Операции воображения. Связь воображения с эмоциональными и когнитивными процессами

Человек способен отражать не только зафиксированную в памяти информацию. Учитывая прошлый опыт, экстраполируя себя в будущее, она может нарисовать его в своем воображении из отдельных знаний, например, будущего тне человечества или образ человека, которого никогда не виделаа.

Представление - это обобщенный и отвлеченный отражение воспринятого предмета, явления и. МСеченов называл представление"средними результатами чувственного знания о предмете"

В психологии представление определяется как образ предмета или явления, воспроизведение сознания на основе прошлых впечатлений или благодаря воображению, то есть образа ранее воспринятого предмета или явления, а также образа, с созданного творческой воображение.

Физиологически возникновения представлений можно объяснить как действие определенного раздражителя, зафиксирован в процессе восприятия в коре головного мозга, и в следующем этот первый условно-рефлекторная связь может в оживляться, восстанавливаться, в результате чего возникает образ ранее воспринятого объекта, т.е. представлением.

Являясь обобщением конкретных предметов, представление может быть обобщением целого класса видов предметов, то есть это не элементарное явление, а явление, характеризующее более высокий уровень работы мозга л человека. Представление - высшая форма отражения в виде наглядно-образного знания, оно переходной ступенью от восприятия к абстрактно-логическому мышлениюя.

Представление делятся на зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые, осязательные. Часто различные представления соединяются, образуя синтетический образ. Во многом представление определяются интеллектуально-мнестическими в особенностями личности. Встречается, хотя и редко, способность к воспроизведению во всех деталях образов предметов, не действуют в данный момент на анализаторе. Этот феномен называется ейдетизмом и чаще встречается в детском вицвіці.

Воображение - это процесс построения образов предметов и явлений на основе предыдущего опыта. Она существенно отличается от образной памяти. Образы воображения человек создает сам, они являются результатом восприятия. Таким ч образом, воображение - психический процесс, который может создавать на основе прямого (или косвенного) мышления, памяти отражения мира, новых мыслей, образов предметов и объявлениявищ.

Если перед человеком стоит задача воссоздать образы объектов, событий, которые были представлены в ее сознании раньше, то задействуются процессы памяти. Но если стоит задача создать новые образы или по-новому их соединить, то включается деятельность процесса мышления. Образы воображения создаются только путем переработки отдельных сторон образов, которые уже представлены в реальной действительности. Например, обра зи героев фантастических фильмов какой-то степени воспроизводят свои прототипы, которые реально существуют. А тот вид, в котором эти образы представлены в киноленте, они приобрели путем переработки исходного мате лу и дополнением его необходимыми деталями, в процессе деятельности представленийуяви.

Формы воображения

Агглютинация - объединение в создаваемом образе свойств и элементов образов других предметов

Примерами агглютинации является образ кентавра, образ крылатого человека в рисунках североамериканских индейцев, образ древнеегипетского божества (человек с хвостом и головой животного)

Гиперболизация - чрезмерное преувеличение реального объекта или отдельных его частей или их количества

Схематизация - сглаживание различий между сравниваемыми объектами

Типизация - мысленное выделение существенного, повторяющегося в однородных образах

Обострение - мнимое подчеркивания отдельных признаков реального объекта

Перенос признаков - наделение образов нехарактерными признаками

На деятельность воображения большое влияние оказывают эмоционально-волевые факторы, действующие на личность. Представление желаемой мести может вызвать у человека положительные эмоциональные чувства, что может вывести человека из негативного состояниеу.

В процессе построения образа воображения функционирует несколько приемов - гиперболизация, применшування, схематизация, помещения предмета в необычную обстановку, комбинация (агглютинация) и т.д.

Путем гиперболизации и умаление создавались герои романа. Свифта - великаны и лилипуты. Путем отбрасывания, пропускания тех или иных частей воспринятого образа создаются схемы, карты местности. Новые и образы возникают также, когда человек представляет предмет вне обычной обстановкой, например, корабли в воздухе (рис 727.2).

