Иван петрович кулибин. Иван петрович кулибин биография

Большая Советская Энциклопедия:

Замечательный механик-самоучка Иван Петрович Кулибин родился 10 апреля (21 апреля по новому стилю) 1735 года в семье мелкого торговца в селении Подновье Нижегородского уезда.

В юношеский годы Кулибин увлекался изучением часовых механизмов. В 1764-1767 гг. при финансовой поддержке купца М.А. Костромина он создал часы в форме яйца, представлявшие собой сложное механическое устройство, а в 1769 году преподнес их императрице Екатерине II, которая назначила Кулибина руководителем механических мастерских Санкт-Петербургской Академии наук.

В обязанности Кулибина входило «иметь главное смотрение над механическими и оптическими мастерскими, чтобы все работы с успехом и порядочно производимы были, и делать нескрытное показание академическим художникам во всем том, в чем он сам искусен». В мастерских изготовлялись астрономические оптические трубы, электростатические устройства, навигационные приборы, в конструировании которых участвовали ученые Академии наук. Работая в Академии наук, Кулибин сконструировал «планетные» карманные часы, в которых применил компенсационное устройство новой системы; кроме часов, минут и секунд, они показывали месяцы, дни недели, времена года, фазы луны. Создал также проекты башенных часов, миниатюрных «часов в перстне» и др.

Кулибин разработал новые способы шлифовки стекол для изготовления микроскопов, телескопов и других оптических приборов. В 1770-х гг. он спроектировал деревянный одноарочный мост через Неву с длиной пролета 298 метров (вместо применявшихся ранее 50-60-метровых пролетов), предложив использовать оригинальные фермы с перекрестной решеткой. В 1776 году построенная Кулибиным модель этого моста в 1/10 натуральной величины была испытана специальной академической комиссией; проект был одобрен, но не осуществлен.

В 1779 году Кулибин сконструировал фонарь (прожектор), дававший при слабом источнике мощный свет. Это изобретение было использовано в промышленных целях - для освещения мастерских, судов, маяков и пр. В 1791 году Кулибин изготовил педальную повозку-самокатку, в которой применил маховое колесо, тормоз, коробку скоростей, подшипники качения, а также разработал конструкцию «механических ног» (протезов).

В 1792 году Кулибин был принят в члены Вольного экономического общества. В 1793 году он построил лифт, поднимавший кабину с помощью винтовых механизмов, а в 1794 году создал оптический телеграф для передачи условных сигналов на расстоянии. В 1801 году Кулибин был уволен из Академии наук и вернулся в Нижний Новгород. В 1804 году он построил «водоход», работу над которым начал еще в 1782 («судно шло противу воды, помощью той же воды, без всякой посторонней силы»). К этому же времени относятся работы Кулибина по применению паровой машины для движения судов. Разработал также приспособление для расточки и обработки внутренних поверхностей цилиндров, машины для добычи соли, сеялки, различные мельничные машины, водяное колесо оригинальной конструкции и др.


История:

Нижегородский «посадский» Иван Петрович Кулибин после нескольких лет упорного труда, многих бессонных ночей, построил в 1767 г. удивительные часы. «Видом и величиною между гусиным и утиным яйцом», они были заключены в затейливую золотую оправу.

Часы были столь замечательны, что были приняты в дар императрицей Екатериной II. Они не только показывали время, но и отбивали часы, половины и четверти часа. Кроме того, в них был заключён крохотный театр-автомат. На исходе каждого часа отворялись створчатые дверки, открывая златой чертог, в котором автоматически разыгрывалось представление. У «гроба господня» стояли воины с копьями. Входная дверь была завалена камнем. Через полминуты после того, как был открыт чертог, появлялся ангел, отодвигался камень, двери открывались, и воины, поражённые страхом, падали ниц. Ещё через полминуты появлялись «жёны-мироносицы», звонили колокола, трижды исполнялся стих «Христос воскрес». Всё стихало, и створки дверей закрывали чертог с тем, чтобы через час снова повторилось всё действие. В полдень часы играли гимн, сочинённый И. П. Кулибиным в честь императрицы. После этого на протяжении второй половины суток часы исполняли новый стих: «Воскрес Иисус от гроба». При помощи особых стрелок можно было вызывать действие театра-автомата в любой момент.

В точно согласованном движении массы мельчайших деталей, в действии указателей времени, фигурок, музыкальных приспособлений были запечатлены овеществлёнными бессонные ночи замечательного русского механика, годами трудившегося, чтобы создать один из самых удивительных автоматов, известных в истории.

Создавая сложнейший механизм первого из своих творений, И. П. Кулибин начал работать именно в той области, которой занимались лучшие техники и учёные того времени, вплоть до великого Ломоносова, уделившего немало внимания работе по созданию точнейших часов. Работа И. П. Кулибина над часами имела большое значение. Как указывал К. Маркс, часы вместе с мельницей являлись «двумя материальными основами, на которых внутри мануфактуры строилась подготовительная работа для машинной индустрии... Часы являются первым автоматом, созданным для практических целей; на них развивалась вся теория о производстве равномерных движений. По своему характеру они сами построены на сочетании полухудожественного ремесла с прямой теорией» (К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. XXIII, стр. 131).

И. П. Кулибин, начав своё творчество с изобретения невиданных часов, пошёл по одной из больших дорог технической мысли того времени и занял место в ряду пионеров, разрабатывавших на практике точную механику.

Иван Петрович Кулибин - выдающийся изобретатель и механик-самоучка - родился 21 апреля 1735 г. в Нижнем Новгороде, в семье мелкого торговца. «Выучка у дьячка» - его единственное образование. Отец надеялся сделать из своего сына торговца мукой, но пытливый юноша стремился к занятиям механикой, где его исключительные способности проявились очень рано и разнообразно. Пылкая натура изобретателя раскрывалась всюду. В саду отцовского дома был гнилой пруд. Юный Кулибин придумал гидравлическое устройство, при котором вода с соседней горы собиралась в бассейн, оттуда шла в пруд, а лишняя вода из пруда выводилась наружу, превращая пруд в проточный, в котором могла водиться рыба.

Особенно много внимания И. П. Кулибин уделил работе над часами. Они принесли ему славу. Нижегородский часовщик-изобретатель и конструктор стал известен далеко за пределами своего города. В 1767 г. он был представлен Екатерине II в Нижнем Новгороде, в 1769 г. был вызван в Петербург, снова представлен императрице и получил назначение заведывать мастерскими Академии наук. Кроме часов, он привёз из Нижнего Новгорода в Петербург электрическую машину, микроскоп и телескоп. Все эти создания «нижегородского мещанина» были сданы в кунсткамеру для хранения.

С переездом в Петербург наступили лучшие годы в жизни И. П. Кулибина. Позади остались многие годы жизни, насыщенной тяжёлым неприметным трудом. Впереди открывалась дорога к новому, более интересному делу. Предстояла деятельность в условиях постоянного общения с академиками и другими выдающимися людьми. Однако длительная канцелярская волокита по оформлению «нижегородского посадского» в должности закончилась только 2 января 1770 г., когда И. П. Кулибин подписал «кондицию» - договор об его обязанностях на академической службе.

Он должен был: «иметь главное смотрение над инструментальною, слесарною, токарною и над тою палатою, где делаются оптические инструменты, термометры и барометры». Его обязали также: «чистить и починивать астрономические и другие при Академии находящиеся часы, телескопы, зрительные трубы и другие, особливо физические инструменты от Комиссии [т.е. от руководящего органа Академии], к нему присылаемые». «Кондиция» содержала также особый пункт о непременном обучении И. П. Кулибиным работников академических мастерских: «Делать нескрытное показание академическим художникам во всём том, в чём он сам искусен». Предусмотрена была также подготовка определяемых к И. П. Кулибину для обучения мальчиков по сто рублей за каждого из учеников, которые «сами без помощи и показания мастера в состоянии будут сделать какой-нибудь большой инструмент, так, например, телескоп или большую астрономическую трубу от 15 до 20 футов, посредственной доброты». За руководство мастерскими и работу в них положили 350 рублей в год, предоставив И. П. Кулибину право заниматься во вторую половину дня его личными изобретениями.

Так Иван Петрович Кулибин стал «Санкт-Петербургской Академии механиком».

И. П. Кулибин стал непосредственным продолжателем замечательных трудов Ломоносова, много сделавшего для развития академических мастерских и уделявшего им особенное внимание вплоть до своей кончины в 1765 г.

И.П. Кулибин работал в Академии тридцать лет. Его труды всегда высоко оценивались учёными. Через несколько месяцев после начала академических работ И. П. Кулибина академик Румовский освидетельствовал выполненный новым механиком «грегорианский телескоп». По докладу Румовского 13 августа 1770 г. в протоколах академической конференции записали: «...в рассуждении многих великих трудностей, бываемых при делании таких телескопов, заблагорассуждено художника Кулибина поощрить, чтобы он и впредь делал такие инструменты, ибо не можно в том сомневаться, что он в скором времени доведёт оные до того совершенства, до которого они приведены в Англии».

