Основные мотивы лирики 20 века. Тема поэзии в русской лирике XX века

Русская литература XX века отличается удивительнейшим преображением самого литературного процесса в целом.

Самобытный и потрясающий своей яркостью и оригинальностью «Серебренный век» русской литературы сформировался в три неполные десятилетия – с 1890 по 1910-е годы, и его запоминающиеся представители пришли к истинно уникальным и самостоятельным по значению достижениям.

Лирика ранней литературы XX века ознаменована революционными мотивами и глубоким поэтическим осмыслением действительности.

С годами исторические события в России становятся более насыщенными и интенсивными, и совершенно естественно, что поэты посвящают свое творчество влиянию этих изменений и душевным откликам на происходящее в родной стране и в судьбах людей.

Творческое преображение поэзии начала XX века

Значительное творческое преображение действительности наиболее зримо проступает в поэзии начала века. Ведь начало этого переломного века насыщенно столькими важными историческими событиями для жизни россиян – страна пережила три революции, пережила несколько войн, и находилась в постоянном противоборстве трех политических позиций.

Романтические традиции «Золотого века» русской литературы больше не могли соответствовать той суровой действительности, которую приходилось переживать поэтам этого времени, как и всем гражданам России.

В одночасье границы между реальными и фантастическими представлениями поэтов о жизни и настоящем стираются, душевные страдания и мучения приобретают небывалую силу, которая преображается в творческую, – и посредством своих поэтических манифестов большинство поэтов пытаются преобразить реальный мир усилиям собственного творчества.

И. Анненским отмечено, что даже в напряженной и ужасающей холодной творческой атмосфере, которой была наполнена лирика того времени, есть непреодолимая тяга к «творящему духу», который отчаянно желает наиболее реально отобразить действительность, но при этом – зарядить ее мощью красоты и страдания лирики.

Ставшие уже признанными мастерами слова – А. Блок, А. Ахматова, М. Цветаева, В. Маяковский, Н. Гумилев, Б. Пастернак – вкладывали в свою лирику столько животрепещущих и страстных мотивов, что этот творческий расцвет русской поэзии в период разрухи и постоянных потрясений можно назвать только феноменом. (Ахматова и Цветаева: великие поэтессы России и их судьбы)

С течением времени картина жизни становится все более трагичной и сложной, и естественно, что драмы человеческих судеб и общей судьбы человечества находят свое отражение в сложной и многогранной лирике той эпохи.

Поэтические направления поздней литературы XX века

Более поздней литературе XX века становится присущ социальный реализм и идеологизированная иллюстративность, а символизм и футуризм лирики в чистом виде постепенно исчезает.

Прежде всего, это обусловлено политической ситуацией в стране, и тому негативному влиянию, котором подвергалась свободная творческая мысль под гнетом власти. Та живая и сметающая все на своем пути сила лирики начала века постепенно растворяется в нормативизме и субъективном изображении действительности.

Поэзия становится откровенно политизированной, только ее политическая направленность отличается от поэзии «Серебреного века» творческой неволей и четко обозначенными границами того, что можно писать, а что – запрещено.

Постепенно изобразительная и истинно поэтическая тенденция описывать действительность полностью выветривается из русской литературы.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

В русской литературе XX столетия можно выделить несколько периодов. Первые два десятилетия получили название "серебряного века": это эпоха бурного развития литературных направлений, появления целой плеяды гениальных Мастеров Слова. Литература этого периода обнажила глубокие противоречия, возникшие в обществе того времени. Писателей перестали устраивать классические каноны, начался поиск новых форм, новых идей. На передний план выходят общечеловеческие, философские темы о смысле бытия, о нравственности, о духовности. Все больше стало появляться религиозных тем.

3 слайд

Описание слайда:

В 30-е годы наметился "великий перелом": тысячи представителей интеллигенции были подвергнуты репрессиям, а существование жесточайшей цензуры замедлило развитие литературных процессов. Вторая половина XX столетия характеризуется многоплановостью и противоречивостью. Во многом это обусловлено тем, что развитие литературы во многом определялось правящими структурами. Оттого такая неравномерность: то идеологическое засилие, то полное раскрепощение, то командный окрик цензуры, то послабление.

4 слайд

Описание слайда:

Основные направления поэзии серебряного века. Символизм Писатели и поэты, противопоставившие себя реализму, объявили о создании нового, современного искусства - модернизма. Насчитывается три основных литературных направления поэзии серебряного века: символизм, акмеизм, футуризм. Каждое из них имело свои ярчайшие особенности. Символизм первоначально возник во Франции как протест против обыденного отображения реальности и недовольство буржуазной жизнью. Родоначальники этого направления, в том числе Ж. Морсас, считали, что лишь при помощи особого намека - символа, можно постичь тайны мироздания. В России символизм появился в начале 1890-х гг. Основоположником этого течения стал Д. С. Мережковский, который провозгласил в своей книге три основных постулата нового искусства: символизацию, мистическое содержание и "расширение художественной впечатлительности".

5 слайд

Описание слайда:

Акмеизм В 1911 г. Н. С. Гумилев организовывает литературную группу - "Цех поэтов". В нее входили поэты С. Городецкий, О. Мандельштам, Г. Иванов и Г. Адамович. Это новое направление не отвергало окружающую действительность, а принимало реальность такой, какая она есть, утверждая ее ценность. "Цех поэтов" стал выпускать свой журнал "Гиперборей", а также печатать произведения в "Апполоне". Акмеизм, зародившись как литературная школа для поиска выхода из кризиса символизма, объединил очень разных по идейным и художественным установкам поэтов.

6 слайд

Описание слайда:

Футуризм Серебряный век в русской поэзии породил еще одно интересное направление под названием "футуризм" (от лат. futurum, то есть "будущее"). Поиск новых художественных форм в произведениях братьев Н. и Д. Бурлюков, Н. С. Гончаровой, Н. Кульбина, М. В. Матюшина стали предпосылкой зарождения этого направления в России.

