Гласные в приставках. Орфограммы в приставках Все орфограммы в приставках с примерами

Задания на эти орфограммы присутствуют в ЕГЭ.

Неизменяемые приставки

Всегда пишутся одинаково.
Их надо знать «в лицо»:

в- , во-, взо-, вы-, до-, за-, изо-, на-, над-, надо-, не-, недо-, о-, об-, обо-, пере-, по-, под-, подо-, пра-, пред-, про-, разо-, с-, со-

в/лез, во/шёл, взо/шёл, вы/лез, до/ехал, за/ржать, изо/драть, на/лево, над/строить, надо/рвать, не/быль, недо/писать, о/задачить, об/тереть, обо/злить, от/резать, ото/рвать, пере/прыгнуть, по/скакать, под/полье, подо/звать, пра/внук, пред/выборный, про/читать, разо/злить, с/делать, со/звать.

(N10) Гласные и согласные в приставках (кроме приставок на з(с))

  • Безударная гласная в приставках (кроме при-/пре-) в безударном положении пишется такая гласная, которая слышится в этой же приставке под ударением. Для проверки надо подобрать другое слово с этой приставкой, где она находится под ударением:

    от /растИ — От /блеск, на /рвАть —нА /прочь

  • В приставках роз-/рос- раз-/рас — под ударением пишется о , а без ударения а :

    ра спИска — рО спись,
    ра звалИть — рО звальни,
    ра ссЫпать — рО ссыпь.
    Но, розыскнОй (от розыск).

  • Согласная в приставках , кроме приставок оканчивающихся на з-/с-, пишется та, которая слышится в этой же приставке перед гласной или перед в, р, л, м, н .
    Для проверки надо подобрать другое слово с данной приставкой, где стоит перед гласной или в, р, л, м, н (в этой позиции сомнительная согласная слышна четко):

    об /тереть — об /расти, об /ыскать; под /тащить — под /раздел, под /ыскать.

Приставки на З-/С-

без-/бес-, воз-/вос- (вз-/вс-) , из-/ис-, низ-/нис-, раз-/рас, роз-/рос-, через/черес (чрез/чрес) .

  • Правописание корней с И — Ы после приставок

    • Если приставка оканчивается на согласную, то И корня меняется на Ы :

      и гра- розы грыш, и звестный – безы звестный, и стория – преды стория.

    • Но, после приставок меж-, сверх- и иноязычных приставок дез-, контр-, пост-, суб-, супер-, транс-, пан И не изменяется:

      сверхи зысканный, межи нститутский, дизи нфекция, контри гра, пости мпрессионизм, транси ндийский, пани сламизм.

      Искл.: взимать .

    Двойные согласные на стыке корня с приставками

    • на стыке приставки и корня слова образуются двойные согласные, если приставка заканчивается на согласную, а корень начинается на ту же букву :

      без/з аботный, без/звёздный, бес/смертный, бес/с лавный, воз/звать, вос/стать, рас/с вет, под/д ержать, в пред/д верии, без/з аботный, бес/с вязный, раз/звонить, рас/сердить.

      • Расчет, расчетливый, расчесть — приставка рас- прибавляется к корню -чет (вычет, нечет, вычесть ), кроме бессчётный ;
      • Рассчитывать, рассчитанный — приставка рас- прибавляется к основе -счит , в которой уже есть приставка с- (об/с/чит/а(ть ), пересчитать, отсчитать ).
      • Рассориться — две буквы с, а не три (рас-ссориться ), т.к. в русском языке не пишутся три одинаковые согласные подряд.
      • В словах разевать, разинуть, разорять и в производных от них приставок нет — одна буква з.

    • (№6) Разделительный Ъ пишется только после приставок на согласную перед буквами е, ё, ю, я, обозначающими два звука (появляется звук [й’]):

      подъезд, съезд, объявление; изъять, изъян, объять, необъятный, объятие (исторически корень -я-).

