презентация к уроку по биологии на тему. Биографии ученых биологов













8 марта 1865 года Мендель доложил результаты своих опытов брюннскому Обществу естествоиспытателей, которое в конце следующего года опубликовало конспект его доклада под названием «Опыты над растительными гибридами». Но работа на вызвала интерес у современников.


Мендель предпринимал ряд попыток подтвердить открытие своих законов на других биологических видах. Он провёл серию опытов по скрещиванию разновидностей ястребинки, затем - пчёл. В обоих случаях его ждало трагическое разочарование. Великий учёный сам разуверился в том, что совершил открытие.



Начиная с 1900года, после практически одновременной публикации статей трёх учёных- генетика Г. де Фриза (Голландия), ботаника К.Корренса (Германия), генетика Э.Чермака (Австрия),независимо подтвердивших данные Менделя собственными опытами, произошёл мгновенный взрыв признания его работы. Было установлено, что законы Менделя имеют всеобщий характер и справедливы для аллельных генов, расположенных в разных гомологичных хромосомах.


Создал научные принципы описания и исследования гибридов и их потомства. Разработал и применил алгебраическую систему символов и обозначений признаков. Сформулировал два основных принципа, или закона наследования признаков в ряду поколений, позволяющие делать предсказания.


Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:
Презентация на тему: Грегор Иоганн Мендель Работу выполнилА: гончаренко анна (1822-1884)Грегор Иоганн Мендель - австрийский биолог и ботаник, монах-августинец, аббат. Основоположник учения о наследственности, позже названного по его имени менделизмом.
Родился Иоганн Мендель 20 июля 1882 года в небольшом селе Хейнцендорф Австрийской империи в семье крестьян. Увлечение биологией в своей биографии Мендель проявил рано. Два года он посещал институт Ольмюца, после этого стал монахом в Августинском монастыре Святого Фомы.Затем с 1844 по 1848 год он учился в богословском институте в Брюнне. Но глубокие знания во многих областях Мендель получил благодаря самообразованию. Недолгое время преподавал, после чего отправился обучаться в Венский университет. Именно там Грегор Мендель в своей биографии много времени посвящал изучению гибридных потомков растений. Долгие годы (1856 - 1863) ставил опыты на горохе, а в результате сформулировал законы наследования («законы Менделя»).
Опыты по скрещиванию разных сортов гороха Мендель проводил в течение восьми лет, начиная с 1854 года. 8 февраля 1865 года Г. Мендель выступил на заседании Брюннского общества естествоиспытателей с докладом «Опыты над растительными гибридами», где были обобщены результаты его работы.Опыты Менделя были тщательно продуманы. Если его предшественники пытались изучить закономерности наследования сразу многих признаков, то Мендель свои исследования начал с изучения наследования всего лишь одной пары альтернативных признаков.
rr Мендель взял сорта гороха с желтыми и зелеными семенами и произвел их искусственное перекрестное опыление: у одного сорта удалил тычинки и опылил их пыльцой другого сорта. Гибриды первого поколения имели желтые семена. Аналогичная картина наблюдалась и при скрещиваниях, в которых изучалось наследование других признаков: при скрещивании растений, имеющих гладкую и морщинистую формы семян, все семена полученных гибридов были гладкими, от скрещивания красноцветковых растений с белоцветковыми все полученные - красноцветковые. Мендель пришёл к выводу, что у гибридов первого поколения из каждой пары альтернативных признаков проявляется только один, а второй как бы исчезает. Проявляющийся у гибридов первого поколения признак Мендель назвал доминантным, а подавляемый - рецессивным.
Р♀AAжелтые×♂аазелёныеТипы гамет А а F1Aажёлтые100%Генетическая схема закона единообразия Менделя(А - жёлтый цвет горошин, а - зелёный цвет горошин)

