Золотой век» русской литературы. Презентация "золотой век русской литературы" Сообщение золотой век русской литературы

Какой период русской культуры называют Золотым веком? Ответом на этот вопрос служат небывалые вершины в архитектуре, музыке, живописи, театре, достигнутые Россией в XIX веке. Наиболее крупный вклад в мировую культуру в этот век внесла русская литература.

Архитектура Золотого века

После победы в Отечественной войне 1812 г. ведущим в России становится стиль, названный русским ампиром.

Ампир (от франц. – “империя”) – стиль позднего классицизма, для которого характерна предельная монументальность и использование военной эмблематики.

Самые известные архитектурные сооружения Золотого века русской культуры 19 века:

  • Казанский собор (А. Н. Воронихин);
  • Адмиралтейство (А. Д. Захаров);
  • Александринский театр (К. И. Росси);
  • московский Большой театр (О. И. Бове).

Рис. 1. Казанский собор в Петербурге.

В 30-50-е гг. XIX века на смену классицизму приходит “историзм” или “эклектика”.

ТОП-5 статей которые читают вместе с этой

Эклектика – направление в архитектуре, использующее сочетание различных исторических архитектурных стилей.

В России эклектика ярче всего представлена русско-византийским архитектурных стилем:

  • Храм Христа Спасителя;
  • Большой кремлевский дворец;
  • здания железнодорожных вокзалов в Москве и Петербурге.

Музыка Золотого века

Становление русской классической музыки и национальной музыкальной школы связано с именем М. И. Глинки. Он стал автором первых русских опер: “Жизнь за царя” и “Руслан и Людмила”.

В XIX веке русская музыка прославилась и другими великими композиторами:

  • Н. А. Римский-Корсаков;
  • П. И. Чайковский;
  • А. Н. Скрябин.

Живопись Золотого века

В начале XIX века изобразительное искусство в России было представлено двумя основными направлениями: классицизм и романтизм.

На классических полотнах использовались библейские и мифологические сюжеты:

  • “Медный змий” Ф. А. Бруни;
  • “Приам, испрашивающий у Ахиллеса тело Гектора” А. А. Иванова.

Романтизм представлен работами О. А. Кипренского и С. Ф. Щедрина.

Сплав классицизма и романтизма представляет собой творчество знаменитого русского художника – К. П. Брюллова.

💡

На картине “Последний день Помпеи” изображен и сам К. П. Брюллов (с ящиком красок).

Рис. 2. Последний день Помпеи. К. П. Брюллов.

Во второй половине XIX века ведущим направление в живописи становится реализм.
Самые известные работы этого периода:

  • “Охотники на привале” В. Г. Петрова;
  • “Бурлаки на Волге” И. Е. Репина;
  • “Боярыня Морозова” В. И. Сурикова.

Театр в эпоху Золотого века

В 1824 г. была образована труппа Малого театра в Москве. В 1832 г. начал действовать Александринский театр в Петербурге.

Романтизм и сентиментализм постепенно уступают ведущую роль реализму. Основоположником реализма на русской театральной сцене является знаменитый актер – М. С. Щепкин.

Театр являлся одним из самых доступных видов искусства и пользовался большой популярностью в русском обществе. Реалистические традиции в актерском искусстве развивали следующие выдающиеся актеры:

  • М. П. и О. О. Садовские;
  • Г. Н. Федотова;
  • М. Н. Ермолова.

Литература Золотого века

В XIX веке появилась и поднялась на недосягаемую высоту классическая русская литература. Сентиментализм (Н. М. Карамзин) и романтизм (В. А. Жуковский) в 30-е гг. сменяется реализмом. У истоков русского реализма стоят А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Н. В. Гоголь.

Рис. 3. Портрет А. С. Пушкина, худ. О. А. Кипренский.

💡

Парадоксальным образом начало Золотого века в литературе приходится на годы реакции и жестокой цензуры Николая I.

Вторая половина XIX века – расцвет русской литературы с ее горячей проповедью христианской нравственности, справедливости и правды. Кратко о Золотом веке русской культуры 19 века в литературе говорят знаменитые имена русских писателей:

  • Л. Н. Толстой;
  • Ф. М. Достоевский:
  • А. П. Чехов;
  • И. С. Тургенев.

Что мы узнали?

XIX век стал Золотым веком русской культуры. Русские поэты и писатели, архитекторы, композиторы и художники внесли огромный вклад в развитие мировой культуры. Важная особенность русской культуры Золотого века – тревога за судьбы родины и всего человечества.

Тест по теме

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.7 . Всего получено оценок: 560.

За XIX в. прочно закрепилось наименование — «золотой век» рус-ской литературы. Означает ли это, что «золотой век» уже позади, что мы его уже опередили и поэтому можем относиться к великому художест-венному наследию прошлого чуть-чуть снисходитель-но? Конечно нет!

Там, в XIX в., осталось невероятное богатство, которое нам долго еще предстоит изучать, потому что и сегодня мы еще не постигли в должной мере важнейших уроков классической литературы.