    Приставки ПРЕ-/ПРИ-

    • Приставки ПРЕ- и ПРИ- в безударном положении произносятся одинаково, но различаются значением и написанием.

      (№29) Если приставка обозначает присоединение, приближение, близость или неполное действие, то в ней пишется буква и- (приставка при-). А если приставка близка по значению к слову очень или к приставке пере-, то в ней пишется буква е (приставка пре-).

      Приставка Значение, которое определяет выбор приставки Примеры
      ПРИ- приближение при/ехать, при/лив, при/плыть
      присоединение при/лепить, при/шить, при/клеить
      прибавление при/строить, при/рисовать
      нахождение вблизи (около чего-либо) при/дорожный, при/город, при/школьный
      неполнота действия при/сесть, при/открыть, при/тормозить, при/украсить
      доведение действия до логического конца при/говор, при/готовить, при/думать, при/бить
      совершение действия в чьих-либо интересах при/прятать, при/своить, при/беречь
      ПРЕ- значение близкое к значению слов очень, чрезвычайно пре/неприятный, пре/хорошенький, пре/добрый
      близкое к значению приставки ПЕРЕ- пре/рвать (перервать), пре/градить (перегородить)
    • Запомнить !
      Слова с приставками ПРЕ-/ПРИ- , которые произносятся одинаково, но имеют разное лексическое значение, определяющее выбор приставки:
      При- Пре-
      Призреть (жалеть кого-либо),
      призирать (давать приют, воспитание)
      Презирать (не уважать),
      презреть,
      презрительный,
      презрительно
      Привратник (сторож) Превратный (ложный, искажённый),
      превратно понятый,
      превратности судьбы
      Приступить (к делу, начать),
      неприступный (нельзя подступиться)
      Преступить (нарушить закон, переступить черту),
      преступление,
      преступник,
      преступный
      Приумножить (незначительно) Преумножить (многократно, очень сильно умножить, преувеличить)
      Приуменьшать (незначительно,чуть-чуть) Преуменьшить (значительно, очень, во много раз)
      Приклонить (голову, нагибать, склонять)
      Приклониться (к земле — опереться)
      Преклонить (колена; преклонение перед подвигом)
      преклоняться (относиться с уважением — боготворить, благоговеть)
      Припирать (дверь),
      припирать к стенке (разоблачать)
      Препираться (перебраниваться),
      препирательство
      Притвориться (с целью ввести в заблуждение, напр., спящим),
      притворить (неполное действие: дверь — слегка закрыть, прикрыть),
      притворный (ненастоящий)
      Претвориться (Мечта воплотилась в жизнь,т.е. осуществиться.),
      претворять,
      претворить
      Приставить (что-то к чему-нибудь) Преставиться (умереть)
      Приходящий (повар — являющийся когда-нибудь, который приходит),
      привходящие обстоятельства (неожиданные, внезапно появившиеся)
      Преходящий (изменяемый, временный; непреходящие ценности, т.е. вечные):
      преходящий момент,
      преходящее явление
      Придать (добавить, напр.,серьезности),
      придавать,
      придание (оттенка, цвета, значения),
      приданое (невесты)
      Предать (подвести кого-либо),
      предавать,
      предаваться (веселью, печали),
      предание (легенда)
      Прибывать (на вокзал, куда?),
      прибытие
      Пребывать (где?, в каком состоянии?, в неведении, в хорошем настроении),
      пребывание
      Приёмник (устройство для приема) Преемник (продолжатель дела),
      преемственность
      Придел (пристройка) Предел (граница)
    • Запомнить ! Всегда пишется ПРЕувеличить .
    • Некоторые слова имеют формы с двумя приставками:

      пре умножать — при умножать, пре уменьшить — при уменьшить.

    • Приставка ПЕРИ- пишется в словах иностранного присхождения со значением «вокруг», «около» :

      перигей, перископ, перипетия, перифраз, периферия.

