Чего человек познает окружающий мир. Как человек познает окружающий мир

Слайд 1

Человек познаёт мир

Слайд 2

Цель урока: Сформировать представления учащихся о многообразии познавательных возможностях человека.

Слайд 3

О чем ты узнаешь Что такое самосознание? На что ты способен?
На какие вопросы ответишь Зачем человек познаёт себя? Влияет ли самооценка на поведение человека? Нужно ли сравнивать себя с самим собой и другими? Каждый из нас талантлив? Как это узнать? Как найти дело по душе?

Слайд 4

ПЛАН:
1. Познание мира. 2. Что такое самосознание. 3. На что ты способен. 4. Учимся узнавать и оценивать себя.

Слайд 5

Большинство судят о людях по их личинам, чем они кажутся, и лишь не многие бывают в состоянии отличить кажущееся от действительного. Никколо Макиавелли

Слайд 6

Какие вопросы чаще всего задают люди?
Что это такое?
Для чего это?
Почему? Зачем?
ПОЗНАЮТ
Любознательные люди
мир

Слайд 7

Познание самого себя является важной потребностью человека

Слайд 8

ПОЗНАНИЕ – это процесс мыслительной деятельности, направленный на получение нового знания об окружающем мире.

Слайд 9

Две стороны познания
СУБЪЕКТ Человек Общество
ОБЪЕКТ Предмет Мир Человек

Слайд 10

Как человек познает мир?

Слайд 11

Через органы чувств: -ощущения, -восприятие (целостный образ мира или его части)
Язык, речь(называются предметы, описываются их свойства и признаки)
Познает мир
Суждения, умозаключения Формулирует вопросы, выводы, теории
Истина

Слайд 12

ОРГАНЫ ЧУВСТВ

Слайд 13

ПОЗНАЙ САМОГО СЕБЯ- надпись на храме Аполлона в Дельфах как призыв бога Аполлона к каждому входящему. По преданию, эта идея была принесена в дар Аполлону «семью мудрецами».

Слайд 14

Кто я? Что я? Только лишь мечтатель, Синь очей утративший во мгле, Эту жизнь прожил я словно кстати, Заодно с другими на земле.
С. Есенин

Слайд 15

Познание мира и себя
Познание самого себя предполагает исследование человеком своих способностей и возможностей, поиск того вида деятельности, который будет им соответствовать и помогать ему реализоваться как личность. Осознавая свои способности, качества своей личности, человек стремится что-то изменить в своих отношениях с окружающими.

Слайд 16

Познание мира тесно связано с познанием человеком самого себя.
ПОЗНАНИЕ САМОГО СЕБЯ - это изучение человеком своих способностей (что умею) и возможностей (что могу сделать), поиск деятельнос­ти, которая будет им соответствовать.

Слайд 17

Пассивная фаза Активная фаза Активная фаза Фаза падения активности
3-8 мес. 12-15 лет 20-30 лет 60-70 лет конец жизни
познание направлено на внешний окружающий мир, познание своего Я эпизодичес-кое большее внимание уделяется внешнему виду, облику (как я выгляжу?), одежде, физической подготовке внимание переключается к внутренней сущности, поиску места, смысла в жизни, самореализации мудрец - считает, что знает о себе все, отчего к самопознанию отношение второстепенное
Этапы самопознания

Слайд 18

Продолжите список правил, которые помогут вам лучше узнать себя
Прислушиваться к мнению друзей. Давать оценки своим поступкам.

Слайд 19

Спорят два шестиклассника: один утверждает, что себя узнать сложнее всего. А другой возражает: самопознание – это самое простое. Кто же себя не знает?!
Кого бы вы поддержали в этом споре и почему?

Слайд 20

САМОСОЗНАНИЕ
Познать свои сильные и слабые стороны
Перспективы деятельности
Взаимоотношения с людьми
Отношение людей к тебе

Слайд 21

Самосознание
Напишите 3-5 предложений о себе, начиная со слова «Я…», например: «Я хороший ученик». Нарисуйте лестницу из 4-5 ступеней. Разместите на этой лестнице себя и своих друзей.
Читаем «Что такое самооценка»
Для правильной самооценки важно знать свои положительные и отрицательные качества, стараться развивать одни и освобождаться от других. Очень важно научиться видеть и оценивать себя, сравнивая не только с другими, но и с самим собой.

Слайд 22

САМООЦЕНКА – оценка человеком собственных качеств, достоинств и недостатков.

Слайд 23

Слайд 24

Рисунок Марины Рисунок Владимира

Посмотри на рисунки Марины и Владимира. У кого из них низкая самооценка, а у кого - высокая?

Слайд 25

Способности
Способности- индивидуальные особенности личности, условия успешного выполнения определенной деятельности. Человек обладает огромными способностями, главное уметь ими воспользоваться и развивать их.

Слайд 26

Гении и таланты

Слайд 27

Жил на свете человек
Михаил Васильевич Ломоносов Работа с учебником

Слайд 28

Александр Александрович Дейнека «Будущие лётчики»

Слайд 29

Ответьте на вопросы:
Почему художник дал такое название картине? О чём мечтают друзья, глядя на небо? Может ли их мечта осуществиться? Что необходимо для того, чтобы мечта стала реальностью?

Слайд 30

Запишите свое имя на листе бумаги и на каждую букву своего имени запишите прилагательное: какой вы?
Самосознание- обращенность на себя, способность сознавать себя.

Слайд 31

Тренинг «Немного о себе» Продолжи предложенные предложения. Больше всего я люблю... Я хотел бы... Я хотел бы быть... Я чувствую себя счастливым, когда... Я надеюсь, что когда-нибудь... Я хотел бы быть более... Мне очень грустно, когда... Я хочу познакомиться с... Я хотел бы больше узнать о...