Как известно, русская литература XIX в. отлича-лась смелой постановкой вечных вопросов человечес-кого бытия, самых жгучих социально-политических, философских, нравственных, эстетических проблем, значение которых выходит далеко за пределы опре-деленного исторического времени. Она не только стала мощным средством эстетического воздействия на читателей (и русских, и иностранных), но приоб-рела также славу и значение влиятельнейшей силы в развитии просвещения, нравственности, гуманизма.

Для истории общественного сознания России XIX в. характерным было явление, получившее название «литературоцентризм». Это означало, что именно литература оказалась в центре многих идейных спо-ров, стала выразительницей идеологии, системы взглядов разных общественных и политических дви-жений, определяла направление периодических изда-ний, выдвигала новые идеалы, формировала ценност-ные ориентиры, утверждала эстетические и этичес-кие нормы и т. д.

Хорошо это или плохо? Всегда ли должна лите-ратура (и литературная критика) выполнять задачи, которые в принципе ей не свой-ственны? Мы можем сколько угодно спорить по этому поводу, даже упрекать русскую литературу за то, что она оказалась излишне проповеднической, учительской. Иногда говорят, что благородное жела-ние стать трибуном, проповедником, пророком может привести к навязчивому опекунству, к игнориро-ванию другого мнения, а в конечном счете — нетер-пимому отношению к любому инакомыслию. В по-добного рода соображениях есть свой резон, но необходимо учитывать, что в исторических условиях русской жизни XIX в., когда практически невоз-можна была открытая политическая деятельность, только литература оставалась едва ли не единст-венной «отдушиной». Вот почему А. И. Герцен, ока-завшись в эмиграции, так объяснял особую роль и предназначение русской литературы: «У народа, ли-шенного общественной свободы, литература — един-ственная трибуна, с высоты которой он может ус-лышать крик своего возмущения и своей совести». Об этом же писал и Н. Г. Чернышевский: «Литера-тура у нас пока сосредоточивает почти всю умствен-ную жизнь народа, и потому прямо на ней лежит долг заниматься и такими интересами, которые в других странах перешли уже, так сказать, в спе-циальное заведование других направлений умствен-ной деятельности».

Обратите внимание на слово пока. Следовательно, даже Чернышевский, горячо отстаивавший мысль о том, что литература есть учебник жизни, признавал, что вовсе не обязательно в ней, в литературе, всегда будет сосредоточена почти вся умственная жизнь на-рода. Изменится время, изменится и функция лите-ратуры. Но пока, в конкретных условиях русской действительности XIX в., писатели с чувством гро-мадной ответственности выполняли ту роль, которая выпала на их долю. Мы должны быть глубоко благодарны им за то, что в тяжелейших условиях, подвергаясь всевозможным преследованиям (вспом-ните судьбу Н. Г. Чернышевского, Ф. М. Достоевско-го, В. Г. Короленко — да и не только их), они со-действовали пробуждению в людях духовности и великодушия, принципиальности и активного непри-ятия зла, честности и совестливости, милосердия и порядочности. И, учитывая это, нужно признать, что у Н. А. Некрасова были все основания утвер-ждать в письме ко Льву Толстому в 1856 г.: «В нашем отечестве роль писателя есть прежде всего роль учителя».

Разумеется, крупный писатель всегда глубоко свое-образен и неповторим, поэтому обобщенные характе-ристики оказываются зачастую в чем-то приблизи-тельными и неточными. Каждый подлинный художник (мы можем включить в это понятие и писателей, и живописцев, и композиторов) всегда создает свой мир, руководствуется своими эстетическими убежде-ниями. Понятно, что мир Льва Толстого решительно не похож на мир Достоевского, что Салтыков-Щед-рин воспринимал явления действительности и худо-жественно преобразовывал их совершенно иначе, чем, например, Гончаров. И все же есть нечто об-щее, что объединяет лучших писателей XIX в. Это прежде всего ответственность перед своим талантом и перед читателем, чрезвычайно высокое представ-ление о роли литературы и о ее предназначении, смелое художественное новаторство, великие эстети-ческие открытия — все то, что помогло им вписать ярчайшие страницы в историю мирового искусства.

Да, русские писатели во многом отличались друг от друга, нередко не соглашались друг с другом, спорили, полемизировали. Н. Г. Чернышевский в своем романе «Что делать?» отталкивался от тургеневских «Отцов и детей», а Ф. М. Достоевский в «Преступ-лении и наказании» и Л. Н. Толстой в «Войне и мире» горячо спорили с Чернышевским. Но ни один из них никогда бы не стал возвеличивать, поэтизировать пошлость, низость, подлость, своеко-рыстие, эгоизм... Материал с сайта

Можно сказать, что у писателей существовала по-ложительная система нравственных и эстетических ценностей. Это и предопределило то внимание, кото-рое, начиная с 60-х гг. прошлого века, стало уде-ляться русской литературе во всем мире. Известно, что благотворное воздействие русской литературы вообще и русского романа в частности испытали на себе самые разные писатели: братья Т. и Г. Манн, Р. Роллан, Д. Голсуорси, Т. Драйзер, а позже — Э. Хемингуэй, У. Фолкнер, Гарсиа Маркес и многие другие выдающиеся представители гуманистической литературы Запада и Востока; всех перечислить, конечно, невозможно.