    • Следует запомнить написание иноязычных слов и слова, в которых значение приставок ясно не определяются. Проверять по словарю.
      При- Пре-
      В заимствованных словах пре-/при- не выделяются
      приватный
      привилегия
      примадонна
      примат
      примитив
      принципиальный
      приоритет
      преамбла
      превалировать
      президент
      президиум
      премьера
      препарат
      прецедент
      Пре-/при- не выделяются, т.к. приставки срослись с корнем. Их надо запомнить, проверять по словарю
      прибор,
      привет,
      привередливый,
      приглашение,
      пригожий,
      приключение,
      прилежный,
      приличный,
      пример,
      принадлежать,
      присваивать,
      притязание,
      причина,
      приютить,
      приязнь,
      приятель,
      приятный,
      причуда,
      прихоть,
      приключение
      предел,
      предмет,
      презрительный,
      преимущество,
      прекословить,
      прельщать,
      преминуть,
      преследовать,
      пренебрежение,
      (знаки) препинания,
      препона,
      препятствие,
      пререкаться,
      пресловутый,
      пресмыкающееся,
      преступник,
      пресыщаться,
      (камень) преткновения,
      превратность

    По-весеннему (нареч.) греет.
    По весеннему(прилагател.) небу.
    Во- вторых (нареч.).
    Во вторых (поряд.числит.) классах.

Приставки (частицы-приставки) Не-,Ни-

В правописании частиц-приставок Не-,Ни- : не или ни, слитно или раздельно.
Слитное и раздельное написание рассматривается в описаниях соответствующих частей речи.

  • (№46) Различение приставок не-, ни- в отрицательных местоимениях
    • Отрицательные местоимения образованы от вопросительных (относительных) местоимений с помощью безударной приставки ни- и ударной приставки не-:

      никтО, ничтО, никакОй, ничЕй; нЕкого, нЕчего.

    • В отрицательных местоимениях под ударением пишется не , без ударения — ни- :

      нЕ кого спросить — ни когО не спрашивать, нЕ чему удивляться — ни чемУ не удивлялся.

    • В отрицательных местоимениях не и ни превращаются в приставки и пишутся слитно, если нет предлога. Местоимения никто, ничто, никакой, ничей, некого, нечего могут употребляться с предлогом, который стоит после приставки. При наличии предлога отрицательные местоимения пишутся раздельно. Предлог ставится между частицей и местоимением, образуя сочетание из трех отдельных слов:

      никогО — ни у когО, нЕчему — нЕ к чему, никакИм — ни с какИм; ни на чём, ни за чтО, ни за чьИм, нЕ с кого.

  • (№59) Буквы е и и в приставках не-/ни — отрицательных наречий
    • В отрицательных наречиях под ударением пишется не , без ударения — ни- :

      всегда нЕ когда; ни когдА не думай; нЕ куда выйти, ни кудА не выйдешь; нЕ зачем приходить, ни кАк не догнать, нЕ откуда отправить, ни откУда нет данных.

      При употреблении наречия с приставкой ни- в предложении всегда есть второе отрицание:

      ни когда не пройдет, ни как не услышать, ни когда нет времени.

Орфограммы в приставках. Три группы приставок. Правила правописания.. и получил лучший ответ

Ответ от
1.




2. Буквы З, С на конце приставок

3. Буквы О, А в приставках
РОЗ-, РОС-, РАЗ-, РАС-.



4. Буквы Е, И в приставках
5.НЕ и НИ в местоимениях и
отрицательных наречиях


ПРЕ-, ПРИ-.
Приставка ПРИ- указывает на приближение, присоединение, на неполноту действия. Приставка ПРЕ- обозначает высшую степень признака и близка по значению к слову ОЧЕНЬ или имеет такое же значение, как у приставки ПЕРЕ-. Если значение приставок ПРЕ-, ПРИ- сомнительно, необходимо обращаться к словарю.

