Семейный клуб для детей с овз. Проект разработки родительского клуба "Мы вместе".(Для родителей имеющих детей с ОВЗ)

МКУ «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Надежда» Ленинск-Кузнецкого муниципального района»

УТВЕРЖДАЮ:

Директор МКУ «Социально-реабилитационный

центр для несовершеннолетних «Надежда»

Ленинск-Кузнецкого муниципального района»

Н.В. Пасынкова ___________________________

«________» _______________________________

Программа клуба для родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья

«ШАГ НАВСТРЕЧУ»

Составители:

Чурилова М.В.,

социальный педагог

Карачёва Е.Ю.,

психолог

Пос. Клейзавод

2015 г.

Пояснительная записка

Семья является той естественной средой, которая обеспечивает гармоничное развитие и социальную адаптацию ребенка.

Семьи, в которых воспитываются дети с отклонениями в развитии, сталкиваются со специфическими проблемами, испытывают затруднения в их разрешении: некомпетентность по вопросам воспитания и развития аномального ребенка, незнание родителями элементарных психолого-педагогических знаний для коррекционного обучения и воспитания ребенка в домашних условиях в доступном для него формате; искажение контактов с окружающим социумом и, как следствие, отсутствие поддержки со стороны социума и т.д.

Первой, исторически сложившейся, формой работы специалистов (врачей, педагогов и психологов) с родителями детей с отклонениями в развитии, является образовательно-просветительское направление. Долгое время при работе с семьей внимание концентрировалось на самом ребенке, но не на функционировании семьи, не на её членах, оказавшихся в ситуации психологической травмы, семейного стресса и кризиса.

Исследование семей, воспитывающих ребенка-инвалида, показало, что родители больного ребенка, при высокой готовности посвятить себя решению проблем ребенка, недопонимают (недооценивают) прямую взаимосвязь между состоянием ребенка и всей семьи с личностным состоянием родителя, значимость работы с личностными проблемами, поэтому возникает необходимость оказания психологической помощи не только инвалиду, но и его родственникам

Результаты анкетирования родителей по выявлению их заинтересованности к участию в работе клуба «Шаг навстречу» показали, что часть опрошенных родителей не высказывают потребности в психолого-педагогической работе лично с ними и их семьями.

Для родителей, имеющих запрос на работу со специалистами центра, групповая форма работы оказалась более востребованной, чем индивидуальная. В ходе предварительных бесед, родители выразили желание общаться с друг с другом, так как имеют схожие проблемы и готовы обмениваться опытом и оказывать взаимопомощь друг другу.

То есть, многоаспектность проблем больного ребенка вынуждает родителей ощутить недостаточную родительскую компетентность в вопросах психолого-педагогического воздействия на ребенка, чем и определяется содержание их запросов к специалистам.

При составлении программы деятельности клуба «Школа родителя особого ребенка» учтены как запросы родителей, так и объективно имеющаяся, но не обозначенная родителями, потребность в личностной психологической помощи и поддержке. Групповая форма работы несет в себе мощный ресурс для решения задач как педагогических, так и психологических.

Данная программа, оставляя в приоритете вопросы педагогического просвещения, включает в себя и задачи развития психологической компетентности родителей в самопознании и познании ребенка, в умении оказать себе помощь в стрессовой ситуации.

Цель программы

Повышение психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания, развития и социальной адаптации детей с психофизическими нарушениями посредством психолого-педагогического просвещения; привлечение родителей к сотрудничеству в плане единых подходов к воспитанию и обучению ребенка.

Задачи

    формировать у родителей позитивное восприятие личности ребенка с нарушениями развития;

    расширить видение родителями своих воспитательных функций в

отношении ребенка с ограниченными возможностями здоровья;

    познакомить родителей с эффективными методами родительско-

детского взаимодействия, воспитательными приемами, необходимыми для коррекции личности ребенка;

    формировать у родителей мотивацию к взаимодействию со

специалистами учреждения, участию во встречах клуба «Шаг навстречу»;

    способствовать расширению контактов с социумом, обеспечить

возможность общения родителей, имеющих детей со схожими проблемами.

Программа рассчитана на родителей детей с ограниченными возможностями здоровья. Приветствуется участие в родительских встречах других членов семьи (бабушек, дедушек, других членов семьи ребенка-инвалида), учитывая, что они, как члены семьи, оказывают влияние на ребенка, участвуют в его воспитании.

Срок реализации программы – 1 учебный год (затем она может быть продолжена).

Занятия родительского клуба проводятся примерно 1 раз в месяц (8-12 встреч).

Продолжительность и время проведения одного занятия 1,5-2 часа.

Предполагается, что основной состав группы будет постоянным, это позволит родителям лучше осознать предлагаемый материал и замотивировать родителей на практическое использование знаний в обучении и воспитании детей в домашних условиях.

Программа представлена в виде перечня тематики клубных встреч для родителей и конспектами занятий клуба «Шаг навстречу» (Приложения 1-6). В течение учебного года программа может корректироваться в зависимости от запросов, потребностей участников клубных встреч.

Тематический план занятий клуба «Шаг навстречу»

п / п

тема занятия

цели и задачи

«Знакомство. Права и льготы детей-инвалидов и их семей. Стили семейного воспитания»

Цели:

    Знакомство с семьями, воспитывающими детей-инвалидов.

    Презентация МКУ «Социальный приют для детей и подростков «Надежда», рассказ о деятельности клуба «Мы вместе».

    Привлечение родителей к сотрудничеству в плане единых подходов к воспитанию и взаимодействию с ребенком.

Задачи:

    Информировать родителей о деятельности социального учреждения.

    Познакомить участников встречис правами и льготами детей – инвалидов и их родителей.

    Предоставить информацию о родительских стилях воспитания.

    Мотивировать родителей на участие в мероприятиях, проводимых клубом «Мы вместе».

    Создать благоприятную, доброжелательную атмосферу в ходе мероприятия посредством игровых техник.

«Материнская любовь»

Цель:

Задачи:

    Создать эмоционально положительный настрой на совместную работу;

    Снять барьеры в общении и перейти к открытым, доверительным отношениям;

    Показать родителям степень понимания своего ребенка, помочь глубже осознать свои отношения с детьми и эмоционально обогатить их.

«Тело как зеркало души»

Цель:

    Рассказать о связи эмоциональных проблем и физического самочувствия человека.

