Гостиный двор. Большой гостиный двор Тратить на новое здание казенные средства не хотелось, и Екатерина II приказала снести аптеку и церковь Введения Богородицы «что за Рыбным рядом», а землю продать по частям купцам, чтобы те занялись строительством по у

Санкт-Петербург - город, построенный в дельте Невы на многочисленных островах, соединенных великолепными мостами. К строительству Петром I были привлечены лучшие архитекторы всей Европы, и новая столица стала поистине главной жемчужиной в «императорской короне». Для сырьевого обеспечения и развития торговли со всеми странами в Питер привлекалось огромное количество купцов. Поэтому было необходимо создать для них торговые площади. Тогда-то и было решено возвести Гостиный двор. Санкт-Петербург начал стремительно развиваться, и вопрос об упорядочении рынка вышел на государственный уровень.

Идея создания торгового здания

Центр города заполонили многочисленные деревянные лавки, разные по своей форме и назначению. Это не вписывалось в стратегический план развития столицы, и после нескольких пожаров в сороковых годах XVII века было принято решение перенести торговлю на окраины. Для этого выделили пустующее место с перспективой постройки большого торгового комплекса, который теперь называется Гостиный двор. Санкт-Петербург, как столица великой империи, требовал больших финансовых вливаний и в другие проекты, поэтому строительство торгового здания затянулось на несколько десятилетий. Первый указ сената о переносе торговли датируется 1735 годом. А полностью каменное здание закончили строить в 1785 году.

История постройки Гостиного двора

После вытеснения купеческих лавок из центра стал вопрос об упорядочении торговли, и было принято решение строить Гостиный двор. Санкт-Петербург развивался рваными темпами из-за войны и недостатка финансирования. Кроме того, строилось большое количество казенных объектов, где были задействованы все строители. Поэтому многочисленные императорские указы не смогли сдвинуть дело с мертвой точки. Все изменило повеление императрицы Елизаветы Петровны в 1748 году. Расходы по строительству были возложены на купцов с последующей передачей в пожизненное родовое пользование торговых мест. Однако торговцы откровенно саботировали это решение и всячески затягивали снос своих деревянных лавок. Из-за всех этих субъективных и объективных причин строительство затянулось на четверть века и было закончено только к 1785 году.

Архитектурное решение

Здание Гостиного двора в Санкт-Петербурге имело несколько проектов. Первый был разработан обер-архитектором Растрелли Ф.Б. Проект знаменитого итальянца предполагал строительство двухэтажного здания с часовой башней, которая должна была быть увенчана статуей Меркурия, бога торговли. Из-за дороговизны и отсутствия казенного финансирования проект был отклонен. Стали рассматриваться другие варианты, в итоге приняли проект Валлен-Деламота, который предусматривал вписать здание в форме неправильного четырехугольнику в перспективу запланированных улиц.

Универмаг "Гостиный двор" (Санкт-Петербург)

Современный торговый комплекс немного утратил свое первоначальное предназначение, когда можно было купить «всякую всячину всякому люду». Санкт-Петербург принимает огромное количество туристов. При осмотре города приезжие посещают ТЦ "Гостиный двор" (Санкт-Петербург), и большинство товаров рассчитано именно на них. В универмаге большой выбор разнообразной посуды из стекла и фаянса. Мелкие магазинчики с сувенирами скромно теряются между бутиками известных брендов, которые предлагают одежду, обувь и разнообразные аксессуары. Также здесь можно приобрести минимальный набор продуктов, алкоголь и другие напитки.

Станция метро «Гостиный двор»

Санкт-Петербург не мог обойтись без метрополитена, и одну из станций Невско-Василеостровской линии решили построить в районе Гостиного двора. Надземные вестибюли плохо вписывались в сформировавшийся исторический облик города. Поэтому было принято решение один из вестибюлей встроить в дом Энгельгардта, а второй - в здание Гостиного двора с выходом в торговые залы. Работы производились по проекту А. К. Андреева и окончательно были завершены в 1972 году.

