Чему учит былина никита кожемяка. Тема: «Богатырь Никита Кожемяка

Русская народная сказка "Никита Кожемяка"

Жанр: волшебная героическая народная сказка

Главные герои сказки "Никита Кожемяка"

  1. Никита Кожемяка, русский богатырь, который пошел биться со Змеем не ради царевны, а ради сирот.
  2. Змей, сказочное чудище, которое делало сиротами детей и похищало девушек
  3. Царь, князь киевский
  4. Царевна, царская дочь, попала в плен к Змею
План пересказа сказки "Никита Кожемяка"
  1. Похищение царевны
  2. Собачка
  3. Никита Кожемяка
  4. Бой со Змеем
  5. Раздел земли
  6. Смерть Змея
Кратчайшее содержание сказки "Никита Кожемяка" для читательского дневника в 5 предложений:
  1. Змей крадет царскую дочь, а та через собачку сообщает родителям про Никиту Кожемяку
  2. Царь с помощью сирот упрашивает Кожемяку убить Змея
  3. Кожемяка вызвал Змея и чуть не задушил его.
  4. Змей предлагает делить землю
  5. Как разделили землю, погнал Кожемяка Змея воду делить и утопил его.
Главная мысль сказки "Никита Кожемяка"
Русский богатырь берет не только силой, но и хитростью.

Чему учит сказка "Никита Кожемяка"
Сказка учит нас отзывчивости, учит заступаться за слабых, учит тому, что против врага любые средства хороши. Учит проявлять хитрость и находчивость.

Отзыв на сказку "Никита Кожемяка"
Сказка "Никита Кожемяка" мне очень понравилась, ведь в ней показан настоящий русский богатырь, который двенадцать кож разом рвет, который триста пудов на себя наматывает и которого боится сам Змей. Это героическая сказка, в которой богатырь побеждает зло и восстанавливает справедливость, причем не ищет выгоды и славы для себя.

Признаки волшебной сказки:
Волшебное сказочное чудовище - Змей
Гиперболы - триста пудов, двенадцать кож, пять тысяч сирот
Сказочный подвиг - деление земли и моря.

Пословицы к сказке "Никита Кожемяка"
Не родом славен богатырь, а подвигом.
Богатырская рука однажды бьет.
Славна богатырями земля Русская.

Краткое содержание, краткий пересказ сказки "Никита Кожемяка"
Повадился в одно время в Киев летать страшный змей, много народу погубил. Утащил однажды он царскую дочь, да с ней собачка увязалась.
И царевна, как улетит Змей, посылала собачку с сообщениями к царю с царицей.
Наказал царь дочери узнать, кого боится Змей и ему сообщить.
Оказалось, что боится Змей только Никиты Кожемяки. Пошел царь лично к Никите, а тот в это время кожи мял. Испугался царя и порвал все кожи разом. А потому осерчал и отказался на Змея идти.
Но царь привел к Никите пять тысяч сирот и не смог детям отказать Кожемяка. Обмотался пенькой, и пошел к Змею. Стал того на бой вызывать, бревна растаскивать.
Вышел Змей, бился с ним Кожемяка, душить начал. Взмолился Змей - не убивай меня, давай лучше весь мир меж собой разделим.
Согласился Кожемяка, впряг Змея в соху и провел черту до Черного моря. А потом погнал Змея воду делить. тут и утонул Змей.
А Кожемяка домой вернулся кожи мять.

Иллюстрации и рисунки к сказке "Никита Кожемяка"

Сравнение версий сказок

«Никита Кожемяка»

ПЕРВАЯ ВЕРСИЯ

Никита Кожемяка

ВТОРАЯ ВЕРСИЯ

Никита кожемяка

принесет.

Начнем с конца

самое,

бескорыстное и доброе

К слову говоря

что то

Вернемся к анализу

Для варианта Афанасьева ( )

Все мы знаем, что одна и та же сказка может иметь несколько версий, несколько вариантов начала и конца! Интересно сравнить эти варианты! Молодой и перспективный исследователь-филолог Сергей Сергеевич Шилин в своей студенческой работе так и сделал на примере двух версий сказки "Никита Кожемяка" и любезно предложил опубликовать свою статью на страничке нашего блога! Вот она!