Задачи:

    Содействовать снижению утомляемости, тревожности, речевых и мышечных зажимов, эмоционального напряжения.

    Способствовать укреплению эмоциональной устойчивости, повышение настроения.

«Почему мой ребенок злой?»

Цель:

    Способствование улучшению детско-родительских отношений и формирование навыков эффективного взаимодействия между мамой и ребенком

Задачи:

    познакомить с причинами появления агрессивности;

    помочь участникам встречи в поиске путей преодоления агрессивного поведения детей;

    познакомить с основными методами и приемами взаимодействия с детьми, проявляющими агрессию.

«Детские провокации, или как установить запреты»

Цель:

    Обсуждение проблемы детско-родительских отношений в семье, правил установления запретов и необходимости наказаний.

Задачи:

    Обсудить вопросы, касающиеся наказания, запретов, ограничений в процессе воспитания детей.

    Выработать наиболее приемлемые способы ограничений, запретов в воспитании детей.

    Способствовать повышению настроения при помощи коммуникативных игр.

«Маленькие манипуляторы»

Цель:

    Способствование улучшению детско-родительских отношений и формирование навыков эффективного взаимодействия между мамой и ребенком

Задачи:

    Познакомить участников встречи с понятием «детская манипуляция» и причинами ее возникновения.

    Рассказать о проявлениях детских манипуляций и выработать рекомендации для решения данной проблемы.

    Создать эмоционально положительный настрой на совместную работу.

Структура занятия

Занятие состоит из 3-х блоков:

1 блок: Введение в тему

Первый блок включает в себя организационную и информационную части.

Организационная направлена на создание атмосферы эмоциональной близости участников группы, включение в тематику общения.

В информационной части предлагаются мини-лекция по обозначенной теме, которая может иллюстрироваться просмотром видеосюжетов; рекомендации по работе с детьми в практической части занятия; подготовка рабочих мест.

2 блок: Практический

Это может быть практикум или мастер-класс для родителей, детско-родительский практикум. Таким образом, родители осваивают практические умения для самостоятельных занятий с детьми. По окончании детско-родительского занятия дети возвращаются в свои группы. В связи с этим, детско-родительское занятие предполагает предварительного продумывания организационных вопросов, связанных с приведением детей на занятие и возвращением их в группы после практической части.

3 блок: Итоговый

Это часть активного общения всех участников встречи и специалистов по поводу полученной информации и приобретенного опыта, осмысления происходящего, осознание своего реагирования на конкретные ситуации, психологическая и педагогическая интерпретация происходившего. Предоставляется возможность отрефлексировать свою позицию и стиль взаимодействия с ребенком.

Содержание и условия подачи информации имеют большое значение для формирования у родителей желания общаться со специалистами и вступить в сотрудничество ради своего ребенка. Ниже представлен перечень приемов, которые в разном сочетании можно использовать в структуре занятия.

Содержание темы занятия может раскрываться с помощью разных приемов:

    Мини-лекция – вводит в тематику занятия, сосредотачивает внимание на обсуждаемом вопросе, знакомит с новой информацией по проблеме.

    Притча – может быть эпиграфом или, наоборот, обобщением к теме; стимулом к возникновению дискуссии.

    Дискуссия – обсуждение актуального вопроса; как правило, родители делятся личным опытом в решении проблем или обращаются за советом к группе.

    Просмотр видеосюжетов с целью подчеркивания значимости обсуждаемой темы.

    Психологическое упражнение, тренинговая игра – включаются в любой части занятия с определенной целью. Начало: для снятия напряжения, сближения участников группы, включения в тему разговора. По ходу занятия: для понимания обсуждаемой темы через осознание своих состояний, ощущений, эмоций; овладение приемами снятия стресса и гармонизации эмоционального состояния. В конце: обобщение темы или завершение занятия (например, ритуал прощания).

    Практическое занятие (практикум) – овладение практическими умениями, знакомство с коррекционными методами и приемами работы с детьми.

    Детско-родительские практикумы – совместная продуктивная деятельность, позволяющая осознать родителю свои позиции, способы взаимодействия, сотрудничества с ребенком, свое реагирование на ситуацию, когда ребенок не соответствует ожиданиям; практика поиска методов и приемов привлечения ребенка к деятельности и пр.

    Фотовыставки по клубным занятиям, оформление фотоальбомов – информация о содержании прошедших клубных встреч, оживление опыта участия в клубных занятиях, в том числе, в детско-родительских; активизация положительных эмоций.

    Раздаточный материал (памятка, методическое пособие, брошюра и пр.) для домашней методической копилки – для закрепления материала, поддержания интереса.

Предполагаемый ожидаемый результат

    Возникновение у родителей интереса к процессу развития ребенка, желание и умение видеть маленькие, но важные для ребенка, достижения.

    Участие родителей в коррекционно-образовательном процессе ребенка с пониманием значимости этого для их ребенка; развитие чувства удовлетворенности от успешного применения своих знаний в воспитании и развитии ребенка.

    Повышение активности родителей в вопросах сотрудничества со специалистами учреждения; желание участвовать в психолого-педагогических мероприятиях (клубные занятия, психологические тренинги, консультации т.д.).

    Расширение круга общения среди родителей учреждения.

Список литературы

    Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии (глухие, слабослышащие, слепые, слабовидящие, с тяжелыми нарушениями речи, нарушениями опорно-двигательного аппарата и др., в том числе дети-инвалиды), могут обучаться по адаптированным программам. Образовательные организации г. Москвы создают специальные условия обучения и воспитания с учетом индивидуальных особенностей детей на всех уровнях образования ‒ дошкольном, школьном, профессиональном. В случае если в Вашей семье есть ребенок с ограниченными возможностями здоровья, для него могут быть определены специальные условия обучения и воспитания в образовательной организации. Если же специальные условия обучения не требуются, но Вам нужна психолого-педагогическая или медико-социальная помощь для ребенка, столкнувшегося с трудностями в освоении образовательной программы или проблемами с социальной адаптацией, Вы можете обратиться в «Городской психолого-педагогический центр» Департамента образования города Москвы, отделения которого расположены в территориальной доступности в каждом округе города. Также необходимую психолого-педагогическую помощь можно получить на базе любой образовательной организации, обратившись к специалистам школьной психолого-педагогический службы.

