Как коперник представлял себе вселенную. Познание

(Презентация к уроку "От Коперника до наших дней")

Конспект урока по географии

по теме: «От Коперника до наших дней»

Цель урока: познакомить учащихся с развитием представлений различных ученых о Вселенной.

Результаты обучения:

Предметные : ученик научиться описывать представление древних людей о Вселенной, вычленять из текста главное.

Личностные : мотивирование учащихся к учебной деятельности.

Метапредметные : ученик научиться работать с различными источниками информации.

Тип урока: комбинированный

Методы и приемы:

Беседа, фронтальный опрос, выполнение заданий у доски, рассказ, работа с учебником.

Персоналии: Николай Коперник, Джордано Бруно, Галилео Галилей

Литература :

География, 5 класс, Начальный курс, Баринова И.И., Плешаков А.А., Сонин Н.И., 2014.

Ход урока:

Этап 1. Организационный.

Приветствие учащихся. Проверка присутствующих в классе.

Этап 2: Проверка домашнего задания.

1. Вспомните какие древние народы представляли Вселенную следующим образом:

Земля стоит на трех слонах, которые стоят на черепахе, а черепаха на змее (Индия).

Земля - это закрытый купол (Месопотамия).

Все на Земле, и земля, и небо, и Солнце - это боги (Египет).

Земля стоит на 12 столбах (Вавилон).

2. Вспомните кто из ученных считал, что

А) Земля круглая (Аристотель и Птолемей)

Б) Планеты неподвижны и прикреплены на сферы (Аристотель)

В) Планеты вращаются вокруг собственной оси (Птолемей)

Г) Земля - центр Вселенной (Аристотель и Птолемей)

3. Кто из ученных предложил данную модель Вселенной? (Птолемей)

Что здесь находиться в центре Вселенной? (Земля)

Как здесь двигаются Земля и другие планеты? (вокруг своей оси)

Этап 3. Изучение нового материала.

Посмотрите на изображения. Вспомните, какие открытия сделали эти люди. Кого мы с вами не проходили?

Афанасий Никитин

Васко да Гама

Христофор Колумб

Аристотель

Николай Коперник

Сегодня на уроке мы познакомимся с представлениями Николая Коперника и других ученых о Вселенной. Тема урока: «От Николая Коперника до наших дней» .

Польский астроном Николай Коперник считал, что центром Вселенной является Солнце вокруг которого вращаются все планеты. Планеты также движутся вокруг своей оси. Звезды неподвижны и ограничивают Вселенную.

Как вы думаете, как объяснил Николай Коперник движение звезд, если считал, что они неподвижны? (Вращением планет вокруг своей оси)

В чем сходства и различия систем Коперника и Птолемея? (Планеты вращаются по орбитам и вокруг собственной оси, у Птолемея в центре Вселенной была Земля)

Можно ли сказать, что Николай Коперник описал Вселенную? (Нет, он описал Солнечную систему)

Откройте и прочитайте в учебнике про Джордано Бруно. Можно ли сказать, что догадки Джордано Бруно были верными? Какие именно догадки вы считаете верными?

Итальянский ученый Джордано Бруно

Вселенная бесконечна и у нее нет центра; (верно)

Солнце - центр Солнечной системы; (верно)

Солнце одна из множества звезд; (верно)

Возможно в других звездных системах также есть жизнь (не доказано)

Итальянский ученый Галилео Галилей

Впервые за наблюдением небесных тел использовал телескоп;

Увидел неровности на Луне и темные пятна на Солнце;

Открыл спутники Юпитера.

Соотнесите открытие и вывод, который можно сделать из этого открытия.

Ответ: А-2, Б-3, В-1

Современное представление о Вселенной:

Земля является планетой Солнечной системы.

Солнечная система является частью галактики (Млечный путь)

Наша и другие галактики образуют сверхгалактики.

Все сверхгалактики являются частью Вселенной.

Этап 4. Закрепление изученного материала.