Образы воображения могут появиться путем комбинации (агглютинации) уже существующих образов. С помощью такого механизма воображения люди создали образ кентавра, объединив образы человека и лошади (рис73). Иногда группу уються к образу предмета какие-либо не присущие ему части, например,. Янус с двумя лицомчями.

Проявления воображения наблюдаются уже в раннем возрасте ребенка. Правда, воображении детей дошкольного возраста часто свойственна недостаточная способность различать образы реального и воображаемого. Роль воображения в детском возрасте тонко в подметил. К. И. Чуковский. Он описал ребенка, которому родители не рассказывали сказок и тем самым не удовлетворяли его потребности в воображении. Ребенок сам придумывала их"То придумает, что к ней в комнату прихімнату прихо

Рис 72. Волшебный великан-дракон - любимый герой сказок большинства народов мира

Рис 73. В сказках много разных персонажей, является результатом агглютинации

см с визитом красный слон, то будто у нее есть подруга медведица. Кора, и, пожалуйста, не садитесь на стул рядом с ней, потому что - разве вы не видите?

В старшем дошкольном возрасте выражена более целенаправленная воображение. Затем, с приобретением человеком опыта, с каждым годом роль фантазии в жизни для нее растет. Без воображения вряд ли возможна творчество писателя, композитора, ученого. Они, по сути,"видят"мысленный образ. Настоящий писатель всегда переживает успехи и неудачи своих героев. Например,. М. Дикксис закончил роман"Лавка древностей"смертью героин и. Он писал, что мнимая смерть настолько поразила его, что он почти чувствовал себя убийцей. Важную роль воображение играет в процессе научных открытии процесі наукових відкриттів.

Физиологической основой воображения принято считать разбиение на элементы существующих нервных связей и объединения их в новые системы. Таким образом возникают образы, не совпадающие с предыдущим опытом, но и не оторваны от негоо.

Большую физиологическую роль в процессе воображения играет гипоталамолимбична система головного мозга. Учитывая особенности данной системы, которая отвечает за деятельность воображения, можно отметить, что воображение влияет и акож и на органические процессы, например, функционирования эндокринных желез, деятельность внутренних органов, обмен веществ и т.д.. Представление о различных психические болезни может привести к тому, что практически здоровый человек начнет замечать у себя симптомы, существование которых сама же сначала представлялила.

Известный психолог и нейрохирург. О. Р. Лурия описал чрезвычайное экспериментальный факт:

"Достаточно было. Ш что-нибудь представить себе или, как он говорил, увидеть, и мы могли наблюдать удивительные изменения, видбувшийся в его теле. В специальных опытах мы могли видеть, как он повышал темпер ратуру левой руки на 1,5 градуса, для этого достаточно было"увидеть", что его правая рука лежит на плите, а в левой он держит кусок льда. Без огромных усилий он ускорял ритм работы сердца (представлений ляючы. Бегущий за трамваем) или замедлял его (видел, что спокойно лежит в постели) в него наблюдались явления депрессии а-ритма на электроэнцефалограмме, когда он, сидя в темноте эксперимент альной камеры, начинал видеть яркий пучок света. Он мог переносить удаление зуба без наркоза, потому что видел, что в кресле сидит другой и том, другом, а не ему рвут зуб а не йому рвуть зуб".

Психологи выделяют следующие виды воображения, как произвольная, непроизвольная, репродуктивная и творческая

У человека воображение может возникать произвольно и непроизвольно. Произвольная воображение проявляется, когда у человека образы и идеи возникают в результате волевых усилий или поставленной цели. В ходе ее проявлений процесс воображения конт тролюеться и направляется самим человеком. В основе этого процесса лежит умение произвольно вызывать или изменять нужные образы. Поэтому произвольное внимание, как правило, является активным процессом превращения образеазів.