Реконструкции Гостиного двора

В 1780 году от пожара было уничтожено почти все торговое здание, кроме каменного фасада на Невском. Екатерина II разрешила купцам построить временные деревянные лавки «дабы не прекращать торговлю». С этого момента императорским указом началось строительство полностью каменного здания с запретом разводить «будь какой огонь». При реконструкции учли и парковочные места для карет и телег, поэтому строение было немного сдвинуто. В 1837 году после долгих переговоров купцов с властями Гостиный двор оборудовали паровым отоплением и масляным освещением. Несколько раз предпринимались попытки перестройки комплекса и территорий перед ним, которые были отвергнуты под натиском торговцев. В годы Великой Отечественной войны и осады Ленинграда пострадал весь центр города, в том числе и Гостиный двор. После окончания войны реставраторы максимально восстановили первоначальный облик этого памятника архитектуры.

Последняя реконструкция проводилась с 1955 по 1972 год. Без изменений исторического фасада были модернизированы складские помещения, технические коммуникации, обустроены надземные вестибюли метро. Кроме того, после реконструкции оборудовали сквозной проход по всему периметру торгового комплекса, чтобы посетителям было удобней заходить в Гостиный двор.

Санкт-Петербург всегда встречает своих гостей чем-то новым и удивительным. Приезжие могут не только полюбоваться красотами северной столицы. Они могут посетить современные выставки и показы модных дизайнеров. Затем пройтись по брендовым магазинам, а Гостиный двор является именно тем местом, где это можно сделать приятно и с пользой.

Рыбным и Хрустальным переулками.

Гостями на Руси называли торговцев, которые работали за рубежом. При этом каждый вид товара имел свое место: торговые ряды предназначались для розничной торговли, а оптовики вели дела в Гостиных дворах.

Китай-город был центром торговой жизни столицы, а Гостиный двор - его сердцем. Здесь задолго до его постройки шла бойкая торговля. Лавки выстраивались «рядами», и каждый ряд предназначался для своей группы товаров. Например, в Хрустальному ряду продавали изделия из стекла, хрусталя и фарфора.

В старые времена общая картина московских рядов и Гостиного двора представляла самую кипучую деятельность. Ночью вся эта часть, запертая со всех сторон, представляла какой-то необъятный сундук с разными ценностями, охраняемый злыми рядскими собаками на блоках да сторожами. Но лишь только на небе занималась заря, и вставало солнце, как вся эта безлюдная и безмолвная местность вдруг растворялась тысячами лавок, закипала жизнью и движением. Длинной вереницей тянулись к рядам тяжело нагруженные возы от Урала, Крыма и Кавказа, куда глаз ни заглянет - всюду движение и кипучая деятельность: здесь разгружают, там накладывают возы; тюки, короба, мешки, ящики, бочки - все это живой рукой растаскивается в лавки, в подвалы, амбары и палатки или накладывается на возы. Длинные, извилистые полутемные ряды построены без плана и толку, в них без путеводителя непривычному не пройти; все эти ряды сохраняли и вмещали в себя товары ценою на миллионы рублей.

Но очень не нравилась царю Михаилу Федоровичу стихийная торговля, поэтому в 1626 году он приказал построить каменные ряды. В новом здании купцы и торговали, и хранили товары, и жили. При этом Гостиный двор с утра до вечера был полон покупателями и продавцами.

Двор так заполнен санями, всякими товарами и народом, что нельзя пройти, но нужно беспрестанно пролезать. Тогда там найдешь астраханских осетров и стерлядей, лежащих для продажи многими сотнями друг на друге, также много икры.

Была в Гостином дворе и первая в России аптека. Но торговых помещений все равно не хватало.

Тратить на новое здание казенные средства не хотелось, и Екатерина II приказала снести аптеку и церковь Введения Богородицы «что за Рыбным рядом», а землю продать по частям купцам, чтобы те занялись строительством по утвержденному проекту.

Путеводитель по архитектурным стилям

Автором проекта Гостиного двора стал один из ее любимых архитекторов - итальянец Джакомо Кваренги. На смену стихийности должна была прийти английская четкость: четырехугольник из двух этажей-галерей, где внутренняя площадь-каре также отводилась для торговли. Учитывая узость улиц и транспортную загрузку, архитектор скруглил углы, вписав в них широкие лестницы.

