Литературоведческое исследование: история «Кавказского пленника. Л.Н

Пребывая в середине XIX века на Кавказе, Лев Николаевич Толстой стал участников опасного события, которое вдохновило его на написание «Кавказского пленника». Сопровождая обоз в крепость Грозную, они с товарищем попали в западню к чеченцам. Жизнь великого писателя спасло то, что горцы не хотели убивать его спутника, поэтому не стали стрелять. Толстому и его напарнику удалось доскакать до крепости, где их прикрыли казаки.

Ключевой идеей произведения является противопоставление оптимистичного и крепкого духом человека другому - вялому, безынициативному, ворчливому и жалостливому. Первый персонаж сохраняет мужество, честь, смелость и добивается освобождения из плена. Основной посыл: не стоит ни в коем случае сдаваться и опускать руки, безвыходные ситуации есть только для тех, кто не хочет действовать.

Анализ произведения

Сюжетная линия

События рассказа разворачиваются параллельно с Кавказской войной и повествуют об офицере Жилине, который в начале произведения по письменной просьбе матери выезжает с обозом, чтобы её навестить. В пути он встречается с другим офицером - Костылиным - и продолжает путь с ним. Встретив горцев, попутчик Жилина убегает, а главного героя пленят и продают богачу Абдул-Марату из горного села. Офицера-беглеца ловят позднее и пленников держат вместе в сарае.

Горцы стремятся получить выкуп за русских офицеров и заставляют их написать домой письма, однако Жилин пишет ложный адрес, чтобы мать, у которой не возможности собрать столько денег, ни о чем не узнала. Днем пленным позволяют гулять по аулу в колодках и главный герой делает для местных детей куклы, благодаря чему завоевывает расположение 13-летней Дины, дочери Абдул-Марата. Параллельно он планирует побег и готовит подкоп из сарая.

Узнав, что жители села тревожатся по поводу гибели одного из горцев в бою, офицеры решаются бежать. Они выходят через подкоп и идут в сторону русских позиций, однако горцы быстро обнаруживают и возвращают беглецов, бросив в яму. Теперь пленники вынуждены сидеть в колодках круглые сутки, однако Дина время от времени приносит Жилину баранину и лепешки. Костылин окончательно падает духом, начинает болеть.

В одну из ночей главный герой с помощью принесенной Диной длинной палки выбирается из ямы и прямо в колодках убегает через лес к русским. Костылин остается в плену до конца тех пор, пока горцы не получают за него выкуп.

Главные герои

Толстой обрисовал главного героя честным и авторитетным человеком, который с уважением и ответственностью относится к своим подчиненным, родным и даже тем, кто его пленил. Несмотря на строптивость и инициативность, он острожен, расчетлив и хладнокровен, обладает пытливым умом (ориентируется по звездам, учит язык горцев). Он обладает чувством собственного достоинства и требует у «татар» уважительного отношения к пленникам. Будучи мастером на все руки, он чинит ружья, часы и даже мастерит кукол.

Несмотря на подлость Костылина, из-за которого Иван попал в плен, он не держит зла и не винит соседа по заточению, планирует бежать вместе и не бросает того после первой почти удавшейся попытки. Жилин - герой, благородный по отношению к врагам и союзникам, который сохраняет человеческое лицо и честь даже в самых трудных и непреодолимых обстоятельствах.

Костылин - состоятельный, грузный и неуклюжий офицер, которого Толстой изображает слабым как в физическом, так и в моральном плане. Из-за его трусости и подлости герои попадают в плен и проваливают первую попытку бежать. Он смирно и беспрекословно принимает участь пленника, соглашается на любые условия содержания и даже не верит словам Жилина о том, что можно совершить побег. Целыми днями он жалуется на свое положение, сидит, бездействуя, и все сильнее «раскисает» от собственной жалости. В итоге Костылина настигает болезнь, и на момент второй попытки Жилина бежать он отказывается, говоря, что у него нет сил даже повернуться. Еле живым его привозят из плена спустя месяц после того, как приходит выкуп от родных.

Костылин в рассказе Льва Николаевича Толстого - отражение трусости, подлости и слабости воли. Это человек, не способный под гнетом обстоятельств проявить уважение к себе и, тем более, к окружающим. Он боится только за самого себя, не помышляя о риске и храбрых действия, из-за чего становится обузой для действующего и энергичного Жилина, продлевая совместное заточение.