Хирург, готовясь к сложной операции, создает ее картину. При этом он старается творчески проработать опыт других хирургов, новые достижения науки

Воображение называется непроизвольным, когда создание новых образов нс направляется специальной целью представить определенные предметы или события

Воображение зависимости от опыта, знаний, способностей, особенностей ума и других личностных свойств человека обогащает практику, в ней же она проходит проверку

Репродуктивная воображение заключается в создании новых для человека предметов или явлений, напоминающие те, которые человек когда-либо видела, или в воссоздании образа по словесному описанию предмета или чертежам. Репродук руктивных воображение стремится для точного воспроизведения образа, она широко используется в различных видах деятельности. В отличие от репродуктивной, при творческом воображении человек создает образы предметов, которых она ник оли не видела, например, образ снежной человекни.

Особой формой творческого воображения является мечта. В мечтах человек создает образы желаемого будущего. Мечта в жизни человека играет важную роль. В связи с этим. Д. И. Писарев отмечал, что если бы человек был совершенно поз збавлена??способности мечтать, если бы она не могла изредка забегать вперед и созерцать своим воображением в цельной и законченной картине то самое творение, которое только начинает складываться под его руками, - тогда до н и как нельзя было бы понять, какая побудительная причина заставляет человека начинать и доводить до конца обширные и утомительные работы в области искусства, науки и практической жизнижиття.

Способностью мечтать люди обладают в разной степени. Кроме того, индивидуальные различия людей проявляются в том, насколько мечта связана с реальностью, с ее осуществлением. В одних случаях мечты побуждают л человека к активной деятельности, в других - оставляют ее пассивной, в мире грез. В подобном состоянии могут находиться как здоровые, так и больные люди. Если в норме человек"купается в мечтах"через свою бездействия ьнисть, то в патологии это результат изменения психики под влиянием заболеваниям захворювання.

Непроизвольное воображение - более простая форма создания образов. Здесь они возникают без специальных волевых усилий человека. Так, глядя на облака, мы иногда самопроизвольно видим интересные изображения: поезд рухает ться, разных зверей, человека тощщо.

Непроизвольное воображение характеризуется пассивностью процесса своей деятельности. Связь потребностей личности и пассивной непроизвольного ее воображения выражается в феномене человеческого бред

яркого представителя этой категории людей изобразил. Гоголь в образе. Манилова. Почти все свое время. Манилов тратил на приятные, но безосновательные бред. Он никогда не пытался осуществить эти грезы. В ц этом иллюзорном жизни ему все удавалось, он был уважаемым человеком, на что не мог претендовать в реальной жизнитті.

Наиболее яркими проявлениями непроизвольного пассивной воображения, при ослабленный работе сознания и его расстройствах, являются галлюцинаций

Одним из проявлений углубления или расширения воображения выступает процесс фантазии. Фантазия глубже и ярче раскрывает процесс построения образа объекта. Фантазии присущи всем людям, только в разных формах их х проявления, и зависят от возраста и степени развития личности. Учитывая это, можно выделить ряд отдельных видов фантазий - детские, научно-познавательные, сексуальныеьні.

Роль фантазии возрастает по мере усложнения труда. Однако и в простейшем общении есть определенный элемент фантазии. Склонность к запредельного фантазирование очень резко обнаружена у истериков. При этом их фанта азии схожи с детскими, то есть создаваемые образы практически не отличаются от реальной действительности. Часто мнимое принимается за действительное, оно приобретает бесплодного, навязчивого характера. Медицинские работники должны учитывать то, что некоторые больные под влиянием прочитанных книг, увиденных кинофильмов или услышанных различных высказываний могут смешивать мнимые симптомы заболевания с настоящими. Эти ложные представлений ления приводят к серьезным патологическим изменениям личностистості.

При отдельных психологических расстройствах фантазирование может принимать форму бред или проявляться в виде бредовых фантазий. Так, известны случаи, когда человек под ситуативным влиянием болезненного воображения переутомление илювалася в зверя, например, делала из себя собаку, начинала лаятьи.

