые были переведены на двадцать два языка народов бывшего СССР, России и зарубежных стран. Среди них много книг о детях («Партизанка Лара», «Семь мальчишек», «Я вижу море», «Иринка-Рябинка» и другие), об изобразительном искусстве («Какого цвета снег», «Приглашение в картину», «Да здравствует солнце!», «Моя страна, мой дом»), но гораздо больше книг посвящено природе, жизни растений и животных («Моревизор» уходит в плавание, или Путешествие в глубь океана и пяти морей экипажа загадочного корабля «М-5А», «Полное лукошко», «Где щи, там нас ищи!», «Во саду ли, в огороде…», «Чудеса на грядках», «Про матушку тыкву и ее замечательное семейство», «Не уходи, Аук!» и другие).

В помощь известной Красной книге писательница придумала Всесоюзную Красную тетрадку, которая, появившись на страницах журнала «Пионер», объединила ребят для активного участия в охране живой природы.

Надежда Августиновна Надеждина прожила долгую, трудную, но интересную жизнь. Она была знакома и дружила со многими известными в нашей стране писателями и поэтами – М. Светловым, И. Э. Бабелем, Э. Багрицким, О. Бергольц, С. Я. Маршаком, Л. К. Чуковской и многими другими. Ее муж – Николай Дементьев был тонким, талантливым поэтом.

Хочется процитировать строки писательницы Натальи Тумановой, подруги и коллеги Надеждиной по «Пионерской правде», по случаю 80-летия Надежды Августиновны: «Детям посвятила Надежда Августиновна Надеждина всю свою жизнь. И ее любовь к детям – это умная, понимающая любовь. Умная, потому что писательница прежде всего осознает, как серьезно и ответственно то дело, которому она служит. Детская книга приходит к особенному читателю. Этот читатель смотрит на мир ясными, широко открытыми глазами. Этот читатель доверчив, что и определяет меру ответственности, вернее, ее безмерность. Доверие ребенка нельзя обмануть. Для него нельзя писать несерьезно, облегченно, бездумно.

Воспитать и научить, показать, остеречь, приохотить, заразить восхищением, одарить чуткостью… Надеждина хорошо понимает, что ребенок гораздо эмоциональнее взрослого. Кратчайший путь к разуму и сердцу ребенка – сказка, фантазия, выдумка, игра. Только идя этим путем, можно дать ему понимание жизни, только идя по этому пути, можно заложить в его душу основы нравственности.

Мне приходилось разговаривать и с детьми, и с педагогами, и с библиотекарями. В оценке творчества Надежды Надеждиной нет разночтений. Ее книги интересно читать всем. Потому что в них можно найти тысячи ответов на тысячи вопросов. Потому что в сказке, игре, выдумке, содержащихся в ее книгах, зашифровано множество энциклопедических знаний. Мироздание – это тайна, которую разум человечества стремится открыть и познать. Но для ребенка, только еще начинающего жить, все на свете – тайна. И тот, кто помогает завесу тайны приоткрыть, тот, кто с этим миром знакомит, да еще так понятно, так весело и увлекательно, тот истинный друг детства».

Умерла Н. А. Надеждина 14 октября 1992 года, до последнего дня работая над книгой для детей об овощах – «Вокруг света по стране Легумии», а в перерывах для отдыха она читала по памяти роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин».

В. Г. Крейер

В библиотеках, в Домах пионеров на встречах с ребятами меня всегда спрашивают: как вы писали свою книгу, как это началось?

Началось с куклы. Через стеклянную дверцу шкафа, стоявшего в пионерской комнате 106-й школы Ленинграда, она в упор смотрела на меня твердыми выпуклыми глазами. Большая кукла в поношенном, но аккуратном платьице.

– У вас в дружине играют в куклы?

Кто-то фыркнул, кто-то пожал плечами. Но гостям простительно многое не знать. И мне ответили задушевно и доверительно:

– Так ведь это же Ларина кукла!

Мне показали парту с памятной дощечкой, парту ученицы Ларисы Михеенко, ставшей партизанской разведчицей во время войны. Передо мной развернули знамя дружины. На алом бархате золотыми буквами сияло девочкино имя.

Ребята вытащили из карманов блокноты – подарок городского штаба красных следопытов редакции «Ленинские искры». Следопыты 106-й школы записали в блокноты все, что им удалось разведать во время похода по местам, где партизанила Лара.

Один из мальчиков, подарив мне на память свой блокнот, сказал:

– Может, допишете? Там осталось еще три чистых листика.

И я пообещала:

– Обязательно допишу.

Поделиться