    Для повышения уровня социальной, психологической и педагогической компетентности родителей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья,необходима системная разработка и реализация образовательных, социальных, культурно - досуговых программ, которые будут способствовать сохранению их жизненной активности, расширению круга общения, а также будут являться залогом стабильности внутрисемейных отношений.

    Представленный проект был разработан с целью создания в школе условий, способствующих социокультурной адаптации семей, имеющих ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Социальный проект

    «Семейный клуб» для детей с ОВЗ и родителей

    Разработчик: Замойская Н.Г. методист

    1. ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ

    Традиционно проблемы семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, рассматривались исключительно через призму проблем самого ребенка. Работа с родителями такого ребенка в большинстве случаев ограничивалась консультациями по вопросам его обучения и воспитания, но при этом упускался из внимания очень серьезный аспект - эмоциональное состояние самих родителей и его влияние на ребенка с особенностями развития.

    Инвалидность ребенка становится причиной глубокой и продолжительной

    социальной дезадаптации всей семьи, эмоциональное состояние родителей

    заставляет их порой отказаться от большего количества привычных контактов как с друзьями, так и с родственниками. Длительность психического стресса, который испытывают родители, приводит к различного рода психосоматическим расстройствам. Со временем стресс не только не уменьшается, но может и увеличиться: растут заботы, связанные с взрослеющим ребенком, растет тревога за его будущее.

    Уже стало аксиомой утверждение, что несчастная мать, с высоким уровнем тревожности, низкой самооценкой не сможет воспитать счастливым и успешным даже здорового ребенка. Искажение родительского отношения может вызвать у детей с проблемами здоровья вторичные нарушения.

    Создание и поддержание в семье здорового психологического климата служит гарантией гармоничного развития личности ребенка и его успешной социализации. Только в семье закладывается, так называемая «модель взаимодействия с миром».

    Важной задачей в воспитании детей с особенностями развития является формирование у них чувства уверенности в своих силах, воспитание социальных, трудовых и эстетических установок, расширение сознания и совершенствование взаимодействия с окружающим миром. Получение навыков социализации является одним из самых важных и необходимых условий реабилитации детей с особыми потребностями.

    Именно родители могут создать благоприятную среду для перемен, дать ребенку стимулы для роста, направить его развитие и дать чувство защищенности, столь необходимое в процессе формирования адекватного для дальнейшей успешной социализации отношения к миру.

    При этом выбор того или иного вида деятельности не навязывается ребенку, а основывается на его психологических особенностях и склонностях. Самым ценным личностным сдвигом в результате можно считать пробуждающийся у ребенка активный интерес к жизни, стремление преодолеть недуг, осознание своего состояния.

    Для того чтобы оказать максимальную поддержку ребенку с особыми потребностями, родителям необходимо постоянно поддерживать собственные внутренние ресурсы. Становясь родителем, человек не перестает быть личностью, которая нуждается в поддержке и развитии, отдыхе, собственном пространстве и не перестает быть мужчиной или женщиной. Хобби, увлечения, занятия спортом, забота о себе и общение с друзьями могут обеспечить необходимый уровень жизненной активности, повысить реабилитационный потенциал родителей.

    Понимание своих эмоций и чувств дает возможность человеку признавать и легализовать важные для него переживания. Возможность проанализировать причину своего беспокойства, получить необходимую информацию и поддержку в группе – все это снижает риск проявления разрушительных форм поведения. А мы уже знаем, что душевное равновесие родителей очень важный компонент в деле воспитания особого ребенка.

    Взаимодействие между родителями и детьми, с одной стороны, и специалистами, с другой – это лишь одна из многочисленных ситуаций взаимодействия, в которые приходится вступать семьям. В рамках «Семейного клуба» проходят встречи родителей со специалистами, сопровождающими ребенка. Родители могут получить ответы на интересующие их вопросы, проконсультироваться, обсудить различные точки зрения на обучение и реабилитацию ребенка и поучаствовать в разработке программы его комплексного сопровождения.

    Во время занятий родители знакомятся с родителями других особых детей, делятся с ними своими историями и узнают, что вынуждены справляться с одними и теми же проблемами. Кроме того, в группах поддержки для родителей они узнают о возможности общественной деятельности и защиты своих прав. Общаясь с другими семьями, родители получают информацию о стратегии и тактике успешных действий, призванных снизить стресс и чувство изоляции. В ходе групповой работы появляется возможность выработать стратегию возвращения в общественную активность, из которой семья оказалась временно выключена, – посещение театров, музеев, концертных залов, походы в кино или на стадион, ужины в кафе, встречи с друзьями.

    Необходима совместная деятельность, которая будет обеспечивать семью ресурсом для воспитания и развития особого ребенка. Очень важно по возможности привлекать к помощи родственников, друзей. Радость и чувство удовлетворения, возникающие в процессе совместного творчества и общения, являются залогом эффективного взаимодействия в семье.

    Для повышения уровня социальной, психологической и педагогической компетентности родителей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья, необходима системная разработка и реализация образовательных, социальных, культурно - досуговых программ, которые будут способствовать сохранению их жизненной активности, расширению круга общения, а также будут являться залогом стабильности внутрисемейных отношений.

    1. ЦЕЛЬ ПРОЕКТА

    Цель проекта – создание условий, способствующих социокультурной адаптации семей, имеющих ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

    Задачи:

    • Расширение сферы общения семей, формирование навыков адекватного взаимодействия с окружающим миром.
    • Оптимизация детско – родительских отношений
    • Повышение компетентности родителей в вопросах воспитания детей
    • Формирование навыков эффективной коммуникации
    • Гармонизация внутреннего состояния, поиск и осознание личностных ресурсов родителей и детей
    • Изучение, сохранение и передача семейных традиций и ценностей

    Направления работы:

    1. Сотрудничество со специалистами школы
    • Организация по запросу родителей индивидуальных консультаций со специалистами по сопровождению и ведению ребенка в учебно – воспитательном процессе.
    • По итогам консультации совместная разработка программы индивидуального развития ребенка.
    1. Повышение информационной компетентности родителей
    • Проведение тематических встреч с целью обсуждения актуальных юридических, психологических, педагогических проблем. Планируется организация встреч со специалистами школы и приглашенными специалистами.
    1. Организация и планирование работы групп для родителей и детско – родительских групп
    • Проведение занятий для детско - родительских групп и группы для взрослых
    • Планирование и подготовка Семейным клубом совместных с детьми мероприятий, праздников, выездов
    • Участие семей в работе воскресного пешеходного клуба
    • Участие в программе «Семейный реабилитационный туризм»

    Методы

    Основные методы, используемые на детско-родительских занятиях – индивидуальная и совместная игра, наблюдение и коррекция детско-родительского взаимодействия.