Письменный отзыв о работах Кулибина, представленный Румовским, гласил: «Иван Кулибин, посадский Нижнего Новгорода, в рассуждении разных машин сделанных, в 1769 г. декабря 23 дня принят был в Академию по контракту и препоручено ему смотрение над механической лабораторией, с того времени он находится при сей должности и не только исправлением оной, но и наставлением, художником преподаваемым, заслуживает от Академии особенную похвалу».

И. П. Кулибин лично выполнил и руководил исполнением очень большого количества инструментов для научных наблюдений и опытов. Через его руки прошло множество приборов: «инструменты гидродинамические», «инструменты, служащие к деланию механических опытов», инструменты оптические и акустические, готовальни, астролябии, телескопы, подзорные трубы, микроскопы, «электрические банки», солнечные и иные часы, ватерпасы, точные весы и многие другие, «Инструментальная токарная, слесарная, барометренная палаты», работавшие под руководством И. П. Кулибина, снабжали учёных и всю Россию разнообразнейшими приборами. «Сделано Кулибиным» - эту марку можно поставить на значительном числе научных приборов, находившихся в то время в обращении в России.

Составленные им многочисленные инструкции учили тому, как обращаться с самыми сложными приборами, как добиться от них наиболее точных показаний.

«Описание, как содержать в порядочной силе электрическую машину», написанное И. П. Кулибиным, - только один из примеров того, как обучал он постановке научных опытов. «Описание» было составлено для академиков, производящих экспериментальные работы по изучению электрических явлений. Составлено «Описание» просто, ясно и строго научно. И. П. Кулибин указал здесь все основные правила обращения с прибором, способы устранения неисправностей, приёмы, обеспечивающие наиболее эффективное действие прибора.

Помимо инструкций И. П. Кулибин составлял также научные описания приборов, как, например: «Описание астрономической перспективы в 6 дюймов, которая в тридцать раз увеличивает, и, следовательно, юпитеровых спутников ясно показывать будет».

Во время выполнения разнообразных работ И. П. Кулибин постоянно заботился о воспитании своих учеников и помощников, среди которых следует назвать его нижегородского помощника Шерстневского, оптиков Беляевых, слесаря Егорова, ближайшего соратника Кесарева.

И. П. Кулибин создал при Академии образцовое по тому времени производство физических и иных научных инструментов, скромный нижегородский механик стал на одно из первых мест в деле развития русской техники приборостроения.

Но и строительная техника, транспорт, связь, сельское хозяйство и другие отрасли хранят замечательные свидетельства его творчества. Широкую известность получили замечательные проекты И. П. Кулибина в области мостостроения, далеко опередившие всё, что было известно мировой практике его дней.

И. П. Кулибин обратил внимание на неудобства, вызываемые отсутствием в его время постоянных мостов через р. Неву. После нескольких предварительных предложений он разработал в 1776 г. проект арочного однопролётного моста через Неву. Длина арки - 298 метров. Арка была спроектирована из 12908 деревянных элементов, скреплённых 49’650 железными болтами и 5’500 железными четырёхугольными обоймами.

В 1813 г. И. П. Кулибин закончил составление проекта железного моста через Неву. Обращаясь с прошением на имя императора Александра I, он писал о красоте и величии Петербурга и указывал: «Недостает только фундаментального на Неве реке моста, без коего жители претерпевают весной и осенью великие неудобства и затруднения, а нередко и самую гибель».

На постройку моста из трёх решётчатых арок, покоящихся на четырёх быках, требовалось до миллиона пудов железа. Для пропуска судов предполагались особые разводные части. Предусмотрено было в проекте всё, вплоть до освещения моста и защиты его во время ледохода.

Постройка моста Кулибина, проект которого поражает своей смелостью даже современных нам инженеров, оказалась не по плечу для его времени.

Знаменитый русский строитель мостов Д. И. Журавский, по словам проф. А. Ершова («О значении механического искусства в России», «Вестник промышленности», 1859, № 3), так оценивает модель кулибинского моста: «На ней печать гения; она построена на системе, признаваемой новейшею наукою самою рациональною; мост поддерживает арка, изгиб её предупреждает раскосная система, которая, по неизвестности того, что делается в России, называется американскою».

Деревянный мост Кулибина до настоящего времени остаётся непревзойдённым в области деревянного мостостроения.

Понимая исключительное значение быстрой связи для такой страны, как Россия, с обширнейшими её просторами, И. П. Кулибин начал в 1794 г. разработку проекта семафорного телеграфа. Он отлично решил задачу и разработал, кроме того, оригинальный код для передач. Но только через сорок лет после изобретения И. П. Кулибина в России были устроены первые линии оптического телеграфа. К тому времени проект И. П. Кулибина был забыт, а установившему менее совершенный телеграф Шато правительство заплатило сто двадцать тысяч рублей за привезённый из Франции «секрет».

Так же печальна судьба ещё одного из великих дерзаний замечательного новатора, разработавшего способ движения судов вверх по течению за счёт самого течения реки. «Водоход» - так было названо судно Кулибина, удачно испытанное в 1782 г. В 1804 г., в результате испытания другого «водохода» Кулибина, его судно было официально признано «обещающим великие выгоды государству». Но дальше официальных признаний дело не пошло, всё кончилось тем, что созданное И. П. Кулибиным судно было продано с торгов на слом. А ведь проекты и самые суда были разработаны и оригинально, и выгодно, что доказал прежде всего сам изобретатель в написанных им трудах: «Описание выгодам, какие быть могут от машинных судов на реке Волге, изобретенных Кулибиным», «Описание, какая польза казне и обществу может быть от машинных судов на р. Волге по примерному исчислению и особливо в рассуждении возвышающихся против прежних годов цен в найме работных людей».

Обстоятельные, трезвые расчёты, произведённые И. П. Кулибиным, характеризуют его как выдающегося экономиста, с другой стороны, они показывают в нём человека, отдававшего все свои силы и помыслы на пользу родине.

Замечательный патриот, трудившийся со всей страстью для своего народа, он выполнил так много замечательных дел, что даже простой перечень их требует немало времени и места. В этом перечне одни из первых мест должны занять, помимо названных, такие изобретения: прожекторы, «самокатка», т. е. механически перемещающаяся повозка, протезы для инвалидов, сеялка, плавучая мельница, подъёмное кресло (лифт) и др.

В 1779 г. «Санкт-Петербургские ведомости» писали о кулибинском фонаре-прожекторе, создающем при помощи особой системы зеркал, несмотря на слабый источник света (свеча), очень сильный световой эффект. Сообщалось о том, что Кулибин: «изобрёл искусство делать некоторою особою выгнутою линиею составное из многих частей зеркало, которое, когда перед ним поставится только свеча, производит удивительное действие, умножая свет в пятьсот раз, противу обыкновенного свечного света, и более, смотря по мере числа зеркальных частиц в оном вмещённых».

Певец русской славы Г. Р. Державин, называвший И. П. Кулибина «Архимедом наших дней», написал о замечательном фонаре:

В перечне замечательных дел И. П. Кулибина должны занять своё место и такие изобретения, как, например, бездымный фейерверк (оптический), различные автоматы для развлечения, приборы для открывания дворцовых окон и иные изобретения, выполненные для удовлетворения требований императрицы, двора и знатных лиц. Екатерина II, Потёмкин, княгиня Дашкова, Нарышкин и многие вельможи были его заказчиками.

Выполняя заказы на изобретения и такого сорта, И. П. Кулибин и тут действовал как исследователь. Ему приходилось много раз устраивать фейерверки для императрицы и сановников. Результатом был целый трактат Кулибина «О фейерверках». Обстоятельно и точно он написал свой труд, содержащий разделы: «О белом огне», «О зелёном огне», «О разрыве ракет», «О цветах», «О солнечных лучах», «О звёздах» и иные. И. П. Кулибин проявил при этом неистощимую выдумку. Была дана оригинальная рецептура многих потешных огней, основанная на изучении влияния разных веществ на цвет огня. Предложено было немало новых технических приёмов, введены в практику остроумнейшие виды ракет и комбинации потешных огней. Замечательный новатор оставался верным себе, даже занимаясь изобретениями для развлечения двора и знати.

Изобретения такого рода, сделанные И. П. Кулибиным, получили наибольшую огласку в царской России и притом настолько значительную, что они в какой-то степени затемняли основные труды И. П. Кулибина, определявшие подлинное лицо великого новатора. Огни дворцовых фейерверков как бы отодвинули в тень огромный труд И. П. Кулибина, пошедший на пользу родине.