Какие утверждения являются верными, а какие нет?

Николай Коперник считал, что в центре Вселенной находится Земля (неверно )

Джордано Бруно полагал, что Вселенная бесконечна (верно )

Галилео Галилей открыл спутники Меркурия (неверно )

Солнечная система и Вселенная это одно и тоже (неверно )

Галактика - это скопление звезд (верно )

Этап 5. Подведение итогов урока. Домашнее задание.

Сегодня на уроке мы познакомились с представлением о Вселенной таких ученых как - Н. Коперник, Дж. Бруно, Г. Галилей, а также со современными представлениями о Вселенной.

Домашнее задание: Стр. 29-32 (устный пересказ), Задание №4 (устно)

Много веков в науке о Вселенной господствовало учение Птолемея. Оно принималось и поддерживалось церковью и казалось истинным и неопровержимым. Но шло время, росли города, развивались ремёсла и торговля, европейцы узнавали новые страны и народы. Открытия мореходов Португалии и Испании в XIV-XVI вв. изменили географическую карту. Люди поняли, как огромен мир, в котором они живут, а кругосветное путешествие Ф. Магеллана окончательно доказало шарообразность нашей планеты.

Система мира по Николаю Копернику

Человеком, которому удалось создать новую модель Вселенной, стал великий польский астроном Николай Коперник (1473-1543). Наблюдения за звёздами и планетами, изучение трудов древних мыслителей и своих современников, сложные математические расчёты позволили ему сделать вывод о том, что Земля обращается вокруг Солнца. Центром мира, по убеждению Коперника, является Солнце, вокруг которого движутся все планеты, вращаясь одновременно вокруг своих осей. Звёзды, по Копернику, неподвижны и находятся на огромных расстояниях от Земли и Солнца. Их вращение вокруг Земли кажущееся, и связано оно с тем, что наша планета сама вращается вокруг своей оси, совершая один оборот за 24 часа. Звёзды образуют сферу, которая ограничивает Вселенную.

Представление о Вселенной Джордано Бруно

Учение Коперника сразу же нашло сторонников среди учёных XVI в. Они распространяли идеи великого астронома в своих странах, расширяли и углубляли их. Так, итальянский учёный Джордано Бруно (1548-1600) считал, что Вселенная бесконечна, она не имеет и не может иметь единого центра. Солнце - центр Солнечной системы. Но само оно - одна из множества звёзд, вокруг которых обращаются планеты. Возможно, полагал Дж. Бруно, на них тоже есть жизнь. Да и Солнечная система пока полностью не изучена, не исключено, что в ней существуют ещё не открытые планеты. Как стало ясно позднее, многие из этих догадок Дж. Бруно были верными.

Изучение Вселенной Галилео Галилеем

Много сделал для развития учения Коперника и другой итальянский учёный - Галилео Галилей (1564-1642). В своих наблюдениях за небесными телами он впервые использовал телескоп, который изготовил самостоятельно (кто был изобретателем этого прибора, сейчас сказать трудно). Лучший телескоп Галилея давал увеличение всего лишь в 30 раз. Но и этого было достаточно, чтобы увидеть неровности на поверхности Луны и тёмные пятна на Солнце. Солнечные пятна не оставались неподвижными, они перемещались по его поверхности, но всегда в одну сторону. Напрашивался вывод, что Солнце вращается вокруг собственной оси. Больше всего поразило современников открытие Галилеем спутников Юпитера. Это доказывало, что не только вокруг Земли могут обращаться небесные тела.

Знакомя современников со своими открытиями, Галилей указывал на правильность учения Н. Коперника. Это учение медленно, в жестокой борьбе со старыми предрассудками завоёвывало всё новых и новых сторонников.

Современные представления о строении Вселенной

С тех пор прошло много времени. Чтобы создать современную модель Вселенной, трудилось не одно поколение учёных. Потребовались новые приборы и инструменты, новые методы исследования, полёты человека в космическое пространство.

