История древнего китая доклад, сообщение. История существования древнего китая Что произошло в древнем китае

История Древнего Китая отходит в далекое прошлое: несколько тысяч лет назад уже образовывался великий Китай. Известны были и взлёты, и падения.

Периодизация Древнего Китая обусловлена сменой династий, которые и создают в итоге эту самую историю. Давайте рассмотрим ее.

Периодизация Древнего Китая

Все эти династии также делятся на несколько групп.

Этапы периодизации истории государства в Древнем Китае:

1. Первые люди в эпоху неолита.

2. Период с тремя первыми династиями, когда Китай был раздроблён, не было империи как таковой.

3. Традиционный Китай и империя.

На этом весь старый Китай заканчивается, династии как таковые перестают править и начинается последний этап, охватывающий только лишь XX и XXI века.

Однако к Древнему Китаю относится период до начала Средневековья, заканчивается он на династии Хань. Весь период существования Древнего Китая можно выразить как застройку фундамента для великого государства, для такого, какое оно есть сейчас.

Рассмотрим ниже кратко историю цивилизации и периодизацию Древнего Китая, общественные и государственные строи, а также философию того времени и великие изобретения.

Начало истории

Известно, что первые предки китайцев жили 400 тысяч лет назад в эпоху неолита. В пещере недалеко от Пекина были найдены останки синантропа. Первые люди уже владели окрашиванием и некоторыми другими навыками.

Вообще территория Китая удобна для жизни, поэтому история отходит в такое далёкое прошлое. Почва плодородна, а сама степь окружена морем, горами, что могло бы защищать людей от нападок врагов. Такое удобное расположение и привлекало первых жителей, которые являлись предками нынешних китайцев.

Учёным известно также, что существовало две культуры после синантропов: Яншао и Луншань. Вероятно, их было больше, но они смешались между собой. Археологически подтверждены только две.

Культура Яншао существовала 2-3 тысячи лет до нашей эры. Люди того периода жили на обширной территории от провинции Ганьсу и вплоть до юга Маньчжурии. Известно, что они могли делать красивые цветные керамические изделия.

Луншань же располагалась в основном на территории провинции Шаньдунь. В центральной части Китая обе культуры накладывались друг на друга. Люди тоже владели мастерством обработки керамики, но их основной гордостью было умение изготавливать из кости различные предметы. На некоторых из них, которые были найдены учёными, обнаружены выскобленные надписи. Это являлось первой предпосылкой для письменности.

Далее условно можно выделить несколько этапов периодизации истории и культуры Древнего Китая. Первые три династии относятся к этапу до образования затем множество династий в период существовании Империи, а последним этапом следует строй без династий и современный Китай.

Династия Ся

Первой известной династией в хронологии и периодизации Древнего Китая является Основателем её был Юй, а существовала она с 2205 по 1557 год до нашей эры. По некоторым теориям, государство располагалось на всём востоке Северного Китая или же только на севере и в центре провинции Хэнань.

Первые правители справлялись со своими задачами управления государством неплохо. Главным достоянием эпохи Ся является календарь того времени, которым впоследствии восхищался сам Конфуций.

Однако упадок случился, а вызван он был давлением духовенства, а правители-духовники в скором времени стали пренебрегать своим обязанностями духовенства. Календарные даты начали путаться, сбивалась периодизация Древнего Китая, социальное и политическое устройство хромало. Этим ослаблением и воспользовался император Ли государства Шан, который начал последующую династию.

Династия Шан-Инь

Период правления начинается в XVIII или XVI веке до н. э. по разным теориям, а заканчивается в XII или XI веке до н. э.

Всего у этой династии насчитывается около 30 правителей. Ли Тан (основатель династии) и его племя верил в тотемизм. Они переняли обычай гадать на костях от культуры Луншань, также они использовали для предсказаний черепашьи панцири.

Во время правления Шан-Инь царствовала централизованная политика управления во главе с императорами династии.

Конец периоду пришёл, когда племена Чжоу свергли правителя.

Династия Чжоу

Чжоу — последняя могущественная династия первого этапа в периодизации истории государства Древнего Китая до формирования Китайской империи, которая существовала с IX по III век до нашей эры.

Существует два этапа: Западное и Восточное Чжоу. Западное Чжоу имело столицу Цзунчжоу на западе, а владения охватывали почти весь бассейн реки Хуанхэ. Суть политики того времени заключалась в том, главный император правил в столице, а его приближенные (обычно родственники) правили множествами уделов, на которые раскололось государство. Это повлекло за собой междоусобицы и борьбу за власть. Но в итоге более сильные владения порабощали более слабые.

Китай в это же время защищался от постоянных нападок варваров. Именно поэтому правитель перешёл из западной столицы в восточную столицу Чэнчжоу в государстве Лои в 770 году до нашей эры, и начался период истории Древнего Китая под названием Западное Чжоу. Переезд правителя означал условно отказ от власти и от управления государством.

Весь Китай был расколот на несколько царств: Янь, Чжао, Сун, Чжэн, Лу, Ци, Чу, Вэй, Хань, Цинь, и на множество мелких княжеств, которые большие царства со временем завоёвывали. Фактически некоторые царства были намного мощнее по политике, чем царство, где находился главный правитель Чжоу. Ци и Цинь считались наиболее сильными, и именно их правители вносили больший вклад в политику и в борьбу с варварами.

Отдельно стоит выделить из этих царств царство Лу. В нём царило образование и письменность, хотя в политическом плане Лу было не сильно. Именно тут родился и жил Конфуций — основоположник конфуцианства. Концом периода Чжоу обычно считают год смерти философа в 479 году до нашей эры. Конфуций написал историю Западного Чжоу в летописи «Чуньцю». Многие события того времени известны только благодаря этим записям. Известно также, что в этот период в Китай начал проникать даосизм.

Концом династии послужило то, что все царства сражались между собой за власть. Победило самое мощное - Цинь с правителем Цинь Шихуанди, который после завоевания смог объединить весь Китай и начал новую династию. А сам правитель Чжоу потерял статус небесного мандата.

Цинь

Так как правитель Цинь объединил весь Китай, то начался новый этап истории и периодизации Древнего Китая. Эпоха раздробленности сменилась эпохой императорского правления с объединёнными частями всего государства.

Эпоха просуществовала недолго. Всего лишь с 221 по 207 год до н.э., но именно Цинь Шихуанди (первый император) вносит особый вклад в культуру Древнего Китая. В этот период построили Великую Китайскую стену — особое достояние государства, величие которого поражает до сих пор. Правитель Цинь Шихуанди провёл множество реформ. Например, денежную и судебную реформу, и также реформу письменности. При нём начали строительство единой сети дорог.

Несмотря на все плюсы, историки выделяют значительные минусы, которые и послужили причиной тому, что период Цинь просуществовал недолго. Цинь Шихуанди являлся сторонником легизма. Легизм — это философская школа того периода, суть которой была в очень жёстких мерах для людей и наказаниях за любые провинности и не только. Это повлияло на такой резкий скачок в виде побед над разными племенами и на столь быстрое строительство Китайской стены в целях защиты от варваров и вражеских пленен. Но именно жестокость повлекла нелюбовь людей и резкую смену династий сразу после смерти Цинь Шихуанди.

Хань и Синь

Империя Хань просуществовала с 206 года до нашей эры по 220 год нашей эры. Её делят на два периода: Западная Хань (с 206 года до н. э. по 9 год н. э.) и Поздняя (Восточная) Хань (25-220 гг. н. э.)

Западной Хань пришлось устранять последствия разрухи после периода Цинь. В империи царствовали голод и смертность.

Правитель Лю Бан освободил многих государственных рабов, которые стали невольными при Цинь за провинности. Он также отменил жёсткие налоги и сильные наказания.

Однако в 140-87 годах до н. э. империя вернулась к деспотизму, как и при правителе Цинь. Правитель династии У-ди снова ввёл высокие налоги, которые взимались даже с детей и пожилых людей (это повлекло за собой частые убийства в семьях). Территории Китая к этому времени сильно расширились.

Между Западной и Восточной Хань был промежуток династии Синь во главе с правителем Ван Ман, которому удалось свергнуть Восточную Хань. Он пытался укрепить свою власть путём проведения множества положительных реформ. Например, на каждую семью устанавливалась определённая территория земли. Если она была выше положенного, то часть отдавали бедным или людям без земли.