Сохранилось далеко не всё из написанного И. П. Кулибиным, но и дошедшее до нас весьма разнообразно и богато. Одних чертежей осталось после И. И. Кулибина около двух тысяч. Наброски, описания машин, заметки, тексты, обстоятельнейшие вычисления, тщательно выполненные чертежи, эскизы, торопливо сделанные на лоскутках бумаги, записи, сделанные карандашом чёрным или цветным, чертежи на обрывках дневника, на уголке денежного счёта, на игральной карте - тысячи иных записей и графических материалов Ивана Петровича Кулибина показывают, как всегда кипела его творческая мысль. Это был подлинный гений труда, неукротимого, страстного, творческого.

Лучшие люди того времени высоко ценили дарование И. П. Кулибина.

Знаменитый учёный Леонард Эйлер считал его гениальным. Сохранился рассказ о встрече Суворова и Кулибина на большом празднике у Потёмкина:

Так бессмертный Суворов почтил в лице Ивана Петровича Кулибина великую творческую мощь русского народа.

Однако личная жизнь замечательного новатора была заполнена множеством огорчений. Он был лишён радости видеть должное использование своих трудов и был вынужден тратить немалую часть своего таланта на работу придворного иллюминатора и декоратора. Особенно горькие дни наступили для И. Ц. Кулибина, когда он в 1801 году вышел в отставку и поселился в родном Нижнем Новгороде. По сути дела ему пришлось жить в изгнании, испытывая нужду, нараставшую всё сильнее, вплоть до кончины 12 июля 1818 г.

Для похорон великого деятеля его жене пришлось продать стенные часы и ещё занимать деньги.

О И.П. Кулибине:

  1. Свиньин П., Жизнь русского механика Кулибина и его изобретения, Спб., 1819;
  2. Мельников П. И., Иван Петрович Кулибин, «Нижегородские губернские ведомости», 1845, № 11-26;
  3. Кулибин С., Некрология славного российского механика Кулибина, Изобретения и некоторые анекдоты, собранные статским советником Кулибиным, «Московитянин», 1854, т. VI, № 22;
  4. Короленко В. Г., Материалы к биографии Ивана Петровича Кулибина, «Действия Нижегородской губернской учёной архивной комиссии», Нижний-Новгород, 1895, т. II, вып. 15;
  5. Кочин Н.И., Кулибин, изд. «Молодая Гвардия», 1940 (лучший из советских трудов о Кулибине. Даны библиография и перечень работ Кулибина).

Источник: "Люди русской науки: Очерки о выдающихся деятелях естествознания и техники" / Под ред. С.И. Вавилова. - М., Л.: Гос. изд-во техн.-теоретической лит-ры. - 1948.


Техника:

Надежда Максимова

«Вечный двигатель» Ивана Кулибина

Характеризуя Ивана Петровича Кулибина, энциклопедия Кирилла и Мефодия (КМ) сдержанно сообщает: «Российский механик-самоучка (1735-1818). Изобрел много различных механизмов. Усовершенствовал шлифовку стекол для оптических приборов. Разработал проект и построил модель одноарочного моста через р. Нева с пролетом 298 м. Создал «зеркальный фонарь» (прототип прожектора), семафорный телеграф и много др».

При чтении этого абзаца у неподготовленного человека возникает ощущение, что Кулибин был-таки довольно приличным изобретателем (вон, за ним числится и фонарь, и семафор и даже «много др.»). Но с другой стороны всего-навсего механик (типа слесаря) да еще и самоучка.

С высокоученым европейцем эпохи Возрождения рядом не поставишь.

Поэтому, нарушая традиции написания рефератов и научных статей, посвященных каким-либо персоналиям, начну не с биографических данных, а с загадки.

Итак, известно, что Иван Кулибин, родившийся на Волге и с детства видевший тяжелый труд бурлаков, изобрел самоходную баржу. Которая (внимание!) сама шла против течения реки, используя в качестве движущей силы само (вы не поверите!) течение реки.

Да-да, это не ошибка и не опечатка. Кулибин действительно создал баржу, которая используя только силу течения шла... против течения.

Это кажется невероятным. Невозможным. Противоречит базовым законам физики.

Судите сами: даже если добиться того, чтобы тяжелая баржа имела нулевой коэффициент трения о воду (что невозможно!), то судно в лучшем случае оставалось бы на месте. Не дрейфовало бы по течению в низовья реки.

А тут баржа своим ходом шла ВВЕРХ .

Это же просто вечный двигатель какой-то!

Парижская академия наук отказалась бы рассматривать такой проект, так как это невозможно, потому что невозможно никогда!

Но Кулибин-то не проект предоставил, а настоящую баржу. Которая при большом скоплении народа действительно была спущена на воду и НА САМОМ ДЕЛЕ, у всех на виду, шла против течения, не используя никаких внешних сил.

Чудо? Нет, реальность.

И теперь, когда вы это знаете, попробуйте сами (как никак мы жители XXI века, вооруженные знаниями и обласканные техническим прогрессом) сообразить, как механик-самоучка(!) XVIII века добился столь удивительного эффекта, используя самые простые и доступные каждому материалы.

Пока вы думаете, для обострения мыслительных процессов приведу несколько основополагающих принципов изобретательства. Разработанных, естественно, в XXI веке.

Итак,
Техническое решение считается идеальным, если нужный эффект достигается «даром», без использования каких бы то ни было средств.

Техническое устройство считается идеальным, когда устройства нет, но действие, которое оно должно делать, выполняется.

Способ, которым осуществляется техническое решение, является идеальным, когда расхода энергии и времени нет, но требуемое действие выполняется, причем регулированно. То есть столько, сколько надо и только тогда, когда надо.

Ну и в завершение: Вещество, используемое в техническом решении, считается идеальным, когда самого вещества нет, но его функция выполняется в полном объеме.

Вам не кажется, что деревенскобородый мужик-лапотник, а точнее механик-самоучка Иван Кулибин умел находить именно ИДЕАЛЬНЫЕ решения? Невозможные с точки зрения Парижской академии наук?

В книге Александра Дюма «Граф Монте-Кристо» ярко живописуется, как титульный герой перехватил и исказил информацию, передаваемую при помощи семафорного телеграфа с испанского театра военных действий в Париж. Результатом стало обрушение биржи и грандиозное разорение одного из могущественнейших банкиров - врагов графа.

Ничего удивительного. Кто владеет информацией, тот владеет миром.

Хочется только подчеркнуть, что изобрел этот самый семафорный телеграф - Иван Петрович Кулибин.

Теперь о прожекторе.

Не забудем, что милостью ее императорского величества Екатерины II сын нижегородского купца-старовера Иван Кулибин был призван в столицу и там, в течение 32-х лет (с 1769 по 1801 год) заведовал механическими мастерскими Петербургской академии наук.

Петербург - город мореходный. А значит, подача световых сигналов в нем исключительно важна. Тут и маяки, ориентирующие суда и оберегающие их от попадания на мель, и передача информации с корабля на корабль...

До эпохи Кулибина суда для передачи сигналов использовали разноцветные вымпелы, поднимаемые на мачтах, и ручной семафор (лихой матросик с флажками). Понятно, что разглядеть эту красоту можно было только днем. На маяках ночью разжигали костры.

Но на деревянном судне открытый огонь слишком опасен, поэтому в море для освещения можно было использовать только свечу или фитиль, плавающий в плошке с маслом. Понятно, что мощность света от таких источников невелика и для передачи сигналов на сколь-нибудь приличное расстояние не годится. Так что ночью суда погружались во тьму и информационное молчание.

Изучив проблему, механик-самоучка Кулибин в 1779 сконструировал свой знаменитый фонарь с отражателем, дававший мощный свет при слабом источнике. Важность такого фонаря-прожектора в портовом городе трудно переоценить.

Виктор Карпенко в своей книге «Механик Кулибин» (Н. Новгород, изд-во «БИКАР», 2007 год) так описывает событие:

«Как-то в темную осеннюю ночь на Васильевском острове появился огненный шар. Он освещал не только улицу, но и Английскую набережную. Толпы народа устремились на свет, творя молитвы.

Вскоре выяснилось, что это светит фонарь, вывешенный знаменитым механиком Кулибиным из окна своей квартиры, которая помещалась на четвертом этаже Академии».

Фонари пользовались огромным спросом, но Кулибин был плохим предпринимателем и заказы ушли к другим мастерам, которые нажили на этом не одно состояние.

Автомобиль

Леонардо да Винчи считается первым в истории изобретателем самобеглой коляски. Правда, у флорентийца она предназначалась для военных целей и, как сейчас утверждают, явилась прообразом современного танка.

Устройство, со всех сторон защищенное «броней» из дерева (современных пуль и снарядов в средние века не знали), передвигалось за счет мускульной силы нескольких человек, которые сидели внутри и вращали рычаги. (Типа «кривой стартер»).