Современная наука предполагает такую модель Вселенной. Наша Земля входит в состав Солнечной системы, которая является частью галактики (гигантского скопления звёзд). Наша и другие галактики, в свою очередь, образуют скопления галактик, а они - сверхскопления. Мир Вселенной очень многообразен и содержит бесчисленное количество небесных тел и их систем.

Учёные, перевернувшие мир

Николай Коперник родился в польском городе Торунь. Образование получил в Кракове, а затем в Италии. Коперник изучал не только астрономию, но и право, медицину, философию. Это был всесторонне образованный человек. Идеи Коперника о строении Вселенной изложены в его книге «Об обращениях небесных сфер», которая вышла в 1543 г., незадолго до смерти учёного. На создание своего учения Н. Коперник потратил 30 лет упорного труда.

Джордано Бруно родился на юге Италии. Посвятив свою жизнь распространению и развитию учения Н. Коперника, он вынужден был покинуть родину, скитаться по многим странам Европы. Его преследовала церковь, так как учение Коперника было ею запрещено. В то время церковь жестоко наказывала тех, чьи взгляды противоречили её установлениям. Дж. Бруно был схвачен и после нескольких мучительных лет тюрьмы сожжён в Риме 17 февраля 1600 г. Он погиб, но не отказался от своих убеждений.

Галилео Галилей родился в итальянском городе Пиза. Он получил разностороннее образование (изучал медицину, математику). Галилей сделал много научных открытий и был широко известен. В 1632 г. он издал книгу «Диалог о двух главнейших системах мира», в которой отстаивал учение Коперника и опровергал систему Птолемея. За эту книгу он был привлечён церковью к суду, на котором его, тогда уже старого человека, заставили отречься от своих убеждений.

Уильям Гершель родился в Ганновере. Обладал большими музыкальными способностями и в четырнадцать лет поступил музыкантом в полковой оркестр. Наряду с занятиями теорией музыки интересовался математикой, оптикой, астрономией. Занимался изготовлением телескопов. В 1789 г. Гершель изготовил самый большой телескоп своего времени. Главные работы Гершеля относятся к звёздной астрономии: он сделал вывод о существовании звёздных систем, наблюдал туманности и кометы, изучал структуру Млечного Пути. Прославился открытием планеты Уран и двух её спутников, а также двух спутников планеты Сатурн и инфракрасного излучения.

  1. Чем система мира, созданная Коперником, отличалась от системы мира по Птолемею?
  2. Каковы заслуги Дж. Бруно в развитии взглядов о Вселенной?
  3. Какой вклад внёс Галилей в изучение строения Вселенной?
  4. Какую модель Вселенной предлагает современная наука?
  5. Что такое галактика?

Долгое время в науке господствовало учение Птолемея о Вселенной. Великий польский астроном Николай Коперник создал новую модель Вселенной, согласно которой центром мира является Солнце, а вокруг него обращаются Земля и другие планеты. Взгляды Коперника распространяли и развивали Джордано Бруно и Галилео Галилей. Согласно современным представлениям, Земля входит в состав Солнечной системы, которая является частью гигантского скопления звёзд - галактики. Галактики образуют сверхскопления - метагалактики. Вселенную составляет огромное число галактик.

Буду благодарен, если Вы поделитесь этой статьей в социальных сетях:


Поиск по сайту.

Вопрос 1. Как представляли себе Вселенную древние люди?

Долгое время центром Вселенной считалась Земля. Древние индийцы полагали, что Земля плоская и опирается на спины гигантских слонов, которые, в свою очередь, покоятся на черепахе. Огромная черепаха стоит на змее, которая олицетворяет небо и как бы замыкает земное пространство. Иной виделась Вселенная народам, живущим на берегах рек Тигр и Евфрат. Земля, по их мнению, это гора, которую со всех сторон окружает море. Над ними в виде опрокинутой чаши расположено звёздное небо.