Общий анализ

Один из самых известных рассказов Льва Николаевича Толстого «Кавказский пленник» основан на сравнении двух крайне противоположных персонажей. Автор делает их антагонистами не только по характерам, но и даже по внешности:

  1. Жилин не высок, однако обладает большой силой и ловкостью, а Костылин - толстый, неуклюжий, грузный.
  2. Костылин богат, а Жилин, хоть и живет в достатке, не может (и не хочет) платить горцам выкуп.
  3. О строптивости Жилина и смирности его напарника в разговоре с главным героем говорит сам Абдул-Марат. Первый оптимист, с самого начала рассчитывает бежать, а второй говорит, что побег - это безрассудно, потому что им неизвестна местность.
  4. Костылин целями днями спит и ждет ответного письма, а Жилин рукодельничает, занимается починкой.
  5. Костылин бросает Жилина при их первой встрече и убегает к крепости, однако тот во время первой попытки побега тащит товарища с израненными ногами на себе.

Толстой выступает в своем рассказе носителем справедливости, рассказывая притчу о том, как судьба награждает инициативного и храброго человека спасением.

Важная мысль заложена и в названии произведения. Костылин является кавказским пленником в прямом смысле слова даже после выкупа, потому что не сделал ничего, чтобы заслужить свободу. Однако над Жилиным Толстой будто иронизирует - он проявил волю и вырвался из заточения, однако не покидает регион, потому что считает свою службу судьбой и долгом. Кавказ пленит не только русских офицеров, вынужденных воевать за родину, но и горцев, у которых тоже нет морального права отдать эту землю. В определенном смысле кавказскими пленниками здесь остаются все действующие лица, даже великодушная Дина, которой суждено и дальше жить в своем родном обществе.

Урок № 36.

Тема. Л.Н.Толстой. Сведения о писателе. Историко-литературная основа рассказа
«Кавказский пленник». Яснополянская школа.

Цель:

· познакомить ребят с фактами биографии Л.Н.Толстого, связанными с творческой историей рассказа «Кавказский пленник»; выявить историко-литературные основы рассказа;

· формировать умение выделять главное в прослушанном сообщении, развиватьнавыкиработы с иллюстрациями;

· воспитывать интерес к жизни и творчеству Л.Н.Толстого.


Оборудование: мультимедийная презентация.

ХОД УРОКА.

І.Организационный момент.

II.Изучение нового материала.

1. Сообщение темы урока, постановка целей и задач.

2. Сообщения учителя и подготовленных учащихся по плану.

· Родился Л.Н.Толстой 28 августа (9 сентября) 1828 года в Крапивенском уезде Тульской губернии, в родовом имении – Ясной Поляне.

· Прадед – Пётр Андреевич Толстой.

· Дед со стороны матери – князь Николай Сергеевич Волконский.

· Дед писателя со стороны отца – граф Илья Андреевич Толстой.

· Отец поэта – граф Николай Ильич Толстой.

· Мать поэта – Мария Николаевна Толстая (урожд.Волконская).

· Родство с А.С.Пушкиным, с декабристами – князьями С.Г.Волконским и С.П.Трубецким.

· 1844 г. – поступление в Казанский университет.

· 1851 г. – на военной службе на Кавказе. Присоединение Кавказа к России. Кавказская война на картинах художников.

· Историко-литературные источники «Кавказского пленника».

2.1.Слово учителя.

Лев Николаевич Толстой родился 28 августа (9 сентября) 1828 г. в Крапивенском уезде Тульской губернии, в родовом имении – Ясной Поляне.

Предки Льва Толстого были военными. Представители древнего рода Толстых ещё при царе Иване Грозном служили воеводами во многих городах Руси.

Прадед писателя, Пётр Андреевич Толстой, был участником Азовских походов царя Петра I, который пожаловал ему графский титул за дипломатические и военные заслуги.

Дед писателя со стороны матери – «потомок Рюрика», князь Николай Сергеевич Волконский – участвовал в русско-турецкой войне и вышел в отставку в чине генерал-аншефа.