Сравнение версий сказок

«Никита Кожемяка»

ПЕРВАЯ ВЕРСИЯ

Никита Кожемяка

А. Афанасьева «Народные русские сказки»

Около Киева проявился змей, брал он с народа поборы немалые: с каждого двора по красной девке; возьмет девку, да и съест ее.

Пришел черед идти к тому змею царской дочери. Схватил змей царевну и потащил ее к себе в берлогу, а есть ее не стал: красавица собой была, так за жену себе взял.

Полетит змей на свои промыслы, а царевну завалит бревнами, чтоб не ушла. У той царевны была собачка, увязалась с нею из дому. Напишет, бывало, царевна записочку к батюшке с матушкой, навяжет собачке на шею; а та побежит, куда надо, да и ответ еще принесет.

Вот раз царь с царицею и пишут к царевне: узнай, кто сильнее змея?

Царевна стала приветливей к своему змею, стала у него допытываться, кто его сильнее. Тот долго не говорил, да раз и проболтался, что живет в городе Киеве Кожемяка - тот и его сильнее.

Услыхала про то царевна, написала к батюшке: сыщите в городе Киеве Никиту Кожемяку да пошлите его меня из неволи выручать.

Царь, получивши такую весть, сыскал Никиту Кожемяку да сам пошел просить его, чтобы освободил его землю от лютого змея и выручил царевну.

В ту пору Никита кожи мял, держал он в руках двенадцать кож; как увидал он, что к нему пришел сам царь, задрожал со страху, руки у него затряслись - и разорвал он те двенадцать кож;. Да сколько ни упрашивал царь с царицею Кожемяку, тот не пошел супротив змея.

Вот и придумали собрать пять тысяч детей малолетних, да и заставили их просить Кожемяку; авось на их слезы сжалобится!

Пришли к Никите малолетние, стали со слезами просить, чтоб шел он супротив змея. Прослезился и сам Никита Кожемяка, на их слезы глядя. Взял триста пуд пеньки, насмолил смолою и весь-таки обмотался, чтобы змей не съел, да и пошел на него.

Подходит Никита к берлоге змеиной, а змей заперся и не выходит к нему.

Выходи лучше в чистое поле, а то и берлогу размечу!-сказал Кожемяка и стал уже двери ломать.

Змей, видя беду неминучую, вышел к нему в чистое поле.

Долго ли, коротко ли бился с змеем Никита Кожемяка, только повалил змея. Тут змей стал молить Никиту:

Не бей меня до смерти, Никита Кожемяка! Сильней нас с тобой в свете нет; разделим всю землю, весь свет поровну: ты будешь жить в одной половине, а я в другой.

Хорошо,- сказал Кожемяка,- надо межу проложить.

Сделал Никита соху в триста пуд, запряг в нее змея, да и стал от Киева межу пропахивать; Никита провел борозду от Киева до моря Кавстрийского.

Ну,- говорит змей,- теперь мы всю землю разделили!

Землю разделили,-проговорил Никита,- давай море делить, а то ты скажешь, что твою воду берут.

Взъехал змей на середину моря. Никита Кожемяка убил и утопил его в море. Эта борозда и теперь видна; вышиною та борозда двух сажен. Кругом ее пашут, а борозды не трогают; а кто не знает, от чего эта борозда,-называет ее валом.

Никита Кожемяка, сделавши святое дело, не взял за работу ничего, пошел опять кожи мять.

ВТОРАЯ ВЕРСИЯ

Никита кожемяка

М.Булатова «Русские волшебные сказки»

В старые годы появился невдалеке от Киева страшный змей. Много народа из Киева потаскал в свою берлогу, потаскал и поел. Утащил змей и царскую дочь, но не съел ее, а крепко-накрепко запер в своей берлоге.

Увязалась за царевной из дому маленькая собачонка. Как улетит змей на промысел, царевна напишет записочку к отцу, к матери, привяжет записочку собачонке на шею и пошлет ее домой. Собачонка записочку отнесет и ответ

принесет.

Вот раз царь и царица пишут царевне: узнай-де от змея, кто его сильней. Стала царевна от змея допытываться и допыталась.

Есть, - говорит змей, - в Киеве Никита Кожемяка - тот меня сильней.