Психология имеет очень большой спектр направлений. Одним из них является воображение. Это очень интересная и познавательная для изучения тема. Принцип работы мозга человека даёт возможность понять и раскрыть таланты и перспективы на будущее, а также поможет в некотором роде определиться с профессией и увлечениями. Стоить отметить, что воображение тесно переплетается с памятью и мышлением.

Пути создания образов, их свойства и признаки

Воображение – это психический процесс , который проявляется вследствие пережитых эмоций, причём как положительных, так и отрицательных. После каких-либо событий у человека могут возникать картинки в голове. Ещё с малых лет ребёнок начинает фантазировать и додумывать, тем самым требуя от родителей удовлетворения своих желаний. На фоне восприятия окружающего мира и впитывания различных поступков и высказываний мозг малыша способен формировать хитроумный план для своей выгоды.

Виды воображения и его свойства

Таким образом, различают активное и пассивное, а также продуктивное и репродуктивное воображение.

Активное – возникает, когда человек специально воспроизводит в мыслях какое-то значимое событие и додумывает к нему свои желания и ожидания.

Пассивное воображение обычно не зависит от мыслей, а образы и картинки возникают неожиданно в любое время.

Продуктивное воображение – действительность, сознательно конструируется человеком, не исключая добавление творчества.

Репродуктивное - воссоздаёт реальность в первоначальном виде с минимальной долей фантазии, больше напоминая память.

Нашему воображению присущи некоторые свойства, которые приносят весомую пользу мозгу человека:

  • воображение помогает снять нервное напряжение , даже стресс путём переключения сознания на другую тему;
  • оно помогает решать задачи для успешного общения с разными ячейками общества;
  • воображение способно научить разделять события по важности и оставлять мелкие маловажные задачи для дальнейшего решения;
  • с помощью этого свойства воображения мы учимся планировать, анализировать и настраивать себя на определённые действия.

Ещё существуют некоторые пути создания образов:

Воображение может различаться по степени произвольности. Произвольным считается осознанная, направленная деятельность, выполняя которую человек отдаёт себе отчёт относительно её целей и мотивов. К произвольному воображению относятся мечты, творческое, креативное мышление человека. Примером непроизвольного воображения служат сны, в которых элементы происшедших ранее событий всплывают в самых неожиданных формах и образах.

Воспроизведение образов и мысленное структурирование чего-либо также различается по некоторым признакам:

Функции и связь с мышлением

К одной из важных характеристик воображения относят его многофункциональность. Различают несколько таких функций:

  • Познавательная – из названия понятно, что она означает процесс познания и расширения кругозора, а также отображает способность человека конструировать своё поведение в зависимости от ситуации.
  • Функция прогнозирования помогает человеку вообразить конечный результат при незаконченном действии и развивает способность мечтать и достигать поставленных целей, параллельно придумывая способы решения задач и проблем на пути к этим целям.
  • Функция понимания или сочувствия даёт человеку способность сопереживать и понять чувства другого человека и, возможно, придумать как помочь.
  • Функция защиты – предполагаемые трудности человек может предотвратить, выбрав иной путь решения каких-либо вопросов.
  • Функция саморазвития поможет придумывать, фантазировать и творить во благо своего будущего.
  • Функция воспоминания – выражается в способности вспомнить прошедшие события любого характера. Она выражается в виде образов и представлений.

У каждой отдельной личности доминирует та или иная функция, это может зависеть от многих факторов: среда обитания, воспитание, коммуникативные способности, привычки и все то, с чем сталкивается человек на протяжении своей жизни. В соответствии с доминирующей функцией и вырабатывается характер и стиль поведения человека, а также следует отметить, что каждый путь создания образов и представлений в голове – это сложный многоуровневый психический процесс.

Воображение помогает нам решать математические и логические задачи. Решая школьные задания, ребёнок учится находить правильное решение, определять истину и ложь. И чем больше он будет заниматься тренировкой мозга тем, легче ему будет во взрослой жизни, и тем увереннее он будет чувствовать себя в запутанных ситуациях.

Воображение в психологии тесно связано с мышлением и поэтому напрямую влияет на познание мира. Благодаря ему мы можем планировать свои действия, что учит нас организовывать свою жизнь, помогает рисовать в мыслях образы предметов. Всё это способствует развитию аналитического мышления.