Дед писателя с отцовской стороны – граф Илья Андреевич Толстой – служил во флоте, а затем в лейб-гвардии в Преображенском полку. Отец писателя – граф Николай Ильич Толстой – участвовал в Отечественной войне 1812 г., попал в плен, был освобождён русскими войсками.

По материнской линии Толстой находился в родстве с Пушкиным. Их общим предком был боярин И.М.Головин, сподвижник Петра Первого, вместе с ним обучавшийся корабельному делу в Голландии. Одна из его дочерей И.П.Головина – прабабка поэта, другая – прабабка матери Толстого.

Толстой был в родстве с декабристами – князьями С.Г.Волконским и С.П.Трубецким.

Детство в старинном родовом имении, семейные предания, рассказы родных и близких о русской истории, в частности о событиях 1812 и 1825 гг., оставили неизгладимый след в сознании юного Толстого, повлияли на формирование его мировоззрения, а затем отразились в его творчестве.

Толстому не было и двух лет, когда умерла его мать. Мария Николаевна была на редкость душевным человеком, добрым, отзывчивым. Она получила превосходное образование – знала французский, немецкий, английский, итальянский языки, играла на фортепиано, рисовала и «была большая мастерица рассказывать завлекательные сказки, выдумывая их по мере рассказа».

Николая Ильича Толстого, своего отца, дети ценили за гуманное отношение к крепостным, любовь к образованию.

Отец первым заметил способность своего младшего сына к живописному восприятию художественного слова.

Когда Толстому шёл девятый год, отец в первый раз повёз его в Москву. Здесь мальчик впервые узнал, что, кроме семьи и усадьбы, существует большой, неизвестный ему мир. Летом 1837 г., поехав по делам в Тулу, скоропостижно скончался отец.

Через несколько лет умерла первая опекунша осиротевших детей Толстых, сестра отца, Александра Ильинична Остен-Сакен. Десятилетнего Лёвочку, его трёх братьев и сестру отвезли в Казань, где жила их новая опекунша – тётушка Пелагея Ильинична Юшкова.

В 1844 г. писатель поступил сначала на восточный факультет Казанского университета, затем перевёлся наюридический. В 1847-м он оставил университет и, возвратившись в Ясную Поляну, занимался самообразованием; в 1848 г. уехал в Москву, где, по его собственным словам, жил «очень безалаберно».

В 1851 г. Л.Н.Толстой поступил на военную службу.

2.2. Сообщение «историка» о присоединении Кавказа к России.

Начало царствования Николая I было связано с войнами в Закавказье. В 1828 г. закончилась война с Ираном, а в 1829 г. Россия разгромила Турцию. Эти войны завершились подписанием договоров, в результате которых в 1829 г. было завершено присоединение к России всего Закавказья.

Горцы же объявили священную войну – газават. В 1834 г. их вождём-имамом был провозглашён Шамиль. Ему удалось одержать ряд побед над русскими войсками. Однако суровость внутренних порядков в государстве Шамиля, а также жесточайший гнёт постепенно разлагали его государство изнутри. К 1864 г. была покорена западная часть Северного Кавказа, и Кавказская война закончилась.

2.3. Сообщение «искусствоведа» о картинах Франца Алексеевича Рубо, посвящённых теме войны на Кавказе.

Франц Алексеевич Рубо родился 15 июня 1856 года в Одессе. Его отец - переселившийся в Россию французский книготорговец, уроженец Марселя Алекс Рубо; мать - Мадлен Сенек держала свой дом моделей.

С ранних лет у Франца Рубо проявилась склонность к рисованию. В 9 лет он был определен в Одесскую школу рисования и черчения, а в 1878 году поступил в Баварскую королевскую академию художеств. Его учителем стал Йозеф Брандт. Во время каникул юноша ежегодно приезжал в Россию, путешествовал по Кавказу, Украине, Средней Азии. Кавказ стал одной из самых любимых тем художника. В 1886 году он получил заказ на написание 19 картин на тему Кавказских войн для Тифлиса. Чтобы выполнить заказ, живописец изучал исторические события, знакомился с местами сражений. На Кавказе художник создал целую галерею колоритных образов горцев.

Картина Франца Рубо «Штурм аула Гимры». В ходе Кавказской войны 1817-1864 годов этот неприступный горный оплот защищал отряд горцев во главе с имамом Гази-Магомедом. Аул был взят 17 октября 1832 года русским отрядом под командованием генерала Г. В. Розена численностью около 10 тыс. человек.