Как ушел змей на промысел, царевна и написала к отцу, к матери записочку: есть-де в Киеве Никита Кожемяка, он один сильнее змея. Пошлите Никиту меня из неволи выручить.

Сыскал царь Никиту и сам с царицею пошел его просить выручить их дочку из тяжелой неволи. В ту пору мял Кожемяка разом двенадцать воловьих кож. Как увидел Никита царя - испугался: руки у Никиты задрожали, и разорвал он разом все двенадцать кож. Рассердился тут Никита, что его испугали и ему убытку наделали, и, сколько ни упрашивали его царь и царевна пойти выручить царевну, не пошел.

Вот и придумал царь с царицей собрать пять тысяч малолетних сирот - осиротил их лютый змей, - и послали их просить Кожемяку освободить всю русскую землю от великой беды. Сжалился Кожемяка на сиротские слезы, сам прослезился. Взял он триста пудов пеньки, насмолил ее смолою, весь пенькою обмотался и пошел.

Подходит Никита к змеиной берлоге, а змей заперся, бревнами завалился и к нему не выходит.

Выходи лучше на чистое поле, а не то я всю твою берлогу размечу! - сказал Кожемяка и стал уже бревна руками разбрасывать.

Видит змей беду неминучую, некуда ему от Никиты спрятаться, вышел в чистое поле.

Долго ли, коротко ли они билися, только Никита повалил змея на землю и хотел его душить. Стал тут змей молить Никиту:

Не бей меня, Никитушка, до смерти! Сильнее нас с тобой никого на свете нет. Разделим весь свет поровну: ты будешь владеть в одной половине, а я - в другой.

Хорошо, - сказал Никита. - Надо же прежде межу проложить, чтобы потом спору промеж нас не было.

Сделал Никита соху в триста пудов, запряг в нее змея и стал от Киева межу прокладывать, борозду пропахивать. Глубиной та борозда в две сажени с четвертью. Провел Никита борозду от Киева до самого Черного моря и говорит змею:

Землю мы разделили - теперь давай море делить, чтобы о воде промеж нас спору не вышло. Стали воду делить - вогнал Никита змея в Черное море, да там его и утопил.

Сделавши святое дело, воротился Никита в Киев стал опять кожи мять, не взял за свой труд ничего! Царевна же воротилась к отцу, к матери. Борозда Никитина, говорят, и теперь кое-где по степи видна, стоит она валом сажени на две высотою Кругом мужички пашут, а борозды не распахивают: оставляют ее на память о Никите Кожемяке.

Волшебная сказка «Никита Кожемяка» относится к киевскому циклу волшебных русских народных сказок.

Судя по всему, это не самая распространенная сказка необъемлемого русского фольклора, поэтому мне удалось найти лишь два варианта.

Итак, отыскал я это произведение в книге А. Афанасьева «Народные русские сказки» и в сборнике М.Булатова «Русские волшебные сказки».

Начнем с конца

«Никита Кожемяка» несомненно волшебная сказка. Текст, представленный на рассмотрение, описывает события и по содержанию и по стилю (в обоих вариантах) сразу дающие понять: все это – вымысел русского народа, стремящегося, как и всегда, заставить читателя «на ус намотать», да «урок преподать добрым молодцам».

Но проблема именно в этом донесении. Во варианте Булатова последние строки указывают непосредственно на то, что сказка придумана в качестве урока людям«…И сложил народ про Никиту эту сказку, - всем добрым людям на размышление». В отличие от этого, вариант Афанасьевского сборника намного более скуп на излишества. Он заканчивается простым «…не взял за работу ничего, пошел опять кожи мять».

Думаю это различие указывает на то, что два варианта сказки рассчитаны на разный возрастной состав аудитории. Скорее всего, вариант в сборнике Афанасьева рассчитан на более взрослый пласт, пусть и детей. Он и в принципе то более скуп на излишества, доносит до нас самое, что ни на есть важное (об этом чуть позже). Вариант же Булатова гораздо обширнее. Здесь сказка имеет вид более развернутого произведения, скорее где то записанного, чем передаваемого исключительно из уст в уста…

Время и место записи мне, к великому сожалению, найти так и не удалось, но, полагаю, это где-то 20-е годы.