Как ни странно, воображение или, как его ещё называют, сила мысли может регулировать наше физическое состояние. То есть если человек жалеет себя, плачется о том, какой он больной, как ему плохо, то он провоцирует свой организм на слабость и болезни. А если человек даже при ощутимом лёгком недомогании осознает, что нужно вести активный образ жизни, помогая своему организму побороть временный недуг, то в таком случае и болезнь пройдёт быстрее и в лёгкой форме.

В итоге мы видим, что воображение - это мощный рычаг или двигатель нашего сознания.

Мозговая деятельность и ее роль в жизни человека

Даже специалисты в области психологии утверждают, что для того, чтобы стать здоровее, нужно образно представить себя таковым, сильным и полным энергии. Было даже проведено исследование на музыкантах, играющих на фортепиано, разделив их на две группы. Одна группа играла на реальном инструменте, а другая образно в мыслях представляла игру на фортепиано. Результаты мысленно играющих оказались не хуже тех, кто играл на инструменте вживую, а также у них наблюдалась хорошая физическая форма.

Итак, мы видим, что развитие мышления и воображения положительно сказывается на жизни человека в целом.

Исследуя воображение, психология имеет конкретную область для его изучения и для анализа мозговой деятельности человека. Определить уровень воображения можно с помощью специальных тестов. Для этого испытуемому задаются конкретные вопросы, и по ответам специалист проанализирует возможности этого психического состояния у каждого конкретного человека.

Высшим проявлением развитости воображения служат сны, с помощью которых человек может корректировать свою жизнь, поступки и поведение окружающих людей. Воображение и психология являются одним из всесторонних предметов изучения, то есть в процессе всей жизни они подлежат изучению.

Возможно, в дальнейшем будут раскрыты неизвестные свойства воображения.

Воображение: понятие, функции, виды, операции (агглютинация, гиперболизация, типизация, схематизация, акцентирование)

Воображение - психический процесс создания образа предмета, ситуации путем перестройки имеющихся представлений. Образы воображения не всегда соответствуют реальности; в них есть элементы фантазии, вымысла. Если воображение рисует сознанию картины, которым ничего или мало что соответствует в действительности, то оно носит название фантазии. Если воображение обращено в будущее, его именуют мечтой. Процесс воображения всегда протекает в неразрывной связи с двумя другими психическими процессами - памятью и мышлением.

Виды воображения:

  • - Активное воображение - пользуясь им, человек усилием воли, по собственному желанию вызывает у себя соответствующие образы.
  • - Пассивное воображение - его образы возникают спонтанно, помимо воли и желания человека.
  • - Продуктивное воображение - в нем действительность сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется или воссоздается. Но при этом в образе она все же творчески преобразуется.
  • - Репродуктивное воображение - ставится задача воспроизвести реальность в том виде, какова она есть, и хотя здесь также присутствует элемент фантазии, такое воображение больше напоминает восприятие или память, чем творчество.

Функции воображения:

  • - Образное представление действительности;
  • - Регулирование эмоциональных состояний;
  • - Произвольная регуляция познавательных процессов и состояний человека;
  • - Формирование внутреннего плана действий.

Способы создания образов воображения:

Агглютинация - создание образов посредством соединения любых качеств, свойств, частей.

Акцентирование - выделение какой-либо части, детали целого.

Типизация - наиболее сложный прием. Художник изображает конкретный эпизод, который впитывает в себя массу аналогичных и таким образом является как бы их представителем. Так же формируется и литературный образ, в котором концентрируются типичные черты многих людей данного круга, определенной эпохи.

Процессы воображения, как и процессы памяти, могут различаться по степени произвольности, или преднамеренности. Крайним случаем непроизвольной работы воображения являются сновидения, в которых образы рождаются непреднамеренно и в самых неожиданных и причудливых сочетаниях. Непроизвольной в своей основе также является деятельность воображения, развертывающаяся в полусонном, дремотном состоянии, например перед засыпанием.