Слайд 32

У каждого человека есть сильные стороны - это то, что человек ценит и любит в себе. А есть и слабые стороны, которые не дают уверенности, но от которых человек хочет избавиться. Заполните таблицу.
Мои сильные стороны Мои слабые стороны Я хочу изменить в себе

Слайд 33

“Психологический тип в общении”
Оцените приведенные высказывания в баллах от 0 до 4, затем подсчитайте сумму. 1. Я легко сближаюсь с людьми. 2. У меня много знакомых, с которыми я охотно встречаюсь. 3. Я разговорчивый человек. 4. Я непринужденно чувствую себя с незнакомыми людьми. 5. Мне стало бы неприятно, если бы надолго исчезла возможность общения. 6. Когда мне надо что-то узнать, я предпочитаю спросить, а не копаться в книгах. 7. Мне удается оживить скучную компанию. 8. Я говорю быстро. 9. Когда я надолго оторван от людей, мне очень хочется поговорить с кем-нибудь.

Слайд 34

1-12 баллов. Интроверт. Обращенный в себя, он с трудом вступает в контакт, в компании способен нагнать на всех тоску. Такой человек ориентирован в основном на собственные чувства, сдержан, застенчив, общению предпочитает книгу. В решениях серьезен, эмоциям не доверяет, любит порядок. Пессимистичен, и поэтому вряд ли из него получится хороший организатор. 13-24 балла. Амбаверт. Для него характерны спокойные, ровные отношения с людьми, ответственность за свои поступки. Именно такими качествами обладают, как правило, лучшие руководители, словом все, чья работа требует умения общаться с людьми. 25-36 баллов. Экстраверт. Словоохотливый, общительный оптимист, любит каверзные вопросы, острые шутки. Общение с кем бы то ни было для него не проблема, и тут он прекрасный импровизатор. Все у него получается легко и непринужденно. Но не менее легко относится и к собственным обязательствам, и поэтому хозяином своего слова его можно назвать лишь с иронией. Несдержан, потому что не считает нужным контролировать эмоции и чувства.

Слайд 35

Тест «Знаешь ли ты себя»
Ответь на вопросы теста. Подсчитай баллы. И узнай на сколько ты знаешь самого себя.

Слайд 36

1.Если ты выбираешь какое-либо дело, то можешь ли ты объяснить себе, почему выбор именно таков? А. Да Б. Трудно сказать В. Нет 2.Понимаешь ли ты причины плохого или хорошего отношения товарищей к тебе? А. Да Б. Трудно сказать В. Нет 3. Были ли у тебя на прошлой неделе поступки, причины которых затрудняешься объяснить? А. Были Б. Не помню В. Не были 4.Если время вернуть назад, то вчерашний день: А. Прожил бы точно также Б. Многое сделал бы лучше В. Не считаю нужным об этом думать 5. Можешь ли ты предсказать, как поступишь в сложной ситуации? А. Да Б.Нет В. Трудно сказать 6. Хорошо ли ты знаешь, что изменилось в тебе, если сравнить поведение сегодня и год назад? А. Знаю Б. Не знаю В. Не задумывался 7. Задумываешься ли ты, какие изменения могут произойти в тебе завтра? А. Задумываюсь Б Не задумываюсь В.Над этим мне предстоит подумать 8.Трудно ли выбрать то дело, которое соответствует твоему характеру? А. Трудно Б Не трудно В. Не знаю 9. Знаешь ли ты, какая примерно профессия соответствует твоим качествам личности? А. Знаю Б. Не знаю В. Не задумывался 10. Знаешь ли ты, как произвести хорошее впечатление на окружающих? А. Знаю Б. Не знаю В. Не уверен 11.Смог бы ты назвать героя книги или фильма, на которого похож? А. Смог Б. Не смог В. Не задумывался
Можно верно оценить любого человека с первого взгляда. Ведь как известно встречают по одёжке

  • В чем богатство мира знаний?
  • Что движет человеком в стремлении к истине?
  • Существуют ли вечные истины?
  • Как познать самого себя?

Знание о мире и мир знаний . Человек - существо любознательное. Его поведение сначала определяется ориентировочным рефлексом: «Что такое?» Постепенно любознательность в нем не затухает, а, напротив, приобретает устойчивое стремление к познанию. Тем более что мир вокруг столь разнообразен, интересен и привлекателен.

Маленький ребенок не устает повторять свои «почему?» и «зачем?». Его любознательность направлена на все, что попадается в поле его внимания. Постепенно эти вопросы становятся более редкими, но зато желание получить ответы - более насущным. Познавательные возможности человека весьма велики. Да и объект познания человека - весь мир.

Мы часто говорим «мир знаний», но часто ли действительно задумываемся, каков этот мир? А в нем есть разные уровни знаний. Часть сведений о мире человек получает через свои органы чувств посредством ощущений. Мир видим, полон звуков и запахов, он оказывает воздействие на органы осязания. Можно ли полагать, что наши органы чувств дают нам верную информацию? Вы сразу возразите, что, мол, не у всех зрение и слух совершенны, да и запахи люди различают по-разному. Со временем человек вообще утратил тонкость многих ощущений. Приходится с этим соглашаться. Тем не менее тот их объем, который мы получаем как непосредственную реакцию на раздражения, вызванные воздействием окружающей действительности на наши рецепторы,- важный канал информации. Мозг эту информацию воспринимает, перерабатывает, запоминает. Из множества непосредственных ощущений рождается восприятие - целостный образ мира или его части. У человека мир ощущений дополнительно окрашен с помощью языка. Стоит нам услышать слово «цветок», и перед мысленным взором одного человека встает благоухающая роза в капельках росы. Другому видится скромный полевой цветок или экзотическое дерево в цвету.

Образы, которые создают наши воспоминания, опираются на прежние ощущения и дополняются всей суммой информации, полученной нами с помощью различных органов чувств, порождают комплексное восприятие. Органы чувств помогают человеку познавать мир непосредственно, но они не дают многих важных сведений, без которых знания не являются полными.