Объем текста в двух видах сказки различен по уже оговоренным мной причинам – схематичность Афанасьевского варианта и развернутость Булатовского.

Сама суть сказки – далеко не Змей, Красна Девица и Богатырь. Основная мысль – сделать бескорыстное и доброе дело. Никита не знал, что Змей его боится и на уговоры «властей» не поддался. Но сердце его тот час же растопилось, когда он понял, что нужен своему народу, близким ему (более менее близким) людям. Это ведь горожане так просили его придти к ним на помощь. Кожемяка пришел и не взял за это ни пенни!

К слову говоря

К слову говоря, когда читал сказку, думал что Никита и Дочь Царя как и в других подобных произведениях в финале поженятся и будут «жить пожевать», а автор будет на свадьбе их «мед пиво пить»… Не тут-то было! Кожемяка сделал дело и просто вернулся к своим обязанностям .… Здесь мне и пришла мысль. А что если у сказки своеобразное двойное дно? Что если автор не только заложил смысл бескорыстной доброты, но и донес до народа некое расхождение со сказочными устоями? Если она Дочь Царя, значит, в конце непременно Главный герой получает ее в жены! Так просто она и не посмотрела бы на него, но сделав что то , она становится его супругой! А не это ли и есть, пусть косвенная, но плата за его героизм?

Вот и приходит на ум немного осмыслить, почему же все закончилось именно так, без пира в конце?

Вот оно, это самое двойное дно.С одной стороны - твердая стойкость своих убеждений. (Кожемяка пошел на Змея не ради денег и даже не ради Девицы Красной, да еще и Дочери Царя, а просто ради своего народа!) С другой стороны – то самое отрицание сказочных канонов. И суть даже не в том, что даром Царевне простолюдин не нужен, а в том, что это Царевна, может, и не нужна то вовсе простому кожемяке! Вот он уже и не только политический («не за царя, за Народ») но и моральный подтекст.

Вернемся к анализу

Если есть расхождения, то они очень малы. Кроме двух. В варианте Афанасьева помогала Царевне передавать записки собачка, а в Булатовском это была голубушка.

Признаться честно, собачка вызвала легкое удивление! Думаю больше похоже на элементы каких-то западных сказок, чем исконно русских народных. Голубь в этом плане как то…более к месту, что ли…

Вторым расхождением является эпизод с сожжением Змея. В варианте Афанасьевского сборника он отсутствует. После того как утоп Змей в море, выловил его Кожемяка со словами, - «не хочу, что бы воды ясные твоим телом поганить…» И сжег Змея, разнеся по миру пепел от его тела, дабы и памяти о нем не осталось!

На первый взгляд, образы героев довольно линейны и схожи с другими подобными по смыслу сказками. Злобный огнедышащий Тварь-Змей, Прекрасна Девица красна, отец ее, царь, да и всесильно широкоплечий Герой…

Но, с другой стороны, Герой и не подозревает о своей силе, не знает, что боится его Змей, красна девица не столь наивна и второстепенна, как это бывает, а царь вообще, оказывается, умеет во благо народа и хитроумные идейки выдавать (чего стоит мысль о собраний маленьких девочек ко двору Кожемяки)…

Все это вновь и вновь указывает на отвержение канонов сказки!

Змей давно на русской земле – олицетворение зла и горя. Три головы, огонь, похищение девиц… Фантастические мотивы не блещут оригинальностью и какой либо логичностью действий основного злого Существа…

И все-таки вариант в сборнике Булатова намного лучше. Он, как говорится, обладает душой. Не просто там «прилетел…увел…позвали…победил», как у Афанасьева. Имеется и описание самого змея, людей, обычаев, времяпровождения…

Сказка интересна (и вдвое интересна в трактовке сборника Булатова)… И героизм в ней, и смысл, и подтекст… То есть сочиненное и записанное русским народом!

Использованы материалы: сайта http://narodnye-russkie-skazki.gatchina3000.ru для варианта Афанасьева (http://narodnye-russkie-skazki.gatchina3000.ru/skazka_66.htm )

И книги «Русские волшебные сказки». Гос. Издат. Детск. Лит-ры Мин-ва просвещения РСФСР Ленинград 1958 год. Сборник М. Булатова. Стр. 14-19

Петрова Вера Станиславна

Город Миасс

МКОУ «ООШ № 28»

учитель начальных классов

Урок литературного чтения составлен по теме «Русская народная сказка «Никита Кожемяка», проводится в третьем классе, образовательная система «Школа 2100», авторы учебника Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева.