После ожесточенного штурма русские ворвались в Гимры. Тогда Гази-Магомед и 15 мюридов, среди которых был и будущий имам Шамиль, укрылись в сторожевой башне. Оттуда они пытались прорваться в горы. Во время схватки почти все они, в том числе и сам имам, погибли. Шамилю удалось спастись.

2.4. Сообщение «литературоведа» об историко-литературной основе рассказа «кавказский пленник».

«Кавказский пленник» - рассказ (иногда называется повестью) Льва Толстого, повествующий о русском офицере в плену у горцев. Написан рассказ для «Азбуки», впервые опубликован в 1872 году в журнале «Заря». Одно из наиболее популярных произведений писателя, многократно переиздававшееся и входящее в школьную программу.

Название рассказа является отсылкой к названию поэмы Пушкина «Кавказский пленник».

Завязка рассказа отчасти основана на реальном событии, произошедшим с Толстым во время его службы на Кавказе в 1850-е гг. 23 июня 1853 года он записал в своем дневнике: «Едва не попался в плен, но в этом случае вёл себя хорошо, хотя и слишком чувствительно» По воспоминаниям С. А. Берса, шурина писателя,мирный чеченец Садо, с которым ехал Лев Николаевич, был его большим другом. И незадолго перед тем они поменялись лошадьми. Садо купил молодую лошадь. Испытав её, он предоставил ее своему другу Льву Николаевичу, а сам пересел на его иноходца, который, как известно, не умеет скакать. В таком виде их и настигли чеченцы. Лев Николаевич, имея возможность ускакать на резвой лошади своего друга, не покинул его. Садо, подобно всем горцам, никогда не расставался с ружьём, но, как на беду, оно не было у него заряжено. Тем не менее, он нацелил им на преследователей и, угрожая, покрикивал на них. Судя по дальнейшим действиям преследовавших, они намеревались взять в плен обоих, особенно Садо для мести, а потому не стреляли. Обстоятельство это спасло Садо и Льва Николаевича. Они успели приблизиться к Грозной, где зоркий часовой издали заметил погоню и сделал тревогу. Выехавшие навстречу казаки принудили чеченцев прекратить преследование.

2.5. Слово учителя.

Толстой был не только гениальным художником слова, но и выдающимся педагогом. В 1859 г. он открыл в своей усадьбе Ясная Поляна школу для крестьянских детей. Она помещалась рядом с домом писателя во флигеле. Один из её учеников, Василий Морозов, рассказывает: «В школе у нас было весело, занимались с охотой. Но ещё с большей охотой, нежели мы, занимался с нами Лев Николаевич. Так усердно занимался, что нередко оставался без завтрака. В школе вид он принимал серьёзный. Требовал от нас чистоты, бережливости к учебным вещам и правдивости. Любил, чтобы на вопрос ему отвечали правду, без задней выдумки… Порядок у нас был образцовый за все три года».

Толстой считал, что ученики начальной школы должны получать широкий круг знаний. В Яснополянской школе изучались 12 предметов: чтение, письмо, грамматика, русская история, математика, рисование, беседы из естественных наук, черчение, пение и др. Толстой стремился также привить детям трудовые навыки. Для этого он выделил участок земли, который обрабатывали школьники. Ребята сеяли и выращивали лён, горох, морковь, репу и сами убирали урожай.

В начале 1870-х гг. Толстой составил и издал свою «Азбуку», «Арифметику», четыре «Книги для чтения». Работая над «Азбукой», писатель мечтал о том, что по ней «будут учиться два поколения всех русских детей, от царских до мужицких», что по его «Азбуке» все русские дети будут получать свои первые «впечатления поэтические».

Толстой заботился о том, чтобы в его «Азбуке», как он говорил, «всё было красиво, коротко, просто и, главное, ясно».

«Кавказский пленник», созданный Толстым для«Азбуки», которую он выпустил в свет в 1872 г., вполне отвечает этим требованиям, и писатель был им очень доволен. Рассказ написан с таким художественным совершенством, что с первых же строк безраздельно завладевает вниманием читателя. Такова сила настоящего, большого искусства.