7 слайд

Описание слайда:

Эгофутуристы Кроме кубофутуризма, возникло еще несколько течений, в том числе эгофутуризм, возглавляемый И. Северяниным. К нему примкнули такие поэты, как В. И. Гнездов, И. В. Игнатьев, К. Олимпов и др. Они создали издательство "Петербургский Глашатай", выпускали журналы и альманахи с оригинальными названиями: "Небокопы", "Орлы над пропастью", "Засахаре Кры" и т. д. Их стихи отличались экстравагантностью и часто были составлены из созданных ими самими слов. Кроме эгофутуристов, действовали еще две группы: "Центрифуга" (Б. Л. Пастернак, Н. Н. Асеев, С. П. Бобров) и "Мезонин поэзии" (Р. Ивнев, С. М. Третьяков, В. Г. Шереневич).

8 слайд

Описание слайда:

Чувственный лирик, поэт и скандалист Сергей Есенин был имажинистом и не создавал новых терминов, а оживлял мертвые слова, заключая их в яркие поэтические образы. Со школьной скамьи он прославился озорником и пронес это качество через всю свою жизнь, был завсегдатаем кабаков, славился любовными похождениями. Тем не менее, он страстно любил родину: "Я буду воспевать всем существом поэта шестую часть земли с названьем кратким "Русь" - многие поэты 20 века разделяли его восхищение родным краем. Философская лирика Есенина раскрывает проблему человеческого существования. После 1917 года поэт разочаровывается в революции, поскольку вместо долгожданного рая жизнь стала похожей на ад.

9 слайд

Описание слайда:

10 слайд

Описание слайда:

Ночь, улица, фонарь, аптека… Александр Блок – самый яркий русский поэт 20 века, который писал в направлении "символизм". Любопытно наблюдать, как из сборника в сборник происходит эволюция женского образа: из Прекрасной Дамы к пылкой Кармен. Если сначала он обожествляет предмет своей влюбленности, верно служит ему и не смеет опорочить, позже девушки кажутся ему более приземленными существами. Сквозь прекрасный мир романтизма он находит смысл, пройдя через жизненные трудности, откликается в своих стихах на события общественной важности. В поэме "Двенадцать" он доносит мысль, что революция – не конец света, и ее основной целью является разрушение старого и создание нового мира. Читатели запомнили Блока как автора стихотворения "Ночь, улица, фонарь, аптека…", в котором он задумывается о смысле жизни.

В конце 19 — начале 20 века радикально преображаются все стороны русской жизни: политика, экономика, наука, технология, культура, искусство. Возникают различные, иногда прямо противоположные, оценки социально-экономических и культурных перспектив развития страны. Общим же становится ощущение наступления новой эпохи, несущей смену политической ситуации и переоценку прежних духовных и эстетических идеалов. Литература не могла не откликнуться на коренные изменения в жизни страны. Происходит пересмотр художественных ориентиров, кардинальное обновление литературных приёмов. В это время особенно динамично развивается русская поэзия. Чуть позже этот период получит название «поэтического ренессанса» или Серебряного века русской литературы.

Реализм в начале 20 века

Реализм не исчезает, он продолжает развиваться. Ещё активно работают Л.Н. Толстой, А.П. Чехов и В.Г. Короленко, уже мощно заявили о себе М. Горький, И.А. Бунин, А.И. Куприн... В рамках эстетики реализма нашли яркое проявление творческие индивидуальности писателей 19 столетия, их гражданская позиция и нравственные идеалы — в реализме в равной мере отразились взгляды авторов, разделяющих христианское, прежде всего православное, миропонимание, — от Ф.М. Достоевского до И.А. Бунина, и тех, для кого это миропонимание было чуждо, — от В.Г. Белинского до М. Горького.

Однако в начале 20 столетия многих литераторов эстетика реализма уже не удовлетворяла — начинают возникать новые эстетические школы. Писатели объединяются в различные группы, выдвигают творческие принципы, участвуют в полемиках — утверждаются литературные течения: символизм, акмеизм, футуризм, имажинизм и др.

Символизм в начале 20 века

Русский символизм, крупнейшее из модернистских течений, зарождался не только как литературное явление, но и как особое мировоззрение, соединяющее в себе художественное, философское и религиозное начала. Датой возникновение новой эстетической системы принято считать 1892 гож, когда Д.С. Мережковский сделал доклад "О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы". В нём были провозглашены главные принципы будущих символистов: «мистическое содержание, символы и расширение художественной впечатлительности». Центральное место в эстетике символизма было отведено символу, образу, обладающему потенциальной неисчерпаемостью смысла.

Рациональному познанию мира символисты противопоставили конструирование мира в творчестве, познание окружающего через искусство, которое В. Брюсов определил как "постижение мира иными, не рассудочными путями". В мифологии разных народов символисты находили универсальные философские модели, с помощью которых возможно постижение глубинных основ человеческой души и решение духовных проблем современности. С особым вниманием представители этого направления относились и к наследию русской классической литературы — в работах и статьях символистов нашли отражение новые интерпретации творчества Пушкина, Гоголя, Толстого, Достоевского, Тютчева. Символизм дал культуре имена выдающихся писателей — Д. Мережковского, А. Блока, Андрея Белого, В. Брюсова; эстетика символизма имела огромное влияние на многих представителей других литературных течений.

Акмеизм в начале 20 века

Акмеизм родился в лоне символизма: группа молодых поэтов сначала основали литературное объединение «Цех поэтов», а затем провозгласили себя представителями нового литературного течения — акмеизма (от греч. akme — высшая степень чего-либо, расцвет, вершина). Его главные представители — Н. Гумилёв, А. Ахматова, С. Городецкий, О. Мандельштам. В отличие от символистов, стремящихся познать непознаваемое, постичь высшие сущности, акмеисты вновь обратились к ценности человеческой жизни, многообразию яркого земного мира. Главным же требованием к художественной форме произведений стала живописная чёткость образов, выверенная и точная композиция, стилистическое равновесие, отточенность деталей. Важнейшее место в эстетической системе ценностей акмеисты отводили памяти — категории, связанной с сохранением лучших отечественных традиций и мирового культурного наследия.