Конспект урока литературного чтения.

Тема : Русская народная сказка «Никита Кожемяка»

Цели :- развивать творческое воображение, любовь к поэтическому слову, умение сравнивать, делать выводы, умение давать связанный ответ;

- обучать беглому, выразительному, осмысленному чтению; коллективной работе, приобщать к фактам исторической действительности;

-воспитывать нравственные понятия: отвагу, верность, способность на поступок, долг, ответственность;

Оборудование:

- запись сказки и былины

- выставка книг по теме урока

- карточки с пословицами

- карточки с заданиями для групповой работы

- карточки для определения рефлексии

Ход урока:

I Организация класса.

II Речевая разминка .

В мире много сказок

Грустных и смешных,

И прожить на свете

Нам нельзя без них.

В сказке может всё случиться,

Наша сказка впереди,

Сказка в двери к нам стучится.

Скажем гостье: «Заходи!»

-Прочитайте «жужжащим » чтением. Что вы прочитали?

- А сейчас прочитайте это стихотворение, выделяя голосом слово «сказка» .

III Сообщение темы и целей урока.

Учитель: Мне хотелось бы пригласить вас сегодня в мир былин и сказок.

Звучит музыка Н. Римского - Корсакова

В этом таинственном прекрасном мире только читателю дано постичь тайны творчества, ощутить волшебную магию. Напрасно думаете, что это легко уметь читать и видеть красивое, слушать и слышать возвышенное, понимать умное и чувствовать глубокое.

Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с новой сказкой, сравним её с былиной, которую читали дома.

IV Проверка домашнего задания.(С элементами литературного анализа)

- Какие литературные рода вы знаете? К чему относятся былины и сказки?

- Чем вам понравилась былина «Илья Муромец и Святогор»?

- Почему былины написаны в стихотворной форме?

(Былины сочинялись как стихи, чтобы их исполняли особые люди – сказители нараспев, играя на гуслях).

- Зачитайте зачин, концовку былины.

Проверка заданий по группам.(Было задано разноуровневое домашнее задание)

(1 группа: Выразительное чтение отрывка со слов «Тут Святогор…»)

(2 группа: Найти слова, которые сейчас не употребляются).

(3 группа: Сочинение – миниатюра на тему « Не перевелись ещё богатыри на земле русской»)

Вывод (Создание проблемной ситуации)

- Богатыри – это только герои былин? Каких людей в настоящей жизни можно назвать богатырями? (рассуждения учеников)

V Объяснение нового материала.

Подготовка к первичному восприятию .

- Посмотрите на этого молодого парня. Можно ли его назвать русским богатырём?

- Наш земляк, который родился и проживал в селе Маянга, Степан Остапенко во время Великой Отечественной войны совершил подвиг. Для того чтобы его товарищи смогли переправиться через реку Днепр, он один вызвал огонь на себя и погиб в неравном бою. За этот подвиг посмертно он был награжден званием Героя Советского Союза.

- А как вы теперь считаете, можно ли назвать Степана Остапенко русским богатырём? (Высказывания учащихся)

- Откройте учебник. Прочитайте название сказки, с которой мы будем знакомиться. Рассмотрите иллюстрацию к сказке. Можно ли этого человека назвать богатырём? Сделайте прогноз по заглавию и иллюстрации, о чём пойдёт речь в сказке.

- Послушайте сказку и ответьте на вопрос: «Чем Никита Кожемяка был похож на героев былин?»

- Послушайте былину «Никита Кожемяка»

Первичное чтение сказки подготовленными учениками.

Проверка первичного восприятия сказки.

- Похож ли Никита на русского богатыря?

- Какие чувства затронуло у вас это произведение? С каким настроением вы слушали сказку?

-О чём вы задумались, прочитав сказку?

- Все ли слова в сказке были понятны?

Словарная работа .

    Поборы – сборы.