Летом 1873 г. известный русский художник Иван Николаевич Крамской жил недалеко от Ясной Поляны. Крамской исполнил много портретов для Третьяковской галереи, ему очень хотелось написать и портрет Толстого, книги которого он горячо любил.

2.6. Обращение к репродукции портрета Л.Н.Толстого работы И.Н.Крамского.

2.7. Выявление первоначальных впечатлений о рассказе Л.Н.Толстого «Кавказский пленник».

Назовите наиболее важные эпизоды рассказа.

Кто из героев вызвал ваши симпатии и почему?

III.Подведение итогов урока.

Какие исторические факты положены в основу произведения «Кавказский пленник»?

Какие литературные произведения оказали влияние на замысел рассказа «Кавказский пленник»?

Назовите книгу, в которую вошёл рассказ «Кавказский пленник».

Как было организовано обучение в Яснополянской школе Л.Н.Толстого?

IV. Домашнее задание.

2.Составить устные портреты героев рассказа по 1 и 2 главам рассказа (Жилин, Костылин, Дина, татарин с красной бородой, черноватый).

3.Составить описание быта татар.

4.Выписать из текста глаголы, относящиеся к поведению Жилина и Костылина в плену (3 глава).

5.Инд.задание: художественный пересказ 1 главы рассказа.

6.Групповое задание: чтение по ролям эпизода от слов «Тебя, - говорит, - взял Кази-Мугамед…» до конца 2 главы.

». Одно из наиболее популярных произведений писателя, многократно переиздававшееся и входящее в школьную программу.

Кавказский пленник

Иллюстрация 1916 года (Michael Sevier)
Жанр рассказ
Автор Лев Николаевич Толстой
Язык оригинала русский
Дата написания
Дата первой публикации , журнал «Заря »

Название рассказа является отсылкой к названию поэмы Пушкина «Кавказский пленник ».

История

Завязка рассказа отчасти основана на реальном событии, произошедшем с Толстым во время его службы на Кавказе в 1850-е гг. 23 июня 1853 года он записал в своём дневнике: «Едва не попался в плен, но в этом случае вёл себя хорошо, хотя и слишком чувствительно» . По воспоминаниям С. А. Берса, шурина писателя ,

Мирный чеченец Садо, с которым ехал Л. Н-ч, был его большим другом. И незадолго перед тем они поменялись лошадьми. Садо купил молодую лошадь. Испытав её, он предоставил её своему другу Л. Н-чу, а сам пересел на его иноходца, который, как известно, не умеет скакать. В таком виде их и настигли чеченцы. Л. Н-ч, имея возможность ускакать на резвой лошади своего друга, не покинул его. Садо, подобно всем горцам, никогда не расставался с ружьём, но, как на беду, оно не было у него заряжено. Тем не менее он нацелил им на преследователей и, угрожая, покрикивал на них. Судя по дальнейшим действиям преследовавших, они намеревались взять в плен обоих, особенно Садо для мести, а потому не стреляли. Обстоятельство это спасло их. Они успели приблизиться к Грозной , где зоркий часовой издали заметил погоню и сделал тревогу. Выехавшие навстречу казаки принудили чеченцев прекратить преследование.
Толстой с другом своим Садо провожал обоз в крепость Грозную. Обоз шел медленно, останавливался, Толстому было скучно. Он и еще четверо верховых, сопровождавших обоз, решили его обогнать и уехать вперёд. Дорога шла ущельем , горцы ежеминутно могли напасть сверху, с горы, или неожиданно из-за утесов и уступов скал. Трое поехали по низу ущелья, а двое - Толстой и Садо - по верху хребта. Не успели они выехать на гребень горы, как увидали несущихся навстречу им чеченцев. Толстой крикнул товарищам об опасности, а сам, вместе с Садо, во весь дух помчался вперед к крепости. К счастью, чеченцы не стреляли, они хотели взять Садо в плен живым. Лошади были резвые, и им удалось ускакать. Пострадал молодой офицер, убитая под ним лошадь придавила его и он никак не мог из-под нее высвободиться. Скакавшие мимо чеченцы до полусмерти изрубили его шашками, и, когда русские подобрали его, уже было поздно, он умер в страшных мучениях.