Естественно, что особое значение русская литера-тура имела для развития литератур славянских, прежде всего наиболее близкой ей украинской ли-тературы.

Очень благотворными были постоянные взаимо-связи двух литератур — русской и украинской. Речь идет о взаимообогащении, взаимовлиянии, обмене духовны-ми ценностями.

Ивана Франко в свое время очень про-ницательно заметил, что русские писатели, отста-ивавшие высокие идеалы свободы и независимости, ни в коей степени не повинны в злодеяниях царс-кого правительства. Франко называл русских клас-сиков «великими светочами в духовном царстве».

Светочем в старину называли большую свечу, факел. Мы сейчас так говорим о том, кто провоз-глашает великие идеи просвещения и свободы, кто освещает путь в будущее всему человечеству. Имен-но такой была русская классическая литература XIX в.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • золотой век аверченко анализ
  • сочинение золотой век русской литературы
  • представители золотого века в русской литературе
  • кто относится к писателем золотого века
  • русская классическая литература 19 века

Введение......................................................................................................3

1. Золотой век русской поэзии: общая характеристика периода...........4

2. Золотой век русской поэзии: основные представители......................6

Заключение................................................................................................19

Список используемой литературы..........................................................20


Введение

золотой век русский поэзия пушкин грибоедов

В истории тысячелетней культуры России ХIХ век называют "Золотым веком" русской поэзии и веком русской литературы в мировом масштабе. Это был взлет Духа, культурный подъем, который справедливо может считаться великим российским Ренессансом.

ХIХ век в полной мере выразил синтезирующий, философско-моральный, соборно-собирательный характер русской культуры, ее патриотически-идеологический характер без которого она теряет свою почву и судьбу. Он проявляется везде - от вселенско-космических исканий до почти практических "инструкций" по ответам на извечные русские вопросы: "Зачем? Кто виноват? Что делать? А судьи кто?"

Литература в XIX века - самая влиятельная форма национальной культуры. Это время когда творили ее крупнейшие представители, которые дали духовную пищу двум векам всего человечества! Так, Поль Валери назвал русскую литературу XIX века одним из трех величайших чудес человеческой культуры.

Поэты А.С.Пушкин, В.А.Жуковский, К.Н.Батюшков, Д.В.Давыдов, Ф.Н.Глинка, П.А.Катенин, В.Ф.Раевский, К.Ф.Рылеев, А.А.Бестужев, В.К.Кюхельбекер, А.И.Одоевский, П.А.Вяземский, А.А.Дельвиг, Е.А.Баратынский, Н.М.Языков, И.И.Козлов, Д.В.Веневитинов и др. Их поэзия оставила заметный след в русской словесности.

Таким образом, данная тема и сегодня является достаточно актуальной.

Работа состоит из введения, основной части, заключения и списка литературы.


Золотой век русской поэзии: общая характеристика

С начала XIX века в русском обществе наблюдается небывало высокий патриотический подъем, он способствовал углублению понимания национальной особенности, развитию гражданственности. Искусство активно взаимодействовало с общественным сознанием, формируя его в национальное. Усиливалось развитие реалистических тенденций и национальных черт культуры.



Двигателем развития русской литературы ХIХ века, который продолжает "работать" и до сих пор, стала поэзия. Созданные в то время гениальными поэтами произведения по сию пору остаются непревзойдёнными шедеврами классики, образцами высшего поэтического мастерства, великолепными эталонами величия русского слова и русского языка. Началом "Золотого века" можно назвать 1808 г., ведь уже в одних из первых зрелых произведениях Жуковского очень хорошо видна индивидуальная интонация, такая свойственная для поэзии ставшей "выше". В начале 20-х годов заметно Байроновское влияние, популярной становится такая форма выражения, как стихотворная повесть. Творчество Пушкина пользуется огромным успехом, поэзия монополизирует книжные ряды. Наряду с ним и вокруг него действовала целая плеяда замечательных поэтов: Батюшков, Кюхельбекер, Рылеев, Языков, Вяземский, Дельвиг, Баратынский и другие. Каждый из них внёс свой вклад в общее дело подъёма и обновления русской литературы. Что составляло особенность русского "золотого века"?

Во-первых-широта и грандиозность поставленных перед собой задач. Во-вторых-высокое трагическое напряжение поэзии и прозы, их пророческое усилие. В-третьих-неподражаемое совершенство формы.

Первая и третья из этих особенностей с предельной ясностью выражены Пушкиным. Универсальность его гения сделала из него символ русского национального идеала. "Золотой век" в русской поэзии еще принято называть "Пушкинской порой".