В Старом гостином дворе (это название он получил после строительства рядом еще одного торгового здания) было 760 лавок, амбаров и палаток. Каждый купец, получив разрешение на строительство, покупал землю и начинал ставить лавку. Такое распределение мест привело к тому, что здание строилось медленно и неровно: один выводил оба этажа, другой один, кто как хотел. Наконец, в 1805 году Гостиный двор все же открыли. Но без жертв не обошлось: во время строительства уничтожили 2 храма. И тут пришла новая беда: пожар 1812 года.

Громадное здание Гостиного двора походило на исполинскую печь, из которой вырывались густые клубы дыма и языки пламени. Возможно было ходить лишь по наружной галерее, где находилось множество лавок. Тысячи солдат и каких-то оборванцев грабили лавки. Одни тащили на плечах тюки сукон и различных материй, другие катили перед собой бочки с вином и маслом, третьи таскали головы сахару и других продуктов… При этом страшном грабеже не было слышно криков; грабители работали молча, сосредоточенно. Слышались только треск пламени, стук разбиваемых у лавок дверей, грохот от падающих сводов. Пламя пожирало бесплатно сокровища Европы и Азии, накопленные здесь.

Восстанавливал и достраивал гостиный двор уже Осип Бове в 1825-1830 годах. Вскоре он стал главным местом для модных покупок московской аристократии. Здесь можно было найти практически все, а около лавок на назначали свидания. И хотя здесь разместились самые знаменитые купеческие лавки и трактиры, парадные анфилады и коринфские колонны нового здания скрывали все те же средневековые лавки.

Гостиный двор как торговый центр существовал до 1923 года. Затем на смену торговле пришла бюрократия: здание перестроили под конторы. А во время войны в Гостином дворе работал кирпичный завод.

Здание ни разу не ремонтировали, и к 1990-м оно пришло в аварийное состояние. Фактуру разрухи по достоинству оценил режиссер Владимир Бортко, снявший внутри Гостиного двора несколько сцен фильма «Собачье сердце».

Учитывая ценность памятника, входящего в список ЮНЕСКО, правительство Москвы в 1995 году начало реконструкцию Гостиного двора.

Мини-путеводитель по Китай-городу

Проект был дерзким и смелым: не просто отремонтировать здание, но накрыть внутренний двор (атриум) стеклянным безопорным перекрытием площадью 12 000 м 2 . Конструкция настолько прочная, что по крыше можно ходить пешком и даже передвигаться на автомобиле. Автор конструкции - Нодар Канчели - архитектор, на имя которого из-за обрушения крыш «Трансвааля» и Басманного рынка брошена тень. Тем не менее это уникальный для Европы проект - самое большое по площади безопорное светопропускающее покрытие, снабженное системой таяния снегов и сбора конденсата.

Эта реставрация дала Москве множество археологических находок. Сейчас их можно увидеть в выставочном зале Старого гостиного двора. Было в планах разместить здесь музей Истории Москвы, но не сложилось.

Сейчас в Гостином дворе проходят выставки и массовые мероприятия, а галереи заняты магазинами и офисами. Пока ничем не отмечено памятное место в угловом отсеке, выходящим на Варварку. Но здесь до революции у своего дяди-приказчика скорняжной лавки начинал трудовой путь Егорка , будущий маршал. Отсюда он ушел на Первую Мировую войну.