Аристотель предложил свою модель строения Вселенной, или систему мира. В центре Вселенной, по мнению ученого, расположена неподвижная Земля, вокруг которой вращаются восемь небесных сфер, твердых и прозрачных (в переводе с греческого «сфера» - шар). На них неподвижно закреплены небесные тела - планеты, Луна, Солнце, звезды. Девятая сфера обеспечивает движение всех остальных сфер, это - двигатель Вселенной.

Вопрос 2. Чем система мира, созданная Коперником, отличалась от системы мира по Птолемею?

Основное отличие заключается в том, что у Коперника в центре мира находится Солнце, а Земля вращается вокруг него. У Птолемея же в центре мира располагается Земля.

Вопрос 3. Каковы заслуги Дж. Бруно в развитии взглядов о Вселенной?

Итальянский учёный Джордано Бруно (1548-1600) считал, что Вселенная бесконечна, она не имеет и не может иметь единого центра. Солнце - центр Солнечной системы. Но само оно - одна из множества звёзд, вокруг которых обращаются планеты. Возможно, полагал Дж. Бруно, на них тоже есть жизнь. Да и Солнечная система пока полностью не изучена, не исключено, что в ней существуют ещё не открытые планеты.

Вопрос 4. Какой вклад внёс Галилей в изучение строения Вселенной?

В своих наблюдениях за небесными телами Галилей впервые использовал телескоп, который изготовил самостоятельно. Лучший телескоп Галилея давал увеличение всего лишь в 30 раз. Но и этого было достаточно, чтобы увидеть неровности на поверхности Луны и тёмные пятна на Солнце. Солнечные пятна не оставались неподвижными, они перемещались по его поверхности, но всегда в одну сторону. Напрашивался вывод, что Солнце вращается вокруг собственной оси. Больше всего поразило современников открытие Галилеем спутников Юпитера. Это доказывало, что не только вокруг Земли могут обращаться небесные тела.

Вопрос 5. Какую модель Вселенной предлагает современная наука?

Современная наука предполагает такую модель Вселенной. Наша Земля входит в состав Солнечной системы, которая является частью галактики (гигантского скопления звёзд). Наша и другие галактики, в свою очередь, образуют скопления галактик, а они - сверхскопления. Мир Вселенной очень многообразен и содержит бесчисленное количество небесных тел и их систем.

Вопрос 6. Что такое галактика?

Галактика – это гигантское скопление звезд, движущихся вокруг общего центра.

Вопрос 7. Сравните систему мира Коперника (см. рис. 44) и современную модель Вселенной (см. рис. 51), найдите черты сходства и отличия.

В моделях в центре Солнечной системы находится Солнце, планеты расположены в том же порядке, вращаются вокруг Солнца и вокруг собственной оси.

Различие в том, что у Коперника все звезды неподвижны и образуют сферу, которая ограничивает Вселенную.

УРОК. ОТ КОПЕРНИКА ДО НАШИХ ДНЕЙ

ЦЕЛЬ УРОКА: познакомить учащихся с историей изучения Вселенной

ЗАДАЧИ:

Познакомить учащихся с историей изучения Вселенной;

Научить учащихся докладывать материал

ОБОРУДОВАНИЕ: таблицы

ХОД УРОКА

    ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

    ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ

    Работа с рабочими тетрадями

    Фронтальный опрос по пройденной теме

Что такое Вселенная?

Как представляли себе Вселенную древние индийцы?

Как устроена Вселенная по Аристотелю?

Чем интересны взгляды Аристарх Самосского?

Как устроена Вселенная по Птолемею?

    ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

Рассказ учителя с выступлениями докладчиков.

Много веков в науке о Вселенной господствовало учение Птолемея. Оно принималось и поддерживалось церковью и казалось истинным и неопровержимым. Но шло время, росли города, развивались ремесла и торговля, европейцы узнавали новые страны и народы. Открытия мореходов Португалии и Испании в XIV-XVI ВВ. изменили географическую карту. Люди поняли, как огромен мир, в котором они живут, а кругосветное путешествие Ф.Магеллана окончательно доказало шарообразность нашей планеты.