Важную роль в познании мира играет язык, речь. С их помощью человек называет окружающие предметы, описывает их свойства и признаки. На основе этих описаний он определяет, что общего у этих предметов, и составляет обобщенные понятия, а также устанавливает, в чем их отличия. С помощью суждений и умозаключений человек формулирует вопросы, выводы, теории. И все это - ради познания истины.

Истина - стремление к ней движет человеком со времени его появления на Земле. Путь к истине часто бывает весьма трудным и даже опасным. Ради истины люди шли на испытания и даже смерть. Истиной принято называть знания, соответствующие окружающему миру наиболее полно и точно. Существуют истины общеизвестные: «Не суйся в воду, не зная броду». Чтобы убедиться в справедливости этого совета, не обязательно самому проверять его на практике, тем более если не умеешь плавать. Многие истины приходят к нам с народной мудростью, выработанной поколениями.

Существуют истины, которые проверяются непосредственной практикой ежедневно: «Лучше быть здоровым и богатым, чем бедным и больным». За подобными истинами стоит здравый смысл. Они также опираются на опыт и не требуют для своего доказательства сложных аргументов. Тут все очевидно. Но существуют истины и неочевидные, для постижения которых мало личного опыта или опыта своих близких. Чем сложнее явление, которое постигается, тем иногда сложнее за очевидным увидеть невероятное. В детской книжке про Незнайку и его друзей незадачливый герой рассуждает о том, что раз во время полета на воздушном шаре под ногами у путешественников оказались облака, то значит, что летят они вниз головой. На первый взгляд так оно и есть: облака внизу, значит, и голова внизу. На самом деле наука давно установила, что облака располагаются над поверхностью Земли на разной высоте, значит, меняя высоту полета, можно оказаться и над облаками, и в толще их, и под ними.

Наука, исследуя мир, прибегает к специальным средствам и методам: наблюдениям, опытам и экспериментам, моделированию, измерениям, расчетам, построению теории. Знакомясь с основами наук на разных уроках, вы тоже проходите этот путь познания. Разница между учеником и ученым только в том, что ученик постигает истины, пока незнакомые ему лично, а ученый открывает новое знание.

Особым образом познает человек общественную жизнь. Науки об обществе отличаются от наук о природе хотя бы тем, что невозможно повторить многие исторические события или социальные явления. Однако общественные науки выработали свои способы сбора и обработки информации. Они широко опираются на свои источники, обобщая и объясняя полученные данные. Когда-то отец истории Геродот назвал свой труд «История», что переводится как повествование, рассказ. Он поставил перед собой цель поведать людям обо всем, что узнал сам во время путешествий или о чем ему рассказывали другие люди. А уж дело читателя - отделить истину от вымысла. С тех пор история заметно изменила свой способ познания мира. Она уже не ограничивается ссылкой на упомянутые факты, она сравнивает версии одних и тех же событий, сопоставляет и перепроверяет данные с помощью вещественных и письменных источников. На помощь историку приходят точные науки, компьютеры, радиоактивные вещества и многое другое. Наука сегодня гораздо ближе к истине, чем во времена Геродота.

Значит ли это, что науке известно все, что она владеет универсальным знанием? Конечно, нет. Многие теории науки сменяются более совершенными и точными. Проникновение в глубь тайн природа - процесс бесконечный, как и сам этот мир. Обретая знания, человек движется дальше, дальше, дальше. Многие прежние представления заменяются новыми. Классический пример - открытие теории относительности Эйнштейном, доказавшим, что ньютоновская механика лишь частный случай, и действуют законы, открытые Ньютоном, лишь в земных условиях. Космические полеты практически дали возможность изучать невесомость, постигать новые закономерности, которые существуют в открытом космосе.

Наше представление о мире значительно обогащает искусство. Оно не только черпает в окружающем мире сюжеты, ситуации, проблемы, впечатления, но и создает различные художественные средства, раскрывая многогранные стороны жизненной действительности. Фантазии деятелей искусства не только служат средством самовыражения, они помогают человеку понять в мире что-то важное, почувствовать и узнать о самом себе и других то, что не дает ни наука, ни личный опыт, ни здравый смысл. Однако это происходит только в том случае, когда удается постичь глубину художественного образа, порой достаточно сложного.

Сколько «я» в каждом «я»? Надпись на Дельфийском храме гласит: «Познай самого себя». Человеку нужно знать: каков он? Кто он? Знает ли он себя?

Прежде всего уясним, что понятие «я» очень сложное. Каждый человек видит себя под разными углами зрения. Поэтому различают «реальное я» - то, каким представляет себя человек на самом деле в данный момент; «динамическое я» - каким человек хочет стать; «фантастическое я» - каким он видит себя в мечтах, каким бы хотел стать; «идеальное я» - каким человеку приятно было бы себя видеть; целый ряд воображаемых, «представляемых я» - каким человек выставляет себя намеренно, как бы прячась за маски, скрывающие какие-то черты «реального я».

Знание и осознание человеком самого себя, выделение себя из окружающего мира, осознание своей уникальности и неповторимости, своих физических, психических и моральных качеств называется самосознанием. В результате у человека формируется «образ Я» - неповторимая система представлений, образов и оценок, относящихся к самому себе.

«Образ Я» - это отношение к самому себе, которое возникает из многих компонентов. Во-первых, важное место в этом образе принадлежит внешности. Мало кто может сказать, что полностью собой доволен. Чаще мы ворчим, что хотелось бы иметь иной рост, цвет глаз или волос, хоть чуть-чуть быть похожим внешне на идеал. Увы... Внешность можно изменить, но нужно ли? С годами все меньше претензий к ней, все более привычным кажется собственный облик. Да и народная мудрость справедливо учит: «Не с лица воду пить...»

Еще один компонент - представление о своих внутренних качествах и свойствах: «умный», «честолюбивый», «романтичная» и т. д. Для человека важна оценка того, что он о себе знает, эмоциональное отношение к образу самого себя.

