Как оформлять бланк определение уровня воспитанности капустин. Тест «уровень воспитанности» (рекомендации ниро)

Уровень воспитанности учащихся (методика Н.П. Капустина) (5 - 11 классы)

Анкета ученика (цы)_________ класса ___________________________________________

Долг и ответственность

Считаю для себя важным добиваться, чтобы коллектив моего класса работал лучше.

Вношу предложения по совершенствованию работы класса.

Самостоятельно организую отдельные мероприятия в классе.

Участвую в подведении итогов работы класса, в определении ближайших задач.

Бережливость

Аккуратно пользуюсь библиотечными книгами.

Бережно отношусь к школьной мебели (не рисую, не черчу на партах.

Бережно отношусь к своей одежде (слежу за чистотой и опрятностью).

Экономлю природные ресурсы(электроэнергию, воду бумагу - до конца использую тетради,).

Дисциплинированность

Знаю и соблюдаю правила, записанные в Уставе школы.

Всегда внимателен на уроках, не мешаю слушать другим объяснения учителя.

Участвую во внеклассных мероприятиях, проводимых в классе (в школе).

Осознаю свою ответственность за результаты работы в коллективе класса.

Ответственное отношение к учебе

Прихожу в школу с выполненным домашним заданием.

При подготовке домашнего задания стараюсь не прибегать к помощи взрослых.

Использую дополнительную литературу (пользуюсь средствами Интернета).

Аккуратен, исполнителен, точен.

Отношение к общественному труду

Своевременно и точно выполняю порученные мне задания.

Принимаю участие в трудовых рейдах(уборке класса, школы, пришкольного участка, сборе макулатуры).

Выполняю трудовые поручения родителей.

Добросовестно выполняю все поручения.

Коллективизм, чувство товарищества

Удовлетворен отношением моих товарищей к другим классам.

Готов отстаивать интересы всего коллектива школы в других коллективах и общественных организациях.

Готов помочь своим одноклассникам выполнять домашнее задание или поручения взрослых.

Готов ответить за результаты своей работы и за результаты работы своих товарищей.

Доброта и отзывчивость

Стремлюсь помочь другим ученикам, а также младшим в разрешении трудностей, возникающих перед ними.

Вежлив со взрослыми, уступаю места старшим.

Не реагирую на случайные столкновения в школьных вестибюлях, помогаю младшим.

Ко мне всегда можно обратиться за помощью.

Честность и справедливость

Считаю, что необходимо отвечать за свои поступки.

Честно сознаюсь, если что-то натворил.

Осуждаю своего товарища, если он рассказал взрослому о проступке товарища без его присутствия при разговоре.

Открыто и смело высказываю свое мнение перед любым коллективом.

Простота и скромность

Говоря о своих успехах, не забываю об успехах товарищей.

Понимаю, что человека уважают не за деньги.

Иногда люблю похвастаться.

Могу дружить с девочками и мальчиками другой национальности

Культурный уровень

Посещаю музеи, выставки, театры не реже одного раза в месяц.

Среди телевизионных передач смотрю учебные, познавательные фильмы (из жизни растительного и животного миров, передачи, посвященные жизни и деятельности писателей, артистов кино…) Слушаю не только современную музыку, эстрадную, но и классическую.

Слежу за своей речью, не допускаю, чтобы при моем присутствии говорили грубо, некорректно, нецензурно.

Соблюдаю правила поведения в общественных местах (в том числе транспорте)

Уровень воспитанности учащихся (методика Н.П. Капустина) (1 - 4 классы)

Я оцениваю себя

Меня оценивает учитель

Итоговые оценки

  1. Любознательность:

Мне интересно учиться

Мне интересно находить ответы на непонятные вопросы

Я всегда выполняю домашнее задание

Я стремлюсь получать хорошие отметки

  1. Прилежание:

Я старателен в учебе

Я внимателен

Я самостоятелен

Я помогаю другим в делах и сам обращаюсь за помощью

Мне нравится самообслуживание в школе и дома

  1. Отношение к природе:

Я берегу землю

Я берегу растения

Я берегу животных

Я берегу природу

  1. Я и школа:

Я выполняю правила для учащихся

Я выполняю правила внутришкольной жизни

Я добр в отношениях с людьми

Я участвую в делах класса и школы

Я справедлив в отношениях с людьми

  1. Прекрасное в моей жизни:

Я аккуратен и опрятен

Я соблюдаю культуру поведения

Я забочусь о здоровье

Я умею правильно распределять время учебы и отдыха

У меня нет вредных привычек

Оценка результатов:

5 – всегда По каждому качеству выводится одна среднеарифметическая оценка.

4 – часто

3 – редко

2 – никогда

1 – у меня другая позиция

Затем 5 оценок складываются и делятся на 5. Средний балл и является условным определением уровня воспитанности.

Средний балл

5 - 4,5 – высокий уровень (в)

4,4 – 4 – хороший уровень (х)

3,9 – 2,9 – средний уровень (с)

2,8 – 2 – низкий уровень (н)

Сводный лист данных изучения уровня воспитанности учащихся класса

№ п/п

Фамилия, имя ученика

Любознательность

Прилежание

Отношение к природе

Я и школа

Прекрасное в моей жизни

Средний балл

Уровень воспитанности

сам

учитель

сам

учитель

сам

учитель

сам

учитель

сам

учитель

сам

учитель

сам

учитель

В классе ________ учащихся

Имеют высокий уровень воспитанности

Имеют хороший уровень воспитанности

Имеют средний уровень воспитанности

Имеют низкий уровень воспитанности

Схема экспертной оценки уровня воспитанности

Методика Н.П. Капустиной

Схема предназначена для использования классными руководителями и включает для оценки 6 качеств личности:

1. Любознательность

2. Трудолюбие

3. Бережное отношение к природе

4. Отношение к школе

5. Красивое в жизни школьника

6. Отношение к себе

По каждому качеству ребенку ставится оценка. В результате каждый ученик имеет 6 оценок, которые затем складываются и делятся на 6. Средний бал и является условным определением уровня воспитанности.

Нормы оценок: 5-4.5 – высокий уровень

4.4-4 – хороший уровень

3.9-2.9 – средний уровень

2.8-2 – низкий уровень

1 шкала. Любознательность

5б. Учится с интересом. Мечтательный. С интересом находит ответы на непонятные вопросы. Всегда выполняет домашнее задание. Большое стремление получать хорошие отметки.

4б. На уроке работает, положительные и отрицательные ответы чередуются. Домашнее задание не всегда выполняется в полном объеме.

3б. Интерес к учебе проявляет редко. Редко старается находить ответы на непонятные вопросы. Часто приходит с невыполненным домашнем заданием.

2б. Интереса к учебе не проявляет. Не пытается найти ответы на непонятные вопросы. Редко выполняет домашнее задание. К оценкам проявляет безразличие.

1б. Учиться не хочет. Оценками не интересуется.

2 шкала. Трудолюбие

5б. Старателен в учебе, внимателен. Помогает другим в делах и сам обращается за помощью. Ответственно относится к дежурству по школе.

4б. Старается быть внимателен, часто помогает другим в делах. Иногда обращается за помощью. Чаще ответственно относится к дежурству по школе.

3б. Редко проявляет старание к учебе. На уроках бывает не внимателен. На призыв о помощи откликается с трудом, сам за помощью обращается лишь в экстренных случаях. Часто проявляет безответственное отношение к дежурству по школе.

2б. Учиться не старается, внимание на уроках рассеянное. От общих дел отстраняется. Дежурства по школе избегает.

1б. Учиться не хочет. В общих делах не участвует. Дежурит по школе только под присмотром учителя.

3 шкала. Бережное отношение к учебе
5б. С удовольствием ухаживает за комнатными растениями, интересуется природой, любит животных. Активен в походах на природу.

4б. Любит ухаживать за комнатными растениями и животными. Участвует в походах на природу.

3б. К растениям и животным подходит только по необходимости. В походы ходит редко. Природу не любит.

2б. За растениями и животными не ухаживает. В походы не ходит. Проявляет варварское отношение к природе.

1б. Проявляет негативное отношение ко всему живому.

4 шкала. Отношение к школе

5б. Полностью выполняет правила для учащихся. В отношении с людьми добр. Активно участвует в делах класса и школы.

4б. Правила для учащихся выполняет не всегда. В общении с людьми избирателен. Активность в делах класса и школы выражена в малой степени.

3б. Требования учителя выполняет частично. В отношениях с детьми не постоянен, переходит от одной группы детей к другой. В делах класса и школы участвует по настоянию учителя.

2б. Пассивен, часто нарушает правила для учащихся. С трудом устанавливает контакт с людьми, чаще избегает других. В делах класса и школы не участвует.

1б. Часто нарушает нормы поведения: мешает другим детям играть, не меняет своего поведения, когда делают замечания. В общественных делах отказывается принимать участие.

5 шкала. Красивое в жизни школы

5б. Аккуратен в делах и опрятен в одежде. Ценит красивое вокруг себя. В отношениях с людьми вежлив.

4б. Чаще аккуратен в делах и опрятен в одежде. Может допустить небрежность вокруг себя. В отношениях с людьми бывает замкнут.

3б. Чаще небрежен в делах, небрежен в одежде. Красивое вокруг себя не замечает. В отношениях с людьми старается быть не заметным, но держится рядом.

2б. Нет стремления к аккуратности и опрятности. Нарушает чистоту и порядок вокруг себя, не поддерживает уют. Замкнут, не стремится к установлению контактов.

1б. Неряшлив в одежде, порядка на рабочем месте нет, работы грязные, небрежные, вокруг себя создает обстановку хауса. Проявляет негативизм по отношению к детям и взрослым.

6 шкала. Отношение к себе

5б. Хорошо управляет собой. Соблюдает санитарно-гигиенические правила ухода за собой. Нет вредных привычек.

4б. Умеет управлять собой. Редко забывает о соблюдении правил ухода за собой (умыт, причесан). Нет вредных привычек.