Говорят, что... ...Гостиный двор - родина русских распродаж. Пару веков назад по Ножевой линии шел безымянный купец. К нему подкатил разносчик с изюмом и сказал: «Возьмите остатки! Дешево отдам». Остатков было довольно много: 7 фунтов (около 3 кг). И купец запустил в своей лавке изюм под слоганом: «Остатки сладки!». Говорят, от покупателей отбоя не было. Тогда купеческая гильдия постановила проводить оптовую распродажу остатков товаров в так называемый Фомин понедельник - первый день после Пасхи.
...так как здание Гостиного двора имеет форму трапеции и украшено по периметру колоннадой, называют улицей с самым большим количеством колонн.
...московские купцы славились своим чувством юмора. Иногда, сговорившись «краснить» или «зеленить», они разыгрывали покупателей. Когда человек спрашивал, к примеру, синего сукна, перед ним раскладывали красное или зеленое (в зависимости от договоренности), уверяя, что это и есть запрошенный товар. Жертва розыгрыша направлялась в другую лавку, затем в следующую, но везде повторялось одно и тоже. В конце концов измученный покупатель, думая, что он спятил, покидал Гостиный двор с купленным сукном другого цвета или с пустыми руками. Впрочем, московские купцы не только шутили. К примеру, если покупатель отказывался после всех уговоров купить предлагаемый товар, ему в сердцах могли попросту дать по шее.

Гостиный двор на фотографиях разных лет:

А что вы знаете о Гостином дворе?

Гостиные дворы издавна являются неотъемлемыми атрибутами крупных русских городов. Но что такое «гостиный двор» и почему он так называется? Прежде всего, напомним, что старорусское слово «гость» имело значение отличное от современного. Гость – это купец, продавец, торговец.

В здании гостиного двора находились не только лавки с различными товарами, но и помещения для их хранения, таможня, трактиры, постоялые дворы, гостиницы, отделения банков, кофейни, развлекательные заведения.

До сегодняшнего для в Санкт-Петербурге дошло несколько Гостиных дворов:

  • Новый, расположенный на Васильевском острове;
  • Апраксин двор и Никольские ряды на Садовой улице;
  • Большой Гостиный двор - считается наиболее знаменитым.

Первый Гостиный двор Петербурга

Первые Гостиные дворы появились почти в одно время с основанием города. Один из них находился на Троицкой площади, примерно там, где сейчас – Государственный музей политической истории России. Это здание было деревянным и полностью сгорело в 1710 г. Но уже в 1712-13 гг вместо него построили двухэтажное строение, крытое черепицей. На первом этаже были устроены лавки, на втором – хранилища товаров. Также на территории Гостиного двора размещались здание Ратуши, таможня, биржа, «аукционная камера». В 1737 г. торговля в этом комплексе была прекращена и его стали использовать как склад военной амуниции.

Гостиные дворы Петербурга в XVIII-XIX веках

В XVIII веке на территории Петербурга было построено несколько Гостиных дворов, почти все они были в разное время уничтожены пожарами. После приняли решение строить такие комплексы из камня.

Архитектор Доменико Трезини приступает к строительству большого каменного торгового двора на Васильевском острове в 1722 г. Строился он 13 лет, был складом экспортных товаров и звался Портовым. Розничных лавок там не было, ибо торговля в нем носила оптовый характер. До наших дней от его корпусов дошла часть проема наружной галереи.

После пожара, который произошел в 1780 г. и уничтожил все деревянные лавки, расположенные на Невском, на Садовой улице возвели Апраксин двор и Никольские ряды. В начале XIX века были построены Новый гостиный двор на Васильевском острове. Ныне в его стенах располагается один из факультетов Санкт-Петербургского государственного университета.

В середине XIX века построили торговый комплекс Пассаж. Его основа – сквозная галерея, соединяющая Невский проспект с Итальянской улицей и перекрытая крышей из стекла. Кроме магазинов и банков здесь открылись гостиницы, кофейни, бильярдные, панорамы, различные мастерские, музеи: восковых фигур и анатомический.

Большой Гостиный двор

В 30-х годах XVIII века началась эпопея постройки Большого Гостиного двора. Когда-то на его месте располагались купеческие лавки из дерева, которые были снесены. Первый проект, созданный архитектором Антонио Ринальди, был готов к концу 1740-х годов, но из-за недостатка финансирования приняли более простой – зодчего Жана-Батиста Валлен-Деламота. Произошло это в 1761 году, но окончательный вид Большой Гостиный двор принимает в 1785.

Для предохранения от пожаров здание построили из камня и железа. Большой Гостиный Двор неоднократно перестраивался, но в основном сохранил неизменный облик. Самой значимой была реконструкция, осуществленная в 1967 году. Тогда открыли станцию метро, из вестибюля которой можно перейти на Невскую и Садовую линии.