Футуризм в начале 20 века

Уничижительные отзывы о предшествующей и современной литературе давали представители другого модернистского течения — футуризма (от лат. futurum — будущее). Необходимым условием существования этого литературного явления его представители считали атмосферу эпатажа, вызова общественному вкусу, литературного скандала. Тяга футуристов к массовым театрализованным действиям с переодеваниями, раскрашиванием лиц и рук была вызвана представлением о том, что поэзия должна выйти из книг на площадь, зазвучать перед зрителями-слушателями. Футуристы (В. Маяковский, В. Хлебников, Д. Бурлюк, А. Кручёных, Е. Гуро и др.) выдвинули программу преображения мира с помощью нового искусства, отказавшегося от наследия предшественников. При этом, в отличие от представителей других литературных течений, в обосновании творчества они опирались на фундаментальные науки — математику, физику, филологию. Формально-стилевыми особенностями поэзии футуризма стало обновление значения многих слов, словотворчество, отказ от знаков препинания, особое графическое оформление стихов, депоэтизация языка (введение вульгаризмов, технических терминов, уничтожение привычных границ между «высоким» и «низким»).

Вывод

Таким образом, в истории русской культуры начало 20 века отмечено появлением многообразных литературных течений, различных эстетических взглядов и школ. Однако самобытные писатели, подлинные художники слова преодолевали узкие рамки деклараций, создавали высокохудожественные произведения, пережившие свою эпоху и вошедшие в сокровищницу русской литературы.

Важнейшей особенностью начинающегося 20 века была всеобщая тяга к культуре. Не быть на премьере спектакля в театре, не присутствовать на вечере самобытного и уже нашумевшего поэта, в литературных гостиных и салонах, не читать только что вышедшей поэтической книги считалось признаком дурного вкуса, несовременным, не модным. Когда культура становится модным явлением — это хороший признак. «Мода на культуру» — не новое для России явление. Так было во времена В.А. Жуковского и А.С. Пушкина: вспомним «Зелёную лампу» и «Арзамас», «Общество любителей российской словесности» и др. В начале нового века, ровно через сто лет, ситуация практически повторилась. Серебряный век пришёл на смену веку золотому, поддерживая и сохраняя связь времён.

Выделить и выявить специфику лирического конфликта в произведении - задача сложная, несмотря на существующие теоретические разработки, к которым мы обращаемся, остаётся много нерешённых вопросов в данной проблеме. Лирика как особый вид литературы имеет свои особенности, которые следует учитывать при исследовании конфликта. Принято считать, что в лирическом конфликте, в отличие от эпического, мир не изображен, а выражен в чувствах, в мыслях, переживаниях героя, это обусловливает некоторые особенности конфликта.

Понятие лирического конфликта впервые определено Гегелем. "Хотя лирическая поэзия, - писал он, - и переходит к определённым ситуациям, в пределах которых лирическому субъекту позволено вобрать в свои чувства и размышления огромное многообразие содержания, всё же форма внутреннего мира всегда составляет основной тип этого рода поэзии, и уже потому она исключает мировую наглядную картину внешней реальности" .

Отличительной особенностью лирического конфликта, считает Г. Поспелов, является соотношение субъективного и объективного. "Лирика представляет собой словесные медитации поэта, выражающие его внутренний мир. Это основная разновидность лирики, в которой она особенно ясно обнаруживает специфические особенности и закономерности" .

В лирике с наибольшей полнотой раскрывается внутренний мир и сознание поэта, так как этот вид литературы отличается предельной концентрацией содержания и формы.

Определить однозначно специфику лирического в произведении всегда довольно сложно. Л. Тимофеев выделяет существенные признаки лирики - это субъективность и индивидуальность в изображении характера, эти понятия вносят дополнительную ясность в изучение проблемы лирического конфликта. По мысли учёного, лирика не изображает, а отражает жизнь, передавая конкретные человеческие переживания, различные по своему содержанию. Лирика создаёт свой мир, свои принципы познания жизни, она намного тоньше и глубже передаёт психологию чувств, мыслей, которая не всегда подвластна психологическому анализу.

По мнению Л. Гинзбург, лирическая поэзия не всегда представляет собой непосредственный разговор поэта о себе и о своих чувствах, но это всегда точка зрения, оценка. "Оценочным началом проникнуты и столь живучие в лирике эстетические категории высокого и низкого, поэтического и прозаического. В сжатых лирических формах оценочное начало достигает чрезвычайной интенсивности" .

Конфликт в лирическом произведении - сложная система концентрации и многослойности, определить критерии которой чрезвычайно трудно. На наш взгляд, теоретические положения о поэзии Ю. Лотмана позволяют нам представить конфликт как проявление универсального принципа "тождества - противоречия" на всех уровнях текста поэтической структуры. лирика конфликт поэт реализм

Структуру лирического конфликта с точки зрения бинарно-антиномических оппозиций исследует А. Коваленко в работе "Художественный конфликт в русской литературе" (поэтика и структура). Данный научный подход позволил глубоко исследовать проблему лирического конфликта в произведениях Ф. Тютчева, В. Ходасевича, О. Мандельштама и др.

Следует сказать, что литературный процесс 50-х годов связан с "бесконфликтностью", существенно повлиявшей на художественный уровень многих произведений и их значимость. Поэзия, как и другие жанровые виды, оказалась на некоторое время под влиянием "бесконфликтной теории". Сложившаяся обстановка в это время, как в литературе в целом, так и в поэзии, определялась "кризисной". Свидетельством этого является ряд постановлений о литературе и искусстве, а также дискуссия о поэзии, развернувшаяся на страницах газет и журналов.

Дискуссия о поэзии, развернувшая в литературных изданиях, должна была ответить на главный вопрос: какой должна быть поэзия будущих десятилетий?

Критик Е. Зелинский в своей статье "О лирике" настаивал на перспективности развития лирического направления в поэзии, отстаивая "общее усилие интимности нашей поэзии" . Возражавший ему А. Лейтес усматривал в этом явлении признаки "вредной", по его мнению, "внутренней расторможенности" . И. Гринберг признавал, что "лирика решительно первенствует в сборниках и поэтических отделах наших журналов последних лет" . Именно этот факт воспринимался им как опасный симптом того, что в поэзии появится много личного, пережитого, и это негативно повлияет на развитие поэзии.

Данные критические статьи о поэзии написаны в духе времени, они не затрагивают сколь - либо сложных проблем литературной жизни той поры, а лишь демонстрируют формальный подход и участие в сложившейся ситуации. Это не случайное, а вполне закономерное явление в едином литературном процессе 50-х годов.