3б. Часто не следит за собой, не контролирует свои действия. Бывает не умыт, не причесан. Возможно отсутствие привычки мыть руки.

2б. Редко управляет собой, несдержан. Часто приходит в школу не умытый и не причесанный. Необходим постоянный контроль за мытьем рук.

1б. Не управляет собой. Не реагирует на требования соблюдения санитарно-гигиенических правил ухода за собой. Возможна привычка грызть ногти.

Расчет делать по каждому пункту.

Детям сказать: “Прочитайте вопросы анкеты и постарайтесь долго не задумываться. Ответьте на них, оценивая себя по 5-балльной шкале. (расшифровка дана на доске)”

  • “0” - всегда нет или никогда.
  • “1” - очень редко, чаще случайно.
  • “2”- чаще нет, чем да, иногда вспоминаю.
  • “3”- чаще да, чем нет, иногда забываю.
  • “4”- всегда да, постоянно.

Результаты одного пункта складываются и делятся на 16 (максимальное кол-во баллов) (3+4+3+4)/16

Затем складываются показатели по всем пунктам и делятся на 9. (1+0,9+0,7+0,6+0,5+1+1+1+0,2)/9

  • До 0,5 – низкий уровень воспитанности
  • 0,6- уровень воспитанности ниже среднего
  • 0,7 -0,8 средний уровень воспитанности
  • До 0,9 уровень воспитанности выше среднего
  • 1- высокий уровень воспитанности

Затем складываются показатели каждого ученика и делятся на количество учащихся, получаем уровень воспитанности класса. (от учеников).

Учителя предметники оценивают учеников класса без вспомогательных вопросов по 9 пунктам по 5-балльной шкале.

Так же оценивают родители.

Затем показатели сравниваются и делаются выводы.

  • Низкий уровень: слабое, неустойчивое положительное поведение, которое регулируется в основном требованиями взрослых и другими внешними стимулами и побудителями, самоорганизации и саморегуляции ситуативны.
  • Средний уровень: свойственна самостоятельность, проявление самоорганизации и саморегуляции, отсутствует общественная позиция.
  • Хороший уровень: положительная самостоятельность в деятельности и поведении, общественная позиция ситуативна.
  • Высокий уровень: устойчивая и положительная самостоятельность в деятельности и поведении, проявляется активная общественная и гражданская позиция.

Уровень воспитанности школьников.

Самооценки обучающихся;

Оценки родителя.

1. Поведение в семье:

2. Поведение в школе:

Внимательность на уроках;

3. Отношение к старшим:

4. Отношение к сверстникам:

-

2. Воспитание чувства ответственности и гражданственности, нравственности и гуманизма у учащихся.

3. Осознание школьниками своих учебных, общественных и трудовых обязанностей как долга перед обществом и коллективом.

Микроисследование №1.

Анкета для учащихся 1-4 классов.

Качества личности

Оценка родителей

Оценка кл. руководителя

Самооценка

Общий балл

1. Поведение в семье:

Проявление интереса к делам, проблемам семьи;

Вежливое обращение в общении со всеми членами семьи;

Положительная реакция на замечания в семье;

Забота о младших членах семьи;

Выполнение поручений, обязанностей в семье.

2. Поведение в школе:

Внимательность на уроках;

Старательность в выполнении домашних заданий;

Трудолюбие и аккуратность в учебе;

Проявление чувства ответственности при выполнении общественных поручений;

Бережное отношение к школьному имуществу;

Разумное отношение к успехам и неудачам в учении;

Дисциплинированное поведение на переменах.

3. Отношение к старшим:

Вежливое общение со старшими;

Выполнение поручений, просьб старших;

Оказание помощи нуждающимся в ней;

Уважение по отношению к старшим.

4.Отношение к сверстникам:

- активное участие в совместной деятельности;

6. Отношение к самому себе:

Воспитанность – это свойство личности, характеризующееся совокупностью достаточно сформированных, социально значимых качеств, в обобщенной форме отражающих систему отношений человека к миру, к людям, к самому себе.

Уровень воспитанности школьника определяет степень сформированности личностных качеств у детей в соответствии с возрастными особенностями:

Самооценки обучающихся;

Оценки родителя.

Общая оценка воспитанности ученика определяется на основе оценочных показателей.

Высокий уровень

Выше среднего уровня

Средний уровень

Низкий уровень – 2 балла (слабо проявляется).

Высокий уровень.

Выше среднего.

Средний уровень.

Низкий уровень.

Микроисследование №2.

Анкета для учащихся 5-9 классов.

Качества личности

Оценка родителей

Оценка кл. руководителя

Самооценка

Общий балл

1. Поведение в семье:

Проявление интереса к делам, проблемам семьи;

Вежливое обращение в общении со всеми членами семьи;

Положительная реакция на замечания в семье;

Проявление уважения к старшим;

Забота о младших членах семьи;

Выполнение поручений, обязанностей в семье.

2. Поведение в школе:

Внимательность на уроках;

Старательность в выполнении домашних заданий;

Трудолюбие и аккуратность в учебе;

Проявление чувства ответственности при выполнении общественных поручений;

Бережное отношение к школьному имуществу;

Разумное отношение к успехам и неудачам в учении;

Дисциплинированное поведение на переменах.

3. Отношение к старшим:

Вежливое общение со старшими;

Выполнение поручений, просьб старших;

Оказание помощи нуждающимся в ней;

Уважение по отношению к старшим.

4.Отношение к сверстникам:

- активное участие в совместной деятельности;

Готовность бескорыстно помогать другу;

Стремление не подвести своих одноклассников и друзей;

5. Поведение на улице и в общественных местах:

Соблюдение порядка и чистоты в общественных местах, в транспорте, на улице;

Бережное отношение к экологии.

6. Отношение к самому себе:

Соблюдение правил личной гигиены;

Аккуратность и бережливость в одежде;

Самокритичность в оценке своего поведения и поступков;

Выполнение режима дня и утренней зарядки;

Правдивость, честность, принципиальность в действиях и поступках.

Воспитанность – это свойство личности, характеризующееся совокупностью достаточно сформированных, социально значимых качеств, в обобщенной форме отражающих систему отношений человека к миру, к людям, к самому себе.

Уровень воспитанности школьника определяет степень сформированности личностных качеств у детей в соответствии с возрастными особенностями:

Самооценки обучающихся;

Оценки классного руководителя;

Оценки родителя.

Общая оценка воспитанности ученика определяется на основе оценочных показателей.

Оценивание общего уровня воспитанности школьника

Оценивается по 5-балльной системе.

Высокий уровень - 5 баллов (яркое проявление воспитанности).

Выше среднего уровня – 4 балла (в целом проявляется).

Средний уровень – 3 балла (проявляется время от времени, недостаточно).

Низкий уровень – 2 балла (слабо проявляется).

Характеристика каждого уровня воспитанности

Высокий уровень. Школьник активно поддерживает учителя, сотрудничает с ним во всех сферах школьной жизни, положительно реагирует на требования старших, проявляет волевое стремление к учению, общественной и другим видам деятельности, самовоспитанию, потребность в трудовом образе жизни, положительных привычках. Самостоятелен, умело ведет патриотическую, экологическую, культурно-образовательную и другую работу.

Выше среднего. Нравственные установки соответствуют требованиям и морали общества. Школьник выборочно реагирует на педагогические требования и воздействия, сотрудничает с педагогом в той области, где совпадают общие и личные интересы, болезненно воспринимает замечания. В ситуациях, требующих напряжение воли, часто не доводит дело до конца. Самовоспитанием занимается не систематически, хотя и считают его необходимым.

Средний уровень. Учащийся положительно реагирует лишь на единые и устойчивые педагогические требования, стремится уйти из – под педагогического контроля, не помогает учителю. Школьник еще не понимает ценности получения образования для развития своих способностей. Такая позиция порождает узкий круг интересов детей. Нередко проявляет отрицательное отношение к труду при общем стремлении к учению. Личные интересы ставит выше общественных, а иногда и вовсе не считаются с последними. Самовоспитание направлено на развитие престижных качеств. Знания учащегося часто поверхностны.

Низкий уровень. Школьник равнодушно относится к жизни школы, семьи, страны, не испытывает сопричастности к делам коллектива, общества, не видит социального смысла в учении, трудовой и другой деятельности. Наблюдается неподчинение положительным воздействиям и требованиям, не считается с мнением учителей. Не осознает необходимости в среднем образовании, что порождает отрицательное отношение к труду, к учению, стремление к развлечениям, праздному образу жизни. Учебные, трудовые и жизненные навыки и умения не сформированы, носят поверхностный характер.

Микроисследование №3.

Анкета для учащихся 10-11 классов.

Качества личности

Оценка родителей

Оценка кл. руководителя

Самооценка

Общий балл

1. Поведение в семье:

Проявление интереса к делам, проблемам семьи;

Вежливое обращение в общении со всеми членами семьи;

Положительная реакция на замечания в семье;

Проявление уважения к старшим;

Забота о младших членах семьи;

Выполнение поручений, обязанностей в семье.

2. Поведение в школе:

Внимательность на уроках;

Старательность в выполнении домашних заданий;

Трудолюбие и аккуратность в учебе;

Проявление чувства ответственности при выполнении общественных поручений;

Бережное отношение к школьному имуществу;

Разумное отношение к успехам и неудачам в учении;

Дисциплинированное поведение на переменах.

3. Отношение к старшим:

Вежливое общение со старшими;

Выполнение поручений, просьб старших;

Оказание помощи нуждающимся в ней;

Уважение по отношению к старшим.

4.Отношение к сверстникам:

- активное участие в совместной деятельности;

Готовность бескорыстно помогать другу;

Стремление не подвести своих одноклассников и друзей;

5. Поведение на улице и в общественных местах:

Соблюдение порядка и чистоты в общественных местах, в транспорте, на улице;

Бережное отношение к экологии.