Ответ от Алина Зинина [новичек]
1.
Гласные и согласные в приставках (кроме приставок на -З, -С)
Гласные и согласные в приставках В-, ДО-, ЗА-, НА-, О-, ПЕРЕ-, ПО-, ПРО-, С-, ОБ-, ОТ-, НАД-, ПОД-, ПОДО-, ПРЕД- и др. на письме не изменяются, независимо от произношения.
Для них характерно традиционное написание.
2. Буквы З, С на конце приставок
2. Буквы З, С на конце приставок
В приставках, оканчивающихся на -З (БЕЗ-, ВОЗ-, ВЗ-, ИЗ-, НИЗ-, РАЗ-, РОЗ-, ЧРЕЗ-, ЧЕРЕЗ-) перед гласными и звонкими согласными пишется З, перед глухими - С. Приставки З- в русском языке нет.
3. Буквы О, А в приставках
РОЗ-, РОС-, РАЗ-, РАС-.
3. Буквы О, А в приставках РОЗ-, РОС-, РАЗ-, РАС-.
В приставках РОЗ-, РОС-, РАЗ-, РАС- под ударением пишется О, без ударения - А.
4. Буквы Е, И в приставках ПРЕ-, ПРИ-.
4. Буквы Е, И в приставках
5.НЕ и НИ в местоимениях и
отрицательных наречиях
5.НЕ и НИ в местоимениях и отрицательных наречиях
В неопределенных и отрицательных местоимениях, а также в отрицательных наречиях под ударением пишется приставка НЕ-, без ударения - НИ.
ПРЕ-, ПРИ-.
Приставка ПРИ- указывает на приближение, присоединение, на неполноту действия. Приставка ПРЕ- обозначает высшую степень признака и близка по значению к слову ОЧЕНЬ или имеет такое же значение, как у приставки ПЕРЕ-. Если значение приставок ПРЕ-, ПРИ- сомнительно, необходимо обращаться к словарю.

Прозвенел уже звонок –
Начинаем наш урок.

Открываем все тетрадки,

В книжках нужные закладки.

На вопросы отвечаем,

Когда нужно – замолкаем.

В теме будем разбираться,

Главное – не отвлекаться!

Учитель: Ребята, нам написали письма герои литературных произведений, вам предстоит их прочитать, исправить ошибки в словах, догадаться кто автор письма. Работать будем в группах. У каждой группы своя карточка со словами. Вспомните правила работы в группах.

Учитель: Какие знания помогли вам правильно выполнить задание?

Ученик: Знание орфограмм в приставках

Учитель: Предположите, экспертами по какой теме мы будем?

Ученик: ОРФОГРАММЫ В ПРИСТАВКАХ

Учитель: Правильно. Что мы должны вспомнить по этой теме? (Дети предполагают, учитель обобщает ответы и уточняет цель урока).

Учитель: Сегодня повторим все известные орфограммы в приставках и способы их проверки.

Откройте тетради, запишите число, классная работа.

Учитель: Самостоятельно прочитайте в учебнике упражнение № 136 на странице 128.. Что нужно сделать в этом упражнении?

Упражнение 136.

Запиши слова данными группами.

    Насыпь, накрепко, натканный;

    Пропуск, прорубь;

    Подпись, подпол;

    Донизу, досуха, доверху;

    Отпуск, оттепель, отсвет;

    Повар, познанный, помысел;

    Заводь, загнанный, засуха.

Поставь в словах ударение. На какую часть слова падает ударение?

Выдели эту часть. Открой обратный словарь на – ь, на – ать.

Найди слова с приставками, для которых слова из этого

упражнения являются проверочными. Допиши по одному слову в каждую группу.

Ученик: Записать слова данными группами. Поставить в них ударение. Выделить ту часть, на которую падает ударение. В обратном словаре найти слова с приставками, для которых слова из этого упражнения являются проверочными.

Учитель: Что будет выступать помощником в этом упражнение? (Обратный словарь) Выполнять задание будем индивидуально, и оно будет разное. Ребята, у которых на партах приклеен красный квадрат, выполняют задание 1 и 2, у кого желтый-1,2,3, у кого зеленый -1,2,3,4.