Общая тенденция развития тем, идей, настроений характерна как для прозы, так и для поэзии. В эпических произведениях главенствовала тема послевоенных преобразований и социального строительства, в поэзии конца интересующего нас времени мы наблюдаем сходные явления, за исключением тех авторов, чьё творчество не соответствовало предъявляемым требованиями и, несмотря на всякие противоречивые моменты в развитии лирики тех лет (Постановление "О журналах "Звезда" и "Ленинград", (1946 г.), в печати все же появлялись отдельные произведения А. Ахматовой, Б. Пастернака.

Главное требование, предъявляемое к поэзии этого времени, заключалось в том, что она должна отражать конкретные факты достижений в восстановлении страны. И как следствие этого как в прозе, так и в поэзии этих лет стали активно развиваться деревенская и производственная темы. Подтверждением могут служить стихотворения Н. Грибачёва "Колхоз "Большевик" (1947г.), М. Луконина "Рабочий день" (1948г.), Н. Асеева "Поэма северных рек" (1951г.) и другие, написанные в эти годы. Критика с удовлетворением отмечала в них "новое дыхание жизни, трудовой пафос, дерзания и мечты молодого поколения, которое пришло с войны, желание перестраивать на новый лад хозяйство страны" .

Вследствие особого внимания к "строительству новой жизни" лирические темы стали меньше звучать в творчестве поэтов. Лирическое начало в стихотворениях стало уходить на второй план, а то и вовсе исчезать из произведений. Именно этим была вызвана обеспокоенность З. Кедриной в статье "Поиски главного. (Рассказ о потерянном литературном процессе)". "Самоё понимание лирики стало меняться, изменился не престиж лирики, а её качественный уровень" , - писала она в статье и в доказательство ссылалась на тот факт, что новые лирические циклы самых разных поэтов стали составляться из стихов, написанных на гражданские темы. Назывались такие стихи, как "Путь воды" В. Инбер, "Возвысьте голос, честные люди, сорвите маски с убийц!" А. Суркова, "На ближних подступах" М. Алигер.

Другой точки зрения придерживалась О. Бергольц, признавая "неблагополучность" лирической поэзии, она считала, что материал для поэзии всё же следует брать "из жизни", замечая по этому поводу: "Ошибочна точка зрения, что наша жизнь не даёт материала. Эта мысль способна дезориентировать; она направлена к снижению ответственности поэтов за свою работу" .

Как правило, "жизненный материал" реализовывался в производственной и деревенской темах, что существенно снижало уровень "лирического" в стихах, именно против такого подхода выступала З. Кедрина и не нашла поддержки своим высказываниям в критике.

Можно заметить, что в стремлении создавать произведения в духе времени в творчестве отдельных поэтов проявилась тенденция "приукрашивания" действительности, следствием которой стал декларативный пафос, "идиллия" и "лучезарность" трудовых будней. В качестве примера такого рода поэзии можно использовать подборку стихотворений в журнале "Знамя" (1951г., №10). Е. Долматовский в стихотворном цикле "У будущих морей" (1951г.) "в небесно голубом цвете" изображает действительность:

И белый голубь в синеве летит

Над улицею Мира утром рано.

И, словно семафоры, - путь открыт! -

Повсюду башенные краны .

А. Прокофьев совершенно "легко" и "бессодержательно" передаёт состояние лирическое героя:

И тревоги далеки,

И забот немного,

Золотые огоньки,

Дальняя дорога .

В поэзии появилось много произведений, написанных "на тему дня", именно этот признак не позволил им "просуществовать" долго, хотя "стихотворный поток" в литературных изданиях был значительным. Сложилась ситуация, когда "количество не соответствует качеству". Обеспокоенность этим высказал С. Щипачёв в статье "За высокую поэзию": "В поэзии нет интересных новинок, пишут много, но всё дело в уровне мастерства. В литературе и искусстве появилось много посредственных, а иногда и просто халтурных произведений, искажающих действительность. Жизнь изображается вяло и скучно. В поэзии много недоработанных и слабых произведений. Это сигнал о серьёзном неблагополучии. Поэзии не хватает умения создавать обобщённые образы, отражать жизненные конфликты. Во многих стихах не чувствуется ни вдохновения, ни мысли, ни поисков новых форм выразительности" .

Далее поэт отметил и другие "негативные" явления в поэзии, называя такие, как "несамостоятельность и подражание", "сторочкогонство" молодых поэтов, "слабая" критика и самокритика. В качестве подтверждения своих слов С. Щипачёв привёл поэму В. Тушновой "Дорога на Клухор" ("Знамя", 1952г., №9) и М. Алигер "Вышки в море" ("Новый мир", 1952г., №2), которые не лишены перечисленных выше недостатков.

О. Бергольц в своей критической статье, опубликованной в "Литературной газете", пыталась найти "истоки" негативного проявления в поэзии, она писала: "К зеркально-мёртвому отображательству, к безликости ведут нашу лирику поэты, "реалисты на подножном корму", боящиеся выразить нашу жизнь через собственное сердце, как часть самого себя, страдающие явной самобоязнью, шарахающиеся от самих понятий - личность, индивидуальность, самовыражение, то есть от того, без чего поэзии просто не существует" .

Многими литераторами признавалась "легковесность", "низкий уровень культуры стиха" и художественная невыразительность. Но в целом критику волновал не содержательный уровень, а тот факт, что "поэзия стала отставать от прозы". Недостатки поэзии видели в том, что "она сильно отстаёт от времени, от живой практики современности" .

А. Сурков высказывал мысль о необходимости более тесного, органичного сближения стихов с жизненной реальностью и её трудовыми проблемами: "Большие задачи, стоящие перед нами, нужно решать, исходя из основного требования - чтобы люди не просто "приехали за материалом" на великие стройки, а чтобы они вошли в эти объекты как соавторы вместе с бетонщиками. Вместе с экскаваторщиками, вместе с бульдозеристами…" .

Тезис о необходимости тесных контактов поэтов с реальной жизнью был, безусловно, справедлив. Однако помимо знаний окружающей действительности необходимо было владеть мастерством художника, чтобы создать произведения не "по схеме", "заказу", а по творческому вдохновению.