Но в то же время произошёл беспредел с чиновниками, из-за которых казна опустела, и пришлось сильно увеличить налоги. Это послужило поводом для недовольства людей. Начались народные восстания, также это послужило преимуществом для представителей Ван Ман был убит во время восстания под названием «Красные брови».

Лю Сю был выдвинут в кандидаты на трон. Он хотел уменьшить враждебность к власти у людей путём снижения налогов и освобождения рабов. Начался период Западной Хань. Это время тоже внесло значительный вклад в историю. Именно тогда установился Великий Шелковый Путь.

В конце второго века снова вспыхнуло волнение среди народа. Началось восстание «жёлтых повязок», которое продлилось почти 20 лет. Династию свергли, начался период троецарствия.

Хоть ханьский период был периодом подъёма, под конец эпохи после двадцатилетней войны началась постоянная борьба между полководцами династии и другими предводителями. Это повлекло за собой ещё одно волнение в империи и смертность.

Цзинь

Эпоху Цзинь и последующие периоды уже можно отнести к Средневековью, но рассмотрим самые первые династии, чтобы понять, к чему привела политика Древнего Китая и как правителям приходилось устранять последствия.

Численность населения после ханьских войн снизилась в несколько раз. Имели место также катаклизмы. Реки начали менять свои русла, тем самым вызывая наводнения и упадок хозяйства. Усугубляли ситуацию постоянные набеги кочевников.

Цао Цао, который завершил восстание «желтых повязок», объединил раздробленный север Китая в 216 году. А в 220 году его сын Цао Пэй основал династию Вэй. В это же время возникли государства Шу и У. Так и начался период троецарствия. Начались постоянные войны между ними, что обострило военно-политическую ситуацию внутри Китая.

В 249 году Сыма Чжао встал во главу Вэй. А его сын Сыма Янь, когда отец умер, занял престол и основал династию Цзинь. Сначала Вэй завоевал государство Шу, а затем и У. Периоду троецарствия пришёл конец, началась эпоха Цзинь (265-316 гг.). В скором времени кочевники завоевали север, столицу пришлось перенести из Лояна на юг Китая.

Сымя Янь начал раздавать земли своим родственникам. В 280 году вышел указ о надельной системе, суть которой была в том, что каждому человеку полагается земельный участок, но взамен люди должны платить казну. Это нужно было для улучшения отношений с простыми людьми, пополнения казны и поднятия хозяйства.

Однако это повлекло за собой не улучшение централизации, как полагалось, а наоборот. После смерти Сыма Яна в 290 году началась борьба между владельцами крупных уделов — родственниками умершего правителя. Она длилась 15 лет, с 291 по 306 год. В то же время на севере государства позиции кочевников укреплялись. Постепенно они располагались вдоль рек, стали выращивать рис и порабощать целые поселения людей.

В период Цзинь, как известно, начала укрепляться религия буддизма. Появлялось множество монахов и буддистских храмов.

Суй

Только в 581 году после длительного периода смуты Чжоу Ян Цзяну удалось объединить раздробленный кочевниками север. Начинается правление династии Суй. Затем он захватывает государство Чэнь на юге и тем самым объединяет весь Китай. Его сын Ян Ди занялся войнами с некоторыми государствами Кореи и Вьетнама, создал Великий канал для перевозки риса и улучшил Китайскую стену. Но люди находились в тягостных условиях, из-за чего началось новое восстание, и Яна Ди убили в 618 году.

Тян

Ли Юань основал династию, которая просуществовала с 618 по 907 год. Империя в этот период достигла своего расцвета. Правители Ли улучшили экономические связи с другими государствами. Города и численность в них стали увеличиваться. Начали активно развивать сельскохозяйственные культуры (чай, хлопок). Особенно в этом плане выделился сын Ли Юаня - Ли Шиминь, политика которого вышла на новый уровень. Однако в VIII веке достиг своего пика конфликт между военными и властью в центре империи. В 874 году началась война Хуан Чао, длившаяся вплоть до 901 года, из-за которой династия оборвалась. В 907-960 годах Китайская Империя снова была раздроблена.

Государственные и общественные строи Древнего Китая

Периодизацию всех периодов Древнего Китая можно рассматривать как сходные между собой этапы истории по своему устройству. В основе общественного устройства — коллективное земледелие. Основная деятельность людей — скотоводство и ремёсла (которые были развиты до высокого уровня).

На верхушке власти находилась аристократия, ниже находились рабы и крестьяне.

Ярко выраженным было родовое наследие. В период Шан-Инь каждому из родственников правителя давался особый титул в зависимости от того, насколько это близкие родственники. Каждый титул давал свои привилегии.

В периоды Инь и Западного Чжоу земля выдавалась только для пользования и хозяйства, но не как частное имущество. А с периода Восточного Чжоу землю уже раздавали для частного владения.

Рабы сначала были государственными, а затем стали частными. В их категорию обычно попадали пленные, совсем бедные общинники, бродяги и другие.

В этапах периодизации Древнего Китая общественного и государственного устройства можно выделить то, что в эпоху Инь в первую очередь наследовал трон брат умершего правителя, а в Чжоу титул переходил к сыну от отца.

При правителе царила дворцовая система управления.

Отдельно стоит выделить, говоря о периодизации истории государства и Древнего Китая: право уже существовало, но на начальном этапе сильно переплеталось с религиозными принципами и обычной этикой. Царил патриархат, почитали старших и отцов.

В V—III веках до н. э. право было неотъемлемой частью с жестокими наказаниями, в то время как раз уже был легизм. А при династии Хань снова люди вернулись к конфуцианству и идее гармоничного неравенства людей в зависимости от ранга.

Первые письменные источники права датируются примерно 536 годом до нашей эры.

Философия

Философия Древнего Китая сильно отличается от философии любых других европейских стран. Если в христианстве и мусульманстве есть бог и жизнь после смерти, то в азиатских школах был принцип «здесь и сейчас». В Китае тоже взывали к доброте при жизни, однако просто для гармонии и благополучия, а не под страхом кары после смерти.

В основе лежало триединство: небо, земля и сам человек. Люди также считали, что есть энергия Ци, а во всем должна быть гармония. Выделяли женское и мужское начало: инь и янь, которые взаимодополняли друг друга для гармонии.

Всего существует несколько основных философских школ того времени: конфуцианство, буддизм, моизм, легизм, даосизм.

Таким образом, если обобщить сказанное, то можно сделать вывод: уже до нашей эры Древний Китай сформулировал определённую философию и придерживался некоторых религий, которые до сих пор в Китае являются неотъемлемой частью духовной жизни населения. В то время все основные школы менялись и лишь иногда накладывались друг на друга в зависимости от этапа периодизации.

Культура Древнего Китая: достояния, ремёсла и изобретения

Одними из самых великих достояний Китая и по сей день считаются и Великая Китайская стена. Самое удивительное здесь то, что построили их под управлением первого императора Древнего Китая Цинь Шихуанди из династии Цинь. Именно тогда царствовал легализм и жестокость к людям, которые под страхом и напором сооружали эти поистине великие сооружения.

А вот к великим изобретениям можно отнести порох, бумагу, книгопечатание и компас.

Считается, что бумагу изобрёл Цай Лун в 105 году до н. э. Для её изготовления требовалась особая технология, которая все же напоминает нынешний процесс изготовления бумаги. До этого периода люди выскабливали письмена на панцирях, костях, глиняных табличках и бамбуковых свёртках. Изобретение бумаги повлекло за собой изобретение книгопечатания в более позднем периоде уже нашей эры.

Первое подобие компаса возникло ещё в Древнем Китае при династии Хань.

А вот ремёсел в Древнем Китае существовало бессчётное множество. Несколько тысяч лет до н. э. стали добывать шёлк (технология добычи которого долгое время оставалась секретной), появился чай, делали глиняные изделия и изделия из кости. Чуть позже появился Великий Шёлковый Путь, делали рисунки на шёлке, скульптуры из мрамора, роспись на стенах. И также в Древнем Китае появились всеми известные пагоды и иглоукалывание.