Во время активного составления «Азбуки» Толстой написал рассказ о кавказском пленнике. Посылая рассказ Н. Н. Страхову в марте 1872 года, Толстой отметил :

Рассказ «Кавказский пленник» был напечатан в журнале «Заря» (1872, № 2). Он вошёл в «Четвёртую русскую книгу для чтения», вышедшую 1 ноября 1872 года .

Сам Толстой высоко оценивал свой рассказ и упоминал его в трактате «Что такое искусство? » в следующем контексте :

…свои художественные произведения я причисляю к области дурного искусства, за исключением рассказа «Бог правду видит », желающего принадлежать к первому роду, и «Кавказского пленника», принадлежащего ко второму.

При этом «второй род» хорошего искусства определяется им там же как «искусство, передающее самые простые житейские чувства, такие, которые доступны всем людям всего мира,- искусство всемирное».

Комментируя данный трактат, философ Лев Шестов замечает, что «…он на самом деле превосходно понимает, что никогда его „Кавказский пленник“ или „Бог правду знает, да не скоро скажет“ (только эти два рассказа из всего, что им написано, относит он к хорошему искусству) - не будут иметь для читателей того значения, которое имеют не только его большие романы - но даже „Смерть Ивана Ильича “» .

Сюжет

Действие происходит во время Кавказской войны . На Кавказе служит офицер Иван Жилин. Его мать присылает письмо, в котором просит навестить её, и Жилин выезжает из крепости вместе с обозом. Обоз едет медленно, и Жилин и другой офицер - Костылин - решаются поехать вперёд одни. Потом они натыкаются на нескольких конных «татар» (горцев-мусульман). Когда Костылин видит татар, он уезжает, бросая Жилина одного, а те подстреливают лошадь оставшегося офицера и берут его в плен.

Жилина привозят в горное село, где продают Абдул-Мурату. У того же хозяина позже оказывается Костылин, которого также поймали татары. Абдул заставляет офицеров написать письма домой, чтобы за них дали выкуп. Жилин указывает на письме не тот адрес, понимая, что его матери всё равно не собрать требуемой суммы.

Жилин и Костылин живут в сарае, а днём на ноги им надевают колодки . Жилин мастерит кукол, привлекая местных ребят и прежде всего - 13-летнюю дочь Абдула, Дину. Во время прогулок по аулу и окрестностям Жилин прикидывает, в какую сторону можно бежать обратно в русскую крепость. По ночам он делает подкоп в сарае. Дина иногда приносит ему лепёшки или куски баранины.

Когда Жилин замечает, что жители аула встревожены из-за смерти одного из односельчан в бою с русскими и легко могут сорвать свой гнев на пленных, он решается на побег. Они с Костылиным ночью пролезают в подкоп и пытаются пробраться к лесу, а оттуда к крепости. Однако из-за неповоротливости тучного Костылина они не успевают дойти - их замечают татары и привозят обратно. Теперь их сажают в яму и не снимают на ночь колодок. Дина продолжает иногда носить Жилину еду.

Понимая, что горцы боятся прихода русских и могут убить пленных, Жилин однажды с наступлением ночи просит Дину принести ему длинную палку, с помощью которой он вылезает из ямы. Разболевшийся и раскисший Костылин остаётся там. Жилин пытается сбить замок с колодок, но не может этого сделать, в том числе и с помощью Дины. Пробравшись через лес, на рассвете главный герой выходит к расположению русских войск. Впоследствии Костылина с крайне подорванным здоровьем выкупают из плена.

Отзывы

«Кавказский пленник» написан совершенно особым, новым языком. Простота изложения поставлена в нем на первом плане. Нет ни одного лишнего слова, ни одной стилистической прикрасы... Невольно изумляешься этой невероятной, небывалой сдержанности, этому аскетически строгому исполнению взятой на себя задачи рассказать народу интересные для него события «не мудрствуя лукаво». Это подвиг, который, пожалуй, окажется не под силу ни одному из прочих корифеев нашей современной литературы. Художественная простота рассказа в «Кавказском пленнике» доведена до апогея. Дальше идти некуда, и перед этой величественной простотой совершенно исчезают и стушёвываются самые талантливые попытки в том же роде западных писателей.
Тема «русский среди чеченцев» - это тема «Кавказского пленника» Пушкина. Толстой взял то же название, но рассказал всё по-другому. Пленник у него русский офицер из бедных дворян, такой человек, который всё умеет делать своими руками. Он почти что не барин. Попадает он в плен потому, что другой, знатный офицер, ускакал с ружьем, не помог ему, а сам тоже попался. Жилин - так зовут пленника - понимает, за что горцы не любят русских. Чеченцы люди чужие, но не враждебные ему, и они уважают его храбрость и умение починить часы. Пленника освобождает не женщина, которая в него влюблена, а девочка, которая его жалеет. Он пытается спасти и своего товарища, взял его с собой, но тот несмел, неэнергичен. Жилин тащил Костылина на плечах, но попался с ним, а потом убежал один. Этим рассказом Толстой гордится. Это прекрасная проза - спокойная, никаких украшений в ней нет и даже нет того, что называется психологическим анализом. Сталкиваются людские интересы, и мы сочувствуем Жилину - хорошему человеку, и того, что мы про него знаем, нам достаточно, да он и сам не хочет знать про себя многого.