Среди различных видов и форм произвольного воображения можно выделить воссоздающее воображение, творческое воображение и мечту.

  • - Воссоздающее воображение проявляется тогда, когда человеку необходимо воссоздать представление объекта, как можно более полно соответствующее его описанию.
  • - Творческое воображение характеризуется тем, что человек преобразует представления и создает новые не по имеющемуся образцу, а самостоятельно намечая контуры создаваемого образа и выбирая для него необходимые материалы.

Особой формой воображения является мечта - самостоятельное создание новых образов. Главной особенностью мечты является то, что она направлена на будущую деятельность, т.е. мечта - это воображение, направленное на желаемое будущее.

Если произвольное, или активное, воображение преднамеренно, т.е. связано с волевыми проявлениями человека, то пассивное воображение может быть преднамеренным и непреднамеренным. Преднамеренное пассивное воображение создает образы, не связанные с волей. Эти образы получили название грез. В грезах наиболее ярко обнаруживается связь воображения с потребностями личности. Преобладание грез в психической жизни человека может привести его к отрыву от реальной действительности, уходу в выдуманный мир, что, в свою очередь, начинает тормозить психическое и социальное развитие этого человека.

Непреднамеренное пассивное воображение наблюдается при ослаблении деятельности сознания, его расстройствах, в полудремотном состоянии, во сне и т.д. Наиболее показательным проявлением пассивного воображения являются галлюцинации, при которых человек воспринимают несуществующие объекты. При классификации видов воображения исходят из двух основных характеристик. Это степень проявления волевых усилий и степень активности, или осознанности.

воображение психологический коллектив поведение

Из ничего не могут возникнуть. Уже хорошо известно, что они формируются на основе предшествующего опыта, представлений о предметах и явлениях объективной реальности. Протекать процесс создания образов может в различных формах и проходит два основных этапа:

  1. Первый этап. Имеющиеся представления и впечатления расчленяются на составные части или, другими словами, происходит анализ полученных или сформированных впечатлений. Объект и его части в ходе такого анализа абстрагируются. Абстракция предполагает внимательное «вычерпывание» сущностных сторон предмета по частям и «без потерь». При абстрагировании неточности зависят от того, что исследователь останавливает свой взгляд на частном и поверхностном;
  2. Второй этап. Далее с этими образами могут осуществляться преобразования – возникновение новых сочетаний и связей и, во-вторых, появление совершенно нового смысла. Операции, которые производятся с абстрагированными образами, характеризуются как синтез.

Формы синтезирующей деятельности воображения довольно многообразны. Рассмотрим некоторые из них.

Агглютинация

Это простейшая форма синтеза в процессе воображения. Суть её в том, что в результате присоединения в воображении частей или свойств одного объекта к другому, создается новый образ.

Надо сказать, что агглютинация была характерна для первобытного мифологического мышления. Мифологические образы у древних народов формировались путем агглютинации.

Например, образ кентавра, образ древнеегипетского божества, образ крылатого человека в рисунках индейцев Северной Америки, образ бабы-Яги, Змея-Горыныча и др.

Агглютинация является целенаправленным подбором заранее продуманных черт. Писатели, например, осуществляют его осознанно, и руководит этим идея, замысел или композиция произведения. Л.Н. Толстой при создании образа Н. Ростовой, не скрывал, что одни элементы черт героини были позаимствованы от его жены, а другие у её сестры. Смешав черты, писатель получил новое единое целое – образ героини романа.

В психологии агглютинация является механизмом, который дает возможность подчинить воображение какой-то тенденции, определяющей весь спектр комбинируемых признаков, чтобы придать им смысл.

Эта форма синтеза широко используется в искусстве, техническом творчестве. В результате использования агглютинации, создан автомобиль-амфибия и судно на воздушной подушке.