Заключение

Социальное и политическое устройство Древнего Китая (периодизацией от эпохи неолита вплоть до династии Хань) имело свои недостатки и достоинства. Последующие династие скорректировали способы ведения политики. А всю историю Древнего Китая можно описать как периоды расцетов и упадков, движущихся по спирали. Движущихся вверх, поэтому "расцветы" с каждым разом становились все усовершенствованнее и лучше. Периодизация истории Древнего Китая - объемная и интересная тема, которую мы рассмотрели в статье.

Издавна на обширной территории, между реками Янцзы и Хуанхэ расположилась маленькая страна, которая примерно в 1766 году до нашей эры. получила название Государство Шан-Инь. Обычные люди называли свою стану «Чжун Го», что означало «Срединное государство». Здесь уже тогда жили люди, знающие письменность, умеющие выплавлять бронзу, ковать оружие, изготавливать боевые повозки, разводить и запрягать лошадей, распространять власть и облагать данью, налогами более слабые племена.

Старейшины шан-инь, изгнав жившие на этой территории раннее племена, стали править единолично. Среди низших слоёв укрепилось представление о царях как о «сыновьях Неба». Ну а цари считали, что ведут своё происхождение от ласточки – птицы цвета ночи, которая была послана на землю, чтобы создать страну Шан.

Со временем и другие племена овладели знаниями и умениями народа Инь. В 1122 году до нашей эры династия свергла «иньцев». Владыки племени Чжоу называли себя ванами, то есть царями. Первым царём стал У-ван, который значительно увеличил размеры страны. Своим приближённым он раздавал различные титулы и наделял их уделами, однако не в вечную собственность. Все правители провинций были зависимы от монарха. У них было только право накладывать подати и собирать рекрутов.

В результате набегов степных кочевых племён, ослабления власти вана и неповиновения провинций, государство распалось на 7 уделов: Цинь, Хань, Чу, Чжао, Ци, Янь, Вэй. Этот период (с 770 по 403 годы до нашей эры) получил название «Весна и осень».

Далее настало время «Воюющих царств», длившийся почти 2 столетия (403 - 221 годы до нашей эры), - борьба удельных правителей за власть. Мёртвые лежали прямо на улицах города, а поля сражений окрасились в ярко-красный цвет.

Однако нужно заметить, что несмотря на междоусобицы, эпоха Чжоу стала периодом культурного и экономического роста. Народ с тоской вспоминал о прошлом, все мечтали о старом, добром времени. Нашлись образованные люди, которые выразили эти мечты. Таковыми были древнекитайский мыслитель Лао-цзы и более молодой современник этого смутного времени Кун-цзы.

В битве при Чанпине в 260 году до нашей эры войны царства Цинь заживо закопали четыреста тысяч сдавшихся в плен солдат вражеской армии. Благодаря новой организации войска: в атакующих отрядах была молодёжь, а в обороняющих – пожилые войны – победу в междуусобице одержали «циньцы».

Покорив и объединив все 6 царств, правитель Цинь, тринадцатилетний Ин Чжэн, вместо титула «ван» взял себе титул «хуанди». И с того времени он повелел называть себя так: Цинь Ши-хуанди. Цинь Ши-хуанди очень многое сделал для страны, начиная с объединения провинций и расширения границ страны, заканчивая внутренней политикой: создал централизованную систему управления (Вся страна была разделена несколько территорий, в каждой назначалось по два правителя, один из которых отвечал за гражданскую власть, а другой – за военную. За правителями велся тщательный надзор), ввел единые деньги, письменность и систему законов. Он был очень жестоким императором, и эта жестокость объяснялась желанием императора сохранить страну единой и не допустить распада. Так, были отменены все аристократические титулы, вся знать была перемещена в столицу под надзор чиновников, никому из жителей страны не разрешалось носить оружия, теперь каждый член семьи становился ответственным за жизнь своего сородича (Возник мощный разветвленный клан родственников, крепко державшихся друг за друга и порой составляющих целую деревню. Интересам семьи придавалось гораздо большее значение, чем отдельной личности). Кроме того, были подвержены гонениям последователи Конфуция.

Однажды предсказатель предрёк императору: «Погубят Цинь хусцы, что на севере.» В то время с севера на Китай совершали частые набеги племена Хуннов. Для защиты страны Цинь Ши-хуанди приказал начать строительство Вань ли чан чэн – Велькой китайской стены. Для её постройки он послал два миллиона солдат, военнопленных и принудительно посланных работать местных жителей. Жестокие законы превращали людей рабов, для отличия одетых в красную одежду. Многие так и не вернулись с постройки: тела умерших были замурованы в Великую стену, или в башни.

Нужно сказать, что это предсказание действительно имело место быть. Императора погубили не хунны, а жестокость. Большому отряду солдат-новобранцев к определённому сроку нужно было попасть на северную границу. Однако они опоздали и испугались, что теперь их приговорят к смерти. Отряд взбунтовался и пошёл обратно. По пути к ним присоединились тысячи людей, вспыхнули восстания. В итоге власть захватил вождь крестьян Лю Бан. Он стал императором и основал новую династию Хань (206 год нашей– 25 год нашей эры).

Лю Бан более разумно продолжал дело Хуанди: были отменены жестокие законы Циньской империи, по окончании войны с соперниками император распустил часть армии, чтобы та могла заняться сельским хозяйством и ремеслом, были усовершенствованы приёмы и орудия агротехники, были созданы железно деятельные мастерские. В этот период организуются походы в Корею и Вьетнам, устанавливаются торговые отношения с государствами Центральной Азии и Ближнего Востока Так появился Великий шёлковый путь.

У каждого народа своя история. От того, насколько хорошо он её помнит, зависит успех страны в современном мире. Китай – яркое тому подтверждение.

  • Эйнштейн вклад в науку. Что открыл Эйнштейн?

    Альберт Эйнштейн - один из самых известных учёных ХХ века. Его теории решают многовековые проблемы физики и помогают по-другому взглянуть на мир.

  • Александр Куприн (жизнь и творчество) краткое сообщение доклад

    Александр Иванович Куприн является известным русским писателем и переводчиком. Его произведения были реалистичны, тем и приобрели известность во многих слоях общества.

  • Доклад Дуэль Лермонтова с Мартыновым сообщение кратко

    19 век вошел в историю не только как время важных политических событий в мире и, в частности, в Российской Империи. Он также ознаменован расцветом культурной жизни страны, появлением большого количества талантливых писателей и поэтов

  • Отто фон Бисмарк - доклад сообщение

    Отто Эдуард Леопольд фон Бисмарк (01.04.1815 – 30.07.1898) был премьер-министром Королевства Пруссии с 1862 по 1890 годы; объединил Германию в империю в ходе нескольких войн и стал ее первым канцлером

  • Жизнь и творчество Артура Конан Дойла

    Артур Игнейшус Конан Дойл – величайший английский писатель ирландского происхождения. Автор огромного количества произведений в разных жанрах литературы. Самые знаменитые его творения: сочинения про гениального детектива Шерлока

Древний Китай - легендарная древняя империя на территории современного Китая, будто бы образовавшаяся около 3000 лет до н.э. Согласно Н.А. Морозову , история этой империи позаимствована из византийской ; по новохронологической реконструкции , китайская империя являлась осколком Русско–Ордынского государства, а именно - приамурской его части, Пегой Орды. Мифологическая древняя история Китая частично взята из истории Руси–Скифии–Китая, и содержит из многократно продублированные фрагменты манжурского периода китайской империи (с XVII–ого по XIX–ый века)

«Се аз великий князь Китай, нареченный во святом крещении Андрей Юрьевич…» из грамоты кн. Боголюбского Киево–Печерскому монастырю

Происхождение названия

Слово «Китай» , для названия азиатского государства употребляется только среди славян и тюрков, и происходит, будто бы от тунгусской народности китаней (киданей), завоевавших эту страну в Х веке н.э., но и это употребление возникло не ранее XVII века. До этого современный Китай на Руси называли «богдойским ханством».

В латинском языке страна называется «China» или «Sinae» , а народы её населяющие - Seri или Sini . Есть гипотеза, что название Чина возникла в честь древней династии Цинь (якобы III в. до н.э.). В Новой Хронологии предполагается, что это слово - есть искажённое наименование «Синей Орды», дальневосточной части Русско–Ордынского государства, со столицей в Пекине (названном в честь Орды Пегой).