Мендель сделал открытие чрезвычайной важности, и сам сначала был, по-видимому, в этом убеждён. Но потом он предпринял ряд попыток подтвердить это открытие на других биологических видах, и с этой целью провёл серию опытов по скрещиванию разновидностей ястребинки - растения семейства Астровые, затем - по скрещиванию разновидностей пчёл. В обоих случаях его ждало трагическое разочарование: результаты, полученные им на горохе, на других видах не подтверждались. Причина была в том, что механизмы оплодотворения и ястребинки, и пчёл, имели особенности, о которых в то время науке ещё не было известно (размножение при помощи партеногенеза), а методами скрещивания, которыми пользовался Мендель в своих опытах, эти особенности не учитывались. В конце концов, великий учёный сам разуверился в том, что совершил открытие.
В 1868 году Мендель был избран аббатом Старобрненского монастыря и больше биологическими исследованиями не занимался. Только в начале XX века, с развитием представлений о генах, была осознана вся важность сделанных им выводов (после того, как ряд других учёных, независимо друг от друга, заново открыли уже выведенные Менделем законы наследования).
Основоположником науки о наследственности - генетики по праву считается австро-венгерский ученый Грегор Мендель. Работа исследователя, «переоткрытая» только в 1900 году, принесла посмертную славу Менделю и послужила началом новой науки, которую несколько позже назвали генетикой. До конца семидесятых годов XX века генетика в основном двигалась по пути, проложенному Менделем, и только когда учёные научились читать последовательность нуклеиновых оснований в молекулах ДНК, наследственность стали изучать не с помощью анализа результатов гибридизации, а опираясь на физико-химические методы.
Умер Грегор Мендель 6 января 1884 года, настоятелем того монастыря, где вел свои опыты с горохом. Не замеченный современниками, Мендель, тем не менее, нисколько не поколебался в своей правоте. Он говорил:«Мое время еще придет». Эти слова начертаны на его памятнике, установленном перед монастырским садиком, где он ставил свои опыты.

Мендель Грегор Иоганн

Австрийский священник и ботаник Грегор Иоганн Мендель заложил основы такой науки, как генетика. Он математически вывел законы генетики, которые называются сейчас его именем.

Иоганн Мендель родился 22 июля 1822 года в Хайзендорфе, Австрия. Ещё в детстве он начал проявлять интерес к изучению растений и окружающей среды. После двух лет учебы в Институте Философии в Ольмютце Мендель решил уйти в монастырь в Брюнне. Это произошло в 1843 году. При обряде пострижения в монахи ему было дано имя Грегор. Уже в 1847 году он стал священником.

Жизнь священнослужителя состоит не только из молитв. Мендель успевал много времени посвящать учебе и науке. В 1850 году он решил сдать экзамены на диплом учителя, однако провалился, получив «два» по биологии и геологии. 1851-1853 годы Мендель провел в Университете Вены, где изучал физику, химию, зоологию, ботанику и математику. По возвращении в Брюнн отец Грегор начал все-таки преподавать в школе, хотя так никогда и не сдал экзамен на диплом учителя. В 1868 году Иоганн Мендель стал аббатом.

Свои эксперименты, которые, в конце концов, привели к сенсационному открытию законов генетики, Мендель проводил в своем маленьком приходском саду с 1856 года. Надо отметить, что окружение святого отца способствовало научным изысканиям. Дело в том, что некоторые его друзья имели очень хорошее образование в области естествознания. Они часто посещали различные научные семинары, в которых участвовал и Мендель. Кроме того, монастырь имел весьма богатую библиотеку, завсегдатаем которой был, естественно, Мендель. Его очень воодушевила книга Дарвина «Происхождение видов», но доподлинно известно, что опыты Менделя начались задолго до публикации этой работы.

8 февраля и 8 марта 1865 году Грегор (Иоганн) Мендель выступал на заседаниях Общества Естествознания в Брюнне, где рассказал о своих необычных открытиях в неизвестной пока области (которая позже станет называться генетикой). Опыты Грегор Мендель ставил на простых горошинах, однако, позже спектр объектов эксперимента был значительно расширен. В результате, Мендель пришел к выводу, что различные свойства конкретного растения или животного появляются не просто из воздуха, а зависят от «родителей». Информация об этих наследственных свойствах передается через гены (термин, введенный Менделем, от которого произошел термин «генетика»). Уже в 1866 году вышла книга Менделя «Versuche uber Pflanzenhybriden» («Эксперименты с растительными гибридами»). Однако современники не оценили революционность открытий скромного священника из Брюнна.

Научные изыскания Менделя не отвлекали его от повседневных обязанностей. В 1868 году он стал аббатом, наставником целого монастыря. В этой должности он отлично отстаивал интересы церкви в целом и монастыря Брюнна, в частности. Ему хорошо удавалось избегать конфликтов с властями и уходить от избыточного налогообложения. Его очень любили прихожане и ученики, молодые монахи.