    При работе с родителями используется метод беседы, информирование, ответы на вопросы и групповая дискуссия.

    С целью повышения эффективности программы семьям даются домашние задания на включение в работу отсутствующих на занятиях членов семьи, а так же для отработки знаний и навыков, полученных в процессе работы группы.

    Структура детско–родительских занятий включает в себя приветствие, разогрев, работу в детско-родительской паре, взаимодействие между семьями, коллективную игру и ритуал прощания.

    1. УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА

    В реализации проекта будут участвовать:

    • Семейные группы, сформированные на базе классов начальной и основной школы
    • Группа самоподдержки для родителей, выразивших желание принять участие в проекте

    2. Привлеченные партнеры

    • Музеи, театры, библиотеки, литературные кафе
    1. ОПИСАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ХОДЕ ПРОЕКТА

    I этап. Подготовительный.

    В рамках подготовительного этапа планируется:

    • Формирование семейных групп
    • Анкетирование: выявление, обсуждение и анализ запросов участников проекта
    • Организация взаимодействия с социальными партнерами (музеи театры, библиотеки, кафе)
    • Разработка программы занятий детско-родительских групп и родительской группы самоподдержки. Программы будут разработаны с учетом потребностей участников проекта и результатов анкетирования. Планируется провести 7 занятий в каждой детско – родительской группе, 4 занятия для группы родителей
    • Планирование выездных мероприятий. В течение года предусмотрено 4 выезда в музеи Санкт – Петербурга для семей – участников проекта. Посещение театров, концертных залов, кафе планируется по запросу семейных групп.
    • Размещение информации о начале проекта на сайте школы.

    II этап Основной

    В ходе основного этапа реализации проекта планируется провести:

    • 7 занятий для каждой детско – родительской группы (8 -15 чел.)

    3 занятия будут посвящены детско-родительским отношениям, осознанию индивидуальных особенностей друг друга, формированию навыков разрешения конфликтов, конструктивного взаимодействия внутри семьи и за ее пределами, созданию благоприятного эмоционального микроклимата в группе.

    2 занятия будут направлены на изучение и формирование семейных традиций, осознание и передачу межпоколенных ценностей

    2 занятия будут способствовать поиску внутренних ресурсов детей и родителей, формированию позитивных эмоциональных установок, мотивации к семейному творчеству, изучению различных форм проведения досуга и расширению круга общения, возникновению новых сфер совместной деятельности.

    Продолжительность каждого занятия 2 часа. Занятия будут проводиться 1 раз в месяц в течение 7 месяцев (с октября по апрель).

    Наименование разделов и тем

    Давайте знакомиться!

    2 часа

    Я и другие

    2 часа

    Аплодисменты

    2 часа

    Семейный альбом

    2 часа

    Старый сундук

    2 часа

    Страна Вообразилия

    2 часа

    Играем вместе

    2 часа

    Всего

    10 часов

    • 4 занятия для группы взрослых будут способствовать росту реабилитационного потенциала и повышению уровня психолого – педагогической и социальной компетентности родителей.

    Наименование разделов и тем

    Количество часов (практические занятия)

    Родом из детства

    2 часа

    Мир глазами моего ребенка

    2 часа

    Идеальные родители

    2 часа

    Открытый мир

    2 часа

    Всего

    8 часов

    • 4 выезда в музеи Санкт – Петербурга по выбору:

    С помощью средств музейной терапии происходит передача опыта человечества, накопленного во времени. В пространстве музея актуализируются базовые межпоколенные ценности, сохранение и передача которых является не только важнейшим условием развития общества, но и залогом сохранения ресурсного потенциала, стабильности семейных связей и гармонизации внутрисемейных отношений.

    III этап Заключительный

    • Проведение итогового мероприятия «Праздник семьи» в каждой группе. Выставки и презентации работ семей – участников группы.
    • Итоговое анкетирование семей по окончании проекта
    1. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

    Ожидаемый результат

    Индикаторы оценки результатов

    1.Проведение 7 занятий для детско – родительских групп предоставит семьям возможность в процессе совместного творчества укрепить внутрисемейные связи, расширить сферу общения, осознать особенности, потребности, интересы друг друга, получить ресурс для изменения своих поведенческих стратегий и сформировать базовые навыки конструктивного взаимодействия в ходе разрешения конфликтных ситуаций

    Группы семей будут с интересом посещать занятия и в ходе получения обратной связи в конце каждой встречи отмечать актуальность тематики. После окончания цикла занятий будет проведено повторное анкетирование.

    2. 4 занятия для группы взрослых позволят родителям повысить свой реабилитационный потенциал, осознать внутренние ресурсы, получить поддержку в результате межгруппового взаимодействия, освоить способы установления позитивного эмоционального контакта

    Отзывы участников группы о занятиях и анкетирование родителей позволят судить о качестве результатов

    3. 4 выездных мероприятия в музеи позволят укрепить внутрисемейные связи, расширить кругозор, сформировать целостное, социально ориентированное мировоззрение, а также будут способствовать изучению и сохранению семейных традиций, содействовать передаче межпоколенных ценностей.

    Отзывы от семей, полученные в ходе проведения культурно – досуговых мероприятий.

    Презентация деятельности «Семейного клуба» в течение года. Участники проекта и приглашенные семьи выразят желание встречаться и продолжать общение за рамками данного проекта

    1. ДАЛЬНЕЙШЕЕ РАЗВИТИЕ ПРОЕКТА

    Ожидаемые результаты: учатся самостоятельно разрешать кризисные ситуации, основываясь на уже выработанных принципах. По мере стабилизации и закрепления положительных достижений семейные группы, участвовавшие в проекте, станут источником помощи и будет участвовать в обмене опытом с другими семьями, являясь поддерживающей структурой.

    7. КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

    № п/п

    Наименование мероприятий

    Срок реализации проекта в месяцах

    сентябрь

    октябрь

    ноябрь

    декабрь

    январь

    февраль

    март

    апрель

    май

    Создание рабочей группы проекта

    ПОЛОЖЕНИЕ

    семейного Клуба для родителей детей с ограниченными возможностями здоровья «Семицветик»

    1.Общие положения

    1.1 Семейный Клуб для родителей детей с ограниченными возможностями здоровья «Семицветик» (далее - Клуб) организуется и осуществляет свою деятельность на базе государственного бюджетного учреждения Калужской области «Центр социальной помощи семье и детям «Чайка» (далее - Центр).