Учитель: прочитайте первое задание. Кто дописал другое слово?

Прочитайте второе задание. У кого по другому? и т.д.

Какую орфограмму мы вспомнили в этом упражнении?

Ученик: Безударный гласный в приставке.

Учитель:Молодцы, вы справились с заданием. И, чтобы дальше так же хорошо работать, надо отдохнуть.

Гимнастика для глаз

Ученик: Надо списать текст, вставить пропущенные буквы. Подчеркнуть слова, в которых орфограммы в приставках.

Учитель: Выполним упражнение в парах по рядам. Первый ряд записывает 1 и 2 предложения, 2 ряд-3,4 предложение, 3 ряд -5,6,7 предложения.

Назовите, какие орфограммы в приставках вы встретили.

Какие еще орфограммы в словах вы нашли?

Ученик: Безударный гласный в корне, проверяемый ударением в словах пока залась, говорит, темнота. Правописание окончаний существительных в единственном числе (в небе), правописание окончаний глаголов (воет), правописание частицы ся (заслушаться)

Учитель: Мы исправили все пропуски, и теперь мы будем художниками. У каждого на столе лежит лист, разбитый на треугольники. В треугольниках записан номер слова, которое я буду называть, если в слове приставка рас-, вы закрашиваете треугольник синим цветом, если раз- то зеленым. Обсуждаем в группах.

Растопить, размолоть, развертеть, растаять, развеять, разбить, расстелить, расчертить

Учитель: Сделайте вывод: как пишутся приставки, оканчивающиеся на з/с?

Ребята, наш урок подошел к концу.

Какую цель вы ставили перед собой?

Достигли ли вы цели?

Нас, как экспертов, ждет задание на дом. Написать по 5 слов на каждую из изученных орфограмм в приставках.

Учитель оценивает работу учащихся на уроке.

Это большое сердце – знак того, что я очень довольна совместной работой на уроке.

У вас на парте лежат 3 маленьких сердечка: красное – если вы довольны своей работой на уроке и можете научить товарища; розовое – если у вас нет вопросов и вам все понятно; синее сердечко – если у вас остались вопросы. Прикрепите ваши сердечки на большой плакат, и мы увидим, как сегодня поработали.

Cлайд 1

Cлайд 2

Цель: Систематизировать и закрепить теоретические основы правописания орфограмм в приставках слов (задание А15); Отработать орфографические навыки.

Cлайд 3

Cлайд 4

Неизменяемые приставки. Приставки, которые пишутся всегда одинаково, независимо от произношения: Приставка Примеры Пред- Предположить, предчувствие, предугадать Пере- Пережить, перенести, переплыть Об-(обо-) Обхватить, обогнуть, обойти Под-(подо-) Подберезовик, подогнать Над-(надо-) Надписать, надорвать От-(ото-) Отвинтить, оторвать О- Очаровать, окружить До- Добраться, донести, догнать По- Позабыть, повернуть, пожалеть За- Забраться, закрутить На- Наехать, набраться, наложить Наи- Наилучший, наименьший

Cлайд 5

Запомните! Обратите внимание на то, что в русском языке есть приставки о- и а-, про- и пра-, имеющие разные значения и разное происхождение: греческая приставка а- равна русской приставке не (асимметрия), приставка пра- означает"изначальный, древний; дальний родственник" (прародина, прадедушка)

Cлайд 6

Приставки на –з(-с) Написание этих приставок зависит от последующей согласной. Перед звонкими пишется З, перед глухими – С. Запомни эти приставки: Приставка Примеры Раз-(рас-) раздать рассмеяться Без-(бес-) безголосый беспокойный Из-(ис-) изгнать исподтишка Низ-(нис-) низвергнуть нисходящий Воз-(вос-) возвратить восходящий Вз-(вс-) взрыхлить вспомнить Через-(черес-) черезбороздый чересполосица