6. Отношение к самому себе:

Соблюдение правил личной гигиены;

Аккуратность и бережливость в одежде;

Самокритичность в оценке своего поведения и поступков;

Выполнение режима дня и утренней зарядки;

Правдивость, честность, принципиальность в действиях и поступках.

Воспитанность – это свойство личности, характеризующееся совокупностью достаточно сформированных, социально значимых качеств, в обобщенной форме отражающих систему отношений человека к миру, к людям, к самому себе.

Уровень воспитанности школьника определяет степень сформированности личностных качеств у детей в соответствии с возрастными особенностями:

Самооценки обучающихся;

Оценки классного руководителя;

Оценки родителя.

Общая оценка воспитанности ученика определяется на основе оценочных показателей.

Оценивание общего уровня воспитанности школьника

Оценивается по 5-балльной системе.

Высокий уровень - 5 баллов (яркое проявление воспитанности).

Выше среднего уровня – 4 балла (в целом проявляется).

Средний уровень – 3 балла (проявляется время от времени, недостаточно).

Низкий уровень – 2 балла (слабо проявляется).

Характеристика каждого уровня воспитанности

Высокий уровень. Школьник активно поддерживает учителя, сотрудничает с ним во всех сферах школьной жизни, положительно реагирует на требования старших, проявляет волевое стремление к учению, общественной и другим видам деятельности, самовоспитанию, потребность в трудовом образе жизни, положительных привычках. Самостоятелен, умело ведет патриотическую, экологическую, культурно-образовательную и другую работу.

Выше среднего. Нравственные установки соответствуют требованиям и морали общества. Школьник выборочно реагирует на педагогические требования и воздействия, сотрудничает с педагогом в той области, где совпадают общие и личные интересы, болезненно воспринимает замечания. В ситуациях, требующих напряжение воли, часто не доводит дело до конца. Самовоспитанием занимается не систематически, хотя и считают его необходимым.

Средний уровень. Учащийся положительно реагирует лишь на единые и устойчивые педагогические требования, стремится уйти из – под педагогического контроля, не помогает учителю. Школьник еще не понимает ценности получения образования для развития своих способностей. Такая позиция порождает узкий круг интересов детей. Нередко проявляет отрицательное отношение к труду при общем стремлении к учению. Личные интересы ставит выше общественных, а иногда и вовсе не считаются с последними. Самовоспитание направлено на развитие престижных качеств. Знания учащегося часто поверхностны.

Низкий уровень. Школьник равнодушно относится к жизни школы, семьи, страны, не испытывает сопричастности к делам коллектива, общества, не видит социального смысла в учении, трудовой и другой деятельности. Наблюдается неподчинение положительным воздействиям и требованиям, не считается с мнением учителей. Не осознает необходимости в среднем образовании, что порождает отрицательное отношение к труду, к учению, стремление к развлечениям, праздному образу жизни. Учебные, трудовые и жизненные навыки и умения не сформированы, носят поверхностный характер.

Приложение 1

(методика Н.П. Капустиной) 1 – 2-е классы

Меня оценивает учитель

Итоговые оценки

1. ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ:

Мне интересно учиться

Я люблю мечтать

Мне нравится выполнять домашние задания

2. ТРУДОЛЮБИЕ:

Я старателен в учебе

Я внимателен

Мне нравится помогать родителям, выполнять домашнюю работу

Мне нравится дежурство в школе

3.БЕРЕЖНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ПРИРОДЕ:

К растениям

К животным

К природе

4. МОЕ ОТНОШЕНИЕ К ШКОЛЕ:

5. КРАСИВОЕ В МОЕЙ ЖИЗНИ:

Я аккуратен в делах

Я опрятен в одежде

Мне нравится красивое вокруг меня

Я вежлив в отношениях с людьми

6. КАК Я ОТНОШУСЬ К СЕБЕ:

Я управляю собой

Я соблюдаю санитарно-гигиенические правила ухода за собой

У меня нет вредных привычек

Оценка результатов: 5 – всегда, 4 – часто, 3 – редко, 2 – никогда, 1 – у меня другая позиция

По каждому качеству выводится среднеарифметическая оценка. В результате каждый ученик имеет 6 оценок. Они складываются и делятся на 6. Средний балл – уровень воспитанности.

5 – 4,5 – высокий уровень 3,9 – 2,9 - средний уровень

4,4 – 4 – хороший уровень 2,8 – 2 – низкий уровень

Диагностика уровня воспитанности учащихся начальных классов

(методика Н.П. Капустиной) 3 – 4-е классы

Я оцениваю себя вместе с родителями

Меня оценивает учитель

Итоговые оценки

1. ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ:

Мне интересно учиться

Я всегда выполняю домашние задания

Мне интересно находить ответы на непонятные вопросы

Я стремлюсь получать хорошие отметки

2. ПРИЛЕЖАНИЕ:

Я старателен в учебе

Я внимателен

Я старателен

Я помогаю другим в делах и сам обращаюсь за помощью

Мне нравится самообслуживание в школе и дома

3. ОТНОШЕНИЕ К ПРИРОДЕ:

Я берегу землю

Я берегу растения

Я берегу животных

Я берегу природу

4. Я И ШКОЛА:

Я выполняю правила для учащихся

Я выполняю правила внутришкольной жизни

Я участвую в делах класса и школы

Я добр в отношениях с людьми

Я справедлив в отношениях с людьми

5. ПРЕКРАСНОЕ В МОЕЙ ЖИЗНИ:

Я аккуратен и опрятен

Я соблюдаю культуру поведения

Я забочусь о здоровье

Я умею правильно распределять время учебы и отдыха

У меня нет вредных привычек

Оценка результатов: 5 – всегда, 4 – часто, 3 – редко, 2 – никогда, 1- у меня другая позиция

По каждому качеству выводится среднеарифметическая оценка. В результате каждый ученик имеет 5 оценок. Они складываются и делятся на 5. Средний балл – уровень воспитанности.

5 – 4,5 – высокий уровень

3,9 – 2,9 - средний уровень

4,4 – 4 – хороший уровень

2,8 – 2 – низкий уровень

Анкета-опросник «Настоящий друг» (Прутченков А.С. )

1. Делится новостями о своих успехах.

2. Оказывает эмоциональную поддержку.

3. Добровольно помогает в случае нужды.

4. Стремиться, чтобы другу было приятно в его обществе.

5. Не завидует другу.

6. Защищает друга в его отсутствие.

7. Терпим к остальным друзьям своего друга.

8. Хранит доверенные ему тайны.

9. Не критикует друга публично.

10. Не ревнует друга к остальным людям.

11. Стремится не быть назойливым.

12. Не поучает, как нужно жить.

13. Уважает внутренний мир друга.

14. Не использует доверенную тайну в своих целях.

15. Не стремиться переделать друга по своему образцу.

16. Не предает в трудную минуту.

17. Доверяет свои самые сокровенные мысли.

18. Понимает состояние и настроение друга.

19. Уверен в своем друге.

20. Искренен в общении.

21. Первым прощает ошибки друга.

22. Радуется успехам и достижениям друга.

23. Не забывает поздравить друга.

24. Помнит о друге, когда того нет рядом.

25. Может сказать другу то, что думает.

Обработка результатов:

За каждый ответ «да» поставьте себе 2 балла, за ответ «не знаю» – по 1 баллу, а за ответ «нет» – 0 баллов. Сложите полученные очки.

От 0 до 14 баллов. Вы еще не оценили до конца всех прелестей и достоинств дружбы. Скорее всего, вы не доверяете людям, поэтому с вами трудно дружить.

От 15 до 35 баллов. У вас есть опыт дружбы, но есть и ошибки. Хорошо, что вы верите в настоящую дружбу и готовы дружить.

От 35 до 50 баллов. Вы настоящий друг, верный и преданный. С вами тепло и радостно, ваши друзья чувствуют себя спокойно и надежно, доверяют вам, и вы платите им тем же.

Тест Уровень сотрудничества в детском коллективе

Инструкция классу . Представьте, что в каждом прочитанном далее утверждении речь идет о вашем классе. В случае согласия с утверждением ставьте рядом с его номером плюс (+), в случае несогласия – минус(–). Можно два-три раза поставить вопросительный знак, если отвечаете «не знаю». Помните, что здесь нет «правильных» и «неправильных» ответов. Важно ваше личное мнение. Указывать свою фамилию на листке не нужно.

Список утверждений

    Ребята стараются хорошо выполнять дела, полезные всей школе.

    Когда мы собираемся вместе, мы обязательно говорим об общих делах класса.

    Для нас важно, чтобы каждый в классе мог высказывать свое мнение.

    У нас получается лучше, если мы что-то делаем все вместе, а не каждый по отдельности.

    После уроков мы не спешим расходиться и продолжаем общаться друг с другом.

    Мы участвуем в чем-то, если рассчитываем на награду или успех.

    Классному руководителю с нами интересно.

    Если классный руководитель предлагает нам, что делать, он учитывает наши мнения.

    Классный руководитель стремится, чтобы каждый в классе понимал, зачем мы делаем то или иное дело.

    Ребята нашего класса всегда хорошо себя ведут.

    Мы согласны на трудную работу, если она нужна школе.

    Мы заботимся о том, чтобы наш класс был самым дружным в школе.

    Лидером класса может быть тот, кто выражает мнение других ребят.

    Если дело интересное, то весь класс в нем активно участвует.

    В общих делах класса нам больше всего нравится помогать друг другу.

    Нас легче вовлечь в дело, если доказать его пользу для каждого.

    Дело идет намного лучше, когда с нами классный руководитель.

    При затруднениях мы свободно обращаемся к классному руководителю.

    Если дело не удается, классный руководитель делит ответственность с нами.

    В нашем классе ребята всегда и во всем правы.