    1.2 Центр руководствуется в своей деятельности «Концепцией государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025г.», законами РФ №442 - ФЗ от 28.12.2013г. «Об основах социального обслуживания граждан Российской Федерации», №120 - ФЗ от 24.06.1999г.

    Порядок и условия оказания социальных услуг установлены в соответствии с положениями Федеральных законов «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», действующим уставом Центра и положением об отделении.

    1.3. Семейный Клуб родителей детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья осуществляет деятельность в соответствии с настоящим Положением.

    1.4. Деятельность Клуба направлена на оказание консультативной, правовой, психолого-педагогической помощи семьям воспитывающих детей - инвалидов и детей с ОВЗ.

    1.5. Деятельность Клуба основывается на принципах законности, доверия, уважения, конфиденциальности, соблюдения прав и законных интересов детей, и их родителей

    1.6. Работа Клуба осуществляется с привлечением различных специалистов в рамках межведомственного взаимодействия: педагогов, юристов, социальных работников, врачей, психологов.

    2. Цели и направления деятельности Клуба

    2.1. Цели работы Клуба: повышение педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания и развития, сохранения и укрепления здоровья детей с ОВЗ.

    Задачи:

    1. Оказание психологической и коррекционно - педагогической поддержки семьям в вопросах обучения и развития детей;

    2. Формирование родительских навыков воспитания ребенка, в том числе охраны его прав и здоровья, создание безопасной среды, успешной социализации;

    3. Повышение правовой компетентности родителей в вопросах государственных гарантий семьям, воспитывающим детей с ОВЗ и ознакомление с основами законодательства в сфере защиты прав детей.

    4. Просветительская работа по проблемам нарушений развития детей и их коррекция.

    5. Укрепление детско - родительских отношений.

    Социальная, правовая, психолого-медико-педагогическая поддержка;

    Организация досуга семей, воспитывающих детей с ОВЗ

    Реализация совместных творческих идей;

    3. Организация деятельности Родительского клуба « Семицветик»

    3.1. В клуб принимаются все родители, проявившие интерес к продуктивномусемейному воспитанию, обмену опытом в воспитательном процессе и разделяющие идеи Клуба.

    3.2. Заседания Клуба проходят ежеквартально.

    3.3. Ответственный за организацию работы Клуба является заведующий отделением реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями ГБУ КО ЦСПСД «Чайка».

    3.4. Организацией работы Клуба занимаются специалисты отделения реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями.

    3.4. План работы Клуба на год утверждается директором ГБУ КО ЦСПСД «Чайка».

    4. Содержание работы по разделам

    1. Законодательный раздел;

    2. Медицинский;

    3. Психолого-педагогический;

    4. Социальный;

    5. Досуговый.

    5. Формы работы

    · круглые столы;

    · лектории;

    · консультации для родителей;

    · тренинги детско-родительских отношений;

    · экскурсии;

    · мастер-классы;

    · творческие проекты;

    · совместные праздники.

    6. Документация клуба

    1. Положение о работе Клуба.

    2.План работы на год.

    3.Протокол заседания и методические материалы.

    7.Ожидаемый результат

    Привлечение родителей к сотрудничеству.

    Повышение уровня осведомленности о проблемах детей с ОВЗ и о правильном стиле воспитания в семье детей с ОВЗ.

    Информирование родителей об этапах психологического развития ребенка, и организации предметно - развивающего пространства для ребенка в семье.

    Повышение психолого - педагогических знаний и умений.

    Укрепление детско - родительских отношений.

    Создание атмосферы взаимопонимания, доверия между участниками клуба.

    План работы семейного Клуба для родителей детей с ограниченными возможностями здоровья «Семицветик»

    на 2017год.

    п/п

    Тема

    Дата

    Ответственный

    1

    Разработка и согласование положения и программы Клуба для родителей. Воспитывающих детей- инвалидов и детей с ОВЗ

    Январь 2017г.

    2.

    « Правильно ли говорит Ваш ребенок»

    март

    Зав. отделением реабилитации детей и подростков с ОВЗ

    3.

    Экскурсия по городу, возложение цветов к Вечному огню.

    (К Дню победы»)

    май

    4.

    « Настроение - самый лучший друг» (Поход в лес)

    июнь

    Зав. отделением реабилитации детей и подростков с ОВЗ

    5

    Мастер - класс «Мастерская деда Мороза»

    декабрь 2017

    Зав. отделением реабилитации детей и подростков с ОВЗ

    В план могут быть внесены дополнения и изменения с учетом заявок и предложений членов Клуба

    Разделы: Социальная педагогика

    Семья – это первый социальный институт в жизни ребенка. Именно здесь складываются его первые представления о человеческих ценностях, характере взаимоотношений между людьми, формируются нравственные качества, но не всегда семья оказывается в состоянии удовлетворить эти потребности ребенка. Это бывает в том случае, когда в семье рождается ребенок-инвалид.

    Рождение ребенка с нарушениями в развитии всегда является стрессом для семьи. Проблема воспитания и развития “особого” ребенка чаще всего становится причиной глубокой и продолжительной социальной дезадаптации всей семьи. Родители оказываются в сложной ситуации: они испытывают боль, горе, чувство вины за то, что родился такой ребенок, нередко впадают в отчаяние. Семья чаще всего отдаляется от друзей, знакомых, родственников. Часто семьи распадаются (70%), мама одна взваливает всю тяжесть воспитания больного ребенка на свои плечи.

    Психологи выделяют четыре фазы психологического состояния родителей, когда в семье появляется особый ребенок.

    1-я фаза – шок, растерянность, беспомощность, страх, возникновение чувства собственной неполноценности.

    2-я фаза – “неадекватное” отношение к дефекту ребенка, характеризующееся негативизмом и отрицанием поставленного диагноза, это является своеобразной защитной реакцией.

    3-я фаза – “частичное осознание дефекта ребенка”, сопровождаемое чувством “хронической печали”, депрессивное состояние, которое является следствием постоянной зависимости родителей от потребностей ребенка, отсутствием у него положительных изменений в развитии.