Гостиный двор и Пассаж по-прежнему остаются не только основными торговыми центрами, но и одними из многочисленных достопримечательностей Санкт-Петербурга и его главной улицы – Невского проспекта.

Гостиный двор – это старейшее торговое предприятие Санкт-Петербурга, история которого связана с многими важными событиями Северной столицы. Гостиный двор является памятником архитектуры, находящимся под охраной государства, это один из символов города на Неве.

Чем объясняется сохранение и процветание этого старинного предприятия, ведущего торговлю более 200 лет, не взирая на все перипетия жизни? Ответ простой – это расположение в самом центре Санкт-Петербурга и большой поток туристов, архитектура и история, связанная с именами многих известных личностей.

Адрес Гостиного двора

Санкт-Петербург, Невский проспект 35

Гостиный двор - как добраться

В 1885-1886 годах по проекту архитектора и художника Альберта Николаевича Бенуа был перестроен фасад здания, в результате на нем появилась лепнина и скульптура, а над главным корпусом установили купол.

Фольклор моментально отреагировал на изменение привычного классического вида фасада Гостиного двора, назвав бесцеремонное вмешательство в замысел архитектора «Бенуёвскими переделками». Только во время послевоенной реконструкции фасаду был возвращен его первоначальный вид.


Гостиный двор в Санкт-Петербурге - это не только центр торговли, где представлен огромный перечень товаров и услуг, но и место встреч и общения. Вас порадуют праздничная обстановка, концерты и цирковые представления, конкурсы и выставки.

Благодаря последовавшим строгим мерам торговцам пришлось согласиться на слом лавок. Но принимать проект Растрелли они не торопились, посчитав его слишком дорогим. За поддержкой они обратились к графу И. И. Шувалову, фавориту императрицы. В предоставленном 6 июня 1760 года Шувалову "приговоре" было сказано, что два этажа для Гостиного двора будут лишними, верхние лавки доходу приносить не будут. Предлагалось строить здание Гостиного Двора в один этаж, на что купцы были готовы согласиться.

Проект Франческо Бартоломео Растрелли представлял из себя здание с пышным фасадом в стиле барокко. К тому времени зодчий уже создал свои самые знаменитые постройки, имел окончательно сформировавшиеся взгляды на архитектуру. Потому и предложенный им вариант здания Гостиного Двора оказался очень похож на дворец. Общая концепция совпала с проектом Ринальди, но внешнее оформление стало гораздо богаче. В центре главного двухэтажного корпуса архитектор предлагал устроить башню, возвышаюшуюся над зданием на один ярус. Башня Гостиного Двора должна была быть увенчана скульптурой бога торговли Меркурия и иметь часы. Остальные три корпуса предлагалось оставить одноэтажными.

В 1760 году проект Растрелли был отвергнут. 25 мая 1761 года Елизаветой Петровной был издан указ: "Гостиный Двор строить о двух этажах и таким манером, как на сочинённом архитектором Деламотом плане назначено ". К этому времени мода в архитектуре сменилась, на место стиля барокко пришёл классицизм, представителем классицизма и был Ж. Б. Валлен-Деламот . По его проекту фасады здания были значительно упрощены, башня не предусмотрена.

В мае 1761 года в Гостином Дворе произошёл пожар. Сенатом было издано распоряжение о строжайшем запрете разведения здесь огня. В июле 1761 года наконец началось строительство нового каменного здания. Но продвигалось оно крайне медленно, многие торговцы до последнего держались за свои старые лавки. Долгое время здесь фактически существовало два торговых здания.

До прихода к власти в 1762 году Екатерины II Валлен-Деламоту приходилось отстаивать своё право на работу над Гостиным Двором. Купцы жаловались Шувалову на промедления в строительстве, подвергалось сомнению авторство проекта. В начале 1762 году Петром III архитектор был отстранён от работ. Возможно, способствовал этому Антонио Ринальди, чей проект ранее был отвергнут. С воцарением же Екатерины положение Валлен-Далемота упрочилось, он пользовался доверием императрицы. 26 марта этого же года зодчим был представлен ещё один проект фасада, который утвердили 28 августа.