Увы, изучив чертежи Леонардо современные специалисты оценили изобретение так:

Дэвид Флетчер, британский историк танков:

Да, сначала кажется, что ничего из этого не выйдет. Там внутри должны быть люди, вращающие рукояти, чтобы завращались колеса и с места сдвинулась махина бог знает какой тяжести. Я бы сказал, что это физически почти невозможно.

Для того чтобы это могло двигаться, нужно поле боя ровное, как стол. Камень - и оно остановится. Нора крота - и снова остановка. Противник умрет от смеха раньше, чем эта штука до него доедет.

Но это только с первого взгляда. Со второго - солдаты (!) британской армии заметили, что в чертеже есть принципиальная ошибка.

Шестерни на колесах расположены неправильно, - сказал один из тех, кого посадили внутрь Леонардовского танка и заставили крутить рукояти. - При таком устройстве переднее колесо крутится назад, а заднее - вперед. Так что это нужно исправить - переставить шестеренки. Тогда оба колеса будут одновременно двигаться в одном направлении.

Как видите, изобретение Леонардо содержало принципиальные конструкторские недоработки. Причем, даже после их устранения механизм мог использоваться только в лабораторных условиях на идеально ровной поверхности, какой в реальной жизни не найти.

Теперь взглянем на изобретения Ивана Кулибина.

В Политехническом музее Москвы хранится несколько уменьшенных копий самодвижущейся коляски. Таковые (не копии, а настоящие изделия) изготавливались в механических мастерских Петербургской академии наук, которыми руководил Кулибин, и довольно широко использовались для прогулок аристократов.

Сотрудники музея подчеркивают, что кулибинская самобеглая повозка имела все части современного автомобиля: коробку скоростей, тормоз, карданный механизм, руль, подшипники качения... Единственное сходство с Леонардовским изобретением - приводилась сия конструкция в движение тоже за счет человеческих мускулов. Водитель крутил ногами педали, его усилия раскручивали тяжелый маховик... и через короткий промежуток времени, велоколяска, отличавшаяся завидной грузоподъемностью, могла развивать приличную скорость. От водителя требовалось только твердо держать руль и поддерживать маховик в постоянном вращении.

Мосты

Да Винчи, устраиваясь под покровительство миланского герцога Людовико Сфорца, Леонардо позиционировал себя, как военный инженер.

«Я могу создать легкие прочные мосты, - говорил он, - которые будет легко перевозить в ходе преследования. Или, упаси господи, бегства от врага. Так же я придумал способ осады замков, при котором первым делом осушается ров с водой».

И герцог принял его на службу. Однако, как человек здравомыслящий, (энциклопедии сообщают, что при нем «Милан стал одним из сильнейших государств Италии, центром наук и искусств») поручил новому служащему не строительство мостов новой конструкции, а нечто гораздо более скромное. Он доверил Леонардо (Умеешь осушать? - Осушай!) провести дренаж для ванной комнаты герцогини.

Энциклопедия КМ сообщает:

«В 1770-х гг. Кулибин спроектировал деревянный одноарочный мост через Неву с длиной пролета 298 м (вместо 50-60 м, как строили в ту пору). В 1766 он построил модель этого моста в 1/10 натуральной величины. Она была испытана специальной академической комиссией. Проект получил высокую оценку математика Л. Эйлера, по модели Кулибина проверившего правильность своих теоретических формул».

Очень любопытно упоминание о том, что знаменитый Эйлер не проводил расчеты для русского самоучки, а по его модели проверял СВОИ расчеты. Умный был человек, понимал, что «практика - критерий истины».

Вопрос: а зачем, собственно, Кулибину понадобилось изобретать мост такой необычной формы? Слава Богу, конструкций мостов с древнейших времен существует множество...

Дело в том, что Санкт-Петербург - крупный порт. И до сегодняшнего дня он принимает суда большого тоннажа и водоизмещения. Для того, чтобы эти громадные суда могли входить в город, основные мосты Санкт-Петербурга сделаны разводными.

А одноарочный мост, который предлагал Кулибин, как бы парил над Невой, касаясь земли только в двух точках - на правом и на левом берегах.

ЕГО НЕ ТРЕБОВАЛОСЬ БЫ РАЗВОДИТЬ!

Мосты Кулибина, если бы их проект был принят, позволили бы океанским судам входить в порт не только ночами, а в любое время суток! И никаких затрат на обслуживание и ремонт разводных механизмов.

Идеальное решение (см. выше).

Часы

Общеизвестно, что столичная карьера Ивана Кулибина началась с того, что во время визита императрицы Екатерины II в Нижний Новгород, ей преподнесли изготовленные мастером часы. Размером они были с гусиное яйцо и вмещали (помимо собственно часов) ни много ни мало, как театр-автомат, музыкальную шкатулку и механизм, который все этим управлял. Всего «яичная фигура», которая теперь является жемчужиной в коллекции Эрмитажа, содержит 427 деталей.

Вот как описываются эти удивительные часы в книге Виктора Карпенко:

«Они отбивали каждый час, половину и даже четверть часа. По завершении часа в яйце отворялись створчатые дверцы, открывая золоченый чертог. Против дверей стояло изображение гроба Господня, в который вела затворенная дверь.

По сторонам гроба стояли два воина с копьями. Через полминуты после того, как отворялись двери чертога, являлся ангел. Дверь, ведущая к гробу, раскрывалась, и стоящие воины падали на колени. Появлялись жены-мироносицы и слышался сопровождаемый звоном церковный стих «Христос воскресе!», исполнявшийся трижды.

Во второй половине дня ежечасно исполнялся уже другой стих: «Воскрес Иисус из гроба». В полдень часы играли гимн, сочиненный самим Кулибиным. Фигурки ангелов, воинов и жен-мироносиц были отлиты из золота и серебра».

Часы, созданные Кулибиным, хранятся в кладовых Эрмитажа и, чтобы их увидеть, нужно приложить специальные усилия (договариваться, оформлять пропуск и т.п.). Гораздо доступнее знаменитые «Часы-павлин», изготовленные в Европе и выставленные в одном из залов Эрмитажа.

Это поистине грандиозное сооружение, которое даже в просторном Эрмитаже занимает значительную часть выделенного ему помещения.

Разумеется, как все произведенное в Европе, часы "Павлин" являются модной занимательной игрушкой и, заодно, произведением искусства. В "чудесном саду", выполненным в натуральную величину, на золоченых ветвях дуба расположились павлин, петух, сова в клетке и белки. При заводе специальных механизмов фигуры птиц приходят в движение. Сова вертит головой, павлин распускает хвост и поворачивается к публике своей самой красивой частью (то есть тылом), петух кукарекает.

Плюс ко всем наворотам имеется и циферблат (в шляпке гриба), взглянув на который можно без всяких выкрутасов, чисто по-человечески узнать сколько время.

Часы были приобретены князем Потемкиным у английской герцогини Кингстонской, которая в 1777 году на собственном корабле с грузом художественных ценностей, вывезенных из Англии, приплыла в Санкт-Петербург.

У часов был только один недостаток: герцогиня вывезла их из Лондона в разобранном виде и, они более десяти лет лежали в кладовой, теряя свои части и детали. Например, из 55 граненых хрусталей, лежащих на основании часов, к 1791 году уцелел лишь один.

Светлейший князь Потемкин-Таврический, потративший на диковинку немалые деньги, призвал Кулибина и попросил «оживить бедных птичек».

Часы действуют до сих пор.

Часы различных конструкций Кулибин создавал во множестве: карманные, суточные, перстневые, часы с гуслями...

Но рассказать хочется еще лишь об одних. В 1853 году в журнале «Москвитянин» появилась заметка, подписанная неким П.Н. Обнинским. Он сообщал, что у него в доме находятся часы, созданные Кулибиным, и просил прислать комиссию для освидетельствования.

Чем же так интересно было это устройство?

Во-первых, часы были астрономическими. То есть показывали ход планет, затмения Луны и Солнца. Кроме того, часы указывали дату (день, месяц), а особая стрелка отмечала високосные годы.

Во-вторых, на минутной стрелке были устроены мелкие часы, в гривенник размером, которые не имея никакого сообщения с общим механизмом часов и не имея завода, показывают, тем не менее, время очень верно.

Фактически, здесь мы опять сталкиваемся с «вечным двигателем», изобретенным Кулибиным.

В самом деле, ни пружин, ни гирь, ни какого-либо видимого источника энергии... А стрелка двигается и показывает время очень верно. Чудо!

Секрет в том, что Кулибин знал физику, пожалуй, получше Французской академии наук.

Действительно, согласно закона сохранения энергии «вечный двигатель» невозможен. Потому что в замкнутой системе энергия не возникает из ничего, и не исчезает в никуда. Но кто нас заставляет оставаться в ЗАМКНУТОЙ СИСТЕМЕ?

Отсюда разгадка. На мелких (в гривенник) часах, расположенных на минутной стрелке астрономических часов, была система противовесов. Минутная стрелка движется под воздействием часового механизма. При этом ее положение в поле тяжести меняется. Соответственно меняется положение центра тяжести в «мелких» часах, и за счет этого они идут. Гравитационный двигатель!