Cлайд 7

Cлайд 8

Приставки ПРЕ- и ПРИ- Следует иметь в виду, что в современном русском языке существует ряд слов, в которых значение приставок затемнено или приставка как морфема срослась с корнем. Правописание таких слов нужно запомнить. ПРЕ- ПРИ- Преодолеть Примирить Прекословить привидение Пренебрежение Присягать Препятствие Притязание Преимущество Прихотливый пренебрежение привычный Существует небольшая группа слов, написание приставок в которых зависит от лексического значения: Пребывать в городе Прибывать в город Преклонить колена Приклонить голову Преходящий успех Приходящая няня

Cлайд 9

Буквы И – Ы после приставок Если к слову, начинающемуся с буквы И, прибавить приставку на согласную, И поменяется на Ы Играть – разыграть Искать – разыскать Искл. взимать Исключения составляют русские приставки СВЕРХ-, МЕЖ- и иноязычные КОНТР-, ПОСТ-, ПАН-, СУПЕР-, ДЕЗ-, ТРАНС-, после которых И в корне сохраняется. сверхинтересный, межинститутский, контригра, суперинфекция

Cлайд 10

Разделительные Ъ и Ь. В задании А15 вы можете встретить слова, в которых нужно вставить разделительные Ъ или Ь.

Cлайд 11

Домашнее задание. А1. Вставьте пропущенные буквы. В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква? а) Без..нициативный, сверх..нтересный, пред..стория б) Пр..морский, пр..тормозить, пр..коснуться в) Бе.порядочный, ра..жигать, и..целить г) по..ключить, пре..положительный, о..брасывать А2. Вставьте пропущенные буквы. В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква? а) пр..одолевать, пр..образование, пр..интересный б) под..тожить, сверх..нтересный, без..скусный в) бе..донный, ра..чесать, во..клицание г) пр..консультировать, под..брать, пр..бабушка А3. Вставьте пропущенные буквы. В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква? а) в..кружить, бе..корыстный, ра..гореться б) пред..дущий, дез..нформация, от..скать в) сопр..вождение, под..йти, пр..дедушка г) пр..открывать, пр..брежный, пр..свистывать А4. Вставьте пропущенные буквы. В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква? а) без..дейный, пред..стория, раз..граться б) ра..буженный, бе..причинный, и..давать в) пр..неприятный, пр..кратить, пр..слониться г) о..ключить, пре..сказать, по..пустить А5. Вставьте пропущенные буквы. В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква? а) пр..забавный, пр..граждать, пр..глушил б) в..бодрившись, и..черпанный, не..жатый в) не..плаченный, с.звучно, пр..родина г) с.ронизировал, раз..скивавший, от..граться

Cлайд 12

А6. Вставьте пропущенные буквы. В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква? а) По..солнечник, о..бросить, пре..писание б) пр..ключение, пр..обрёл, пр..брежный в) во..хождение, бе..культурье, ра..бросать г) с.гравший, пред..стория, пост..мпрессионизм А7. Вставьте пропущенные буквы. В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква? а) Об..греватель, нед..варить, н..испособнейший б) Пр..следовать, пр..вратности (судьбы), пр..небрегать в) ра..хаживать, бе..полезный, в..бодрить г) пред..дущий, по..грать, от..гравшись А8. Вставьте пропущенные буквы. В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква? а) И..подтишка, в..думав, не..гибаемый б) пр..возмочь, пр..вращение, пр..следуя в) необ..ятный, зав..южило, суб..ект г) небез..звестный, пред..стория, вз..мать А9. Вставьте пропущенные буквы. В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква? а) пр..амурский, пр..толстый, пр..командировать б) под..грать, сверх..нтересный, небез..звестный в) И..кажённый, бе..жалостный, ни..послать г) По..веска, пре..теча, по..зарядка А10. Вставьте пропущенные буквы. В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква? а) расп..рядиться, с.гласив, поз..вчера б) ра..положиться, бе..деятельный, в..помнить в) пр..образовать, пр..неприятный, пр..следовать г) без..ядерный, раз..ём, прем..ера
Поделиться