В 1767 году была завершена часть здания, выходящая фасадом на Невский проспект. Завершить строительство архитектор не смог, в 1768 году он был отстранён от работ. В 1775-м году Валлен-Деламот уехал из России.

В 1780 году в Гостином Дворе снова произошёл пожар. Сгорели все деревянные лавки, уцелел только корпус на Невском проспекте. В дальнейшем купцам предложили строить лавки в разных кварталах города, дабы будущие возможные пожары не причинили огромного вреда городской торговле. В строящемся Гостином Дворе Екатериной II было запрещено применять деревянные конструкции. Даже двери предполагалось делать только из железа, а печи устраивать только по схеме инженера Амосова. Впоследствии о запрете использования в строительстве дерева забыли. Завершено строительство каменного Гостиного Двора было в 1785 году. Оно стало самой ранней (по дате начала строительства) постройкой в Санкт-Петербурге в стиле классицизма.

Здание отошло от красной линии Невского проспекта, здесь главная улица Санкт-Петербурга стала иметь наибольшую ширину - 58 метров. Сделано это было для возможности останавливать у лавок экипажи и повозки не занимая место на проспекте. Вдоль Невского проспекта длина фасада Гостиного Двора составила 230 метров, а общий периметр здания - больше километра. Весь наружный фасад стал двухэтажным, внутренний же имеет три этажа. Новый Гостиный Двор сразу же был назван Большим.

Рядом с основным зданием Гостиного Двора со стороны Думской улицы было построено специальное здание, где торговали женщины. Это здание стало именоваться Перинными рядами, им управляли купцы Гостиного Двора.

Вдоль Невского проспекта образовалась Суконная линия. Здесь продавали галантерейные, канцелярские и парфюмерные товары. На Большой и Малой Суровских линиях (вдоль Перинных рядов и улицы Ломоносова) торговали женскими товарами. На Зеркальной линии (вдоль Садовой улицы велась торговля изделиями из золота, серебра и бронзы. Разделение по видам торговли не оказалось устойчивым. Вскоре оно перестало действовать, хотя названия линий оставались прежними.

В конце XVIII века в Гостином Дворе началась торговля книгами. Несмотря на небольшой спрос на книжную продукцию, здесь насчитывалось до пятнадцати книжных лавок. В числе первых книготорговцев оказались Глазуновы, Заикин, Сопиков, Зотов и Свешников. В лавке №16, принадлежащей Герасиму Зотову, в 1790 году оказалась в продаже книга А. Н. Радищева "Путешествие из Петербурга в Москву".

У русских купцов в Гостином Дворе были свои принципы торговли. Как правило, у входа в лавку стояли зазывалы, приглашающие покупателей. Внутри начиналась торговля, причём никаких ценников на товарах не было. О цене продавец и покупатель договаривались устно. С приходом в Гостиный Двор иностранных торговцев, такие обычаи постепенно стали забыты. Голландцами была введена система твёрдых цен, что помогло им приобрести популярность у клиентов.

Жечь свечи в Гостином Дворе было запрещено. Во дворе был вырыт пруд, чтобы в случае пожара была возможность воспользоваться водой из него. В 1820-х годах было построено внутреннее каре корпусов, в котором работали склады и конторы.

В январе 1824 года купцы обратились к санкт-петербургскому генерал-губернатору М. А. Милорадовичу с просьбой "об исходотайствовании всемилостивейшего дозволения на устройство лавок Гостиного двора удобными к отоплению и освещению... особенно во время длинных и жёстких наших зим". Милорадовичем был организован конкурс на проведение соответствующих работ. Однако, генерал-губернатором задача ставилась гораздо шире, предлагалось коренным образом перестроить здание. В архитектурном конкурсе участвовали архитекторы Михайловы 1-й и 2-й , К. Росси , В. П. Стасов и А. И. Мельников. Проекту последнего по ходатайству президента Академии художеств Оленина было отдано предпочтение. Купцы же не приняли планы перестройки Гостиного Двора, для них главной оставалась проблема отсутствия здесь отопления и освещения.