Примерно так же решается задача с баржей, двигавшейся против течения за счет силы течения.

В замкнутой системе подобное движение было бы невозможно. Но зачем замыкаться?!

Секрет так прост, что даже смешно:

Берется якорь и на лодке заносится вперед, где и зацепляется надежно. Якорная цепь (канат) другим концом обвивается вокруг гребного вала на судне. К гребному валу крепятся два гребных колеса (все, как на колесном пароходе).

Течение давит на лопасти колес, они приходят во вращение, и канат наматывается на гребной вал. Судно начинает двигаться против течения.

Испытывали судно несколько дней подряд. Груз составлял 8500 пудов песку.

Интересно отметить, что «водоходное машинное судно» Кулибина явилось прототипом туерной системы, введенной в 60-х годах XIX века в России. Туером называлось паровое судно. Оно имело железный корпус и двигалось вперед, выбирая цепь, уложенную на дно реки.

Кулибин прожил 83 года, причем продолжал работать до самого конца.

«Более сорока лет времени занимался я во изыскании самодвижущейся машины, упражнялся в делании опытов ее секретно, потому что многие ученые почитают сие изобретение за невозможное, даже смеются и ругаются над теми, кто в том изыскании упражняются», - писал Иван Петрович Аршеневскому в 1817 году.

А может и сделал бы? Чуть-чуть не хватило. Внимания, денег, сил, времени...

Нет, изобретая «вечный двигатель», невозможность которого доказывал еще Леонардо да Винчи, Иван Петрович Кулибин не опровергал законы физики. Просто он знал их немного лучше...


Литература:

Станислав Рапницкий

Кулибин и темное время

Иван Петрович Кулибин, как известно, был народным умельцем. И мастерил что не попадя. То часы с указанием фаз луны, то повозку-самокатку, то паровоз, а то и просто фонарь. Темные люди, да и академики тоже, боялись его изобретений и недолюбливали самого умельца. Но Кулибина было не остановить. Уж очень он хотел, чтобы за людей работали механизмы, а люди работали, чтобы купить эти механизмы! Золотой был человек! Голова!

Иван Петрович Кулибин тоже был академиком. Но недолго. Ни обширные познания, ни просто взятки не смогли решить вопроса о его отчислении из академии. То ли люди были злые, то ли Кулибин был не слишком изобретателен, но устроиться в жизни он никак не мог! Вот и гнали его отовсюду. А ведь могли просто продать за границу для развала иностранной техники и экономической жизни! О чем тогда люди думали - ума не приложу!

Когда Иван Петрович Кулибин был еще академиком, то не пропускал ни одного академического совещания. Придет этак, в кресло сядет, ноги на стол положит и хрустит баранками, а сладким чаем запивает. И отдувается так громко: пф-ффф! Это, понятно, другим академикам мешало. И часто академики устраивали ему "темную": пиджаком накроют и дубасят - кто линейкой, кто мелкоскопом, а кто и астролябией. Скоро все так к этому привыкли, что иногда совещания собирали специально ради этой церемонии. Увлекающийся народ эти академики! Легко во вкус входят!

Эту традицию, кстати, потом переняли ведущие компании. И сегодня можно видеть, как весело и беззаботно на совещаниях все накидываются на коллегу. А началось все с кого? - С Кулибина, конечно!

Кулибин не любил студентов и аспирантов. И если в коридоре встретит такого, то схватит за ухо и крутит, крутит! А сам приговаривает: попался, негодяй! Один раз так и профессору одному ухо оторвал. Ошибся. Или хотел, чтобы думали, что ошибся. Умнейший человек был! И изобретательный!

Кстати, когда Кулибина увольняли из академии за систематическое нарушение дисциплины, то студенты и аспиранты встали на его защиту. Ну, не хватало в академии жесткой руки!

Когда Кулибин изобрел повозку на паровой тяге, то все сначала обрадовались. Ободренный Иван Петрович сразу принялся катать по Петербургу влиятельных лиц и даже посягал на императорскую семью. Хорошо еще повозка взорвалась до этого! А то обвинили бы Кулибина в измене и расстреляли как диссидента! Кстати, сам Иван Петрович при взрыве не пострадал: сработала катапульта. Остальные отделались незначительными увечьями: Кутузов остался без глаза, а Достоевский стал идиотом. Хотя относительно Достоевского, говорят, он до этого заразился идиотизмом в дешевом кафе от немецкого гастарбайтера. Но, думаю, все-таки эта версия принадлежит самому Кулибину.

Кулибин изобрел фонарь и поставил его на улице для освещения ночного Петербурга. Но то ли фонарь не понравился жителям, то ли время было такое темное, а фонарь все время разбивали. Кулибин уже замучился его ремонтировать! Даже дежурил у фонаря ночами! Но только он отвернется - бах! - фонарь разбит, а самого Ивана Петровича уже грабят! Полсостояния извел Кулибин на эту затею. И ничего! Сильно все-таки в России было сопротивление прогрессу! Любят наши соотечественники этак попротивиться нововведениям! Но оно и понятно: перемены переменами, а людям надо же как-то жить!

Как-то раз изобрел Иван Петрович такой специальный кошелек, в котором деньги никогда не заканчиваются. И пошел в магазин. А там шум, давка в кассу. Вот и вытащили у него изобретение из кармана! А обидчик уехал в Сибирь и приватизировал ее всю! Демидовым звали. Так и водится: один изобретет, другой пользуется. Этот принцип, кстати, потом хорошо освоил владелец Майкрософта.

Если кому-то кажется, что жизнь Кулибина была полна разных фиаско, то я возражу. Иван Петрович родился в обширной и богатой стране, получил прекрасное образование и представление о манерах. Вот нынешнему таланту действительно нелегко: ничего из перечисленного в его жизни нет. Бывают, конечно, исключения. Но редко. В основном в сфере шоу-бизнеса. С другой стороны, какие сейчас нафиг изобретения! Всё уже изобрели, только пользуйся, если деньги есть. А денег нет!

Как-то читал Иван Петрович лекцию об электрическом поле и паровой тяге. А один аспирант возьми да спроси: господин Кулибин, какой заряд у электрона? Иван Петрович тогда сильно перенервничал и открутил аспиранту оба уха сразу! Слышать тот стал плоховато и науку бросил. Зато взялся за музыку и столько ее насочинял, что до сих пор консерватория с ней справиться не может! Фамилия аспиранта - Бетховен. Он в Россию по культурному обмену приезжал из Вены. Видите, опять - шоу-бизнес! Ну, нет у изобретателя будущего, а у поп-музыканта - есть. Так что бросайте академии! Что в них толку? - маята одна! Другое дело - настоящая популярность: деньги, слава... Ну, разве только уши открутят!

Кулибин любил слушать работу разных механизмов. Встанет у парового котла и слушает, слушает. Даже глаза закатывает! А иногда поставит несколько разных агрегатов в ряд - и дирижирует. Так появилось модное направление в музыке - хаус и техно. Большие аудитории Иван Петрович собирал! Всё молодежь - студенты и аспиранты. В обязательном порядке. Прогульщиков - исключал.

Иван Петрович любил просторечные выражения. Особенно "фигли". Дают ему очередную тему для исследования, он и отвечает: "А фигли!" - Оп! Через два дня готова целая диссертация. Ну, правда, в диссертации тоже разные словечки проскакивают. Так что и читать ее неприятно. Посудите сами: "Фигли тут писать: паровой двигатель работает на пару. Нафига вы грузите гения всякой фигнёй! Берешь бочку, воды налил, блин, огонь разжег - вот тебе и паровой двигатель! Фигли тут исследовать!" И далее в том же роде.

Как большой любитель музыки, Кулибин сделал однажды такой мини-театр: внутри музыка играет, а снаружи механические фигурки танцуют. Ну, лень ему было ездить по театрам! В академии он даже драмкружок создал, где студенты и аспиранты в пьесах играли. За это Ивана Петровича снова полюбили и передумали увольнять из академии. Пока он рок-оперу "На дне" в этом кружке не поставил. Горький, понятно, классик, но фривольного обращения с классикой никто позволить не мог! Ну, и вкатили Кулибину строгий выговор! "А фигли!" - сказал изобретатель и отправился строить гиперболоид. Большой пожар случился тогда в Петербурге! А не надо таланту руки связывать!

Кулибин как-то начитался фантастики и построил робота на паровой тяге. Этот робот и кофе по утрам варил, и кусты постригал, и арифметические задачки решал. Только вот дров потреблял - ну просто немыслимое количество. Целый лес мог потребить за один день! Даже дрова сам рубил или у соседей по ночам воровал. Не робот, а прорва какая-то! Закончилась эта история как водится: робота соседи поленьями так оприходовали, что он едва до дому дополз. И после случая годился только разве что орехи колоть. Да и то, одной роботовой головой обойтись можно было. А самого Ивана Петровича соседи трогать не стали. Написали анонимку по месту работы - и вся недолга! Вот тогда-то Кулибина из академии окончательно уволили. А то всё только угрожали!