Как же обычно человек узнает сам о себе? Чаще всего он узнает о себе от других людей: сначала от взрослых, потом все чаще сравнивая себя с другими людьми. И он не только смотрится в «зеркало» - другого человека, констатируя те или иные человеческие свойства: доброту, ум, дисциплину, умение работать, хвастливость или тому подобное. Он как бы «примеряет» эти качества на себя, определяет, есть ли они у него или нет.

Зная свое «я реальное», человек зачастую стремится приблизиться к «я идеальному».

Самооценка - это оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. От самооценки зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам.

Самооценка испытывает на себе влияние множества внешних и внутренних обстоятельств. «Рядом с ним я чувствовал себя бездарным». «После успеха на экзамене я мгновенно вырос в своих глазах». Эти фразы подчеркивают, как быстро все меняется в наших представлениях о себе.

Самооценка тесно связана с целями, которые человек ставит перед собой: чем цель труднее, тем требовательнее он к себе.

Один человек ставит себе высокие цели и упорно стремится к их достижению. Другой живет по принципу «я - человек маленький», многого не предпринимает, лишь бы избежать неудач. Психологи обнаружили, что, чем менее выражен интерес к самому себе и самоуважение у человека, тем острее он реагирует на возможное расхождение между задуманной целью и полученным результатом. Иногда такое отношение к себе связано с нежеланием участвовать в напряженной деятельности, а также противопоставлением себя окружающим.

Познать себя весьма непросто. Здесь человека подстерегают неожиданные сложности. Какие они? Прежде всего часто люди склонны переоценивать свои возможности. В этом случае говорят о завышенной самооценке. Такие люди вызывают к себе скептическое отношение окружающих. «Он много о себе мнит»,- говорят о таком человеке. Если же человек оценивает себя излишне низко (заниженная самооценка), то здесь таится другая опасность: неуверенность в себе. Оказывается, для самооценки личности очень важно, что о тебе говорят за глаза.

Для того чтобы самооценка и отношение к человеку окружающих совпадали, нужно почаще анализировать свои поступки.

Так уж получается, что к самоанализу нас обычно побуждают какие-то особенные, критические события: трудности, конфликты, противоречия. Бывает, мы укоряем себя, что поступили так, а не иначе, не сказали и не сделали по-другому. Такой анализ полезен. Он будет еще более эффективным, если в похожих ситуациях мы найдем в себе силы повести себя так, как следовало бы, учесть свои прошлые ошибки.

    Основные понятия

  • Познание человеком мира и себя.

    Термины

  • Ощущение, восприятие, понятие, суждение, умозаключение, истина, самоанализ, самооценка, «образ Я».

Вопросы для самопроверки

  1. Какую роль в познании играют ощущения?
  2. Что такое восприятие, как оно связано с ощущениями?
  3. Чем истина отличается от правдоподобного знания?
  4. Чем познание природы отличается от познания общества?
  5. Охарактеризуйте особенности основных видов познания.
  6. Какую роль играет язык в процессе познания человеком мира?
  7. Из чего слагается «образ Я»?
  8. Как можно повысить самооценку? Какое значение она имеет в жизни человека?

Задания

  1. Далеко не все ученые признают, что мир познаваем. Тех, кто отрицает саму возможность знать истину, называют агностиками. Выскажите ваши представления об агностиках: в чем они правы, в чем с ними трудно согласиться.
  2. Приведите примеры, которые опровергают истины, очевидные с точки зрения здравого смысла.
  3. Составьте сравнительную таблицу «Познание природы, общества, самого себя», наметьте линии сравнения, сформулируйте выводы об особенностях познания этих трех объектов.
  4. Известный древнегреческий философ Фалес на вопрос: «Что трудно?» - отвечал: «Познать самого себя». Определите свое отношение к мнению мудреца древности. Приведите необходимые аргументы.

Окружающий мир - 3 класс
Тема урока: "Человек"
Задачи урока:

  • знакомимся с организмом и органами человека;
  • учимся прислушиваться к своему организму, чтобы помочь ему ритмично работать;
  • знакомимся с органами чувств их значением для человека;
  • учимся беречь органы чувств.

Итак, ребята, вы уже знаете, что живая природа образно делится на 4 царства: животные, растения, грибы и бактерии + город лишайников.

Как вы думаете, в каком царстве живет человек? Докажи, назови общие признаки человека и жителей того царства, которое ты выбрал.

Человек - часть живой природы. Это очевидно! Он дышит, питается, размножается, растет, развивается...., как и другие живые существа. Можно было бы по этим признакам отнести человека к животным. Но человеку присущи и такие качества, которыми животные не обладают.

Как ты думаешь, что есть у человека, но нет или не достаточно у животных?

Приведи примеры.

Человек может создавать то, чего не создавала природа сама. С точки зрения людей верующих, человек - создание бога, который был создан по образу и подобию своему. Не иначе, как творцом. По сути, мы вольны создавать и творить , чего не дано было животным. Но творить могут только те существа, которые имеют разум.

Человек - творец. Он сам может создавать свои миры, строит города, пишет книги, сочиняет музыку, рисует картины, создает технику, делает новые открытия.


Что мы имеем? Человек - это и часть живой природы, и часть общества (социума). Человек в отличие от животных передвигается на двух ногах, может мыслить, рассуждать, планировать свою деятельность, заниматься творчеством, создает самостоятельно орудия труда и разные вещи, в общении использует разные виды речи (устную, письменную, эмоциональную), изучает природу и самого себя...

Это потому, что человек имеет РАЗУМ.

А как вы думаете, где "жилище" разума человека?

Конечно, это головной мозг . У человека он особенно развит. Это наш внутренний компьютер. Состоит наш мозг из двух полушарий, как ядрышко в грецком орешке.

Благодаря этим двум полушариям мы умеем решать примеры и задачи, придумываем что-то, умеем ориентироваться в нашем трехмерном пространстве, читаем, пишем, размышляем, фантазируем, логически мыслим и многое другое.