Сами китайцы никогда не называли свою страну ни Китаем, ни Чиной, а строили название по шаблону «Великое–такой–то династии–государство» : Дай–цин–го , Дай–мин–го , Дай–юань–го . Или же они использовали географическое описание своей страны:

  • Тянь–ся (Поднебесная империя)
  • Сы-хай (Четыре моря)
  • Чжун–хуа–го (Срединное цветущее государство)
  • Чжун–юань (Срединная равнина)
  • Чжун–го (Срединное государство)

Прозвище «Китай» было распространено на Руси в доромановскую эпоху. Согласно «Киевскому Синопсису» года, Китаем звали святого владимирского князя Андрея Боголюбского , сына великого князя Юрия Долгорукого . Такое же прозвище носил боярин Ивана III Василий Иванович (Феодорович ) Шуйский . Китай–городом также называлась средняя часть русских городов, примыкавшая к детинцу, цитадели, кремлю, служившая ему второй оборонительной оградой. Одно из значений русского слова «китай» - это «крепость».

Мифическая история

«... Фуси ... с полным основанием заслуживает, на мой взгляд, чтобы его считали царём всех философов - как потому что он жил в столь глубокой древности, так и ради ясности, простоты, прочности и универсальности его системы, и я могу это утверждать, не ставя китайцев выше, в области науки, всех других народов мира. Упаси Боже, чтобы я допустил столдь ужасную несправедливость по отношению к Европе, дорогой моей родине, которая, что касается высоких наук, настолько же превосходит Китай, насколько Китай удалён от Европы географически! Ибо хотя сей нароод почитает этого великого человека за своего первого правителя и основателя государства, есть серьёзные доводы, признаваемые весьма способными учёными (я говорю о преобладающем их числе) доказывающие, что Фуси никогда не ступал на китайскую землю. Но напротив, большая часть того, что сообщается о столь далёком времени, когда он жил, и о том, что сделано им, такова, что нетрудно судить по совпадению, почти полному, всего этого с тем, что нам сообщают наши писатели древности, а также ближневосточные о Зороастре , Меркурии Трисмегисте и даже Енохе, что Фуси был ни кто иной, как один из этих великих персонажей; ...» (письмо миссионера–иезуита Иоахима Буве Лейбницу из Пекина, 4 ноября )

Исторические династии, на которые опираются историки Китая, и которые, скорее всего являются плодом литературного воображения писателей XVII века н.э., таковы:

  • Сказочная династия Ся , 2953–1523 гг. до н.э: Фу Си - создатель триграм, Шень–Нун - создатель земледелия и чаепития, Хуан–Ди - создатель письменности, Великий Юй - укротитель наводнений
  • Шан , 1523–1028 гг. до н.э: написана «Книга перемен» (И Цзин )
  • Чжоу , 1027–256 гг. до н.э: Лао–Цзи и Конфуций , изобретение арбалетов и палочек для еды, начало крепостного права
  • Цинь , 221–207 гг. до н.э: Шихуан–Ди , сожжение всех книг, убийство философов, начало строительства Великой Китайской Стены , объединение Китая, унификация письменности
  • Ранняя Хань , 202 г. до н.э – 25 г. н.э: конец крепостного права, канонизация конфуцианства, завоевание Центральной Азии, евнух–историограф Сыма Цянь пишет «Исторические хроники», введение металлических денег, в 122 г. до н.э. философ Хуайнань–цзы изобрёл равномерно–темперированный музыкальный строй
  • Син , 9–23 гг. н.э: узурпатор Ван Мин
  • Поздняя Хань , 25–220 гг. н.э: завоевание Монголии, открытие Великого Шёлкового Пути, появление буддизма, изобретение бумаги и компаса
  • Три Царства , 220–265 гг. н.э: Смута
  • Северная и Южная Империи , 265–589 гг. н.э: нашествие варваров, рождение чань–буддизма
  • Суй , 590–618 гг. н.э: объединение Китая, строительство Великого Канала
  • Тан , 618–906 гг. н.э: завоевание Маньчжурии и Центральной Азии, создание профессиональной армии, великая эра поэзии и науки, изобретение фарфора, книгопечатания и чайной церемонии
  • Пять Династий , 907–960 гг. н.э: Смута, нападение монголов, изобретение пороха и бинтования ног у женщин
  • Северная Сун , 960–1126 гг. н.э: объединение Китая, экономическая реформа, нашествие монголов, расцвет живописи и мореходства, изобретение шлюзов и печати, государственных банков
  • Южная Сун , 1127–1279 гг. н.э: нашествие Чингизхана , рождение неоконфуцианства
  • Монгольская династия Юань (Иоанны ), 1260–1368 гг. н.э: китайское путешествие Марко Поло , расцвет китайской драмы, вторжение в Японию
  • Мин (Ясная ), 1368– гг. н.э: реконструкция Пекина, морские экспедиции в Индию и Африку, прибытие португальцев и миссионеров–иезуитов, изобретение жанра романа, вывоз фарфора
  • Маньчжурская династия Цин , – гг. н.э: перенос столицы в Пекин (и реальное его основание), император–реформатор Канси ( –), сношения с Россией, завершение строительства Великой Китайской Стены, возникновение организованной преступности («Триады» - примерно год), опиумная война, модернизация, строительство железной дороги и открытие Пекинского университета в году, революция года

Иероглифическая письменность и китайский язык

«Из всех народов китайцы написали больше всех, чтобы сообщить меньше других.» Ф.–М. Вольтер «Вплоть до XVII века Китай опережал Европу по уровню технического развития. Китай обладал более развитой математикой и более совершенной техникой вообще. Этот технический перевес Китая был сведён на нет в Европе лишь после начала научной революции...»

Выучив китайские диалекты, в году Дж. Нидхем приехал в Китай в качестве эмиссара Британского королевского общества и стал служить научным советником посольства Британии в Чонцине. Разъезжая по стране, он собирал легенды о древнекитайской науке. В китайских текстах Дж. Нидхем выискивал всякие туманные упоминания о технических приспособлениях древности, додумывал за древних китайцев научные открытия, стоявшие за этими изобретениями. Результатом его поисков стала книга «Китайская наука и цивилизация», опубликованная Кембриджским университетом . Её первый том отпечатан в году, а в следующие 30 лет было опубликовано ещё 14 томов. Именно здесь утверждается, что почти все выдающиеся открытия или изобретения в области науки, медицины, сельского хозяйства и инженерии были впервые совершены в Китае, начиная с 1400 года до н.э.

Мифическая хронология древнекитайских изобретений:

  • путеводная повозка с компасом, согласно немецкому китаеведу Юлиусу Клапроту , 2364 г. до н.э.
  • подзорная труба, XXIII в. до н.э.
  • лапша, XX в. до н.э.
  • рукописи, XII в. до н.э.
  • прививка против оспы, XI в. до н.э.
  • шёлк, XI в. до н.э.
  • философия, VI в. до н.э.
  • макароны, 490 г. до н.э.
  • арбалеты, стремена, IV в. до н.э.
  • палочки для еды, IV в. до н.э.
  • открытие Даосской Академии наук (Цзися, с кит. «Учёный двор у западных ворот») в городе Линьцзы, 318 г. до н.э.
  • каналы, бумага, напёрсток, III в. до н.э.
  • открытие императорского университета, 124 г. до н.э.
  • унитаз, в 50-100 годах до н.э.
  • металлические деньги, спусковой курок арбалета, I в. до н.э.
  • бумага, 100 г. н.э.
  • компас, II в. н.э. (для гадания Фэн–Шуй, китайской геомантии)
  • сейсмоскоп Чжан Хэна , 132 г. н.э.
  • матрицы, для решения систем линейных уравнений методом К.Ф. Гаусса , III в. н.э.
  • сталь и стальное оружие, V в. н.э.
  • Единый Государственный Экзамен, VII в. н.э.
  • хомут, VII в. н.э.
  • корабли с колёсными двигателями на человеческой тяге, IX в. н.э.
  • книгопечатание с помощью деревянных досок, 868 г. н.э.
  • печи для обжига фарфора, 1004 г. н.э.
  • печатные бумажные деньги, 1024 г. н.э.
  • наборная типографская касса Би Шэна с глиняными литерами, 1045 г. н.э.
  • фарфор, VIII в. н.э.
  • чайная церемония, VIII в. н.э.
  • порох, X в. н.э. (для отпугивания злых духов фейерверками)
  • мелиорация, XI в. н.э.
  • шлюзы, XI в. н.э.
  • зубная щётка, 1498 г. н.э.
  • роман, XVI в. н.э.