Между прочим, первую кофеварку изобрел все тот же Кулибин. Иван Петрович собственной его персоной. Только сначала это была не кофеварка, а бетономешалка. Для дорожных работ. Значит, работает эта экспериментальная бетономешалка, трещит, грохает. Шум, в общем, невообразимый! Ну, купцы, понятное дело, из лавок повыскакивали - и давай забрасывать машину вместе с изобретателем тем, что под руку попало! Один из купцов так расстарался, что целым пудом кофе в самое жерло угодил. И секунды не прошло - а кофе помолот и сварен. И главное, порошок такой мелкий, такой качественный! Сразу на машину заказы посыпались, купцы-то сообразительные были, не в пример академикам! Одно плохо: Иван Петрович головой после этого случая очень страдал. Купцы всё же были не только сообразительные, но и меткие!

Когда у Ивана Петровича начались мигрени, он обратился к ведущим специалистам. Специалисты взяли у гения анализы, провели исследования и - ничего! Причина болезни - в самой болезни. Прописали ему пластыри и безвредные пилюли, да отправили домой. Кулибин дома себя пластырями обклеил, пилюли сразу все употребил и ждет улучшения. С месяц так ждал. Потом понял, что над ним посмеялись, и изобрел в отместку стоматологическую бормашину. С тех пор публика докторов не любит и медицине не доверяет. Особенно в области стоматологии.

Кулибин прославился еще многими изобретениями. Все не перечислишь. Вот, например, как-то раз сделал он такую авоську, которая может легко поместиться в кармане, а раскладывается в огромный чемодан. Величиной с карету. Пошел Иван Петрович на базар. Ну, понятно, накупил там всего. И в новую авоську складывает. А в нее все поместилось, и еще место осталось. Кулибин тогда стал докупать продукты, а в конце даже и продавца в авоську запихнул. А место в авоське опять осталось! Так он до вечера на рынке всё скупал, пока деньги не закончились. А место все остается! Тогда-то никто ничего не понял, но современная наука называет подобные явления черной дырой. Вот на какие изобретения способен творческий гений! Хотя авоська была не черной, а напротив, зеленой.

Кулибин стал изучать свою чудо-авоську и обнаружил, что продукты-то в нее помещаются, но назад никак возвращаются. Он уж и тряс ее, и наружу выворачивал: не возвращаются, хоть ты тресни! Тогда он пошел в академию и наловил в авоську десятка с два аспирантов и даже пару профессоров. Потом Иван Петрович не раз повторял свой опыт. А нечего было увольнять гения из академии! Смутное же время началось! - умов пытливых стало меньше, Россия сильно отставать стала. А из авоськи он, кстати, в конце концов вытряхнул кое-что! Ленина! Да-да, того самого! Отсюда новая история и началась.

Имя изобретателя Ивана Кулибина в России давно стало нарицательным. Однако на вопрос «Кто такой Кулибин?» мало кто может ответить что-то большее, чем «изобретатель». Зато найдётся немало «знатоков», которые расскажут, что слава его якобы «непомерно раздута квасными патриотами советского периода, а на самом деле Кулибин как изобретатель отметился лишь увеселительными аттракционами для знати».

«Нет пророков в своём Отечестве» — это как раз про Ивана Кулибина. Об итальянце Леонардо да Винчи российские обыватели знают больше, чем о своём соотечественнике, чей гений ничуть не менее значим.

Иван Петрович Кулибин родился в 1735 году в семье мелкого торговца-старовера в селении Подновье Нижегородского уезда. К разочарованию отца, сын не проявлял интереса к коммерции, зато тянулся к различным механизмам, в первую очередь, к часам.

Однажды мальчик уговорил купца-соседа позволить ему разобрать немецкие часы, чтобы понять, как они устроены. Разобравшись в устройстве механизма, Ваня собрал собственную копию, которая… не работала. Начинающему изобретателю не хватало навыков и необходимых инструментов.

Часы для императрицы

Но учился Иван быстро, беря уроки у мастеров токарного и слесарного дела. Когда умер отец, Кулибин открыл собственную часовую мастерскую и вскоре обзавёлся богатой клиентурой. Это стало возможным после того, как ему удалось отремонтировать дорогие часы с музыкой и боем, принадлежавшие нижегородскому губернатору.

Кулибину этого, однако, было уже мало. Голова была полна идей, для реализации которых в Нижнем Новгороде не хватало возможностей.

И тогда Кулибин решил создать собственные часы в подарок императрице Екатерине II. На эту работу у изобретателя ушло несколько лет, но результат того стоил.

Часы размером с утиное яйцо были заключены в золотую оправу. Механизм состоял из 427 частей. В них был вмонтирован уникальный театр-автомат, разыгрывавший настоящее представление.

В 1769 году часы были подарены Екатерине Великой, и потрясённая императрица сразу после этого назначила Кулибина руководителем мастерских при Академии наук. Это было то, о чём мечтал изобретатель. В этой должности он проработал последующие 30 лет.

«Шоу» для инвесторов

Ирония судьбы — из всех многочисленных изобретений Кулибина до нас дошли только часы, позволившие ему завоевать расположение императрицы.

Позднее для Екатерины II Кулибин сконструирует и первый в мире лифт, который позволит стареющей государыне избегать подъёма по лестницам Зимнего дворца.

Действительно, и для самой Екатерины, и для многих её приближённых Кулибин создавал вещи, не несущие большого хозяйственного смысла.

Но вызвано это было отнюдь не «легковесностью» самого Кулибина. Просто тогда, как, собственно, и сейчас, финансирование научных проектов во многом зависело от обеспеченных людей, мало что смысливших в серьёзных разработках, зато очень любивших спецэффекты. Поэтому Кулибину, чтобы получить деньги на серьёзную работу, приходилось заниматься «несерьёзными» вещами.

Изобретателю приходилось постоянно бороться со скептическим отношением к себе. «Мужик-лапотник», старовер, непьющий и некурящий, получивший от императрицы разрешение появляться во дворце в русском кафтане и с окладистой бородой, никак не вписывался в представления того времени о большом учёном.

Во многом из-за подобного отношения большинство разработок Кулибина не были реализованы.

Мост над вольной Невой

Самая показательная история связана с кулибинским мостом через Неву.

Существовавшие в то время в Петербурге переправы через Неву были неудобными и непрочными. Кулибин предложил проект однопролётного стационарного моста длиной 298 метров.

Предложенной одноарочной конструкции на тот момент не было аналогов в мире.

Кулибина подняли на смех в Академии наук — мужик, дескать, не знает элементарных вещей и предлагает конструкцию, которая немедленно разрушится.

Для того, чтобы разгромить проект, призвали математика Леонида Эйлера . Прославленный учёный проверил расчёты и пришёл в восторг — Кулибин ни ошибся в своём проекте, он был полностью жизнеспособен! Затем изобретатель создал модель моста в масштабе 1 к 10 и предложил её опробовать всем желающим. Выяснилось, что кулибинский мост способен выдерживать ещё большую нагрузку, чем та, что была необходима для реализации проекта.

Несмотря на всё это, власти не приступили к постройке моста. Первый стационарный мост над Невой появился только через три десятка лет после смерти Кулибина. Когда же кулибинский проект стали изучать в 1930-х годах, выяснилось, что многие его постулаты по-прежнему не утратили актуальности, а целый ряд решений, найденных русским инженером, его коллеги откроют для себя лишь много десятилетий спустя.

Чтобы похоронить изобретателя, продали его часы

Практически аналогичная история сложилась и с «механической ногой» — протезом для инвалидов, придуманным Кулибиным. Первая модель протеза в 1791 году была сделана для поручика Сергея Непейцина , потерявшего ногу при штурме Очакова.

С протезом конструкции Кулибина поручик Непейцин дослужился до генерал-майора, и только посвящённые знали, в чём причина небольшой хромоты генерала.

Однако протез, который мог изменить жизни тысяч русских инвалидов, так и остался единственным, ввиду отсутствия интереса со стороны властей. В итоге первыми серийное производство механических протезов наладили во Франции.

В 1801 году, уже после смерти Екатерины Великой и Павла I , Кулибин подал новому императору Александру I обширный список своих проектов, начиная от оптических приборов и заканчивая речными кораблями, но получил отказ в их финансировании.

После этого Кулибин покинул столицу, вернулся в Нижний Новгород, где провёл последние годы жизни, продолжая работать над изобретениями и борясь с огромным количеством долгов.

После смерти Кулибина в 1818 году родным пришлось продать настенные часы изобретателя — другой возможности получить деньги на похороны не было.