Еще человек умеет переживать, сочувствовать, испытывать разные эмоции (радость, восторг, сочувствие, сожаление...). Каждый человек имеет свои особенности характера и свои человеческие качества, которые может сам регулировать и менять благодаря своему собственному ВЫБОРУ. Он САМ РЕШАЕТ, быть ему добрым или злым, жадным или щедрым, завистливым или самодостаточным. Мы называем это ВНУТРЕННИМ МИРОМ ЧЕЛОВЕКА или ДУШЕВНЫМ МИРОМ ЧЕЛОВЕКА. Когда мы хотим разобраться в своем внутреннем, душевном мире, мы становимся ПСИХОЛОГАМИ. Есть такая наука - ПСИХО ЛОГИЯ (с греческого языка это переводится так: "психЕ" = душа , "лОгос"-наука, знания )

В течение всей своей жизни человек ПОЗНАЁТ окружающий мир с помощью ОРГАНОВ ЧУВСТВ . Так происходит ВОСПРИЯТИЕ человеком окружающего мира.


А с помощью чего еще познает человек мир, в котором живем?

  • ПАМЯТЬ - наша кладовая. Благодаря ей человек накапливает в своем мозгу-компьютере знания и опыт. Для памяти ценны все ощущения, и приятные для человека, и отрицательные. Потому что это позволяет нам не повторять своих ошибок.
  • МЫШЛЕНИЕ - помогает нам сравнивать, классифицировать, обдумывать, устанавливать связи между предметами и явлениями, помогает нам делать выводы.
  • ВООБРАЖЕНИЕ - помогает нам представлять то, чего перед нами нет.

Восприятие, память, мышление, воображение работают не сами по себе, а ВМЕСТЕ. Так получается цельная сложная картинка жизни во всей ее красоте.

Очень важно научиться ценить все эти инструменты Жизни, которые помогают нам не просто существовать, а жить интересной, радостной жизнью.

Берегите свое здоровье, развивайте память, мышление, воображение. И будьте счастливы!


Органы чувств, м/ф для детей

Как человек познает мир

Язык - главный орган вкуса

Интересные факты об органах чувств

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Земля и Вселенная. Смысл этих слов сегодня понятен каждому. Но слова эти существовали не всегда. На заре человеческой истории люди жили родами и племенами на обширных пространствах Европы, Азии, Африки. Они занимались коллективной охотой на крупного зверя, рыбной ловлей, собиранием плодов и кореньев.

Вопроса «что такое мир?» люди в то время просто не поняли бы. Их миром была та среда, в которой обитали данный род или племя, - с ее реками и лесами, пещерами и облаками... Недаром в ряде языков, в том числе и в древнерусском, слово «земля» некогда означало определенную географическую область или местожительство племени, народа. «О Русская земля, ты уже за холмом!» - восклицает автор «Слова о полку Игореве», и мы понимаем, что речь идет не о земном шаре, а о районе расселения восточных славян.

Повседневные наблюдения говорили также, что земля неподвижна и, кроме земного мира, не может быть ничего сущего. Небесная сфера, или твердь, была при этом необходима, чтобы объяснить, откуда берется вода, падающая с небес в виде дождя, града или росы, и почему она все-таки не заливает землю. Представление о небесной тверди хорошо подкреплялось падением «небесных камней» - метеоритов.

Изо дня в день, из года в год человек убеждался на опыте, что солнце, луна, планеты и звезды движутся по небу, восходят на востоке и заходят на западе. Но если уж сложилось представление о небесной тверди, не было ничего проще как прикрепить их к этой сфере и заставить двигаться вместе с ней. Для опровержения такого взгляда нужно было, по крайней мере, представить себе истинные размеры Земли и других небесных тел, их взаимные расстояния, понимать, что такое относительность движения и в чем состоит природа тяготения.

Астрономия - одна из самых древних наук. Еще на заре человечества охотники искали дорогу к своему стойбищу, ориентируясь по звездам. Большой толчок к изучению небесных явлений дал переход людей от собирательства и охоты к земледелию и скотоводству. Сроки перегона скота и получения приплода определялись прежде всего по фазам луны. Сезоны в земледелии связывались с высотой солнца над горизонтом, с годовыми изменениями положения звезд на небе.

Так повседневные производственные нужды людей оказались тесно связаны с расположением небесных светил. Но объяснить научно эту связь человек в ту пору был еще не в силах. Поэтому он стал поклоняться солнцу и луне, планетам и звездам как могущественным и прекрасным богам. Религия тесно переплелась с наблюдательной астрономией, возникли так называемые «астральные», т.е. звездные, культы. И такие процессы совершались тех территориях нашей планеты, где люди переходили к оседлому образу жизни.

Историки древнего мира говорят, что уровень, достигнутый древней астрономией, был очень высок. Однако от нее была совершенно скрыта действительная природа изучаемых ею явлений. Древние астрономы, например, знали множество созвездий, могли рассчитать время захода и восхода луны, солнца, планет, наиболее крупных звезд, предсказывать солнечные и лунные затмения и т.п. Но при этом они совершенно ничего не знали (и не могли знать) о том, что представляют собой Земля, планеты и звезды, какое действительное положение занимают они во Вселенной.

Вселенная древних была очень маленькой и тесной. И это не удивительно: ведь люди, создавая свои представления о ней, не имели другого масштаба, кроме земного. Древние греки сделали первые шаги к правильному пониманию мира. Они порвали с религиозными мифами и впервые попытались понять устройство и масштабы мира с позиций науки. Исходные данные для этого они получили из путешествий и наблюдений.

Древнегреческий математик Пифагор (VI-V в. до н.э.), много путешествовавший, первым высказал мысль о шарообразности Земли. Философ Аристотель (IV в. до н. э.) доказывал, что Земля - шар, ибо в южных странах на небе появляются новые созвездия, не видимые в северных, а чем дальше мы двигаемся к северу, тем все больше появляется на небосводе незаходящих звезд. Он ссылался также на то, что во время лунных затмений тень от Земли имеет на лунном диске круглую форму. Спустя много столетий во время кругосветного плавания Магеллана это доказательство шарообразности Земли вернуло мужество его морякам, которые, находясь почти три месяца в водах Тихого океана, пришли в отчаяние, думая, что никогда уже не вернутся домой и не увидят суши.