6 января 1884 года отца Грегора (Иоганна Менделя) не стало. Он похоронен в родном Брюнне. Слава как ученого пришла к Менделю уже после смерти, когда подобные его экспериментам опыты в 1900 году были независимо проведены тремя европейскими ботаниками, которые пришли к аналогичным с Менделем результатам.

Грегор Мендель- учитель или монах?

Судьба Менделя после Богословского института уже устроена. Рукоположенный в священники двадцатисемилетний каноник получил превосходный приход в Старом Брюнне. Он уже целый год готовится сдавать экзамены на степень доктора богословия, когда в его жизни происходят серьезные изменения. Георг Мендель решает довольно резко изменить свою судьбу и отказывается от несения религиозной службы. Он хотел бы изучать природу и ради этой своей страсти решает занять место в Цнаймской гимназии, где к этому времени открывается 7 класс. Он испрашивает место “супплента-профессора”.

В России “профессор”- звание чисто университетское, а в Австрии и Германии так величали даже наставника первоклашек. Гимназический суплент - это скорее, можно перевести как “заурядный учитель”, “помощник учителя”. Это мог быть человек, прекрасно владеющий предметом, но так как он не имел диплома, принимали его на работу скорее временно.

Сохранился и документ, поясняющий столь необычное решение пастора Менделя. Это официальное письмо епископу графу Шафготчу от настоятеля монастыря Святого Томаша прелата Наппа.” Ваше Милостивое Епископское Преосвященство! Высокий Императорско-Королевский Земельный Президиум декретом от 28 сентября 1849 года за № Z 35338 почел за благо назначить каноника Грегора Менделя супплентом в Цнаймскую гимназию. “… Оный каноник образ жизни имеет богобоязненный, воздержанием и добродетельным поведением, его сану полностью соответствующим, сочетающимся с большой преданностью наукам… К попечению же о душах мирян он, однако, пригоден несколько менее, ибо стоит ему очутиться у одра больного, как от вида страданий он бывает, охватываем непреодолимым смятением и сам от сего становится опасно больным, что и побуждает меня сложить с него обязанности духовника “.

Итак, осенью 1849 года каноник и супплент Мендель прибывает в Цнайм, дабы приступить к новым обязанностям. Мендель получает на 40 процентов меньше своих коллег, имевших дипломы. Он пользуется уважением у своих коллег, его любят ученики. Однако преподает он в гимназии не предметы естественнонаучного цикла, а классическую литературу, древние языки и математику. Нужен диплом. Это позволит преподавать ботанику и физику, минералогию и естественную историю. К диплому было 2 пути. Один - окончить университет, другой путь - более краткий - сдать в Вене перед специальной комиссией императорского министерства культов и просвещения экзамены на право преподавать такие-то предметы в таких-то классах.

Законы Менделя

Цитологические основы законов Менделя базируются на:

Парности хромосом (парности генов, обусловливающих возможность развития какого-либо признака)

Особенностях мейоза (процессах, происходящих в мейозе, которые обеспечивают независимое расхождение хромосом с находящимися на них генами к разным плюсам клетки, а затем и в разные гаметы)

Особенностях процесса оплодотворения (случайного комбинирования хромосом, несущих по одному гену из каждой аллельной пары)

Научный метод Менделя

Основные закономерности передачи наследственных признаков от родителей к потомкам были установлены Г. Менделем во второй половине XIX в. Он скрещивал растения гороха, различающиеся по отдельным признакам, и на основе полученных результатов обосновал идею о существовании наследственных задатков, ответственных за проявление признаков. В своих работах Мендель применил метод гибридологического анализа, ставший универсальным в изучении закономерностей наследования признаков у растений, животных и человека.

В отличие от своих предшественников, пытавшихся проследить наследование многих признаков организма в совокупности, Мендель исследовал это сложное явление аналитически. Он наблюдал наследование всего лишь одной пары или небольшого числа альтернативных (взаимоисключающих) пар признаков у сортов садового гороха, а именно: белые и красные цветки; низкий и высокий рост; желтые и зеленые, гладкие и морщинистые семена гороха и т. п. Такие контрастные признаки называются аллелями, а термин “аллель” и “ген” употребляют как синонимы.

Для скрещиваний Мендель использовал чистые линии, т. е. потомство одного самоопыляющегося растения, в котором сохраняется сходная совокупность генов. Каждая из этих линий не давала расщепления признаков. Существенным в методике гибридологического анализа было и то, что Мендель впервые точно подсчитал число потомков - гибридов с разными признаками, т. е. математически обработал полученные результаты и ввел для записи различных вариантов скрещивания принятую в математике символику: А, В, С, D и т. д. Этими буквами он обозначал соответствующие наследственные факторы.