Ключ, обработка и интерпретация результатов

Все 20 утверждений представляют собой 10 шкал, хотя при обработке результатов возможно рассматривать ответы школьников по каждому из 20 утверждений отдельно. В соответствии с порядковым номером утверждений от №1 до №10 (и аналогично от №11 до №20) это следующие шкалы:

- (1) – ценность школы. При высоких значениях: ориентация на школу, активность в общешкольных делах, включенность в ритм жизни параллели, широкий круг общения в школьном коллективе.

- (2) – ценность класса. При высоких значениях: ориентация на класс как на центр школьной жизни, включенность в дела класса, акцентирование групповых (внутриклассных) интересов.

- (3) – ценность личности. При высоких значениях: ориентация на личность, индивидуальность, приоритет самостоятельности, свободного самовыражения, личной позиции.

- (4) – ценность творчества. При высоких значениях: ориентация на творческое участие, интересное дело, совместную продуктивную деятельность.

- (5) – ценность диалога. При высоких значениях: ориентация на общение, дружеские отношения, эмпатия, забота об интересах окружающих.

- (6) – ценность рефлексии. При высоких значениях: ориентация на самоанализ, оценивание и рефлексивное понимание собственных интересов и потребностей.

- (7) – оценка креативности классного руководителя. При высоких значениях: восприятие классного руководителя как творческого лидера, выдумщика и деятельного участника общих дел.

- (8) – оценка диалогичности классного руководителя. При высоких значениях: восприятие классного руководителя как эмоционального лидера, авторитетного взрослого, способного понять и помочь.

- (9) – оценка рефлексивности классного руководителя. При высоких значениях: восприятие классного руководителя как интеллектуального лидера, аналитика ситуации в классе, принимающего ответственные решения.

- (10) – откровенность. Оценка достоверности результатов, так как измеряет установку школьников на критичность к социально одобряемым ответам. Низкая откровенность ответов (низкая самокритичность) может свидетельствовать, несмотря на высокие оценки по другим шкалам, о неблагополучии во взаимоотношениях и выраженной социальной тревожности.

Для обработки результатов необходимо определить количественные значения по каждой шкале. За каждый ответ засчитывается 1 балл (кроме утверждений №10 и №20, где 1 балл засчитывается за каждый (–) ответ. За каждый (?) ответ засчитывается 0,5 балла. Баллы по каждой шкале суммируются и переводятся в проценты от 0 до 100%. Кроме того, вычисляется средний балл как среднее арифметическое всех десяти шкал. Полученные результаты изображаются графически.

Важно : подсчитываются и анализируются только групповые результаты, все ответы школьников анонимны.

Для простоты анализа считают результаты:

Низкий – ниже 60%,

Нормальный – в интервале 60-80%,

Высокий – в интервале 80-100%.

Особо интерпретируются результаты шкалы №10: при значениях ниже 50% результаты теста перепроверяются как недостоверные, при значениях в области 50-60% речь идет о пониженной самокритичности, выраженной социальной тревожности, стремлении выглядеть лучше в глазах окружающих взрослых.

Методика «Закончи предложение» (методика Н.Е. Богуславской)

Детям предлагается бланк теста, где необходимо закончить предложения несколькими словами.

1. Если я знаю, что поступил неправильно, то …

2. Когда я затрудняюсь сам принять правильное решение, то …

3. Выбирая между интересным, но необязательным, и необходимым, но скучным занятием, я обычно …

4. Когда в моем присутствии обижают человека, я …

5. Когда ложь становится единственным средством сохранения хорошего отношения ко мне, я …

6. Если бы я был на месте учителя, я …

Незаконченные предложения, или моё отношение к людям.

Отношение к друзьям

Думаю, что настоящий друг …

Не люблю людей, которые …

Больше всего люблю тех людей, которые …

Когда меня нет, мои друзья …

Я хотел бы, чтобы мои друзья …

Отношение к семье

Моя семья обращается со мной как …

когда я был маленьким, моя семья …

Чувство вины

Сделал бы все, чтобы забыть …

Моей самой большой ошибкой было …

Если ты совершаешь дурной поступок, то …

Отношение к себе

Если все против меня …

Думаю, что я достаточно способен …

Я хотел бы быть похожим на тех, кто …

Наибольших успехов я достигаю, когда …

Больше всего я ценю …

Методика «Что такое хорошо и что такое плохо?»

Учащихся просят привести примеры: доброго дела, свидетелем которого ты был; зла, сделанного тебе другими; справедливого поступка твоего знакомого; безвольного поступка; проявления безответственности и др.

Обработка результатов.

Степень сформированности понятий о нравственных качествах оценивается по 3-х бальной шкале:

1 балл – если у ребенка сформировано неправильное представление о данном нравственном понятии;

2 балла – если представление о нравственном понятии правильное, но недостаточно четкое и полное;

3 балла – если сформировано полное и четкое представление.

Диагностика эмоционального компонента нравственного развития

Методика «Сюжетные картинки» (предназначена для детей 1-2 классов) (по Р.Р.Калининой)

Шкалы: эмоциональное отношение к нравственным нормам

Назначение теста

Методика предназначена для изучения эмоционального отношения к нравственным нормам.

Описание теста

Ребенку предъявляют картинки с изображением положительных и отрицательных поступков сверстников.

Исследование проводится индивидуально. В протоколе фиксируются эмоциональные реакции ребенка, а также его объяснения. Ребенок должен дать моральную оценку изображенным на картинке поступкам, что позволит выявить отношение детей к нравственным нормам. Особое внимание уделяется оценке адекватности эмоциональных реакций ребенка на моральные нормы: положительная эмоциональная реакция (улыбка, одобрение и т. п.) на нравственный поступок и отрицательная эмоциональная реакция (осуждение, негодование и т. п.) – на безнравственный.

Инструкция к тесту

Разложи картинки так, чтобы с одной стороны лежали те, на которых нарисованы хорошие поступки, а с другой – плохие. Раскладывай и объясняй, куда ты положишь каждую картинку и почему.

Тест

Обработка и интерпретация результатов теста

Обработка предложена Р.Р.Калининой.

0 баллов – ребенок неправильно раскладывает картинки (в одной стопке оказываются картинки с изображением как положительных, так и отрицательных поступков), эмоциональные реакции неадекватны или отсутствуют.
1 балл – ребенок правильно раскладывает картинки, но не может обосновать свои действия; эмоциональные реакции неадекватны.
2 балла – правильно раскладывая картинки, ребенок обосновывает свои действия; эмоциональные реакции адекватны, но выражены слабо.
3 балла – ребенок обосновывает свой выбор (возможно, называет моральную норму); эмоциональные реакции адекватны, ярки, проявляются в мимике, активной жестикуляции и т. д.

Методика «Закончи историю»

Методика предназначена для изучения осознания детьми нравственных норм. Исследование проводятся индивидуально.

Инструкция к тесту : «Я буду тебе рассказывать истории, а ты их закончи».

Тестовый материал

История 1 . Дети строили город. Оля стояла и смотрела, как играют другие. К ребятам подошла воспитательница и сказала: «Мы сейчас будем ужинать. Пора складывать кубики в коробки. Попросите Олю помочь вам». Тогда Оля ответила...

Что ответила Оля? Почему? Как она поступила? Почему?

История 2 . Кате на день рождения мама подарила красивую куклу. Катя стала с ней играть. Тут подошла к ней ее младшая сестра Вера и сказала: «Я тоже хочу поиграть с этой куклой». Тогда Катя ответила...

Что ответила Катя? Почему? Как поступила Катя? Почему?

История 3 . Люба и Саша рисовали. Люба рисовала красным карандашом, а Саша зеленым. Вдруг Любин карандаш сломался. «Саша, – сказала Люба, – можно мне дорисовать картинку твоим карандашом?» Саша ответил...

Что ответил Саша? Почему? Как поступил Саша? Почему?

История 4 . Петя и Вова играли вместе и сломали дорогую красивую игрушку. Пришел папа и спросил: «Кто сломал игрушку?» Тогда Петя ответил... Что ответил Петя? Почему? Как поступил Петя? Почему? Все ответы ребенка, по возможности дословно, фиксируются в протоколе.

Обработка результатов теста

0 баллов – ребенок не может оценить поступки детей.

1 балл – ребенок оценивает поведение детей как положительное или отрицательное (правильное или неправильное, хорошее или плохое), но оценку не мотивирует и нравственную норму не формулирует.

2 балла – ребенок называет нравственную норму, правильно оценивает поведение детей, но не мотивирует свою оценку.

3 балла – ребенок называет нравственную норму, правильно оценивает поведение детей и мотивирует свою оценку

Методика «Что мы ценим в людях» (предназначена для выявления нравственных ориентаций ребенка).

Ребенку предлагается мысленно выбрать двух своих знакомых: один из них хороший человек, на которого ребенок хотел бы быть похожим, другой – плохой. После чего просят назвать те их качества, которые нравятся в них и которые не нравятся, и привести по три примера поступков на эти качества. Исследование проводится индивидуально. Ребенок должен дать моральную оценку поступкам, что позволит выявить отношение детей к нравственным нормам. Особое внимание уделяется оценке адекватности эмоциональных реакций ребенка на моральные нормы: положительная эмоциональная реакция (улыбка, одобрение и т.п.) на нравственный поступок и отрицательная эмоциональная реакция (осуждение, негодование и т.п.) – на безнравственный поступок.

Обработка результатов.

0 баллов – ребенок не имеет четких нравственных ориентиров. Отношения к нравственным нормам неустойчивое. Неправильно объясняет поступки, эмоциональные реакции неадекватны или отсутствуют.

1 балл – нравственные ориентиры существуют, но соответствовать им ребенок не стремиться или считает это недостижимой мечтой. Адекватно оценивает поступки, однако отношение к нравственным нормам неустойчивое, пассивное. Эмоциональные реакции неадекватны.

2 балла – нравственные ориентиры существуют, оценки поступков и эмоциональные реакции адекватны, но отношение к нравственным нормам ещё недостаточно устойчивое.

3 балла – ребенок обосновывает свой выбор нравственными установками; эмоциональные реакции адекватны, отношение к нравственным нормам активное и устойчивое.