Один за всех

Настоящим наследием Ивана Кулибина стали около 2000 сложных технических документов, начиная от чертежей оптических приборов и заканчивая схемами мостов и зданий.

Кулибин опередил своё время — это не штамп, а реальность. К примеру, второй лифтовый механизм, подобный тому, что создал Кулибин для Екатерины Великой, появился более чем 60 лет спустя. Это же касается и других его оригинальных разработок, которые были реализованы на практике инженерами последующих поколений и, увы, по большей части вне пределов России.

В этом смысле Кулибин очень похож на Леонардо да Винчи, чьи идеи оказывались слишком революционными для современников.

Мы уже говорили о том, что после Кулибина осталось около 2000 сложных технических чертежей. Это на самом деле невероятно, если вспомнить, что никакого инженерного образования у Кулибина не было и быть не могло.

Нижегородский «мужик» Кулибин, в отличие от архангельского «мужика» Ломоносова , не заканчивал университетов, не учился за границей.

В отличие от английских инженеров, благодаря которым Британия получила славу «мастерской мира», Кулибин не имел возможности перенимать передовой опыт у коллег.

Русская наука в те времена только набирала обороты, русской инженерной школы как таковой не существовало.

Там, где английские изобретатели действовали на основе передовых научных разработок и опыта предшественников, Кулибин мог полагаться только на себя самого.

Создавая свои изобретения, Кулибин опытным путём заново открывал те физические законы и свойства материалов, которые сегодня изучают студенты технических университетов.

И можно только сожалеть, что в России мало знают о своём соотечественнике, которого по праву можно считать одним из самых выдающихся изобретателей в истории человечества.

Нас, советских детей, учили на совесть. Много информации так и осело в глубинах памяти, особенно начиная со слов Государственного гимна. Почему-то запомнились автору этих строк слова о великом русском изобретателе Иване Петровиче Кулибине из учебника по истории: дескать, мастер-самоучка, недооцененный при жизни, скончавшийся в полном забвении и нищете. Из всей этой информации истинна только первая часть. Действительно, имя Кулибина стало нарицательным - так стали называть всех мастеров-самоучек, выходцев из простого народа.

Биография Ивана Петровича Кулибина (1735-1818)

Этот человек прожил долгую, исполненную неустанных трудов жизнь - 78 лет. Почти никуда не выезжал из родного Нижнего Новгорода. Наверно, про таких, как он, можно сказать строчкой поэта : «Единое счастье - работа!» Однако Кулибин успевал всё. Он был трижды женат. Примечательно, что последний, третий брак был заключен, когда жениху уже стукнуло 70 лет. И тем более поразительно, что родилось еще три дочери. А всего Кулибин произвел на свет 11 отпрысков, и успел всем сыновьям, как наследникам, дать достойное образование.

Будучи дерзким новатором в области науки и техники, намного опередившим своё время экспериментатором, он придерживался довольно консервативных привычек и манер в быту, в повседневной жизни. Был абсолютным трезвенником, никогда не курил, к азартным играм относился равнодушно. Одевался подчеркнуто по-купечески, носил длинную, окладистую бороду, длиннополый кафтан и высокие сапоги. Над ним подтрунивали, но уважительно. Кулибин располагал к себе остроумием, добродушием и незлобливым нравом. Часто собирал у себя званые вечера, где развлекал присутствующих и был неистощим на выдумки и розыгрыши.

Изобретения Ивана Кулибина


Еще в юношеские годы он выучился сразу нескольким ремеслам: часовому, токарному и слесарному. Все навыки не просто пригодились, а снискали ему славу незаурядного мастера. Его знала и ценила императрица . Кстати, она сделала изобретателю заманчивое предложение, на которое другой бы непременно «клюнул»: дворянство в обмен на купеческую бороду.

Но Кулибин и тут с гордостью отказался, не посрамил чести сословия. Он принадлежал к тому типу ученых, что не оставляют проектов незавершенными, не ограничиваются лишь чертежами да схемами. В Петербургской академии наук Кулибин более тридцати лет возглавлял механическую мастерскую. Изобретения следовали, как из рога изобилия. То деревянный одноарочный мост через Неву, первый в мире прожектор, т.н. «водоход», коляска, которую мастер окрестил «самобеглой», лифт…

Екатерина получила в дар от Кулибина «яичные» часы. Собрание из 427 деталей, причем внутри - не только часовой механизм, но еще и театр-автомат, и музыкальная шкала. Известный писатель XIX века , несомненно, имел перед глазами кулибинский шедевр, когда сочинял сказ о тульском Левше, подковавшем блоху. Ныне часы Кулибина - в коллекции Государственного Эрмитажа.

Там же другие знаменитые часы - «Павлин», детище английского мастера Джеймса Кокса, которые Кулибину довелось отреставрировать, и которые функционируют по сей день. Другому эти успехи вскружили бы голову, но только не Кулибину. Существует легенда, что в конце жизни он был буквально одержим идеей создать вечный двигатель, над секретом которого билось не одно поколение изобретателей и, якобы, спустил на этом всё состояние.

  • В жизни Кулибина был свой меценат, точнее сказать, спонсор - купец Михаил Костромин. Он и представил Кулибина императрице, чем обессмертил собственное имя
  • Одного из персонажей пьесы А.Н.Островского « » зовут Кулигиным. Он тоже ученый и поэт, самоучка, и фамилия всего на одну букву отличается от Кулибина. Более чем прозрачная аналогия, не правда ли?!

В России было много выдающихся изобретателей, но есть имя. мимо которого никак нельзя пройти. Иван Петрович Кулибин настолько впечатлил современников, что его имя стало символом изобретательства и Кулибиными стали называть всех изобретателей-самоучек, создающих какие-то хитроумные устройства, и просто талантливых мастеров. Итак, чем же прославился Кулибин?

Иван Петрович Кулибин

Кулибин родился 10 (21 по новому стилю) апреля 1735 года в селении Подновье вблизи Нижнего Новгорода. Он родился в семье старообрядцев и до конца жизни потом соблюдал старообрядческие традиции. Например, не употреблял алкоголь, не курил, не играл в азартные игры и даже отказался сбрить бороду ради получения дворянского звания. Но вот род занятий он выбрал себе совершенно другой, чем хотел его отец, торговец мукой. С ранних лет его привлекали всякие механические устройства и он пытался их мастерить. Он делал разные механические игрушки, построил модель мельницы, сделал устройство для подачи воды в пруд, чтобы в нём не гибла рыба. Особенно его интересовали часы. Кулибин всячески пытался достать и изучить разные часы и детали для них, искал различные книги, в которых описывалось бы, как изготавливать механические устройства.

Когда Кулибину было 17 лет, он побывал в Москве, где побывал в часовых мастерских и купил различные инструменты. После возвращения В Нижний Новгород он сам взялся за ремонт часов, а после смерти родителей закрыл мучную лавку, а вместо этого открыл часовую мастерскую. Слухи об искусном мастере вскоре распространились по городу, ремонт часов стал приносить неплохой доход. Но быть простым часовым мастером Кулибину тоже не хотелось. Он проявлял интерес с самым разным техническим новинкам, когда ему в руки попали привезённые одним из купцов в Нижний Новгород электростатическая машина, микроскоп и телескоп, Кулибин потратил немало времени, чтобы разобраться в их устройстве и научиться делать такие вещи самостоятельно. Кулибин научился изготавливать линзы и зеркала, в телескоп, собранный им, можно было во всех деталях разглядывать город Балахна, находившийся на расстоянии более 30 километров.

В 1764 году стало известно, что Нижний Новгород и другие города на Волге собирается посетить императрица Екатерина. Купец Костромин, который знал о таланте Кулибина и о том, что тот пытался изготовить часы сложной и необычной конструкции, предложил преподнести эти часы в подарок императрице. Костромин предоставил Кулибину дом и дал денег, чтобы ничто не отвлекало изобретателя от работы. Часы не были закончены в срок, но Кулибин показал Екатерине другие механизмы, когда она прибыла в Нижний Новгород в 1767 году. Лишь через два года часы были готовы и Кулибин с Костроминым отправились в Петербург, чтобы подарить их императрице. Уникальные часы были сделаны в форме гусиного яйца. Они били каждые час, полчаса и четверть часа. Каждый час открывались маленькие створчатые дверцы и внутри под церковную музыку маленькие фигурки показывали сценку из религиозной жизни.

В нем ежечасно растворялись маленькие Царские двери, за которыми виднелся Гроб Господень. По сторонам двери стояли два воина с копьями. Отворялись двери златого чертога, и появлялся ангел. Камень, приваленный к двери, отваливался, дверь, ведущая в гроб, открывалась, стража падала ниц. Через полминуты появлялись жены-мироносицы, куранты играли три раза молитву «Христос Воскреси», и двери затворялись.