В современной генетике приняты следующие условные обозначения при скрещивании: родительские формы - Р; полученные от скрещивания гибриды первого поколения - F1; гибриды второго поколения - F2, третьего - F3 и т. д. Само скрещивание двух особей обозначают знаком х (например: АА х aа).

Из множества разнообразных признаков скрещиваемых растений гороха в первом опыте Мендель учитывал наследование лишь одной пары: желтые и зеленые семена, красные и белые цветки и т. д. Такое скрещивание называется моногибридным. Если прослеживают наследование двух пар признаков, например желтые гладкие семена гороха одного сорта и зеленые морщинистые другого, то скрещивание называют дигибридным. Если же учитывают три и большее число пар признаков, скрещивание называют полигибридным.

Закономерности наследования признаков

Аллели - обозначают буквами латинского алфавита, при этом одни признаки Мендель назвал доминирующими (преобладающими) и обозначил их заглавными буквами - А, В, С и т. д., другие - рецессивными (уступающими, подавляемыми), которые обозначил строчными буквами - а, в, с и т. д. Поскольку каждая хромосома (носитель аллелей или генов) содержит лишь одну из двух аллелей, а гомологичные хромосомы всегда парные (одна отцовская, другая материнская), в диплоидных клетках всегда есть пара аллелей: АА, аа, Аа, ВВ, bb. Bb и т. д. Особи и их клетки, имеющие в своих гомологичных хромосомах пару одинаковых аллелей (АА или аа), называются гомозиготными. Они могут образовывать только один тип половых клеток: либо гаметы с аллелью А, либо гаметы с аллелью а. Особи, у которых в гомологичных хромосомах их клеток имеются и доминантный, и рецессивный гены Аа, называются гетерозиготными; при созревании половых клеток они образуют гаметы двух типов: гаметы с аллелем А и гаметы с аллелем а. У гетерозиготных организмов доминантная аллель А, проявляющаяся фенотипически, находится в одной хромосоме, а рецессивная аллель а, подавляемая доминантом, - в соответствующем участке (локусе) другой гомологичной хромосомы. В случае гомозиготности каждая из пары аллелей отражает либо доминантное (АА), либо рецессивное (аа) состояние генов, которые в обоих случаях проявят свое действие. Понятие о доминантных и рецессивных наследственных факторах, впервые примененное Менделем, прочно утвердилось в современной генетике. Позже были введены понятия генотип и фенотип. Генотип - совокупность всех генов, которые имеются у данного организма. Фенотип - совокупность всех признаков и свойств организма, которые выявляются в процессе индивидуального развития выданных условиях. Понятие фенотип распространяется на любые признаки организма: особенности внешнего строения, физиологических процессов, поведения и т. д. Фенотипическое проявление признаков всегда реализуется на основе взаимодействия генотипа с комплексом факторов внутренней и внешней среды.