Методика «Как поступать» (предназначена для выявления отношения к нравственным нормам).

Ребенку предлагается представить себе заданную ситуацию и сообщить, как бы он повел себя в ней. Например, первая ситуация : во время перемены один из твоих одноклассников разбил окно. Ты это видел. Он не сознался. Что ты скажешь? Почему? Втораяситуация : одноклассники сговорились сорвать урок. Как ты поступишь? Почему?

Обработка результатов по вышеуказанной шкале.

Диагностика осознанности гражданской позиции учащихся

Тест для учащихся 3-4 классов (Кузьмина Е.С., Пырова Л.Н.)

1. В какой последовательности располагаются полосы на Государственном флаге Российской Федерации?

а) белая, синяя, красная;

б) красная, белая, синяя;

в) синяя, белая, красная.

2. Гимн – это…

а) торжественная мелодия для исполнения симфонического оркестра;

б) торжественная песня для коллективного прослушивания;

в) торжественная песня или мелодия, исполняемая в особых, торжественных случаях, подчеркивающая любовь к Родине, гордость за нее.

3. На Государственном Гербе Российской Федерации изображен …

а) золотой двуглавый орел;

б) Святой Георгий Победоносец;

в) Святой Георгий Победоносец с копьем, победивший черного змея.

4. Родина – это…

а) место, где человек живет сейчас;

б) место, где человек родился и провел свое детство;

в) Отечество, родная сторона.

5. Конституция – это основной закон государства, определяющий …

а) общественное и государственное устройство;

б) основные права и обязанности граждан;

в) права граждан.

«Анализ методик изучения уровня воспитанности учащихся»

руководитель ШМО: Меньшикова М.В.

МБОУ «Гимназия №12» г. Белгорода

Изучение результатов и эффективности воспитательного процесса - один из самых сложных вопросов педагогической теории и практики. Сложность обусловлена прежде всего тем, что на состояние, результаты и эффективность воспитательного процесса влияют не только условия самой школы, но и внешняя по отношению к нему среда. В «чистом виде» определить результат влияния воспитательной работы на достижение поставленных педагогических задач невозможно. Однако, отказавшись от изучения эффективности воспитательного процесса, дети будут обречены на стихийное существование и развитие.

Изучение и анализ воспитанности школьников позволяет:

  1. конкретизировать цели воспитательной работы;
  2. дифференцированно подойти к учащимся с разным уровнем воспитанности;
  3. обеспечить индивидуальный подход к личности каждого школьника;
  4. обосновать выбор содержания и методов воспитания;
  5. соотнести промежуточный с первоначально зафиксированным результатом;
  6. видеть близкие и более отдаленные результаты воспитательной системы.

Чтобы правильно определить уровень воспитанности учащихся

важно правильно подобрать методику для оценки его воспитанности.

Подбор критериев и показателей является важным этапом, так как на нем определяются конкретные характеристики и индикаторы, позволяющие в дальнейшем делать обоснованные суждения о результативности процесса воспитания обучающихся.

Выделяется при диагностических процедурах четыре уровня воспитанности:

  1. Высокий уровень: личность способна к саморазвитию, отличается самостоятельностью в общении и деятельности.
  2. Достаточный уровень: у ребенка, в основном, сформированы внутренние регуляторы поведения, но ему нужна помощь в критических ситуациях.
  3. Низкий уровень: личность остановилась в своем развитии, без педагогической поддержки не способна к самосовершенствованию.
  4. Неудовлетворительный уровень: саморазрушающаяся личность, склонная к асоциальному поведению.

Примерные методики изучения уровня воспитанности классного коллектива

Диагностические методики исследования воспитанности учащихся 5-11 классов (М.Н. Нечаев)

Цель: изучение широты сфер интересов учащихся, выраженности интересов к активным видам деятельности, общению, развлечению, творчеству.

Инструкция.

Учащимся предлагается по пятибалльной системе оценить сферы их интересов.

1 б. - сфера не значима для учащегося

2 б. - сфера малозначима

3 б. - сфера средней значимости

4 б. - сфера значима

5 б. - сфера очень значима

Напротив номера называемой сферы ставится ответ цифрой, соответствующей выбору ученика.

Текст методики

  1. Телевидение, радио 13. Самовоспитание личности
  2. Общение в семье 14. Общение с друзьями
  3. Учеба 15. Живопись, рисование, лепка, макраме и т.д.
  4. Спорт, занятия физической культурой 16. Походы
  5. Общение с противоположным полом 17. Экскурсии, краеведение
  6. Домашний труд 18. Техническое творчество
  7. Общение с педагогом, с руководителем 19. Общение с природой
  8. Музыка любая 20. Чтение художественной литературы (вне программы)
  9. Бизнес 21. Изготовление своими руками каких-либо изделий, предметов
  10. Кино 22. Другие виды творческой деятельности (поэзия, проза, моделирование, биологические опыты и т.д.)
  11. Коллектив класса, крупы 23. Занятие без особой цели - ничегонеделание
  12. Одежда

Обработка результатов по методике «Сфера интересов»

Данные по классу представляются в виде таблице, где плюсами отмечаются те интересы, где ребенок поставил 5 или 4 балла. В конце каждой колонки подсчитывают проценты, например: общение с друзьями: все ученики поставили по 5 или 4 балла, у каждого мы проставляем плюс, а затем обозначаем это за 100%, а если 2 человека поставили по 3 балла, значит: 2 делим на количество отвечавших и умножаем на 100% - получаем процент. Так по каждой колонке. В конце подсчитываем результат по классу: складываем все проценты и делим на количество колонок (т.е. 23).

Ф.И. ученика

общение с друзьями

общение в семье

общение с учителями

общение с противопол. полом

общение с природой

учеба

спорт

домашний труд

бизнес

живопись, лепка, макраме

техническое творчество

изготовление своими руками

др. виды творческой деят.

походы

экскурсии, краеведение

самовоспитание личности

коллектив класса

телевидение, радио

музыка

кино

одежда

чтение худ. лтератур.

ничегонеделание

ОБЩЕНИЕ

ТРУДОЕМКИЕ, АКТИВНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

РАЗВЛЕЧЕНИЯ

1. Желтобрюхов Коля

90-100% - очень высокий интерес

75-90% - высокий

50-75% - средний; 50% - низкий

Цель: методика позволяет оценивать уровень проявления социально ценных качеств личности

Инструкция.

Учащимся предлагается по пятибалльной шкале оценить вопрос, что больше всего подходит к нему..

1 - неверно

2 - скорее верно

3 - когда как

4 - в целом верно

5 - верно

Текст методики

  1. Уважительно отношусь к большинству людей, к членам группы. 13. Мне совестно, если я поленился помочь родителям или товарищу.
  2. Развиваю в себе способность видеть трудности других людей, активно помогаю им. 14. Недовольство собой заставляет меня бороться со своими недостатками.
  3. Готов (а) поступиться своими интересами ради интересов коллектива. 15. Ответственно отношусь к делам группы, класса, переживаю за общий успех.
  4. Помогаю сверстникам, не ожидая взамен похвалы и наград. 16. Проявляю сочувствие ребятам, у которых что-то не получается.
  5. Хочу, чтобы мой труд приносил пользу обществу. 17. Выполняю любую, даже неприятную работу, если она приносит пользу людям.
  6. Всегда бережно отношусь к предметам, сделанным руками человека. 18. Бережно отношусь к окружающей природе, животным, растениям, водоемам и т.д.
  7. В любом деле стремлюсь к достижению наилучших результатов. 19. Мне присуща тщательность, добросовестность в любом деле.
  8. Стремлюсь самостоятельно справляться с трудностями в работе. 20. Люблю самостоятельную, трудную работу.
  9. Часто изобретаю свой подход к делу. 21. Любую работу стремлюсь сделать интересной и полезной для себя и для других.
  10. Люблю предлагать и осуществлять новые дела. 22. Нравится осваивать новые виды деятельности, новые умения, навыки.
  11. Я - целеустремленный человек. 23. Я привык выделять в делах главное и не отвлекаться на постороннее.
  12. Умею длительно работать с полной отдачей сил. 24. Умею сохранять выдержку и терпение в конфликтах с людьми.

Обработка результатов по методике «Самоанализ личности»

Ф.И. ученика

активность нравственной позиции

коллективизм

гражданственность в труде

трудолюбие

творческая активность

волевые качества

итоговый

уважение к людям

средний балл

ответственность перед коллективом

чуткость и взаимопомощь

средний балл

осознание значимости своего труда для общества

бережное отношение к результатам труда, к природе

средний балл

добросовестность

самостоятельность в преодолении трудностей

средний балл

стремление к улучшению процесса работы

стремление к новому, инициатива

средний балл

целеустремленность

настойчивость и самообладание

средний балл

1. Желтобрюхов Коля

2,61 (н)

Ключ к методике

Уважение к труду - складываются ответы на вопросы 1 и 13 - записываются в первую колонку; стремление к нравственному самовоспитанию - складываются ответы на вопросы 2 и 14, высчитывается средний балл: складываются числа первой и второй колонки и делятся на четыре. И так по каждому фактору.

Ответственность перед коллективом - 3 и 15; чуткость и взаимопомощь - 4 и 16.

Осознание значимости своего труда для общества - 5 и 17; бережное отношение к результатам труда, к природе - 6 и 18.

Добросовестность - 7 и 19; самостоятельность в преодолении трудностей - 8 и 20.

Стремление к улучшению процесса работы - 9 и 21; стремление к новому, инициатива - 10 и 22.

Целеустремленность - 11 и 23; настойчивость и самообладание - 12 и 24.

Затем подсчитывается итоговый уровень по каждому ребенку: складывается средний балл по каждому параметру и делится на 6.

В конце подсчитывается итоговый уровень по классу: складывается итоговый уровень по каждому ребенку и делится на количество отвечавших. Методика № 3 «Я - лидер»

Цель: изучение операционных коммуникативных умений учащихся.