Критики его теории отмечали, что многие идеи Нидхэма заимствованы из марксизма, многие положения его социо–культурной теории содержат маоистскую риторику. Однако время написания первых томов его фундаментального труда совпало с ростом интереса и симпатии к китайской революции среди европейских интеллектуалов, и его критикам пришлось смириться с победой фантастических гипотез.

Цитаты о китайских изобретениях и их пропагандисте Дж. Нидхэме

«Мне ничего не известно о Китае, но я знаю, что работы марксистов по истории науки на Западе ненадёжны, что следует из самой природы марксистской историографии. Нидэм - марксист, и его работа - это марксистская история китайской науки, сформированная марксизмом с начала и до конца. Поэтому нидэмовская концепция истории китайской науки ненадёжна.» (Ч. Джиллиспи) «Знаменательно, что наиболее важные изобретения - хомут лошади, часы, компас, рулевая стойка ахтерштевня, порох, бумага и книгопечатание - зародились не в феодальной Европе. Все они, повидимому, пришли с Востока, а большая их часть - в конечном счете из Китая. По мере того как мы больше узнаём об истории науки в Китае (неоценимую помощь в этом окажет нам большое исследование доктора Джозефа Нидхема об истоках и истории китайской техники и науки), мы начинаем понимать значение китайских технических достижений для всего мира. Уже того, что нам известно, достаточно, чтобы показать, что вся концепция превосходства западной христианской цивилизации зиждется на высокомерном игнорировании остальной части земного шара. Всегда трудно доказать передачу достижений культуры, но факт остается фактом, что много изобретений, появившихся в Европе только в X веке или позже, были подробно описаны в Китае уже в самом начале нашей эры. Что еще необходимо объяснить, так это почему после столь обещающего начала этот ранний технический прогресс в Китае и в меньшей степени в Индии и мусульманских странах к XV веку совершенно прекратился и почему результатом его явилось образование восточных цивилизаций с высоким, но застывшим техническим уровнем. Причину этого, особенно в отношении Китая, д–р Нидхем усматривает в росте литературно образованной бюрократии - мандаринов, не заинтересованных в усовершенствовании техники и озабоченных тем, чтобы помешать развитию купечества, которое одно могло двигать технику вперед, открывая новые рынки. Именно это должно было случиться в Европе. ... Из всех изобретений, введенных на Западе в период средневековья, самое разрушительное - порох - должно было иметь наибольшее влияние в политическом, экономическом и научном отношениях. Первоначальное изобретение пороха приписывается и арабам и византийским грекам, но, вероятнее всего, он был изобретен в Китае. Секрет его изготовления заключается в том, чтобы добавляя <к углю и сере> селитру, приготовить вещество, сгорающее без воздуха. Селитра встречается в природе в некоторых залежах, а также в переудобренной земле. Быть может, впервые она случайно была использована при изготовлении ракет для фейерверка или было замечено, что применение ее вместо соды (углекислого натрия) в виде плавня с древесным углем вызвало яркую вспышку и легкий взрыв. В Китае в течение нескольких столетий она использовалась только для фейерверков и ракет. Порох стал играть роль в военном деле тогда, когда он впервые был применен в пушке, которая, возможно, произошла из огненной трубы византийцев, но скорее - из бамбуковой хлопушки китайцев. ... Даже в период позднего средневековья мало людей ощущали потребность в большом количестве бумажных книг. Действительно, печатание, вероятно, не было бы создано в первую очередь только для литературных целей. Вся ценность печатания чувствуется только тогда, когда необходимо большое число дешевых копий одного текста. Поэтому не удивительно, что оно впервые возникло на Востоке для воспроизведения таоистских и буддистских молитв, где количество является решающим духовным преимуществом, и позже для печатания бумажных денег, которых также требовалось большое количество. ... Печатание при помощи подвижного деревянного шрифта было первоначально китайским изобретением XI века. Подвижный металлический шрифт был впервые применен корейцами в XIV веке. Он появился в Европе в середине XV века и распространился исключительно быстро...» ()

Древне–китайская наука

«Есть только одно средство достоверно узнать что–либо из древней истории - рессмотреть несколько бесспорных памятников, если они уцелели. Таковых в письменном виде имеется только три... Второй памятник - это полное затмение Солнца, вычисленное в Китае в 2155 г. до н.э. и признанное правильным всеми нашими астрономами. О китайцах надо сказать то же, что и о народах Вавилонии ; они несомненно уже жили в большой просвещённой империи. Китайцев ставит над всеми народами Земли то, что ни законы, ни их нравы, ни язык, на котором там говорят учёные, не изменялись уже около 4 тысяч лет.» (Вольтер «Энциклопедия Дидро и Д"Аламбера »)

Астрономические и географические представления Древнего Китая выражаются в сохранявшихся до самого недавнего времени представлениях о своём государстве, как о Серединной Империи , Поднебесной , занимающей основную и центральную часть суши. Окраины Земли и острова в Океане принадлежат варварам, в своей дикости не подчиняющимся китайскому императору. Растущая у варваров борода делает их похожими на обезьян.

«Небо подобно зонтику, а Земля - перевёрнутой тарелке. И Небо, и Земля в центре вытянуты вверх, а к краям становятся ровными. Точка под Северным полюсом является центром и Земли, и Неба. Это самая высокая точка Земли, отсюда края Земли спускаются подобно падающему потоку воды. Солнце, Луна и звёзды поочерёдно то светят, то прячутся, и от этого бывают день и ночь. Самая высокая точка в центре Неба, где Солнце находится в период зимнего солнцестояния, достигает 60000 ли, если считать от горизонтальной линии, обозначающей уровень края Неба. Высота Земли в её самой высокой точке под северным полюсом также составляет 60000 ли. Высшая точка Земли отделена от горизонтальной линии уровня краёв Неба 20000 ли. Поскольку высшие точки Неба и Земли совпадают, то Солнце постоянно находится на одном и том же расстоянии от Земли - 80000 ли.» (Чжан Хэн , якобы 78–139 г. н.э. )

Китайские мнения о собственной древней науке происходят из Нового Времени, и скорее всего внушены европейскими миссионерами. Ошибочность их вполне подтверждается отсутствием у китайцев чего–то нового и неожиданного для европейца, кроме палочек для еды, но китайцы, по их заявлениям, изобретали тоже самое, что и европейцы, однако гораздо раньше. Эта идея родилась при втором маньчжурском императоре Канси , он же Шен Цзу и Сюань Е ( –):

«Хотя китайцы вообще признают превосходство западных наук, открытий и изобретений новейшего времени, подчас обуславливают такое признание весьма неожиданным аргументом. Так, многие из числа учёных и образованных китайцев готовы утверждать, что некоторыми изобретениями, коими так кичатся европейцы, они обязаны китайским учёным, додумавшимся до них ещё тогда, когда западные народы пребывали в первобытном состоянии. Изобретения и открытия, так же как и многие науки, создались–де в Китае и затем лишь были перенесены на Запад. Здесь они развились, обособились и образовали так называемые науки и искусства. Первым, провозгласившим столь оригинальную теорию, был некто Мей Вуань, живший в царствование богдыхана Канси. ... Защитники приведённой теории подкрепляют её курьёзными примерами из древних летописей, так, например, они доказывают, что европейская наука, называемая оптикою, была известна китайцам за 500 лет до Рождества Христова, ибо в исторических памятниках того времени упоминается об отражении посредством зеркал. Иностранцы, говорят они, утверждают, что земля шарообразна,- то же самое доказывал китайский учёный Чу Юань, живший задолго до этого открытия на Западе.» (Коростовец И.Я. , )