Древнегреческий историк Геродот рассказывал услышанную им во время посещения Египта легенду о путешествии финикийцев вокруг Африканского континента. Геродот не поверил легенде, так как в ней утверждалось, будто, огибая Африку с юга и плывя с востока на запад, путешественники видели солнце в полдень с правой стороны, т.е. на севере! «Этого не может быть!» - восклицает Геродот, хотя, с нашей точки зрения, такой рассказ был лучшим доказательством пребывания финикийцев в Южном полушарии.

Постепенно идея о том, что Земля - шар, висящий в пространстве и ни на что не опирающийся, все шире распространялась среди античных мыслителей. Архимед писал: «Аристарх Самосский... полагает, что неподвижные звезды и Солнце не меняют своих мест в пространстве, что Земля движется по окружности вокруг Солнца, находящегося в ее центре».

Наконец, за 300 лет до нашей эры географ Эратосфен путем остроумного опыта определил подлинные размеры земного шара. Заметив, что в день летнего солнцестояния в городе Сиене (теперь Асуан) солнце стоит в зените и поэтому освещает дно самого глубокого колодца, он измерил угол падения солнечных лучей в тот же день в Александрии. Зная расстояние между этими городами, Эратосфен легко вычислил длину окружности земного шара. Его расчеты оказались близки к современным.

Шаг за шагом двигались люди к разгадке тайны мироздания. Однако на этом пути у них были два серьезных препятствия. Во-первых, люди не имели необходимых для наблюдения небесных тел приборов. Во-вторых, успехи античной науки были на много столетий приостановлены возникновением христианства.

Кстати об Александрии и знаменитой библиотеке (около 415г.н.э.):

Так как она (Ипатия) очень часто беседовала с Орестом (префект Александрии), то её обращение с ним подало повод к клевете, будто бы она не дозволяла Оресту войти в дружбу с Кириллом (александрийский епископ). Посему люди с горячими головами, под начальством некоего Петра, однажды сговорились и подстерегли эту женщину. Когда она возвращалась откуда-то домой, они стащили её с носилок и привлекли к церкви, называемой Кесарион, потом, обнажив её, умертвили черепками, а тела снесли на место, называемое Кинарон, и там сожгли. …. Упомянутое событие произошло в четвёртый год епископства Кирилла, в десятый консульства Гонория и шестой Феодосия , в месяце марте, во время поста .

Еще в древнегреческой философии возникло течение, резко противопоставлявшее небесное и земное. В то время как великий материалист древности Демокрит (V-IV вв. до н.э.) развенчивал веру в богов и отрицал божественность небесных светил, Платон (V-IV вв. до н.э.), философ-идеалист, говорил, что астрономия изучает на небе идеальный мир, соответствующий достоинствам обитающих там богов. Платон учил, что все небесные светила прикреплены к хрустальным сферам и движение их равномерно и совершенно. Все небесное, по учению Платона, вечно и неизменно. Это представление поддерживал и ученик Платона Аристотель. Он считал, что земной мир состоит из четырех элементов - огня, воздуха, воды и земли. Но этот изменяющийся «подлунный» мир простирается только до луны, за которой расположен мир совершенный и неизменный, где господствует пятый элемент - невесомый эфир. Латинское название пятого элемента - квинтэссенция - и до сих пор сохраняется в нашем языке как символ чего-то самого главного в каждой вещи, явлении.

Представления Платона и Аристотеля оказали сильное влияние на картину мира, созданную греческим астрономом Птолемеем во II в. до н.э. Птолемей пытался объяснить видимые движения по небосводу планет Солнечной системы - Венеры, Марса, Юпитера, Сатурна. Как теперь известно, путь этих светил на нашем небе приобретает сложный вид потому, что мы наблюдаем их, сами находясь в движении вокруг Солнца. Два движения складываются и дают сложную видимую кривую. Птолемей же считал, что Земля находится в центре мира и не может двигаться. Поэтому он придумал сложную схему, согласно которой Солнце оказывается на третьем месте от Земли, а каждая планета движется не только вокруг Земли, но еще и по дополнительным орбитам (эпициклам), объясняющим видимые пути планет на земном небе.

Система Птолемея была поставлена под сомнение польским математиком и астрономом Николаем Коперником (1473-1543).

Выдающийся мыслитель, Николай Коперник в течение более чем 30 лет разрабатывал идею гелиоцентрической картины мира (от греческого «Гелиос»-«Солнце»), в соответствии с которой Земля оказывается рядовой планетой, в числе прочих обращающейся вокруг центрального светила -Солнца. Коперник решительно отбросил былые предрассудки о том, что Земля является центром мира и центром тяжести, вокруг которого якобы должны двигаться все небесные тела.

Трактат Коперника «Об обращении небесных сфер» вышел в свет лишь незадолго до его смерти, в 1543 г. Он произвел настоящий переворот в представлениях ученых о Вселенной. Коперник доказывал, что не Вселенная движется вокруг неподвижной Земли, а, наоборот, Земля перемещается в космическом пространстве. Провозглашая идею относительности движения, великий польский ученый поставил вопрос о том, что видимое нашим взором должно быть понято с учетом движения того тела, откуда ведется наблюдение.

Однако до тех пор, пока гипотеза не была доказана, церковь не особенно тревожилась. Решительная борьба против коперниковских идей началась лишь после того, как итальянский ученый Галилео Галилей (1564-1642) направил в небо увеличительную трубу собственной конструкции.

Случилось это в конце 1609 г. Труба Галилея была, по сегодняшним представлениям, совсем маленькой: она увеличивала всего в 30 раз. Но открытия, сделанные Галилеем в течение нескольких месяцев, опрокинули все имевшиеся у людей представления о мире, его масштабах и устройстве.