Вторую особенность "золотого века": трагическое, пророческое напряжение поэзии и прозы - еще сильнее, чем сам Александр Пушкин, выражают его прямые наследники. Стихи этого времени весьма оригинальны, в противоположность тому, что ранее предшествующие эпохи больше заимствовали. Период данного творчества в России совпадает по времени с эпохой зарождения романтической поэзии в Западной Европе. Но направление ему даёт не романтизм. Поэзия золотого века имела более формальный характер, да она избирательна и почти без изъяна, но очень классическая.

Большая часть того, что было написано нашими классиками в XIX веке, давно стало литературной хрестоматией. Сегодня невозможно представить себе человека, который бы не знал и не прочитал такой культовый роман в стихах Пушкина как "Евгений Онегин" или великие поэмы Лермонтова "Демон" и "Мцыри". Десятки стихотворений заученных еще со школьной скамьи по-прежнему вызывают в наших сердцах чувства тепла и радости, эти стихотворения все так же, как и много лет назад, продолжают дышать и жить в наших душах. Они продолжают согревать нас, давать нам надежду, помогают не падать духом; они всегда готовы стать нашей путеводной звездой.

Но, пожалуй, самое главное достижение наших гениальных творцов XIX века, это создание вокруг стихотворений – ауры поэзии, ауры, которая до сих пор своей невидимой нитью связывает наш сегодняшний день со своим началом. Началом, которым мы неосознанно пользуемся в повседневной жизни, началом, которое присутствует во всех наших делах. Ведь именно они, на протяжении многих лет в упорной и неравной борьбе, все-таки сумев победить, – положили начало, а после и дали нам свободу мысли, слова и выбора. "Золотой век" русской поэзии – дал толчок для развития последующим поколениям и не будь его, у нас не было бы и века "Серебряного". Не было бы тех гениальных и талантливых поэтов и поэтесс, не было бы величайших наших писателей, которые вдохновлялись произведениями творцов прошлого века и откуда они черпали силу, мысли и сюжеты, но уже для своих шедевров. Шедевров, которыми мы восхищаемся, и которые раз за разом перечитываем.

Золотой век русской поэзии: основные представители

Великим народным поэтом, воплотившим в себе достижения предшествующих авторов, обозначившим собою дальнейший этап ее развития, бесспорно, является Александр Сергеевич Пушкин . "Золотой век русской поэзии" характеризуется всплеском его творческой активности. Александр Сергеевич был романтичен, написанные им поэтические поэмы существенно повлияли на русскую и мировую культуру. Произведения Пушкина стали классическими в нашей стране и во всех странах мира. Имя Пушкина знакомо каждому человеку, не зависимо от его возраста, происхождения и литературных предпочтений.

Пушкин – это сама гармония, само совершенство. Безумно талантливый потомок арапа Петра Великого, русский по зову сердца, по широте души, по образованию и по крови, Александр Сергеевич стал непререкаемым авторитетом уже для своих современников. Такой разный, такой неизменно прекрасный, такой неистребимо восхищённый жизнью, такой искренний в каждом моменте своего существования. Даже в своих политических стихотворениях, умеющий лирикой усилить воздействие и глубину идей, которые, принимая, возносил на небывалую высоту силой своего таланта.

В его ранней лирике находит себе место и политическое вольнолюбие, близкое декабристской поэзии (Ода "Вольность", "Деревня"), и идущий от европейского Просвещения пафос внутреннего освобождения личности, воспевание свободы как любви и дружбы, веселья и пиров ("Вакхическая песня", "Вечерний пир"). Период его южной ссылки - время формирования пушкинского романтизма: он создает поэмы о свободе и любви - "Кавказский пленник", "Братья разбойники", "Бахчисарайский фонтан". Понимание свободы становится более сложным в написанной несколько позже, в Михайловском, поэме "Цыганы" (1824). В трагедии "Борис Годунов" (1825) отчетливо проступают черты реалистического стиля: они выражаются в понимании всемогущества объективных законов истории, в изображении драматической взаимосвязи "судьбы человеческой" и "судьбы народной".

А его роман в стихах "Евгений Онегин " был назван энциклопедией русской жизни (Белинский). Реализм в "Евгении Онегине", приобретает всеобъемлющий характер: судьба современного молодого человека совмещена здесь с богатством картин русской жизни и удивительным по полноте выражением духовного опыта нации.

Современниками Пушкина в "Золотой век русской поэзии" были несколько воистину великих поэтов - личности, талант и вклад каждого которых в становлении и развитии русской литературы также велик. Многие поэты и писатели считали А.С.Пушкина своим учителем и продолжали заложенные им традиции создания литературных произведений.

Одним из таких поэтов был Лермонтов Михаил Юрьевич . Как и Пушкин, ушедший от нас непозволительно рано, но успевший за свою недлинную жизнь создать такие произведения, такие образы, которые стали краеугольными камнями в истории создания и развития великой русской литературы. Это писатель ярко демонстрирующей духовности, глубокой внутренней концентрации, неуемной, бунтующей мысли. На его творчество, бесспорно, повлиял А.С.Пушкин.