Следует заметить, что ставить задачи нужно было не только перед поэзией, но и перед критикой, потому что не выполнялось её главное назначение - вместо глубокого анализа литературного процесса, творчества отдельных поэтов и их произведений, давался поверхностный разбор стихов в духе "бесконфликтности". Необходимо было иметь качественно новую критику, соответственно с этим была сформулирована её задача: "Главная задача критики состоит в том, чтобы показать, как воплощена идея поэтичности, раскрыть художественные, индивидуальные особенности воплощения личности поэта, попытаться уложить живой трепет, дыхание идеи в образах, интонации, музыкальности" .

Особенно остро и резко проблемы поэзии обсуждались накануне Второго Всесоюзного съезда советских писателей (1954 г.), а затем и на самом съезде. Главными вопросами, вокруг которых развернулась дискуссия в "Литературной газете", были вопросы о лирическом герое и "самовыражении поэта".

Принципиальное направление принял разговор о поэзии на Втором Всесоюзном съезде писателей. Прежде всего отмечалось, что состояние поэзии далеко от благополучия, так как на её развитии сказались тенденции к "приукрашиванию действительности, к замалчиванию противоречий развития и трудностей роста" .

Мысль о необходимости решительного подъёма общего идейного и художественного уровня стихотворений, об углублении художественного познания мира была основной в докладе Самеда Вургуна "О советской поэзии". Докладчик отметил, что поэзии "нужны произведения, проникнутые высокими идеями, философскими размышлениями" . В этой связи выступавшие останавливались на конкретных недостатках поэзии. В. Луговской говорил: "Мы часто только торопливо надкусываем темы, как яблоко, не добираясь до золотых зёрен настоящей темы" . Принципиальной критике подвергла современную поэзию О. Бергольц. "Безличность, - утверждала она, - вот ещё причина отставания нашей поэзии" .

Дискуссия на съезде способствовала выработке объективной оценки поэтического творчества и тенденции развития поэзии на другом идейно-художественном уровне.

Несмотря на наметившиеся позитивные явления в поэзии 50-х годов, обстановка оставалась достаточно сложной, потому что "бесконфликтность" сохранялась в отдельных поэтических произведениях, в том числе и в критических статьях, поддерживающих "поверхностную риторику" стихов и "бесконфликтное отражательство". "Искоренить" "бесконфликтность", полностью "избавиться" от этого явления понадобились годы. Тем не менее, развитие поэтического творчества не прекращалось. Самокритичная, "недовольная собой", поэзия в дискуссиях, в поиске истины обрела бесспорные ценности и стала существенно "набирать силу".

"Время наступления стихов", о котором говорил И. Эренбург во время дискуссии, пришло очень быстро и стремительно. Новый этап наметился в развитии поэзии, пережившей трудное послевоенное десятилетие психологической и эстетической перестройки. Свидетельством этого являются произведения Н. Заболоцкого, Я. Смелякова, А. Твардовского и др., популярностью пользовались и стихи молодых поэтов - А. Вознесенского, Е. Евтушенко и др.

В начале 50-х годов в лирике, как и в целом в литературе, большое внимание уделялось творчеству авторов, которые в своих произведениях отражали большие успехи строительства послевоенного десятилетия, передавая особый пафос времени и создавая в стихах атмосферу восторженности преобразования в стране; такими поэтами являются Н. Асеев, А. Прокофьев, Я. Смеляков и многие другие. Их объединяет не только время, но и подход к изображению действительности. Возможно, поэтому популярность их творчества ушла в прошлое и осталась лишь характеристикой литературного процесса.

В своё время критика не обходила вниманием их творческие искания, а исследователи в своих работах достаточно глубоко изучили индивидуальные особенности каждого, поэтому мы, обратившись к поэзии этого времени, попытаемся лишь выявить тенденции конфликтного содержания произведений, наиболее значимых в литературном процессе и способных прояснить существо поставленной проблемы.

"Музой труда" называли лирику Я. Смелякова 50-х годов. В стихотворениях поэта судьба лирического героя отождествляется с судьбой народа и государства, а в его образе прослеживается "внутреннее возвышение", гордость за содеянное:

Я строил окопы и доты,

железо и камень тесал,

и сам я от этой работы

железным и каменным стал….

Стал не большим, а великим,

раздумье лежит на челе,

как утром небесные блики

на выпуклой голой земле .

Лирический герой с предельной сдержанностью говорит о личном, индивидуальном, потому что в его жизни главным является общественное.

По мнению исследователей творчества Я. Смелякова, в стихотворениях поэта 50-х годов определилась новая эстетическая категория - "голос правды", в которой заключалась суть времени. Следуя этой эстетике, поэт стремился закрепить и осмыслить в своих произведениях самые главные определяющие тенденции в истории, жизни, труде, приметах времени. Земля, железо, уголь, хлеб - это главные опоры, на которые, по мысли поэта, держится жизнь труда и народа, поэтому труд изображается им эпически широко, как величайшее событие в жизни. Масштабность диктует стихам торжественную интонацию, монументальность образов. "Строгая любовь" (1953-1955г.) - произведение, в котором отразился данный подход к изображению действительности. В критике о нём писали: "Поэт хотел воскресить "коллективный пафос" молодого поколения ополчения индустрии, сопоставив две эпохи - юность страны и её зрелость, осмыслить закономерность исторического развития, подчеркнуть единство поколений" .

Время в поэме Я. Смелякова представлено конкретными героями, а автор выступает и как рассказчик, и как повествователь, и как собеседник, поэтому образ времени как бы представлен с разных точек зрения.

В книге Л. Лавлинского о творчестве Я. Смелякова читаем: "Острота конфликта, внутренняя уплотнённость действия определяют своеобразную композицию поэмы "Строгая любовь". Герои проходят ответственную проверку на зрелость в общественном плане (случай с Зинкой) и в личном (любовь Лизы и Яшки). Вокруг двух сюжетных линий образуются основные поля тяготения, группируется материал. Всё художественное сооружение поэмы держится на прочном каркасе контрастных сопоставлений" .