Европейцы ознакомились с началами китайской астрономии благодаря богослову–августинцу, директору обсерватории аббатства им. св. Женевьевы в Париже Александру Ги Пэнгрэ (A.G. Pingré , –), опубликовавшему в – годах двухтомную «Кометрографию» (Cométographie ou Traité historique et théorique des Comètes ), в которую он включил кометные списки, собранные в XVIII веке иезуитами –миссионерами в Китае Иосифом де Майлья (J.A.M. de Moyria de Mailla , –) и Антуаном Гобилем (R.Р.A. Gaubil , –). Обнародованные кометные данные входили в «древнекитайское» сочинение «Тун Дзянь Кан Мух» (Всеотражающее зеркало ) и по всей видимости сочинены Майлья и Гобилем или их предшественниками в Китае иезуитами –миссионерами XVII века. Именно в этих трудах содержатся первые легендарные сведения о зарождения китайской астрономии при императоре Яо , якобы в XXIV в. до н.э.: император повелел учёным Хе и Хо (Плану и Чертёжу ) начать наблюдения за звёздами, изготовить телескоп и астролябию, создать календарь и определить даты равноденствий и солнцестояний. С этим заданием учёные Хе и Хо справились успешно. Впоследствии Хе и Хо были казнены за пренебрежение своими обязанностями,- они не сумели предсказать полное солнечное затмение, которое произошло в первый день осени в голове Скорпиона. Нидерландский астроном и историк науки Антони Паннекук ( –) сообщает дату этого события - якобы, это случилось 22 октября 2137 г. до н.э. Современные вычисления дают положение Луны и Солнца в это время - 12° Весов с знаковой системе Зодиака , что с учётом прецессии к этому времени (57°) попадает в середину созвездия Скорпиона, таким образом это решение не вполне удовлетворяет указанным условиям, даже если принять то, что 22 октября является первым днём осени. Впрочем, и сам Паннекук обесценивает своё сообщение словами:

«Однако ясно, что в такие давние времена ещё нельзя было говорить о предсказании солнечных затмений; о достоверности деталей в оригинальном повествовании также трудно судить.» () «Борец о Борьбе. Философия и практика борьбы Великой Империи» ,- М.: Астрель, ACT, , 352 с. «Началом надёжной письменной истории Китая является эпоха прихода к власти в Китае Манжурской династии. Произошло это в семнадцатом веке нашей эры.» ()

Выдающиеся древне–китайские учёные либо являются фантомами европейских учёных, либо изначально мифологичны. Поскольку достоверно зафиксированное начало китайской науки связано с миссией иезуитов , древне–китайских учёных в первую очередь нужно искать среди них. Так, прототипом Конфуция (Кун–цзы , якобы 551-470 гг. до н.э.), скорее всего послужил Маттео Риччи , а его латинизированный псевдоним происходит от латинского confusus - «беспорядочный, запутанный». Аналогично, латинизированное прозвище Мэн–цзы (якобы, 372-288 гг. до н.э.), Менциус , происходит от латинского mentior - «лгать, измышлять, фантазировать». Такого рода прозвища, очевидно, даны критиками и конкурентами.

Новости Древнего Китая

  • В году Флориан Каджора (Florian Cajori , -), историк математики из Колорадо Спрингс (США), впервые озвучил идею об изобретении нуля древними китайцами (The American Mathematical Monthly, Vol. 10, February, , p. 35). Эту мысль ему подсказал в частном письме от 15 декабря года малоизвестный историк Миками (Y. Mikami ) из Токио, который пришёл к такому выводу после изучения неназванных китайских исторических работ.

Древнекитайские футболисты

  • Президент FIFA Й. Блаттер в году на церемонии открытия Кубка Азии в Пекине признал, что Китай является родиной футбола. Он согласился с данными, представленными чиновниками Китайской федерации футбола, согласно которым футбол был придуман 2300 лет назад в столице королевства Ки городе Линьцзы, в современной провинции Шаньдун. Вице–президент федерации футбола Китая Чанг Жилонг по этому поводу сказал:
«Очень приятно услышать, что президент ФИФА сделал официальное заявление по поводу того, что именно в Китае был придуман футбол - спорт номер один в мире. Это большая честь для нас и мы приложим все силы для того, чтобы внести больший вклад в развитие этой игры.» Китайские историки, ссылаясь на китайские рисунки двухтысячелетней давности, указывают на древнейшую игру «ку джу» (иначе - тсу чу , дзу ню , чжу кэ или цу цзюй ) как прообраз современного футбола. Основой популярной среди военных игры были удары ногой по мячу, проводились официальные матчи в честь дня рождения императора. Во время правления династии Цинь (якобы, 221-207 н.э.) появился мяч, надутый воздухом, ворота и первые правила игры из 25 пунктов.
  • В июле) были обнаружены современные наручные часы. Археолог Цзян Янью рассказал:
«Когда мы пытались очистить крышку саркофага, большой кусок породы упал на землю с металлическим стуком. Мы подняли предмет и с изумлением увидели, что это - небольшие изящные современные наручные часы. Стрелки их остановились на 10:06 утра. На задней крышке отчетливо читается гравировка «Swiss» – Швейцария. Все мы совершенно уверены, что гробницы не касалась рука человека со времени её создания, то есть, как минимум четыреста лет.» Артефакт увезли в столицу, пообещав разобраться с этим происшествием. Но с тех пор об этой истории новых официальных сведений не посупало. Некоторые китайские журналисты высказывали предположение, что часы потерял неизвестный науке путешественник во времени.