Прежде всего оказалось, что небеса состоят из таких же материальных объектов, как и Земля: на Луне обнаружились горы, «моря» и долины; на Солнце - этом символе божественной чистоты - пятна (как теперь известно, возмущения солнечной атмосферы, создающие вихри на ее поверхности); Млечный Путь распался на бесчисленное множество отдельных звезд и т. д. Оказалось также, что неверна и теория о тяготении всех небесных тел к центру мира - Земле. Уже при первых наблюдениях Галилей обнаружил, что вокруг планеты Юпитер движутся четыре спутника и что, следовательно, во Вселенной помимо Земли могут быть другие центры притяжения.

Наблюдения Венеры обнаружили, что она проходит, подобно Луне, смену видимых фаз, приобретая вид то узкого серпика, то полного диска. Это было прямым доказательством ее обращения вокруг Солнца.

Так за несколько месяцев рухнула под ударами новых фактов вся средневековая картина мира. Недаром Галилея, совершившего этот научный подвиг, современники прозвали «Колумбом Вселенной».

Таким образом, изучение мира, окружавшего человека, привело к расширению его знаний о природе, к созданию целой системы наук, изучающих природу, к созданию естествознания.

Естествознание - система наук о природе, совокупность естественных наук, взятая как единое целое. В настоящее время под естествознанием понимают формализованное (физико-математическое) и неформализованное содержательное (например, биология, химия, география), конкретное (например, антропология) естествознание, т.е. точное знание о всем, что действительно есть во Вселенной или, возможно, есть во Вселенной. Это знание часто можно выразить в виде математических формул.

По своему содержанию и по методу изучения явлений природы естествознание может быть разделено на эмпирическое и теоретическое, а по характеру своего объекта - на неорганическое и органическое. Неорганическое естествознание имеет своим предметом механические, физические, химические и иные явления. Органическое естествознание своим предметом изучения имеет явления жизни, или живую природу. Конечно, такое деление естествознания является довольно условным, так как достаточно сложно разделить неорганические и органические вещества, то есть вещества относящиеся к живой и неживой природе.

Таким делением определяется внутренняя структура естествознания, классификация наук. В середине XIX в. целым рядов естествоиспытателей и философов, среди которых были Ф. Энгельс и химик Ф. Кекуле, на основе тщательного изучения истории развития естественных наук были выдвинуты идеи об иерархии наук в форме четырех последовательных ступеней: механика, физика, химия, биология. В настоящее время науки о природе (или науку о природе) подразделяют на такие более или менее самостоятельные разделы, как физика, химия, биология, психология. Механика включена в физику. Среди наук о природе появилась психология.

Физика имеет дело не только со всевозможными материальными телами, но и с материей вообще. Химия имеет дело со всевозможными видами субстанциональной материи, т.е. с различными веществами. Биология - со всевозможными живыми организмами. Психология изучает различные разумные существа. Но это деление достаточно условно, так как систематически возникают междисциплинарные проблемы, которые решают пограничные дисциплины (биофизика, биохимия, психофизика, физическая химия и т.д.).

Далее идет переход к общественным наукам и наукам о мышлении. Вся история естествознания показывает основу, на которой оно находится. Это логически обоснованная математика. Без математики невозможно решить никакие проблемы естествознания.

Между естественными и социальными науками располагаются технические науки (включая сельскохозяйственные и медицинские). Дифференциация наук и их интеграция в процессе развития человеческого общества привели к возникновению новых наук (квантовая механика, ядерная физика, биохимия, бионика, геохимия, космохимия и др.). Особое место занимает кибернетика, представляющая собой раздел технических и математических наук, но глубоко проникающая в другие естественные и общественные науки. Естественные науки вместе с науками о человеке и обществе являются составными частями общечеловеческой культуры. Известны многие литературные произведения, внесшие вклад в развитие естествознание. Такими являются диалоги древнегреческого философа Платона (428 -348 гг. до н.э.), поэма «О природе вещей Тита Лукреция Кара (1 век до н.э.), «Естественная история» Ж. Бюффона (1707 - 1788), труды М.В. Ломоносова.

Гуманитарные науки, литература, искусство, религия сильно влияют на развитие естественных наук, на формирование мировоззрения естествоиспытателей.

Во взаимодействии науки, технологии, литературы, искусства возникают новые виды искусств. Так возникло книгопечатание, радио, кино, телевидение, компьютерная графика и др.

Каждый предмет природы является сложным образованием, т.е. состоит и каких-либо частей. Так, вещество может состоять из молекул, молекулы - из атомов, атом - из нуклонов и электронов, нуклоны или антинуклоны - из кварков или антикварков. Кварки в свободном состоянии не существуют и уже не имеют отдельных составных частей. Но по современным космологическим представлениям потенциально могут содержать в себе целые квазизамкнутые макромиры, имеющие собственные составные части. И это можно повторять до бесконечности. В этом состоит макромикросимметрия Вселенной, или циклическая замкнутость ее структур.

Аналогично и естествознание как система наук о природе состоит из основных частей, последовательно вложенных друг в друга: космология, физика, химия, биология, психология. Кроме того, естествознание включает в себя многие другие, более частные естественные науки (астрономию, географию и др.).

Химия, имеющая своим непосредственным основанием физику, сама является основанием биологии и оказывается характерным ключевым примером для последовательного развертывания всего естествознания по магистральному восходящему пути от исходной физики до психологии. Психология, занимая высшее место, потенциально циклически замыкается с исходной физикой:

Какие свойства должна иметь совокупность естественных наук, чтобы она могла рассматриваться как целое? Решение этого вопроса можно найти в системном подходе, или системном анализе изучаемых объектов. Суть системного подхода легче понять, рассматривая развитие химии в первой половине XIX в. В 1830-х гг. шведский химик И.Я. Берцеллиус выдвинул электрохимическую теорию химической связи, согласно которой молекулы образуются из атомов за счет электростатического притяжения разноименно заряженных атомов или атомных групп. Так, например, хлорид натрия образуется при притяжении положительно заряженного натрия и отрицательно заряженного хлора: Na+Cl-. При этом каждый из этих элементов может существовать самостоятельно. Или сульфат натрия Na2SO4 состоит из двух оксидов Na2O и SO3 , которые за счет электростатического взаимодействия образуют данную молекулу. И в этом случае оба оксида могут существовать самостоятельно.