Агглютинация по форме преобразования представления близка гиперболизации. Здесь имеется в виду увеличение предмета, например, великан Гулливер, и изменение количества частей предмета и их смещение. Например, в индийской мифологии многорукие богини. Агглютинацию в противовес абстрактному мышлению, часто называют символическим мышлением.

В основе агглютинации лежат разнообразные процессы, которые можно разделить на две основные группы:

  1. Процессы, с недостаточностью критичности;
  2. Произвольные процессы, контролируемые сознанием и связанные с мыслительными обобщениями.

Увеличение или уменьшение объекта, а также его частей это наиболее распространенный способ переработки образов восприятия в образы воображения. Самые разные литературные персонажи были созданы с помощью такого способа.

Осуществление агглютинации может происходить с помощью включения в новый контекст уже известных образов. Между представлениями в этом случае устанавливаются новые связи, и совокупность образов получает новое значение. Процессу включения представлений в новый контекст обязательно предшествует определенная идея. Если это не сновидение, то процесс полностью контролируем. Человек, при включении известных образов в новый контекст, добивается соответствия между отдельными представлениями и целостным контекстом, поэтому с самого начала весь процесс подчинен определенным осмысленным связям.

Схематизация и акцентировка

Способы схематизации и акцентировки переработки представлений в образы воображения по принципу обобщения существенных признаков, являются наиболее существенными:

  • Схематизация. Она имеет место при различных условиях – может возникнуть при неполном, поверхностном восприятии объекта, тогда представления схематизируются случайным образом. В этом случае могут возникнуть искажения в образах воображения, которые извращенно отражают действительность. Такие явления часто встречаются у детей. С другой стороны – достаточно полное восприятие объекта. В этом случае причиной схематизации может быть забывание каких-либо несущественных деталей. Тогда на первый план в представлении будут выступать существенные детали. Представление в этом случае становится более обобщенным и утрачивает индивидуальность. Есть и третья причина схематизации. Это может быть сознательное отвлечение от второстепенных и несущественных сторон объекта. Сознательно направляя свое внимание на существенные свойства объекта, он сводит представления до определенной схемы;
  • Акцентирование. Суть его заключается в подчеркивании наиболее типичных признаков образа, особенно при создании художественного образа. Переработка образов восприятия в образы воображения имеет главную особенность, которая заключается в том, что художественный образ дает широкое обобщение, которое всегда отражено в конкретном образе. Создание типического образа является сложным творческим процессом, отражающим определенные индивидуальные особенности того человека, который этот образ создает.

Другие формы синтеза образов

Помимо агглютинации, гиперболизации, схематизации, синтез образов в процессах воображения может осуществляться и в таких формах:

  • Литота. Это уменьшение предмета, в отличие от гиперболизации, например, мальчик с пальчик. Данные приемы широко используются в народных сказках и фантастических произведениях;
  • Подчеркивание. Это акцентирование какой-то части или определенного качества человека. С помощью этого приема создаются всем хорошо известные шаржи и карикатуры;
  • Типизация. Выделение в однородных фактах чего-либо существенного и воплощение этого в конкретных образах. Этот прием широко применяется в литературе и является самым сложным;
  • Комбинирование. Сочетание данных элементов в новые, необычные комбинации. Это простейшая техника воображения, когда исследователи считали механизмом воображения ассоциации;
  • Аллегоризация. Это использование образа в переносном смысле, который является условно избранным знаком какого-либо явления действительности;
  • Метафоризация. Это есть построение метафор, которые являются более глубоким воображаемым отражением явления, по сравнению с аллегорией. Между метафорическим образом и его значением существует определенное сходство;
  • Символизация. Это самая большая и сущностная по наполнению техника воображения, использующая символы. Символы помогают человеку сознательно получать послания от собственного бессознательного. От понятия символ отличается неограниченным объемом значения.

Таким образом, в технике воображения создается сложное динамическое единство сознательного и бессознательного. Само воображение – это свободное, своеобразное, творческое отражение действительности.