Три закона Менделя

Г. Мендель сформулировал на основе анализа результатов моногибридного скрещивания и назвал их правилами (позже они стали называться законами). Как оказалось, при скрещивании растений двух чистых линий гороха с желтыми и зелеными семенами в первом поколении (F1) все гибридные семена имели желтый цвет. Следовательно, признак желтой окраски семян был доминирующим. В буквенном выражении это записывается так: Р АА х аа; все гаметы одного родителя А, А, другого - а, а, возможное сочетание этих гамет в зиготах равно четырем: Аа, Аа, Аа, Аа, т. е. у всех гибридов F1 наблюдается полное преобладание одного признака над другим - все семена при этом желтого цвета. Аналогичные результаты получены Менделем и при анализе наследования других шести пар изученных признаков. Исходя из этого, Мендель сформулировал правило доминирования, или первый закон: при моногибридном скрещивании все потомство в первом поколении характеризуется единообразием по фенотипу и генотипу - цвет семян желтый, сочетание аллелей у всех гибридов Аа. Эта закономерность подтверждается и для тех случаев, когда нет полного доминирования: например, при скрещивании растения ночной красавицы, имеющего красные цветки (АА), с растением, имеющим белые цветки (аа), у всех гибридов fi (Аа) цветки оказываются не красными, а розовыми - их окраска имеет промежуточный цвет, но единообразие полностью сохраняется. После работ Менделя промежуточный характер наследования у гибридов F1 был выявлен не только у растений, но и у животных, поэтому закон доминирования-первый закон Менделя-принято называть также законом единообразия гибридов первого поколения. Из семян, полученных от гибридов F1, Мендель выращивал растения, которые либо скрещивал между собой, либо давал им возможность самоопыляться. Среди потомков F2, выявилось расщепление: во втором поколении оказались как желтые, так и зеленые семена. Всего Мендель получил в своих опытах 6022 желтых и 2001 зеленых семян, их численное соотношение примерно 3:1. Такие же численные соотношения были получены и по другим шести парам изученных Менделем признаков растений гороха. В итоге второй закон Менделя формулируется так: при скрещивании гибридов первого поколения их потомство дает расщепление в соотношении 3:1 при полном доминировании и в соотношении 1:2:1 при промежуточном наследовании (неполное доминирование). Схема этого, опыта в буквенном выражении выглядит так: Р Аа х Аа, их гаметы А и я, возможное сочетание гамет равно четырем: АА, 2Аа, аа, т. е. 75% всех семян в F2 имея один или два доминантных аллеля, обладали желтой окраской и 25 % - зеленой. Факт появления в рецессивных признаков (оба аллеля у них рецессивны-аа) свидетельствует о том, что эти признаки, так же как контролирующие их гены, не исчезают, не смешиваются с доминантными признаками в гибридном организма, их активность подавлена действием доминантных генов. Если же в организме присутствуют оба рецессивных по данному признаку гена, то их действие не подавляется, и они проявляют себя в фенотипе. Генотип гибридов в F2 имеет соотношение 1:2:1.

При последующих скрещиваниях потомство F2 ведет себя по-разному: 1) из 75% растений с доминантными признаками (с генотипами АА и Аа) 50% гетерозиготны (Аа) и поэтому в Fз они дадут расщепление 3:1, 2) 25% растений гомозиготны по доминантному признаку (АА) и при самоопылении в Fз не дают расщепления; 3) 25% семян гомозиготны по рецессивному признаку (аа), имеют зеленую окраску и при самоопылении в F3 не дают расщепления признаков.

Для объяснения существа явлений единообразия гибридов первого поколения и расщепления признаков у гибридов второго поколения Мендель выдвинул гипотезу чистоты гамет: всякий гетерозиготный гибрид (Аа, Bb и т. д.) формирует “чистые” гаметы, несущие только одну аллель: либо А, либо а, что впоследствии полностью подтвердилось и в цитологических исследованиях. Как известно, при созревании половых клеток у гетерозигот гомологичные хромосомы окажутся в разных гаметах и, следовательно, в гаметах будет по одному гену из каждой пары.

Анализирующее скрещивание используется для выяснения гетерозиготности гибрида по той или иной паре признаков. При этом гибрид первого поколения скрещивается с родителем, гомозиготным по рецессивному гену (аа). Такое скрещивание необходимо потому, что в большинстве случаев гомозиготные особи (АА) фенотипически не отличаются от гетерозиготных (Аа) (семена гороха от АА и Аа имеют желтый цвет). Между тем в практике выведения новых пород животных и сортов растений гетерозиготные особи в качестве исходных не годятся, так как при скрещивании их потомство даст расщепление. Необходимы только гомозиготные особи. Схему анализирующего скрещивания в буквенном выражении можно показать двумя вариантами:

гибридная особь гетерозиготная (Аа), фенотипически неотличимая от гомозиготной, скрещивается с гомозиготной рецессивной особью (аа): Р Аа х аа: их гаметы - А, а и а, а, распределение в F1: Аа, Аа, аа, аа, т. е. в потомстве наблюдается расщепление 2:2 или 1:1, подтверждающее гетерозиготность испытуемой особи;

гибридная особь гомозиготна по доминантным признакам (АА): Р АА х аа; их гаметы А A и а, а; в потомстве F1 расщепления не происходит

Цель дигибридного скрещивания - проследить наследование двух пар признаков одновременно. При этом скрещивании Мендель установил еще одну важную закономерность: независимое расхождение аллелей и свободное, или независимое, их комбинирование, впоследствии названное третьим законом Менделя. Исходным материалом были сорта гороха с желтыми гладкими семенами (ААВВ) и зелеными морщинистыми (аавв); первые доминантные, вторые рецессивные. Гибридные растения из f1 сохраняли единообразие: имели желтые гладкие семена, были гетерозиготными, их генотип - АаВв. Каждое из этих растений в мейозе образует гаметы четырех типов: АВ, Ав, аВ, аа. Для определения сочетаний этих типов гамет и учета результатов расщепления теперь пользуются решеткой Пеннета. При этом генотипы гамет одного родителя располагают над решеткой по горизонтали, а генотипы гамет другого родителя - у левого края решетки по вертикали (рис. 20). Четыре сочетания того и другого типа гамет в F2 могут дать 16 вариантов зигот, анализ которых подтверждает случайное комбинирование генотипов каждой из гамет того и другого родителя, дающее расщепление признаков по фенотипу в соотношении 9:3:3:1.