Инструкция.

Учащимся предлагается оценить вопрос, что больше всего подходит к нему.

4 - полностью согласен 3 скорее согласен, чем не согласен 2 - трудно сказать 1- скорее не согласен, чем согласен 0 - полностью не согласен

Напротив номера называемого вопроса ставится ответ цифрой, соответствующей выбору ученика.

Текст методики

  1. Не теряюсь и не сдаюсь в трудных ситуациях. 25. Я могу заставить себя утром делать зарядку, даже если мне этого не хочется.
  2. Мои действия направлены на достижение понятной мне цели. 26. Я обычно достигаю того, к чему стремлюсь.
  3. Я знаю, как преодолевать трудности. 27. Не существует проблем, которые я не могу решить.
  4. Люблю искать и пробовать новое. 28. Принимая решения, перебираю различные варианты.
  5. Я легко могу убедить в чем-то моих товарищей. 29. Я умею заставить любого человека делать то, что считаю нужным.
  6. Я знаю, как вовлечь моих товарищей в общее дело. 30. Я умею правильно подобрать людей.
  7. Мне трудно добиться того, чтобы все хорошо работали. 31. В отношениях с людьми я достигаю взаимопонимания.
  8. Все знакомые относятся ко мне хорошо. 32. Стремлюсь к тому, чтобы меня понимали.
  9. Я умею распределять свои силы в учебе и труде. 33. Если в работе у меня встречаются трудности, то я не опускаю руки.
  10. Я могу четко ответить на вопрос, чего хочу в жизни. 34. Я никогда не поступлю так, как другие.
  11. Я хорошо планирую свое время и работу. 35. Я стремлюсь решить все проблемы поэтапно, не сразу.
  12. Я легко увлекаюсь новым делом. 36. Я никогда не поступал так, как другие.
  13. Мне легко установить нормальные отношения с товарищем. 37. Нет человека, который устоял бы перед моим обаянием.
  14. Организую товарищей, стараюсь заинтересовать их. 38. При организации дел я учитываю мнение товарищей.
  15. Ни один человек не является для меня загадкой. 39. Я нахожу выход в сложных ситуациях.
  16. Считаю важным, чтобы те, кого я организую, были дружными. 40. Считаю, что товарищи, делая общее дело, должны доверять друг другу.
  17. Если у меня плохое настроение, я могу не показывать это окружающим. 41. Никто и никогда не испортит мне настроение.
  18. Для меня важно достижение цели. 42. Я представляю, как завоевать авторитет среди людей.
  19. Я регулярно оцениваю свою работу и свои успехи. 43. Решая проблемы, использую опыт других.
  20. Я готов рисковать, чтобы испытать новое. 44. Мне интересно заниматься однообразным делом.
  21. Первое впечатление, которое я произвожу, обычно хорошее. 45. Мои идеи охотно воспринимаются моими товарищами.
  22. У меня всегда все получается. 46. Я умею контролировать работу моих товарищей.
  23. Хорошо чувствую настроение своих товарищей. 47. Умею находить общий язык с людьми.
  24. Я умею поднимать настроение в группе моих товарищей. 48. Мне легко удается сплотить моих товарищей вокруг какого-либо дела.

Обработка результатов по методике «Я- лидер»

Данные по классу представляются в виде таблице

Ф. И. ученика

искренность в самооценке

(7-10 б)

умение управлять собой

осознание цели

умение решать проблемы

наличие творческого подхода

влияние на окружающих

знание правил организаторской работы

организаторские способности

умение работать с группой

итоговый уровень

1. Желтобрюхов Коля

15,5 (с)

Подсчитывается сумма очков по следующим качествам: искренность в самооценке - ответы на вопросы 8, 15, 22, 29, 34, 36, 41; умение управлять собой - 1, 9, 17, 25, 33, 41; осознание цели - 2, 10, 18, 26, 34, 42; умение решать проблемы - 3, 11, 19, 27, 35, 43; наличие творческого подхода - 4, 12, 20, 28, 36, 44; влияние на окружающих - 5, 13, 21, 29. 37, 45; знание правил организаторской работы - 6, 14, 22, 30, 38, 46; организаторские способности - 7, 15, 23, 31, 39, 47; умение работать с группой - 8, 16, 24, 32, 40, 48.

Выводится итоговый уровень по каждому ребенку: складываются все баллы и делятся на 9.

Выводится итоговый уровень по классу : складывается итоговый уровень по каждому ребенку и делится на количество отвечавших.

Если сумма по качеству меньше 10, то оно развито слабо.

Цель: определение личностной направленности учащихся.

Инструкция.

На каждый пункт опросника возможны три ответа, обозначаемых буквами А, Б, В. Вам нужно выбрать тот ответ, который более всего выражает ваше мнение.

Текс методики

  1. Больше всего удовлетворения в жизни дает:

А - оценка работы;

Б - сознание, что находишься среди друзей;

В - сознание того, что работа выполнена хорошо.

2. Если бы я играл в футбол, то хотел бы быть:

А - известным игроком;

Б - выбранным капитаном команды;

В - тренером, который разрабатывает тактику игры.

3. Лучшими преподавателями являются те, которые:

А - имеют индивидуальный подход;

Б - создают в коллективе атмосферу, в которой никто не боится высказывать свою точку зрения;

В - увлечены своим предметом и вызывают интерес к нему.

4. Учащиеся оценивают как самых плохих таких преподавателей, которые:

А - не скрывают, что некоторые люди им несимпатичны;

Б - вызывают у всех дух соперничества;

В - производят впечатление, что предмет, который они преподают, их не интересует.

5. Я рад, что мои друзья:

А - всегда верны и надежны;

Б - помогают другим, когда для этого представляется случай;

В - интеллигентны и у них широкие интересы.

6. Лучшими друзьями считаю тех:

А - на которых можно надеяться;

Б - с которыми хорошо складываются взаимные отношения;

В - которые могут больше, чем я.

7. Я хотел бы стать известным, как те, кто:

А - может сильно любить;

Б - отличается дружелюбием и доброжелательностью;

В - добился жизненного успеха.

8. Если бы я мог выбирать, я хотел бы быть:

А - опытным летчиком;

Б - начальником отдела;

В - научным работником.

9. Когда я был ребенком, я любил:

А - когда меня хвалили;

Б - игры с друзьями;

В - успехи в делах.

10. Больше всего мне не нравится, когда:

А - меня критикуют;

Б - в коллективе ухудшаются товарищеские отношения;

В - встречаю препятствия при выполнении возложенной на меня задачи.

11. Основная роль гимназии должна заключаться в:

А - развитии индивидуальных способностей и самостоятельности;

Б - воспитании в учениках качеств, благодаря которым они могли бы уживаться с людьми;

В - подготовке учеников к работе по специальности.

12. Мне не нравятся коллективы, в которых:

А - человек теряет индивидуальность в общей массе;

Б - недемократическая система;

В - невозможно проявлять собственной инициативы.

13. Если бы у меня было больше свободного времени, я бы использовал его:

А - для обеспечения отдыха;

Б - для общения с друзьями;

В - для любимых дел и самообразования.

14. Мне кажется, что я способен на максимальное, когда:

А - мои усилия достаточно вознаграждены;

Б - работаю с симпатичными людьми;

В - у меня работа, которая меня удовлетворяет.

15. Я люблю, когда:

А - другие меня ценят;

Б - приятно провожу время с друзьями;

В - чувствую удовлетворение от выполненной работы.

16. Если бы обо мне писали в газетах, мне бы хотелось, чтобы:

А - похвалили меня за мою работу;

Б - сообщили о том, что меня выбрали в Совет гимназистов;

В - отметили дело, которое я выполнил.

17. Лучше всего я учился бы, когда преподаватель:

А - имел ко мне индивидуальный подход;

Б - вызвал дискуссию по разбираемым вопросам;

В - стимулировал меня на более интенсивный труд.

Обработка результатов по методике «Направленность личности»

Данные по классу представляются в виде таблице

Подсчитывается количество ответов с одинаковыми буквенными обозначениями по всем вопросам и определяется преобладающая направленность.

Например:

С ответами А - 10

С ответами Б - 4

С ответами В - 7

С ответами АБ - 14

С ответами АВ - 17

С ответами БВ - 11

Отмечаем в таблице: направленность личности на себя, т.к. с ответами А больше всего (10) и направленность личности на себя и дело, т.к. с ответами АВ - 17.

Затем подсчитывается процент: сколько % направленность на себя, на общение, на дело, на себя и общение, на себя и дело, на общение и дело. Количество ответов делится на количество отвечавших и умножается на 100%.

Методика № 5 «Уровень самоуправления в ученическом коллективе»

Цель: определение уровня развития ученического самоуправления

Инструкция.

Учащимся предлагается оценить вопрос, что больше всего подходит к нему..

4 - да

3 скорее да, чем нет

2 - трудно сказать

1 - скорее нет, чем да

0 - нет

Напротив номера называемого вопроса ставится ответ цифрой, соответствующей выбору ученика.

Текс методики

  1. Считаю для себя важным, чтобы коллектив моего класса работал лучше.
  2. Вношу предложения по совершенствованию работы класса.
  3. Самостоятельно организую отдельные мероприятия в классе.
  4. Участвую в подведении итогов работы класса, в определении ближайших задач.
  5. Считаю, что класс способен к дружным самостоятельным действиям.
  6. У нас в классе обязанности четко и равномерно распределяются между учащимися.
  7. Выборный актив в нашем классе пользуется авторитетом среди учащихся класса.
  8. Считаю, что актив в нашем классе хорошо и самостоятельно справляется со своими обязанностями.
  9. Считаю, что учащиеся нашего класса добросовестно относятся к выполнению своих общественных обязанностей.
  10. своевременно и точно выполняю решения, принятые собранием или активом класса.
  11. Стремлюсь приложить все усилия, чтобы задачи, поставленные перед коллективом, были выполнены.
  12. Готов ответить за результаты своей работы и за результаты работы своих товарищей.