Демонический, мятущийся, алчущий правды и свободы дух Лермонтова вслед за своими героями устремляется далеко вперёд, заглядывая в будущее. Небывалая интенсивность эмоций и напряженный самоанализ - характерные черты героя Лермонтова, выражаются в лирике, в поэмах "Демон" и "Мцыри".

В позднем творчестве Лермонтова появляются новые, реалистические тенденции: он начинает как бы отделять от себя трагические противоречия, превращая их в предмет объективного изображения. Высшее выражение это получает в романе "Герой нашего времени", герой которого не совпадает с личностью автора.

Читая поэтические произведения Лермонтова, невозможно просто наслаждаться поэзией, его стихи заставляют думать и страдать, искать и находить. Великий поэт встал в поредевший после убийства Пушкина ряд, нет, возглавил величественный пантеон русских поэтов, подхватив перо, выпавшее из рук великого мэтра.

Вторая половина XIX столетия – эпоха непоэтическая. Но творчество пусть немногих, но талантливых поэтов не дает прерваться традициям "золотого века" русской поэзии. Один из таких поэтов - Фёдор Иванович Тютчев . За свою длинную жизнь написал всего около 300 стихотворений, но его гений проявился в них в полной мере. Личная жизнь поэта полна ярких взлетов и трагических падений: смерть от пожара на корабле первой жены в одну ночь сделала его седым, а счастье с красавицей Эрнестиной Дернберг оказалось недолгим. Уже в России Тютчев полюбил Е.А.Денисьеву. "Денисьевский цикл" поэта, посмертное прощание с любимой женщиной, – истинный шедевр любовной лирики.

Важны были для творчества Тютчева и его философские убеждения. Он мечтал об объединении славянских народов во главе с Россией, о создании славянского мира, который будет развиваться по своим законам. Но особенно удивительно космическое восприятие природы поэтом: "Тютчев был поэтом бесконечности, космической тайны. Он умел сам трепетать и заставлять читателя трепетать перед миром звезд" (Е. Винокуров). Будучи учеником и последователем Пушкина и учителем для последующего поколения поэтов, Тютчев создал прекрасные образцы философской лирики.

Его стихотворения исполнены величественной красоты, пронизаны размышлениями о сущности бытия. Его стихотворение Silentium (лат. – молчание) о невыразимости мыслей посредством человеческого языка, в том числе и посредством "великого и могучего", казалось, опровергает этот тезис.


Интересно, что Фёдор Иванович, практически не употребляющий в повседневной жизни русскую речь и создающий публицистические произведения только на французском языке, стихи писал исключительно на русском.

Несмотря на собственное критическое и даже слегка небрежное отношение Тютчева к собственным произведениям его лирика до сих пор является великолепным образцом золотого века русской поэзии.

Афанасий Афанасьевич Фет – тонкий ценитель красоты, в том числе и красоты слога. На протяжении всей жизни Фет занимался литературным поэтическим творчеством. Несмотря на то, что его произведения публикуются в основном во второй половине девятнадцатого века, он всё-таки вошёл в наш рейтинг, ибо его стихотворения – это своеобразный мир лирика с тонкой душой, овеянной трагедией бытия. Его стихи высоко оценивал Белинский, ставя Фета практически на одну ступень с прекрасным "русским Байроном" – Лермонтовым.

Творчество Фета характеризуется стремлением уйти от повседневной действительности в "светлое царство мечты". Основное содержание его поэзии - любовь и природа. Стихотворения его отличаются тонкостью поэтического настроения и большим художественным мастерством. Фет - представитель так называемой "чистой" поэзии. Особенность поэтики Фета - разговор о самом важном ограничивается прозрачным намёком. Самый яркий пример - стихотворение "Шёпот, робкое дыханье… ".

В этом стихотворении нет ни одного глагола, однако статичное описание пространства передает само движение времени. Стихотворение принадлежит к числу лучших поэтических произведений лирического жанра.

Лирика Фета – пронзительнейшая, щемящая, исполнена мотивов грусти, трагичности. Печальной дымкой овеяны красивейшие образцы поэзии, вышедшие из-под пера Фета, где красота мира познаётся автором с двух сторон, внешней, черпающей истоки вдохновения в красотах родной природы, и внутренней, главным стимулом которой является любовь.

Александр Сергеевич Грибоедов . По иронии судьбы единственная поэтическая вещь, созданная им и дошедшая до нас целиком, перечеркнула всё остальное творчество поэта. Мало людей знают его стихотворения, статьи и публицистику, но практически все, иногда сами того не сознавая, так или иначе прикоснулись к гению. Грибоедов известен как писатель одной книги, блестяще рифмованной пьесы "Горе от ума", которая до сих пор является одной из наиболее популярных театральных постановок в России, а также источником многочисленных крылатых фраз. Его ближайшие литературные союзники - П.А.Катенин и В.К.Кюхельбекер; ценили его и "арзамасцы": Пушкин и Вяземский, а среди его друзей - такие разные люди, как П.Я.Чаадаев и Ф.В.Булгарин.