Мнения о Древнем Китае

  • Профессор Лондонского университета Лукас Никел , изучая старинные китайские летописи, прочёл сообщение о том, что на запад Китая в двадцать шестой год правления Цинь Ши–хуанди были завезены «гигантские статуи в иноземном платье». Император настолько впечатлился, что повелел отлить из бронзы (для чего расплавили часть оружия) и выставить перед своим дворцом их копии. Ни статуи, ни их копии не сохранились, но Никел предполагает, что речь идёт о древнегреческих скульптурах, попавших в Китай из азиатских владений Александра Македонского . Профессор видит греческое влияние в статуях воинов и особенно в проработке анатомических деталей на скульптурах атлетов и танцовщиц. («Наука и жизнь» , №4, )
  • Немецкий просветитель барон Фридрих Мельхиор фон Гримм ( -) в своём «Литературном, философском и критическом бюллетне» (La Correspondance littéraire, philosophique et critique , -) 15 сентября 1766 года отметил:
«В наши дни Китай времён империи стал объектом особого внимания и пристального изучения. Сначала внимание общественности было разбужено миссионерами, которые присылали свои окрашенные в розовые тона сообщения из этого края, столь отдалённого, что достоверность их слов было невозможно проверить. Затем за дело взялись философы, почерпнув оттуда всё, что только можно было использовать для осуждения зла, которое они видели в собственной стране, и борьбы с ним. Так за короткий период времени эту страну объявили обителью мудрости, чистоты, добродетели, её правительство - лучшим из возможных и самым древним из существующих, её мораль - самой возвышенной и самой прекрасной из известных, её законы, политику, искусство, промышленность - такими, что они могли служить эталоном для всех наций мира.» «Китайская традиция идеализирует основу своей культуры, заложенную во втором тысячелетии и ранее. Раскопки обнаружили лишь незначительные её следы. ... Разве упадок Индии и Китая, начавшийся в XVII в., не есть великий по своему значению символ того, что может произойти со всеми людьми? Разве и для нас роковой вопрос не состоит в том, как избежать возврата к азиатской основе, из которой уже вышли Китай и Индия?» (часть I, гл. IV, V)
  • Кандидат исторических наук Леонид Абрамович Юзефович (р. ) в году написал книгу о бароне Р.Ф. Унгерн–Штернберге «Самодержец пустыни», в которой проводит следующие строки о китайской культуре:
«В году Петр Александрович Бадмаев, крещёный бурят и знаток тибетской медицины, представил своему крестному отцу, Александру III, докладную записку под выразительным названием: «О присоединении к России Монголии, Тибета и Китая». ... А за пять лет до того, как бадмаевская записка легла на стол Александра III, философ Владимир Соловьёв, будучи в Париже, попал на заседание Географического общества, где среди однообразной толпы в серых костюмах его внимание привлёк человек в ярком шелковом халате. Он оказался китайским военным агентом, как называли тогда военных атташе. Вместе со всеми Соловьёв «смеялся остротам жёлтого генерала и дивился чистоте и бойкости его французской речи». Не сразу он понял, что перед ним находится представитель не только чужого, но и враждебного мира. Смысл его слов, обращённых к европейцам, Соловьев передаёт следующим образом: «Вы истощаетесь в непрерывных опытах, а мы воспользуемся плодами этих опытов для своего усиления. Мы радуемся вашему прогрессу, но принимать в нём участие у нас нет ни надобности, ни охоты: вы сами приготовляете средства, которые мы употребим для того, чтобы покорить вас». Мысль об угрозе с Востока преследовала Соловьёва на протяжении всех последних лет жизни, и она же, низведённая до уровня дежурной темы русской журналистики, обеднённая и упрощенная образом «жёлтой опасности», впоследствии будет питать идеи Унгерна. ...» (глава «Жёлтый потоп», стр. 4)
  • Академик В.И. Арнольд в книге «Истории давние и недавние» (М.: ФАЗИС, , 96 с.) между прочим написал о Древнем Китае следующее:
«... Борьба с самовольным мореходством была здесь давней традицией с тех пор, как предполагаемый наследник императорского трона отправился на кораблях на запад вдоль азиатского южного берега, а посланные вдогонку правительственные морские экспедиции не нашли уплывших, хотя гнались долго и даже оплыли вокруг Африки. С тех пор дальнее мореплавание и было запрещено - потому–то китайцы и не доплывали ни до Европы, ни до Америки.» (стр. 75)
  • Профессор кафедры высшей алгебры и теории чисел матмеха СПбГУ Вавилов Николай Александрович ( г.р.) в претенциозном 325–ти страничном пособии «Не совсем наивная теория множеств. MENGENLEHRE» повествует:
«... традиционный порядок гексаграмм И–Цзин, приписываемый Фу–Си, содержит таблицы Кэли для булевых операций на конечных множествах.» (стр. 8)
  • Доктор юридических наук, профессор юрфака МГУ , гнс Института государства и права РАН Владимир Георгиевич Графский , ко всему прочему заведуя кафедрой теории и истории права и государства Московской финансово-промышленной академии, в своём учебнике «Всеобщая история права и государства» () фантастически спроектировал современные реалии в далёкое прошлое:
«Именно в правление ханьских императоров была введена экзаменационная система испытаний для претендентов на государственные должности. Оживляется интерес к конфуцианскому учению, в I в. до н. э. сюда проникает буддизм, а в 124 г. до н. э. открывается императорский университет, который становится центром для подготовки чиновников–администраторов.» (стр. 111)
  • Секретарь Союза военных китаеведов полковник разведки (в отставке) Андрей Петрович Девятов излагает свою геополитическую доктрину, опираясь на сомнительные мнения об истории Китая:
«При попытках перенести буддизм на китайскую почву, они очень мучались, и ничего не получилось, потому что букв не было, любой иероглиф - это символ, за ним образность, и он тянет за собой смыслы, которые совсем никак не соответствуют этим буддистским вещам. То же самое с попытками христианизации Китая. К примеру, иероглифа «Бог» нет, иероглифа «стыд» нет, иероглифа «совесть» нет. И эта великая китайская стена иероглифики отгораживает китайское сознание от иностранного влияния. ... Китайцы с допотопных времен, то есть, до Всемирного потопа получили так называемый код перемен (не путать с Книгой перемен). Книга перемен - это легенда–прикрытие, которая сделана для того, чтобы непосвященные, у кого нет ключа к коду перемен, туда не совались. ... Число у китайцев и только китайцев разделено на три аспекта: величина отдельно, порядок следования отдельно, и четы и нечеты отдельно. Величина фиксируется китайскими цифрами, таких цифр 10. Ноля нет. Для отражения смысла ноля есть иероглиф, который читается «лин». Смысл этого иероглифа - капля воды, которая разбивается на брызги. Вот что такое в китайском понимании ноль. Чтобы величина никак не путалась с номером по порядку, китайцами придуманы были циклические знаки. Их 22. И если ньютоновское время - это длительность, то у китайцев всегда было время как порядок следования, потому что китайский календарь не фиксирует величину, а фиксирует порядок следования. ... Те же братья–иезуиты послали в Китай Маттео Ричи , который китайскую историю развернул в григорианский календарь. Дальше Ватикан прислал группу иезуитов, которая замечательно трудилась, «улучшая» календарность китайскую. При этом китайцы от своего календаря, конечно, не отказались, но, тем не менее, вот это западное влияние сработало. ... Но главная китайская книга - это даже не Книга перемен, это труд Конфуция, который называется «Весны и осени». Потому что он историю изложил как циклы, где весна переходит в осень, осень переходит обратно в весну. ... пишут лишь о том, что это исторические хроники. А там же прямо сказано в названии, что история - это цикличность, история - это сумма волн разных периодов. И китайцы умеют считать эти циклы. ... Гоможо был начальник китайской Академии наук, то есть олицетворял ученых, линию Конфуция . Мао пишет: да, Конфуций совершенномудрый, он понаписал много, мы это все знаем, это наша история, но император Цинь–Шихуа - это первейший из первейших фигур нашей великой истории. И пусть он был каким-то деспотом, каких-то там ученых конфуцианцев живьем закопал, это все ерунда. Он выполнил главное предназначение, он создал империю, он прекратил хаос, он прекратил внутринациональную усобицу воюющих царств, навел порядок и открыл династию. Вот смысл этого стихотворения «Товарищу Гоможо». ... Вся китайская история мыслится как циклическая: это хаос, наведение порядка, малое процветание, потом великое единение, потом всё падает опять в хаос, потом опять наведение порядка, появляется очередной вождь–отец, который начинает рубить головы, потом опять процветание и т.д. Считая от первого регулярного императора сейчас у китайцев уже 8–е малое процветание. Предыдущее малое процветание было при императоре Конси, это XVII век, 1689 , Коростовец И.Я. Needham J. , англ.
  • «Китай - родина всего» // форум К. Люкова
  • Неизвестная история Древнего Китая , Doc Фильм, 30 сентября
  • Новости

    • BBC–видео: Археологи возобновляют раскопки терракотовой армии , 15 июня

    Три тысячи лет назад Великую китайскую равнину между реками Хуанхэ и Янцзы стали заселять первые китайцы. Несмотря на то, что на этой территории быстро стали появляться первые государства, их жители считали себя единым народом с единой культурой и языком.

    Возникновение Древнего Китая происходило почти так же, как в Древнем Египте, Шумере и Древней Индии – на берегах больших рек. В долине Хуанхэ (по-китайски - «Жёлтая река») и зародилась древнекитайская цивилизация. Первое царство возникло во 2 тысячелетии до н. э. и называлось Шан или Инь. Археологи раскопали столицу этого царства Великий Город Шан и гробницы шанских царей - ванов.

    В 1122 до н. э. воинственное племя Чжоу во главе с У-ваном нанесло поражение шанцам и установила свое главенство, а большую часть населения страны Шан-Инь обратил в рабство. Но в 8 веке до н. э. государство Чжоу распалось под ударами кочевников; теперь на главную роль выдвигается то одно, то другое царство, из которых наиболее крупным государством было царство Цзинь (7–5 века до н. э.). С распадом государства Цзинь начался период Чжаньго («Сражающихся царств»), когда Китай был разделен на два десятка небольших враждующих друг с другом княжеств, плохо подчинявшихся чжоускомувану.

    6–5 века до н. э. - время появления первых философских учений древнего Китая. Из всех мудрецов этого времени, особенно почитаемый китайцами был Конфуций. Его учение о «благородном человеке», об уважении к старшим, о скромности, о важности образования, об отношении к правителю как главе семьи надолго стали в Китае идеалом взаимоотношений между людьми - и в семье, и в государстве.

    В 221 году до нашей эры правитель Цинь Ин Чжэн объединил большие территории в единую империю и принял титул Цинь Шихуанди, что значит «Первый император династии Цинь. Чтобы люди не роптали, их держали в постоянном страхе. Цинь Шихуанди жестоко подавлял всякое сопротивление, применяя самые страшные виды казни, например, могли заживо сварить в котле. За малейшую провинность человека били по пяткам бамбуковой палкой или отрезали ему нос. Если человек нарушал закон, то наказанию подвергалась и вся его семья: родственников осужденного превращали в рабов, которых использовали на тяжелых строительных работах.

    Установив свою полную власть в империи, Цинь Шихуанди начал войну с кочевниками-гуннами, нападавшими с севера на его границы. Свою победу он решил навсегда закрепить строительством мощной пограничной стены, получившей название Великой Китайской стены. Её возводили из каменных глыб и кирпичей сотни тысяч осуждённых преступников и простых крестьян. Высота стены была с трёхэтажный дом. По верху могли без всякого труда разъехаться две повозки. В башнях несла службу охрана. Внизу её они жили, а на верхней площадке часовые внимательно следили за окрестностями и в случае опасности разжигали костёр, дым, которого было видно далеко. На его сигнал к этому месту спешил большой отряд воинов.