Обработка результатов по методике «Уровень самоуправления в ученическом коллективе»

Результаты заносятся в таблицу

Ф.И. ученика

включенность учащихся в самоуправленческую деятельность

организованность классного коллектива

ответственность членов коллектива за его дела

итоговый

итого

итого

итого

1. Желтобрюхов Коля

Баллы по каждому ответу заносятся в данную таблицу, затем складываются первых четыре ответа и выводится итог, потом вторые четыре ответа - итог и последние четыре ответа - итог.

Затем все ответы складываются, и получается итог по каждому ребенку, следующий шаг - подсчет уровня по классу в целом: складываются все итоговые ответы учеников, делятся на количество опрашиваемых детей и делятся на 16.

Уровни:

0,1-0,4 - низкий

0,5-0,8 - средний

0,9 - высокий

Бланки ответов

Фамилия, имя ученика __________________________________________

Методика № 1 «Сфера интересов»

1 б. - сфера не значима для учащегося

2 б. - сфера малозначима

3 б. - сфера средней значимости

4 б. - сфера значима

5 б. - сфера очень значима

Номера вопросов

Методика № 2 «Самоанализ личности»

1 - неверно

2 - скорее верно

3 - когда как

4 - в целом верно

5 - верно

Номера вопросов

Методика № 3 «Я - лидер»

4 - полностью согласен

Для осуществления более эффективного руководства процессом воспитания большое значение имеет выявление достигнутых результатов, как промежуточных, так и конечных (имеется в виду какой-то рубежный этап, например момент выпуска ученика из школы и т.п.). Определяя эффективность воспитательного процесса, педагогика оперирует понятием "воспитанность".

Воспитанность – умение вести себя в обществе, благовоспитанность. Под воспитанностью, как правило, понимают учтивое, вежливое поведение человека, отличающегося хорошими манерами, правильной речью, умением общаться с окружающими его людьми в различных ситуациях и т.п. Воспитанный человек характеризуется знанием правил культуры поведения, этикета. В широком смысле воспитанность означает не только соблюдение правил поведения и общения, принятых в данном обществе, но и внутреннюю культуру человека, отражающуюся в его мировоззрении. В этом смысле воспитанность является неотъемлемым качеством интеллигентности. Воспитанность проявляется не только но отношению к людям, но и животным, окружающей природе. Воспитанность формируется с раннего детства и обусловлена развитием культуры в обществе, социальной средой, системами воспитания в семье, учебном заведении и др.

Поскольку воспитательные воздействия всегда преломляются в индивидуальном восприятии каждого воспитанника, то в конечном итоге может отмечаться разная степень полноты и сформированности отдельных черт и качеств у разных людей, даже находящихся в примерно одинаковых условиях и подвергающихся одинаковым воспитательным воздействиям.

В отечественной педагогике показатели успешности деятельности педагога связываются с физическим, психическим здоровьем ребенка, адекватной самооценкой, развитым чувством собственного достоинства ребенка, его стремлением к свободе и способность сочувствовать людям.

Стремясь к достижению главных конечных результатов, воспитатель ставит перед собой ряд промежуточных целей и воспитательных задач, выполнение каждой из которых необходимо проверить, т.е. выявить, установить, а также оценить достигнутый уровень в ее реализации (или степень сформированности того или иного качества, требуемой формы поведения и т.п.) в соответствии с определенными критериями.

Критерий в широком смысле означает то, на что следует равняться, с чем сверять те или иные достижения и результаты, в данном случае – воспитательной работы.

Критерий должен иметь как содержательную характеристику (т.е. соотноситься с определенной целью или конкретной воспитательной задачей), так и отражать уровень достигнутых результатов. Критерий всегда связан с выделением каких-то показателей и разработкой методики их использования для определения достигнутого уровня. Критерий, являясь средством диагностики, прежде всего нужен для того, чтобы дать в руки воспитателя определенные ориентиры, помогающие ему в разработке тактики дальнейших воспитательных действий по отношению к отдельному ученику или коллективу учащихся.

Критерии в воспитании можно разделить на две большие группы, первая из которых связана с выявлением характеристики личности в целом, а вторая касается проверки промежуточных, более частных результатов, связанных с формированием отдельных черт и качеств, применением определенных методов воспитательного воздействия.

В основу критериев первой группы, используемых для анализа результатов воспитательного процесса на каком-то рубежном или завершающем этапе, могут быть положены общие требования к личности, отраженные в формулировке цели воспитания.

В ряде школ, где поддерживается в течение многих лет связь с выпускниками, коллективу учителей удается проследить жизненный путь и становление личности своих воспитанников и убедиться в том, что у большинства из них все, заложенное школой, дало свои плоды, и выпускники сумели проявить в жизни активную позицию.

Для целей практического руководства воспитательным процессом чрезвычайно важно осуществление воспитателем повседневного контроля за его ходом, за развитием отдельных черт и качеств у каждого воспитанника на отдельных этапах формирования направленности его личности. Для этого нужно знание таких критериев, которые могли бы помочь в определении и оценке степени сформированности отдельных черт, качеств и форм поведения. Эти критерии можно разделить на критерии, связанные с проявлением результатов воспитания во внешней форме – в суждениях, оценках, действиях, и критерии, связанные с явлениями, скрытыми от глаз воспитателя, т.е. мотивами, внутренней позицией человека, которые не всегда могут совпадать с внешними проявлениями – словами, поступками, действиями.

Рассмотрим прежде всего критерии, связанные с проявлениями во внешней форме, вместе со способами их выявления, оценивая одновременно и диагностирующую значимость полученных с помощью этих методов данных.

Начнем с рассмотрения простейших показателей, проявляемых во внешней форме. Знание норм – важнейшее условие формирования ряда качеств, предопределяющее их развитие и проявление в действии. Простейшее средство выявления этих знаний – анализ ответов на прямо поставленные вопросы: "В чем, по-твоему, должна проявляться настоящая дружба?", "Что такое героизм?" Или: "Какой поступок можно назвать героическим и почему?" Такие вопросы, задаваемые как в письменной, так и в устной форме, дают возможность выявить в известной мере круг представлений учащихся о той или иной области поведения человека.

Более диагностически значимый показатель – выявление отношения учащихся к тем или иным поступкам, событиям, т.е. их оценочные суждения. Методы выявления: специально задаваемые вопросы, устные или в письменной форме, тематически ориентированные сочинения, организация диспутов и дискуссий.

Ценность сочинения на свободную (но специально выбранную воспитателем) тему в том, что они большей частью действительно отражают внутренние позиции ребят, их сомнения и колебания, их раздумья.

Диспуты, дискуссии или любая другая форма коллективных обсуждений, где ученик должен открыто занять определенную позицию, позволяют судить о взглядах и убеждениях учащихся. Диагностическое значение имеет и "позиция умолчания" – стремление отдельных учеников остаться в стороне от жарких споров, уклониться от ответа на прямо поставленный вопрос, занять нейтральную позицию.

Личная беседа воспитателя с учащимся, нацеленная на выявление его позиций и отношений, может удаться и дать очень многое воспитателю при условии, что он хорошо подготовится к беседе, если она будет проходить без спешки, в неформальной обстановке (например, на прогулке, по дороге из школы, после уроков, в процессе выполнения каких-либо внеурочных дел и т.п.).

За последнее время в связи с исследованиями позиции личности в коллективе получили распространение в школах различного вида социометрические методики, основанные на свободном выборе учащимися партнеров в определенных ситуациях, на основе оценки тех или иных качеств своих одноклассников.

Однако наиболее ценным и надежным критерием является действие. Основной метод узнавания человека в действии – наблюдение за ним в различных ситуациях и проявлениях. Ситуации, в которых находится изучаемый воспитателем ученик, можно подразделить на естественно возникающие и создаваемые воспитателем специально в диагностических целях. Естественные ситуации – это ситуации повседневной жизни на уроке, в процессе внеклассной работы, внеучебного общения ребят, общения учащихся с разными группами и категориями сверстников, младших и более старших ребят, взрослых. Конечно, далеко не все виды деятельности и общения школьников могут оказаться в поле зрения воспитателя, о некоторых действиях, поступках, формах или линиях поведения воспитатель узнает косвенно, получая устную или письменную информацию от других лиц.

В действиях, совершаемых учащимися в процессе обычной повседневной жизни, проявляется их отношение к учению (прилежание, аккуратность, честность), дисциплинированность и культура поведения, а также их отношение к труду, насколько оно ответственно. Наблюдения за спортивной игрой дают возможность увидеть проявления чувства товарищества и коллективизма, умение сдерживать свои эмоции, достойно реагировать на поражения, изучается восприимчивость учащихся к прекрасному, их вкусы и направленность интересов.

Нс довольствуясь данными, полученными путем наблюдения, воспитатель часто сам старается поставить того или иного ученика или группу учащихся в такое положение, когда наиболее ярко и отчетливо должна проявиться та или иная черта или свойство характера учащегося, его личность, т.е. используется метод создания специальных ситуаций. Такие ситуации носят название воспитательных, так как, хотя они создаются в диагностирующих целях, они должны быть таким образом организованы, чтобы оказывать определенное воспитательное воздействие на всех вовлекаемых в них учащихся. Специальные диагностирующие воспитательные ситуации воспитатель может создать, например, используя систему поручений. Воспитатель может, к примеру, оказать доверие тому, кто пока этого не заслужил, в расчете на то, что это задание поможет учащемуся поверить в свои силы или открыть какие-то новые стороны его личности. Иногда эти поручения могут ставить учащегося в ситуацию выбора между личным и общественным.

Большое диагностирующее значение имеет поведение учащихся в остроконфликтных, но естественно возникающих ситуациях: совершение какого-либо проступка отдельными учащимися или группой учеников, реакция на него других учащихся; внезапность возникновения снижает у человека способность маскировать свои чувства и мысли.