"Горе от ума" - вершина русской драматургии и поэзии. Комедия была моментально подхвачена тысячами людских языков, разодрана на цитаты, пословицы, поговорки, от чего нисколько не пострадало её величие, напротив, это обеспечило произведению бессмертие. "Говорящие" фамилии, блистательные остроумные характеристики персонажей, эмоциональная речь, критика общества, облечённая в лёгкую и запоминающуюся форму поэзии – всё это стало нашим достоянием на века. "А судьи кто?", "Карету мне, карету!" "Кричали женщины Ура! И в воздух чепчики бросали"… Мы до сих пор с удовольствием пользуемся этими меткими выражениями, которые совершенно точно, и вместе с тем, с невероятной иронией отражают разные жизненные ситуации.

"Никогда ни один народ не был так бичуем, никогда ни одну страну не волочили так в грязи, никогда не бросали в лицо публике столько грубой брани, и, однако, никогда не достигалось более полного успеха" - П. Чаадаев (Апология сумасшедшего). Интересен факт, когда Грибоедов закончил работу над комедией "Горе от ума", то первым, к кому он пошёл показать труд, был тот, кого он больше всех боялся, а именно баснописец Иван Андреевич Крылов. "Я привез манускрипт! Комедию…" "Похвально. Ну что же? Оставьте". "Я буду читать Вам свою комедию. Если Вы с первых сцен попросите меня удалиться, я исчезну". "Извольте сразу начинать", - ворчливо согласился баснописец. Проходит час, другой - Крылов сидит на диване, свесив голову на грудь. Когда же Грибоедов отложил рукопись и из-под очков вопросительно посмотрел на старика, его поразила перемена, происшедшая в лице слушателя. Лучистые молодые глаза сияли, беззубый рот улыбался. Он держал в руке шелковый платок, готовясь приложить его к глазам. "Нет, - замотал он тяжелой головой. - Этого цензоры не пропустят. Они над моими баснями куражатся. А это куда похлеще! В наше время государыня за сию пиесу по первопутку в Сибирь бы препроводила".

Константин Николаевич Батюшков - начал писать стихи с 1802. В сознании наших современников имя Батюшкова возникает всегда рядом с именем А.С.Пушкина. Ещё в начальную пору своего творчества он прославился как певец дружбы, веселья и любви, так называемой "лёгкой поэзии" (элегии, послания, антологического стихотворения), требовавшей, по его мнению, "возможного совершенства, чистоты выражения, стройности в слоге, гибкости, плавности". Его поэзия была овеяна духом земной радости светлых надежд.

Стихотворение "Мой гений" (1815), "по чувству, по гармонии, по искусству стихосложения, по роскоши воображения" Пушкин назвал "лучшей элегией Батюшкова".


Творчество Батюшкова многожанрово.К числу лучших стихотворений Батюшкова принадлежат "Таврида" (1817), "Умирающий Тасс" (1817), переводы из греческой антологии (1817-18), "Подражания древним". Но неизменно во всех жанрах одно – музыка стиха, пленяющая душу читателя. Определённость и ясность - вот главные свойства его поэзии.

Пушкин восхищался музыкальностью его стиха "Прелесть! Прелесть и совершенство – какая гармония! Звуки италианские! Что за чудотворец этот Батюшков". Высокую оценку творчеству Батюшкова дал Белинский: "Батюшкову немного недоставало, чтобы он мог переступить черту, разделяющую талант от гениальности".

Батюшков был в числе поэтов старшего поколения, кто подготовил явление Пушкина, кто был одним из первых непосредственных его учителей. Батюшков одним из первых сумел предугадать гениальность поэтического дара Пушкина. Батюшков во многом способствовал тому, что Пушкин явился таким, каким явился действительно. Одной этой заслуги со стороны Батюшкова достаточно, чтобы имя его произносилось в истории русской литературы с любовью и уважением.

Введение......................................................................................................3

1. Золотой век русской поэзии: общая характеристика периода...........4

2. Золотой век русской поэзии: основные представители......................6

Заключение................................................................................................19

Список используемой литературы..........................................................20

Введение

золотой век русский поэзия пушкин грибоедов

В истории тысячелетней культуры России ХIХ век называют "Золотым веком" русской поэзии и веком русской литературы в мировом масштабе. Это был взлет Духа, культурный подъем, который справедливо может считаться великим российским Ренессансом.

ХIХ век в полной мере выразил синтезирующий, философско-моральный, соборно-собирательный характер русской культуры, ее патриотически-идеологический характер без которого она теряет свою почву и судьбу. Он проявляется везде - от вселенско-космических исканий до почти практических "инструкций" по ответам на извечные русские вопросы: "Зачем? Кто виноват? Что делать? А судьи кто?"

Литература в XIX века - самая влиятельная форма национальной культуры. Это время когда творили ее крупнейшие представители, которые дали духовную пищу двум векам всего человечества! Так, Поль Валери назвал русскую литературу XIX века одним из трех величайших чудес человеческой культуры.