В 1837 году в Гостином Дворе была устроена пневматическая топка, освещение осуществлялось масляными фонарями. В ноябре 1842 года встал вопрос о устройстве газового освещения, к концу года вопрос был решён. Но купцы и здесь проявили консерватизм, затянув устройство в своих лавках газового освещения на несколько лет.

В январе 1843 года статским советником Александром Павловичем Башуцким был представлен план постройки нового торгового корпуса на участке Невского проспекта перед Гостиным Двором. Фасад старого здания предлагалось сломать, оба корпуса соединить чугунными перекрытиями, образовав таким образом современную торговую галерею. В качестве причин проведения таких строительных работ Башуцким были названы изменение характера торговли, возможность устройства новых больших витрин, неудобство в зимнее время открытых аркад. Проект расширения Гостиного Двора составили архитекторы Н. Е. Ефимов и Р. А. Желязевич.

Весь год велись переговоры между Башуцким, городскими властями и купцами. Торговцы вновь оказались против представленного плана, сославшись на возможную тесноту в старых лавках и затруднённый к ним подвоз товаров. К тому же между организованным Башуцким товариществом на паях и купеческим товариществом начали возникать споры о владении новым корпусом. В итоге 11 января 1844 года правительством перестройка Гостиного Двора была отменена.

В 1853 году идея застройки пространства перед Гостиным Двором вновь возродилась. На этот раз её стал продвигать отставной подпоручик Иван Аркадьевич Нелидов. Он вообще отказался от переговоров с купцами, решив построить здесь отдельное здание. Император Николай I, рассмотрев прошение Нелидова на строительство, отослал его за разрешением к купцам Гостиного Двора. Естественно, ими оно не было дано.

Разговоры о перестройке Гостиного Двора не прекращались. До капитальной реконструкции дело так и не дошло, хотя мода конца XIX века на изменение фасадов мимо главного торгового центра Санкт-Петербурга не прошла. Проект перестройки фасада был составлен архитекторами А. Н. Бенуа и Ивановым. И вновь начались длинные переговоры с купцами, в которых участвовал и Александр III. В конце концов императором была дана резолюция "мне всё равно, как они хотят, пусть так и делают". 8 августа 1885 года проект изменения фасада Гостиного Двора был утверждён. В результате на фасаде здания появилась лепнина и скульптура. Над главным корпусом появился купол, на углах также разместились вазы и фигуры, державшие щиты с гербом Санкт-Петербурга.

С Гостиным Двором связан ряд петербургских легенд и анекдотов. Одна из историй рассказывает о великом князе Николае Николаевиче, когда тот был страстно влюблён в дочь купца, содержавшего лавку в Гостином Дворе. По обычаям того времени он пошёл просить разрешение на брак у императора. Александром III был дан следующий ответ: "Я состою в родственных связях со многими дворами Европы, но с Гостиным не состоял и не буду".

Гостиный Двор живо реагировал на важные политические события в столице. "Кровавое воскресенье" 1905 года торговый центр встретил закрытым, с заколоченными досками витринами. Такую же картину он представлял собой и в 1917 году. Многие купцы не рассчитывали на долгую жизнь советской власти, потому прятали свои сбережения прямо в лавках. Так, 26 октября 1965 года при ремонте одного из помещений был найден клад - восемь слитков золота.

После октября 1917 года все магазины были опечатаны, товары описывались и отвозились на грузовике в распределительные пункты Комитета городского хозяйства. С 1918 по 1922 года в Гостином Дворе никакой торговли не велось. В 1924 году на фасаде здания был укреплён один из двух уличных репродукторов. В часы передач у него собиралось по несколько тысяч человек чтобы послушать новости или концерт.

В 1930-х годах находящийся перед Гостиным Двором бульвар был снесён, на его месте устроили площадь для стоянки машин. В эти годы велись работы по составлению проекта новой перестройки здания. Одной американской кампанией предлагалось даже снести Гостиный Двор, а на его месте построить первый в СССР небоскрёб. Всем этим планам помешала Великая Отечественная война.