Экранизации

Аудиопостановки

Существует несколько аудиоверсий рассказа:

  • Бруно Фрейндлих , запись 1960 года.
  • Л. Толстой. «Кавказский пленник» (Цикл/Серия: Аудиособрание сочинений. Том 4) - читает Вячеслав Герасимов. Студия АРДИС, 2003.
  • Л. Толстой. «Кавказский пленник» - читает Владимир Шевяков . Художественный руководитель - заслуженная артистка России Наталия Литвинова. Общее время звучания - 67 минут. 1С:Аудиокниги, 2006. ISBN 5-9677-0344-6 .

Цели и задачи урока: 1. Ознакомиться с жизнью великого русского писателя, философа и общественного деятеля Л.Н. Толстого. 2. Узнать историю создания рассказа Л.Толстого «Кавказский пленник». 3. Иметь представление о том, где и когда происходит действие рассказа, кто его герои. 4. Знать в общих чертах сюжет рассказа. 5. Понять идею (главную мысль)данного произведения.


Имение Л.Н. Толстого Ясная Поляна при жизни писателя стало литературной столицей мира. Не только отечественные, но и иностранные (французские, английские, немецкие, скандинавские, индийские, американские, китайские) газеты и издательства посылали своих представителей, чтобы узнать, что скажет Великий Учитель (так называли Толстого) о происходящих в мире событиях. Романы, повести, рассказы, дневники, письма, публицистические статьи – всё отражало «прозрачный свет души» Толстого, его гуманизм. Беспощадный к самому себе, он не берёг ни себя, ни других, требуя правды во всём – и в жизни, и в литературе.


Софья Андреевна Толстая(жена писателя): «Роскоши мы никакой в доме и наших общих привычках не допускали. Одевали детей и одевались очень просто; ели также очень просто. Сам он (Л.Н. Толстой) всё лето работал с крестьянами: вставал с рассветом, и бывало, я проснусь часов в пять, шесть, а его постель уже пуста, он уйдёт на работы тихонько, чтобы не разбудить меня. Целые дни он то пахал, то косил траву или рожь. Возил сам сено, которое убирал вдовам и сиротам.


В детстве Л.Н. Толстой и его братья верили, что есть на свете волшебная зелёная палочка. На ней написано то, что должно уничтожить всё зло в мире. И тогда все люди сделаются счастливыми, не будет ни болезней, никаких неприятностей. Все будут любить друг друга, все сделаются муравейными братьями. Л.Толстой завещал похоронить его там, где он и его братья играли в муравейных братьев.


В январе 1852 года Л.Н. Толстой поступил на военную службу, служил сначала на Кавказе, где тогда велись боевые действия против горцев. Когда началась Крымская война, перевёлся в Дунайскую армию, принимал участие в знаменитой обороне Севастополя, за смелость в боях был представлен к именному оружию. В русской литературе он первым представил войну правдиво, «в крови, в страданиях, в смерти».


Царь Николай I послал свои войска завоевать кавказские земли. Жившие там горские народы оказывали упорное сопротивление царским войскам. На крутых горных дорогах, в лесах и ущельях, на переправах рек горцы устраивали засады, брали русских солдат и офицеров в плен.