Человеком, которому удалось создать новую модель Вселенной, стал великим польский астроном Николай Коперник (1473-1543). (доклад)

Наблюдения за звездами и планетами, изучение трудов древних мыслителей и своих современников, сложные математические расчеты позволили ему сделать вывод о том, что Земля обращается вокруг Солнца. Центром мира, по убеждению Коперника, является Солнце, вокруг которого движутся все планеты, вращаясь одновременно вокруг своих осей. Звезды, по Копернику, неподвижны и находятся на огромных расстояниях от Земли и Солнца. Их вращение вокруг Земли кажущееся и связано оно с тем, что наша планета сама вращается вокруг своей оси, совершая один оборот за 24 часа. Звезды образуют сферу, которая ограничивает Вселенную.

Учение Коперника сразу же нашло сторонников среди ученых XVI в. Они распространяли идеи великого астронома в своих странах, расширяли и углубляли их. Одним из сторонников был итальянский ученый Джордано Бруно (1548-1600). (доклад)

Бруно считал, что Вселенная бесконечна, она не имеет и не может иметь единого центра. Солнце – центр Солнечной систем. Но само оно – одна из множества звезд, вокруг которых обращаются планеты. Возможно, полагал Дж. Бруно, на них тоже есть жизнь. Да и Солнечная система пока полностью не изучена, не исключено, что в ней существуют еще не открытые планеты. Как стало ясно позднее, многие из этих догадок Дж. Бруно были верными.

Много сделал для развития учения Коперника и другой итальянский ученый – Галилео Галилей (1564-1642). (доклад)

В своих наблюдениях за небесными телами он впервые использовал телескоп, который изготовил самостоятельно (кто был изобретателем этого прибора, сейчас сказать трудно). Лучший телескоп Галилея давал увеличение всего лишь в 30 раз. Но и этого было достаточно, чтобы увидеть неровности на поверхности Луны и темные пятна на Солнце. Солнечные пятна не оставались неподвижными, они перемещались по его поверхности, но всегда в одну сторону. Напрашивался вывод, что Солнце вращается вокруг собственной оси. Больше всего поразило современников открытие Галилеем спутников у Юпитера. Это доказывало, что не только вокруг Земли могут обращаться небесные тела.

Знакомя современников со своими открытиями, Галилей указывал на правильность учения Н. Коперника. Это учение медленно, в жестокой борьбе со старыми предрассудками завоевывало все новых и новых сторонников.

С тех пор прошло много времени. Чтобы создать современную модель Вселенной, трудилось не одно поколение ученых. Потребовались новые приборы и инструменты, новые методы исследования, полеты человека в космическое пространство.

Современная наука предполагает такую модель вселенной. Наша Земля входит в состав Солнечной системы, которая является частью Галактики (гигантского скопления звезд). Наша и другие галактики в свою очередь образуют скопления галактик, а они - сверхскопления. Мир Вселенной очень многообразен и содержит бесчисленное количество небесных тел и их систем.

    ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА

Работа с заданиями и текстом учебника

    ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

    пункты учебника

    в тетрадях на печатной основе пункт «от Коперника до наших дней» заполнить

На данном уроке мы изучим представления о Вселенной Николая Коперника. Поговорим о том, как продолжил развивать его взгляды Джордано Бруно. Также узнаем о первом ученом, применившем телескоп.

Тема: Вселенная

Урок: От Коперника до наших дней

Долгое время преобладала система мира, которую предложил Клавдий Птолемей. Но благодаря развитию мореплавания в XIV - XVI веках, изменилась карта мира. Так, Фернан Магеллан доказал, что планета шарообразная.