Гостиный Двор постоянно подвергался немецким бомбардировкам. Огромный ущерб зданию был нанесён во время авианалёта 22 сентября 1941 года, когда фугасная бомба разрушила девять секторов дворового корпуса. Такая же бомба попала в здание и 24 сентября. Один из снарядов разрушил четырёхэтажный дворовой корпус. Во время всех этих событий гибло множество служащих арендаторов Гостиного Двора. С 23 января 1942 года по 5 января 1944 года Гостиный Двор неоднократно подвергался артиллерийским обстрелам.

Большой ущерб зданию Гостиного Двора нанёс пожар в марте 1942 года от немецкой зажигательной бомбы. Водопровод не работал, тушить здание было нечем. Пожар продолжался более недели.

Так как торговый центр продолжал свою работу во время блокады, немецкие удары приходились именно в этот район. Поэтесса В. М. Инбер писала в своём дневнике 9 августа 1943 года:

"Снаряды с дьявольской точностью ложились в центре города, главным образом на перекрёстке Невского проспекта и Садовой у трамвайной остановки. А там в это время кишело народом - воскресный день. Первый же снаряд попал в трамвай номер двенадцатый... там было двадцать восемь убитых и шестьдесят раненых".

Несмотря на все эти события конкурс на лучший проект реставрации здания Гостиного Двора был проведён уже зимой 1942/43 года. Восстановительные работы начались в 1944 году по проекту О. Л. Лялина. В ходе реставрации были устранены изменения фасада произведённые в 1880-х годах. Таким образом Гостиный Двор снова приобрёл вид, заданный ему Ж. Б. Валлен-Деламотом. В 1947-1948 годах перед Гостиный Двором на Невском проспекте вновь была высажена липовая аллея, существующая здесь до сих пор.

Новая реконструкция Гостиного Двора началась в 1955 году. Эти работы велись с целью превращения "гостинки" в центральный торговый центр Ленинграда. Проект перестройки был составлен архитекторами И. А. Ваксом и Л. С. Катониным. Внешний вид здания остался прежним, а его внутреннее содержание полностью было переработано. Именно в ходе этих работ отдельные лавки планировалось соединить в одну большую анфиладу торговых помещений. В каждом вестибюле были устроены широкие лестницы. Для транспортировки товаров внутри торгового центра предусматривалось создания парка электрокаров (до двухсот штук). Для работников Гостиного Двора проект предусматривал создание столовой, библиотеки, комплекса помещений бытового обслуживания. Многое из запланированного так и не было реализовано.

6 февраля 1957 года в Гостином Дворе открылся крупнейший в Ленинграде детский магазин. Во всех вновь открываемых помещениях было устроено люминесцентное освещение. Полностью объединить все помещения так и не удалось, в Гостином Дворе осталось 65 изолированных друг от друга магазинов. В 1950-е годы здесь широко велась торговля товарами в кредит. Если желаемый товар отсутствовал, то его можно было заказать. О приходе товара в универмаг покупателю сообщали открыткой.

В 1967 году по проекту архитекторов А. К. Андреева и С. Г. Майофиса здесь была открыта станция метро "Гостиный Двор". Реконструкция здания была завершена к 1972 году. В 1977 году в вестибюле станции метро был установлен витраж работы художника А. Л. Королёва, изображающий расстрел демонстрации 3 июля 1917 года на углу Садовой улицы и Невского проспекта.

К концу 1980-х годов здание Гостиного Двора снова оказалось в плохом состоянии. Денег на новую реконструкцию к началу 1990-х годов уже не было, торговля продолжала вестись в помещениях с недостаточной вентиляцией и низкими потолками. Первые коммерческие магазины появились в Гостином Дворе как раз в это время. В 1991 году торговый центр пережил покупательский бум: из-за резкого обесценивания рубля многие ленинградцы стремились купить на свои деньги хоть что то, пока они совсем не обесценились.

С 1990 по 1998 года на реконструкцию закрывалась Невская линия. После неё здесь был открыт сквозной проход по всему периметру универмага. В 2001 и 2012 годах перед Гостиным Двором были высажены новые липы.

Поделиться