Наряду с восприятием, памятью и мышлением важную роль в деятельности человека играет воображение. В процессе отражения окружающего мира человек наряду с восприятием того, что действует на него в данный момент, или зрительным представлением того, что воздействовало на него раньше, создает новые образы. Воображение – это психический процесс создания нового в форме образа, представления или идеи, состоящий в создании представлений и мысленных ситуаций, никогда в целом не воспринимавшихся человеком в действительности. Механизмы воображения изучены очень слабо, в том числе и его анатомо-физиологическая основа (где в мозгу локализовано и т.д.). Ведущим механизмом воображения служит перенос какого-либо свойства объекта. Воображение всегда есть определенный отход от действительности. Но в любом случае источник воображения – объективная реальность. Будучи теснейшим образом связанным с мышлением, воображение характеризуется большей, чем при мышлении, неопределенностью проблемной ситуации. Воображение является основой наглядно-образного мышления, позволяющему человеку ориентироваться в ситуации и решать задачи без непосредственного вмешательства практических действий. От восприятия воображение отличается тем, что его образы не всегда соответствуют реальности, в них есть элементы фантазии, вымысла. Процесс воображения свойствен только человеку и является необходимым условием его трудовой деятельности. Воображение всегда направлено на практическую деятельность человека. Человек, прежде чем что-либо сделать, представляет, что надо делать и как он будет это делать. Таким образом, он уже заранее создает образ материальной вещи, которая будет изготовляться в последующей практической деятельности человека. Эта способность человека заранее представлять конечный итог своего труда, а также процесс создания материальной вещи резко отличает человеческую деятельность от "деятельности" животных, иногда очень искусной. В психологии различают активное, пассивное, продуктивное и репродуктивное воображение. Пассивное воображение возникает спонтанно, помимо воли и желания человека и подчинено внутренним факторам. В образах пассивного воображения "удовлетворяются" неудовлетворенные, большей частью неосознанные потребности личности. Пассивное в свою очередь делится на произвольное (мечтательность, грезы) и непроизвольное (гипнотическое состояние, сновидовая фантазия). Активное воображение характеризуется тем, что человек по собственному желанию, усилием воли вызывает у себя соответствующие образы. Включает в себя артистическое, творческое, критическое, воссоздающее и антиципирующее. Активное воображение всегда направлено на решение творческой или личностной задачи. Воссоздающее воображение – один из видов активного воображения, при котором происходит конструирование новых образов, представлений у людей в соответствии с воспринятой извне стимуляцией в виде словесных сообщений, схем, условных изображений, знаков. Антиципирующее воображение лежит в основе очень важной и необходимой способности человека – предвосхищать будущие события, предвидеть результаты своих действий. У пожилых и старых людей воображение больше ориентировано на события прошлого. Творческое воображение – это такой вид воображения, в ходе которого человек самостоятельно, создает новые образы и идеи, представляющие ценность для других людей или общества. (Рибо вывел: Диссоциация – первый этап творческого воображения, этап подготовки материала. Невозможность диссоциации – существенное препятствие для творческого воображения. Ассоциация – создание целостного образа из элементов вычлененных единиц образов. Ассоциация дает начало новым сочетаниям, новым образам).



Продуктивное воображение – в нем действительность сознательно конструируется человеком (но при этом в образе она творчески преобразуется).

Репродуктивное воображение – здесь воспроизводится реальность в том виде, в каком она есть (элементы фантазии).

Существуют также и другие виды воображения:

Сновидения – относятся к разряду пассивных и непроизвольных форм воображения. Фантазии – это образы воображения, которые никак или мало соответствуют действительности.

Галлюцинации – это фантастические видения, не имеющие почти никакой связи с окружающей действительностью (как правило, результат тех или иных нарушений психики или работы организма).

Грезы – это вполне нормальное психическое состояние, представляющее собой фантазию, связанную с желанием, чаще всего несколько идеализируемым будующим.

Мечты - о ни обращены к сфере более или менее отдаленного будущего и не предполагает немедленного достижения реального результата, а также его полного совпадения с образом желаемого. Вместе с тем мечта может стать сильным мотивирующим фактором творческого поиска.

Поделиться