Поэты А.С.Пушкин, В.А.Жуковский, К.Н.Батюшков, Д.В.Давыдов, Ф.Н.Глинка, П.А.Катенин, В.Ф.Раевский, К.Ф.Рылеев, А.А.Бестужев, В.К.Кюхельбекер, А.И.Одоевский, П.А.Вяземский, А.А.Дельвиг, Е.А.Баратынский, Н.М.Языков, И.И.Козлов, Д.В.Веневитинов и др. Их поэзия оставила заметный след в русской словесности.

Таким образом, данная тема и сегодня является достаточно актуальной.

Работа состоит из введения, основной части, заключения и списка литературы.

1. Золотой век русской поэзии: общая характеристика

С начала XIX века в русском обществе наблюдается небывало высокий патриотический подъем, он способствовал углублению понимания национальной особенности, развитию гражданственности. Искусство активно взаимодействовало с общественным сознанием, формируя его в национальное. Усиливалось развитие реалистических тенденций и национальных черт культуры.

Двигателем развития русской литературы ХIХ века, который продолжает "работать" и до сих пор, стала поэзия. Созданные в то время гениальными поэтами произведения по сию пору остаются непревзойдёнными шедеврами классики, образцами высшего поэтического мастерства, великолепными эталонами величия русского слова и русского языка. Началом "Золотого века" можно назвать 1808 г., ведь уже в одних из первых зрелых произведениях Жуковского очень хорошо видна индивидуальная интонация, такая свойственная для поэзии ставшей "выше". В начале 20-х годов заметно Байроновское влияние, популярной становится такая форма выражения, как стихотворная повесть. Творчество Пушкина пользуется огромным успехом, поэзия монополизирует книжные ряды. Наряду с ним и вокруг него действовала целая плеяда замечательных поэтов: Батюшков, Кюхельбекер, Рылеев, Языков, Вяземский, Дельвиг, Баратынский и другие. Каждый из них внёс свой вклад в общее дело подъёма и обновления русской литературы. Что составляло особенность русского "золотого века"?

Во-первых-широта и грандиозность поставленных перед собой задач. Во-вторых-высокое трагическое напряжение поэзии и прозы, их пророческое усилие. В-третьих-неподражаемое совершенство формы.

Первая и третья из этих особенностей с предельной ясностью выражены Пушкиным. Универсальность его гения сделала из него символ русского национального идеала. "Золотой век" в русской поэзии еще принято называть "Пушкинской порой".

Вторую особенность "золотого века": трагическое, пророческое напряжение поэзии и прозы - еще сильнее, чем сам Александр Пушкин, выражают его прямые наследники. Стихи этого времени весьма оригинальны, в противоположность тому, что ранее предшествующие эпохи больше заимствовали. Период данного творчества в России совпадает по времени с эпохой зарождения романтической поэзии в Западной Европе. Но направление ему даёт не романтизм. Поэзия золотого века имела более формальный характер, да она избирательна и почти без изъяна, но очень классическая.

Большая часть того, что было написано нашими классиками в XIX веке, давно стало литературной хрестоматией. Сегодня невозможно представить себе человека, который бы не знал и не прочитал такой культовый роман в стихах Пушкина как "Евгений Онегин" или великие поэмы Лермонтова "Демон" и "Мцыри". Десятки стихотворений заученных еще со школьной скамьи по-прежнему вызывают в наших сердцах чувства тепла и радости, эти стихотворения все так же, как и много лет назад, продолжают дышать и жить в наших душах. Они продолжают согревать нас, давать нам надежду, помогают не падать духом; они всегда готовы стать нашей путеводной звездой.

Но, пожалуй, самое главное достижение наших гениальных творцов XIX века, это создание вокруг стихотворений – ауры поэзии, ауры, которая до сих пор своей невидимой нитью связывает наш сегодняшний день со своим началом. Началом, которым мы неосознанно пользуемся в повседневной жизни, началом, которое присутствует во всех наших делах. Ведь именно они, на протяжении многих лет в упорной и неравной борьбе, все-таки сумев победить, – положили начало, а после и дали нам свободу мысли, слова и выбора. "Золотой век" русской поэзии – дал толчок для развития последующим поколениям и не будь его, у нас не было бы и века "Серебряного". Не было бы тех гениальных и талантливых поэтов и поэтесс, не было бы величайших наших писателей, которые вдохновлялись произведениями творцов прошлого века и откуда они черпали силу, мысли и сюжеты, но уже для своих шедевров. Шедевров, которыми мы восхищаемся, и которые раз за разом перечитываем.

19 век называют «Золотым веком» русской поэзии и веком русской литературы в мировом масштабе. Не стоит забывать, что литературный скачок, осуществившийся в 19 веке, был подготовлен всем ходом литературного процесса 17-18 веков. 19 век – это время формирования русского литературного языка, который оформился во многом благодаря А.С. Пушкину.