    4-я фаза – начало социально-психологической адаптации всех членов семьи, вызванного принятием дефекта, установлением адекватных отношений со специалистами и следование их рекомендациям.

    Семьи с такими детьми переживают страх, неуверенность, пессимистичные взгляды на будущее ребенка довольно долгое время. Чтобы выйти из длительной психотравмирующей ситуации, семье имеющей ребенка-инвалида, необходимо специальная помощь специалистов, поддержка родных, близких и окружающих. Включение семьи в поле взаимодействия с социумом – основной стабилизирующий фактор. Если ребенок обучается в школе, семья взаимодействует с педагогами, социальными работниками, психологом, детским коллективом в хотя бы небольшом размере. Если ребенок не обучается в школе – взаимодействие с социумом затруднено – обще известно отношение общества к детям с ограниченными возможностями здоровья. В лучшем случае это жалость, сострадание, в худшем – брезгливость, презрение.

    В нашем обществе инвалиду трудно войти в социум, а социуму трудно принять инвалида. Но вместе с тем развитие ребенка с ограниченными возможностями здоровья невозможно без наличия широких сознательных контактов, постоянного общения с различными людьми. Дети-инвалиды также нуждаются в общении, как и здоровые дети. Родители часто стараются оградить круг общения ребенка, опасаясь, что его отношения с обычными детьми не сложатся, что его будут обижать, что у него не получится найти общий язык. В будущем это может стать причиной, развития у него депрессивного состояния, так как окружающие его не понимают, избегают, а он не умеет и не знает, каким образом можно установить контакт, построить дружеские отношения.

    Единственным для многих детей (особенно не обучающихся) местом, где дети и их родители имеют возможность общаться, взаимодействовать – является в городе клуб “Радость”, целью которого и является социализация и адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья. Достижение этой цели во многом зависит от родителей. Поэтому одной из первых задач клуба явилась организация сотрудничества педагогов клуба с родителями.

    Работа с родителями нашего клуба зависит во многом от вида семьи, в которой воспитывается ребенок-инвалид. Условно мы разделяем семьи с такими детьми на следующие группы:

    1-я группа – семьи с ярко выраженным лидером в борьбе с заболеванием ребенка (чаще всего это мать).

    2-я группа – семьи с преобладающей гиперопекой своего особого ребенка;

    3-я группа – семьи с доминирующей гипоопекой такого ребенка;

    4-я группа – семьи, где ребенка воспитывает только одна мать.

    В семьях, относящихся к первой группе, роли как правило распределены не так, как в семьях, воспитывающих здоровых детей. Нередко формальным лидером становится мать. Она диктует ребенку стиль его поведения, решает за него все проблемы, в присутствии ребенка говорит от его имени, лишая его возможности высказать свое мнение. Ребенок-инвалид ограничен в свободе и социальной значимости. У него очень высока степень зависимости от семьи, ограничены навыки взаимодействия в социуме. Постоянное ощущение боли, тревога и чувство безысходности, исходящая от родителей, зачастую приводят к появлению тревоги и страха у детей (страха боли, чужих людей, больниц и т.д.). Родители полностью погружены в проблемы здоровья своего ребенка и обычная родительская ласка к малышу отходит на второй план. В результате у детей к страхам добавляется состояние тревожности. Родители не спрашивают у ребенка “Как ты малыш, что ты чувствуешь, что ты хочешь?” обычно родители четко знают, что надо делать, и не спрашивают ребенка, чего он хочет сам.

    Один из методов работы с такими семьями – создание межсемейных групп взаимопомощи. Основной смысл создания таких групп заключается в том, что они могут поменять социальные роли в семьях. Лидером межсемейной группы может стать только один человек, как правило, авторитетный, мудрый, с определенным жизненным опытом. Другим родителям, которые привыкли быть лидерами в семье, приходится если не подчиняться, то хотя бы прислушиваться к мнению других отцов и матерей. К тому же, дети и подростки в таких межсемейных группах играют значительно более весомые роли, чем в своих семьях, так как для членов других семей они являются социально значимыми партнерами и их возможности не преуменьшаются. Объединение семей в группы совершается ненавязчивым способом, под каким-либо предлогом. Мы советуем одной семье обратиться к другой, у которой есть нужная информация или опыт. Наиболее распространенные группы взаимопомощи по признакам близости проживания (группы соседи). Зачастую мамы лидеры, борющиеся с заболеванием своего ребенка, пересматривают свои позиции по отношению к ребенку, начинают его ценить таким, каков он есть.

    Есть семьи, их около 80%, где преобладает потворствующая гиперопека. Ребенок является единственной целью жизни родителей, естественно центральной фигурой в семье. Ему уделяется чрезмерное внимание, родители стремятся выполнить все его желания, ограждают ребенка от насмешек, обидных высказываний других людей. Иначе говоря, родители воздвигают вокруг него некий забор, отгораживающий его от действительности. Они часто поддерживают детские качества в ребенке, когда он уже повзрослел. Такой ребенок становится малоинициативным, эгоцентричным. В коллективе эти дети не умеют соотносить свои желания с интересами других людей. Предложение применить самому доступные навыки самообслуживания вызывают у них раздражение и чувство оскорбления. Для работы с такими семьями используем метод приобщения родителей к культурно-досуговой деятельности клуба. Его задача – создание установки: клуб представляет большую семью, где все имеют определенные права и обязанности. Родители участвуют в многочисленных праздничных массовых мероприятиях наравне с детьми. Проведение массовых мероприятий сопровождается неоднократными репетициями. А репетиции – социальное поле, дающее возможность высказывать свое мнение каждому, что-то менять, предлагать, что-то мастерить. Каждый может взять на себя роль артиста, мастера, режиссера, то есть каждый должен что-то уметь делать, уметь взаимодействовать с другими. Перекрестные взаимодействия родителей с не своими детьми обеспечивают более высокую социальную значимость этих детей, так как другой ребенок воспринимается как равный партнер, а не центральной фигурой.