Но в 40-х гг. XIX в. крупнейший французский химик Шарль Жерар установил, что теория Берцеллиуса может быть применена только к редким примерам построения молекул. В подавляющем большинстве молекулы состоят из атомов и атомных групп, так прочно связанных, что их самостоятельное существование без существенного изменения их качественного состояния невозможно. Распад молекул на части приводит к качественно новым веществам. Так, метан СН4, теряя только один атом водорода, превращается в радикал метил, который в свободном состоянии существовать не может и образует этан: СН3 + СН3 -> С2Н6. При потере двух атомов водорода образуется метилен СН2, также не существующий в свободном состоянии и образующий этилен С2Н4.

Молекулу Жерар назвал унитарной системой. Ученый также показал, что существует два вида множеств: множество суммативное, или аддитивное (полученное путем простого сложения) и множество системное, или просто система. В отличие от аддитивного множества, система представляет собой такое множество элементов, в котором все элементы не только тесно взаимосвязаны друг с другом, но влияют друг на друга и качественно преобразуют друг друга. Жерар привел убедительные примеры, подтверждающие это положение. Так, один и тот же элемент водород в составе различных молекул проявляет себя в совершенно различных качествах. В молекуле водорода он нейтрален и очень прочно связан со вторым атомом водорода: энергия связи Н-Н равна 432 кДж/моль. В молекуле бромистого водорода HBr водород представляет собой положительно заряженный катион Н+, и энергия связи H-Br составляет 358,9 кДж/моль. В гидриде натрия NaH водород является отрицательно заряженным ионом Н-, и энергия связи Na-H составляет всего 196,7 кДж/моль. Таким образом, включая один и тот же элемент, система делает его различным в зависимости от связанных с ним партнеров.

Открытие Жерара заинтересовало философов, которые с его помощью нашли объяснение диалектическому закону перехода количества в качество, или переходу количественных изменений в качественные. Атомарный кислород О имеет одни свойства, молекулярный кислород О2 имеет другие свойства, а озон О3 имеет свойства, отличные от двух предшествующих. Следовательно, изменение качества под влиянием количественных изменений может происходить только в том случае, если объект имеет системный характер.

Таким образом, система - такая совокупность элементов, в которой существуют их взаимное влияние и качественное взаимное преобразование. Система представляет единое целое, из которого нельзя отнять ни одного элемента, не изменив при этом качества всего целого.

В философии, начиная с античности и вплоть до XIX в. Было два подхода к вопросу о том, как человек познает окружающий мир: одни философы считали, что мы познаем мир чувствами, другие – разумом. Первые иногда назывались сенсуалистами (от слова sense – чувство) или эмпирики, вторые – рационалистами.

Сенсуалисты считали, что чувства – единственный достоверный источник наших знаний. Чувства нас никогда не обманывают, дают нам самую точную информацию. Уж если я взялся рукой за горячий утюг, то точно буду знать, что это такое. А вот когда мы начинаем размышлять, то тут кроется источник ошибки. Основной лозунг сенсуалистов: чтобы знать – надо видеть! Видеть в широком смысле слова: видеть, слышать, обонять, ощущать и т.д. Основные формы чувственного познания – ощущение (когда мы воспринимаем какое-то отдельное качество: теплое, тяжелое, синее и т.д.), восприятие (когда мы воспринимаем целостный образ предмета – видим, например, яблоко, человека) и представление (когда мы можем представить себе наглядно и конкретно предмет, который сейчас не видим и не ощущаем).

Рационалисты, напротив, полагали, что чувства наши очень слабы и недостоверны. Чувствам не дана сущность вещей, не дано прошлое, не дано будущее. Зато все это доступно разуму. Еще Платон утверждал, что наши чувства недостоверны и обманчивы. Нельзя что-нибудь одновременно знать и не знать: либо я знаю, либо я не знаю. Но можно одновременно видеть и не видеть, закрыв рукой один глаз. У рационалистов свой лозунг: чтобы видеть – надо знать. Поскольку мой глаз не вооружен мыслью, знанием, я и не увижу того, что мне нужно. Допустим, я открываю заднюю крышку телевизора – если я никогда не изучал электроники и электротехники, я там ничего не увижу, кроме бессмысленного переплетения проводов, схем и т.д.

Основными формами рационального познания являются формы нашей мысли: понятие, суждение, умозаключение. Понятие открывает нам какой-нибудь существенный признак вещи. Очень многие явления мира даже представить себе нельзя, например скорость света или искривляющуюся в трехмерном пространстве Вселенную, но можно понять. Суждение – это такая связь между понятиями, в которой что-либо утверждается или отрицается. Например, яблоня – это дерево. И наконец, умозаключение (силлогизм) – это такой способ мышления, когда мы из двух суждений можем непосредственно вывести третье.

Например:

Все люди смертны.

Иванов – человек.

Следовательно, Иванов смертен.

Наконец, были еще агностики, которые принципиально отрицали познаваемость мира. Так, Кант полагал, что мы видим мир не таким, каков он есть на самом деле, а таким, каким он нам является. А является он нам всегда преломленным через наши чувства, через разум, через язык, искусство, т.е. через культуру. И никакого другого мира, независимого от разрешающих способностей нашей психики, от нашей культуры, мы знать не можем. Мир такой, каков он сам по себе, — есть лишь некая идея, непостижимая «вещь-в-себе». Мир, являющийся нам, такой, потому что мы такие. Этим учением Канта поставлена глубокая философская проблема.

Поделиться