    Промыслы – охота

    Сыскал – нашёл

    Лютый – злой

    Авось – может быть

    Берлогу размечу – разнесу

    Межа – граница

    Пуд пеньки – 16 кг грубых нитей

    Соха в триста пуд – соха весом в 4800 кг

Физминутка (Музыкальная миниатюра)

Анализ сюжета . ( Путь анализа – по сюжету )

- Сейчас вы сами будете читать сказку, и одновременно мы поработаем над её содержанием, чтобы сказка была более понятна.

- Какая беда постигла жителей города Киева?

-Почему пришлось отдать змею царскую дочку?

- Почему змей не съел красавицу?

- Кто мог спасти царевну? Как она об этом узнала?

- Чем занимался Никита? Для чего мнут кожи?

- Как Никита и змей делили землю и воду?

- Что осталось от змея?

Рисованная сюжетная цепочка(Картинный план)

- Расположите рисунки в порядке происходящих событий в сказке.

Составление системы образов, выяснение мотивов поступков героя и их последствий.

- Кто из героев появляется первым? Кто следующий? Какие отношения были между ними?

(Появляется схема произведения)

- С помощью данной схемы сделайте вывод. (Если ты любишь людей, уважаешь старых, защищаешь малых, то и они отплатят тебе тем же)

- Давайте это подтвердим эпизодами из сказки. Найдите отрывок, в котором описывается, почему Никита согласился идти воевать со змеем. Какая черта характера героя описана в этом отрывке?

- Зачитайте, как Никита и змей делили землю и воду. Что вы можете сказать о герое в этой ситуации?

- Найдите финальный эпизод сказки. Подтверждают ли эти слова наш вывод, что за все свои поступки Никита Кожемяка был награждён всеобщим уважением и любовью?

- Давайте вернёмся к нашему прогнозу. Подтвердились ли наши предположения о том, что сказка «расскажет» нам о сильном человеке по имени Никита Кожемяка?

- Как по-другому вы могли бы озаглавить сказку?

VI Закрепление изученного. Применение новых знаний в нестандартных ситуациях.

- Ребята, давайте сравним сказки с баснями, сказочных героев и богатырей.

Заполним таблицу.

- Рассмотрите репродукцию картины. Кто знает её название и фамилию художника, который написал эту картину?

(Картина В. Васнецова «Три Богатыря»).

- Я предлагаю вам пофантазировать и словами «нарисовать», где бы мог расположиться на этой картине Никита Кожемяка и как бы он выглядел. (Рисование словесных картин)

Самостоятельная работа . Работа в группах.(Разноуровневые задания)

1 группа. Среди предложенных пословиц найти и выписать пословицы, которые подходят к прочитанным на уроке басне и сказке.

2 группа. Выполняют фантастическое задание «Салат из сказок» (Никита Кожемяка повстречался с Ильёй Муромцем. Что могло произойти?)

Отчёты групп.

VII Итог урока

Заранее подготовленный ученик читает до конца стихотворение Ю. Энтина, с которого начался урок.

В мире много сказок

Грустных и смешных.

Нам нельзя без света,

Нам нельзя без них.

Пусть герои сказок

Дарят нам тепло,

Пусть Добро навеки

Побеждает Зло!

- Победило ли добро в сказке «Никита Кожемяка»?

- А как вы относитесь к нему и людям подобных ему?

Рефлексия.

- Перед вами лежат карточки, на которых изображены столбики. Отметьте, пожалуйста, свою работу на уроке по каждому пункту.

VIII Домашнее задание.

Подготовиться по одному из направлений:

    Музей пластилиновых фигур.

    Составление пожеланий Никите Кожемяке.

- Спасибо за урок, молодцы! Оценки…

Жанр: сказка

Главные герои: Никита , змей

Сюжет

Стал на Киев налетать огромный змей, да людей губить и украл княжескую дочь. Он запер ее у себя в доме и держал невольницей. Стала княжка змея пытать, кто сильнее его. Сказал тот, что только Никита Кожемяка может его победить.

Сообщила о том княжна родителям и пошли они к мужику просить о помощи. Сначала Никита отказал, но когда пришли его просить дети, оставшиеся сиротами после налетов змея, согласился.

Отправился к дому, где проживало чудовище. Змей испугался, в доме закрылся, не хотел воевать, но Никита его заставил. Когда стали они биться, почувствовал змей, что силы его на исходе и попросил Никиту разделить с ним власть над всем миром.