    Есть семьи, в которых недостаточно внимание к ребенку с ограниченными возможностями здоровья. Это приводит к полному или частичному отвержению ребенка, неприятию его личности родителями. В таких семьях ребенок воспринимает себя как страдающего и нуждающегося в участии. У таких детей нет возможности осознать свою болезнь, нет четкой концепции здоровья, так как информацию о своем состоянии ребенок может получить только от родителей. От родителей же зависит, какая установка формируется у ребенка – либо воля к выздоровлению, либо уход в болезнь и фиксация на своих дефектах. Работе педагогов с такими семьями заключается в том, чтобы помочь ребенку реализовать свои способности, задатки с привлечением к этому процессу родителей, что позволяет родителям пересмотреть свое отношение к ребенку, не как к обузе, балласту, а увидеть в нем человека способного и желающего что-то делать, творить.

    Семей, где ребенка воспитывает одна мать, много – около 70%. Распад (зачастую по причине рождения больного ребенка) меняет привычный уклад семьи, что осложняет процесс воспитания ребенка. Ухудшается материальное положение, перестраиваются социальные связи, обедняется социальное окружение ребенка. Кроме того мать-одиночка испытывает социальную дискриминацию, которая проявляется в прямом осуждении, скрытом пренебрежении окружающих, их стремлении отнести детей матери-одиночки к обездоленным, заведомо трудным. Материнские социальные проблемы, каждодневные заботы о больном ребенке – причины душевных переживаний одинокой матери, сопряженные с неустойчивостью настроения, повышенной раздражительностью. Она может наказать ребенка, накричать на него из-за пустяков. Ее гневная реакция на пустяки часто провоцирует ответную агрессию ребенка, а у него и так достаточно причин для огорчений в виду своей неполноценности. Чем же клуб может помочь такой семье? Прежде всего – это обеспечение социального окружения. Ведь в клубе постоянно присутствуют педагоги, родители других детей. Многие из этих родителей грамотные, интеллигентные, находятся в такой же ситуации, но чувствуют себя вполне самодостаточно, а дети спокойно. Участие в различных мероприятиях клуба, смена деятельности позволяют мамам и их детям снять психоэмоциональное напряжение, поднять настроение. Тренинговые занятия для мам позволяют изучить навыки саморегуляции, справляться со стрессами и агрессией.

    К работе с семьей имеющей больного ребенка, независимо от ее особенностей, следует подходить с гуманистических позиций, ориентировать родителей на опережающую подготовку к жизни, вырабатывать у них умения мыслить категориями будущего, формировать позитивные перспективы его развития. Наиболее эффективная модель взаимодействия семьи и педагогов клуба – сотрудничество, партнерство, что невозможно без установления доверительных и доброжелательных взаимоотношений. Установление таких отношений предусматривает некую поэтапность.

    Первый этап – изучение проблем ресурсов семьи, ее стрессовый фактор, понимание, какая помощь необходима родителям – важная составляющая работы. Для того, чтобы этот процесс не превращался в допрос, разработана социально-психологическая карта семьи, которая заполняется родителями совместно с руководителем куба. Само заполнение этой карты уже несет в себе психотерапевтический эффект, так как помогает родителям более конкретно осознать проблемы ребенка и семьи, понять насколько гармонично семья включена в социум, как для родителей, так и для ребенка.

    Второй этап – установление между педагогами клуба и родителями доброжелательных межличностных отношений с установкой на будущее деловое сотрудничество. Необходимо заинтересовать родителей той работой, которую предполагается с ними проводить, сформировать у них положительный образ ребенка.

    Третий этап – формирование у родителей более полного образа своего ребенка и правильного его восприятия посредством сообщения им знаний, которые невозможно получить в семье и которые оказываются неожиданными и интересными для них. Это может быть информация о некоторых особенностях общения ребенка со сверстниками, его отношении к труду, достижениях в продуктивных, видах, деятельности.

    Четвертый этап – совместное со взрослыми исследование и формирование личности рёбенка. На данном этапе планируется конкретное содержание работы, выбираются формы сотрудничества.

    Сотрудничество с семьёй требует от педагогов обязательного выполнения правил, необходимых для оптимального педагогического общения, для завоевания авторитета в общении:

    • обращение к родителям своих воспитанников только по имени;
    • проявление искреннего интереса к ним;
    • умение выслушать;
    • проявление доброжелательности, улыбка в общении с ними;
    • беседы о том, что интересует родителей и что они ценят выше всего;
    • умение дать почувствовать родителям их значительность, проявление уважения к их мнению.

    Гуманизации и демократизации взаимоотношений педагогов с родителями, на наш взгляд, способствуют многие факторы, как, например:

    • индивидуальные именные приглашения, сделанные совместно с детьми, на родительские собрания вместо обезличенных объявлений о предстоящем мероприятии;
    • организация в клубе уголка для родителей, где они могут познакомиться с детской литературой, работами детей, игрушками, дидактическим материалом, который можно на время взять домой.

    Мы отказались от формального общения, монолога в пользу диалога с родителями и отдаем приоритет таким формам работы, как “круглый стол”, вечера вопросов и ответов, совместные со взрослыми праздники и развлечения, дискуссии, выставки совместных работ родителей и детей, тренинговые занятия, помогающие родителям ориентироваться в различных ситуациях, анализировать их, находить оптимальные решения. Важную роль в установлении взаимоотношений с родителями играют также индивидуальные формы работы с ними. Слово, подкрепленное наглядностью, в качестве которой могут выступать беседы с детьми, записанные на магнитофон, видеофрагменты организации различных видов деятельности, режимных моментов, включение родителей в ролевые педагогические игры или тренинговые упражнения, фотографии детей, выставки их работ, микровыступления родителей, участие их в работе кружков, проведении игр, занятий и экскурсий с детьми – одно из эффективнейших средств воздействия на семью.

    Завершаем занятие с мамами и папами на пике их интереса, “поставив не точку, а запятую в дискуссии” и предоставив им возможность самим далее поразмышлять.

    Готовясь к сотрудничеству с семьей, четко продумываем формы и
    методы работы и обеспечиваем их соответствие поставленным задачам, особенностям партнеров по взаимодействию. Это необходимо для того, чтобы вовлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс, пробудить их интерес к жизни детей в клубе, активизировать участие в различных мероприятиях.

    Все формы работы подразделяются на индивидуальные, коллективные и
    наглядно-информационные.

    Индивидуальные формы работы с родителями

    Одной из важнейших форм взаимодействия семьи и клуба является индивидуальная работа с каждым родителем. Преимущество такой формы состоит в том, что через изучение специфики семьи, беседы с родителями (с каждым в отдельности), наблюдение за общением родителей с детьми как в клубе, так и дома мы намечаем конкретные пути совместного воздействия на ребенка.