Я. Смеляков отражает время, эпоху, комсомольский энтузиазм молодёжи, жившей коллективным массовым сознанием. Он оценивает свою комсомольскую юность с точки зрения новой эпохи, конца 50-х годов, поэтому с доброй иронией и строгой любовью пишет о "наивном аскетизме" подростков страны - "девочек железных", "детей стали", "мальчиков храбрых", которые за "сжатыми лозунгами труда и твёрдой чёткостью устава" не обращали внимания на отдельную личность, мало ценили неповторимую индивидуальность человека.

Безусловно, сюжетная основа определяет развитие действия и конфликт, который выражен противоположными взглядами и действиями героев, им трудно разобраться в ограниченности своих позиций, в недальновидности взглядов. В поэме прослеживаются две сюжетные линии, одна из них соотнесена с возникновением первой любви между двумя комсомольцами - Лизой и Яшкой, вторая - с семейным бытом Зинки и отношением к нему других героев поэмы. В связи с этим в произведении неоднозначно решаются проблемы коллективного и индивидуального, общественного и личного.

Поступки, деятельность героев окружены ореолом возвышенности и даже некоторой преувеличенности. Рядом с миром труда и станков, лозунгов и собраний живёт "первая любовь", преображающая мир, обновляющая жизнь. Именно чувство любви, по мнению поэта, способно потеснить в героях категоричность и наивный аскетизм по отношению к духовным ценностям.

"Строгая любовь" Я. Смелякова - это произведение, в котором лучшим образом отразилось влияние времени в определении темы и выражении своеобразного конфликта, который можно считает социальным, а не лирическим в данном произведении.

К поэтам "старшего поколения" послевоенного десятилетия относится Н. Заболоцкий. Раннее творчество поэта было связано с деятельностью обэриутов и во многом определило темы, идеи произведений. Начало 50-х годов связано с новым этапом творчества, Н. Заболоцкий создал целый "куст" стихотворений, посвящённых труду. Центральным является - "Творцы дорог" (1947г.), дополняют его - "Воздушное путешествие", "Храмгэс", "Сагурамо", "Город в степи", "Урал" и "На высокой горе у Тагила".

Стихотворение Н. Заболоцкого "Творцы дорог" в критике называли "симфонией труда", в которой поэту удалось выразить грандиозность строительных масштабов, доведенных "до удивительности, до сказочности, … соединяющей в себе безупречную верность отчёта и грандиозность торжественного гимна" .

Безусловно, картина труда в стихотворении несколько возвышенна, "приукрашена", её описание носит декларативный пафос:

Над крутизною старого откоса

Уже трещат бикфордовы шнуры,

И вдруг - удар, и вздрогнула берёза,

И взвыло чрево каменной горы….

Взрывные работы, машины, люди описаны, в сущности, с точностью репортажа, в реальной последовательности трудового процесса, но поэт, чтобы "оживить" документальный рассказ, во второй части стихотворения вводит описание природы:

Угрюмый Север хмурился ревниво,

Но с каждым днём всё жарче и быстрей

Навстречу Беренгова пролива

Неслась струя тропических морей.

Яркий пейзаж создаёт удивительную картину, совершенно "не вписывающуюся" в производственный процесс, ещё больше подчёркивая некую "искусственность", пафосность, "бесконфликтность".

Несомненно, что Н. Заболоцкий в стихотворении "Творцы дорог" стремился отразить неповторимый трудовой энтузиазм первых послевоенных лет, показав размах грандиозного труда на фоне великолепной природы, он не смог избежать тех ошибок, недостатков, которые были характерны в целом для произведений подобного типа.

Стихотворение "Прохожий" считается одним из лучших в лирике Н. Заболоцкого, ему уделено немало внимания в исследованиях о творчестве поэта. Существует глубокий анализ этого поэтического текста в книге Ю. Лотмана "О поэтах и поэзии", в монографии А. Македонова "Николай Заболоцкий. Жизнь. Творчество. Метаморфозы", поэтому мы обращаемся к данному произведению для анализа лирического конфликта, построенного в данном случае на глубоком философском противопоставлении жизни и смерти, человека и памятника.

В сюжете стихотворения - встрече Прохожего и памятника - раскрывается одна из главных тем позднего творчества Н. Заболоцкого - тема смерти и бессмертия, включающая в себя и ряд других "микротем" - памяти войны, "бедствий" тысяч людей, продолжения жизни человека, прошедшего тяжёлые испытания. Все эти темы совмещены в глубоком идейном содержании, определяющем внутренний конфликт Прохожего, беседующего с памятником.

Встреча Прохожего с памятником лётчику - это встреча жизни и памяти, и в этой встрече рождается особое переживание, "нежданно мгновенного, пронзающего душу покоя", ибо в нем смолкают и преодолеваются тревоги, продолжается жизнь, и лётчик, как живой, беседует с Прохожим, и после его смерти продолжает жить его юность. Это особое переживание, как считает Ю. Лотман, не просто чувство страха или униженность перед смертью и не отрицание во имя высшей иерархии духовного, а открытие высшей духовности в Прохожем, в памятнике, в природе.

Внутреннее движение стихотворения, его внутренний сюжет представляют собой скрытое переживание, конфликт самого Прохожего, исполненного душевной тревоги. Его небольшое путешествие, дорожная встреча, беседа с невидимым лётчиком перерастают в символ большой и трудной человеческой судьбы.

Стихотворение Н. Заболоцкого "Некрасивая девочка" имело большой успех благодаря "предельной простоте, которая невнимательному глазу может показаться примитивностью, но которая на самом деле требует высокого и сложного мастерства" .

В произведении заострена проблема двойственности, что определяет конфликтную основу. Его первая часть представляет собой бытовую зарисовку - сценку, происходящую "во дворе", где "два мальчугана гоняют на велосипедах", забыв про свою некрасивую сверстницу. Её непривлекательность описана достаточно подробно:

Среди других детей

Она напоминает лягушонка…

Черты лица остры и некрасивы…

Даже очарование детства не красит её, а когда наступит пора молодости, ей будет "нечем… прельстить воображенье". Лирический герой предвидит, какую "боль", какой "ужас" испытает "бедная дурнушка" тогда. Портрет "некрасивой девочки" ничем не сглажен, и потому особенно контрастно выделяется характеристика её "сердца", "души". Героиня открыта для всех впечатлений бытия, в ней нет "ни тени зависти, ни умысла худого", для неё неразделимы "чужое" и "своё" ("Чужая радость так же, как своя, // Томит её и вон из сердца рвётся"). В её сердце "ликует и смеётся" сама жизнь:

Ей всё на свете так безмерно ново,

Так живо всё, что для иных мертво!