Однажды Л. Толстой, далеко отъехав от своего отряда, чуть не попал в плен,. Выручил писателя его друг чеченец Садо. Вот как это было. Незадолго до этого случая Садо купил отличного скакуна и подарил его Толстому. Л.Толстой отдал ему своего иноходца. Всё по кавказскому обычаю. И вот, когда друзей стали настигать чеченцы, Л.Толстой легко мог уйти от них на своём резвом коне, но он ни за что на свете не согласился бы бросить товарища в беде. У Садо было ружьё, но оно оказалось незаряженным. Однако Садо не растерялся. Он грозно целился из ружья в приближающихся преследователей, кричал на них. А те хотели взять Толстого и Садо живыми и потому не стреляли. Наконец друзья приблизились к крепости Грозной настолько, что погоню увидел часовой и поднял тревогу. Из крепости выехала подмога, и чеченцы повернули обратно.








Татары уважают Жилина за то, что он « на всякое рукоделие мастер был.» «Слепил он раз куклу, с носом, с руками, с ногами и в татарской рубахе и поставил куклу на крышу. Пошли татарки за водой. Хозяйская дочь Динка увидала куклу, позвала татарок. Составили кувшины, смотрят, смеются.» Мастерил игрушки, украшал палки, чинил часы, даже лечил… Простые люди всех наций одинаково ценят мастерство. Для Толстого труд – это то, что роднит всех людей, помогает преодолевать национальную разобщённость.


Жилин – человек добрый и любознательный. Ему интересны жизнь, обычаи, быт людей гор. Но все мысли главного героя – о побеге. Он внимательно разглядывает местность, пытаясь определить свой путь на волю. «От аула другая гора, ещё круче; а за той горой ещё гора. Промеж гор лес синеется, а там ещё горы – всё выше и выше поднимаются…»


Первый побег не удался Жилина подвёл его товарищ по несчастью Костылин – нерешительный, безответственый, эгоистичный. И вот снова Жилин и Костылин в колодках. «Слышит Жилин, что судят про них, что с ними делать. Одни говорят – надо их дальше в горы услать, а старик говорит: «Надо убить… Ничего они не заплатят, только беды наделают. И грех русских кормить. Убить – и кончено». «Житьё им стало совсем дурное.»


Не всегда этот старик жил ненавистью. «У него было три жены и восемь сынов. Все жили в одной деревне. Пришли русские, разорили деревню и семь сыновей убили. Один сын остался и передался русским.» Старик нашёл его и убил. Война лишила его семьи и вытравила в нём всё человеческое. Этот образ тоже служит выражению мысли Толстого об античеловечности войны.


Освобождение из плена Дина помогла Жилину бежать. Это самоотверженный поступок, освобождение пленника грозит ей опасностью. Но она отвечает добром на добро, любит Жилина. По мысли писателя, взрослым людям трудно найти общий язык, ведь они находятся в состоянии войны. Но дети не заражены искажёнными взглядами, им боле доступно истинно человеческое понимание добра и зла. И толстой строит сюжет на изображении дружбы людей разных национальностей, показывает возможности такой дружбы, даже если народы разделены войной.


Идея – главная мысль произведения (рассказа, повести, стихотворения) Рассказ – небольшое повествовательное произведение, объединённое сюжетом и состоящее из одного или нескольких эпизодов. Сюжет – цепь событий, происходящих в произведении. Изображение одного события, имеющего начало и конец, называется эпизодом. Идея рассказа многопланова. Толстой показывает, что людей разъединяет, а что соединяет. Разъединяет вражда к чужому, непонятному, другому, будь то положение противников на войне, разные религии и разные национальности. Соединяют же людей доброта, способность сопереживать, уважение к другому человеку. Между людьми всегда есть точки соприкосновения, которые позволяют уважать другого человека, бороться с враждебностью и недоверием. С этой идеей связана другая: человек мужественный, уважающий себя и других, не опускающий рук в трудной, даже безвыходной ситуации, достоин уважения и свободы. Эта идея выражена в противопоставлении образов офицеров. В одних и тех же условиях один герой (Жилин) проявляет волю, мужество, находчивость, активно борется, я другой (Костылин) покоряется обстоятельствам, ждёт помощи со стороны, проявляет эгоизм.


Домашнее задание Прочитать рассказ «Кавказский пленник». Ответить (устно) на вопросы 1 – 4 (стр). Найти в толковом словаре значения слов «жила» и «костыль». Попытаться сделать вывод о значении фамилий героев.

Поделиться