Важно подчеркнуть, что при этом выявились не только признаки родительских форм, но и новые комбинации: желтые морщинистые (ААвв) и зеленые гладкие {aaBB). Желтые гладкие семена гороха фенотипически подобны потомкам первого поколения от дигибридного скрещивания, но их генотип может иметь различные варианты: ААВВ, АаВВ, ААВв, АаВв; новыми сочетаниями генотипов оказались фенотипически зеленые гладкие - ааВВ, ааВв и фенотипически желтые морщинистые - ААвв, Аавв; фенотипически зеленые морщинистые имеют единственный генотип аавв. В этом скрещивании форма семян наследуется независимо от их окраски. Рассмотренные 16 вариантов сочетаний аллелей в зиготах иллюстрируют комбинативную изменчивость и независимое, расщепление пар аллелей, т. е. (3:1)2.

Независимое комбинирование генов и основанное на нем расщепление в F2 в соотношении. 9:3:3:1 в дальнейшем было подтверждено для большого числа животных и растений, но при соблюдении двух условий:

1) доминирование должно быть полным (при неполном доминировании и других формах взаимодействия генов числовые соотношения имеют иное выражение); 2) независимое расщепление приложимо для генов, локализованных в разных хромосомах.

Третий закон Менделя можно сформулировать так: члены одной пары аллелей отделяются в мейозе независимо от членов других пар, комбинируясь в гаметах случай, но во всех возможных сочетаниях (при моногибридном скрещивании таких сочетаний было 4, при дагибрид-ном - 16, при тригибридном скрещивании гетерозиготы образуют по 8 типов гамет, для которых возможны 64 сочетания, и т. д.).

PAGE_BREAK--Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.monax.ru

22 июля 1822 г. - 6 января 1884г.Грегор Иоганн Мендель
22 ИЮЛЯ 1822 Г. -
6 ЯНВАРЯ 1884Г.
900igr.net

22 июля
1822 года в
маленьком
сельском городке
Хейнцдорфе
(Австрийская
империя, ныне
Чехия) в
крестьянской
семье Антона и
Розины Мендель
родился мальчик
Иоганн.

Августинский монастырь Св.Фомы

АВГУСТИНСКИЙ МОНАСТЫРЬ СВ.ФОМЫ
Интерес к природе начал
проявлять рано. Уже
мальчиком работал
садовником.
Проучившись два года в
философском классе
института Ольмюца, в
1843 году постригся в
монахи Августинского
монастыря Св.Фомы в
Брюнне (ныне Брно,
Чехия) и взял имя Грегор

Венский университет, где преподавал Мендель

С 1844 по
1848 годы Мендель
учился в Брюннском
богословском
институте.
Самостоятельно
изучал многие науки.
Замещал
преподавателей
греческого языка,
математики в одной
из школ.
ВЕНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ, ГДЕ ПРЕПОДАВАЛ МЕНДЕЛЬ

Сдавая экзамены на преподавателя получил «неуд» по биологии и геологии. В 1856 году сделал ещё две попытки сдать экзамен по биологии, но они

В 1847 ГОДУ СТАЛ СВЯЩЕННИКОМ
АББАТСКИЙ ГЕРБ ГРЕГОРА МЕНДЕЛЯ
СДАВАЯ ЭКЗАМЕНЫ НА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ПОЛУЧИЛ «НЕУД» ПО БИОЛОГИИ И ГЕОЛОГИИ.
В 1856 ГОДУ СДЕЛАЛ ЕЩЁ ДВЕ ПОПЫТКИ СДАТЬ ЭКЗАМЕН ПО БИОЛОГИИ, НО ОНИ ОКОНЧИЛИСЬ
ПРОВАЛОМ.
ГРЕГОР МЕНДЕЛЬ ОСТАЛСЯ МОНАХОМ, А ЗАТЕМ СТАЛ АББАТОМ АВГУСТИНСКОГО МОНАСТЫРЯ.