В полдень часы исполняли сочиненный Кулибиным гимн в честь Екатерины и прочую музыку в разное время дня. Часы были заключены в золотую оправу с множеством завитушек и украшений.

Часы Кулибина сегодня хранятся в Эрмитаже

Екатерина была впечатлена, а Кулибин получил должность механика при Петербургской академии наук. Он стал заведовать академическими мастерскими, став на этом посту преемником Ломоносова.

30 лет Кулибин работал в Академии. Под руководством Кулибина в мастерских было изготовлено огромное число различных инструментов и научных приборов, многие из которых по своему качеству значительно превосходили зарубежные. Микроскопы, телескопы, термометры и барометры, точные весы, токарные станки и гравировальные машины — всё это и многое другое делали в мастерских при Кулибине.

Придворные и знать часто обращались к Кулибину с разными проблемами, требующими технического таланта, зная, что только Кулибин может их решить. Например, князь Потёмкин однажды купил в Англии сложные механические часы «Павлин». Но везли их в разобранном виде и при перевозки детали были повреждены. Собрать часы у разных мастеров никак не получалось, лишь Кулибин справился с этой задачей. Кулибин чинил и изготавливал сложные автоматы, устраивал яркую иллюминацию и бездымные фейерверки, при помощи зеркал сделал освещение длинного полуподвального коридора во дворце, а также изготовил лифт, на котором Екатерина поднималась на верхние этажи.

Кулибин сделал множество и практически значимых изобретений. К сожалению, многие из них не пошли дальше протопипов и чертежей, т. к. на них не находили финансирования. Вот лишь некоторые из изобретений Кулибина:

На фото прожектор, придуманный Кулибиным. В 18 веке не было ярких источников света, но Кулибин смог сконструировать прожектор с такой системой зеркал, что свет обычной свечи, многократно отражаясь, давал узконаправленный яркий луч. На основе этого прожектора Кулибин предлагал сделать оптический телеграф для быстрой передачи сообщений на большие расстояния, но прототип такого телеграфа, несмотря на положительные отзывы, был отправлен в Кунсткамеру.

Кулибин разработал конструкцию моста через Неву и даже построил его макет в масштабе 1:10, но денег на постройку государство так и не выделило. В проекте моста Кулибин использовал элементы, которые применяются в современных мостах, например, решётчатые арки. Длина моста должна была составить 300 м, значительно больше, чем любые другие мосты того времени, поэтому многие к проекту Кулибина отнеслись скептически, предполагая, что мост рухнет. Тем не менее, расчёты, проведённые уже в 20м веке по всем правилам сопромата, показали, что проект Кулибина был совершенно правильным и мост с запасом выдержал бы планируемую нагрузку.

Ещё одним полезным изобретением, которое оказалось невостребованным, был водоход. В те времена доставка грузов по рекам, если перевозить их приходилось против течения, была трудной работой. Тянули судно вверх по течению обычно бурлаки, в крайнем случае быки или лошади. Кулибин придумал конструкцию судна, которое использовало бы энергию течения воды, но при этом двигалось бы против течения! Длинный канат закреплялся на берегу вверх по течению, а специальный механизм, приводимый в движение водяными колёсами, подтягивал судно при помощи этого каната. Водоход Кулибина обгонял и бурлаков и гребные суда. Несмотря на успешные испытания двух построенных Кулибиным водоходов, чиновники решили, что они слишком дороги и имеют сложную конструкцию, так что водоходы так и не пошли в серию.

Что ещё изобрёл Кулибин?

  • Искусственные протезы с подвижным коленным суставом;
  • Самобеглую коляску с тормозом, коробкой передач, подшипниками и маховиком;
  • Соляную машину для выкачивания рассолов из шахт;
  • Различные станки, сеялки, мельницы и многое другое.

После Кулибина осталось около 2000 чертежей.

Ещё при жизни Кулибин стал знаменитостью. По личному указанию Екатерины II Кулибину была вручена именная золотая медаль на андреевской ленте с надписью «Достойному. Академия наук - механику Ивану Кулибину». Поэт Державин называл Кулибина «Архимедом наших дней». А великий полководец Суворов, однажды увидев Кулибина во дворце, устроил целое представление:

Как только Суворов увидел Кулибина на другом конце залы, он быстро подошёл к нему, остановился в нескольких шагах, отвесил низкий поклон и сказал:
— Вашей милости!
Потом, подступив к Кулибину ещё на шаг, поклонился ещё ниже и сказал:
— Вашей чести!
Наконец, подойдя совсем к Кулибину, поклонился в пояс и прибавил:
— Вашей премудрости моё почтение!
Затем он взял Кулибина за руку, спросил его о здоровье и, обратясь ко всему собранию, проговорил:
— Помилуй бог, много ума! Он изобретёт нам ковёр-самолёт!

Но несмотря на всю завоёванную известность, последний период жизни Кулибина вряд ли можно назвать благополучным. В 1801 изобретатель, устав от работы в Петербурге и разочарованный невниманием к своим проектам, вернулся в Нижний Новгород. Он продолжал работать над изобретениями, пытался внедрить на Волге водоходы, сделал проект железного моста через реку. Умер Кулибин в бедности, в возрасте 83 лет, в конце жизни признавшись, что многие годы тайно работал на проектом вечного двигателя, на которые потратил немалые личные средства. Конечно, вечный двигатель изобретатель так и не построил, но это ничуть не умаляет его таланта.

Иван Кулибин родился в Нижнем Новгороде 10 (21) апреля 1735 года в семье мелкого торговца мукой. Поскольку отец его был старообрядцем, воспитание отличалось строгостью. С малых лет мальчика приучали к труду. Рано освоив грамоту, Иван встал за прилавок, чтобы помогать отцу. Тем не менее самым интересным для него было чтение книг и создание различных игрушек. Отец благосклонно принял увлечения сына и позволил ему заниматься слесарным и токарным делом.

В 1758 году отец умер, и Иван открыл в Нижнем Новгороде часовую мастерскую. Слава о чудесном мастере разнеслась по всему городу, после того как он починил «замысловатый снаряд, показывающий делянки суток» самого губернатора. После этого отбоя от клиентов у Кулибина не было.

В 1767 году он был представлен императрице Екатерине II, совершавшей поездку по волжским городам. Мастер продемонстрировал царице свои изобретения, а также рассказал о часах, которые он хочет изготовить в ее честь.

И уже через два года он представил императрице телескоп, микроскоп, электрическую машинку и удивительные часы размером с гусиное яйцо. Особенно государыню поразил театр-автомат, в котором разыгрывались библейские сцены.

Подарки мастера произвели на Екатерину II неизгладимое впечатление. Она предложила Кулибину возглавить механические мастерские Академии наук, и он принял предложение. Это был самый яркий этап в жизни нижегородского мастера. Основным творческим направлением «главного механикуса Отечества» оставались часы. Они были самых различных размеров: от совсем маленьких «часов в перстне» до гигантских.

Кроме часов, Ивана Петровича интересовали и другие направления техники и механики.

В Петербурге по понятным причинам остро стояла проблема возведения мостов, и Кулибин занялся мостостроительством. В 70-е годы он спроектировал первый однопролетный деревянный мост через Неву, а уже в конце 1776 года успешно прошли испытания его модели.

Без Ивана Кулибина не проходило ни одно оформление карнавалов, торжественных мероприятий, празднеств и балов. Именно он устраивал всевозможные аттракционы, оптические забавы, «световые шутихи». Изобретенный им фонарь-прожектор даже при слабом источнике света давал сильное освещение. Система зеркал, используемая мастером, смогла осветить самые темные переходы Царскосельского дворца.

Именно Кулибину принадлежит первенство в изобретении массы механизмов, без которых невозможно представить современную жизнь. В 1791 году появился прототип современного велосипеда и легкового автомобиля. Кулибин сделал первый ножной протез, который предназначался для офицера Непейцина, героя Очаковской битвы. Первый лифт, или, как его называли в конце XVIII века, «подъемное кресло», тоже заслуга мастера. Эти изобретения можно перечислять долго. Среди них - оптический телеграф, «водоход», машины для добычи соли, мельницы, водяные колеса, геодезические и акустические приборы, подзорные трубы, солнечные и иные часы, точные весы и даже фортепиано и многое-многое другое.

Екатерина II по достоинству оценила заслуги мастера и наградила его медалью на Андреевской ленте с надписью: «Достойному. Академия наук - механику Ивану Кулибину».

В 1801 году Иван Петрович вернулся в Нижний Новгород и приступил к работе по совершенствованию самоходных судов. В это время мастер столкнулся с финансовыми проблемами. Катастрофически не хватало денег - крупные проекты были не дешевы. Для работы над самоходными судами Кулибин взял ссуду, которую погашал за счет своей пенсии.

Такова славная биография выдающегося русского изобретателя Ивана Кулибина. Он ушел из жизни 30 июля (11 августа) 1818 года в Нижнем Новгороде.

Поделиться