Но начался 19 век с расцвета сентиментализма и становления романтизма. Указанные литературные направления нашли выражение, прежде всего, в поэзии. На первый план выходят стихотворные произведения поэтов Е.А. Баратынского, К.Н. Батюшкова, В.А. Жуковского, А.А. Фета, Д.В. Давыдова, Н.М. Языкова. Творчеством Ф.И. Тютчева «Золотой век» русской поэзии был завершен. Тем не менее, центральной фигурой этого времени был Александр Сергеевич Пушкин.

А.С. Пушкин начал свое восхождение на литературный олимп с поэмы «Руслан и Людмила» в 1920 году. А его роман в стихах «Евгений Онегин» был назван энциклопедией русской жизни. Романтические поэмы А.С. Пушкина «Медный всадник» (1833), «Бахчисарайский фонтан», «Цыганы» открыли эпоху русского романтизма. Многие поэты и писатели считали А. С. Пушкина своим учителем и продолжали заложенные им традиции создания литературных произведений. Одним из таких поэтов был М.Ю. Лермонтов. Известны его романтическая поэма «Мцыри», стихотворная повесть «Демон», множество романтических стихотворений. Интересно, что русская поэзия 19 века была тесно связана с общественно политической жизнью страны. Поэты пытались осмыслить идею своего особого предназначения. Поэт в России считался проводником божественной истины, пророком. Поэты призывали власть прислушаться к их словам. Яркими примерами осмысления роли поэта и влияния на политическую жизнь страны являются стихотворения А.С. Пушкина «Пророк», ода «Вольность», «Поэт и толпа», стихотворение М.Ю. Лермонтова «На смерть поэта» и многие другие.

Наряду с поэзией начала развиваться проза. Прозаики начала века находились под влиянием английских исторических романов В. Скотта, переводы которых пользовались огромной популярностью. Развитие русской прозы 19 века началось с прозаических произведений А.С. Пушкина и Н.В. Гоголя. Пушкин под влиянием английских исторических романов создает повесть «Капитанская дочка», где действия разворачивается на фоне грандиозных исторических событий: во времена Пугачевского бунта. А.С. Пушкин произвел колоссальную работу, исследуя этот исторический период. Это произведение носило во многом политический характер и было направлено к власть имущим.

А.С. Пушкин и Н.В. Гоголь обозначили основные художественные типы, которые будут разрабатываться писателями на всем протяжении 19 века. Это художественный тип «лишнего человека», образцом которого является Евгений Онегин в романе А.С. Пушкина, и так называемый тип «маленького человека», который показан Н.В. Гоголем в его повести «Шинель», а также А.С. Пушкиным в повести «Станционный смотритель».

Литература унаследовала от 18 века свою публицистичность и сатирический характер. В прозаической поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души» писатель в острой сатирической манере показывает мошенника, который скупает мертвые души, различные типы помещиков, которые являются воплощением различных человеческих пороков (сказывается влияние классицизма). В этом же плане выдержана комедия «Ревизор». Полны сатирических образов и произведения А. С. Пушкина. Литература продолжает сатирически изображать российскую действительность. Тенденция изображения пороков и недостатков российского общества – характерная черта всей русской классической литературы. Она прослеживается в произведениях практически всех писателей 19 века. При этом многие писатели реализуют сатирическую тенденцию в гротескной форме. Примерами гротескной сатиры являются произведения Н. В. Гоголя «Нос», М.Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы», «История одного города».

С середины XIX века происходит становление русской реалистической литературы, которая создается на фоне напряженной социально-политической обстановки, сложившейся в России во время правления Николая I. Назревает кризис крепостнической системы, сильны противоречия между властью и простым народом. Назрела необходимость создания реалистической литературы, остро реагирующей на общественно-политическую ситуацию в стране. Литературный критик В.Г. Белинский обозначает новое реалистическое направление в литературе. Его позицию развивают Н.А. Добролюбов, Н.Г. Чернышевский. Возникает спор между западниками и славянофилами о путях исторического развития России.

Литераторы обращаются к общественно-политическим проблемам российской действительности. Развивается жанр реалистического романа. Свои произведения создают И.С. Тургенев, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, И.А. Гончаров. Преобладает общественно-политическая, философская проблематика. Литературу отличает особый психологизм.

Развитие поэзии несколько затихает. Стоит отметить поэтические произведения Некрасова, который первым внес в поэзию социальную проблематику. Известна его поэма «Кому на Руси жить хорошо? », а также множество стихотворений, где осмысляется тяжелая и беспросветная жизнь народа.

Литературный процесс конца 19 века открыл имена Н. С. Лескова, А.Н. Островского А.П. Чехова. Последний проявил себя мастером малого литературного жанра – рассказа, а также прекрасным драматургом. Конкурентом А.П. Чехова был Максим Горький.

Завершение 19 века проходило под знаком становления предреволюционных настроений. Реалистическая традиция начинала угасать. Ей на смену пришла так называемая декадентская литература, отличительными чертами которой были мистицизм, религиозность, а также предчувствие перемен в общественно-политической жизни страны. Впоследствии декадентство переросло в символизм. С этого открывается новая страница в истории русской литературы.

Поделиться