Красота души как противоположность внешнего успеха ("…посреди подруг // Она всего лишь бедная дурнушка!"), становится печатью избранности, обрекая её на одиночество и непонимание.

Наблюдение над реальностью конкретного существования приводит к философским раздумьям, как проявляется красота в человеке, почему люди "обожествляют" внешние черты, не замечая, что "в любом движенье" сквозит "грация души". Вопрос, завершающий стихотворение, является риторическим - в нём заключён и ответ. Прекрасное не может быть "пустотой" в красивом "сосуде". Лирический образ находится в русле развития основной мысли автора о внутренней красоте человека, создавая особый конфликт "внешнего" и "внутреннего" несоответствия.

Цикл "Последняя любовь" (1957г.) Н. Заболоцкого интересен проявлением лирического конфликта. "Последняя любовь" для лирического героя - с одной стороны - это "безнадёжность", с другой - переживание, наполненное очарованием и сиянием "прощального света". Внешнему, "тяжёлому" житейскому взгляду противопоставлено сознание наблюдателя, проникающее в глубь души героев. Любовь озаряет весь окружающий мир ярче "электрического блеска", в "её лучах" становится особенно зримой неразрывная связь расцвета и увядания, "горя" и "радости", "жизни" и "смерти":

В неизбежном предчувствии горя,

В ожиданье осенних минут,

Кратковременной радости море

Окружало любовников тут…

Любовь предстаёт не только конкретным переживанием, важен и её философский смысл. Это особое состояние, дарованное людям, чтобы показать истинный смысл их жизни, освобождающее на мгновение из земного плена сущность человека - его бессмертную, прекрасную, "огнеликую" душу.

Лирический конфликт у Н. Заболоцкого всегда основан на "двоемирии", "мир человека" и "мир природы" составляют его основу, и это единое целое, которое определяет "мир человеческой души". В стихотворении "На закате (1958г.) поэт пишет":

Два мира есть у человека:

Один, который нас творил,

Другой, который мы от века

Творим по мере наших сил .

Таким образом, можно утверждать, что природа лирического конфликта в творчестве Н. Заболоцкого 50-х годов существенно изменилась и претерпела своего рода эволюцию: от "производственного", выраженного масштабным охватом гигантского строительства и возвышенным пафосом изображаемого, до глубоко личного, внутреннего, основанного на сложности жизненных явлений.

Поэзия 50-х годов отразила не только эволюцию тем, идей, образов, но и эволюцию лирического конфликта, который существенно изменился за эти годы. В конце 40-х - начале 50-х годов поэзия оказалась под сильным воздействием только что отгремевшей войны, в эти годы своеобразно и мощно заявила о себе плеяда "фронтовых" поэтов. Тема войны стала одной из главных тем в творчестве С. Гудзенко, М. Исаковского, К. Симонова, А. Твардовского, С. Орлова и др., отразивших сложный исторический конфликт времени в своих произведениях.

Стремление постичь основные тенденции времен, осмыслить размах социальных преобразований характерен для поэзии этого времени. Тема возвращения к мирной жизни явилась составляющей частью в творчестве многих поэтов, в том числе М. Луконина, Н. Грибачёва, Я. Смелякова. Нельзя не отметить тот факт, что так же, как и в прозе, "бесконфликтный" лирический конфликт чаще реализовался в теме социальных преобразований и в деревенской теме. В этом, видимо, сказалась общая тенденция развития литературы этого времени и стремление к отражению позитивных сторон жизни. Например, несколько "облегчённой", "бесконфликтной" является изображение действительности в стихотворении Н. Грибачёва "Колхоз "Большевик" и поэме М. Луконина "Рабочий день". Стремление к идеализации жизни характерно и для отдельных стихотворений Е. Долматовского, А. Прокофьева, Я. Смелякова.

"Бесконфликтный" лирический конфликт во многом негативно повлиял на развитие поэзии 50-х годов. Во-первых, он способствовал огромному потоку бессодержательных произведений, их "количество превышало качество", во-вторых, - во многом определял тематические границы и низкий уровень художественности в поэзии. С течением времени, со второй половины 50-х годов ситуация в поэзии, как и в литературе в целом, стала меняться. "Бесконфликтность", признанная несостоятельной и вредной, благодаря дискуссиям и выработанной объективной оценке этого явления стала лишь составляющей частью в отдельных стихотворениях. С преодолением "бесконфликтности" в поэзии 50-60-х годов стали утверждаться произведения, в которых лирический конфликт строился не на "искусственности", а на глубоком противоречии лирического героя и его исторической памяти (А. Твардовский), на реальном осознании проблем деревенской жизни (Н. Рубцов), на глубоком философском осмыслении сложнейших проблем жизни и времени (А. Ахматова, Б. Пастернак), на утверждении новых возможностей человечества в эпоху глобальных преобразований (Е. Евтушенко, А. Вознесенский).