Нельзя не указать на еще один вид действий и поступков, которые, по мнению А. С. Макаренко, дают весьма точное представление о личности человека, – это поступки для себя, но велению своей совести, вне контроля и принуждения, когда человек знает о том, что его никто не увидит, не услышит, никогда не узнает о том, что он сделал. К этому можно добавить совершение человеком благородных действий и поступков, когда он старается остаться в неизвестности, скрывает свое имя. Если эти факты становятся все же известными воспитателю, он получает также весьма надежные и точные данные о важных и весьма значимых качествах личности своего воспитанника.

Мотивация действий и поступков. Наибольшее значение во многих случаях имеет выявление внутренних мотивов и побуждений, приводящих человека к высказыванию суждения, проявлению того или иного отношения, совершению того или иного поступка, к отстаиванию своей позиции.

В основе мотивации могут лежать как прямые потребности (физические, материальные, духовные), т.е. мотивы непосредственного побуждения, так и более тонкие личные мотивы. Это могут быть мотивы, связанные со стремлением подражать какому-либо авторитетному для ребят человеку (родители, старшие брат или сестра, учитель, товарищ, герой книги или фильма или реальное лицо, встреча с которым произвела сильное впечатление на ученика).

Большую роль играют мотивы, перспективно побуждающие, связанные с планами ученика на будущее, его целеустремленностью, желанием следовать выработанным для себя принципам, правилам и нормам поведения, в особенности, если он осознает, что данные качества необходимы в избранной им области труда или профессии, к овладению которой он стремится.

Могут быть мотивы, основанные и на отрицательных эмоциях, когда ученик будет поступать правильно из-за боязни наказания, осуждения товарищей или старших, а иногда из-за желания похвастать или показать себя с лучшей стороны перед теми, чьим мнением он дорожит. Нередко в основе поступка лежит просто желание отличиться, выделиться, чтобы заслужить одобрение окружающих товарищей. Иногда это желание отличиться, привлечь к себе внимание приводит к поступкам, которые, особенно у неуравновешенных подростков, могут быть безрассудными, бессмысленными (например, прыжок из окна для доказательства своей храбрости).

Наиболее высокими мотивами поведения и поступков являются мотивы правильных действий во имя осознанных и усвоенных норм и принципов без расчета на похвалу или вознаграждение, а просто по велению сердца, совести, в силу осознания долга перед собой, перед людьми, перед Родиной.

В реальной жизни редко бывает так, чтобы человек поступал так или иначе в силу действия лишь одного какого-либо мотива. Чаще всего мотивы переплетаются и выступают в самом разном сочетании. Нередко главный мотив складывается в результате внутренней борьбы, например, между сознанием и желанием, чувством и долгом, стремлением проявить истинное отношение и необходимостью совершить действие напоказ и т.п.

Разобраться в истинных мотивах поступков и поведения детей, учеников является важнейшей задачей воспитателя. Как же узнать об этом воспитателю? Тут возможны некоторые прямые методы (например, прямо задаваемые вопросы, естественно, в весьма тактичной форме, целенаправленное наблюдение за реакцией учащихся в определенных воспитательных ситуациях), а также косвенные (расспросы товарищей, других людей). Большую, если нс решающую, роль играет мысленный анализ, сопоставление, сравнение и суммирование различных (и часто в разное время собранных) данных и наблюдений, в результате чего воспитатель выдвигает определенную гипотезу, предположение или прямо по догадке приходит к пониманию тех или иных черт и качеств или даже общей направленности личности учащегося.

Следует, однако, сразу же подчеркнуть, что выявление истинных мотивов поведения или поступков – дело очень тонкое. Не всякому воспитателю удается это сделать, применяя прямые (и даже косвенные) методы: здесь важнейшим условием является проявление такта, деликатности, умение устанавливать контакт с учащимися, их родителями, строгое сохранение в тайне полученной информации, недопустимость использования ее во вред учащемуся и т.д.

Конечно, наиболее надежным способом изучения учащихся для получения данных о сформированности у них тех или иных качеств и о мотивах их действий и поступков является длительное общение с ними, наблюдение за ними в школе и в обстановке вне школы, дома, в отношениях с учителями, товарищами, родителями и другими людьми.

Оценка результатов воспитания. Особое место в вопросе о критериях оценки результатов воспитания занимает поиск способов их измерения.

В теории и практике воспитания родилось такое понятие, как уровень воспитанности. Под уровнем воспитанности следует понимать степень сформированности у школьника, в соответствии с его возрастными возможностями, важнейших качеств личности, являющихся показателями воспитанности. Уровней сформированности но каждому качеству может быть как минимум два и как максимум – неограниченное количество. Обычно используют следующие содержательные названия: высокий, средней, низкий. М. И. Шилова обозначает следующие уровни воспитанности.

Низкий уровень воспитанности представляется слабым, еще не устойчивым опытом положительного поведения, который регулируется в основном требованиями старших и другими внешними стимулами и побудителями, при этом саморегуляция и самоорганизация ситуативны.

Для среднего уровня воспитанности свойственны самостоятельность, проявление саморегуляции и самоорганизации, хотя активная жизненная позиция еще не вполне сформировалась.

Показателем высокого уровня воспитанности является наличие устойчивой и положительной самостоятельности в поведении на основе активной общественной гражданской позиции.

Уровни можно выделить и для каждого качества личности. Уровневый подход имеет очевидные плюсы, поскольку позволяет качественные показатели проиллюстрировать в каких-либо количественных выражениях.

Понятно, что требования к личности со стороны общества меняются и перечень тех качеств, которые оцениваются со стороны общества как значимые, не может оставаться неизменным. На данном этапе Закон РФ "Об образовании" ориентирует педагогов на создание условий для самоопределения, самореализации личности. В свете этих государственных ориентиров Η. Е. Щуркова предлагает отказаться от такого понятия, как уровень воспитанности, и взять за основу успешности учебно-воспитательного процесса динамику личностного роста. При этом она подчеркивает, что анализ эффективности воспитательного процесса должен быть не поверхностный, а глубинный и включать в себя изучение следующих "слоев": внешний вид учащихся, физическое и психическое здоровье, качество деятельности, взаимоотношения школьников, ценностные ориентации, отношение школьника к себе.

Развитые ценностные ориентации являются показателем зрелости человека. Они определяют сущность его деятельности: ради чего он организует тот или иной вид деятельности, какие ставит цели, какие выбирает способы и средства достижения поставленных целей.

В. А. Караковский, Л. И. Новикова, Н. Л. Селиванова в числе параметров, которые отражают личностное развитие, называют следующие: ориентация на общечеловеческие ценности, интеллигентность, креативность, адаптивность, чувство собственного достоинства, независимость в суждениях и ответственность в поступках, "самостроительство".

Различия, которые наблюдаются в педагогических исследованиях в отношении критериев успешности воспитательного процесса, говорят о сложности и неоднозначности этого процесса. Особенность современного момента заключается в том, что учителя школы должны включаться в творческий процесс прогнозирования и анализа успешности воспитательной деятельности: конкретизировать цели, обозначенные в государственных документах, ставить их диагностично, владеть различными методиками диагностики, учиться интерпретировать результаты исследования.

Проблема диагностики успешности воспитательного процесса. Оценивая качества личности, мы сталкиваемся с рядом проблем.

  • 1. Специалисты подсчитали, что для описания свойств личности только в словаре С. И. Ожегова используется более полутора тысяч слов, поэтому в принципе невозможно всесторонне изучить личность и необходимо ограничиваться, выделяя качества личности, которые отвечают поставленной цели.
  • 2. В настоящее время педагогическая паука не располагает данными для четкого выделения каких-либо конкретных "единиц измерения" соответствующих фактов и явлений.
  • 3. Сложно фиксировать качественные показатели количественными замерами: как, например, можно замерить чувство долга? В любом случае есть значительная доля условности, когда мы определяем уровень сформированности того или иного качества.
  • 4. В педагогической практике при оценке личности с точки зрения ее воспитанности всегда присутствует момент субъективности. Педагог всегда включает себя в ситуацию воспитательной деятельности и через размышления над собственными переживаниями, ощущениями получает необходимую информацию. В процессе взаимодействия воспитателя с воспитанником у педагога складывается мнение, которое зачастую является мерилом воспитанности. Оценочные характеристики, которыми в своей педагогической практике пользуются учителя, далеко не всегда носят научный характер и отражают сущность личности учащегося. Отсюда и появляются определения "неорганизованный класс", "вечный троечник", "подающий надежды" и т.д.
  • 5. Результат воспитательной деятельности отодвинут во времени, поэтому сложно определить эффективность сегодняшнего дня.

Диагностика успешности воспитательного процесса осуществляется с помощью различных методик, как педагогических (включенное наблюдение), так и психологических (тесты), социологических (анкетирование, опросы), медицинских (показатели здоровья) и др. Общая картина диагностики складывается на основе определения эмоционального состояния личности, ее мнений, суждений, мотивов и результатов деятельности, повторяющихся поступков и т.д.

В настоящее время получила развитие практика мониторинга. Педагогический мониторит – это целостная система непрерывного изучения, оценки и прогноза изменений состояния учебно-воспитательного процесса, его субъектов или отдельных сторон.

В основе проведения мониторинга лежат следующие принципы: непрерывность, разносторонность и целостность, адресность, гласность. Мониторинг проводится в несколько этапов: уточнение критериев оценки; определение показателей; подбор методов отслеживания результатов; интерпретация результатов; разработка рекомендаций.

Проводя те или иные замеры, необходимо рассматривать воспитательный процесс в динамике, фиксировать тенденции, выявлять противоречия, с тем чтобы проектировать и планировать дальнейшее развитие как системы в целом, так и каждой личности в отдельности. Весь воспитательный процесс должен быть направлен на раскрытие жизненных сил всех субъектов воспитательного процесса: и учителя, и ученика.

  • Педагогический энциклопедический словарь. С. 43.
Поделиться