    В самом начале очень важно изучение семейной микросреды. Для этого проводим диагностико-аналитическую работу со взрослыми. Наиболее распространенный метод диагностики – это анкетирование. Оно позволяет выявить общий план семьи, возраст родителей, образовательный уровень, характер взаимоотношений ребенка с родителями, уровень воспитательного потенциала родителей, сведения о ребенке, характер заболевания ребенка. Однако анкета не дает возможности в полном объеме узнать индивидуальные особенности ребенка, организацию его жизни в семье. Поэтому следующим важным звеном в индивидуальной работе является посещение семьи. Основная цель визита – познакомиться с ребенком и его близкими в привычной для него обстановке. В игре с ребенком, разговоре с родителями можно узнать много нужной информации о малыше, его пристрастиях и интересах, любимых играх и игрушках, здоровье, привычках, умениях и навыках в различных формах деятельности. Посещение, с одной стороны, приносит пользу родителям – они получают представление о том, как воспитатель общается с ребенком, и, с другой стороны, позволяет педагогу познакомиться с условиями, в которых живет ребенок, с общей атмосферой в доме. Кроме того, такая форма работы дает возможность общаться не только с матерью, отцом, самим ребенком, но и с другими членами семьи, которые принимают участие в его воспитании.

    Организуя посещение семьи, необходимо соблюдаем некоторые условия:

    • тактичность по отношению к чувствам родителей;
    • объясняем, что вы приходим в семью для того, чтобы ребенок мог поближе
      узнать педагога в знакомой для него обстановке;
    • составляем для себя памятку по организации домашних визитов и стараемся ее выполнять.

    Беседа педагогов с родителями – наиболее доступная форма установления связи педагога с семьей, его систематического общения с отцом и матерью, другими членам семьи. Цель беседы – обмен мнениями по тому или иному вопросу воспитания и достижение единой точки зрения по этим вопросам, оказание родителям своевременной помощи. Материал для бесед педагогу дают наблюдения за ребенком: выполнение им правил поведения в коллективе; отношение к детям, взрослым и их требованиям; отношение к деятельности. Беседы могут возникать по инициативе родителей и педагогов.

    Живой характер беседы, доброжелательность, дружеский тон, умение педагога проявить сочувствие, терпимое отношение к некоторым ошибочным представлениям и убеждениям родителей вызовут у них желание откровенно делиться впечатлениями, рассказывать о поведении ребенка.

    Одной из форм индивидуальной дифференцированной работы с родителями являются консультации. Они помогают, с одной стороны, ближе узнать жизнь семьи и оказать помощь там, где она больше всего нужна, с другой – побуждают родителей серьезно присматриваться к своим детям, выявлять черты их характера, задумываться над тем, какими путями их лучше воспитывать. Давая консультации, педагог отвечает на вопросы родителей, стремится дать им квалифицированный совет. Тематика консультаций разнообразна. Она определяется потребностями взрослых (какие вопросы они задают, какие трудности испытывают), наблюдениями за поведением детей в клубе, за взаимоотношением родителей и детей, актуальностью некоторых вопросов на данном этапе.

    Коллективные формы работы с родителями

    Групповые родительские собрания – это действенная форма работы педагогов с коллективом родителей, организованного для ознакомления их с задачами, содержанием и методами воспитания детей определенного возраста в условиях клуба и семьи. Практика показывает, что если педагоги творчески готовятся к собранию, активно привлекают к участию в нем родителей, приводят примеры организации жизни и деятельности детей в семьях, то оно проходит живо, интересно, результативно.

    Повышает активность родителей на собраниях участие детей. Это может быть проведение какого-либо развлечения, драматизация сказки, показ художественной самодеятельности.

    Если собрания проводятся в удобное для роли гелей время и организованы интересно, то его участники получают не только пользу, но и удовольствие от общения друг с другом.

    Одной из форм повышения педагогической культуры родителей является родительская конференция. Ценность ее в том, что в ней участвуют не только родители, но и общественность. Темы могут обсуждаться самые разные: моральное воспитание ребенка, подготовка к школе, ответственность родителей за воспитание своих детей и т.д. На конференциях выступают педагоги, работники отдела социальной защиты, учителя, члены врачебной квалификационной комиссии, психологи. Происходит обмен опытом семейного воспитания, организуются выставки рисунков, поделок родителей и детей, совместные концерты художественной самодеятельности.

    Дни открытых дверей – это возможность для родителей присутствовать на любом занятии, прогулке, принимать участие в разных мероприятиях клуба.

    Родительские тренинги (тренинговые игровые упражнения и задания) помогают выработать оценку разным способам воздействия на ребенка, выбрать более удачные формы обращения к нему и общения с ним, заменять нежелательные конструктивными. Родитель, вовлекаемый в игровой тренинг, начинает позитивное общение с ребенком, постигает новые истины.

    Кроме того, мы большое внимание уделяем наглядно-информационным формам работы с родителями. Прежде всего, это уголки для родителей с различной информацией:

    • выставки детских работ по определенной тематике;
    • информационные листы, которые могут содержать: объявления о собраниях, событиях; просьбы о помощи; информацию о событиях в клубе; рекомендации по воспитанию детей; благодарности добровольным помощникам,
    • памятки для родителей.

    Работа с семьей – одно из важных и актуальных направлений нашей деятельности. Она помогает нам решать цели и задачи социализации и адаптации детей в клубе и обществе. Взаимодействуя с педагогами клуба, родители пополняют свои психолого-педагогические знания, меняют свои взгляды на воспитание детей, гармонизируют их душевное состояние. Опыт работы показывает, что у многих родителей появились довольно оптимистические взгляды на жизнь, сменились пессимистические установки, связанные с заболеванием ребенка на жизнеутверждающие.

    Список литературы

    1. Асвобудинова P.M. Система работы педагогического коллектива Дворца творчества юных с детьми с ограниченными возможностями здоровья, Дополнительное образование, Златоуст, 2002, № 12.
    2. Бойков Д.И., Бойнова С.АВ., Граш Н.Е. Обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями. – М.: Новый учебник, 2003. – 176 с.
    3. Лунина Е.И. Настольная книга классного руководителя 5-8 кл. – Ростов н/Д., Феникс. 2002.
    4. Яровая Л.И., Жиренко О.Е . Внеклассные мероприятия. – М.: Вако, 2004.
Поделиться