В 1514 году польский священник Николай Коперник (рис. 1) наблюдал за Солнцем и Луной, изучал взгляды древних мыслителей и современников, а также с помощью математических расчетов выяснил, что в центре Вселенной находится Солнце, вокруг которого вращается Земля и остальные планеты (рис. 2). Звезды относительно неподвижны, но из-за того, что Земля вращается вокруг своей оси, совершая полный оборот за 24 часа, кажется, что звезды движутся.

Многие были сторонниками данной теории, благодаря чему она распространялась и укреплялась как новая система мира. Например, Джордано Бруно считал, что Солнце и вращающиеся вокруг него планеты - всего лишь часть безграничной Вселенной, в которой могут быть другие звездные системы, подобные Солнечной, и что на других планетах тоже могут быть какие-нибудь живые организмы. Взгляды Джордано Бруно в то время были опровергнуты, хотя многие из его догадок на сегодняшний день считаются верными.

А итальянский ученый Галилео Галилей (рис. 3) был одним из первых, кто стал рассматривать небесные тела в свой телескоп (рис. 4), который давал увеличение всего лишь в 30 раз. Но даже это позволило ему сделать множество открытий. Так, он сумел определить неровности и кратеры, находящиеся на поверхности Луны. Увидел, что у Юпитера есть спутники, что было поистине важным открытием, ведь таким образом Галилей доказал возможность существования спутников, таких как, к примеру, Луна для Земли. Также он заметил, что темные пятна на поверхности Солнца перемещаются, и сделал вывод, что Солнце вращается.

С тех пор прошло много времени, за которое были открыты новые планеты, усовершенствованы методы исследования небесных тел, улучшена техника, которая используется в наблюдении.

Более сорока лет назад человечеству даже удалось сделать первый шаг за пределы Земли, были созданы спутники и космические ракеты. В 1957 году был запущен самый первый космический спутник в околоземное пространство, благодаря чему ученые могли вести наблюдения без искажений. Эти искажения появлялись из-за того, что атмосфера нашей планеты может задерживать излучения некоторых небесных тел, вследствие чего данные получались неточные.

3 ноября 1957 года на околоземную орбиту отправился первый космический путешественник - это была собака Лайка (рис. 5). 19 августа 1960 года были отправлены собаки Белка и Стрелка (рис. 6), которые провели 24 часа на орбите, а вернулись на Землю в специальной катапультирующей капсуле.

Прорывом в развитии изучения космоса был полет первого человека, который был осуществлен 12 апреля 1961 года. Первый космонавт Юрий Алексеевич Гагарин (рис. 7) провел 108 минут на околоземной орбите, в течение которых было изучено, как человек ведет себя в космосе и как чувствует себя в условиях невесомости.

Проанализировав полученные данные, ученые, предлагают такую модель Вселенной: наша Солнечная система входит в состав галактики под названием «Млечный путь » (рис. 8). В свою очередь галактики образуют скопления (рис. 9) и сверхскопления (рис. 10).

Таким образом, если представить, что Земля - это наш космический дом, то в познании мы сделали только шаг за порог этого дома.

На следующем уроке мы познакомимся со строением Солнечной системы.

1. Мельчаков Л.Ф., Скатник М.Н. Природоведение: учеб. для 3,5 кл. сред. шк. - 8-е изд. - М.: Просвещение, 1992. - 240 с.: ил.

2. Строганов В.И., Сухова Т.С. Природоведение 5. - М.: ВЕНТАНА-ГРАФ.

3. Сивоглазов В.И., Суматохин С.В. Природоведение 5. - М.: Дрофа.

1. Мельчаков Л.Ф., Скатник М.Н., Природоведение: учеб. для 3,5 кл. сред. шк. - 8-е изд. - М.: Просвещение, 1992. - с. 150, задания и вопросы. 1, 2.

2. Изложите воззрения Коперника о строении Вселенной.

3. Расскажите о первых животных, побывавших в околоземном пространстве.

4. * Представьте, что вы летите в космосе. Опишите свое состояние и увиденные картины, которые можно наблюдать через окошко иллюминатора.

Поделиться