Гибридологический метод менделя

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ
МОНАСТЫРСКИЙ САД
С 1856 ПО 1863 ГОДЫ МЕНДЕЛЬ ПРОВОДИЛ
ОПЫТЫ НА ГОРОХЕ В МОНАСТЫРСКОМ САДУ
ГИБРИДОЛОГИЧЕСКИЙ МЕТОД МЕНДЕЛЯ

Мендель выбирал для экспериментов организмы, относящиеся к чистым линиям (при самоопылении не наблюдалось расщепления) и наблюдал за насл

МЕНДЕЛЬ ВЫБИРАЛ ДЛЯ ЭКСПЕРИМЕНТОВ ОРГАНИЗМЫ, ОТНОСЯЩИЕСЯ К
ЧИСТЫМ ЛИНИЯМ (ПРИ САМООПЫЛЕНИИ НЕ НАБЛЮДАЛОСЬ РАСЩЕПЛЕНИЯ) И
НАБЛЮДАЛ ЗА НАСЛЕДОВАНИЕМ АЛЬТЕРНАТИВНЫХ (ВЗАИМОИСКЛЮЧАЮЩИХ)
ПРИЗНАКОВ.

Мендель был настойчив,
наблюдателен и весьма
терпелив. Изучая форму
семян растений,
полученных в ряду
скрещиваний, он ради
уяснения
закономерностей
передачи только одного
признака «гладкийморщинистый» подверг
анализу 7324 горошины.

8 марта 1865 года
Мендель доложил
результаты своих
опытов брюннскому
Обществу
естествоиспытателей,
которое в конце
следующего года
опубликовало конспект
его доклада под
названием «Опыты
над растительными
гибридами». Но работа
на вызвала интерес у
современников.

Законы Менделя

ЗАКОНЫ
МЕНДЕЛЯ
Мендель предпринимал
ряд попыток подтвердить
открытие своих законов на
других биологических видах.
Он провёл серию
опытов по скрещиванию
разновидностей ястребинки,
затем - пчёл.
В обоих случаях его
ждало трагическое
разочарование. Великий
учёный сам разуверился в
том, что совершил открытие.

В 1868 году мендель был избран настоятелем монастыря и больше биологическими исследованиями не занимался.

В 1868 ГОДУ МЕНДЕЛЬ БЫЛ ИЗБРАН НАСТОЯТЕЛЕМ
МОНАСТЫРЯ И БОЛЬШЕ БИОЛОГИЧЕСКИМИ
ИССЛЕДОВАНИЯМИ НЕ ЗАНИМАЛСЯ.

1900 ГОД СЧИТАЕТСЯ ГОДОМ РОЖДЕНИЯ ГЕНЕТИКИ

Начиная с 1900года, после практически одновременной публикации
статей трёх учёных- генетика Г. де Фриза (Голландия), ботаника
К.Корренса (Германия), генетика Э.Чермака (Австрия) ,независимо
подтвердивших данные Менделя собственными опытами, произошёл
мгновенный взрыв признания его работы. Было установлено, что законы
Менделя имеют всеобщий характер и справедливы для аллельных генов,
расположенных в разных гомологичных хромосомах.
1900 ГОД СЧИТАЕТСЯ ГОДОМ
РОЖДЕНИЯ ГЕНЕТИКИ

Заслуги Менделя перед биологической наукой

ЗАСЛУГИ МЕНДЕЛЯ ПЕРЕД БИОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКОЙ
Создал научные принципы
описания и исследования
гибридов и их потомства.
Разработал и применил
алгебраическую систему
символов и обозначений
признаков.
Сформулировал два основных
принципа, или закона
наследования признаков в ряду
поколений, позволяющие делать
предсказания.

в музее менделя

НА МЕСТЕ МОНАСТЫРЯ В ГОРОДЕ БРНО НЫНЕ СОЗДАН МУЗЕЙ МЕНДЕЛЯ,
ИЗДАЁТСЯ СПЕЦИАЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ « FOLIA MENDELIANA»
В МУЗЕЕ МЕНДЕЛЯ

« Моё время ещё придёт» надпись на памятнике

ПАМЯТНИК МЕНДЕЛЮ ПЕРЕД МЕМОРИАЛЬНЫМ МУЗЕЕМ В БРНО БЫЛ СООРУЖЁН В
1910 ГОДУ НА СРЕДСТВА, СОБРАННЫЕ УЧЁНЫМИ ВСЕГО МИРА.
« МОЁ ВРЕМЯ ЕЩЁ ПРИДЁТ» НАДПИСЬ НА ПАМЯТНИКЕ

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Грегор Ян Мендель Родился 185 лет назад - 22 июля 1822 года в чешской деревушке Нинчице в семье бедного крестьянина. Местную школу он окончил в 11-и летнем возрасте. Мендель с детства отличался выдающимися способностями к математике, интересовался природой, вел наблюдения за цветами и пчелами.