Литература

  • 1. Бергольц О. Против ликвидации лирики // Литературная газета. - 1954. - 28 октября.
  • 2. Винокуров Е. Мир трёх измерений / День поэзии. - М., 1960.
  • 3. Второй Всесоюзный съезд советских писателей. Стенографический отчёт. - М., 1956.
  • 4. Гегель. Эстетика. Т.3. - М., 1971.
  • 5. Гинзбург Л. О лирике. - М., 1964.
  • 6. Гринберг И. Творчество молодых // Литературная газета. - 1947. - 16 февраля.
  • 7. Долматовский Е. У будущих морей // Знамя. - 1951. - № 10.
  • 8. Заболоцкий Н. Собр. соч. в 3т. Т.1. - М., 1983.
  • 9. Заболоцкий Н. Творцы дорог // Новый мир. - 1947. - № 1.
  • 10. Зелинский К. О лирике // Знамя. - 1946. - № 8-9.
  • 11. Исаковский М. Доколе? // Вопросы литературы. - 1968. - № 7. Сельвинский И. Эпос. Лирика. Драма. (Заметки на полях поэзии) // Литературная газета. - 1967. - 2 апреля.
  • 12. Кедрина З. Поиски главного. (Рассказ о потерянном литературном процессе) // Новый мир. - 1948. - № 5.
  • 13. Лавлинский Л. Взрывная сила. М., 1972.
  • 14. Лейтес А. О "двойной бухгалтерии" в критике // Литературная газета. - 1946 год. - 5 октября.
  • 15. Македонов А. Николай Заболоцкий. Жизнь. Творчество. Метаморфозы. - М., 1987.
  • 16. Пикач А. Возраст поколения // Звезда. - 1970. - №11.
  • 17. Поспелов Г. Теория литературы. - М., 1978.
  • 18. Прокофьев А. Вместе с песней // Знамя. - 1951. - №7.
  • 19. Роднянская И. Поэзия Н.Заболоцкого // Вопросы литературы. - 1959. - № 1.
  • 20. Смеляков Я. Собр. соч. в 3-х т. Т.3. - М., 1977.
  • 21. Сурков А. Советская литература и великие стройки коммунизма // Знамя. - 1951. - №1.
  • 22. Тарасенков А. Заметки о поэзии // Новый мир. 1948. - №4.
  • 23. Щипачёв С. За высокую поэзию // Правда. - 1952. - 13 декабря.

В 20-е годы двадцатого столетия у Есенина наблюдается подъем в творческой деятельности. Он оказывается чуть ли не единственным поэтом, продолжающим создавать лирические произведения. Тогдашняя обстановка была такова, что многие советские литераторы вообще отрицали существование лирики в свете революционной эпохи. Сергей Есенин, можно сказать, вопреки всему доказал, что лирическая поэзия никак не противоречит существующей ситуации в стране. Скорее наоборот, людям пора оставить оружие и обратить внимание на прекрасное, вечное. Лирика поэта отличается глубоким психологизмом, зрелостью, а также безупречна в плане художественного оформления.

Лирические произведения Сергея Есенина полны четкими образами, которые указывают на чувства и переживания автора, раскрывают красоту человеческой души: «Я по первому снегу бреду, в сердце ландыши вспыхнувших сил...». Есенин являлся, в какой-то мере, новатором в русской литературе. Для него характеры необычные для того времени образы. Только у этого автора «вечер черные брови насопил», «закружилась листва золотая в розоватой воде на пруду, словно бабочек легкая стая с замиранием летит на луну». При создании стихов Есенин использует различные художественные приемы. К примеру, стихотворение «Не жалею, не зову, не плачу...» характеризуется и оригинальностью формы, и новизной содержания. Удивительную эмоциональность придают стихотворению риторические обращения: «Дух бродяжий, ты все реже и реже...», «Жизнь моя? иль ты приснилась мне?» Читая стихотворение, можно почувствовать грусть автора, некоторую временную обреченность: «Все пройдет, как белых яблонь дым». Есенин понимает, что все рано или поздно заканчивается, как сейчас проходит его молодость. Прошлое одновременно и прекрасно, и уже недосягаемо: «О, моя утраченная свежесть, буйство глаз и половодье чувств». Для этого стихотворения также характерны эмоциональные песенные отрицания, олицетворения и символы. Вполне реалистичные мысли здесь сочетаются с метафорическими образами. Чувство грусти звучит во многих произведениях Сергея Есенина. Зачастую в его стихах отражаются личные драмы, переживания, а также раскрывается о время, в которое пришлось жить и творить поэту.

В известном стихотворении «Отговорила роща золотая...» раскрывается сложное психологическое состояние автора. С первых слов чувствуется неясная тревога. Роща не только отговорила, но отговорила «березовым, веселым языком». Здесь ясно видна скорбь автора о чем-то прошедшем, о уже минувших днях. С каждой строчкой грусть становится глубже: «И , печально пролетая, уж не жалеют больше ни о ком», «В саду горит костер рябины красной, но никого не может он согреть». Неотвратимо быстро летит время, ничто не может его остановить, однако все идет так, как должно быть. Есенинские метафоры погружают читателя в удивительный мир образов: «О всех ушедших грезит конопляник с широким месяцем над голубым прудом». Есенин говорил, что «жизнь образа огромна и разливчата». Именно это он доказывал каждым своим произведением. В цикле стихов «Персидские мотивы» он использует элементы напевного стиха: частые звуковые повторы, использование вопросительных и восклицательных предложений, что в свою очередь создает определенные интонации, кольцевое построение строф, повторение строки в пределах одной строфы. Нередко простые рифмы сочетаются со сложными составными, которые несут основную смысловую нагрузку: «и крик в повесе - и кротких песен». Из многих стихов Есенина заметно его трепетное отношение к цвету. Можно даже выделить любимые цвета автора - синий, золотой, голубой. В древнерусской цветовой традиции ясно определяется символика этих цветов. Поэт же выступает настоящим художником. Май видится ему синим, а июнь - голубым. Сердце может стать золотой глыбой, а буйная молодость - это золотая сорвиголова.

Много стихов у Есенина посвящено женщине. Любовь для поэта - это необъяснимое и светлое чудо: «Тот, кто выдумал твой гибкий стан и плечи, к светлой тайне приложил уста». Прекрасное чувство, по мнению поэта, способно исцелить любую, даже разочарованную душу. Любовная лирика Есенина наполнена разнообразными эмоциями. Это и радость новой встречи, и порыв, и грусть, и тоска по возлюбленной и отчаяние. В последние годы тема любви сливается у Сергея Есенина с темой Родины. и любовь у поэта возможны только на родной земле, в кругу близких и любящих людей. Образ матери походит через все творчество Есенина. Мать - это не только человек, давший жизнь, но та, которая щедро оделяет песенным талантом своих детей. Для поэта это самый близкий человек. Автор награждает ее эпитетами: милая, добрая, старая, нежная. В стихотворении «Письмо матери» Есенин в полной мере выражает свои сыновьи чувства:

Ты одна мне помощь и отрада, Ты одна мне несказанный свет.

Поделиться