Никита согласился для вида, стали они вдвоем со змеем огромный плугом мир делить. Дошли до Черного моря, тут Никита и говорит: «Давай воду делить», и утопил змея в море.

А распаханную борозду от Киева до моря еще и сейчас можно увидеть, потому что народ ее бережет в память о подвиге мужика Никиты.

Вывод (мое мнение)

Как и во многих сказках, мир спасает не военачальник, а простой мужик, который ничего не попросил за свои великие дела.

Народные сказки заключили в себя мудрость и житейский опыт, накопленные человечеством за многие века. «Сказка ложь, да в ней намек...» Сложно переоценить важность сказок для развития ребенка: сказка учит смелости, честности, доброте, развивает чувство прекрасного. Расскажите ребенку сказку, он обязательно почерпнет из нее что-либо полезное. В этом выпуске русская народная сказка Никита Кожемяка .

Никита Кожемяка

В старые годы появился невдалеке от Киева страшный змей. Много народа из Киева потаскал в свою берлогу, потаскал и поел. Утащил змей и царскую дочь, но не съел ее, а крепко-накрепко запер в своей берлоге. Увязалась за царевной из дому маленькая собачонка. Как улетит змей на промысел, царевна напишет записочку к отцу, к матери, привяжет записочку собачонке на шею и пошлет ее домой. Собачонка записочку отнесет и ответ принесет.

Вот раз царь и царица пишут царевне: узнай-де от змея, кто его сильней. Стала царевна от змея допытываться и допыталась.

Есть, - говорит змей, - в Киеве Никита Кожемяка - тот меня сильней.

Как ушел змей на промысел, царевна и написала к отцу, к матери записочку: есть-де в Киеве Никита Кожемяка, он один сильнее змея. Пошлите Никиту меня из неволи выручить.

Сыскал царь Никиту и сам с царицею пошел его просить выручить их дочку из тяжелой неволи. В ту пору мял Кожемяка разом двенадцать воловьих кож. Как увидел Никита царя - испугался: руки у Никиты задрожали, и разорвал он разом все двенадцать кож. Рассердился тут Никита, что его испугали и ему убытку наделали, и, сколько ни упрашивали его царь и царица пойти выручить царевну, не пошел.

Вот и придумал царь с царицей собрать пять тысяч малолетних сирот - осиротил их лютый змей, - и послали их просить Кожемяку освободить всю русскую землю от великой беды. Сжалился Кожемяка на сиротские слезы, сам прослезился. Взял он триста пудов пеньки, насмолил ее смолою, весь пенькою обмотался и пошел.

Подходит Никита к змеиной берлоге, а змей заперся, бревнами завалился и к нему не выходит.

Выходи лучше на чистое поле, а не то я всю твою берлогу размечу! - сказал Кожемяка и стал уже бревна руками разбрасывать.

Видит змей беду неминучую, некуда ему от Никиты спрятаться, вышел в чистое поле.

Долго ли, коротко ли они билися, только Никита повалил змея на землю и хотел его душить. Стал тут змей молить Никиту:

Не бей меня, Никитушка, до смерти! Сильнее нас с тобой никого на свете нет. Разделим весь свет поровну: ты будешь владеть в одной половине, а я - в другой.

Хорошо, - сказал Никита. - Надо же прежде межу проложить, чтобы потом спору промеж нас не было.

Сделал Никита соху в триста пудов, запряг в нее змея и стал от Киева межу прокладывать, борозду пропахивать; глубиной та борозда две сажени с четвертью. Провел Никита борозду от Киева до самого Черного моря и говорит змею:

Землю мы разделили - теперь давай море делить, чтобы о воде промеж нас спору не вышло.

Стали воду делить - вогнал Никита змея в Черное море, да там его и утопил.

Сделавши святое дело, воротился Никита в Киев, стал опять кожи мять, не взял за свой труд ничего. Царевна же воротилась к отцу, к матери.

Борозда Никитина, говорят, и теперь кое-где по степи видна: стоит она валом сажени на две высотою. Кругом мужички пашут, а борозды не распахивают: оставляют ее на память о Никите Кожемяке.

Пусть народная сказка рассказанная малышу, станет хорошей традицией и сблизит вас с малышом.

Поделиться