Грегор Ян Мендель окончил гимназию в Опаве (Троппау) и семинарию при Оломоуцком университете, выпускавшую сельских ксендзов и учителей приходских школ. И окончив ее, осенью 1843 года поступил в принадлежавший ордену августинцев монастырь святого Томаша в Брно, где принял монашеское имя Грегор.

Сразу же после посвящения Менедель стал изучать теологию и посещать лекции по сельскому хозяйству, шелкоразведению и виноградству. Однако карьере пастыря душ, он предпочел карьеру учителя и отправился в Зноймо, маленький городок на юге Моравии, преподавать в гимназии древние языки и математику, а затем переключился на физику и естественную историю.

Однако диплом богослова не давал права преподавать эти предметы. Менделю предложили сдать экзамены на звание учителя. И он блестяще сдал физику. Зато провалился на Биологии. Он великолепно рассказал ботанику, но когда его попросили рассказать о классификации млекопитающих и их хозяйственном значении… Он выделил такие группы как «звери с лапами» и «когтеногие». Из «когтеногих», куда Мендель зачислил только волка, собаку и кошку… А слоны по его классификации оказались в отряде копытных. «Хозяйственное значение имеет только кошка», ибо она «питается мышами» и «её мягкая красивая шкурка перерабатывается скорняками».

В 1856 г. Мендель стал настоятелем монастыря и получил возможность вести свои опыты по гибридизации гороха. В течение восьми лет в маленьком - 35 на 7 метров - садике под окнами монастыря он ставил эксперименты по скрещиванию гороха. Работа эта со временем приняла огромные размеры. Мендель собственноручно проделал свыше десяти тысяч скрещиваний. Итогом этого восьмилетнего труда стала его теория. Провалившись на экзамене, расстроенный Мендель оставил мечты о получении диплома. Однако и, не имея его, Мендель как помощник учителя преподавал физику и биологию. В эти годы Мендель увлёкся экспериментами над растениями и метеорологическими наблюдениями. Презентация

В 1863 г. знаменитая книга Дарвина «Происхождение видов» была издана на немецком языке. Мендель внимательно проштудировал этот труд с карандашом в руках. И высказал своему коллеге по Брюннскому обществу естествоиспытателей Гюставу Нисслю итог своих размышлений: ─ Это не всё, ещё чего-то не хватает! Мендель тогда скромно умолчал о том, что, по его мнению, он уже открыл это «недостающее»

8 февраля 1865 года Мендель сделал доклад о своих открытиях в Брюннском обществе естествоиспытателей.

Через год вышел в свет очередной том «Трудов Общества естествоиспытателей в Брюнне», где в сокращении был опубликован доклад Менделя под скромным названиям «Опыты над растительными гибридами».

В следующие 35 лет работа Менделя пылилась на полках библиотек. В 1868 году Мендель оставил свои опыты по выведению гибридов. Тогда же он был избран на высокий пост настоятеля монастыря, который занимал до конца жизни.

Это единственная сохранившаяся страница расчетов Менделя. К каким опытам, и над какими растениями она относится - пока не установлено

Люди не забыли Менделя За выдающиеся заслуги Менделю был вручён личный герб.

Памятник Менделю перед мемориальным музеем в Брно был сооружен в 1910 году на средства, собранные учеными всего мира. Один из современных западных генетиков с неудовлетворением писал: "В литературе Мендель предстает перед нами в облике простого и бесхитростного монаха: это способно создать впечатление, будто его открытие явилось делом случая, будто открытие было совершено человеком, далеко стоящим от предмета". Что неверно в рассказах о Менделе? Мотивы легенды о случайности открытий, ведущие свою традицию еще от знаменитой сказки про Архимедову ванну... Ни время, ни место научных открытий не бывают случайными, как не достаются они по счастливому везению людям, неподготовленным к их свершению.


Поделиться