    С падением династии Цинь к власти пришел один из вождей крестьянской войны - ЛюБан. Он снизил налоги и отменил наиболее жестокие законы, введенные в Китае императором ЦиньШихуанди. ЛюБан стал основателем Ханьской династии. В эпоху Хань сформировались главные черты Китайского государства, которые и были присущи ему до начала 20 века.

    Сбор налогов в большой стране требовало от чиновников Хань познаний в геометрии и арифметике. Для обучения основам математики использовали специальные учебники и сборники задач. Древнекитайские астрономы точно вычислили продолжительность солнечного года и составили совершенный календарь; им были известны сотни звезд и созвездий, они вычисляли периоды обращения планет. В Древнем Китае были заложены начала китайской цивилизации и ее культуры - науки, литературы, искусства.

    Гибель династии Хань была связана с восстанием «жёлтых повязок», охватившем страну в 184 году. Хотя восстание было жестоко подавлено, оно нанесло тяжелейший удар по стране. В 220 году династия Хань пала, а на ее территории образовалось несколько независимых государств. Это событие обычно считается концом периода древности в китайской истории.

    Китая — начинаются в Тибетском нагорье и несут к Тихому океану очень много песка и ила. Море, куда впадает Хуан-хэ, из-за цвета воды называется Желтым. Речные наносы очень плодородны, люди издавна селились на берегах рек. Но Хуанхэ и Янцзы часто выходили из берегов, меняли положение русла, что приводило к сильнейшим наводнениям и гибели множества лю-дей. За тысячи лет китайцы построили тысячи километров дамб — защитных земляных валов вдоль Хуанхэ и Янцзы. Но наводнения по-прежнему угрожают стране. Природу Китая, его государствен-ное устройство, обычаи народа описал, вернувшись, Марко Поло .

    История Древнего Китая

    • 1766-1027 гг. до н. э. — правление династии Шан.
    • 1027-221 гг. до н. э. — правление династии Чжоу.
    • Ок. 722-481 гг. до н. э. — цари из династии Чжоу теряют власть. Войны между вельможами (период Вёсен и Осеней).
    • 481-221 гг. до н. э. — семь царств воюют между собой (эпоха воюющих царств, или период Сражающихся царств).
    • 221-210 гг. до н. э. — правление Цинь Шихуанди , первого китайского императора.
    • 202 г. до н. э. — 220 г. н. э. — династия Хань.

    Династия Шан

    Примерно к 1765 г. до н. э. огромная часть Китая находилась под властью царской семьи (или династии) Шан.

    Династия Чжоу

    Около 1027 г. до н. э. царская династия Шан была побеждена племенем Чжоу. Новые правители из династии Чжоу позволили знатным людям владеть землей. Те в ответ должны были хранить им преданность и помогать во время войн.

    С течением времени знать обрела такую силу, что власть начала ускользать из рук династии Чжоу. Вельможи основывали собственные небольшие царства и постоянно сражались друг с другом, стараясь отхватить кусок земли побольше.

    Династия Цинь

    Династия Хань

    Вскоре после смерти первого китайского императора Цинь Шихуанди вспыхнули восстания, и империя Цин ь распалась. В 202 г. до н. э. полководец Лю Бан, распространив свою власть над всей страной, провозгласил себя императором. Он стал основателем новой династии Хань, правившей Китаем последующие четыреста лет . Столицей древних императоров из династии Хань был город Ханьдань.

    Чиновники

    У императоров из династии Хань было множество чиновников, которые помогали им управлять империей. Чиновники собирали подати, следили за состоянием дорог и каналов, проверяли, все ли подданные послушны закону.

    Всякий, кто желал стать чиновником, должен был держать испытание. Претенденту задавали вопросы по древней поэзии и учению философа Конфуция.

    Шелковый путь

    Приблизительно с 105 г. до н. э. китайские купцы пересекают Азию и вступают в торговые отношения с людьми на западе. С тех пор по ставшему легендарным Шелковому пути, протянувшемуся от Китая до Средиземного моря, начали возить на верблюдах китайский шелк, пряности и драгоценные камни.

    Войны с гуннами

    Императоры династии Хань вели войны, защищая империю от племен гуннов с севера, и в конце концов взяли над ними верх. Гунны больше не совершали набегов на Китай и ушли на запад.

    Падение династии Хань

    Власть императора ослабляли раздоры между царским семейством и их придворными. В 220 г. н. э. последний император из династии Хань отрекся от трона, и империя распалась.

    Торговля

    Послы, воины, купцы Китая попадали в центр Азии по Великому торговому шелко-вому пути. Такое название он получил по главному перевозимому товару — китайско-му шелку. Китай — родина шелка, бумаги, фарфора.

    Европейцы начали торговлю с Китаем во времена Древней Греции и Древнего Рима . Потом она перешла в руки арабских куп-цов.

    Жизнь и быт в Древнем Китае

    • Ок. 5000 г. до н. э. — в Китай проникает земледелие.
    • Ок. 4000 г. до н. э. — начинают выращивать рис.
    • Ок. 2700 г. до н. э. — начало шелкопрядения.
    • Ок. 1400 г. до н. э. — письмена на гадальных костях.
    • 551 г. до н. э. — рождение Конфуция.
    • Ок. 1 — 100 гг. н. э. — распространение буддизма из Индии.
    • Ок. 100 г. н. э. — изобретение бумаги.

    Письменность Древнего Китая

    Письменность в Китае появилась около 1400 г. до н. э. Жрецы, желая предсказать будущее, вырезали на гадальных костях вопросы. Кости нагревали, пока те не начинали трескаться, и затем читали по рисунку , образованному трещинами, пытаясь найти ответы на свои вопросы.

    Архитектура Древнего Китая

    Великая Китайская стена

    2300 лет назад китайцы возвели огромную каменную стену длиной около 5000 км, чтобы защитить себя от набегов ско-товодов-кочевников. Часть ее сохранилась до наших дней. Она хорошо видна из космоса, ее часто рисуют на географических карт ах.

    Конфуций

    Мыслитель по имени Кунцзы (или Конфуций) жил в тревожную эпоху Древнего Китая. Он учил, что войны прекратятся только тогда, когда люди поймут, как должны себя вести. Подданные обязаны повиноваться своему правителю, а правитель должен быть добр к своему народу. Материал с сайта

    Наука Древнего Китая

    Древние китайцы первыми изобрели бумагу. Они опускали решето из бамбука в смесь из измельченной коры дерева, растений и тряпья. На решете оставался тонкий слой массы, которую сушили.

    Китайские ученые изобрели много приборов, которыми пользуются по сей день: компас , тачку и корабельный руль. Древние китайцы изобрели устройство для обнаружения землетрясения — чашу, по сторонам которой были металлические головы дракона с шариком во рту. При землетрясении шарик падал в рот находящейся под каждой головой дракона статуи жабы — так определяли направление землетрясения.

    Производство шёлка

    Китайцы первыми научились разматывать коконы и ткать из шелковых нитей ткань. Шелковую нить выделяют гусеницы тутовых шелкопрядов (вид бабочки), которые плетут из нее кокон. Перед размоткой коконы промывали в чане с горячей водой. Для поддержания пламени женщины дули на огонь.

    Использование металла

    Китайские ремесленники в эпоху династии Шан научились делать оружие и посуду из бронзы. Население предпочитало готовить пищу и вино для своих усопших предков, которых они считали богами, в бронзовых, со сложным узором котлах.

    Картинки (фото, рисунки)

    • Карта Китая при династии Шан
    • Вельможа из династии Чжоу в своей боевой колеснице
    • Карта Китая при династии Хань
    • Китайский вельможа
    • Деревянная статуэтка вельможи из династии Хань
    • Чиновник со своими слугами
    • Чиновники держат экзамен
    • Знамя из китайского шелка

    • Погребальный костюм царевны Ту Ван из нефрита
    • Деревянная чаша, покрытая блестящим лаком
    • Бронзовый котел
    • Гадальная кость
    • Производство бумаги
    • Китайское устройство для обнаружения землетрясения
    Поделиться